Для психолога

  • pdf
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 35.pdf

Занимаемся с логопедом

М.М. Безруких

Е. С. Логинова Н.В. Флусова

                                                    От буквы                                                      Тетрадь № 2

для занятий с детьми, к стову, имеющими трудности

в обучении чтению

от сиова и письму к предложению

Вентоно-Гроф

Страницы для взрослых

Обучаясь чтению и письму, ребенок сталкивается с трудностями, которые имеют различные причины. На начальном этапе — это нарушения звукопроизношения, недостаток словарного запаса, несформированносгь грамматического строя речи, низкий уровень развития фонетического и зрительного восприятия и др. В дальнейшем овладение чтением и письмом осложняется несформированностью учебных навыков и довольно высокой интенсивностью обучения.

Упражнения и игры, содержащиеся в четырех тетрадях комплекта «От буквы к слову, от слова к предложению», помогут вашему ребенку закрепить зрительные образы букв, расширить понятие о гласных и согласных звуках, овладеть навыками звукобуквенного и фонетического анализа. Чтение слогов различной структуры даст возможность скорректировать артикуляцию и совершенствовать навык чтения. Упражнения на словообразование и словоизменение способствуют пополнению словарного запаса и формированию грамматического строя речи.

Комплексный характер представленных в тетрадях заданий позволит в процессе овладения чтением и письмом развить внимание, память, логическое мышление ребенка.

Разнообразные упражнения, усложняющиеся от первой к четвертой тетради, и богатый иллюстративный материал сделают занятия увлекательными и высокоэффективными.

Пособие предназначено в помощь логопедам, дефектологам, учителям. Пособие может использоваться и родителями для занятий с детьми под руководством специалиста.

Описание тетради № 2

Тетрадь № 2 является продолжением тетради № 1 и предназначена для работы с детьми, которые испытывают трудности формирования навыков письма и чтения, связанные с низким уровнем развития фонематического (звукового) анализа и восприятия, «бедностью» словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно-пространственного восприятия, координации движений, зрительной памяти.

Данную тетрадь целесообразно использовать на этапе звукобуквенного анализа и при пере ходе от печатных слов к строчному письму (в прописях), при знакомстве со способами обозначения мягкости согласных буквами Е, Ё, И, Ю, Я и Ь, для формирования умения дифференцировать свистящие и шипящие, глухие и звонкие согласные, а также для закрепления навыка чтения простых однослоговых и двуслоговых слов со стечением согласных в начале, в конце и в середине слов.

Тетрадь содержит 28 занятий и имеет комплексную структуру.

В занятия 1—4 включены буквенные таблицы, используемые на этапе звукобуквенного анализа и предназначенные для формирования устойчивых зрительных образов букв при освоении прописей, для установления прочных связей между произношением звука и вариантами обозначения буквы на письме с последующей перекодировкой печатных букв в письменные, заглавных в строчные. Буквы в таблицах собраны с учетом сходства (зрительного и в способе написания букв) для успешного преодоления стадии поэлементного начертания букв и перехода к безотрывному письму (чтобы дети не тратили время на припоминание зрительных образов строчных букв), а также для формирования произвольного внимания.

Таблицы занятий 5—8 предусматривают отработку умения читать слоги, слова и предложения, оформленные разным шрифтом (печатными и письменными буквами). Это очень важно в процессе формирования навыка чтения и при выполнении письменных упражнений, так как в учебниках задания, как правило, даются печатными буквами, а в тетради редолжен использовать письменные. Для многих детей «перекодировка» печатных знаков в письменные и письменных в печатные бывает трудна.

Чтение слогов различной структуры и степени сложности — хорошая фонетическая и артикуляционная гимнастика.

В занятиях 9—14 проводится работа с однослоговыми словами различной структуры. Они позволяют закрепить умение читать слова с буквами А, О, У, Ы, Э, Е, Ё, И, Ю, Я в середине слов, формируют представление о способах обозначения мягкости согласных на письме при помощи букв Е, Ё, И, Ю, Я и Ь.

з

Занятия 15—17 включают задания, направленные на совершенствование умения читать двуслоговые слова с твердыми согласными в открытых слогах, на закрепление представления об ударении в словах и слоговой структуре слов.

Занятия 18—20 способствуют отработке умения читать двуслоговые слова с одним мягким и одним твердым согласным в открытых слогах, формируют умение определять род имен существительных.

Занятия 21—23 предназначены для совершенствования умений читать двуслоговые слова разной слоговой структуры и сложности с твердыми согласными в открытом или закрытом слоге, определять род имен существительных.

Занятия 24, 26 напомнят слоговую структуру слов, способствуют формированию произвольной организации деятельности и произвольного внимания (особенно задание 2), позволят повторить и дифференцировать буквы, сходные по способу написания.

Занятие 25 направлено на повторение и закрепление слоговой структуры слов, ударения в словах и правил переноса слов, имеющих сложную структуру.

Занятия 27, 28 позволяют в игровой форме провести фонетический анализ и дифференцировать фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство, способствуют формированию произвольной организации деятельности. Проводится работа с орфограммами, в написании которых наиболее часто встречаются ошибки.

Развивающие задания тетради направлены на развитие логического мышления, обогащение словарного запаса, привлечение внимания к способам образования новых слов, формирование фонематического анализа и грамматического строя речи.

В зависимости от успешности работы с тетрадью и характером возникающих трудностей целесообразно вернуться к тому или иному упражнению. Каждое задание может использоваться отдельно или в сочетании с другими, может быть включено в систему дополнительной или коррекционной работы.

Задания к таблицам слов сформулированы так, что каждое из них может быть применено к любой таблице слов из данного пособия. Задания, отмеченные звездочкой (*), привлекаются как дополнительные.

Варианты работы с разрезным материалом

При работе с разрезным материалом ребенку можно предложить различные варианты заданий, направленных на развитие речи, закрепление орфограмм, формирование логического мышления, развитие памяти и познавательных способностей.

Упражнения на развитие речи

1.                  Ребенку даются слова (или картинки, изображающие слова), от которых он должен образовать: существительные множественного числа (дом — дома, стул — стулья, дерево — деревья, лист — листья и т. д.), уменьшительно-ласкательную форму существительных (трость — тросточка, стол — столик и т. д.), от существительных — однокоренные прилагательные (дом — домашний, стол — столовый, глаз — глазной и т. д.). Ребенку предлагается к данной картинке или слову подобрать прилагательное (признак): плащ (какой?) — новый, непромокаемый, красивый; мост (какой?) — деревянный, современный, железный и т. д.

2.                  Перед ребенком лежат несколько картинок. Он должен выбрать картинки с изображением предметов, относящихся к женскому (она моя), мужскому (он мой), среднему (оно мое) родам (ребенок может разложить картинки с изображением предметов, относящихся•к женскому и мужскому, женскому и среднему, мужскому и среднему родам).

З. Ребенок составляет предложения с использованием двух картинок или слов. Например, предлагаются иллюстрации, на которых изображены сад и мак, ребенок составляет предложение: «В саду расцвел мак»; предлагаются слова СТОЛ и ТОРТ, ребенок составляет предложение: «Торт поставили на стол».

4

Упражнения на закрепление орфограмм

1.      Картинки и слова можно использовать для закрепления правописания парных согласных в конце слов: (зуб — зубы, дуб — дубы, рог — рога и т. д.); правописания ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК — ЧН — НЧ. Ребенку предлагается назвать картинку или прочитать слова; вспомнить, какое правило есть в данных словах; записать самостоятельно еще несколько слов на это правило.

2.      Комплект картинок, полных слов и слов с пропущенными буквами можно привлекать для повторения, закрепления и анализа словарных слов и слов с безударным гласным в корне слова.

Логическое лото на формирование логического мышления

1.       Ребенок может играть под руководством взрослого один или с группой детей. Если ребенок играет один, то либо он сам выбирает картинку, с которой начинается игра, либо это делает взрослый. При коллективной игре участникам раздаются картинки; ребята договариваются об очередности ходов. Следует объяснить игрокам, что они будут собирать логическую цепочку, поэтому им нужно найти и установить связь между картинками. Например, на первой картинке изображены сапоги, значит, за ней можно поставить картинку с тучкой (сапоги надевают после дождя) или мячом (сапоги и мяч красного цвета). Каждый ребенок должен объяснить принцип, по которому он соединяет картинки. Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему найти логическую связь.

2.       Правила игры такие же, как в первом варианте, но играющие составляют логическую цепочку, отыскивая противоположности. Например, рядом с иллюстрацией колючего ежика может стоять картинка с пушистым котом; рядом с изображением маленькой мыши картинка с большим китом и т. д.

З. Ребенок ставит рядом любые картинки, составляя логическую цепочку не только по признакам предметов, но и по любой связи между ними. Например, названия предметов или существ, изображенных на картинках, начинаются с одного звука, или содержат один звук, или состоят из одинакового количества букв, или «и то и другое есть в доме, на даче

4. Карточки перевернуты белой стороной вверх и сложены в стопку. Логическая цепочка составляется без опоры на изображение. Игрок переворачивает и кладет верхнюю карточку, а потом уже пытается отыскать связь этой карточки с предыдущей.

Игры на развитие памяти

1. Игра на развитие кратковременной, рабочей памяти. Ребенку для запоминания предлагается 10 картинок или слов. Он должен запомнить как можно больше слов или картинок, а затем назвать их (норма для воспроизведения после первого предъявления — 7 слов). При успешном выполнении этого задания количество картинок или слов для запоминания постепенно увеличивается.

2, Игра на развитие смысловой памяти. Взрослый медленно зачитывает 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. После того как зачитывается первое слово (или предъявляется первая картинка), ребенок должен припомнить второе. После этого можно записать все слова парами. Удовлетворительным считается результат, если правильно воспроизведено 6 пар из О. Например: стол — лампа; тетрадь — карандаш; перо — птица; мост — река; стол — обед; час — время; лист — дерево и т. д.

З. Игра на развитие логической памяти. Ребенку зачитываются 10 вариантов по З слова, объединенных по смыслу. При этом обращается особое внимание на логическую связь между словами. Например: дом — улица — город; дерево — ствол — лист; сад — земля — растение; больница — врач — больные и т. д. Далее взрослый предлагает ребенку карточку, на которой написано одно из З слов (или нарисована картинка из каждой тройки). Ребенок должен вспомнить оставшиеся 2 слова.

4. Варианты игр со словами на развитие памяти:

а) взрослый выбирает 5—7, 7—10 слов или картинок и просит ребенка разложить их в алфавйтном порядке от буквы Б до буквы З или в обратном порядке от буквы К до буквы В;

5

б) ребенок изменяет слова, добавляя или выбрасывая букву, переставляя буквы (карта — карета, рак — арка; столб — стол, хлев — лев; сон — нос, кот — ток и т. д.);

в) ребенок изменяет слова путем полной перестановки букв (карета — ракета, лучок чулок, камыш — мышка и т. д.);

в) ребенок восстанавливает слова, используя таблицы слогов (например, слог МЫ в начале слова МЫЛО, середине слова КАМЫШИ, конце слова СОМЫ и т. д.).

Упражнения на развитие познавательных способностей

Эти упражнения могут проводиться с использованием картинок и слов.

1.                  Ребенку называются 2—3 слова и даются картинки, относящиеся к одному понятию. Ребенок должен подобрать обобщающее слово (например, стол — стул — мебель, боб — мак — лавр — растения и т. д.).

2.                  Упражнение похоже на предыдущее, но здесь ребенок должен классифицировать понятия: животные — домашние и дикие; птицы — перелетные и зимующие, городские и лесные; ягоды — садовые и лесные и т. д.

З. Ребенку предлагаются 2 слова (или 2 картинки), находящиеся в определенной связи. Взрослый называет третье слово (показывает третью картинку). Ребенок должен подобрать к нему четвертое, которое относится к третьему так же, как второе к первому слову: ложка — кушать, нож — ... (резать); кошка — дом, заяц — ... (лес) и т. д.

4. Ребенку предлагаются З слова (или З картинки), относящиеся к одному понятию, и одно слово (или одна картинка), не относящееся к нему. Ребенок должен назвать не подходящее слово (или картинку) и объяснить, почему оно не подходит к остальным. Например: стол — стул — нож — шкаф. Лишнее слово НОЖ, так как это столовый прибор, а стол, стул, шкаф — мебель.

ВНИМАНИЕ!

При выполнении ребенком заданий взрослому следует придерживаться следующих правил:

1.             Прочтите, объясните и попросите ребенка повторить задание. Убедитесь в том, что задание понятно.

2.             Не торопите ребенка во время выполнения упражнений.

З. Научите ребенка проверять каждое задание и самостоятельно исправлять свои ошибки. 4. Не исправляйте неправильно выполненные задания, предоставьте это ребешу. Для этого можно подчеркнуть слово, в котором сделана ошибка. После того как ребенок научится анализировать и исправлять ошибки в словах, переходите к предложениям, обозначая галочками на полях количество допущенных ошибок на строке, и только потом анализируйте части задания.

Желаем успехов!


1

 

 

0

 

 

я

9

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

у

Э

э

О

а

66

 

и

$0

И,

 

 

 

э

 

8

 

У

 

И,

ё

ы

 

 

ё

а

 

 

 

я

66

 

О

 

 

 

 

1.                      Рассмотри все буквы в таблице. Назови те буквы, которые при произнесении соответствуют одному звуку, двум звукам.

2.                      Найди в таблице и закрой фишками из вкладыша поочерёдно буквы А, Я, О, Ё, У, Ю, И, Ы, Э. Каждый раз сверяй количество фишек, закрывших одну букву, с ответом внизу страницы.

6           о                                                        Э      6

Я                                    Ю

7

 

 

 

Щ

 

 

 

ш

 

с

 

 

 

 

ч

Ш

 

ж

 

 

 

 

з

 

4

 

з

С

ц

Ж

 

з

4

ж

Ч

 

 

ц

Ж

ш

щ

с

х

Ф

з

74

 

 

 

Ж

 

С

Ч

 

х

1.             Рассмотри все буквы в таблице. Назови звуки, соответствующие этим буквам.

2.             Найди в таблице и закрой фишками из вкладыша поочерёдно буквы Ц, Ч, Щ, З, Х, Ж, С, Ш. Каждый раз сверяй количество фишек, закрывших одну букву, с ответом внизу страницы.

— 7

7              3 - 8                 — 7       

8

З

 

л

 

Д

 

Ф

5

 

 

 

 

Т

б

в

п

 

 

 

 

д

п

в

 

9

Д

 

в

 

 

 

 

 

в

 

 

Ю

д

 

 

п

 

 

6

 

 

 

 

д

в

 

 

 

 

Ф

Б

1.                      Рассмотри все буквы в таблице. Назови звуки, соответствующие этим буквам.

2.                      Найди в таблице и закрой фишками из вкладыша поочерёдно буквы Т, Д, Б, П, К, В, Ф. Каждый раз сверяй количество фишек, закрывших одну букву, с ответом внизу страницы.

6 д — 10

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

Г

 

н

 

 

г

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

И,

 

 

 

М

 

 

1.       Рассмотри все буквы в таблице. Назови звуки, соответствующие этим буквам.

2.       Найди в таблице и закрой фишками из вкладыша поочерёдно буквы Л, М, Н, Р, Г, К, Х. Каждый раз сверяй количество фишек, закрывших одну букву, с ответом внизу страницы.

     М                    р

10


5

 

иу

 

7

со

се

 

пио

 

 

 

 

 

 

 

 

Уф

или

 

 

 

 

 

 

ше

 

 

 

ш-Ь

066

 

 

2. Придумай и запиши слова со слогами СО, ЛИ, ТИ, МУ так, чтобы эти слоги встречались в разных частях слов (СОБАКА, НОСОРОГ, КОЛЕСО). Раздели слова на слоги и определи, каким по счёту будет этот слог.

З. Прочитай и соедини парами слова. Выбери пять слов из крайних столбиков и запиши их в тетрадь.

мышь

ТУШЬ ТИГР гипс МЕХ

имя ЕГЕРЬ

УДАВ

УЗНИК УРЮК ШЕЯ лицо

11

 

оф

есо

 

спи

усть

иаю

сею

 

окаю

t.uzoy

осе

ыаиь

 

шею

ить

 

 

(,аиь

тио

еже

 

ишь

маи

2. Восстанови слова в цепочке так, чтобы в каждом следующем слове появлялась одна новая буква. Какой буквой одно слово отличается от другого? Подчеркни эту букву.

З. Прочитай и соедини парами слова. Выбери пять слов из крайних столбиков и запиши их в тетрадь.

СХЕМА ПЫШКА

      фре,пъ             БУДКА

12

826

086

 

ась

 

 

 

И

ињ

ось

 

огь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ы-УЉ

ЮИЬ

8vWb

УСЬ

 

60

 

ИЛЬ

ОСЬ

6tCb

Гб

ЮНЬ

(Т-6

6[УЉ

 

ИТЬ

836

496

0,26

4736

8ИЬ

2. Вставь в предложения пропущенные слова. Подчеркни в них буквы, обозначающие мягкие согласные.

 * Скажи, как обозначена мягкость согласных (например, в слове МЕЛЬ мягкость М обозначается буквой Е, мягкость Л обозначается буквой Ь).

1)                  В лесу слышнасоловья.опоздать на поезд. Летомуехала на дачу. Корабль сел на На краю леса виднелись свежие — месяц цветов.

2)                  У телеги сломалась Почтальон позвонил в Он принесот машины долго висела в воздухе. На веревке сушится Мальчики играют в

СЛОВа-ПОМОЩНИКИ.• мель, бидьярд, семья, пеньки, июль, ось, дверь, бельё, трель, пыль, письмо, боюсь.

13

АЛЮР

ЕЛЬЯ

истья

ость

МЕЛЬ

ЯТА

ПЬЁТ

кинь

ись

УТЬЮ

 

УБЛЬ

ЕЛЬЁ

РЬЮ

ддџь

вить

ЕРЬЯ

АЛЬТ

ФЕЯ

ЕЛЬЮ

пью

ЕНЬЮ

ЯБРЬ

УЖЬЁ

ПЕЛЬ

АРЕЛЬ

УЗИТЬ

РОЛЬ

здщь

лью

исть

шью

АВРЬ

нить

овью

льюсь

УЛЬЯ

щись

июнь

урьЁ

2. Прочитай предложения. Сравни по смыслу и звучанию выделенные слова.

Перед домом растёт высокая ель. Никита ел персик. Учитель учит детей читать и писать. Мы будем учить новую песню. Книгу поставили на полку. Дети танцевали польку. На заборе сидит галка. Тропинка посыпана галькой.

З. Измени слова, добавляя Ь. Устно составь с ними


мел

брат

шест —

кон

угол  

хор

предложения.

14


1. Рассмотри картинки. Подбери к ним слова из разрезного материала и соедини картинки и слова парами. Объясни значения слов.

2. К словам из вкладыша подбери подходящие слова. Например: след — глубокий, звериный...

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ключ

гриб

крюк

 

 

 

 

1.       Прочитай слова в таблице. Чем они похожи? Сравни слова КРЕСТ и ШПРИЦ с другими словами из таблицы.

2.       Подбери к словам в таблице слова с пропущенными буквами из разрезного материала. Соедини их парами и назови пропущенные буквы.

16

1.              Вставь пропущенные буквы в слова из таблицы. Скажи, как обозначена мягкость согласных?

2.              Запиши в тетрадь все слова с буквами И, Е, Я, Ю, Ё. Проверь себя, подобрав слова из разрезного материала.

З. Измени слова из таблицы «так, чтобы они отвечали на вопрос «какой?» Например: крест крестный, снег — снежный...

17

1.       Подбери к картинкам в таблице слова с пропущенными буквами А, О, У и Е из разрезного материала. Соедини слова с картинками. Восстанови слова, вставив в них букву.

2.       К словам ГУСЬ и ТЮЛЬ подбери схемы из разрезного материала. Выбери из таблицы ещё слова, которые соответствуют этим схемам. Запиши их в тетрадь.

1.                Прочитай слова в таблице. Нарисуй в тетради схемы к словам ДВЕРЬ, БРОВЬ, ГВОЗДЬ.

2.                Выбери из таблицы и назови все слова, про которые можно сказать «мой», «моя». Найди вокруг себя такие предметы.

19

 

 

 

 

дв_рь

с ть

л сь

к НЬ

 

 

бр_шь

м шь

г сь

т нь

ц_пь

п чь

к сть

бр_вь

1.     Восстанови слова, вставляя в них пропущенные буквы. Объясни значения слов.

2.     Как обозначена мягкость согласных в словах из таблицы? Чем похожи и чем различаются слова СОЛЬ, СЕТЬ, БРОВЬ, ДВЕРЬ, ГВОЗДЬ, КИСТЫ

З. Там, где возможно, измени слова из таблицы так, чтобы исчез Ь. Например: сеть сетка, тень тенёк...

20

1.                 Назови, что (кто) изображено на картинках в таблице. Выбери из разрезного материала слова, обозначающие животных, и закрой ими картинки.

2.                 К картинкам из таблицы нарисуй схему в тетради.

Подбери ещё слова, которые подходят к этой схеме. З. Измени слова по образцу? ваза — вазы, рука руки. Запиши в тетрадь слова, оканчивающиеся на Ы, в один столбик, на И — в другой.

21

1. Прочитай слова в таблице. Объясни значение слов.

2. Подбери к словам в таблице слова из разрезного материала и соедини их. Измени слова, добавляя слово «много». Например: шуба — много шуб.

22

 

 

 

 

 

 

 

 

Р—м_

р_б_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.              Подбери к словам в таблице картинки из разрезного материала.

2.              Восстанови слова, вставляя в них пропущенные буквы. Поставь ударение. Проверь себя, подобрав к получившимся у тебя словам слова из разрезного материала. Соедини их. Исправь ошибки.

23

1. Подбери к картинкам в таблице слова с пропущенными буквами из разрезного материала. Соедини их. Вставь пропущенные буквы.

2. Скажи, какими по счёту в каждом слове будут буквы Е, И, Я, обозначающие мягкость согласных.

24

1.                 Прочитай слова в таблице. Объясни их значения. Подбери к словам в таблице картинки из разрезного материала. Соедини их.

2.                 Найди в таблице слова, обозначающие один предмет (животное, растение), много предметов (животных, растений).

З. Подбери из разрезного материала схемы к словам ЛИСА и ПОЛЕ. Подбери ещё слова к этим схемам. 25

1.Вставь пропущенные буквы в слова из таблицы.

2.Подбери к словам в таблице картинки из разрезного материала. Соедини их.

З. Измени слова из таблицы, добавляя слово «много». Например: руки — много рук, маки — много маков. Какое слово нельзя изменить?

26

 1. Подбери к картинкам в таблице слова с пропущенными буквами из разрезного материала. Соедини их.

Найди в таблице слова, про которые можно сказать «мой», «моя». Найди вокруг себя предметы, про которые можно сказать так же.

27

1.       Прочитай слова в таблице. Скажи, к каким словам можно задать вопрос «кто?», а к каким — «что?». Почему?

2.       Составь десять слов, используя буквы слова МАТРОС, и запиши их в тетрадь.

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с сн

 

з_б_р

т_п_р

1.              Восстанови слова, вставляя пропущенные буквы. Объясни значения слов.

2.              Подбери к словам в таблице слова из разрезного материала. Соедини их. Исправь ошибки.

З. Раздели на четыре группы слова из вкладыша, в которых есть буквы АА, 00,- АО, ОА. Придумай по одному слову к каждой группе.

29

1.       К словам ЛИФТ, КОСТЬ, БРОВЬ, КРЮК, БЛИН, тигр, СТАЛЬ, СЕРП, ПЛЯЖ, ПАСТЬ, ПЛЮЩ, МЫСЛЬ подбери схемы из разрезного материала. Раздели слова на группы в соответствии со схемами. Объясни незнакомые слова. Придумай слово к каждой схеме.

2.       Заполни таблицу буквами так, чтобы буквы верхнего ряда не повторялись ни в строчках, ни в столбиках.

З. Вставь «потерявшиеся» гласные так, чтобы получились слова, и запиши их. Объясни значение получивШИХСЯ слов.

кбн зкз згр юлч зпд грэк зпх бзр бнн брн трн

зо

1.               Прочитай слова и рассмотри графические схемы ударений (Х — ударный, х — безударный):

каша

кинб

карёта

Прохлопай слоги в каждом слове. Поставь ударение в словах. Скажи, каким по счёту будет ударный слог в каждом слове. Как выделен ударный слог в графическом обозначении слова?

Нарисуй в тетради графические схемы к следующим словам.

роза

лампа

ракета

лиса

весна

волосы

рыба

волны

магазин

сады

весло

квартира

вода

кресло

рубашка

мыло

лосось

кормушка

река

салют

пшеница

зима

медведь

картофель

2.               Собери рассыпавшиеся слова в предложения. Правильно измени слова, если нужно. (Добавлять и заменять слова на другие нельзя.)

Солнце, светить, ярко.

Растаять, снег, весной.

Дети, в, мяч, играть.

Стоять, на, ваза, стол.

Быть, у, Петя, товарищ.

Вылезать, щенок, из-под, крыльцо. тучи, висеть, поля, над, хмурые.

З. Запиши слова, разделяя их- для переноса: ПЕРЬЯ, ЛИСТЬЯ, СТАТЬЯ, ДЕРЕВЬЯ, ОБЕЗЬЯНА, КРЫЛЬЯ, ГОСТЬЯ. Например: са|лют.

31


Составь местами слоги. Запиши слова и поставь в них ударение. Подчеркни буквы, обозначающие твёрдые согласные, синим цветом, мягкие согласные зелёным.

ка ви еже ран даш ка ри ку ца кар на ти мин ви та боч ба ка чок ви но та ну ми ке ра та ни пят ца

2. Восстанови слова в цепочке так, чтобы в каждом следующем слове появлялась одна новая буква. Какой буквой одно слово отличается от другого? Подчеркни эту букву.

32

З. Разгадай кроссворд. Впиши в клеточки строчек слова из левого столбика.

пень прядь оладьи ель зверьки фильм

июнь

пыльца

33

27

Измени   буквы З на С либо С на З. Объясни значения слов.

 

роза —

сев

 

 

коза

басы —

 

 

лиза —

смей —

 

 

лез —

сайка

 

2. Закончи стихи, используя слова справа.

из столбика

1.     Распустились утром    зуб

                И на них сверкают                смей

2.     Косит травушку

              Чтобы кушала                       росы

           З. Заболел у Тани                      коза

              Трудно есть ей даже            змей

4. Трогать ты меня не розы Не игрушка я, а коса

З. Прочитай предложения, вставляя

пропущенные

буквы С и З.

Ве ной поля асеяли ов_ом и кукуру_ой.

О енью со_рели арбу_ы и ливы.

1У_тые заросли крыли о еро от гла

              В со новом ле_у             тоит        апах        молы

И еМЛЯНИКИ.

            МеИ ВЫПОЛ ли на    олнцепёк.

34

4. Разгадай ребусы. з    з    мя чок менитый с   с   но СВЕЧ ружи йпер  с    ник

ЗУ О СЕча

ЗЕда

35

28

Измени буквы Ш на Ж либо Ж на Ш. Объясни значения слов.

          шар         жить

шаль  кружить — шесть  тужить —

2. Закончи стихи, используя слова из столбика справа.

1.     Нашей бабушке не рубашке Завернуть малютку в жираф

2.     Вяжет мама бабушка Потому что сын — шаль

         З. Вяжет Жене                                         варежки

            Шерстяные                                          ромашки

         4. На Машиной                                        жаль

Вышитышарф

З. Прочитай предложения, вставляя пропущенные буквы Ш или Ж.

После ду_а ко а пахла све_естью.

Е_и и у_и не дру_ны.

Ми а на_ёл в е евике е а.

ИЛ-6ЫЛ ва_ный _ук.

Ко_ка _мурится и ипит.

На боль_оЙ рома_ке сидит мель.

36

4.                       Переставь все буквы в словах и заполни клеточки кроссворда.

37


5.                       Переставь буквы в словах и заполни дорожку.

1. Прицш. 2. Секрт. З. Суть. 4. Люты 5. Аваз.

6.                       Ыбар. 7. Епар. 8. Сыве. 9. Тромас. 10. Сонса.

11. Лоско. 12. Щлюп.

38

Слова

Слова

Картинки


Слова

Слова

Картинки


Слова

Слова

Картинки


Слова

Слова

Картинки


Слова

Слова

гамак

топор

банан

сачок

баран

носок

забор

ворон

вагон

замбк

салат

 матрос

папка

солдат

сосна

лавка

батон

колпак

соска

 

 

 

 

Картинки


Схемы для работы с таблицами слов и картинок и разрезным материалом

Фишки для таблиц букв