Для психолога

  • pdf
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 36.pdf



Как работать с пособием

Ребенок, обучаясь чтению и письму, сталкивается с трудностями, которые имеют различные причины. На начальном этапе — это нарушения звукопроизношения, недостаток словарного запаса, несформированность грамматического строя речи, низкий уровень развития фонетического и зрительного восприятия и другие. В дальнейшем овладение чтением и письмом осложняется несформированностью учебных навыков и довольно высокой интенсивностью обучения.

Упражнения и игры, содержащиеся в четырех тетрадях комплекта «От буквы к слову, от слова к предложению», помогут вашему ребенку закрепить зрительные образы букв, расширить понятие о гласных и согласных звуках, овладеть навыками звукобуквенного и фонетического анализа. Чтение слогов различной структуры даст возможность скорректировать артикуляцию и совершенствовать навык чтения. Упражнения на словообразование и словоизменение будут способствовать пополнению детского словарного запаса и формированию грамматического строя речи.

Комплексный характер представленных в тетрадях заданий позволит в процессе овладения чтением и письмом развивать внимание, память, логическое мышление ребенка.

Разнообразные упражнения, усложняющиеся от первой к четвертой тетради, и богатый иллюстративный материал сделают занятия увлекательными и высокоэффективными.

Пособие предназначено в помощь логопедам, дефектологам, учителям. Пособие может

использоваться и родителями для занятий с детьми под руководством специалиста.

Описание тетради № З

Тетрадь № З является продолжением тетрадей № 1, 2 и предназначена для работы с детьми, которые испытывают трудности формирования навыков письма и чтения, связанные с низким уровнем развития фонематического (звукового) анализа и восприятия, «бедностью» словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно-пространственного восприятия, координации движения, зрительной памяти.

Данную тетрадь целесообразно использовать на этапе звукобуквенного анализа и при переходе от печатных слов к строчному письму (в прописях), при знакомстве со способами обозначения мягкости согласных буквами Е, Ё, И, Ю, Я и Ь, для формирования умения дифференцировать свистящие и шипящие, глухие и звонкие согласные, а также для закрепления навыка чтения простых однослоговых и двуслоговых слов со стечением согласных в начале, в конце и в середине слов.

Тетрадь содержит 33 занятия и имеет комплексную структуру.

В занятия 1—8 включены буквенные таблицы, используемые на этапе звукобуквенного анализа, которые предназначейы для формирования устойчивых зрительных образов букв в процессе освоения прописей; для установления прочных связей между произношением звука и вариантами обозначения буквы на письме с последующей перекодировкой печатныхбукв в письменные, заглавных в строчные. Буквы в таблицах собраны с учетом сходства (зрительного и в способе написания букв) для успешного преодоления стадии поэлементного начертания букв и перехода к безотрывному письму (чтобы дети не тратили время на припоминание зрительных образов строчных букв) , а также для формирования произвольного внимания.

Таблицы занятий 1—8 направлены также на совершенствование навыка чтения слогов словл слов и предложений, оформленных разным шрифтом (печатными и письменными буквами). Это очень важно на этапе формирования навыка чтения и при выполнении письменных упражнений, так как в учебниках задания, как правило, даются печатными буквами, а в тетради ребенок должен использовать письменные. Для многих детей «перекодировка» печатных знаков в письменные и Йисьменных в печатные бывает трудна.

Занятия 9—12 предусматривают отработку умения читать слоги разной степени сложносги. Чтение слогов является хорошей фонетической и артикуляционной гимнастикой и способствует совершенствованию навыка чтения. В занятиях обращается особое внимание на чтение слов с гласными в ударных и безударных слогах.

з

В занятиях 13—24 приводятся упражнения на развитие фонематического слуха и формирования умения дифференцировать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство и сходство в способе написания букв, обозначающих эти звуки (О—А, О—У, А—Я, А—Е, Ю—Е, У-ю, ы-И).

Занятия 13—18 включают задания, направленные на совершенствование умения читать двуслоговые слова, которые начинаются с гласных; на закрепление представления об ударении в словах и слоговой структуре слов.

Занятия 19—24 направлены на улучшение навыка чтения закрытых и открытых слогов со стечением твердых и мягких согласных.

Занятия 25—29 помогают закрепить умение читать двуслоговые слова с буквой Ь, как обозначающей мягкость согласных, так и разделительной.

Занятия 28—33 содержат задания, направленные на повторение и закрепление слоговой структуры слов, на отработку умения ставить ударение в словах и способов словообразования.

Построенные на игре, развивающие задания тетради привлекают внимание к слову и его частям, способам образования новых слов; позволяют расширить словарный запас; учат определять род имен существительных, подбирать к ним определения (прилагательные), синонимы и антонимы, составлять связное высказывание; способствуют формированию произвольной организации деятельности и произвольного внимания, необходимых для успешного освоения школьной программы по обучению письму и чтению.

В зависимости от успешности работы с тетрадью и характером возникающих трудностеЙ целесообразно вернуться к тому или иному упражнению. Каждое задание может использоваться отдельно или в сочетании с другими, может быть включено в систему дополнительной или коррекционной работы.

Задания к таблицам слов составлены так, что каждое задание можно использовать с любой таблицей слов из данного пособия. Задания повышенной сложности отмечены звездочкой С). К их выполнению ребенок может переходить, если только он справился с 60лее легкими заданиями.

Варианты работы с разрезным материалом

При работе с разрезным материалом ребенку можно предложить различные варианты заданий, направленных на развитие речи, закрепление орфограмм, формирование логического мышления, развитие памяти и познавательных способностей.

Упражнения на развитие речи

1.                     Ребенку даются слова (или картинки), от которых он должен образовать: существительные множественного числа (дом — дома, стул — стулья, дерево — деревья, лист — листья и т. д.), уменьшительно-ласкательную форму существительных (трость — тросточка, стол — столик и т. д.), от существительных — однокоренные прилагательные (дом — домашний, стол — столовый, глаз — глазной и т. д.). Ребенку предлагается к картинке или слову подобрать прилагательное (признак): плащ (какой?) — новый, непромокаемый, красивый; мост (какой?) — деревянный, современный, железный и т. д.

2.                     Перед ребенком лежат несколько картинок. Он должен выбрать картинки с изображением предметов, относящихся к женскому (она, моя), мужскому (он, мой), среднему (оно, мое) родам (ребенок может разложить картинки с изображением предметов, относящихся к женскому и мужскому, женскому и среднему, мужскому и среднему родам).

З.- Ребенок составляет предложения с двух картинок или слов. Например, предлагаются иллюстрации, на которых изображены САД и МАК, ребенок составляет предложение: «В саду расцвел мак»; предлагаются слова СТОЛ и ТОРТ, ребенок составляет предложение: «Торт поставили на стол».

Упражнения на закрепление орфограмм

1.        Картинки и слова можно использовать для закрепления правописания парных согласных в конце слов: нос — носы, зуб — зубы, кот — коты и т. д.; правописания ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК — ЧН — НЧ. Ребенку предлагается назвать картинку или прочитать слова; вспомнить, какое правило есть в данных словах; записать самостоятельно еще несколько слов на это правило.

2.        Комплект картинок, полных слов и слов с пропущенными буквами можно привлекать для повторения, закрепления и анализа словарных слов и слов с безударным гласным в корне слова.

Логическое лото на формирование логического мышления

1.       Ребенок может играть под руководством взрослого один или с группой детей. Если ребенок играет один, то либо он сам выбирает картинку, с которой начинается игра, ли60 взрослый предлагает ему выбрать картинку. При коллективной игре участникам раздаются картинки, затем дети договариваются об очередности ходов. Следует объяснить игрокам, что они будут собирать логическую цепочку, поэтому им нужно найти и установить связь между картинками. Например, на первой картинке изображены сапоги, значит, за ней можно поставить картинку с тучкой (сапоги надевают после дождя) или мячом (сапоги и мяч красного цвета). Каждый ребенок должен объяснить принцип, по которому он соединяет картинки. Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему найти логическую связь,

2.       Правила игры такие же, как в первом варианте, но играющие составляют логическую цепочку, отыскивая противоположности. Например, рядом с изображением колючего ежика может стоять картинка с пушистым котом; рядом с изображением маленькой мышки картинка с большим китом и т. д.

З. Ребенок ставит рядом любые картинки, составляя логическую цепочку по любой связи между ними. Например, названия предметов или существ, изображенных на картинках, начинаются с буквы, обозначающей один звук, или состоят из одинакового количества букв, или «и то, и другое есть в доме, на даче и т. д.».

4. Карточки перевернуты обратной стороной вверх и сложены в стопку. Логическая цепочка составляется без опоры на изображение. Игрок переворачивает и кладет верхнюю карточку, а потом уже пытается отыскать связь этой карточки с предыдущей.

Игры на развитие памяти

1.       Игра на развитие кратковременной, рабочей памяти. Ребенку для запоминания предлатается 10 картинок или слов. Он должен запомнить как можно больше слов или картинок, а затем назвать их (норма для воспроизведения после первого предъявления — 7 слов). При успешном выполнении этого задания количество картинок или слов для запоминания постепенно увеличивается.

2.       Игра на развитие смысловой памяти. Взрослый медленно зачитывает 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. После того как зачитывается первое слово (или предъявляется первая картинка), ребенок должен припомнить второе. После этого можно записать все слова парами. Удовлетворительным считается результат, если правильно воспроизведено б пар из 10. Например: стол — лампа; тетрадь — карандаш; перо — птица; мост — река; стол — обед; час — время; лист — дерево и т. д.

З.Мгра на развитие логической памяти. Ребенку зачитываются 10 вариантов по З слова, объединенных по смыслу. При этом обращается особое внимание на логическую связь между словами. Например: дом — улица — город; дерево — ствол — лист; сад — земля — растение; больница — врач — больные и т. д. Далее взрослый предлагает ребенку карточку, на которой написано одно из трех слов (или нарисована картикпса из каждой тройки). Ребенок должен вспомнить оставшиеся 2 слова.

4. Варианты игр со словами на развитие памяти:

а) взрослый выбирает 5—7, 7—10 картинок или слов и предлагает ребенку разложить их

5

или записать в алфавитном порядке от буквы Б до буквы З или в обратном порядке от буквы К до буквы В;

б) ребенок изменяет слова, добавляя или выбрасывая букву, частично переставляя буквы (карта — карета, рак — арка; столб — стол, хлев — лев; сон — нос, кот — ток);

в) ребенок изменяет слова путем полной перестановки букв (карета — ракета, лучок — ТУлок, камыш — мышка и т. д.);

в) ребенок восстанавливает слова, используя таблицы слогов (например, слог МЫ в начале слова МЫЛО, в середине слова КАМЫШИ, в конце слова СОМЫ и т. д.).

Упражнения на развитие познавательных способностей

Эти упражнения могут проводиться с использованием картинок и слов.

1.                     Ребенку называются 2—3 слова и даются картинки, относящиеся к одному понятию. Ребенок должен подобрать обобщающее слово (например, стол — стул — мебель, боб — мак — чай — растения и т. д.)

2.                     Упражнение похоже на предыдущее, но здесь дети должны классифицировать понятия: животные — домашние и дикие; птицы — перелетные и зимующие, городские и лесные; ягоды — садовые и лесные и т. д.

З. Ребенку предлагаются 2 слова (или 2 картинки), находящиеся в определенной связи. Взрослый называет третье слово (показывает третью картинку). Ребенок должен подобрать к нему четвертое, которое относится к третьему так же, как второе к первому слову: ложка — кушать, нож — (резать); кошка — дом, заяц — ... (лес) и т. д.

4. Ребенку предлагаются З слова (или З картинки), относящиеся к одному понятию, и одно слово (или одна картинка), не относящееся к нему. Ребенок должен назвать неподходящее слово (или картинку) и объяснить, почему оно не подходит к остальным. Например: стол — стул — нож — шкаф. Лишнее слово НОЖ, так как это столовый прибор, а стол, стул, шкаф — мебель.

ВНИМАНИЕ!

При выполнении ребенком заданий взрослому следует придерживаться следующих правил.

1.                 Прочтите, объясните и попросите ребенка повторить задание. Убедитесь в том, что задание понятно.

2.                 Не торопите ребенка во время выполнения упражнений.

З. Научите ребенка проверять каждое задание и самостоятельно исправлять свои ошибки.

4. Не исправляйте неправильно выполненные задания, предоставьте это ребешу. Для этого можно подчеркнуть слово, л котором сделана ошибка. После того как ребенок научится анализировать и исправлять ошибки в словах, переходите к предложениям, обозначая галочками на полях количество допущенных ошибок на строке, и только потом анализируйте части задания.

Желаем успехов !


1

1.                      Восстанови печатные буквы. Для этого допиши их элементы (части). Придумай и запиши в тетрадь по два слова, начинающиеся на буквы А, О, Е, Ё.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ы

л

Е

О

 

 

 

2.                      Прочитай сочетания букв. Запиши их, заменяя печатные буквы на письменные.

узд  обр  есе уби  сти  уст

3*. Прочитай сочетания букв. Вставь пропущенные буквы так, чтобы получились слова. Объясни значения слов.

уст

обр

сти

_уст

—обр—

 —сти

уст—

обр—

 —сти

усть—

обр—

сти—

—уст—та

—обр—

 —сти

уст—л—обр_СТИ—

7

2

1. Восстанови письменные буквы. Для этого допиши их элементы (части). Придумай и запиши в тетрадь по два слова, начинающиеся на буквы И, Э, Ю, Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

об

 

 

 

7

 

 

2. Прочитай сочетания букв. Запиши их, заменяя письменные буквы на печатные.

Гея

есе

бед

руб

мен

—есе_

бед—

руб—ь

 —мень

—есе—   

бед—

руб_

 — мен

— есе— ь

бед—

руб_

      — мен—

3*. Прочитай сочетания букв. Вставь пропущенные буквы так, чтобы получились слова. Объясни значения слов. Придумай по одному предложению с одним словом из каждого столбика.

З

1.                     Восстанови печатные и письменные буквы. Для этого допиши их элементы (части). Придумай и запиши в тетрадь восемь слов, в которых буквы из таблицы будут в середине или в конце слов.

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                     Прочитай слова и запиши их в тетрадь, заменяя печатные буквы на письменные.

астра ямщик булка ветка уклон обгон

З. К данным словам подбери слова из задания 2. Запиши их в тетрадь парами. Объясни значение словосочетаний.

сдобная крутой удалой осенняя лихой осиновая

4. Получи новое слово, переставив в исходном слове буквы и добавив заданную букву. Например: сок а = коса.


4

Восстанови печатные буквы. элементы. Придумай и запиши в

начинающихся на буквы из таблицы.

В

 

н

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

2. Прочитай слова и запиши их в тетрадь, заменяя письменные буквы на печатные.

усбатъ теъюо болюс а,орошею саКтиь

З. К данным словам подбери слова из задания 2. Запиши их в тетрадь парами. Объясни значение словосочетаний. Устно составь с ними предложения. печной цветной бухгалтерские бумажный лошадиная дежурный

4. Получи новое слово, переставив в исходном слове буквы и добавив заданную букву. Например: луг

О            — Угол.

а

Занятие 5

1.                      Восстанови печатные буквы. элементы. Придумай и запиши в в которых буквы из таблицы будут в середине или в конце слов.

2.                      Прочитай пары слов и запиши их в тетрадь, заменяя печатные буквы на письменные. Объясни значение этих словосочетаний.

хмурое небо  необъятная ширь водная гладь   широкий простор

З. В словах САНКИ, ТАПКИ, ЧАЙКА, РЕПКА замени согласный в середине слова так, чтобы получились новые слова. Запиши их парами. Объясни значения получившихся слов и устно составь с ними предложения.

4. Переставь все буквы в словах так, чтобы получились новые слова.

катер      ракета — крона —

11

6 буквы в таблице. элементы. Придумай и запиши в которые отвечают на вопрос «какой?» (прилагательное) и начинаются на буквы из двух последних строчек таблицы (горячий, удобный )

 

 

л

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. Прочитай предложения. Вставь в них пропущенные слова, повторяя печатные или письменные буквы в зависимости от предложения. Измени слова, если нужно.

в  виднелись цветы

яе,ребьеб отпои иьоњрњаиь

     Кондитер                           праз ничный

Слова-помощники: поезд, вокзал; испечь, торт; трава, ландыши; дождь, крыши; кроны, грозы.

З. Переставь все буквы в словах так, чтобы получились новые слова.

киноатлас древомышка — заборотвар

13

7

печатные и письменные буквы в таблице. Для этого допиши их элементы. Придумай и запиши в тетрадь десять слов, которые отвечают на вопрос «что делать?» (глагол) и начинаются на буквы из второй и третьей строчек таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-6

 

 

 

 

Ь

 

6

2. Прочитай предложения и запиши их на строчках или в тетрадь, заменяя письменные буквы на печатные и наоборот. Попробуй пересказать написанный тобой рассказ, заменяя слова, обозначающие действие (отвечающие на вопросы «что делать?», «что делал?», «что сделал?»), на слова, похожие по значению (синонимы). Например: засверкали — заблестели.

Зажурчали весенние ручейки.

Медведь 66dvt„q з 080“ берлоги.

В лесу бесто щебечут ПТИЬф66.

З. Составь не менее восьми слов, используя буквы из слова ЛАСТИК.

15

8 письменные буквы. Придумай и запиши в тетрадь десять слов, которые будут начинаться на буквы из первых двух строчек таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

З

 

 

 

 

2. Прочитай пары слов и запиши в тетрадь, заменяя письменные буквы на печатные. Объясни значение этих словосочетаний.

З. К данным словам подбери похожие по значению слова (синонимы) и запиши пары в тетрадь. Придумай предложения с одним словом каждой пары.

      дорога        смелость        правдивость          сверкать

4. Составь и запиши слова из отдельных букв слов

КРАСКИ, КРЕСЛО, НосКИ (краски — икра, раки...)


9

абе

ёдо

едэ

иби

яда

убю

обё

аде

эбе

иды

удю

юбу

ыди

эде

адя

яба

юдю

абя

коду

ыби

2. Собери из слогов слова и запиши их. Например: за, ро — роза.

ни, са —

со, чек, ле —

ник, лес —

СЫЛ, по, ка        

бус, гло —

ко, ка, сын   

ши, ма, на   

са, да, до —

во, ре, де    

чек, со, ку   

З. Прочитай слова. Запиши их в два столбика, учитывая последовательность букв, обозначающих гласные звуки.

Роса, сапог, замок, проба, квасок, сачок, словарь, ладонь, танцор, смола, масло, сборка, жалость, значок, завод, горстка.

                   оа                                           ао

17

10

езя

азы

ыжу

яца

эче

исе

яща

мсу

сши

жзё

зся

сще

зэку

ёцо

чцу

жша

чщё

цсю

хжо

щсё

2. Придумай и допиши слова с заданными слогами.

бе       лека да

асга

З. Прочитай слова. Запиши их в два столбика, учитывая последовательность букв, обозначающих гласные звуки.

Ворона, досада, корова, собака, полоса, осока, лошадка, полочка, догадка, команда, солома.

                     ооа                                          оаа

11

бвя

лвю

влэ

рса

тсы

рпё

пры

мно

псэ

кпо

лве

 

нма

лгя

фра

гжи

мчи

мня

мпы

ргы

2. Соедини линией слова-рифмы.

конь

коса

волосы

лесок

пей

походка

молот

скрипеть

лодка

успех

песок

полосы

роса

огонь

петь

дубок

орех

бей

грибок

молод

З. Прочитай слова. Запиши их в три столбика, учитывая последовательность букв, обозначающих гласные звуки.

Подарок, бабочка, сапожок, расколоть, наломать, ладошка, облако, зайчонок, закопать, рамочка, опасно, заколка, нарочно, часовой, лампочка.

          оао                          аоа                          аоо

19

12

ывьмя

ядька

ольнё

уньдю

юмьгу

ыньви

ирьбы

асьтя

утьсю

амьфя

авьнэ

авьфя

акьбя

исьты

юрьщу

экьме

урыши

ерьхэ

омьчё

юпьбу

2*. Придумай и напиши слова, оканчивающиеся на заданные буквы. Количество букв в новых словах может быть любым.


лак

 

пар

 

рот

 

 

ак

 

ар

 

от

                                   Р       т

                                                           Р                              т

                                                           Р     

                                   Р                              т

пол

ол л

таз

з з

моль оль

ль

 

л

з з

ль ль

20


3*. Вставь в слова пропущенные буквы А или О.

        пр—бк—                            бл—к—

—тг—дк— —тв—р

        —бн—вк—                                          сл—в_рь

п_м—дк_

п_льт—     в—лн— гр—д—     р—бств

21

»ооа

ваша дох

1.  Рассмотри картинки в таблице. Что изображено (кто изображён) на них? Дай объяснение словам ЮРТА, УНТЫ, АРКА, ИЗБА.

2.  Посмотри на картинки. Назови слова, оканчиваюЩИеСЯ на букву О. О каких предметах можно сказать «моё»? Устно составь предложения с этими словами.

22

1.        Прочитай слова в таблице. Поставь ударение.

2.        Подбери к словам в таблице схемы из разрезного материала. Придумай и запиши в тетрадь по одному слову для каждой схемы.

З.•Подбери к словам в таблице слова с пропущенными буквами из вкладыша. Соедини их парами и назови пропущенные буквы.

23

1.      Подбери к словам в таблице картинки из разрезного материала. Восстанови слова.

2.      Измени слова в таблице так, чтобы они отвечали на вопрос «какой?» (прилагательное). Например: язык язычный.

З. Прочитай все слова в таблице, оканчивающиеся на А, на согласный. О каких словах можно сказать «моя», «мой»?

24

оаае иааа

 

 

 

 

1.            Рассмотри картинки в таблице. Что изображено (кто изображён) на них? Определи на слух количество Слогов в каждом слове.

2.            Подбери к картинкам в таблице картинки из разрезного материала так, чтобы в словах был Ь. Выпиши эти слова в тетрадь. Объясни еж роль в этих словах.

25

1. Прочитай слова в таблице. Объясни значение слов ИЗЮМ и УГОРЬ.

2. К словам АЛЬБОМ, АКТЁР, ИНДЮК, ОСЕНЬ подбери схемы из разрезного материала.

З. Подчеркни слова, которые нельзя разделить для переноса. Почему? Придумай три похожих слова и запиши их в тетрадь.

26

1.              Восстанови слова, вставляя пропущенные буквы. Проверь себя, подобрав полные слова из разрезного материала.

2.              Из слов УГОЛЬ, ЯКОРЬ, ОЛЕНЬ убери одну букву начале или в конце. Объясни значения получив-

ШИХСЯ слов,

З. Выбери из таблицы названия животных. Какое животное уже не существует?

27

 

•aia

1.     Рассмотри картинки в таблице. Подбери к ним полные слова из вкладыша. Назови слова, в которых ерть мягкие согласные и в первом, и во втором слогах.

2.     Подбери из вкладыша схемы к словам ВИШНЯ, ПИНГВИН, ЧЕРВЯК. Устно составь предложения с этими словами.

З. Измени слова из вкладыша по образцу: кошка — кошечка. О каких словах так сказать нельзя?

28

1.              Прочитай слова в таблице. Поставь в них ударение.

2.              Подбери к словам из таблицы слова с пропущенными буквами из вкладыша. Восстанови слова.

З.- Выбери из таблицы слова, о КОТОРЫХ можно сказать «мой», «моя». О каких словах можно сказать «моё»? Найди вокруг себя предметы, о которых можно сказать так же.

29

1.     Восстанови слова с пропущенными буквами. Проверь себя, подобрав к ним полные слова из разрезного материала.

2.     Раздели для переноса слова ВИШНЯ, ПИНГВИН, КРЕСЛО, ЦВЕТОК, СТЕКЛО по образцу: сли|ва.

З. К слову ЦАПЛЯ подбери схему из разрезного материала. Выбери из таблицы ещё слова, которые соответствуют этой схеме. Запиши их в тетрадь.

зо

вени вааа

1.              Рассмотри картинки в таблице. Что изображено (кто изображён) на них? Назови все слова, в которых есть звук [у]. Какой он по счёту в этих словах?

2.              К картинкам из таблицы подбери картинки из разрезного материала.

З. Раздели на восемь групп * вырезанные картинки так, чтобы в словах были буквы АА, АО, ОА, АУ, УА, ЕО, ОЕ, ЕА. Придумай по два слова к каждой группе.

31

1.             Прочитай слова. Объясни слова КОНВЕРТ, РЮКЗАК, КЛУБОК, ГНЕЗДО. Нарисуй к ним схемы.

2.             К словам из таблицы подбери слова из вкладыша. Подчеркни ударный слог, Раздели на две группы слова из вкладыша: слова с ударным первым слогом в одну группу, с ударным вторым слогом — в другую.

З. из слов КЛУБОК, ВУЛКАН, КРАСКА убери одну букву, а остальные переставь (стакан — канат )

32

ч йн к

л_нд_ш

ст к н

кл б к

ГН_ЗД—

пл т к

б_рс_к

р_кз_к

тр_мв й

п вл н

в лк н

ф_рт_к

 

к_ртк_

ф_нт н

к ст м

к_нв_рт

1.      Восстанови слова в таблице. Подбери к ним полные слова из разрезного материала. Проверь себя, исправь ошибки.

2.      К словам ЛЫЖНАЯ, ОГНЕДЫШАЩИЙ, НОСО-

ВОЙ, ЗАВАРОЧНЫЙ, ГРАНЁНЫЙ, КУХОННЫЙ, ВЫХОДНОЙ подбери подходящие слова из разрезного материала. Устно составь с получившимися словосочетаниями предложения.

33

ааао

1. Рассмотри картинки в таблице. Подбери к ним картинки из вкладыша. Измени слова, добавляя слово «много» (копьё — много копий).

2. Выбери пять картинок. Измени слова, добавляя к ним слово «много». Составь пять предложений так, чтобы выбранное слово встречалось и в исходной, и в измененной формах («В мае было много дождей, а в июне дождь выпал только один раз»).

34

1.         Прочитай слова. Поставь в них ударение.

2.         Найди букву, встречающуюся в каждом слове таблицы. Для чего нужен Ь в конце слов? Раздели слова БЕЛЬЁ, ПИСЬМО, ТЮЛЕНЬ, ГАРМОНЬ для переноса по образцу: ко|пьё. Подбери слова к схемам.

35

 

 

т л нь

б_кв_рь

ф_н_рь

г л бь

р_ц_рь

т_тр_дь

ж_л_дь

кр_в_ть

1. Восстанови слова в таблице. Подбери к ним полные слова из вкладыша. Проверь себя.

2. Раздели слова из вкладыша на две группы: слова с ударным первым слогом в одну группу, с ударным вторым слогом — в другую.

З. Образуй, если можно, от слов в таблице слова, отвечающие на вопрос «какой?». Например: медведь медвежий, морковь — морковный.

36

1.               Подбери слова, в которых буквы, обозначающие гласные звуки, расположены так: АА (каша), ААА (макака), 00 (мотор), ООО (молоко).

          аа                   ааа                  оо                  000

2.               Придумай и запиши слова-рифмы к следующим словам.

вар

     гора  

дом  

год зыбь —

день  

розы —

З. Допиши стихи, подобрав рифму к последнему слову первой строчки.

Под кустом красивый дом,

       В нём живёт весёлый              (ИТОН?)

Наступает новый год,

      Веселится весь                   (eodDH)

За селом большая горка,

В ней мышонок вырыл  (Пуфн)

4. Реши задачу.

В люстре горело пять ламп: Три лампы погасли. Сколько ламп осталось в люстре? (тики)

37


в которых Х — ударный слог, х — безударный. Используя картинки занятия 19, запиши к каждой схеме по пять слов.

2. Подбери к словам из левого столбика похожие по значению слова (синонимы) из правого столбика. Соедини их линиями. Составь и запиши предложения по образцу: «Ясный день — светлый и солнечный».


бездонный проснуться ясныйшагать румяный      течь журчатьсерый вешнийглубокий пробудиться пламя идтискорый огоньалый быстротечный весенний пасмурный светлый

38

З. Посмотри на картинки. Назови посуду, в которой хранятся продукты и блюда: салат, хлеб, суп, сахар, соус, масло. Запиши в тетрадь, где этот продукт или блюдо хранится. Например: «Соль хранится в солонке».

39

30

где Х ударный слог, х безударный. Придумай по пять слов к каждой схеме и запиши их.

ххЯ

2. Подбери и запиши к каждому слову слово с противоположным значением (антоним). Подбери к паре слов подходящее по смыслу слово, отвечающее на вопросы «кто?», «что?» (существительное). Например: громкий — тихий — голос. редкий гладкий быстрый конечный вредный — детский мелкий переменчивый — честный блестящий тихий ранний — трудолюбивый — неряшливый

40

З. Рассмотри картинки, придумай к каждой из них предложение, используя предлоги ИЗ, НА, ПОД. С предлогами В, У, К придумай свои предложения. Запиши получившиеся предложения в тетрадь.

41

31

К каждой из схем подбери и запиши по пять слов. Объясни значения слов.

стена —

плечо —

моряк    

ядро —

сосна    

коза —

гроза —

        снега

страна —

ряды —

ковёр     

пятёрка

2*. Прочитай слова. Подчеркни безударный слог. Подбери проверочное слово.

З. Прочитай и отгадай загадку. Подбери к словам ПЁСТРАЯ и МАЛЕНЬКАЯ слова, близкие по смыслу (синонимы).

Пёстрая, но не бабочка,

Маленькая, но не курочка,

С клювом, но не сова,

        Плавает, но не лебедь.     (пушП)

42

4. Рассмотри картинки. Назови части тела нарисованных животных, отвечая на вопросы «чья голова?», «чей хвост?», «чьи ноги?»

32

 К каждой из схем подбери и запиши по пять слов. Объясни значение слов. Измени слова, убрав из них Ь.

везёт —

садовый  

цветёт  

смешной —

плясал  

дождливый  

пасёт —

лесистый —

2*. Прочитай слова. Подчеркни безударный слог. Подбери проверочное слово.

метёт  

береговая —

плетёт

весенний

вязал  

жестяной —

З. Прочитай и отгадай загадку. Подбери к словам КОРМИТЬ и ТАЩИТЬ слова, близкие по смыслу (синонимы).

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет —

Семь плугов тащит. (dowmdtu)

44

4.                       Прочитай словосочетания. Замени второе слово с предлогом, отвечающее на вопросы «кто?», «что?» (существительное), на подходящее по смыслу слово, отвечающее на вопросы «какой?», «какая?» (прилагательное). Например: дом из кирпича — кирпичный дом.

Дом из дерева —

Шляпа из соломы — Пальто из меха — Суп из щавеля —

День с дождём — День с ветром — Дверь из дуба —

Стакан из хрусталя —

Блюдце из фарфора — Затмение на солнце

5.                       В таблице зашифрованы названия предметов мебели. Найди их и обведи карандашами разных цветов.

д

ш

к

а

с

т

Р

к

и

к

и

ф

б

 

О

в

в

а

н

 

р

л

с

а

п

о

л

с

 

с

л

 

о

л

к

а

в

т

О

ь

ПЬДсказка: стол, стул, диван,шкаф, полка, кресло, кровать.

45


33

1. Прочитай предложения. Какие из них соответствуют схемам? Подчеркни эти предложения.

1)      Мы рисуем. Ты поешь.

Он пляшет.

2)      К весне вода поднялась в реке.

У реки берег крутой и высокий.

С весной сады ожили и зацвели.

2*. Измени слова в несколько шагов: одну букву добавь, остальные переставь. Нарисуй схемы к этим словам.

сом рак сок  б      а а о

46

Слова

Слова

Картинки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

zmox

 


Слова

Слова

Картинки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

saaa

 

 


Слова

Слова

т кв

гр_ш_

кр_н_

гр_з_

в тк

кн г

сл в

в_др_

т пк

Ц_ПЛ_

с нк

к_рн_

в шн

п нгв н

б лк

ч_рв_к

цв_т_к

ШЛ п

бр_вн_

кр_сл_

 

Картинки двое

ааао


Слова

Слова

трактор

фартук

трамвай

клубок

вулкан

барсук

стакан

куртка

платок

ландыш

фонтан

краска

чайник

конверт

клетка

павлин

костюм

метла

рюкзак

гнездо

KaPThHKH K 3aHRTHRM , 23,


Слова занятиям 25, 26, 27

Слова к занятиям 25, 26, 27

копьё

перья

крылья

бельё

голубь

фонарь

букварь

гармонь

тюлень

медведь

морковь

кровать

жёлудь

тетрадь

рыцарь

пальма

ружьё

письмо

мальчик

кольцо

 

 

 

аааа

Схемы для работы с таблицами слов и картинок и разрезным материалом