Содержание
Предисловие………………………………………………………………3
Пояснительная записка к рабочей тетради……………………………...6
Тематическое планирование курса «Развивай себя» …………………..9
Введение…………………………………………………………………..15
I модуль. Калейдоскоп эмоций…………………………………………..16
II модуль. Лабиринты моего «Я»………………………………………...36
III модуль. Мир познавательного и творческого потенциала………….59
IV модуль. Путь к гармонии души и тела………………………………94
Список используемой литературы ……………………………………...127
Предисловие
В последнее время в образовательных учреждениях Казахстана происходит становление психолого-педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в познавательной и коммуникативной деятельности.
Проблема оказания помощи детям с трудностями в обучении и общении становится все более актуальной. Классы выравнивания, коррекции, здоровья – все это свидетельствует о поисках условий адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. Происходит изменение установки: «ребенок для школы», на установку: «школа для ребенка». То есть школа должна обеспечивать возможности успешного обучения любого ребенка, каким бы «трудным» он не оказался. Более того, обозначилась тенденция рассматривать весь учебный процесс через призму сохранения психического здоровья, а это в свою очередь невозможно без организации психологической работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно-обоснованных организационных и методических формах работы.
Деятельность психолога позволяет обеспечить оптимальные психолого-педагогические и социальные условия для категории детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами, с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями. Своевременно начатая и систематически проводимая психологическая работа по развитию школьно-значимых функций, социально необходимых качеств, коррекция их недостатков (в строгом соответствии с определенной программой), способствует полноценному становлению необходимых предпосылок учебной и коммуникативной деятельности, помогает эффективно освоить конструктивные приемы взаимодействия, сформировать навыки эмоционального и психического самочувствия.
Чем раньше психолог начнет работу с детьми, имеющими те или иные трудности, тем больше шансов, что у них не появятся вторичные невротические наслоения, не усугубятся астенические черты характера, не ухудшится их ослабленное физическое и психическое здоровье, и они не попадут в разряд социально или педагогически запущенных, трудных или «девиантных».
Исходя из вышесказанного, была разработана программа коррекционно - развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в общении и обучении.
Программа ориентирована:
í на повышение общего уровня развития учащихся, их познавательной и социальной деятельности, нравственных и этических возможностей;
í на восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, направленную подготовку к восприятию нового учебного материала;
í на целостный подход к ребенку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира и самого себя, к дальнейшему развитию и самосовершенствованию себя как личности;
í на достижение конструктивных результатов в становлении различных структур самосознания, на основе учета индивидуальных возможностей детей, с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера в обучении, воспитании и развитии учащихся.
На основе данной программы, по одному из четырех психологических курсов, для учащихся третьего класса разработана рабочая тетрадь «Развивай себя». Этому способствовал ряд причин, характерных для учащихся, испытывающих трудности в познавательной и коммуникативной деятельности:
1. Неумение внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по его заданию.
2. Неспособность ориентироваться на систему условий задач, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.
3. Невозможность удерживать в памяти определенное количество условий в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
4. Негативная эмоциональная реакция на замечание, неудачу или собственную ошибку.
5. Отсутствие способности оценивать себя адекватно реальным своим достижениям.
6. Заниженное представление о собственной значимости и самостоятельности.
7. Скованность, неуверенность и закомплексованность вызванные синдромом «боязни неуспеха», несоответствия ожиданиям окружающих (когда школьник боится выходить к доске, поднимать руку, получить двойку, дать неправильный ответ).
8. Наличие страха ситуации проверки и оценки знаний, конфликт в отношении субъективности педагога.
Созданная рабочая тетрадь способствует успешному разрешению вышеперечисленных проблем у детей с трудностями в обучении и общении: создаются предпосылки формирования умения самостоятельно добывать «знания» о себе, своих особенностях и возможностях, умения адекватно пользоваться ими. Ребенок учится оценивать и сравнивать себя только с самим собой, следить за ростом своих показателей. В результате, постепенно исчезает страх перед предстоящей работой, снижается проявление соперничества с одноклассниками, зависти по отношению к их успехам, что в свою очередь влияет на формирование положительной самооценки, чувства уверенности, способности лучше понимать других людей и самого себя.
Материал, предложенный в тетради, основан на позитивной мотивации развития личности ученика, активизирует не только умственные, нравственные, личностные способности, но и оптимизирует нервно-эмоциональные, интеллектуальные перегрузки. Тщательно разработанные занятия позволяют ребенку не спеша, в меру своих индивидуальных особенностей (силы нервной системы, типа темперамента, модальности и так далее) выполнять упражнения в доступном для него темпе. В результате создается положительная внутренняя мотивация к изучаемому материалу, повышается интерес к предмету, устанавливаются партнерские взаимоотношения в классе, снижается психологическое напряжение на уроке.
Выполнение заданий по курсу «Развивай себя» поможет ученику встать на более высокий уровень нравственного и личностного развития, повысит его представление о собственной значимости и самостоятельности, поможет справиться с психологическими трудностями, которые мешают его полноценному обучению и общению.
Пояснительная записка к рабочей тетради
Цель рабочей тетради по курсу «Развивай себя»:
Преодоление барьеров в общении и обучении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического, мышечного и эмоционального напряжения, создание возможностей для саморазвития, становления адекватной самооценки и полного образа «Я».
Предмет коррекции и развития: познавательная и коммуникативная сфера детей.
Объект: учащиеся третьего класса, имеющие трудности в общении и обучении.
Задачи:
1. Формирование нового уровня развития познавательных способностей и возможностей ребенка.
2. Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих особенностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа.
3. Формирование интереса к другому человеку, как к личности.
4. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
5. Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания.
6. Формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов.
7. Развитие моральных качеств, правильных норм поведения, форм сочувствия и сопереживания другим людям.
8. Формирование навыков рефлексивного мышления, активизация представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и развитием.
Принципы построения рабочей тетради:
Курс «Развивай себя» состоит из 68 занятий.
Продолжительность каждого занятия 45 минут.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, во внеурочное время.
Рабочая тетрадь включает в себя 4 модуля:
I. Калейдоскоп эмоций. Всего 17 занятий
II. Лабиринты моего «Я». Всего 15 занятий.
III. Мир познавательного и творческого потенциала. Всего19 занятий.
IV. Путь к гармонии души и тела. Всего 17 занятий.
Показателям эффективности каждого модуля являются данные, полученные в результате первичного и контрольного диагностирования, представленного в тетради. В качестве промежуточного контроля, используются письменные ответы ребят об их эмоциональном состоянии, степени удовлетворенности занятием (рефлексия урока).
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
í Разминка – направлена на создание положительного эмоционального фона, снятие напряжения, активизацию мыслительной деятельности, формирование познавательного интереса и позитивного настроя на занятие.
í Основное содержание - направлено на формирование нового опыта, овладение практическими умениями и навыками, связанные с темой занятия. Включает в себя упражнения на развитие познавательных возможностей и способностей ребенка, его интеллекта, упражнения на развитие знаний о себе, своей индивидуальности и индивидуальности других детей, правильных нормах поведения, коррекцию эмоционально – личностной сфер и т.д., при этом учитывается желание ребенка обсуждать полученную информацию в группе или нет. В середине основной части проводится пауза(3-5 минут) направленная на усвоение здоровье - сберегающих приемов и методов саморегуляции, снятие психомышечного и эмоционального напряжения.
í Заключительная часть включает в себя отработку личной стратегии поведения, осмысление полученного опыта, чувств испытанных в процессе работы, выявление эмоционального отношения к проведенному занятию, с помощью рефлексивного упражнения. Закрепление полученных знаний, умений и навыков, перенос их в реальность.
Такое построение занятия позволяет создать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учебе, снижает тревогу, агрессию, нормализует самооценку ребенка, облегчает взаимодействие детей друг с другом, позволяет психологу оценить эффективность занятия, провести его рефлексию.
При определенной нежесткой структурированности занятий, ребенок имеет возможность реализовать себя, показать свой индивидуальный уровень умений, ощутить собственную значимость.
Средства коррекции и развития, используемые в рабочей тетради:
í Групповая дискуссия, элементы психологического тренинга, проективные упражнения.
í Изобразительные игры, эмоциональная гимнастика, упражнения на развитие невербального общения.
í Диагностические методики рисуночного и вербального типов,
í элементы арт - терапии.
í Упражнения на развитие отдельных психических процессов, интеллектуальной и творческой сфер ребенка.
í Упражнения на развитие речевых навыков и мелкой моторики.
í Упражнения, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков.
í Упражнения на развитие психомоторных функций и регулирования поведения в коллективе.
í Упражнения на коррекцию настроения, овладения приемами преодоления негативных, тревожных переживаний.
í Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.
í Упражнения, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.
í Упражнения на коррекцию эмоционально-личностной и поведенческой сфер ребенка.
í Упражнение на осознание и принятие моральных и нравственных норм поведения.
í Упражнение на развитие познавательной и социальной рефлексии.
Критерии оценки эффективности рабочей тетради:
Основным критерием оценки эффективности рабочей тетради является изучение мониторинга развития группы и каждого ребенка, за весь период обучения и по каждому модулю в отдельности. Просматривается динамика развития познавательных процессов, изменения мотивации, коррекции негативных черт характера, эмоциональных трудностей и переживаний, мешающих полноценному обучению и общению.
В качестве промежуточного контроля и изучения эффективности тренингового процесса, используются устные или письменные ответы детей в конце каждого занятия (рефлексия): отмечаются основные сложности, достоинства, недостатки урока, эмоциональное состояние и настроение участников после занятия.
Косвенным показателем эффективности являются отзывы учителей, родителей, нормализация учебной деятельности детей, повышение их познавательной и коммуникативной активности, умения регулировать и контролировать свою эмоциональную и поведенческую сферу.
Учебно-тематическое планирование курса «Развивай себя»
Всего 68 часов, 2 часа в неделю
№ |
Тема занятия |
Часы |
Цели занятия |
|
I раздел (модуль). Калейдоскоп эмоций. Всего 17 часов. |
||||
I.1 |
Огонёк знакомства |
1 |
Обучение принципам и правилам работы тренинговых групп. Развитие навыков взаимодействия в группе. Воспитание открытости. Коррекция замкнутости, застенчивости. |
|
I.2 |
Мир после дождя |
1 |
Формирование атмосферы принятия и понимания. Развитие чувства ценности других и самого себя. Воспитание чувства эмпатии. Коррекция напряжённости, неуверенности в себе. |
|
I.3 |
Здравствуйте это «я» |
2 |
Формирование чувства общности. Активизация процесса самораскрытия. Воспитание атмосферы безопасности, дружеского расположения. Коррекция навыков связной речи. |
|
I.4 |
Тайна моего «я» |
1 |
Знакомство с индивидуально-типологическими особенностями личности (сила нервной системы, тип темперамента). Развитие представления о себе. Воспитание позитивного отношения к себе. Коррекция тревожности и неадекватности. |
|
I.5 |
Я достоин, я значим |
2 |
Обучение активному стилю общения. Формирова -ние чувства собственного достоинства и значимос ти. Коррекция внутреннего напряжения, скован- ности. Воспитание речевой коммуникативности. |
|
I.6 |
Пирамида добра |
1 |
Формирование чувства поддержки, сочувствия. Развитие доброты, ответственности. Воспитание нравственности, моральности. Коррекция неадекватных форм поведения. |
|
I.7 |
Заряд бодрости |
2 |
Обучение здоровье сберегающим приёмам, элемен- там психомышечной тренировки. Развитие эмоцио- ционалного и психомышечного контроля. Коррек- ция негативных эмоций, мышечных зажимов. Воспитание чувства уважения к своему здоровью. |
|
I.8 |
Душевная погода |
2 |
Усвоение навыков эмоциональной саморегуляции. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств и переживаний, адекватного использования эмоционально - вырази- тельной речи. Коррекция чувства разочарования, обиды. Воспитание доброжелательности. |
|
I.9 |
Хорошо нам вместе |
2 |
Формирование чувства группового единства. Развитие дружеских отношений. Воспитание навы- ков искреннего, свободного и открытого взаимо- действия. Коррекция социальной дезадаптации. |
|
№ |
Тема занятия |
Часы |
Цели занятия |
|
I.10 |
Солнечные капельки |
2 |
Обучение элементам релаксации, приёмам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения Развитие чувства эмоционального равновесия. Коррекция личностных переживаний. Воспитание чувства сенсорного расслабления. |
|
I.11 |
По дороге к новому «Я» |
1 |
Закрепление навыков успешного общения. Разви- тие эмоционального и психологического равнове- сия. Перенос полученных умений и навыков в реальность. Эмоциональная рефлексия занятий. |
|
II раздел (модуль). Лабиринты моего «Я». Всего 15 часов. |
||||
II.1 |
Я тебя помню |
1 |
Повторение правил и стиля тренингового общения. Знакомство с новым разделом. Развитие позитивного настроения. Воспитание внутренней свободы и раскованности. Коррекция эмоциональных барьеров между членами группы. |
|
II.2 |
Загадки моего характера |
1 |
Знакомство с уровнем своей самооценки, особенностями личности и характера. Развитие самопринятия, уверенности в себе. Воспитание чувства значимости. Коррекция негативного отношения к своим особенностям. |
|
II.3 |
Кто я, какой я |
2 |
Активизация внутренней активности и речевой коммуникативности. Формирование навыков самопонимания. Воспитание дружеского взаимо- понимания. Коррекция негативных черт личности. |
|
II.4 |
Мой внутрен ний мир |
1 |
Обучение элементам адекватной самооценки, умению связно, логично строить своё высказыва-ние. Развитие внутреннего мира ребёнка. Воспи- тание искренности в чувствах к себе и другим лю- дям. Коррекция эмоциональной неустойчивости. |
|
II.5 |
Баланс души и тела |
2 |
Обучение приёмам приведения в состояние равновесия психоэмоционального и мышечного напряжения. Развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему «я». Воспитание социального доверия. Коррекция импульсивности, вспыльчивости. |
|
II.6 |
Радуга чувств и эмоций |
2 |
Усвоение навыков чувственного восприятия. Развитие умения понимать, вербализировать свои чувства и эмоции. Воспитание уважительного отношения и принятия эмоциональных проявлений других. Коррекция сенсорной «чёрствости». |
|
№ |
Тема занятия |
Часы |
Цели занятия |
|||
II.7 |
Я – самый, самый |
2 |
Обучение навыкам самоанализа. Активизация сильных сторон личности. Воспитание чувства собственного достоинства, значимости. Коррекция инфантилизма. |
|||
II.8 |
Я глазами сверстников |
1 |
Формирование в группе атмосферы взаимной поддержки, развитие чувства доверия ребят друг к другу, сплочённости. Обучение навыкам диалогической речи. Воспитание взаимоуважения и понимания. Коррекция статуса в коллективе. |
|||
II.9 |
Поведение, которое я выбираю |
2 |
Оценка особенностей своего поведения в различных ситуациях. Осмысление его конструктивности и адекватности. Развитие самообладания и самоконтроля. Воспитание моральных и нравственных форм взаимодействия. Коррекция необдуманности, импульсивности |
|||
II.10 |
Моё многогранное «я» |
1 |
Итоговое занятие. Закрепление знаний о себе. Построение полного образа своего «я». Воспита- ние чувства ответственности, обязательности. Коррекция расторможенности, неустойчивости. |
|||
III раздел. Мир познавательного и творческого потенциала. Всего 19 часов. |
||||||
III.1 |
В кругу друзей |
1 |
Закрепление навыков активного речевого общения, способности конструктивно познать и принять различные стороны своей личности. Знакомство с новым циклом занятий. Развитие взаимопонимания. Воспитание доброжелатель- ности. Коррекция эмоциональных барьеров. |
|||
III.2 |
Бумажное зеркало способностей и возможностей |
1 |
Обучение навыкам определения уровня развития познавательных и творческих возможностей своей личности. Развитие рефлексии на основе результатов тестирования. Воспитание трудолюбия, прилежания. Коррекция произвольности и самоконтроля. |
|||
III.3 |
Настроение о’ кей |
1 |
Активизация позитивного настроя. Формирование познавательного интереса и произвольности. Развитие самостоятельности. Воспитание чувства уверенности, активности. Коррекция частой смены настроения. |
|||
III.4 |
Мир моих ощущений |
1 |
Определение личного порога для различных видов ощущений (вкусового, обонятельного, зрительного, слухового, тактильного). Развитие психомоторных функций. Воспитание чувства ценности своих органов чувств. Коррекция сенсорной чувствительности. |
|||
№ |
Тема занятия |
Часы |
Цели занятия |
|||
III.5 |
Восприятие реальности |
1 |
Формирование восприятия пространства, време- ни, движений. Развитие зрительного анализа,син теза. Коррекция иллюзий восприятия. Воспита- ние дисциплинированности, организованности. |
|||
III.6 |
Тух – тибри дух |
1 |
Работа с индивидуально-типологическими особенностями личности. Активизация состоя -ния инертности, заторможенности. Воспитание раскованности, социального доверия. Коррекция проявлений гиперактивности и импульсивности. |
|||
III.7 |
Внимательная сторона моего «я» |
2 |
Организация внимания. Формирование его свойств (устойчивости, переключаемости, объёма, концентрации). Развитие самоконтроля и произвольной регуляции. Воспитание выдерж- ки. Коррекция неусидчивости, рассеянности. |
|||
III.8 |
Что хранит моя память |
2 |
Обучение приёмам активизации различных видов памяти. Развитие продолжительности и объёма запоминаемой информации. Воспитание познавательной активности, произвольности. Коррекция механического заучивания. |
|||
III.9 |
Дыши и думай красиво |
2 |
Овладение здоровье - сберегающими приёмами. Развитие навыков снятия мышечной усталости. Коррекция психоэмоционального напряжения. Воспитание бережного отношения к здоровью. |
|||
III.10 |
Как мы думаем |
2 |
Активизация мыслительной деятельности. Развитие логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Коррекция ригидности. Воспитание самостоятельности в мышлении. |
|||
III.11 |
Загадочная речь |
2 |
Формирование умения активного пользования речью в грамматически правильной форме. Развитие речевых навыков. Обогащение словаря. Коррекция фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений. Воспитание психологической культуры речи. |
|||
III.12 |
Дайте волю воображению |
1 |
Активизация процесса воображения. Формирование умения создавать образы не только по описанию, но и придумывать что-то новое, формирование фантазии, умения сочинять. Воспитание творческой активности. Коррекция чувственного фона. |
|||
III.13 |
Мир эмоций и воли |
1 |
Формирование эмоционально-волевой сферы. Развитие глубины, устойчивости эмоций, чувств. Воспитание чувства волевого усилия. Коррекция негативизма, конформизма. |
|||
№ |
Тема занятия |
Часы |
Цели занятия |
|||
III.14 |
Успехи развития |
1 |
Закрепление навыков и приёмов познавательной, перцептивной, интеллектуальной деятельности, их эффективного использования в жизни. Развитие психических механизмов лежащих в основе творческих способностей. Воспитание самостоятельности. Коррекция негативного образа «Я». Эмоциональная рефлексия прошедших занятий. |
|||
IV раздел (модуль). Калейдоскоп эмоций. Всего 17 часов. |
||||||
IV.1 |
Внутренняя бесконечность души |
1 |
Закрепление навыков познавательной деятель- ности, речевой коммуникативности. Знакомство с новым разделом занятий. Воспитание способ- ности познать, понять, осознать и принять образ не только себя, но и окружающих. Коррекция эмоциональности, неуравновешенности. |
|||
IV.2 |
Дружная группа |
1 |
Активизация внутригруппового взаимодействия. Развитие раскрепощённости участников. Воспитание доверительного стиля общения. Повышение речевой активности. Коррекция несогласованности, разобщённости. |
|||
IV.3 |
Вспышка общения |
2 |
Обучение навыкам активного стиля общения, рефлексия собственного «я». Развитие речевой произвольности, открытости, коммуникативнос- ти. Воспитание атмосферы сотрудничества. Коррекция негативных переживаний, мешающих полноценному общению. |
|||
IV.4 |
Свет мой зеркальце, скажи… |
1 |
Знакомство с психическими состояниями своей личности. Развитие рефлексии учащихся на основе результатов тестирования. Воспитание любознательности. Коррекция негативного самоотношения. |
|||
IV.5 |
Мои плюсы и минусы |
2 |
Обучение умению объективно оценивать свои достоинства и недостатки, способности и возможности. Развитие интереса к собственной индивидуальности и индивидуальности других. Воспитание атмосферы самопринятия. Коррек -ция негативных переживаний, неуверенности в себе, своих силах. |
|||
IV.6 |
Сотвори в себе солнце |
1 |
Актуализация личностных ресурсов. Развитие позитивной обратной связи для укрепления само оценки. Воспитание социальной открытости, доверия, привитие речевого этикета. Коррекция чувства уважения к окружающим и самому себе. |
|||
№ |
Тема занятия |
Часы |
Цели занятия |
|||
IV.7 |
Какой я на самом деле |
2 |
Обучение способности высказать своё мнение. Развитие навыков самоанализа, умения понять, осознать и раскрыть особенности своей личности. Воспитание терпимости к особеннос- тям других. Коррекция произвольности в речевой активности. |
|||
IV.8 |
Психомышеч-ный автопилот |
1 |
Обучение приёмам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения. Развитие здоровье сберегающих навыков. Воспитание атмосферы позитивного настроения. Коррекция мышечных зажимов, негативных переживаний. |
|||
IV.9 |
Мои переживания |
2 |
Закрепление процесса самопонимания. Развитие умения владеть собой, управлять своими эмоция ми, поступками. Воспитание стремления к осознанию и раскрытию своих проблем, с сопутствующими им эмоциями и переживания- ми. Коррекция неуверенности, самообладания. |
|||
IV.10 |
Правильная стратегия |
2 |
Развитие оценочной деятельности направленной на объективное анализирование и раскрытие особенностей своего поведения, эмоционального реагирования в различных ситуациях. Осознание степени их адекватности и конструктивности. Воспитание оптимизма, жизнерадостности. Коррекция неэффективных способов взаимодействия. |
|||
IV.11 |
В добрый путь |
2 |
Подведение итогов. Заключительное изучение состояния познавательных процессов и переживаний к концу учебного года. Закрепле- ние навыков речевой активности, самопознания и самораскрытия. Развитие познавательного эмоционального и поведенческого образа, перенос его в реальность. Рефлексия курса «Развивай себя». |
|||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.