Для психолога

  • pdf
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.pdf

Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 N

27/901-6

"О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения"

Документ предоставлен КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Дата сохранения: 12.09.2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 марта 2000 г. N 27/901-6

О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ

(ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

На основании анализа реальной  ситуации  психолого-медико-педагогического  сопровождения  и  в  целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам  с  отклонениями  в  развитии  и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения  Министерство  образования  Российской Федерации рекомендует:

Довести    до    сведения    руководителей    образовательных    учреждений     следующие     методические рекомендации:

о   порядке   создания   и   организации   работы   психолого-медико-педагогического   консилиума   (ПМПк)

образовательного учреждения (Приложение 1); о формах учета деятельности ПМПк (Приложение 2).

Провести  мониторинг  обеспеченности   ПМПк   образовательных   учреждений   региона   специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования Минобразования России  до  20.05.2000  по  предлагаемой форме (Приложение 3).

Обеспечить  контроль  за  созданием  при  наличии  соответствующих  кадров  ПМПк   в   образовательных учреждениях;   определить    порядок    их    взаимодействия    с    родителями    (законными    представителями) обучающегося, воспитанника и  психолого-медико-педагогической  комиссией  (ПМПК),  обслуживающей  данную территорию (Приложение 4).

Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк.

Заместитель Министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

Приложение 1

О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА (ПМПК)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. ПМПк   является   одной   из   форм   взаимодействия   специалистов   образовательного    учреждения,объединяющихся   для   психолого-медико-педагогического   сопровождения   обучающихся,    воспитанников    с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

2. ПМПк может быть создан на  базе  образовательного  учреждения  любого  типа  и  вида  независимо  оторганизационно-правовой   формы   приказом    руководителя    образовательного    учреждения    при    наличии соответствующих специалистов.

3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется  уставом  образовательногоучреждения,  договором  между  образовательным  учреждением  и  родителями  (законными  представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

5. Примерный    состав     ПМПк:     заместитель     руководителя     образовательного     учреждения     поучебно-воспитательной    работе    (председатель    консилиума),    учитель     или     воспитатель     дошкольного образовательного  учреждения  (ДОУ),  представляющий  ребенка   на   ПМПк,   учителя   (воспитатели   ДОУ)   с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп,  педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

6. Целью  ПМПк  является  обеспечение  диагностико-коррекционного   психолого-медико-педагогическогосопровождения обучающихся,  воспитанников  с  отклонениями  в  развитии  и/или  состояниями  декомпенсации исходя   из   реальных   возможностей   образовательного   учреждения   и   в   соответствии   со   специальными образовательными     потребностями,     возрастными     и     индивидуальными     особенностями,      состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

-   выявление и ранняя (с первых дней пребывания  ребенка  в  образовательном  учреждении)  диагностикаотклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

-   профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

-   выявление резервных возможностей развития;

-   определение характера, продолжительности и эффективности  специальной  (коррекционной)  помощи  врамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

-   подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния,уровень школьной успешности.

8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляяиндивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на  обследование  детей  с  отклонениями  в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам  может  быть  установлена  доплата  за  увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно. С  этой  целью  необходимые  ассигнования  для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.

9. Обследование  ребенка  специалистами  ПМПк  осуществляется  по  инициативе  родителей   (законныхпредставителей)    или    сотрудников    образовательного    учреждения    с    согласия     родителей     (законных представителей)  на  основании  договора  между  образовательным  учреждением  и   родителями   (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий  интересы  ребенка  в образовательном  учреждении,  при  наличии  показаний  и  с  согласия  родителей  (законных   представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

10.              Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной  возрастнойпсихофизической нагрузки на ребенка.

11.              По  данным  обследования  каждым   специалистом   составляется   заключение   и   разрабатываютсярекомендации.

12.              На   заседании   ПМПк   обсуждаются   результаты   обследования   ребенка   каждым   специалистом,составляется коллегиальное заключение ПМПк.

13.              Изменение   условий   получения   образования   (в   рамках   возможностей,   имеющихся   в    данномобразовательном  учреждении)  осуществляется  по  заключению   ПМПк   и   заявлению   родителей   (законных представителей).

14.              При  отсутствии  в   данном   образовательном   учреждении   условий,   адекватных   индивидуальнымособенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или  разрешения  конфликтных  и спорных  вопросов  специалисты  ПМПк  рекомендуют  родителям   (законным   представителям)   обратиться   в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

15.              Заседания  ПМПк  подразделяются  на  плановые  и  внеплановые  и   проводятся   под   руководствомпредседателя.

16.              Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения  накомплексное,  всестороннее  обсуждение   проблем   детей   с   отклонениями   в   развитии   и/или   состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

17.              Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПко необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

18.              На  период  подготовки  к  ПМПк  и  последующей   реализации   рекомендаций   ребенку   назначаетсяведущий  специалист:  учитель   и/или   классный   руководитель,   воспитатель   ДОУ   или   другой   специалист, проводящий  коррекционно-развивающее  обучение  или   внеурочную   специальную   (коррекционную)   работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития  ребенка  и  эффективность  оказываемой  ему  помощи  и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.

19.              На заседании ПМПк ведущий специалист, а также  все  специалисты,  участвовавшие  в  обследованиии/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации.  Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную  характеристику  структуры  психофизического  развития  ребенка  (без указания   диагноза)   и   программу    специальной    (коррекционной)    помощи,    обобщающую    рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

20.              Заключения  специалистов,  коллегиальное  заключение  ПМПк   доводятся   до   сведения   родителей(законных  представителей)  в  доступной  для  понимания  форме,  предложенные  рекомендации   реализуются только с их согласия.

21.              При направлении  ребенка  на  ПМПК  копия  коллегиального  заключения  ПМПк  выдается  родителям(законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений  специалистов  направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В  другие  учреждения  и  организации  заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

Приложение 2

О ФОРМАХ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК

Журнал записи детей на ПМПк

Журнал   регистрации   заключений   и   рекомендаций   специалистов   и   коллегиального   заключения    и рекомендаций ПМПк

┌───┬─────┬───────┬──────────┬───┬─────────┬─────────┬───────────┐

│ N │Дата,│Ф.И.О. │   Дата   │Пол│Инициатор│  Повод  │График кон-│

│п/п│время│ребенка│ рождения │   │обращения│обращения│сультирова-│

│   │     │       │  (число, │   │         │         │ния специа-│

│   │     │       │мес., год)│   │         │         │листами    │

├───┼─────┼───────┼──────────┼───┼─────────┼─────────┼───────────┤

└───┴─────┴───────┴──────────┴───┴─────────┴─────────┴───────────┘

Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника

┌───┬─────┬───────┬────┬───┬─────┬─────────────┬──────┬──────────┐

│ N │Дата,│Ф.И.О. │Воз-│Пол│Проб-│Заключение   │Реко- │Специалист│

│п/п│время│ребенка│раст│   │лема │специалиста  │менда-│или состав│

│   │     │       │    │   │     │или коллеги- │ции   │   ПМПк   │

│   │     │       │    │   │     │альное заклю-│      │          │

│   │     │       │    │   │     │чение ПМПк   │      │          │

├───┼─────┼───────┼────┼───┼─────┼─────────────┼──────┼──────────┤

└───┴─────┴───────┴────┴───┴─────┴─────────────┴──────┴──────────┘

Основные блоки

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│   1. "Вкладыши":                                               │

│   - педагогическая характеристика;                             │

│   - выписка из истории развития;                               │

│   при необходимости   получения    дополнительной   медицинской│

│информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в│

│детскую поликлинику по месту жительства ребенка.                │

│   2. Документация   специалистов   ПМПк  (согласно утвержденным│

│формам):                                                        │

│   - заключения специалистов ПМПк;                              │

│   - коллегиальное заключение ПМПк;                             │

│   - дневник динамического наблюдения с фиксацией:              │

│   времени и условий возникновения проблемы;                    │

│   мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности;   │

│   сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк      │

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

График плановых заседаний ПМПк

Приложение 3

МОНИТОРИНГ

ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПМПК СПЕЦИАЛИСТАМИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

┌───────────┬─────────────┬───────────────────────────┬─────────────┐

│Специалисты│ Количество  │Фактическое замещение (на- │ Необходимая │

│           │  ставок по  │личие реальн. физич. лиц)  │ потребность │

│           │    штату    ├─────────────┬─────────────┤             │

│           │             │  штатными   │работниками  │             │

│           │             │ работниками │по совмести- │             │

│           │             │             │тельству     │             │

│           ├──────┬──────┼──────┬──────┼──────┬──────┼──────┬──────┤

│           │  в   │в т.ч.│  в   │в т.ч.│  в   │в т.ч.│  в   │в т.ч.│

│           │образ.│в уч- │образ.│в уч- │образ.│в уч- │образ.│в уч- │

│           │учр-ях│режд. │учр-ях│режд. │учр-ях│режд. │учр-ях│режд. │

│           │      │спец. │      │спец. │      │спец. │      │спец. │

│           │      │образ.│      │образ.│      │образ.│      │образ.│

├───────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│- педагог- │      │      │      │      │      │      │      │      │

│психолог   │      │      │      │      │      │      │      │      │

│- учитель- │      │      │      │      │      │      │      │      │

│дефектолог │      │      │      │      │      │      │      │      │

│- учитель- │      │      │      │      │      │      │      │      │

│логопед    │      │      │      │      │      │      │      │      │

│- социаль- │      │      │      │      │      │      │      │      │

│ный педагог│      │      │      │      │      │      │      │      │

│- врач     │      │      │      │      │      │      │      │      │

│(указать   │      │      │      │      │      │      │      │      │

│специаль-  │      │      │      │      │      │      │      │      │

│ность)     │      │      │      │      │      │      │      │      │

│- мед. се- │      │      │      │      │      │      │      │      │

│стра       │      │      │      │      │      │      │      │      │

│- др. спе- │      │      │      │      │      │      │      │      │

│циалисты   │      │      │      │      │      │      │      │      │

│(указать,  │      │      │      │      │      │      │      │      │

│какие)     │      │      │      │      │      │      │      │      │

│-          │      │      │      │      │      │      │      │      │

│-          │      │      │      │      │      │      │      │      │

│-          │      │      │      │      │      │      │      │      │

│Итого:     │      │      │      │      │      │      │      │      │

└───────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘

Приложение 4

О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПМПк

С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ВОСПИТАННИКА И С ПМПК

ДОГОВОР

между образовательным учреждением

(в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его

психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении

┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐

│Руководитель образовательного │Родители (законные представители)│

│учреждения ___________________│обучающегося, воспитанника ______│

│______________________________│_________________________________│

│      (указать фамилию,       │ (указать фамилию, имя, отчество │

│______________________________│_________________________________│

│        имя, отчество)        │  ребенка и родителей (законных  │

│подпись ______________________│    представителей), характер    │

│М.П.                          │      родственных отношений      │

│                              │  в соответствии с паспортными   │

│                              │            данными)             │

│                              │подпись _________________________│

│                              │М.П.                             │

├──────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤

│Информирует родителей         │Выражают согласие (в случае      │

│(законных представителей)     │несогласия договор не            │

│обучающегося, воспитанника    │подписывается) на                │

│о условиях его психолого-     │психолого-медико-педагогическое  │

│медико-педагогического        │обследование и сопровождение     │

│обследования и сопровождения  │обучающегося воспитанника в      │

│специалистами ПМПк            │соответствии с показаниями, в    │

│                              │рамках профессиональной          │

│                              │компетенции и этики специалистов │

│                              │ПМПк                             │ └──────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘

ДОГОВОР

о взаимодействии психолого-медико-педагогической

комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

    Настоящим договором     закрепляются     следующие    взаимные обязательства   ПМПК   (указать   уровень   ПМПК:    региональная, муниципальная, др. ______________________________________________) и ПМПк образовательного учреждения: ______________________________ __________________________________________________________________

            (наименование образовательного учреждения)

┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

│ПМПк обязуется:                 │ПМПК обязуется:                │

│1. Направлять детей и подростков│1. Проводить своевременное     │

│с отклонениями в развитии для   │бесплатное обследование детей и│

│обследования на ПМПК в следующих│подростков с отклонениями в    │

│случаях:                        │развитии по направлению ПМПк   │

│- при возникновении трудностей  │образовательного учреждения,   │

│диагностики;                    │территориально относящегося к  │

│- в спорных и конфликтных       │данной ПМПК, с последующим     │

│случаях;                        │информированием ПМПк о         │

│- при отсутствии в данном       │результатах обследования.      │

│образовательном учреждении      │2. Оказывать методическую      │

│условий для оказания необходимой│помощь, обеспечивать обмен     │

│специализированной              │опытом между специалистами     │ │психолого-медико-педагогической │психолого-медико-педагогических│

│помощи.                         │консилиумов образовательных    │

│2. Информировать ПМПК           │учреждений, территориально     │

│соответствующего уровня:        │относящихся к данной ПМПК.     │

│- о количестве детей в          │3. Осуществлять динамический   │

│образовательном учреждении,     │контроль за эффективностью     │

│нуждающихся в специализированной│реализации рекомендаций по     │

│психолого-медико-педагогической │отношению к детям, прошедшим   │

│помощи;                         │обследование на ПМПК, при      │

│- о характере отклонений в      │необходимости вносить          │

│развитии детей, получающих      │коррективы в рекомендации.     │

│специализированную психолого-   │4. Информировать родителей о   │

│медико-педагогическую помощь в  │всех имеющихся в стране        │

│рамках данного образовательного │возможностях оказания ребенку  │

│учреждения;                     │психолого-медико-педагогической│

│- об эффективности реализации   │помощи (с опорой на имеющиеся в│

│рекомендаций ПМПК               │РФ базы данных) в соответствии │

│                                │с выявленными отклонениями в   │

│                                │развитии и индивидуальными     │

│                                │особенностями ребенка          │

└────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘

Руководитель образовательного     Заведующий ПМПК

учреждения                        (подпись) ______________________ (подпись) _______________________

Председатель ПМПк

(подпись) _______________________ М.П.                              М.П.