Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 N
27/901-6
"О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения"
Документ предоставлен КонсультантПлюс
www.consultant.ru
Дата сохранения: 12.09.2016
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2000 г. N 27/901-6
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ
(ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует:
Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации:
о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
образовательного учреждения (Приложение 1); о формах учета деятельности ПМПк (Приложение 2).
Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).
Обеспечить контроль за созданием при наличии соответствующих кадров ПМПк в образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4).
Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение 1
О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА (ПМПК)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения,объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо оторганизационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательногоучреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения поучебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогическогосопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностикаотклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи врамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния,уровень школьной успешности.
8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляяиндивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации "Об образовании" определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законныхпредставителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастнойпсихофизической нагрузки на ребенка.
11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываютсярекомендации.
12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом,составляется коллегиальное заключение ПМПк.
13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данномобразовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальнымособенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководствомпредседателя.
16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения накомплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПко необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначаетсяведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследованиии/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей(законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
21. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям(законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
Приложение 2
О ФОРМАХ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК
Журнал записи детей на ПМПк
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк
┌───┬─────┬───────┬──────────┬───┬─────────┬─────────┬───────────┐
│ N │Дата,│Ф.И.О. │ Дата │Пол│Инициатор│ Повод │График кон-│
│п/п│время│ребенка│ рождения │ │обращения│обращения│сультирова-│
│ │ │ │ (число, │ │ │ │ния специа-│
│ │ │ │мес., год)│ │ │ │листами │
├───┼─────┼───────┼──────────┼───┼─────────┼─────────┼───────────┤
└───┴─────┴───────┴──────────┴───┴─────────┴─────────┴───────────┘
Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника
┌───┬─────┬───────┬────┬───┬─────┬─────────────┬──────┬──────────┐
│ N │Дата,│Ф.И.О. │Воз-│Пол│Проб-│Заключение │Реко- │Специалист│
│п/п│время│ребенка│раст│ │лема │специалиста │менда-│или состав│
│ │ │ │ │ │ │или коллеги- │ции │ ПМПк │
│ │ │ │ │ │ │альное заклю-│ │ │
│ │ │ │ │ │ │чение ПМПк │ │ │
├───┼─────┼───────┼────┼───┼─────┼─────────────┼──────┼──────────┤
└───┴─────┴───────┴────┴───┴─────┴─────────────┴──────┴──────────┘
Основные блоки
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ 1. "Вкладыши": │
│ - педагогическая характеристика; │
│ - выписка из истории развития; │
│ при необходимости получения дополнительной медицинской│
│информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в│
│детскую поликлинику по месту жительства ребенка. │
│ 2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным│
│формам): │
│ - заключения специалистов ПМПк; │
│ - коллегиальное заключение ПМПк; │
│ - дневник динамического наблюдения с фиксацией: │
│ времени и условий возникновения проблемы; │
│ мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности; │
│ сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
График плановых заседаний ПМПк
Приложение 3
МОНИТОРИНГ
ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПМПК СПЕЦИАЛИСТАМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
┌───────────┬─────────────┬───────────────────────────┬─────────────┐
│Специалисты│ Количество │Фактическое замещение (на- │ Необходимая │
│ │ ставок по │личие реальн. физич. лиц) │ потребность │
│ │ штату ├─────────────┬─────────────┤ │
│ │ │ штатными │работниками │ │
│ │ │ работниками │по совмести- │ │
│ │ │ │тельству │ │
│ ├──────┬──────┼──────┬──────┼──────┬──────┼──────┬──────┤
│ │ в │в т.ч.│ в │в т.ч.│ в │в т.ч.│ в │в т.ч.│
│ │образ.│в уч- │образ.│в уч- │образ.│в уч- │образ.│в уч- │
│ │учр-ях│режд. │учр-ях│режд. │учр-ях│режд. │учр-ях│режд. │
│ │ │спец. │ │спец. │ │спец. │ │спец. │
│ │ │образ.│ │образ.│ │образ.│ │образ.│
├───────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│- педагог- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│психолог │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- учитель- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│дефектолог │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- учитель- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│логопед │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- социаль- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ный педагог│ │ │ │ │ │ │ │ │
│- врач │ │ │ │ │ │ │ │ │
│(указать │ │ │ │ │ │ │ │ │
│специаль- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ность) │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- мед. се- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│стра │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- др. спе- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│циалисты │ │ │ │ │ │ │ │ │
│(указать, │ │ │ │ │ │ │ │ │
│какие) │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Итого: │ │ │ │ │ │ │ │ │
└───────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘
Приложение 4
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПМПк
С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ВОСПИТАННИКА И С ПМПК
ДОГОВОР
между образовательным учреждением
(в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его
психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении
┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│Руководитель образовательного │Родители (законные представители)│
│учреждения ___________________│обучающегося, воспитанника ______│
│______________________________│_________________________________│
│ (указать фамилию, │ (указать фамилию, имя, отчество │
│______________________________│_________________________________│
│ имя, отчество) │ ребенка и родителей (законных │
│подпись ______________________│ представителей), характер │
│М.П. │ родственных отношений │
│ │ в соответствии с паспортными │
│ │ данными) │
│ │подпись _________________________│
│ │М.П. │
├──────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│Информирует родителей │Выражают согласие (в случае │
│(законных представителей) │несогласия договор не │
│обучающегося, воспитанника │подписывается) на │
│о условиях его психолого- │психолого-медико-педагогическое │
│медико-педагогического │обследование и сопровождение │
│обследования и сопровождения │обучающегося воспитанника в │
│специалистами ПМПк │соответствии с показаниями, в │
│ │рамках профессиональной │
│ │компетенции и этики специалистов │
│ │ПМПк │ └──────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘
ДОГОВОР
о взаимодействии психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др. ______________________________________________) и ПМПк образовательного учреждения: ______________________________ __________________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ПМПк обязуется: │ПМПК обязуется: │
│1. Направлять детей и подростков│1. Проводить своевременное │
│с отклонениями в развитии для │бесплатное обследование детей и│
│обследования на ПМПК в следующих│подростков с отклонениями в │
│случаях: │развитии по направлению ПМПк │
│- при возникновении трудностей │образовательного учреждения, │
│диагностики; │территориально относящегося к │
│- в спорных и конфликтных │данной ПМПК, с последующим │
│случаях; │информированием ПМПк о │
│- при отсутствии в данном │результатах обследования. │
│образовательном учреждении │2. Оказывать методическую │
│условий для оказания необходимой│помощь, обеспечивать обмен │
│специализированной │опытом между специалистами │ │психолого-медико-педагогической │психолого-медико-педагогических│
│помощи. │консилиумов образовательных │
│2. Информировать ПМПК │учреждений, территориально │
│соответствующего уровня: │относящихся к данной ПМПК. │
│- о количестве детей в │3. Осуществлять динамический │
│образовательном учреждении, │контроль за эффективностью │
│нуждающихся в специализированной│реализации рекомендаций по │
│психолого-медико-педагогической │отношению к детям, прошедшим │
│помощи; │обследование на ПМПК, при │
│- о характере отклонений в │необходимости вносить │
│развитии детей, получающих │коррективы в рекомендации. │
│специализированную психолого- │4. Информировать родителей о │
│медико-педагогическую помощь в │всех имеющихся в стране │
│рамках данного образовательного │возможностях оказания ребенку │
│учреждения; │психолого-медико-педагогической│
│- об эффективности реализации │помощи (с опорой на имеющиеся в│
│рекомендаций ПМПК │РФ базы данных) в соответствии │
│ │с выявленными отклонениями в │
│ │развитии и индивидуальными │
│ │особенностями ребенка │
└────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘
Руководитель образовательного Заведующий ПМПК
учреждения (подпись) ______________________ (подпись) _______________________
Председатель ПМПк
(подпись) _______________________ М.П. М.П.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.