Диагностика психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов (ГИА, ЕГЭ)
Автор: Соловьева Дарья Юрьевна,
педагог-психолог
МАОУ СОШ № 31 г. Сыктывкара.
Проблема психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов, а особенно ЕГЭ (ГИА), приобретает особую актуальность и становится одним из приоритетных направлений деятельности школьного психолога. Первый этап работы по данному направлению начинается с изучения уровня психологической готовности старшеклассников к сдаче экзаменов. Однако, в психолого-педагогической литературе практически отсутствуют методы диагностики психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов. В основном школьными психологами используются методы оценки уровня тревожности, уверенности в себе, устойчивости к стрессу, эмоциональной напряженности и т.п.
Итак, каким должен быть человек, чтобы успешно сдать этот экзамен? Что должна включать в себя психологическая готовность? М.Ю. Чибисова определяет психологическую готовность «как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ»[2]. Она предлагает выделить три основных компонента готовности, а именно познавательный, личностный и процессуальный компоненты.
Познавательные трудности связаны в первую очередь с недостаточным объемом знаний или недостаточной степенью их усвоения и систематизации, недостаточным развитием общеучебных навыков.
Личностные трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности.
Процессуальные трудности связаны с отсутствием четкой структуры действий, поскольку сама процедура сдачи ЕГЭ неизвестна.
Мы взяли за основу представление о психологической готовности к ЕГЭ, которое предлагает М.Ю. Чибисова, но несколько иначе представили компоненты готовности.
Мы предлагаем, вашему вниманию, методику изучения психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов[1], которая включает в себя такие составляющие психологической готовности как умение устанавливать контакты, ладить с людьми, уровень тревоги перед предстоящими экзаменами, показатели эмоционального состояния (личностный компонент); владение навыками самоконтроля и самоорганизации, знания по предмету и общеучебные навыки (познавательный компонент).
Методика изучения психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов предназначена для работы с учащимися выпускных 9-х, 11-х классов. Она имеет ориентировочный характер и позволяет оценить уровень психологической готовности к сдаче экзаменов глазами самих выпускников.
Методика может быть использована для скрининговой диагностики, а так же для оценки результативности деятельности педагога-психолога (в этом случае диагностика проводится до и после занятий по повышению уровня психологической готовности).
Перед началом тестирования учащимся раздаются бланки, которые они подписывают и с которыми самостоятельно работают.
Инструкция: «Вам всем прекрасно известно, что впереди вас ждут экзамены. Какие чувства, какие мысли вас охватывают, когда вы слышите это слово. Я думаю, что многим из вас не безразлично то, как вы сдадите экзамены. Но знаете ли вы о том, что к экзамену нужно быть готовым не только умственно и физически, но и психологически. Поэтому нам важно знать, готовы ли вы психологически к сдаче экзаменов.
Вам предлагается дать ответы на 30 утверждений. Если утверждение соответствует Вашему имеющемуся опыту или часто повторяющимся состоянием (т.е. если Вы с утверждением согласны), то у его порядкового номера поставьте знак «+» или напишите «да». Если же Вы с утверждением не согласны, то напишите знак «-» или ответ «нет». Старайтесь не делать пропусков и отвечать на все утверждения».
Текст методики:
1. Мне с трудом удается сосредоточить свое внимание при подготовке к экзамену.
2. Отступление учителем от основной темы урока сильно мешает мне усвоить учебный материал.
3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящих экзаменах.
4. Мои школьные знания по отдельным учебным предметам порой кажутся мне ничтожными.
5. При подготовке к экзаменам у меня обычно «опускаются руки», если долго не получается выполнять какое-либо задание.
6. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в своих знаниях.
7. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя по поводу моей готовности к предстоящим экзаменам.
8. Неожиданный вопрос учителя по теме урока приводит меня в замешательство.
9. Меня сильно беспокоит уровень моей подготовки в классе.
10. Я слабовольный человек и это негативно сказывается на моей успеваемости.
11. При подготовке к экзаменам я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании.
12. Я уверен в своих знаниях, но все равно испытываю страх перед экзаменами.
13. Порой, готовясь к экзаменам, мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала и это меня пугает.
14. Отвечая на уроке, я обычно сильно смущаюсь.
15. Возможные неудачи на экзаменах очень тревожат меня.
16. Во время выступления или ответа я начинаю заикаться.
17. Мое эмоциональное состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.
18. Я часто ссорюсь с друзьями по школе из-за пустяков и потом жалею об этом.
19. Атмосфера в классе и отношение одноклассников ко мне сильно влияют на мое настроение.
20. После спора или ссоры в школе я долго не могу успокоиться.
21. Обычно у меня не бывает головных болей после длительной и напряженной учебной работы.
22. Мысли о предстоящих экзаменах не портят мне настроение.
23. Я не волнуюсь по поводу несделанных заданий или неудачно выполненных тренировочных экзаменационных работ.
24. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед предстоящими экзаменами.
25. Обычно я в числе первых заканчиваю тренировочную экзаменационную работу и стараюсь не думать о возможных ошибках.
26. Обычно мне не требуется много времени на обдумывание дополнительного вопроса, заданного учителем.
27. Насмешки одноклассников не влияют на мое отношение к учебе и предстоящим экзаменам.
28. Я всегда хорошо сплю, даже если в школе у меня неприятности.
29. В классе я чувствую себя легко и непринужденно.
30. Мне легко организовать свой распорядок дня, обычно я успеваю сделать все, что планировал.
31. Я хорошо представляю, как проходит экзамен.
32. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время экзамена.
33. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий на экзамене.
34. Считаю, что результаты экзамена важны для моего будущего.
35. Я не волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене.
36. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку.
37. Думаю, что у ЕГЭ (ОГЭ) есть свои преимущества.
38. Считаю, что могу сдать экзамен на высокую оценку.
39. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации.
40. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче экзамена.
41. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене.
42. Я достаточно много знаю о ЕГЭ (ОГЭ).
43. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам.
Обработка результатов:
1. Подсчитайте сколько ответов «да» имеется в утверждениях с 1 по 20.
2. Подсчитайте сколько ответов «нет» в утверждениях с 21 по 43 .
3. Сложите все числа и полученный ответ сравните со шкалой оценки.
Шкала оценки:
0 – 14 баллов – высокий уровень
15 – 29 баллов – средний уровень
30 – 43 баллов – низкий уровень
Интерпретация:
Показатели психологической готовности:
Умение устанавливать контакты: вопросы под номерами 7, 8, 18, 19, 20, 27, 29
Тревога перед экзаменами: вопросы под номерами 3, 6, 9, 12, 13, 15, 23, 24, 35, 38, 41, 43
Эмоциональное напряжение: вопросы под номерами 14, 16, 17, 21, 22, 28
Владение навыками самоконтроля, самоорганизации деятельности: вопросы под номерами 1, 5, 6, 10, 11, 25, 26, 30, 32, 33, 39
Уверенность в знаниях по предмету и общеучебных навыках: вопросы под номерами 2, 4, 6, 8, 13, 40
Знание процедуры проведения экзамена: вопросы под номерами 31, 34, 36, 37, 42
Высокий уровень психологической готовности – учащиеся психологически готовы к сдаче экзаменов, уверенны в своих силах, они знают, как выбрать наилучший способ выполнения заданий, умеют правильно распределить время и силы во время экзамена, адекватно оценивают свои знания, умения, способности, умеют устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми. Эти учащиеся спокойно выдерживают стрессовые ситуации и способны, преодолевая себя, активно и успешно действовать.
Однако, есть вероятность того, что некоторые учащиеся относятся к предстоящим экзаменам формально, их не волнует ни подготовка к экзамену ни будущие результаты, им все равно какую оценку они получат, у них преобладает безразличное отношение к ЕГЭ (ГИА).
Средний уровень психологической готовности – у этих учащихся преобладают тревожные мысли, их пугают возможные неудачи на экзаменах, они в некоторой степени могут испытывать неуверенность перед предстоящими экзаменами. Но данный уровень тревожности скорее следует считать адаптационным, т.е. связанным с изменением социальной ситуации учащихся, а их эмоциональное состояние в целом – удовлетворительным. Так же эти учащиеся не всегда могут настроиться на продуктивную работу и правильно организовать как подготовку к экзамену, так и свою работу непосредственно на экзамене. Им не хватает силы воли, и они бросают начатое, если что-то не получается. Часто они готовятся к экзаменам под настроение.
Низкий уровень психологической готовности – учащиеся психологически не готовы к сдаче экзаменов. Ситуация экзамена вызывает у них сильное беспокойство, тревогу, напряжение. Таких учащихся постоянно тревожат мысли о предстоящих экзаменах, они не знают, как успокоить себя во время экзамена. У них не сформированы навыки управления и контроля своей деятельности, им тяжело переключаться или переходить от одного типа заданий к другому. При этом их знания по предметам могут быть удовлетворительными. Им характерны неверное предвидение и оценка своих возможностей, состояние тревожного ожидания без имеющихся на то причин, высокая ранимость и обидчивость, ведущие к конфликтности в межличностных отношениях с учителями и одноклассниками. Данным учащимся необходима дополнительная психолого-педагогическая помощь в подготовке к экзаменам.
Список литературы:
1. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
2. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009. – 184 с.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Модифицированный нами вариант методики изучения эмоциональной напряжённости Д. А. Шумилова [1].
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.