Для психолога

  • docx
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.docx

Управление образования

администрации

муниципального образования

городского округа «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 31»

 г. Сыктывкара

(МОУ «СОШ № 31» г. Сыктывкара)

«Сыктывкар» кар кытшын

муниципальнöй юкöнлöн администрацияса

йöзöс велöдöмöн веськöдланiн

«Шöр сöвмöдан велöдчанiн № 31» Сыктывкарса

муниципальнöй асъюралана öтувтан веськöдланин

 «Шöр сöвмöдан велöдчанiн № 31» Сыктывкарса МАВУ)

Ул. Космонавтов, д. 14, г. Сыктывкар,

Республика Коми, 167018

Тел./факс: (8212) 63-12-92

e-mail: scool31@bk.ru

ОКПО 48390766, ОГРН 1021101122305

ИНН/КПП 1121007228/112101001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по вопросу организации психологического сопровождения учащихся по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

 

За I полугодие 2013 – 2014 учебного года педагогом-психологом была проведена следующая работа:

Просветительская работа:

Для учащихся 9, 11 классов были проведены беседы на темы «Психологическая готовность учащихся к ЕГЭ (ОГЭ)», «Как правильно подготовиться к экзаменам». Беседы сопровождались демонстрацией наглядного материала в виде мультимедийной презентации. В заключении все учащиеся получили памятки, в которых отражена основная наиболее важная информация по подготовке к экзаменам.

Для учителей-предметников, а также классных руководителей выпускных классов был проведен семинар на тему «Стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ (ОГЭ)». Цель семинара познакомить педагогов с психологическими особенностями выпускников, которые могут испытывать затруднения на ЕГЭ (ОГЭ) и определить стратегию их психолого-педагогического сопровождения.

С родителями выпускников так же были проведены родительские собрания по теме “Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам” Основные задачи такого родительского собрания: обратить внимание родителей на психологические проблемы детей в период подготовки к экзаменам; ознакомить родителей с процедурой проведения ЕГЭ и различными организационными особенностями; предоставить родителям конкретные рекомендации которым они могут следовать, чтобы помочь своему ребенку успешно подготовиться к экзаменам. В конце собрания родители учащихся так же получили памятки.

Диагностическая работа:

В начале учебного года с учащимися 9, 11 классов было проведено исследование психологической готовности старшеклассников к сдаче экзаменов. По результатам данного исследования был проведен анализ по классам и параллели в целом, была выделена группа детей с низкой психологической готовностью к сдаче экзаменов. В 9-х классах 15 учащихся с низкой психологической готовность, в 11 классе – 5 учащихся.

При этом, состав «группы риска» учащихся с низкой психологической готовностью и состав «группы риска» учащихся по результатам тренировочных работ «СтатГрад» практически не совпадал. Хотим, заметить, что учащиеся первой «группы риска» в большей степени были заинтересованы в посещении и психологических занятий. Учащиеся же второй группы, отличались низкой мотивацией, их было крайне тяжело привлечь к участию в каком-либо мероприятии.

Консультативная  работа:

Результаты обследования учащихся обсуждались с классными руководителями. В процессе обсуждения был разработан совместный план психолого-педагогических мероприятий по повышению психологической готовности учащихся к сдаче экзаменов.

Кроме этого, на индивидуальную консультацию приглашались учащиеся «группы риска», а так же их родители. В процессе консультации выявлялись «проблемные зоны» в подготовке к экзаменам: когнитивные, личностные, процессуальные трудности, обсуждалась индивидуальная стратегия учащихся подготовки к экзаменам, давались рекомендации родителям по оказанию помощи и поддержки в подготовке к экзаменам.

Коррекционно-развивающая работа:

Всем учащимся «группы риска» были предложены групповые практические занятия. Данные занятия разработаны специально для детей испытывающих трудности в подготовке к экзаменам. Цель занятий  –  помочь подросткам выработать тактики уверенного поведения в период подготовки к экзаменам, обучиться навыкам саморегуляции и самоконтроля, повысить уверенность в себе и в своих силах. Данные занятия проводились с учащимися один раз в неделю. Однако, не все учащиеся могли посещать данные занятия в силу объективных причин (дополнительные занятия по предмету, консультации учителей-предметников, занятия с репетитором и т.п.), а так же по причине отсутствия мотивации и желания. Выпускники посещавшие занятия отмечали у себя снижение уровня тревожности и повышения самооценки и уверенности в себе.

За II полугодие 2013 – 2014 учебного года педагогом-психологом была проведена следующая работа:

В феврале 2014 года было проведено повторное исследование психологической готовности старшеклассников к сдаче экзаменов. По результатам данного исследования количество учащихся «группы риска» снизилось. В 9-х классах – 3 учащихся с низкой психологической готовность, в 11 классе таких учащихся нет.

Однако, количество учащихся «группы риска» по результатам тренировочных работ «СтатГрад» практически не снизилось. В связи с этим было принято решение провести индивидуальные углубленные психологические обследования познавательных и личностных особенностей данных учащихся. При этом, подобное обследование проводится только с согласия самого ребенка (с 14 лет) и с письменного разрешения родителей (до 14 лет). В связи, с чем обследование было проведено только с 5 учащимися.

Результаты психологического тестирования показали, что у учащихся «группы риска» плохо развиты познавательные способности такие как понятийное мышление (дает возможность не заучивать, а понимать и усваивать школьные знания); осведомленность и кругозор (трудности в учебе возникают из-за того, что ученик не сможет представить, о чем идет речь на уроке или в параграфе учебника); самостоятельность мышления (школьник может действовать только тогда, когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать. Если ему сказали, что надо делать, но не объяснили, как надо делать, то работу он выполнить не сможет); логическая память (подросток способен только вызубрить материал без всякого понимания); навык чтения (смысл прочитанного текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться, т.е. школьник может не правильно выполнить задание т.к. не понял инструкции). Так же в большей степени страдает внимание. Причинами этому зачастую являются мозговые дисфункции, которые выявляются и лечатся врачом невропатологом или психиатром.

Кроме познавательных способностей у учащихся «группы риска» чаще всего не сформированы такие качества личности как самостоятельность, независимость, исполнительность, волевой самоконтроль и т.п.

Все эти факторы свидетельствуют не о низкой психологической готовности учащихся к сдаче ЕГЭ (ОГЭ), а о недостатках в психическом и личностном развитии учащихся, причинами которых являются, скорее всего, педагогическая запущенность, дисгармоничное воспитание, наличие мозговых дисфункций.

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог                                                     Соловьева Д.Ю.

 

 

 

И.О. директора                                                           Мужев А.В.