Для психолога

  • docx
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9.docx

Родительское собрание №1,                                                                                 проведённое  во 1 «Б»  классе __._______.2017 года

Педагог-психолог ________ ___________________________                                                                               

                      _________________________________________

Форма проведения: круглый стол

Цель собрания:

Познакомить родителей с основными методиками формирования и развития навыков пространственной ориентации на собственном теле детей с РАС и использованием их на практике.

Задачи:

1.Показать родителям значение самостоятельной ориентации на собственном  теле в жизни ребёнка.

2. Выявить представление родителей об организации работы по формированию и развитию указанных навыков детей дома.

3. Дать рекомендации родителям о том, как формировать и развивать у детей навыки самостоятельной ориентации на собственном теле.

Оборудование:

памятки для родителей,  листы индивидуальных достижений учащихся (первичной диагностики).

Подготовительная работа:

1.     Перед собранием проводилась диагностика сформированности навыков пространственной ориентации на собственном теле у детей испытуемой группы.

2.     Составлялись общие бланки рекомендаций для родителей детей испытуемой группы.

 

                                                  

 

 

                                                     План собрания:

1. Лекция по теме собрания ( необходимость самостоятельного овладения навыками ориентации на собственном теле, общая статистика уровня в группе испытуемых);

2.Проведение обучающего тренинга ( знакомство с методиками, представленными в буклетах и практическая реализация проигрывания указанных методик);

3. Заключительное слово классного руководителя ( подведение итогов: необходимость развития данных навыков).                                                          

 

                                                    Ход собрания                                                                                                             

1.Лекция (необходимость самостоятельного овладения навыками ориентации на собственном теле, общая статистика уровня в группе испытуемых).

«Здравствуйте, я рада вас видеть!

Я искренне надеюсь, что вы будете внимательными слушателями и активными участниками сегодняшней встречи.

Предлагаю для включения в процесс вместе поиграть в одну занимательную игру.

Игра «Включение»

Психолог предлагает родителям, сидящим на местах, поднять руку вверх тех, кто:

         1) сегодня пришел с положительным, хорошим настроением;

         2) любит читать детективные романы;

         3) все, кто не любит смотреть телесериалы;

         4) пойдет в театр или кино на этой неделе.

Сегодня мне хочется вместе с вами поговорить о том, что значит самостоятельность. Кто может дать определение своими словами? – Ответы родителей.

Самостоятельность – это то, что помогает нашим детям чувствовать себя взрослее, а также дает возможность ребенку свободу выбора и действия.

А для чего же нужна самостоятельность как ребенку, так и взрослому человеку? – Ответы родителей

Самостоятельность в выполнении каких-либо действий способствует не только развитию высших психических функций ребенка (мышления, памяти, внимания и воображения), но также влияет на его личностную сферу, а именно: способствует развитию самоконтроля и самооценки ребенка.

Слайд №3

Самостоятельность ребенка должна быть направлена в первую очередь на ближайшее развитие, т.е. если ребенок не знает, куда нужно надевать шапку, не ставиться главнейшей задачей научение его письму. Вряд ли мы сможем назвать человека, рисующего картинку, полностью самостоятельным, если он не умеет самостоятельно надевать брюки. – Согласны со мной?

Слайд №4

Умение ориентироваться на собственном теле – это первоочередное умение, которым должен овладеть ребенок для самостоятельной жизни.

Знание сторон тела «право-лево» и «верх-низ», знание схемы тела (голова, руки, ноги, живот и спина), умение ориентироваться как в простых инструкциях: «подними правую руку», и сложных «покажи правой рукой левую ногу» срезвычайно важно в жизни каждого ребенка и взрослого

Слайд №5

Хочу отметить, что у всех детей, которые пришли в наш класс уровень владения навыками ориентации на собственном теле различается. Это зависит не только от психо-физического развития наших деток, но и от правильно выстроенной совместной работы педагогов и родителей. Поэтому, естественно, уровень развития навыков ориентации на собственном теле у всех учеников различен. Как мы видим на диаграмме – превалирует низкий уровень развития навыков ориентации на собственном теле, т.е. у детей возникают трудности в умении самостоятельно показать руку, ногу, или иную часть тела.

Обучающий тренинг

Слайд №6

Однако, прошу Вас заметить, что наши детки находятся в таком возрастном периоде, когда любое умение и навык улавливается в буквальном смысле «на лету». Для детей, имеющих РАС необходима дополнительная помощь в самостоятельном овладении навыками ориентации на собственном теле.

Мы определили, что визуальная поддержка (использование наглядных материалов) в работе с детьми категории РАС является весьма успешным. Результаты включения визуальной поддержке можно наблюдать на диаграмме «До и после» ее использования.

Слайд №7

Сегодня, мы представим для Вас методики формирования и развития навыков ориентации на собственном теле и вместе с вами попробуем потренироваться в их выполнении.

Слайд №8-9

Тема занятия: «Наши ручки»

Цель занятия: развитие навыков пространственной ориентации детей на собственном теле (на руках).

Задачи:

-       развитие представлений о положении рук у ребенка;

-       закрепление знаний ребенка о расположении рук относительно туловища  (лево, право);

-       развитие умения самостоятельно определять направление движения;

-       развитие умения ориентироваться на визуальные подсказки

Оборудование: компьютер, колонки, доступ в интернет, картинки (с изображением частей лица и тела), разноцветные перчатки (для правой и левой руки), ложка и карандаш, доска «Сейчас-потом», маленькие мячики.

Ход занятия:

На парте расположены картинки в соответствии с направлениями частей тела (справа: правая рука – желтого цвета, левая - красного).

Разминка: включаем песенку Железновой «Головами покиваем» (педагог показывает все движения, фея стоит за ребенком и при необходимости помогает ребенку). Ребенок повторяет.

Психолог показывает ребенку пару детских подписанных перчаток (педагог надевает их на руки ребенку), и говорит: «На правой ручке у тебя желтая перчатка, а на левой – красная. Эти перчатки необычные, они волшебные. Они будут учить нас сегодня определять, где «лево», а где «право».

- «Смотри у меня тоже есть ручки, а вот их нет» (психолог прячет за спину). А ты так можешь? (Ребенок демонстрирует) – «Ах! А где же твои ручки?» (Ребенок демонстрирует).

Игра «Пропали ручки»

Психолог делает упражнение вместе с ребенком (за ребенком стоит фея).

- У меня пропали ручки. (Спрятать за спину)

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять! Показать.

(Игра проводится несколько раз)

Предварительная беседа: А ты знаешь, что умеют делать наши ручки? Давайте, я буду показывать, а ты – называть.

- Хлопают, гладят, царапают (чешут), показывают (указательным пальцем), берут, рисуют, держат ложку за обедом, машут, стучат.

- У деток – ручки, а у котяток – лапки. Поиграем в котяток?

Все котятки мыли лапки.

Вот так, вот так (поглаживание ручек).

Мыли ушки, мыли брюшки,

Вот так, вот так (поглаживаем ушки, животики)

А потом ловили мышку,

Вот так, вот так (царапающие движения)

А потом читали книжку,

Вот так, вот так (ручки ладонями вверх, имитация открытой книги).

А потом ловили мух (лёгкие хлопки над головой),

А потом упали – бух! (присесть на корточки).

- «Какие замечательные ручки! Я думаю, что наши волшебные перчатки дают невероятную силу. Давай проверим! Попробуй сжать мячик правой ручкой.. А теперь левой».

- «У нас с тобой есть замечательная доска. Смотри, здесь есть картинка «мячик в правой ладошке», а рядом с ней еще одна картинка «потом», где мячик в левой ладошке. Давай вместе попробуем следовать инструкциям на картинке и инструкции.

«Вот перчатки и устали, пора им отдохнуть» (Ребенок откладывает перчатки и садится за стол). «А давай покажем, как мы научились определять стороны. Сейчас мы потанцуем и будем поговаривать в какую сторону поворачиваются наши ручки».

Для развития данных навыков нам помогали следующие игровые упражнения: «Маркеры», «Зеркало», «Телевизор», «Найди клад», «Угадай, что загадали», «Вверху-внизу», «Наоборот», «Магазин».

Упражнение «Маркеры»: маркируется левая рука ребенка при помощи браслета, колокольчика или яркой тряпочки. Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: "вверх" - прыжок, "вниз" - присесть, "вправо" - разворот направо, "влево" - разворот налево. Тип визуальной поддержки, который мы использовали на занятиях: гремящие и светящиеся детские браслетики.

Упражнение «Зеркало»: упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала психолог совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела. Тип визуальной поддержки: моделинг или видео (дети повторяли двигательную гимнастику на тему «Мое тело»).

Упражнение «Телевизор»: упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо). Тип визуальной поддержки: моделинг или видео (дети повторяли двигательную гимнастику на тему «Мое тело»).

Упражнение «Угадай, что загадали». Тип визуальной поддержки: карточки с изображениями глаз, рук, ног и других частей лица и тела. Психолог загадывает одну часть тела и ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной части тела, например, такой: она находится выше носа (или под бровями). Он должен назвать часть тела, находящуюся в указанном месте.

Упражнение «Вверху-внизу». Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея. Тип визуальной поддержки: фотографии детей, где те поднимают или поворачивают руку в необходимом направлении.

Заключительная часть.

Повторяем танцевальные движения под песенку Железновой «Головами покиваем». Закрепляем знания о направлении рук: правое и левое.

Рефлексия: «Что мы с тобой сегодня узнали нового?» - «Где находятся ручки». «В какие стороны можно повернуться?» - «Лево и право». «Какого цвета была перчатка на левой руке?», «А какого на правой?» - «Красного и желтого».

Слайд №10

При необходимости дополнительную информацию Вы можете найти в следующих источниках