Для психолога

  • doc
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.doc

 

Сборник буклетов

 

Психолого-педагогическая  помощь родителям и педагогам

 

Ÿ  Агрессивный ребенок и

что с этим делать (стр. 2-3)

Ÿ  В помощь родителям детей с ОВЗ (стр. 4-5)

Ÿ  Как родители могут помочь ребенку справиться со страхами (стр. 6-7)

Ÿ  Как воспитывать ребенка

без физического наказания

(стр. 8-9)

Ÿ  Как взаимодействовать с детьми (стр. 10-11)

Ÿ  Как взаимодействовать с неблагополучной семьей (стр. 12-13)

Ÿ  Листовка для родителей «Папа, не пей!» (стр. 14-15)

Ÿ  Не ребенок, а бесенок. Помощь в воспитании детей с СДВГ (стр. 16-17)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буклеты разработаны психологической службой ППМС - Центр диагностики и консультирования

Авторы:

Бурамбаева Дарья Андреевна – педагог-психолог,

Порозова Наталья Альбертовна – педагог-психолог

 

Челябинская область Саткинский муниципальный район

Муниципальное казенное учреждение  «Управление образования»

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Центр диагностики и консультирования( МКОУ ППМС- ЦДК)

456910, Челябинская область, г.Сатка, ул. Пролетарская 43а,

Тел./факс 8(35161) 43036

E-mail:  satka-ppms@mail.ru ,   сайт  http://cdk-satka.ru

 

2013 г.


 

Упражнение «Гнев».

Детям показывается пиктограмма гнева на листке бумаги. Каждый пытается изобразить эмоцию гнева. После этого проводится конкурс на «Самый гневный гнев».

Упражнение «Куда уходит злость».

«Пока мы выполняли предыдущее упражнение, в комнате накопилось очень много злости. Мы не можем работать, пока злость с нами. Давайте разойдемся по комнате и руками сгоним всю злость средину. Теперь давайте потопаем ногами, чтобы злость испугалась и поднялась вверх. А теперь давайте все вместе дуть на злость, чтобы она улетела в открытое окно».

Упражнение «Где живет гнев?»

«Гнев может жить в любом месте вашего тела. Поищите его у себя. Что вы чувствуете в этой части тела? (напряжение, зажимы, тяжесть). Приятно ли вам от этих ощущений? А теперь нарисуйте человечка, покажите место, где живет ваш гнев, и раскрасьте его цветным карандашом».

Упражнение «Сколько во мне гнева?»

Перед ребенком ставится стакан, и взрослый предлагает ему налить в него столько воды, сколько гнева он чувствует в себе в данный момент. Озвучивает свои действия.Подобное можно делать с воздушным шариком, надувая его до определенной степени. («Мой шарик вот-вот лопнет».)

Упражнение «Застывшая скульптура»

При «потасовке» её участникам предлагается замереть, изображая глиняную скульптуру в застывших агрессивных позах. Остальным предлагается побыть скульптором и поменять что-то в этой скульптуре (положение рук, ног, выражение лица). Возможно, получится совсем другая скульптура.

Упражнение «Превращения злости».

Если есть доска с маркерами, или мелками, го противникам даются два разных цвета и предлагается быстро зарисовать доску. Затем посмотреть на общий рисунок и постараться увидеть, что в результате получилось. Это получившееся общее изображение нужно обвести, обозначив, например, животное, растение, облака и т.д.

Упражнение «Два барана»

На четвереньках два человека пытаются, упираясь плечом в плечо, сдвинуть соперника из центра круга. Остальные - болельщики.

Упражнение «Кулаки, ладони, руки скрещены на груди»

Все по команде, не договариваясь, выбрасывают руки определенным образом: кулаки, ладони или руки скрещены на груди. Задача в том, чтобы вся группа выбросила руки одинаково. (Кулаки   свидетельство агрессивности в группе).

Упражнение «Одеяло»

Ведущий взбивает одеяло и «усаживает» его на стул в центре круга. «Представьте себе, что здесь сидит ... Сейчас каждый из вас по очереди может подойти и что-то сделать с этим одеялом, то есть с ... Дети подходят к одеялу. ...Ну как, теперь он(а) вам нравится?.. А может быть что-то еще сделать?»

 Упражнение «Выставка»

«Сели удобно, расслабились, закрыли глаза, глубоко вдохнули 3-4 раза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда он вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите ему все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать». После упражнения обмен мнениями. Какая была ситуация? Трудно ли было представить свои ощущения?  

 

Бороться с агрессивностью нужно:

-        Терпением

-       Это самая большая добродетель.

-        Объяснением

-       Объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

-        Отвлечением

-       Постарайтесь предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что он пытается делать.

-        Неторопливость

-       Не спешите наказывать ребёнка - подождите, пока поступок повторится.

-        Наградами

-       Если вы похвалили ребёнка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нём желание ещё раз услышать вашу похвалу.

 

 

Агрессивный ребенок и 
что с этим делать

Агрессия – не всегда явление отрицательное.

Ведь она играет еще и защитную функцию – функцию самосохранения. Поэтому не стоит так категорично относиться к этому явлению. А вот агрессивность – это устойчивое свойство личности, которое выражается в стремлении насильственных действий, направленных на другого. Это уже то, что не стоит взращивать в детях.

 

Буклет разработан психологической службой ППМС - Центр диагностики и консультирования

Челябинская область Саткинский муниципальный район

Муниципальное казенное учреждение  «Управление образования»

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Центр диагностики и консультирования( МКОУ ППМС- ЦДК)

456910, Челябинская область, г.Сатка, ул. Пролетарская 43а,

Тел./факс 8(35161) 43036

 

E-mailsatka-ppms@mail.ru, сайт http://cdk-satka.ru

 

 

 
 

 

 


 

Если ребёнок агрессивен...

 

Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самому себе. Агрессивность детей может проявляться в нанесении ударов кулаками родителям и незнакомым, а также в том, что ребенок мучает животных, бьет посуду, портит мебель, рвет тетради.

 

Итак, ребенок агрессивен. А что могло послужить причиной этому?

Давно доказан психологами эффект заражения агрессивным поведением при наблюдении за ним. Т.е. повсеместная демонстрация сцен насилия может послужить причиной. Сюда относится и телевидение.

Определенный стиль воспитания в семье также одна из возможных причин.

Еще одна частая причина агрессивности – индивидуальные особенности ребенка. Ну и, конечно, социально-культурный статус семьи также влияет на агрессивность (С волками жить – по-волчьи выть).

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.

Еще одной причиной появления агрессивности может быть недостаток внимания к своей персоне со стороны окружающих. Ребенок действует так, чтобы удовлетворить свою потребность в общении и любви.

Много всего? Да. Но с большой уверенностью психологи утверждают, что решающее значение в становлении агрессивности как устойчивой черты личности ребенка играет семейная среда и воспитание.

 

 

Предупреждение агрессивных действий детей:

-        Никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность.

-        В некоторых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;

-        Если конфликт возникает среди детей, то стоит «агрессора» временно остановить среди них: пусть почувствует, что такое проявлять агрессивность без явного повода для нее;

-        Если ребенок проявляет агрессивность по отношению к своим сестрам и братьям. То пусть они придумывают меру наказания и наказывают его;

-        Если ребенок готов к нанесению удара. То лучше быстро остановить его и резко предупредить: «Нельзя!»;

-        Изредка стоит давать ребенку испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.

 

Обращение с ребенком после агрессивного поведения:

-        подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его поступка;

-        искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;

-        следует помнить: частые наказания неэффективны. А безнаказанность еще больше портит;

-        придумать другие приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание).

Как воспитывать ребенка, чтобы он не был агрессивен:

Одобряйте то поведение ребенка, которое Вы сами оцениваете как благородное, доброе, достойное и, естественно, не одобряйте агрессивное поведение, направленное на человека, животное, да, и предметы тоже (хотя, некоторые успокаиваются лишь, разбив пару десяток тарелок).

Определите границы дозволенного. Если ребенку позволяется все, то он и будет себе многое позволять.

Не применяйте физические наказания. Наказать всегда можно чем-нибудь другим, а лучше вместо наказания временно лишить ребенка чего-то хорошего.

Малыши во многом подражают родителям. Подавайте хороший пример. Если Вы будете требовать от ребенка одно, а сами вести себя противоположным образом, дитя вас просто не послушает.

Пресекайте любые проявления агрессивного поведения.

Давайте возможность ребенку «выпустить пар». (Подеритесь подушками, порвите бумагу, поиграйте в подвижные игры)

А самое главное: учите детей ЛЮБИТЬ окружающий их Мир!

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Куда обратиться за помощью?

 

В центр диагностики и консультирования

Адрес: ул. Пролетарская, 46.

Тел: 4-30-36.

 

 

Как сказать ребенку

 «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!»

 

Я счастлива, я горжусь, что я  твоя мама. Ты самый замечательный. Ты моя радость. Ай, да умница! Не отчаивайся, я рядом. Чудо мое. С тобой тепло, как при солнышке. Чтобы я без  тебя делала. Тут мне без тебя не обойтись. Спи сладко. Пусть тебе присниться  чудесная сказка.

 

 

 

                       

     Загадка

Это-чашка, это-ложка.

В чашке гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала - кашки гречневой не стало! Как же так?

 

Приглашение к обеду.

Утка - утёнка, кошка -  котенка,

Мышка – мышонка зовут на обед.

Утки поели, кошки поели, мышки                                                поели. А ты? Ещё нет?

Где твоя ложка? Ешь на здоровье!

 

Играем с пальчиками

Палец толстый и большой в сад за сливами пошёл.

Указательный с порога указал ему дорогу.

Третий палец самый меткий, он сшибает сливы с ветки.  Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает!

                   ***

Раз, два,  три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два,  три, четыре, пять,

Снова в домике опять.

***

Этот пальчик-мамочка,

Этот пальчик-папочка.

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик - Я,

Вот и вся моя семья!

 

 

 

 

" Яблони и яблоки"

 

Уважаемые родители!

 Желаем Вам успехов в воспитании детей!

Помните: там, где есть огромное желание, не может быть огромных трудностей!

         

 

 

Буклет разработан психологической службой ППМС - Центр диагностики и консультирования

Челябинская область Саткинский муниципальный район

Муниципальное казенное учреждение  «Управление образования»

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Центр диагностики и консультирования( МКОУ ППМС- ЦДК)

456910, Челябинская область, г.Сатка, ул. Пролетарская 43а,

Тел./факс 8(35161) 43036

E-mailsatka-ppms@mail.ru ,   сайт  http://cdk-satka.ru

 

 

 

Зарядка позитивного мышления

 

Каждое утро проговаривайте про себя этот текст. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов Вам!

 

1.    Именно сегодня у меня будет  спокойный день, и я буду счастлив. Счастье – это внутреннее состояние человека. Счастье не зависит  от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив на столько, насколько он хочет быть  счастливым.

2.    Именно сегодня  я включусь  в ту  жизнь, которая окружает меня,  и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства  моей жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью  им соответствовать.

3.    Именно сегодня я  уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

4.    Именно сегодня я продолжу свое  нравственное самосовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, своей семье, себе самой.

 

 

 

5.Именно сегодня  я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

 

6. Именно сегодня  я буду доброжелательной ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям, и пытаться их исправить.

 

7. Именно сегодня  я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться  решить сразу проблему здоровья моего ребенка.

 

8. Именно сегодня я намечу  программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки, нерешительности даже  в том случае, если я не смогу ее точно исполнить.

 

9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое,  и одиночестве полностью расслабляясь.

 

10. Именно сегодня я не буду бояться  жизни и собственного  счастья. Я буду любить и верить в то, что те,  кого люблю, любят и верят мне.

 

 

 

 

Как вы можете помочь ребенку развить   мыслительные способности.

 

  • Уделяйте ребенку  больше внимания, чаще  ласкайте его, обнимайте, чтобы он чувствовал, как вы его любите и цените.
  • Дети, уверенные в том, что их любят, уверенные в себе, лучше учатся и соображают.
  • Держите под рукой побольше материала, который может послужить учебным пособием для ребенка (книги, карандаши, цветная бумага, пластилин, настольные игры и другое).
  • Хвалите ребенка даже за самые маленькие его успехи.
  • Сделайте процесс обучения захватывающим и интересным.
  • У ребенка должен быть собственный  уголок для книг.
  • Не старайтесь «впихнуть» новую информацию в уставшего ребенка.
  • Частые ссоры и  скандалы в семье  могут стать тормозом для развития  детского ума.
  • Иногда полезно притушить свет, поставить спокойную негромкую музыку  и поговорить с ребенком, рассказать ему сказки.
  • Поощряйте попытки детей использовать  их привычные игрушки, придумывайте с ними новые игры.
  • Помните: слово «можно» работает всегда лучше,  чем  слово «нельзя».

 

 

 

 

                                     

 

Основные задачи родителей:
-
Развить у детей позитивное самовосприятие.
- Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку.
- Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.

Как помочь ребенку развить уверенность в себе и поднять собственную самооценку?

Дети ощущают себя несколько неуверенно в окружающем их мире без поддержки со стороны родителей. Неуверенность ребенка в детстве может в будущем перерасти в неуверенность в себе уже и во взрослом возрасте, неуверенность в принятии решений. Очень важно уже с малых лет помогать ребенку развивать уверенность в себе и поднимать его собственную самооценку.

Каким образом родители могут помочь своим детям почувствовать себя увереннее в этом мире?

Во-первых, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни лесом.

Пугать чем-либо - значит пугать смертью!

В урочный час вы указываете ребенку на реальные опасности, но никогда на мнимые, придуманные, не пугаете его ради послушания. Воспитание страхом - жестокое воспитание.

Последствия его - тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.

 

 

 

 

Во-вторых, родители никогда не стыдят ребенка за испытываемый страх.

Насмешки над боязливостью ребенка также жестокость. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то, что у него есть родители. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх поработит психику ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т.д. Страх у ребенка разрастается, что уже угрожает неврозом.

В-третьих, ребенка никогда не оставляют одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.
 

 Куда обратиться за помощью?

·         К психологу образовательного учреждения.

·         В центр диагностики и консультирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профилактика страхов - воспитание оптимизма, воспитание уверенного в себе, самостоятельного, знающего то, что положено знать по возрасту об опасностях и угрозах, но относящегося к этому отважно.

Как родители могут помочь ребенку справиться со страхами?

 

 

Буклет разработан психологической службой ППМС - Центр диагностики и консультирования

 

Челябинская область Саткинский муниципальный район

Муниципальное казенное учреждение  «Управление образования»

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Центр диагностики и консультирования( МКОУ ППМС- ЦДК)

456910, Челябинская область, г.Сатка, ул. Пролетарская 43а,

Тел./факс 8(35161) 43036

E-mailsatka-ppms@mail.ru ,   сайт  http://cdk-satka.ru

 

 

В игре каждый маленький трусишка способен переживать свой страх заново, как бы понарошку, и таким образом снижать остроту переживания.

 

Пятнашки

Это старинная игра, дошедшая и до наших дней. Возможно, потому, что помимо радости она приносит ощутимую пользу детям, проводя, можно сказать, профилактику боязни нападения, уколов и физических наказаний.
Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен осалить играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель.
Жмурки

Эта народная игра помогает ребенку справиться со страхами темноты и замкнутого пространства. Правила ее всем известны, но если вы играете в помещении, то лучше внести в них некоторые коррективы.

Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и с теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет: "Замри!" - им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего - найти всех участников.

Прятки
Ценность этой народной игры такая же, как и предыдущей. При этом она помогает справляться в некоторой степени и со страхом одиночества, так как спрятавшийся ребенок какое-то время остается один.
Если ваш ребенок боится темноты, то можно выключить (или хотя бы поначалу притушить) свет в комнате, оставить его только в коридоре. Если водит ребенок, постарайтесь спрятаться в темной комнате, чтобы он был вынужден заглянуть туда в поисках игрока. Если же водящий вы сами, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенку захотелось спрятаться в неосвещенной комнате.

 

А еще страх можно нарисовать, а после украсить его сделать нарядным или смешным.

Скажите ребенку по секрету, что знаете, чего боятся все страхи, - они боятся стать посмешищем!

И если уж он очень страшный его можно демонстративно порвать на мелкие кусочки и выбросить.

 

От страхов ограждают мудростью и предусмотрительностью.

Склонность к страху преодолевают добротой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родителям  важно учитывать факторы, способствующие появлению страхов.

 

Во-первых, чрезмерная опека. Если родители стараются оберегать ребенка от всех неприятностей, предвосхищать все трудности, беспокоятся за него, то соответственно и ребенок начинает воспринимать мир как непонятный, чужой и грозящий опасностями.

Во-вторых, разговоры взрослых о болезнях и несчастьях. Если взрослые в семье склонны к пессимизму и сами видят в жизни прежде всего неприятности и трудности (что выражается в частых разговорах о несчастьях и болезнях, как своих, так и чужих), то, естественно, они не научат своего ребенка жизнерадостности.

 

В-третьих, чрезмерная напряженность и непонимание в семье. Если в семье часто возникают конфликты или чувствуется напряженность и непонимание между членами семьи, то это непосредственно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, в том числе на силу и количество возникающих страхов. Тоже касается и ситуации развода родителей.

В-четвертых, отсутствие общения со сверстниками. У детей, имеющих возможность играть со сверстниками, страхи реже переходят на патологический уровень. Вероятно, это объясняется тем, что в совместных играх ребята одного возраста невольно обращаются к теме наиболее актуального для них страха и таким образом дают волю своим эмоциям и одновременно получают групповую

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страх

основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления.

Причинами возникновения страха:

 

- действительно травматический опыт, полученный ребенком (например, укус собаки);

- нормальное взросление (так появляется, например, естественный страх смерти);

- нарушение отношений с родителями;

- психические заболевания;

другие чувства и желания, которые прячутся за страхом, как за маской (например, ребенок боится оставаться один). Такой страх может быть истинным, а может служить инструментом влияния на родителей, контроля их жизни.

Приведенные игровые методы помогут вам справиться с естественными (обычными) страхами детей.

Если же страх уже выражается на патологическом уровне, то есть принимает крайние формы (ребенок совершенно не в состоянии его контролировать, эта эмоция неблагоприятно отражается на характере, мешает нормальным отношениям с другими людьми, не позволяет хорошо приспособиться к социальным условиям и т. п.), то лучше

проконсультироваться у психолога, а возможно, и у детского психиатра.

 

 

Наказывая, подумай: «ЗАЧЕМ?»

 

 

Семь правил для всех:

 

  1. Наказание не должно вредить здоровью.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать – НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ!
  3. За один раз – одно наказание. Салат из наказаний – блюдо не для детской души.
  4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Не мешайте начинать жизнь сначала.
  6. Без унижения!
  7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего  огорчения!

 

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда  наказание ищется как  последний шанс на любовь.

 

 

Куда обратиться за помощью?

 

·       К школьному психологу, социальному педагогу, классному руководителю.

·       В центр диагностики и консультирования.

Адрес: ул. Пролетарская, 43а.

Тел: 4-30-36.

·       В подразделение по делам несовершеннолетних.

Адрес: ул. Ленина, 15.

Тел: 4-14-78.

 

 

 

Меньше ругать – больше хвалить,

Меньше наказывать – больше любить.

Меньше угроз – больше жизнерадостности.

 

 

 

Как воспитывать ребенка

без физического

 наказания

 

Методические материалы для родителей  по предупреждению жестокого обращения с детьми

 

Буклет разработан психологической службой ППМС - Центр диагностики и консультирования

 

Челябинская область Саткинский муниципальный район

Муниципальное казенное учреждение  «Управление образования»

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Центр диагностики и консультирования( МКОУ ППМС- ЦДК)

456910, Челябинская область, г.Сатка, ул. Пролетарская 43а,

Тел./факс 8(35161) 43036

E-mail:  satka-ppms@mail.ru ,   сайт  http://cdk-satka.ru

 

 

 

 

Памятка для родителей

 

Когда родители используют физические наказания для «воспитания»,  они  полагают, что самый короткий  путь  к уму ребенка ведет «через ягодицы», а не через глаза и уши.

 

Родители, которые часто используют  физические наказания, добиваются   только видимости  послушания со стороны  детей.

Когда родители не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют.

 

Часто наказание   у детей  вызывает  не раскаяние и желание исправиться,

а совсем другие чувства:

  • Возмущение и обиду: «Это не справедливо. Я не заслужил такого отношения».
  • Месть: «Они выиграли сейчас, но с ними сквитаюсь».
  • Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему».
  • Изворотливость, трусость: «В следующий раз я  постараюсь не попасться».
  •  Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя».
 

 

Как остановить себя,

если «руки  чешутся»?

 

Когда в порыве плохого  настроения вам захочется ударить  ребенка, скажите себе «СТОП!». А потом задайте себе несколько вопросов.

 

1.       Мое плохое настроение действительно связано  с капризами и шалостями ребенка? Или же я пытаюсь сорвать на ребенке свое зло и плохое настроение? Если это так,  постарайтесь  устранить  истинную причину раздражения.

2.       Не предъявляю ли я к ребенку  завышенных требований, пытаясь сделать его «удобным» для себя, вместо того, чтобы прислушаться к его   желаниям?

3.       Что скрывается за  непослушанием  ребенка – бунт против моего внимания, отчаяния от неудавшихся  попыток выглядеть «хорошим» в  моих глазах?  Как в таком случае я могу ему помочь?

4.       Представьте на минуту, что вы ответите ребенку, когда он  повзрослев, серьезно  Вас спросит, «За что Вы так  жестоко меня наказывали в детстве?» Удовлетворят ли его  Ваши ответы?

 

 

Все запреты  на 99% продиктованы не интересами детей

 

 

 

 

 

 

 

Знаете ли Вы, что 85 % родителей детей до 12 лет  используют физические наказания, но только 8-10% из них  считают  их    эффективным  методом воспитания, а 65% предпочли бы  воспитывать  детей иначе, но не знают как.

 

Принципы воспитания

 

Ÿ «Мы должны научиться любить, а не наказывать».

Ÿ «Всегда сохраняйте спокойствие».

Ÿ «Учитесь быть в хорошем расположении духа»

Ÿ «Мы, родители должны ждать и надеяться».

Ÿ «Немножко юмора и все будет легче».

 

 

     

 

Чем проповедь выслушивать,
мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха и поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же - никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть можно верить умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет -
Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет.


(Мудрость ребенка)

 

 

 

 

 

 

 

Куда обратиться за помощью?

 

 

 

·       К школьному  психологу, социальному педагогу, классному руководителю.

 

·       В центр диагностики и консультирования.

Адрес: ул. Пролетарская, 46.

Тел: 4-30-36.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как взаимодействовать с детьми

 

Методические рекомендации для специалистов и родителей

 

Буклет разработан психологической службой ППМС - Центр диагностики и консультирования

 

Челябинская область Саткинский муниципальный район

Муниципальное казенное учреждение  «Управление образования»

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Центр диагностики и консультирования( МКОУ ППМС- ЦДК)

456910, Челябинская область, г.Сатка, ул. Пролетарская 43а,

Тел./факс 8(35161) 43036

E-mail:  satka-ppms@mail.ru ,   сайт  http://cdk-satka.ru

 

 

 

 

 

КАК ГОВОРИТЬ С ПОДРОСТКОМ?
 

СОВЕТ: спокойствие, только спокойствие! Его не всегда легко сохранять. Едва повзрослев, наши дети пытаются утвердиться, настоять на своем. В момент, когда вы уже готовы сорваться, постарайтесь взять себя в руки и твердо скажите сыну или дочери: «Я расстроена и не хочу больше продолжать этот разговор. Поговорим позже».           Самые острые разногласия возникают между подростками и их родителями, когда затрагиваются неприкосновенные для старших темы. Но не стоит сразу обрушивать на дочь или сына свой гнев. 

  Гораздо уместнее спросить: «Ты действительно так думаешь? Интересно было бы узнать, как ты пришел к такому выводу». Затем выслушайте его доводы.  А теперь ваш черед. Вначале скажите, с чем вы согласны. Потом, не унижая его достоинства, постарайтесь убедительно обосновать свою точку зрения – и пусть он не сразу изменит свое мнение.
  Не бойтесь оставлять выбор за подростком. Им нравится думать не так, как взрослые. Таким образом, они пытаются отстоять свое право на самостоятельное мнение, свободное от чьего-либо влияния.  Не расстраивайтесь, если после разговора вам не удастся переубедить вашего строптивого подростка
. Он еще долго будет «из принципа» стоять на своем, в душе ожидая удобного момента, когда гордость позволит ему присоединиться к тому, что он и сам теперь считает очевидным. 

Многие родители спешат вмешаться при малейшем намеке на то, что ребенок поступает не правильно. Если ему не грозит физическая или другая опасность, пусть он учится на своих ошибках.
 Иногда ваше молчаливое внимание может оказать на ребенка более сильное воздействие, чем поток раздраженных замечаний и предостережений.
Помните, что лучший способ общения с подростком – это диалог, а культуру ведения диалога показывайте на личном примере.

 

О ЧЕМ ГОВОРИТЬ?

? Общаясь с детьми, говорите о том, что интересует, прежде всего, их, а не вас. Не бойтесь трудных тем: секс, деликатные политические темы, бедность и богатство  – они уже многое из этого готовы понять.

? Если вы когда-то показали, что избегаете от разговоров на волнующую его тему, то в следующий раз ребенок будет обсуждать ее уже не с вами.

? Не уклоняйтесь от серьезных разговоров. Пока ребенок обращается за разъяснениями к вам, время для воспитания еще не упущено.

? Рассказывайте детям о своих делах: им интересен мир взрослых. Пусть они участвуют в обсуждении семейных дел. Чаще советуйтесь с ребенком, он будет чувствовать, что вы уважаете его мнение.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ГОВОРИТЬ РЕБЕНКУ:
  «Ты лентяй (ты такой толстый или тупой)». Иначе ребенок оправдает ваши худшие опасения.
  «Ах, какая же я бестолковая!». Не принижайте себя: ребенок вам поверит.
  «Я прекрасно знаю, что у тебя на уме». Вы не можете этого знать, потому что дети – самые непредсказуемые существа на свете. Для их мышления не существует шаблонов.
  «Как жаль, что ты не похож на своего брата (сестру, друга)!» Знайте, зависть не культивируют.
Избегайте нелестных для ребенка сравнений. Он – сам по себе индивидуальность
.


БЫТЬ РЯДОМ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ, ДЕЛИТЬ С НИМ ЕГО РАДОСТИ И УЧИТЬ ЕГО ПОСТИГАТЬ ЖИЗНЬ – ЭТО ПРЕКРАСНО!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поговори со мною, мама!

Мы общаемся с детьми очень мало. А если общаемся, то далеко не всегда говорим на одном языке. По статистике, на беседы с детьми у современной мамы уходит, в среднем, лишь полчаса в день. А папа в выходные дни уделяет всего лишь 8 минут на то, чтобы пообщаться с ребенком. Без серьезного общения с родителями детям сложно научиться выражать свои чувства или поддерживать диалог


КАК ВЫКРОИТЬ ВРЕМЯ ДЛЯ СЕРЬЕЗНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ?
 Иногда необходимо специально отвести для этого какие-то часы, минуты. Например: проводить вместе вечера, в выходные отправляться за город,   Уделите хотя бы час своего свободного времени, не отказывайте ребенку во внимании. Не стоит упускать и внезапно появившуюся возможность поговорить с сыном или дочерью!
ПОМНИТЕ: даже за десять минут общения можно проявить много теплоты и заботы!

 

 
Не

Учитывайте типичные особенности поведения членов  алкогольной семьи.

- ориентированность на конкретные советы и рекомендации "Если просит деньги, то давать?", "А если он займет у соседей?",  

- крайняя зафиксированность на себе и на своей семейной ситуации алкоголизма: "У вас что..., вот у нас!"...  Это приводит к неспособности слышать друг друга;

- непонимание роли и значения собственных усилий, направленных на изменение своего поведения: "А что я делаю не так?", 

- обвиняющие реакции в адрес специалиста в случае его отказа давать конкретные советы: "Вы для чего сюда пришли? Я не знаю... Это Вы специалист, Вы должны знать!";

- уход от обсуждения реальных проблем и отношений с помощью соскальзывания на поиск причин и виновника: "Конечно, если бы государство заботилось об алкоголиках»;

- делегирующая позиция, выражающаяся в отказе нести ответственность за свою жизнь, за свои действия, чувства и успехи: "А что я могла сделать? Стараюсь ...";

- высокий уровень тревожности, что проявляется в поиске поддержки и покровительства: "Помогите нам, у нас уже нет сил…";

- склонность к затяжным монологам с бесконечным перечислением подробностей какого-либо события, подробностей «посиделок»;

- избегание личностной или семейной тематики и стремление обсуждать проблему алкоголизма "вообще": "А есть какие-то статистические данные?..".

 

 

Куда обратиться за помощью?

 

·         В школу,  где учится Ваш ребенок.

(К школьному  психологу, социальному педагогу, классному руководителю).

·         В центр диагностики и консультирования.

Адрес: ул. Пролетарская, 43а.

Тел: 4-30-36.

 

 

 

 

Наша задача - сформировать у родителей активную позицию, действуя по принципу:

"Мы рядом с вами,

 но не вместо вас".

 

 

 

 

 

 

Как взаимодействовать с неблагополучной семьей

 

Рекомендации для волонтеров

 

 

 

 

 

 

 

Буклет разработан психологической службой ППМС - Центр диагностики и консультирования

 

Челябинская область Саткинский муниципальный район

Муниципальное казенное учреждение  «Управление образования»

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Центр диагностики и консультирования( МКОУ ППМС- ЦДК)

456910, Челябинская область, г.Сатка, ул. Пролетарская 43а,

Тел./факс 8(35161) 43036

E-mailsatka-ppms@mail.ru ,   сайт  http://cdk-satka.ru

 

 

Особенности поведения  членов неблагополучной семьи

  1. не проявляются  в  назначенное время, но иногда звонят;
  2. у них отсутствует понятие времени (день, неделя, месяц);
  3. во время встречи со специалистом могут смотреть телевизор, слушать радио;
  4. в присутствии специалиста занимаются приготовлением пищи, выполнением домашней работы;
  5. запирают дверь, опускают шторы, чтобы создать  впечатление пустого дома;
  6. не способны говорить ни о себе, ни о других;
  7. постоянно ссорятся, дерутся.

 

Этапы работы с семьей.

1 этап - сбор информации о проблемах в семье  (исследование домашней  обстановки; выявление периодичности запоев/ длительности алкоголизма, исследование семейных контактов, ближайшего окружения; поиск позитивных и негативных авторитетов в семье и вне ее).

2 этап – анализ информации (определение необходимости привлечения специалистов к разрешению проблемы, беседы с членами семьи о том, что возможно сделать, что будут выполнять специалисты и что в силах семьи,   определение необходимости лечения).

3 этап – реабилитация (обеспечение   процесса реабилитации, посещение клиентов, приглашение специалистов, стимулирование семьи, помощь в проведении социальной работы, закрепление положительной мотивации).

 

 

 Как взаимодействовать с  неблагополучной семьей.

1.Не принимайте  воспитательных воздействий в плохом настроении.

2.Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу. Постарайтесь  убедить ее в том, что ваши цели – это, прежде всего, их цели.

3.Не давайте окончательных готовых советов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте  правильные и ложные  решения, ведущие к цели.

4.Поощряйте успехи, замечать даже незначительные ростки достижений в действиях семьи.

5.Формируйте в себе  внутреннюю  устойчивость, позитивное  восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и  изменять в соответствии с нравственными нормами жизни.

6.Не показывайте, что Вы  пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» - от дальнейшей перспективы к средней  и от нее к сегодняшней.

7.Будьте твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная  доброта не годятся в качестве единственного  основополагающего  принципа воспитания. Все хорошо в свое время, надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пять шагов, которые помогают  организовать взаимодействие с  неблагополучной семьей.

1.      Конкретизация проблемы:

Что вас заботит?  Когда вы  начали употреблять алкоголь? В каких случаях вы употребляете алкоголь?  Как часто? Что происходит потом? Что Вы чувствуете после употребления алкоголя?  Должно ли что-либо измениться? Есть ли мнения на этот счет?

2.      Решения, имевшие положительный эффект в прошлом:

Что помогало решить эту проблему в прошлом, пусть и ненадолго? От кого это зависит?

3.      Первый шаг на пути к достижению цели:

Какую часть проблемы можно было бы решить сначала? Какой шаг может быть сделан в правильном направлении? (постановка условий не пить хотя бы 1 день в неделю)

4.      Сильные стороны:

Что может помочь в достижении цели? Что вы можете сделать, чтобы удалось решить эту проблему? Может ли кто-то помочь? Удавалось ли это в прошлом?

5.      Выбор вопросов на рабочий период:

С чего мы начнем свою работу? (разработка ближайших планов, целей)

 

Чтобы подросток стал благополучным, благополучными должны стать его родители

 

 

 

Мы  не будем  вас агитировать совсем бросить пить.   Но Вы уже переступили  границу между просто употреблением спиртных напитков и алкоголизмом.

Осознайте  собственное состояние —  это уже первый шаг к свободе от зависимости.

Трудно решиться и пойти за помощью, но давайте трезво все обсудим,   и подумаем, что  сейчас вам нужно сделать:

Ø  Попробуйте пить умеренно, отказывайтесь от предложений выпить (воспользуйтесь нашими советами).

Ø  Обратитесь за помощью (проконсультируйтесь у  психолога, закодируйтесь  и пролечитесь от алкогольной зависимости).

Ø  Подумайте о последствиях (Вас могут лишить родительских прав, забрать детей, Вы сопьетесь и умрете)

 

 

 

 

Куда обратиться за помощью?

·         В службу сопровождения семей и детей «группы риска».

Адрес:  50 лет Октября, 1.

Кабинет № 10.

Тел: 3-38-51.

·         В школу,  где учится Ваш ребенок.

(К школьному  психологу, социальному педагогу, классному руководителю).

·         В центр диагностики и консультирования.

Адрес: ул. Пролетарская, 46.

Тел: 4-30-36.

 

КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

(ИЗВЛЕЧЕНИЯ)

Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 Листовка для родителей

 

 

 

 

 

 

Буклет разработан психологической службой ППМС - Центр диагностики и консультирования

 

Челябинская область Саткинский муниципальный район

Муниципальное казенное учреждение  «Управление образования»

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Центр диагностики и консультирования( МКОУ ППМС- ЦДК)

456910, Челябинская область, г.Сатка, ул. Пролетарская 43а,

Тел./факс 8(35161) 43036

E-mailsatka-ppms@mail.ru ,   сайт  http://cdk-satka.ru

 

 

 ХОТИТЕ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ, НЕ ЗАВИСЕТЬ ОТ БУТЫЛКИ…….

ТОГДА УЧИТЕСЬ ОТКАЗЫВАТЬ

8 способов сказать «Нет!» в любой ситуации.

1.       Говорите «Нет, спасибо!». Не бойтесь насмешек.

-Пойдем, выпьем ?- Нет, спасибо!

2.       Объясните причину отказа.

-Пошли, выпьем самогона? Я только что купил! – Нет, спасибо, я не пью самогон.

3.       Повторите несколько раз свой отказ.

Хочешь выпить? – Нет!

Да давай же!- Нет!

А что, посидим, выпьем! - Нет!

4.Уходите.

Давай пойдем к нам, выпьем. У меня жена на работе, делать нечего! – Нет, я ухожу.

5. Смените тему разговора.

-Давай купим выпить и закуски и пойдем к Толику. – Нет, лучше пойти к Павлу, он новый фильм купил. Классный!

6. Избегайте критических ситуаций (порой предвидя их).

Вам знакомы места, где пьют и ведут себя недостойно? Лучше не ходите туда, избегайте таких мест!

7. Используйте своеобразный «холодный душ» в общении.

-Ты чего вчера сбежал? Мы тут посидели, выпили. Жены испугался? Пошли, сегодня еще осталось на твою долю.

Не обращайте внимания, игнорируйте подобные обращения и уходите.

8. Сила в нормальном коллективе и в друзьях

Общайтесь с теми, кто Вас понимает, кто поможет в трудный момент, придет на помощь и поддержит

 

 

 

  Как изменилась Ваша жизнь:

 

В ОБЩЕСТВЕ

Что вы теряете?

8настоящих друзей

8нормальный образ жизни

8работу и жилье

8возможность нормально отдохнуть и общаться

Что Вы приобретаете?

8 «собутыльников», которые видят в вас лишь выгоду.

8возможность совершить преступление (кражи, хулиганство) в нетрезвом состоянии

статус безработного и БОМЖа

8возможность причинить телесные повреждения и гибель другим людям.

 

 

В СВОЕЙ ЖИЗНИ

Что Вы теряете?

Ø  здоровье,

Ø  забудьте о здоровой, счастливой семье - вы ее потеряли

8возможность любить и быть любимым – те, кто этого не умеет, обычно не нужны людям.

8секс и все прелести от отношений между мужчиной и женщиной - вы просто ничего не сможете.

Что вы приобретаете?

8возможность попасть в аварию, будучи нетрезвым водителем или пешеходом

8возможность жить в полном одиночестве и забвении

8тот факт, что все отвернутся от вас, и никто не захочет общаться

 

 

 

 

 

В СЕМЬЕ И СРЕДИ ДРУЗЕЙ

Что вы теряете?

8радость общения с близкими

8возможность обычно жить, ходить на работу и отдыхать

     8друзей и товарищей

Что Вы приобретаете?

Ø  причинение физической и моральной боли своим домашним

8шанс стать участником (или жертвой) несчастного случая или «истории с последствиями»

8тот факт,  что все отвернутся от вас и никто не захочет общаться

 

И ВЫ ОСТАНЕТЕСЬ ОДНИ СО СВОЕЙ БЕДОЙ.

 

СОПЬЕТЕСЬ И УМРЕТЕ!!

 

ВАМ ЭТО НУЖНО?!!

 

 
 

 

 

 


Упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

1.Игра "Сделай так же"
Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку. Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу;

б) елочку из треугольников;
в) узор из геометрических фигур;
самоконтроль, саморегуляциясамоконтроль, саморегуляциясамоконтроль, саморегуляция
2. Игра "Сохрани слово в секрете"
Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов:
окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.
Примечание для родителей. Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое. Варианты:
1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук
[р];
2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
3. нельзя повторять названия животных, и т. д.
3. Игра "Спрячь букву от Буквоежки"
За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Закрась все буквы "а" зеленым цветом.
Наступила ранняя весна.
А теперь задание потруднее. Нужно закрасить
все буквы "ы" зеленым цветом, а буквы "а" синим.
 Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.
 Примечание для родителей. Условие в этом задании может быть любое. Например, закрасить буквы "о" или "е" разными цветами.

 

Играйте …

“Найди отличие”

Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось  рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

 «Тишина»

Детям дается инструкция: “Давайте послушаем тишину. Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки? (начинаем с того, кто услышал меньше всех).
 Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне комнаты, на улице.

«Золушка»

В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.

«Фасоль или горох?»

 В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум тарелкам.  В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.

 «Мишки и шишки»

 По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше. Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, но, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы – мячики, кубики.

“Говори”

Детям дается инструкция: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду – “Говори”! Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?” (выдерживается пауза). “Говори!”. “Какого цвета у нас в классе потолок?”. “Говори!”. “Сколько будет два плюс два?”. “Говори!”. “Какой сегодня день недели?”. “Говори!”

«Скучно так сидеть»

Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены и читают стишок:
Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться и   местами поменяться?
Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остается без стула, выбывает.
Все повторяется до тех пор, пока победитель не займет последний оставшийся стул.

 

 

Должен он бежать и прыгать,
все хватать, ногами дрыгать

Г. Остер

 

 

Эти рекомендации для всех тех, кто занимается воспитанием активного ребенка

Это дети-непоседы, сводящие с ума всех окружающих.

 Их несет, как неуправляемую колесницу диких лошадей, с которой тяжело совладать.

 К сожалению, таких активных детей в последнее время все больше и больше. Тому есть разные причины, которые в большинстве случаев изменить нам не под силу.

Многие тысячи родителей сталкиваются с проблемой «трудных» детей.

Виноваты ли дети в том, что их считают «трудными».

А может, они ничего не могут с собой поделать, и ждут помощи от нас, взрослых людей.  

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ

Дорогие родители!!
Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:

1. Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!
2. Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.
3. Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!
4. А вообще — запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:
1
. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не
оглядываясь по сторонам).

 

Диагноз считается правомерным, если наличествуют по меньшей мере восемь из всех симптомов.

 

 

Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: психиатра, невропатолога, психолога, педагога и других.

Родителям необходимо понимать, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Дети ведут себя так не потому, что хотят досадить взрослым, не назло им, а потому, что у них имеются проблемы, справиться с которыми они сами не в состоянии. Задача взрослых - помочь им.

Родителям должны изменить свое отношение к ребенку в сторону лучшего его понимания, «принятия» его. В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, а с другой, предъявления ему повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы, поэтапно идти к результату. Простые средства типа распорядка дня, списка необходимых дел, записок с напоминаниями прививают ему навыки планирования и самоорганизации. Не следует скупиться на поощрения, если ребенок хорошо себя вел и сумел выполнить трудное задание.

Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр.), так как это ведет к нарастанию гиперактивности.

Полезна физическая активность на свежем воздухе: прогулки, бег, ходьба; и особенно плавание.

Психологи рекомендуют:
При воспитании гиперактивного ребенка необходимо избегать двух крайностей
-
с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
-
с другойпостановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).


 

 

Рекомендации для родителей и  педагогов

1.     В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2.     Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3.     Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4.     Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5.     Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6.     Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

7.     Поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

8.     Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

9.     Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.

10.   Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11.   Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер

 
 



Скачано с www.znanio.ru