Для психолога

  • doc
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9.doc

"ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
В ШКОЛЕ"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему МЫ?Вертикальный свиток: Профориентация становится еще одним направлением деятельности педагогов. При этом одним из самых важных. Экономический кризис еще более обостряет для школьников проблему профессионального выбора. Отдельных специалистов по профориентации в нашем учреждении, к сожалению нет, поэтому естественным образом дополнительное бремя профориентирования ложится на наши хрупкие плечи, уважаемые учителя!
Кому-то этот груз может показаться лишним – ведь что только не приходится осуществлять педагогу в образовательном учреждении: и воспитательную работу, и работу с асоциальными семьями… А тут еще и профориентация! Но вот в последнем случае нам отмежевываться не стоит. Во-первых, как уже было сказано, заняться этой проблемой некому. Во-вторых, в это непростое для нас с вами время именно успешной работой в этой области можно убедительно доказать эффективность работы школы в целом.
Профориентационной работе предстоит занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся - с нуждами всего общества, настоящее учащихся - с их будущим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль  классного часа 
в формировании 
профессионального самоопределения ученика

 

 

В школах республики классный час прочно вошел в систему воспитательной работы классного руководителя.

В чем заключается сущность этой формы, какова роль классного часа в формировании профессионального самоопределения ученика?

Специалисты по профориентации предлагают классному руководителю целую программу действий по выбору профессии школьником. Эта программа рассчитана на все годы обучения в школе.

Начало работы состоит в общей ориентировке в мире профессий, в определении совокупности личных качеств, интересов и склонностей человека, важных для какой-либо профессии. Затем необходимо уточнить потребности района, города, области, республики в кадрах, где наиболее нужны голова, руки, знания, энтузиазм молодых людей. Следующий шаг – узнать о названных профессиях как можно больше, изучить требования профессии к человеку и соотнести их со своими способностями. И, наконец, сделать заключение о наиболее подходящей для ученика профессии и о первом шаге на пути ее освоения.

 

 

Методические материалы, сценарии профориентационных классных часов, профессиограммы, содержащие полные данные о самых разных профессиях,  собраны в кабинетах педагогов-психологов, методическом кабинете, библиотеке. Эту информацию вы можете получить в том числе в электронном виде.

Педагоги-психологи школы окажут Вам любую необходимую помощь в работе учителя по столь важному направлению как профессиональное ориентирование школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативная база, 
лежащая в основе профориентации 
в школе

 

 

 

 

Лента лицом вверх: Педагог должен знать нормативную базу, которую необходимо положить в основу профориентационной работы с учащимися.
 Планируя профориентационные мероприятия, он может руководствоваться следующими документами:

1.	Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. / Утверждена постановлением Министерства образования РБ от 14.12.2006 г., № 125 (Глава 5 «Воспитание культуры трудовой и профессиональной деятельности»).
2.	Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь. / Утверждена постановлением Министерства труда РБ, Министерства экономики РБ, Министерства образования РБ, Государственным комитетом по делам молодежи Республики Беларусь от 29.03.2001 г., № 32/66/22/91.
3.	О развитии системы профессиональной ориентации молодежи. /Утверждена постановлением Совета Министров РБ от 14.10.2000 г., № 1598.
4.	Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006 –2010 гг. / Указ Президента РБ от 04.04.2006 г., №200.
5.	Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006 – 2010 гг. / Указ Президента РБ от 15.05.2006 г., № 318.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСКОВ
 И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ

 

Старшие подростки (14‑16 лет)

 

Показатели

развития

Психологические особенности

1. Ведущая

деятельность

Деятельность общения в процессе обучения, труда, спорта. Активность направлена на познание системы отношений в различных жизненных ситуациях.

2.Новообразо-вания возраста

Формирование самооценки, критицизм по отношению к окружающим, чувство «взрослости», стремление к самостоятельности, подчинение (иногда некритичное) нормам коллективной жизни.

3.Характерис-

тики личностного развития

Предметная деятельность подростка — он сам. Развитие самосознания как осознание образа «Я». Социальная активность направлена на усвоение образцов и ценностей, большая восприимчивость к усвоению норм, ценностей и способов поведения из мира взрослых. Характерны подражание (прямое заимствование норм взрослой жизни), самовоспитание. Расширяет свои права за счет ограничения взрослых. Закладываются основы моральных установок, коренная ломка прежних особенностей, интересов. Присутствует мода на интерес к собственной внешности, к противоположному полу. Стремится реализовать профнамерения в конкретной деятельности.

4.Особенности общения

Стремление к общению с авторитетными сверстниками, идет поиск близкого друга на основе общих интересов, удовлетворенности характером личных взаимоотношений. Проявляется желание быть признанным, уважаемым, приятным в общении. В сверстниках ценит не успеваемость, а товарищеские качества, смелость, умение владеть собой сообразительность. Общение с товарищами более значимо, чем со взрослыми. Взрослых оценивает с точки зрения моральных качеств.

5.Професси-ональное самоопределе-ние

Профессиональное самоопределение часто поверхностно, зависимо от позиции сверстников, «престижности» профессий. Отсутствует комплексная оценка профессиональной деятельности, чаще оценивается одна из сторон профессии, нет четкого представления о своих способностях к профессии, присутствует увлеченность внешней стороной профессии.

6.Характер-ные негативные возрастные проявления

Собственное представление о взрослости, построенное на видении лишь внешних показателей и ориентации на асоциальные проявления (курение, употребление алкоголя, сквернословие и т. п.), некритичное подражание, конформизм, самоуверенность, переоценка своих способностей, нереалистичность притязаний, сопротивление (иногда немотивированное), негативизм, прожектерство, скрытость.

7.Педагогическая стратегия и тактика

Необходимо учитывать потребности подростка к личностному общению со значимым взрослым, стремление к высокой оценке со стороны окружающих. Нельзя подавлять, унижать, лишать прав. Конфликт возможен из-за нежелания взрослых считаться с особенностями личности подростка, с его интересами, его окружением.

Юноши и девушки (16-18 лет)

 

 

Показатели

развития

Психологические особенности

1. Ведущая

деятельность

Учебно-профессиональная деятельность. Активность направлена на познание профессии, развитие умений и навыков по избранной специальности.

2.Новообразо-вания возраста

Становление мировоззрения, формирование и развитие самосознания, идеалов, профессиональных интересов. Самоопределение (личностное и профессиональное)

3.Характерис-

тики личностного развития

Поиск смысла жизни, смысла своего существования. Расширение системы ценностей, формирование нравственной устойчивости (к 18‑19 годам). Образ «Я» усложняется: «Я — реальное», «Я — идеальное», «Я — в будущем» и т. п. Проявляется внутренняя позиция «взрослого», развитая рефлексия, направленные на создание своего назначения и места в жизни, понимание себя и своих способностей, возможностей. Самоуважение в сочетании с вниманием к внешности, образу собственного тела, к противоположному полу. Осознание себя в качестве члена общества, гражданина актуализирует потребность реализовать себя в социуме, в труде, в семейной жизни. Потребности в  труде реализуются в овладении трудовыми навыками (с элементами творчества).

4.Особеннос-ти общения

Стремится к подтверждению достоинств своей личности другими, самооценки и необходимости своего существования. Проявляет стремление к пониманию другого, требует и ожидает понимания со стороны ближайшего окружения, ожидает сопереживания, единства позиций и взглядов в общении, выражает желание участвовать в молодежных движениях, группировках. Предпочитает открытость, доверие, эмпатию, рефлексию, конструктивность и безоценочность в общении. В общении со сверстниками предпочитает партнерство, равноправие, сотрудничество.

5.Професси-ональное самоопределе-ние

Профессиональные намерения более дифференцированы. Оценивает профессию через «Я — в будущем», стремится к практической деятельности, к проявлению инициативности, творческого начала в труде. В оценке взрослого отдает предпочтение профессиональным способностям педагогов, стремится к рациональной организации трудового процесса, к квалифицированному труду.

6.Характер-ные негативные возрастные проявления

Незрелость суждений, инфантилизм. Имеются проблемы в соотнесении ближних и дальних перспектив. Свойственны неустойчивость, противоречивость психических проявлений, желание все попробовать самому, пережить новый отрицательный опыт, индивидуализм, скепсис, сомнение, максимализм, неразборчивость в выборе средств и путей реализации своей позиции.

7.Педагогическая стратегия и тактика

Проявлять стремление к диалогу, дискуссии, интерес к позиции, моральным установкам и ценностям юношества. Делегирование самим юношам и девушкам ответственности за их поведение, деятельность. Необходимо стремление педагога (родителей) стать для учащегося значимым другом через организацию сотрудничества, партнерства, предъявление собственного профессионализма.