Для психолога

  • docx
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3_Buklet_Kak_nauchit_rebenka_s_narushennym_zreniem_est_akkuratno.docx

Научить ребенка с нарушенным зрением есть аккуратно ─ трудная задача. Многие родители, сталкиваясь с ней, отчаиваются. На первый взгляд, легче быстро накормить ребенка, чем растягивать обед на час, а следующий час отмывать ребенка и кухню. Но наберитесь, терпения. Опыт показывает, что тотально слепой человек, а тем более имеющий остаточное зрение, может ничем не привлекать удивленных взглядов посторонних людей во время еды, не вызывать жалости сердобольных родственников и раздражения знакомых.

Начинать обучать ребенка с нарушенным зрением самостоятельности в еде необходимо уже в 2-3 года. Вероятно, ребенок уже проявлял стремление к самостоятельности: старался взять со стола ложку, чашку, самостоятельно откусывал кусочки хлеба. Хорошо, если вы поощряли интерес ребенка, разрешали ему поиграть с ложками, обследовать тарелки, подержать чашку ─ так вы готовили его к самостоятельности и формировали у него представления о тех предметах, которыми он пользуется ежедневно.

Начинать обучение самостоятельности в еде тифлопедагоги советуют с обучения питью из кружки. научите ребенка держать кружку сначала двумя руками, а затем за ручку. помогайте малышу пить, слегка поддерживая кружку снизу. Научите ребенка сначала найти свободную площадь стола и только потом ставить кружку.

Обучение самостоятельности в еде ложкой ─ более сложный, процесс. Первый урок начните с небольшой порции вязкой пищи (например, каши ─ ее легко зачерпнуть, она хорошо удерживается на ложке). Сядьте сзади ребенка или посадите его к себе на колени. Вложите ему в правую руку ложку. Не беда, если сначала ребенок будет держать ложку в кулаке ─ ведь у него еще довольно слабые пальцы, возьмите его руку в свою. Зачерпните кашу (разрешите ему при этом набрать полную ложку) и помогите направить ложку в рот. Дайте возможность ребенку самостоятельно повторить действие. Понадобится не один урок для выработки правильных координированных движений.

Иногда из-за боязни пронести ложку мимо рта, расплескать пищу, дети сильно наклоняются к тарелке, следите за этим, приучайте ребенка не наклоняться низко над тарелкой во время еды, подносить ложку ко рту осторожно, не спеша, чтобы не расплескать пищу.

 Постоянное желание ребенка потрогать руками содержимое всякой тарелки выглядит если не злонамеренным баловством, то, по крайней мере, невоспитанностью. но только на первый взгляд. любому человеку, садящемуся за стол, важно знать, что именно он будет есть. 3рячий внимательно осмотрит пищу глазами. незрячему глаза заменяют руки. ребенку с патологией зрения необходимо удостовериться, действительно ли это то блюдо, о котором говорила мама, не слишком ли оно горячее, сколько налито в тарелку, где именно лежит котлета, а где огурец. Словом, это проявления обычного ориентировочного рефлекса. однако действительная воспитанность любого ребенка, а ребенка с нарушениями зрения ─ в еще большей степени, и заключается в умении сдержать свои естественные импульсы, посмотреть на себя со стороны глазами окружающих, во владении способами и приемами (а для слепых и слабовидящих это особые способы и приемы) общественно приемлемого поведения.

Поэтому объясните ребенку, что его «копание» в тарелке не приятно для людей, сидящих с ним за столом, что это очень некрасиво со стороны и что ни взрослые, ни дети так не делают. И, самое главное, научите его способам и приемам ориентировки за обеденным столом и в собственной тарелке. Хорошо, если в вашей семье выработаны определенные правила сервировки стола, и ребенок эти правила знает и выполняет. При этом все поисковые движения за столом сведены к минимуму, и вы почти застрахованы от пролитого супа, опрокинутого чайника, разбитой чашки. Правила могут быть предельно просты, но должны неукоснительно соблюдаться всей семьей. Например, яркая салфетка на столе, служащая контрастным фоном, на ней тарелка с едой, справа ложка или вилка, слева блюдце с хлебом. под блюдцем ─ бумажная салфетка. за тарелкой прямо перед ребенком чашка или стакан с каким-либо напитком. ребенок легко запомнит расположение предметов на столе и сможет помогать вам готовить стол к обеду.

Необходимо научить ребенка с патологией зрения ориентироваться и в собственной тарелке. При этом следует подключать все сохранные органы чувств: остаточное зрение, обоняние и, безусловно, осязание. Поиграйте с ребенком в игру «что сегодня на обед?». Пусть он попробует по запаху определить, какое блюдо приготовила мама. Если ребенок пробует что-то впервые дома, разрешите ему обследовать это блюдо руками, чтобы он имел полное представление об этом блюде. Впоследствии ребенку уже не понадобится такое детальное обследование, так как он уже будет иметь конкретный образ этого блюда, и вы сможете быть спокойны, что в гостях или дома, когда будут подавать это блюдо, ему просто незачем будет лезть в тарелку руками.

Выработайте вместе с ребенком определенную схему раскладки пищи на тарелке. Например, котлета, мясо, рыба всегда будут находиться справа, гарнир ─ слева. Следуйте этому правилу неукоснительно (и дома, и в общественной столовой). Научите ребенка обследовать содержимое тарелки не рукой, а вилкой или ложкой. Приборы должны стать продолжением его руки. Так, вилкой можно определить количество пищи в тарелке, расположение отдельных составляющих блюда, его вязкость, твердость и пр.

Учите ребенка начинать еду с самого маленького кусочка, чтобы удостовериться, что пища не горячая. Эта привычка к осторожности поможет ребенку в дальнейшем не попадать в затруднительное положение.

главным помощником ребенку во время еды должен быть кусочек хлеба или, как дети обычно называют, «корочка-помагалочка». Этой корочкой ─ своеобразной насадкой на левую руку ─ ребенок помогает себе зачерпнуть или наколоть пищу, придерживает кусочек, чтобы, не обронив, донести его до рта.

приучайте ребенка строго следовать определенному порядку действий при еде:

    проверь, как сервирован твой стол. Найди на столе все нужные тебе предметы. Разложи все так, как тебе привычно и удобно.

    определи (с помощью зрения, по запаху), какое блюдо тебе подали.

    обследуй содержимое тарелки вилкой или ложкой. Разверни тарелку так, чтобы было удобно и привычно.

    -ешь не спеша, помогай себе кусочком хлеба.

    -поев, проверь вилкой или ложкой, все ли ты съел. Пирожковую тарелку можно проверить рукой.

    -вытри салфеткой рот.

    -вилку или ложку положи на пустую тарелку, туда же можно положить использованную салфетку.

   - обязательно поблагодари за обед.

 

 

 

 

 

 

 

Как научить ребенка с нарушенным зрением есть аккуратно