Способы повышения самооценки человека:
Не превращайте всю жизнь ребёнка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций
Делайте всё, что от вас зависит, чтобы он не занижал
свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял себя напоказ
Старайтесь найти взаимопонимание со своими детьми. Ваши родительский опыт и мудрость – важнейший источник поддержки и помогают в решении нелёгких жизненных проблем
Вы можете быть как вдохновителем, так и подавлять своего ребёнка
Ваш ребёнок - это отдельный огромный мир, о котором вы почти ничего не знаете. Дети быстрее воспринимают новое, поэтому часто лучше приспосабливаются к быстрым меняющимся реалиям нашей жизни. Не бойтесь признавать, что вам есть чему учиться у собственных детей
Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успеха в устойчивое свойство человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность – важные личностные особенности младших школьников, усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности. Это время формирования самооценки и нормального уровня притязаний. Ребёнок начинает различать свои способности и возможности, осознавать, что успех зависит от старания и прилагаемых усилий, а не только от имеющихся способностей
Дети, имеющие адекватную
самооценку в младшем школьном возрасте, активны, находчивы, бодры, обладают
чувством юмора, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки, выбирают задачи,
соответствующие своим возможностям, а после успешно решённой задачи выбирают
такую же или более трудную.
Дети с завышенной устойчивой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей.
Дети с завышенной неустойчивой самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха настаивают на своём или тут же переключаются на другую самую лёгкую задачу (38).
Заниженная неустойчивая самооценка у младших школьников проявляется ярко в поведении и чертах личности. Дети выбирают лёгкие задачи, они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чём-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Адекватная самооценка характеризуется – активностью, общительностью, оптимизмом.
Высокая самооценка - стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в своих силах.
Завышенная самооценка – высокомерие, бестактность. Переоценка своих возможностей, недооценка чужих.
Низкая самооценка – неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность.
Заниженная самооценка – пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей может сложиться завышенная самооценка. Такие дети постоянно ждут самых высоких оценок в свой адрес, и достаточно тяжело переживают не только отсутствие похвалы, но и чужую пятерку. Поставленная им четверка может вызвать острую эмоциональную реакцию – обиду, слезы, непонимание, за что поставлена отметка, даже обвинения учителя в несправедливости.
У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки расшатывает их уверенность в себе, в своих возможностях.
Во – вторых, становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с детьми. Большое значение имеют стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность.
В семьях, где растут дети с высокой, но незавышенной самооценкой, внимание к личности ребенка ( его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.
Дети с заниженной самооценкой
|
(необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.
Рекомендации:
Неудачником вырастет тот ребенок, которого…
Постоянно сравнивают с другими детьми, подчеркивая его недостатки;
Используют в отношении его слова «тупой», «глупый», «надоел», «не приставай», «нельзя», «отстань»;
Регулярно высмеивают, подчеркивают, что он маленький и слабый;
Следят за каждым его шагом, делают «правильные» замечания, не оставляют наедине со своими мыслями;
Держат в ежовых рукавицах, не балуют разговорами по душам, не отвечают на его «дурацкие» вопросы, не гладят по
голове и не целуют…
Полезные советы:
· Принимайте ребенка таким, какой он есть, без оценивания и сравнивания его с другими детьми.
· Если Вы запугиваете, угрожаете ребенку: Вы рискуете потерять веру в вашу любовь и воспитать неуверенного в себе человека.
· Если Вы прибегаете к насилию: ребенок усвоит этот метод как способ общения.
· Если Вы шантажируете и подкупаете ребенка: он станет манипулировать людьми и чувствами.
· Говорите о своих чувствах сразу: выраженные позднее, они лишаются своей подлинности и им трудно поверить.
· Говорите о своих проблемах и тревогах, выслушивайте мнение детей по этому поводу.
· Принимайте ребенка, как бы тяжко он не провинился перед вами.
· Не приносите жертв: детям хорошо только тогда, когда понастоящему хорошо их родителям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.