ПЕСОЧНИЦА У ВАС ДОМА Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическуютравму. Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка.
|
|
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства. Часто дети с отклонениями в развитии, затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания.
|
|
ИГРЫ Направленные на стабилизацию эмоционального состояния, развитие тактильно-кинестетической чувствительности и ручной моторики.
Знакомство с песочницей Цель – снижение психофизического напряжения. Предложите ребёнку «поздороваться» с песочком, сделать, что ему нравится: погладить, пересыпать, порисовать на нем; почувствовать, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный-неприятный, мягкий и т.п. После того как ребенок проведет самостоятельное исследование, покажите ему такие движения:
|
|
||
Дыхательное упражнение. Предложите ребёнку дуть на песок через трубочку от коктейля – таким способом можно делать ямки и любые линии. Здесь нужна осторожность. Следите, чтобы трубочка не касалась песка и малыш не вдохнул через нее! Цель – развитие тактильной чувствительности, воображения.
Тепло-холодно Попросите ребёнка отвернуться и закопайте в песочнице игрушку – «клад». Пусть он выберет фигурку человечка или животного и водит его по песочнице в произвольных направлениях. «Ходить» можно пальцами (средним и указательным). Если игрушка далеко от «клада», взрослый говорит «холодно», игрушка приближается – «теплее», когда игрушка дойдет до цели – «горячо». Ребенок откапывает спрятанную игрушку. Затем игроки меняются ролями Мина Рука одного играющего превращается в «мину», она закопана в песке в замысловатом положении. Задача другого играющего («сапера») откопать мину, не дотрагиваясь до нее. Можно действовать руками, сдувать песок, помогать тонкой палочкой. Если «сапер» сделает неосторожное движение – он проиграл. |
|
Песочный круг. Медитативное рисование Ребенок рисует на песке любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д. После этого он может дать название своему песочному кругу, рассказать о нем. Точно так же можно украшать можно отпечатки своих ладоней, придумать историю о каждом пальчике: кто он такой, что он любит и не любит. Напоминайте ребенку, что он рисует не ради красоты, а выражает свои мысли и чувства. По завершении работы ребенок с удовольствием расскажет о своем творении, если будет уверен, что оно воспринято вами как выражение его индивидуальности – с уважением и интересом. Эмоции На мокром песке рисуются лица, выражающие эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление. Лица дополняются любыми предметами из «коллекции». Спросите малыша, что могло случиться с тем или иным человеком, что он будет делать потом и т.п. Пожелание Создай картинку из песка и игрушек, что бы ты подарил маме, что бы ей пожелал?
НАШ АДРЕС г. Шадринск ул. Октябрьская, 59. Тел: 6 – 29 - 53 |
|
ГУ «КЦСОН по г. Шадринску и Шадринскому району»
ПЕСОЧНИЦА У ВАС ДОМА
(песочная терапия)
г. Шадринск, 2017 год |
|||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.