Для психолога

  • pdf
  • 12.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8.pdf

ABA (Applied behavior analysis). 

поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения.

Цель – обучение новому поведению, либо изменение конкретного поведения.

Все  навыки, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Правильные действия закрепляются до автоматизма. Методика АВА заставляет ребѐнка войти в окружающий мир, в общение, даже помимо его воли на первом этапе коррекции.

В арсенале АВА :

       Метод дискретных попыток 

       невербальная и вербальная имитация,

       общая и мелкая моторика, 

       понимании языка, называние предметов, называние действий, 

классификация предметов (кладет карточки с вилкой и ложкой в одну стопку, а карточки с кошкой и собакой – в другую),

"покажи, как ты... . Среди более продвинутых программ – "Скажи, что будет, если... (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть", и др. 

 АВА дает наибольший эффект, если заниматься с ребенком по этой методике 30-40 часов в неделю ,  надо начинать занятия до того, как ребенку исполнится 6 лет.

Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно. 

 

PECS - коммуникационная система . Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. 

Метод начинается с определения желаемых  стимулов.

Основной принцип:  коммуникация основывается на обмене картинок, которые показывают  желаемый предмет или желаемую активную деятельность ребѐнка. 

 Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов.  Этапы должны привести к желаемым результатам на заключительных этапах, когда ребенок будет использовать простые фразы для выражения спонтанной просьбы, отвечать на вопрос  и реагировать на другие простые вопросы .

 

 

Материал подготовили:

Г.Д. Петрунина, психолог , 

Л,В. Купсольцева, психолог  Информация подготовлена на основании издания:   Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми/ Тара Делани; пер. с англ. В. Дегтяревой; науч. ред. С. Анисимова — Екатеринбург: Рама Паблишин, 2014.272с.


 В настоящее время резко возросло число детей с расстройствами аутистического спектра. В сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка. Приведѐм некоторые из распространенных коррекционных технологий, используемых в работе с аутичными детьми.

Сенсорная интеграция

— это способность организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения, посредством органов чувств, воспринимающих ощущения — визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус), тактильные (осязание), вестибулярные

(среднее ухо) и земное притяжение.

 

Цель сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию.

Сенсорной интеграции, фокусируется  оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. 

Ребенок постепенно учится понимать  сенсорные отклики и адаптироваться на новых и более совершенных уровнях. Эта методика доступна для детей  с различными степенями умственного и психического поведения .

 

Метод «Floortime» 

(«время, проведенное на полу») . 

                         Задача метода «Floortime» 

— помочь ребенку пройти через все стадии развития  с помощью игры. Он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения.

 Главная цель построение двухсторонней коммуникации между ребенком и родителем. Терапевт развивает идеи ребенка, когда ребенок прерывает общение, терапевт может вмешаться и предложить новые идеи.  Ребенок проявляет себя, учится не бояться себя и своих эмоций, а игровой терапевт помогает обыграть эти действия и таким образом руководить ими.

                                      Игротерапия 

групповые игровые  занятия. На  занятиях участвуют дети, которые научились принимать родителей в свою игру. 

Задачи игротерапии:

создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию;

формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

развитие зрительного и слухового внимания;

стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;

развитие произвольной регуляции поведения.

Используются хороводные игры, сенсорные, ритмические, игры по правилам, сюжетноролевые игры. 

                     Анималотерапия

            (лечение с помощью животных)

Дельфинотерапия—комплексное        воздей-

 

ствие на организм. Складывается из ультразвуковых волн, , двигательной активности, пребывания в морской воде, мощного психологического эффекта.  Общение с дельфином позволяет:

стимулировать развитие интереса к внешнему миру;

стимулировать процесс развития личности; через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального реагирования;

создает условия для укрепления контакта;

 развитие сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом, и способствует речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей. 

Иппотерапия – обучение общению через общение с лошадью.

Иппотерапия способствует развитию мышления, умения держать равновесие, собранности и самоорганизации. . Контакт с лошадью используется для адаптации, социализации аутичных детей..

Канистерапия—лечение и реабилитации человека при помощи специально отобранных и обученных собак.  Задача  реабилитации является изменение окружения ребенка с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций.