Возрастные психологические особенности ребенка
СТАРШЕКЛАССНИК
Характеристика
раннего юношеского возраста
Возраст ранней юности — 15-17 лет —
не всегда признавался особым этапом развития личности. Не случайно некоторые
ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества.
При использовании понятия «ранний
юношеский возраст» надо различать:
• хронологический возраст — прожитое человеком
число лет;
• физиологический возраст — степень
физического развития человека;
• психологический возраст — степень
личностного развития;
• социальный возраст — степень гражданской
зрелости.
Эти возрасты могут не совпадать у
одного и того же лица: существует закон неравномерности созревания и развития.
Эта неравномерность является одновременно внутриличностной (гетерохронность
развития одного и того же индивида) и межличностной (хронологические сверстники
могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития).
Личностное развитие старших школьников
Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего
внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является
внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши
внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта,
средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира —
важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных,
драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним
поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на
слабоволие — самая распространенная форма юношеской самокритики.
Уровень развития «Я» тесно связан с
развитием других личностных особенностей. Старший школьный возраст — это пора
выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его
когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. В этот период происходит не
просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника.
У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам.
Конкретный уровень знаний и теоретических способностей, так же как и широта
интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные изменения в это
направлении наблюдаются у всех — они-то и дают толчок юношескому
«философствованию». Отсюда — устойчивая потребность в поиске смысла жизни,
определение перспективы своего существования и развития всего человечества.
Характерная черта ранней юности —
формирование жизненных планов.
В отличие от мечты, которая может быть как
активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности.
Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Вполне
реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений
(продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение квартиры, машины и
т. д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков
их осуществления. Профессиональная ориентация — сложная психологическая
проблема, связанная еще и с проблемами социально-экономическими.
Сегодня активно проводится
профессиональное консультирование школьников и их родителей по проблемам выбора
профессии
Потребность в общении
Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и
отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь
самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей
самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной
сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки,
мнения.
Одним из пиков развития у человека
потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин,
объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов.
Наиболее явная из них — постоянное физическое и умственное развитие школьника
и, связанное с этим, углубление его интересов.
Важным обстоятельством является и потребность в
деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно
возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в
признании, защищенности и сопереживании.
Юноши и девушки находятся в постоянном
ожидании общения — для них важен каждый новый человек. Общение в юности
отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток
интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими
людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении.
В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении
со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности
самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в
большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой
информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник
обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.
Наряду с потребностью в общении в
юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может
быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению.
Потребность в уединении выполняет в
развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как
отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого
развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно
лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации,
позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным
принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является
выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.
Структура взаимодействия учреждений по решению проблем семьи и детей:
1.Управление социальной защиты населения.
Адрес: с. Варна, ул. Советская 135
· Отдел «Семьи и начисления детских пособий» кабинет № 13 тел: 3-03-43
· Отдел «Опеки и попечительства» кабинет № 22 тел: 2-11-47
2. МУ КЦСОН Варненского района
Адрес: с. Варна, ул. Советская 94
Отделение «Помощи семье и детям» тел:2-11-10
· Психолог тел: 2-16-80
3. Комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав
Адрес: с. Варна ул. Советская 135, кабинет №18
Тел: 2-61-14
4. Управление внутренних дел
Адрес: с.Варна, ул.Советская 67, тел: 2-10-05
5.Подразделение по делам несовершеннолетних.
Адрес: с. Варна, ул. Советская 131, тел:2-61-60
6. Районный отдел образования
Адрес: с.Варна, ул. Советская 88,тел: 2-18-00
7. Центральная районная больница
Адрес: с.Варна, ул. Магнитогорская 1,
Тел 2-12-30
8. ГУ «Центр занятости населения»
Адрес: с.Варна, пер.Мостовой 1, тел: 2-26-30
МУ КЦСОН
администрации Варненского муниципального района
СТАРШЕКЛАССНИК
рекомендации психолога
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.