Для психолога

  • docx
  • 12.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Buklet_Vozrastnye_osobennosti_detey_perioda_novorozhdennosti_i_rannego_detstva.docx

Возрастные особенности

детей периода новорожденности и  раннего детства

 

Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 1,5-2 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот и т.д. чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.

От рождения до 1 года

Название возрастного периода:

младенческий период или новорожденности.

Ведущая деятельность:

непосредственное эмоциональное общение со взрослым.

Кризисы в данном возрастном периоде,

их причины:

·         Акт рождения.

Сам процесс рождения – тяжкое физическое испытание для ребенка, которое истощаетего организм и создает ситуацию стресса. Жизнь новорожденного зависит от того, как его организм может адаптироваться к изменившимся условиям среды.

·         Кризис одного года.

Увеличение доступного пространства, расширение предметного пространства в связи с прямохождением.

Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия,

памяти, внимания, мышления,

воображения, речи, эмоций, чувств:

·         Ощущения

В 2,5 месяца у ребенка проявляется эмоциональная двигательная реакция на маму (улыбается, тянет ручки к маме, двигает ручками и ножками).

·         Память.

Врожденные виды памяти: эмоциональная (все, что происходит вокруг); двигательная память; образная память (запоминает предмет); зачатки непроизвольного вида памяти (отголоски эмоциональной памяти – событие).

·         Речь.

Непосредственное эмоциональное общение со взрослым формирует у ребенка навыки речевого развития (ребенок подражает речи взрослого). Сначала ребенок аукает (ау), в 3-4 мес. – агукает (агу) и гулит, затем  к 5-6 мес. – лепечет, а далее произносит слоги (ба, ма, па, на). Первые слова появляются к 1 году. Ребенок должен говорить 10-15 слов.

·         Мышление

Изучение предметов через ротовую полость. Примерно к 7-8 мес. у ребенка начинаются зачатки наглядно-действенного мышления.

·         Эмоции

На первом году жизни у ребенка проявляются эмоции: крик, к 2 мес. – плач, к 3 мес. – радость, в 6 мес. – дети начинают капризничать, хныкать.

·         Чувства

Чувство теплоты, близости, привязанности к маме. К 7 мес. возникает реакция чувства плача на незнакомых людей (после года это проходит).

Личностные особенности:

·         Зарождаются зачатки сознания, которые проявляются в комплексе оживления (2, 5 мес.). Улыбка – первый признак зачатков сознания.

·         Воображения как процесса в этом возрасте нет.

Психические новообразования:

·         Чувство привязанности ко взрослому. Это очень важно для развития личности. Оно в дальнейшем складывается в умение привязываться к родным, окружающим людям.

·         Чувство защищенности в дальнейшем способствует развитию не менее важного чувства – уверенности в себе.

От 1 года до 3 лет

Название возрастного периода:

период раннего возраста.

Ведущая деятельность:

предметная деятельность, в процессе которой формируются элементарные умения обращения с предметами. К 3 годам у ребенка должно произойти усвоение функций назначения предметов (ложка для того, чтобы кушать; стульчик для того, чтобы сидеть; карандаш для того, чтобы рисовать). Детям в этом возрасте необходимо объяснять, показывать пользование предметами.

Кризисы в данном возрастном периоде,

их причины:

Кризис в 3 года, который называется «Я сам». Причина: формируется самосознание (ребенок требует самостоятельности).

Особенности познавательно-психических процессов: ощущения, восприятия,

памяти, внимания, мышления,

воображения, речи, эмоций, чувств:

·         Ощущения

Виды ощущений усложняются и продолжают развиваться.

·         Восприятие

К 1 году у ребенка начинается развиваться восприятие (синкретивное восприятие: ребенок не способен выделить из целого части и из частей создавать целое). К 3-4 годам синкретизм проходит.

·         Мышление

Мышление в этом возрасте наглядно-действенное (однотипное действие, например, катание грузовика туда-сюда).

·         Внимание

Вид внимания – непроизвольное, это значит внимание на тот предмет, который необычный, яркий, звучащий.

·         Память

Продолжается развитие врожденных видов памяти (двигательная, эмоциональная, образная). Формируется и развивается вид непроизвольной памяти – ребенок запоминает все, что ему интересно.

·         Воображение

Воображение вступает как процесс, но носит репродуктивный характер (не творческий – нет понимания собственных образов).

·         Речь

Особенно активно с 1,5 до 3 лет развивается речь. К трем годам ребенок способен знать до 2 тысяч слов.

Девочки начинают говорить гораздо раньше, лучше чем мальчики.

·         Эмоции

В этом возрасте продолжается развитие всех видов эмоций.

·         Чувства

Кризис 3-х лет проявляет новые чувства: гордости, вины, сомнения.

Личностные особенности:

 Начинает формироваться такая особенность как любопытство (ребенка в этом возрасте называют «исследователем») и самостоятельность как свойство личности. Активно проявляется темперамент и начинают проявляться лидерские способности. Закладываются практически все основные черты характера. К 3 годам начинает формироваться самосознание – это представление о самом себе. Самосознание добавляет развитие формирования самооценки.

Психические новообразования:

·         Формирование самооценки

Самооценка формируется из слов взрослых (если взрослые будут говорить ребенку, что он хороший, то и он всем будет говорить, что он хороший).

·         Усвоение функций назначения многих предметов (название предметов, как ими пользоваться).

 

Возрастные особенности детей периода новорожденности и раннего детства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Красногорск

2017 год