«Утверждаю»
директор
МКОУ Суккозерская СОШ
_________/Лакшевич Л.В. /
Приказ №86/9-ОД от
«01» сентября 2015года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СУККОЗЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«Вышивание»
Составитель:
Петрова М.В.
Принята на
педагогическом совете
« 28 » августа 2015года
2015 год.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Вышивание» реализует техническое направление в 3 – 4 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Содержание дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «Вышивание» предполагает развитие творческих способностей детей. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии. Учеными установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные занятия, концентрировать внимание, делать выводы. Вышивание способствует усидчивости, трудолюбию, аккуратности, развитию пальцев рук. В процессе занятий формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «Вышивание»:
• формировать психические предпосылки трудовой деятельности; интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;
• постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей; разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;
• совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок.
Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию общеучебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
• активизация и индивидуализация обучения;
• творческие работы и т.д.
Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
В процессе практической работы у детей развиваются чувства цвета, тренируются пальцы рук, глазомер, воспитывается наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ, у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобится, помочь другому.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка.
Программа рассчитана на обучающихся 3 – 4 класса
Режим проведения занятий: На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель программы:
Ознакомление школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности; пробуждение творческой активности детей; формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности; развитие самостоятельности анализа и мышления; воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека.
Задачи программы:
Обучающие:
• обучить приёмам вышивки;
• учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой);
• знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов;
• вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.
Развивающие:
• развивать творческую активность;
• мелкую моторику рук;
• развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца;
• развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.
Воспитательные:
• воспитывать этику общения при совместной деятельности;
• воспитание эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства;
• воспитание художественного вкуса;
• привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.
Ожидаемые результаты.
Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети научатся:
– соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;
– планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
– закреплять ткань в пяльцах;
– вдевать нитку в иголку;
– завязывать узелок;
– принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки); – овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:
– научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте; – эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.);
– использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
Принципы построения образовательной программы.
В соответствии с вышеизложенными задачами, дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Вышивание» строится по следующим принципам:
• принцип доступности – учитывает возрастные особенности и индивидуальный подход к каждому ребенку, сопровождая обучение по индивидуально разработанной программе, учитывая его потребность в знаниях, умениях, навыках по овладению вышивкой;
• принцип связи теории и практики – теоретические знания дети применяют на практических занятиях;
• принцип систематичности и последовательности – используется в повторении изученного не только в начале занятия для проверки уровня усвоения, и не только в конце занятия с целью закрепления полученной информации, но так же и по завершении каждого логически законченного блока. Это постоянное и терпеливое приучение воспитанников к самостоятельному труду, постоянно усложняя его и создавая возможность для самостоятельного решения всё более трудных заданий;
• принцип наглядности – использование всевозможных карточек, схем, образцов, изготовленных как педагогом, так и детьми;
• принцип общей культурности – подразумевает социально-историческую информированность мира вещей, обеспечение расширения круга художественноэстетических знаний и формирование широких созидательных возможностей обучающихся.
Методы реализации программы.
словесный метод – объяснение, разъяснение последовательности, техники, способа выполнения и приемов вышивки; беседы о традиционных ремеслах России. Словесный метод помогает педагогу снять у ребенка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на положительный результат;
наглядный метод – это показ образцов вышитых изделий, демонстрация выполнения приемов вышивки, объяснение чтения схем, таблиц, иллюстраций.
практический метод – выполнение практических упражнений, заданий, авторских разработок по темам программы. Этот метод помогает детям применять теоретические знания, отрабатывать навыки при выполнении практических заданий, закрепляет знания и умения, вырабатывает устойчивые навыки;
метод контроля – метод личной диагностики позволяет педагогу отслеживать стабильность посещения занятий, заинтересованности и удовлетворения детей и родителей способом анкетирования, собеседования, наблюдения.
Формы и методы работы:
• тематическая совместная деятельность
• постановка и решение проблемных вопросов
• практические работы
• проекты
• творческие работы
Учебно-тематический план или Структура курса
№ |
|
Содержание курса |
Количество часов |
1 |
Введение |
|
1 ч. |
2 |
Вышивание |
|
32 ч. |
3 |
Подведение итогов |
|
1 ч. |
Итого: |
|
34 ч. |
Перечень универсальных действий:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге, по рисунку, инструкционной карте;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- пользоваться памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Описание примерного содержания занятий |
Кол-во часов |
|
|
|
|
1 |
Введение |
Знакомство с образцами вышивки. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с тканью, иглой, ножницами и другими инструментами. |
1 |
|
Вышивание |
|
32 |
2 |
Шов «вперед иголку» |
Изучение шва вперед иголку |
3 |
3-4 |
Вышивка по образцу |
Вышивание по бумаге и по ткани |
|
5 |
Шов «назад иголку» |
Изучение шва назад иголку |
3 |
6-7 |
Вышивка по образцу |
Вышивание по бумаге и по ткани |
|
8 |
Стебельчатый шов |
Изучение стебельчатого шва |
3 |
9-10 |
Вышивка по образцу |
Вышивание по ткани |
|
11 |
Тамбурный шов |
Изучение тамбурного шва |
3 |
12-13 |
Вышивка по образцу |
Вышивание по ткани |
|
14 |
Петельный шов |
Изучение петельного шва |
3 |
15-16 |
Вышивка по образцу |
Шьем игрушку с помощью петельного шва |
|
17 |
Узелки. Рококо |
Изучение шва Рококо |
3 |
18-19 |
Вышивка по образцу |
Вышивание розочек на ткани данным швом |
|
20 |
Гладь |
Изучение вышивания гладью |
4 |
21-23 |
Вышивка по образцу |
Вышивание по рисунку на ткани в технике гладь |
|
24 |
Крестик |
Изучение вида вышивки – крестик |
4 |
25-27 |
Вышивка по образцу |
Вышивка салфетки крестом |
|
28 |
Вышивка лентами |
Изучение вышивки с помощью лент |
4 |
29-31 |
Вышивка по образцу |
Вышивка цветов на ткани лентами |
|
32 |
Вышивка бисером |
Изучение техники вышивки бисером |
2 |
33 |
Вышивка по образцу |
Вышивание с использованием бисера |
|
34 |
Подведение итогов. Выставка |
Отбор лучших работ |
1 |
|
Итого: |
|
34 |
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия:
1. Вышивка. – М.: ЭКСМО, 1997. – 96 с. (Серия «Заботы маленькой хозяйки»)
2. Еременко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст - Пресс. 2000.
Интернет ресурсы:
http:/stranamasterov.ru
Результативность курса: участие в конкурсах и выставках на школьном и районном уровне
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.