Для психолога

  • pdf
  • 12.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала vyshivanie_3-4_klass.pdf



«Утверждаю»

 директор

                                                                     МКОУ Суккозерская СОШ

                                                                      _________/Лакшевич Л.В. /

                                                                                             Приказ 86/9-ОД от

                                                                      «01» сентября 2015года

 

          

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

          СУККОЗЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  

технической направленности

 «Вышивание»

 

 

 

 

Составитель:

Петрова М.В.

 

 

 

Принята на

педагогическом совете  

« 28 » августа  2015года

 

2015 год.

Пояснительная записка

 

          Дополнительная общеобразовательная программа  «Вышивание» реализует техническое направление в 3 –  4 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения

 Содержание дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «Вышивание» предполагает развитие творческих способностей детей. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии. Учеными установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные занятия, концентрировать внимание, делать выводы. Вышивание способствует усидчивости, трудолюбию, аккуратности, развитию пальцев рук. В процессе занятий формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «Вышивание»:

    формировать психические предпосылки трудовой деятельности; интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество

    постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей; разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;

    совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок.

 Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию общеучебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

    активизация и индивидуализация обучения;

    творческие работы и т.д.

            Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности

            В процессе практической работы у детей развиваются чувства цвета, тренируются пальцы рук, глазомер, воспитывается наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира

            На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ, у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобится, помочь другому.

            Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка.

 

Программа рассчитана на обучающихся 3 – 4 класса

 

Режим проведения занятий: На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность одного занятия 40 минут.

Цель программы

Ознакомление школьников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности; пробуждение творческой активности детей; формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности; развитие самостоятельности анализа и мышления; воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека.

Задачи программы:

Обучающие:  

         обучить приёмам вышивки

         учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); 

         знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов

         вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.

Развивающие:  

         развивать творческую активность

         мелкую моторику рук

         развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца

         развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.

Воспитательные: 

         воспитывать этику общения при совместной деятельности

         воспитание эстетического восприятия произведений декоративноприкладного искусства

         воспитание художественного вкуса

         привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.

 

Ожидаемые результаты.

Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

 

Дети научатся:

  соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;

  планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

  закреплять ткань в пяльцах;

  вдевать нитку в иголку;

  завязывать узелок;

  принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки); – овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:

  научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте; – эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.); 

  использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;

 

Принципы построения образовательной программы.

 В соответствии с вышеизложенными задачами, дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Вышивание» строится по следующим принципам:

           принцип доступностиучитывает возрастные особенности и индивидуальный подход к каждому ребенку, сопровождая обучение по индивидуально разработанной программе, учитывая его потребность в знаниях, умениях, навыках по овладению вышивкой;

           принцип связи теории и практикитеоретические знания дети применяют на   практических занятиях;

           принцип систематичности и последовательностииспользуется в повторении изученного не только в начале занятия для проверки уровня усвоения, и не только в конце занятия с целью закрепления полученной информации, но так же и по завершении каждого логически законченного блока. Это постоянное и терпеливое приучение воспитанников к самостоятельному труду, постоянно усложняя его и создавая возможность для самостоятельного решения всё более трудных заданий;

           принцип наглядностииспользование всевозможных карточек, схем, образцов, изготовленных как педагогом, так и детьми;

           принцип общей культурностиподразумевает социально-историческую информированность мира вещей, обеспечение расширения круга художественноэстетических знаний и формирование широких созидательных возможностей обучающихся.

 

Методы реализации программы.

словесный методобъяснение, разъяснение последовательности, техники, способа выполнения и приемов вышивки; беседы о традиционных ремеслах РоссииСловесный метод помогает педагогу снять у ребенка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на положительный результат;

наглядный метод это показ образцов вышитых изделий, демонстрация выполнения приемов вышивки, объяснение чтения схем, таблиц, иллюстраций

практический метод выполнение практических упражнений, заданий, авторских разработок по темам программы. Этот метод помогает детям применять теоретические знания, отрабатывать навыки при выполнении практических заданий, закрепляет знания и умения, вырабатывает устойчивые навыки;

метод контроля метод личной диагностики позволяет педагогу отслеживать стабильность посещения занятий, заинтересованности и удовлетворения детей и родителей способом анкетирования, собеседования, наблюдения.

Формы и методы работы:

           тематическая совместная деятельность

           постановка и решение проблемных вопросов

           практические работы

           проекты

           творческие работы

 

Учебно-тематический план или Структура курса

 

 

Содержание курса

Количество часов

1

Введение

 

1 ч.

2

Вышивание

 

32 ч.

3

Подведение итогов

 

1 ч.

Итого:

 

34 ч.

 

Перечень универсальных действий:

 

Регулятивные УУД:

-          определять и формулировать цель деятельности;

-          проговаривать последовательность действий;

-          учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

-          объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-          учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному плану с опорой на образцы, рисунки;

-          выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

 

Познавательные УУД:

-          ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-          делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге, по рисунку, инструкционной карте;

-          добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;                                      

-          пользоваться памятками;

-          перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

-          перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

-          преобразовывать информацию из одной формы в другую       – изделия, художественные образы.

 

Коммуникативные УУД:

-          донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

-          слушать и понимать речь других.

 

Учебно-тематическое планирование

 

п/п

Тема занятия

Описание примерного содержания занятий

Кол-во часов

 

 

 

 

1

Введение

Знакомство с образцами вышивки. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности при работе с тканью, иглой, ножницами и другими инструментами.

1

 

Вышивание

 

32

2

Шов «вперед иголку»

Изучение шва вперед иголку

3

3-4

Вышивка по образцу

Вышивание по бумаге и по ткани

5

Шов «назад иголку»

Изучение шва назад иголку

3

6-7

Вышивка по образцу

Вышивание по бумаге и по ткани

8

Стебельчатый шов

Изучение стебельчатого шва 

3

9-10

Вышивка по образцу

Вышивание по ткани

11

Тамбурный шов

Изучение тамбурного шва

3

12-13

Вышивка по образцу

Вышивание по ткани

14

Петельный шов

Изучение петельного шва

3

15-16

Вышивка по образцу

Шьем игрушку с помощью петельного шва

17

Узелки. Рококо 

Изучение шва Рококо

3

18-19

Вышивка по образцу

Вышивание розочек на ткани данным швом

20

Гладь

Изучение вышивания гладью

4

21-23

Вышивка по образцу

Вышивание по рисунку на ткани в технике гладь

24

Крестик

Изучение вида вышивкикрестик

4

25-27

Вышивка по образцу

Вышивка салфетки крестом

28

Вышивка лентами

Изучение вышивки с помощью лент

4

29-31

Вышивка по образцу

Вышивка цветов на ткани лентами 

32

Вышивка бисером 

Изучение техники вышивки бисером

2

33

Вышивка по образцу

Вышивание с использованием бисера

34

Подведение итогов.

Выставка 

Отбор лучших работ

1

 

Итого:

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень информационно-методического обеспечения

 

Печатные пособия:

1.      Вышивка. – М.: ЭКСМО, 1997. – 96 с. (Серия «Заботы маленькой хозяйки»)

2.      Еременко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст - Пресс. 2000.

 

Интернет ресурсы:

 

http:/stranamasterov.ru

 

 

Результативность курса: участие в конкурсах и выставках на школьном и районном уровне