Для психолога

  • doc
  • 12.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 (2).doc

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

(М. Р. ГИНЗБУРГ)

 

Цель: выявить относительную выраженность различных моти­вов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

 

Процедура проведения: Для шестилетних детей наиболее характерными являются сле­дующие мотивы:

1. Собственно-познавательный мотив, восходящий к познава­тельной потребности, - учебный.

2. Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения,  - социальный.

3. «Позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими, - позиционный.

4. «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п., - внешний.

5. Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учеб­ную сферу, - игровой.

6. Мотив получения высокой отметки - отметка.

В основу предлагаемой методики положен принцип «персони­фикации» мотивов. Испытуемым предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения ка­ждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический рису­нок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция. Сейчас я расскажу тебе историю. Девочки разго­варивали про школу (если эксперимент проводится с мальчиком, то в рассказе фигурируют мальчики).

Первая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что меня заставляет мама. А если бы не мама, я бы в школу не ходила». (На стол перед ребенком выкладыва­ется карточка со схематическим рисунком 1 ­внешний мотив.) 

Вторая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы училась». (Выкладывается, карточка с рисунком 2 ­учебный мотив.)

Третья девочка сказала:· «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». (Вы­кладывается карточка с рисунком 3 - игровой мотив.)

Четвертая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большой. Когда я в школе, я чувствую себя взрос­лой, а до школы я была маленькой». (Вы­кладывается карточка с рисунком 4 - позици­онный мотив.)

Пятая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а вы­учишься - можешь стать, кем захочешь». (Рисунок 5 - социальный мотив.)

Шестая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится получать пятерки». (Рисунок 6 - мотив отметка.)

После рассказа о девочках (мальчиках) экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:

·         Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

·         С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

·         С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают со­держание рассказа, соответствующее картинке.    

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов:

 Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы

Мотив № 1
Внешний

Мотив № 2
Учебный

Мотив № 3
Игровой

Мотив № 4
Позиционный

Мотив № 5
Социальный

Мотив № 6
Оценка

I выбор

  

II выбор

III выбор

Контрольный
выбор

Мотивы:
1. внешний    (а),
2. учебный    (б), 
3. игровой    (в), 
4. позиционный    (г), 
5. социальный    (д), 
6. мотив - оценка    (е).

Анализ результатов:

Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов количество баллов соответствующего выбора. Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям. Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности. Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива. Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого. Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой. Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой. Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.

Внешний мотив - 0 баллов; 
Игровой мотив - 1 балл; 
Получение отметки - 2 балла;
Позиционный мотив - 3 балла; 
Социальный мотив - 4 балла; 
Учебный мотив - 5 баллов.

Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации.

ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЕЙ МОТИВАЦИИ

Уровни
мотивации

Выбор 1

Выбор 2

Выбор 3

Общая оценка
в баллах

I

5

5

5

13 - 15

II

4

4

4

10 - 12

III

3

3

3

7 - 9

IV

2

2

2

4 - 6

V

0 - 1

0 - 1

0 - 1

0 - 3

Количественный: 
I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

Качественный: 

Внешний - собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.

Учебный - ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

Игровой - в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.

Позиционный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

Социальный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители.

Отметка - ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

 

Бланк группового обследования

 

Д/сад____________ группа _______

 

Фамилия Имя

Дата  рождения

1

2

3

4

5

6

7

Всего       

Примечания*

 

Внутренняя позиция школьника

Уровень мотива-ции

1

2

3

Итог по группе

 

 

 

* Если после индивидуального обследования оценка изменена, в графе «Примечания» вы отмечаете, например: «По заданию 4 балл изменен с 0 на 1»

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк индивидуального обследования

Ф.И.О. ребенка ________________________________ возраст _______ группа __________

Ф.И.О. диагноста _______________________ (подпись) __________ дата _______________

 

Выборы

Мотив № 1
Внешний

Мотив № 2
Учебный

Мотив № 3
Игровой

Мотив № 4
Позиционный

Мотив № 5
Социальный

Мотив № 6
Оценка

I выбор

  

II выбор

III выбор

Контрольный
выбор

 

Бланк индивидуального обследования

Ф.И.О. ребенка ________________________________ возраст _______ группа __________

Ф.И.О. диагноста _______________________ (подпись) __________ дата _______________

 

Выборы

Мотив № 1
Внешний

Мотив № 2
Учебный

Мотив № 3
Игровой

Мотив № 4
Позиционный

Мотив № 5
Социальный

Мотив № 6
Оценка

I выбор

  

II выбор

III выбор

Контрольный
выбор

 

Бланк индивидуального обследования

Ф.И.О. ребенка ________________________________ возраст _______ группа __________

Ф.И.О. диагноста _______________________ (подпись) __________ дата _______________

 

Выборы

Мотив № 1
Внешний

Мотив № 2
Учебный

Мотив № 3
Игровой

Мотив № 4
Позиционный

Мотив № 5
Социальный

Мотив № 6
Оценка

I выбор

  

II выбор

III выбор

Контрольный
выбор

 

Бланк индивидуального обследования

Ф.И.О. ребенка ________________________________ возраст _______ группа __________

Ф.И.О. диагноста _______________________ (подпись) __________ дата _______________

 

Выборы

Мотив № 1
Внешний

Мотив № 2
Учебный

Мотив № 3
Игровой

Мотив № 4
Позиционный

Мотив № 5
Социальный

Мотив № 6
Оценка

I выбор

  

II выбор

III выбор

Контрольный
выбор