ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
(М. Р. ГИНЗБУРГ)
Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.
Процедура проведения: Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:
1. Собственно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности, - учебный.
2. Широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения, - социальный.
3. «Позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими, - позиционный.
4. «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п., - внешний.
5. Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную сферу, - игровой.
6. Мотив получения высокой отметки - отметка.
В основу предлагаемой методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция. Сейчас я расскажу тебе историю. Девочки разговаривали про школу (если эксперимент проводится с мальчиком, то в рассказе фигурируют мальчики).
Первая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что меня заставляет мама. А если бы не мама, я бы в школу не ходила». (На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком 1 внешний мотив.)
Вторая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы училась». (Выкладывается, карточка с рисунком 2 учебный мотив.)
Третья девочка сказала:· «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». (Выкладывается карточка с рисунком 3 - игровой мотив.)
Четвертая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большой. Когда я в школе, я чувствую себя взрослой, а до школы я была маленькой». (Выкладывается карточка с рисунком 4 - позиционный мотив.)
Пятая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь». (Рисунок 5 - социальный мотив.)
Шестая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится получать пятерки». (Рисунок 6 - мотив отметка.)
После рассказа о девочках (мальчиках) экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:
· Кто, по-твоему, из них прав? Почему?
· С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
· С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.
Обработка результатов:
Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Выборы |
Мотив № 1 |
Мотив № 2 |
Мотив № 3 |
Мотив № 4 |
Мотив № 5 |
Мотив № 6 |
I выбор |
|
|||||
II выбор |
||||||
III выбор |
||||||
Контрольный |
Мотивы:
1. внешний (а),
2. учебный (б),
3. игровой (в),
4. позиционный (г),
5. социальный (д),
6. мотив - оценка (е).
Анализ результатов:
Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов количество баллов соответствующего выбора. Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям. Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности. Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива. Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого. Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой. Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой. Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.
Внешний
мотив - 0 баллов;
Игровой мотив - 1 балл;
Получение отметки - 2 балла;
Позиционный мотив - 3 балла;
Социальный мотив - 4 балла;
Учебный мотив - 5 баллов.
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации.
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЕЙ МОТИВАЦИИ
Уровни |
Выбор 1 |
Выбор 2 |
Выбор 3 |
Общая оценка |
I |
5 |
5 |
5 |
13 - 15 |
II |
4 |
4 |
4 |
10 - 12 |
III |
3 |
3 |
3 |
7 - 9 |
IV |
2 |
2 |
2 |
4 - 6 |
V |
0 - 1 |
0 - 1 |
0 - 1 |
0 - 3 |
Количественный:
I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно
наличие социальных мотивов;
II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;
III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;
IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;
V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.
Качественный:
Внешний - собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.
Учебный - ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.
Игровой - в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.
Позиционный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
Социальный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители.
Отметка - ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
Бланк группового обследования
Д/сад____________ группа _______
№ |
Фамилия Имя |
Дата рождения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
Примечания*
|
Внутренняя позиция школьника |
Уровень мотива-ции |
1 |
|||||||||||||
2 |
|||||||||||||
3 |
|||||||||||||
Итог по группе |
* Если после индивидуального обследования оценка изменена, в графе «Примечания» вы отмечаете, например: «По заданию 4 балл изменен с 0 на 1»
Бланк индивидуального обследования
Ф.И.О. ребенка ________________________________ возраст _______ группа __________
Ф.И.О. диагноста _______________________ (подпись) __________ дата _______________
Выборы |
Мотив № 1 |
Мотив № 2 |
Мотив № 3 |
Мотив № 4 |
Мотив № 5 |
Мотив № 6 |
I выбор |
|
|||||
II выбор |
||||||
III выбор |
||||||
Контрольный |
Бланк индивидуального обследования
Ф.И.О. ребенка ________________________________ возраст _______ группа __________
Ф.И.О. диагноста _______________________ (подпись) __________ дата _______________
Выборы |
Мотив № 1 |
Мотив № 2 |
Мотив № 3 |
Мотив № 4 |
Мотив № 5 |
Мотив № 6 |
I выбор |
|
|||||
II выбор |
||||||
III выбор |
||||||
Контрольный |
Бланк индивидуального обследования
Ф.И.О. ребенка ________________________________ возраст _______ группа __________
Ф.И.О. диагноста _______________________ (подпись) __________ дата _______________
Выборы |
Мотив № 1 |
Мотив № 2 |
Мотив № 3 |
Мотив № 4 |
Мотив № 5 |
Мотив № 6 |
I выбор |
|
|||||
II выбор |
||||||
III выбор |
||||||
Контрольный |
Бланк индивидуального обследования
Ф.И.О. ребенка ________________________________ возраст _______ группа __________
Ф.И.О. диагноста _______________________ (подпись) __________ дата _______________
Выборы |
Мотив № 1 |
Мотив № 2 |
Мотив № 3 |
Мотив № 4 |
Мотив № 5 |
Мотив № 6 |
I выбор |
|
|||||
II выбор |
||||||
III выбор |
||||||
Контрольный |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.