МЕТОДИКА СООТНОШЕНИЕ ПОСЛОВИЦ, МЕТАФОР И ФРАЗ»
(ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ Б.В.ЗЕЙГАРНИК)
Цель: исследования мышления: выявляет понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль в фразе конкретного содержания, а также дифференцированность, целенаправленность суждений.
Процедура проведения: Прием объяснения смысла пословиц используется психиатрами издавна, но особая экспериментальная методика соотношения пословиц и фраз разработана Б. В. Зейгарник. Для проведения опыта нужны таблички, на которых написаны тексты метафор и пословиц (6-7 таблиц) и тексты фраз (14-15).
Экспериментатор раскладывает на столе слева от испытуемого пословицы или метафоры одну под другой, столбиком (для детей не умеющих читать – психолог читает сам). Затем экспериментатор дает испытуемому в перемешанном виде пачку таблиц с фразами и предлагает: "Положите рядом с каждой пословицей соответствующую ей по смыслу фразу". При этом экспериментатор предупреждает, что "не ко всем пословицам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной пословице".
Пословицы |
Фразы |
Куй железо, пока горячо.
|
Материал разрезают ножницами. |
Одна часть фраз такова, что их смысл соответствует пословицам, а остальные фразы лишь внешне по составу слов напоминают пословицы, но ничего общего с ними не имеют по смыслу. Так, например, если среди пословиц будет "Не в свои сани не садись", то среди фраз будет такая, как "Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь" и такая: "Зимой ездят на санях, а летом на телеге". Первая фраза соответствует по смыслу пословице, а вторая лишь внешне похожа на нее, но никакой общей идеи с пословицей не содержит. Таким образом, фраз оказывается примерно в 2 раза больше, чем пословиц. Таково же соотношение метафор и фраз.
Метафоры |
Фразы к метафорам |
Золотая голова.
|
Умная голова. |
После
того как испытуемый выполнил это задание, экспериментатор спрашивает его, в чем
он видит сходство фраз и пословиц, в чем их общая идея.
Обилие фраз, из которых нужно выбрать нужные, провоцирует соскальзывания и
неточности суждений у тех больных, у которых мышление нецеленаправлено и
диффузно. Центр тяжести задания как бы переносится с задачи понимания
переносного смысла пословиц на задачу соотнесения одного смысла другому.
Выявляется конкретность и поверхностность суждений олигофренов, диффузность и
неопределенность суждений больных с сосудистыми и иными органическими
поражениями мозга, соскальзывания и паралогические суждения больных
шизофренией.
Примером не столь выраженных расстройств мышления являются следующие решения
больной, свидетельствующие о диффузности, нечеткости ее суждений.
Форма протокола
|
Подобранные фразы |
Объяснения |
Например, |
Кузнец, который работает |
|
Семь раз отмерь |
Одну хорошую книгу прочесть полезнее, чем семь плохих. |
Здесь одна мысль – нужно делать хорошо |
Куй железо |
Если уж поехал куда-нибудь, то с полдороги возвращаться поздно. |
Нужно делать быстро и до конца |
Лучше меньше, да лучше |
Чтобы сделать работу лучше, нужно о ней хорошо подумать. |
Здесь говорится о том, что как бы получше все делать |
ПРИМЕР ГРУБОГО РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ
|
Человек высек на скале сердце |
Потому что человек - золотая голова высек на скале сердце |
Ядовитый человек |
Мальчик наелся сладостей и заболел |
Здесь почти что маленькая аналогия: мальчик наелся сладостей и
заболел. |
Зубастый парень |
Больной вместо лекарства глотнул яду (?) |
Потому что следствие того, что он осознал свои ошибки. Я уверен, что с И. получится это. Такие люди не умирают своей смертью. Их, знаете ли, из-за угла убивают |
Глухая ночь |
У Ивана были крепкие и здоровые зубы |
Потому что зубная боль, она... можно ее сравнить с ушной болью, то есть с наиболее такой, знаете, ноющей, пульсирующей, вот и именно глухая ночь способствует, знаете, переживаниям этой боли |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.