Для психолога

  • pdf
  • 12.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала style_povedeniya_v_konflikte.pdf

Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах: исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1.                                                                                                                                                                           соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2.                                                                                                                                                                           приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3.                                                                                                                                                                           компромисс

4.                                                                                                                                                                           избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; 5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

1.

       А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

       Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2.

       А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

       Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3.   

 

       А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

       Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4.

       А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

       Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

       А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

       Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6.

       А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

       Б. Я стараюсь добиться своего.

7.

       А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

       Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.

8.

       А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

       Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

       А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

       Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

       А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

       Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

       А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

       Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

       А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

       Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

       А. Я предлагаю среднюю позицию.

       Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

       А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

       Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

       А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

       Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

       А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

       Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

       А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

       Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

       А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

       Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

       А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

       Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

       А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

       Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.

21.

       А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

       Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

       А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

       Б. Я отстаиваю свои желания.

23.

       А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

       Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

       А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

       Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

       А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

       Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

       А. Я предлагаю среднюю позицию.

       Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

       А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

       Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

       А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

       Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29.

       А. Я предлагаю среднюю позицию.

       Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30.

       А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

       Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Обработка результатов.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.

Ключ

 Соперничество

 Сотрудничество

 Компромисс

 Избегание

 Приспособление

 

1

 

 

 

А

Б

 

2

 

Б

А

 

 

 

3

А

 

 

 

Б

 

4

 

 

А

 

Б

 

5

 

 

 

 

 

 

6

Б

 

 

А

 

 

7

 

 

Б

А

 

 

8

А

Б

 

 

 

 

9

Б

 

 

А

 

 

10

             А

 

Б

 

 

 

11

             А

 

 

 

Б

12

  

 

 

Б

А

13

             Б

 

А

 

 

14

             Б

А

 

 

 

15

  

 

 

Б

А

16

             Б

 

 

 

А

17

             А

 

 

Б

 

18

  

 

Б

 

А

19

  

А

 

Б

 

20

  

А

Б

 

 

21

  

Б

 

 

А

22

             Б

 

А

 

 

23

  

А

 

Б

 

24

  

 

Б

 

А

25

             А

 

 

 

Б

26

  

Б

А

 

 

27

  

 

 

А

Б

28

             А

Б

 

 

 

29

  

 

А

Б

 

30

  

Б

 

 

А

 

Интерпретация результатов.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

       Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

       Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

       Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

       Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей

       Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.