Когда эмоции переполняют Вас, эффективнее использовать
«Я – сообщение»
«Я – сообщение» предполагает открытое, явное выражение чувств говорящего.
Структура «Я – сообщения»:
1. Безоценочное описание факта + описание чувств другого человека.
2. Выражение собственных чувств + описание их причины.
3. Пожелание (такая форма оставляет свободу для выбора решения).
Свёрнутая формула «Я – сообщения»:
«Когда… (факт), то я чувствую… , потому что… Мне бы хотелось…»
Типичные ошибки при использовании «Я – сообщения»:
1. Начинаем с «Я – сообщения», заканчиваем «Ты – сообщением».
2. Выражаем чувства неполной силы.
3. Выражение «не тех», не искренних чувств.
4. Выражение слишком сильных чувств.
Преимущества «Я – сообщения»:
• Выражение чувств в необидной для собеседника форме.
• Делает нас человечнее, ближе друг к другу.
• Люди начинают нам доверять в ответ на искренние чувства.
• Мы оставляем за собеседником право выбора , возможность самим принять решение. И тогда – удивительно – он начинает учитывать наши желания и переживания.
Если «Я-сообщение» не работает:
• Посылайте следующее «Я-сообщение», уточняющее Ваше чувство, делающее его более ощутимым для ребенка. Дети часто игнорируют «Я-сообщения», особенно вначале. Они иногда предпочитают «не слышать», как их поведение воздействует на взрослого.
• Возможно ваше «я-сообщение» вызвало у ребёнка замешательство (какие-либо чувства). В таком случае «активно послушайте» ребёнка.
****************************************************************************************
Когда эмоции переполняют Вас, эффективнее использовать
«Я – сообщение»
«Я – сообщение» предполагает открытое, явное выражение чувств говорящего.
Структура «Я – сообщения»:
1. Безоценочное описание факта + описание чувств другого человека.
2. Выражение собственных чувств + описание их причины.
3. Пожелание (такая форма оставляет свободу для выбора решения).
Свёрнутая формула «Я – сообщения»:
«Когда… (факт), то я чувствую… , потому что… Мне бы хотелось…»
Типичные ошибки при использовании «Я – сообщения»:
1. Начинаем с «Я – сообщения», заканчиваем «Ты – сообщением».
2. Выражаем чувства неполной силы.
3. Выражение «не тех», не искренних чувств.
4. Выражение слишком сильных чувств.
Преимущества «Я – сообщения»:
• Выражение чувств в необидной для собеседника форме.
• Делает нас человечнее, ближе друг к другу.
• Люди начинают нам доверять в ответ на искренние чувства.
• Мы оставляем за собеседником право выбора , возможность самим принять решение. И тогда – удивительно – он начинает учитывать наши желания и переживания.
Если «Я-сообщение» не работает:
• Посылайте следующее «Я-сообщение», уточняющее Ваше чувство, делающее его более ощутимым для ребенка. Дети часто игнорируют «Я-сообщения», особенно вначале. Они иногда предпочитают «не слышать», как их поведение воздействует на взрослого.
• Возможно ваше «я-сообщение» вызвало у ребёнка замешательство (какие-либо чувства). В таком случае «активно послушайте» ребёнка.
Что нам мешает слушать?
1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!!!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».
2. Предупреждения, предостережения, угрозы:
«Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».
3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».
4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».
5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила. Не послушалась – пеняй на себя».
6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!»
7. Похвала. В похвале есть всегда элемент оценки. Ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее.
8. Обзывания, насмешки. «Плакса-вакса!», «Лентяище!», «Лежебока!», «Не будь лапшой…»
9. Догадки, интерпретации, домыслы:«Я знаю, всё из-за того, что…», «Я всё равно вижу, что…», «Я вижу тебя насквозь…»
10. Выспрашивание, расследование. «Нет, ты всё-таки скажи! Я всё равно узнаю…»,»А вот почему ты…?»
11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. «Успокойся, не обращай внимание!», «Он того не стоит!», «Перемелется - мука будет!»
12. Отшучивание, уход от проблемы. Сарказм, ирония вызывают реакцию раздражения и обиды.
Что нам мешает слушать?
1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!!!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».
2. Предупреждения, предостережения, угрозы:
«Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».
3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».
4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».
5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила. Не послушалась – пеняй на себя».
6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!»
7. Похвала. В похвале есть всегда элемент оценки. Ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее.
8. Обзывания, насмешки. «Плакса-вакса!», «Лентяище!», «Лежебока!», «Не будь лапшой…»
9. Догадки, интерпретации, домыслы:«Я знаю, всё из-за того, что…», «Я всё равно вижу, что…», «Я вижу тебя насквозь…»
10. Выспрашивание, расследование. «Нет, ты всё-таки скажи! Я всё равно узнаю…»,»А вот почему ты…?»
11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. «Успокойся, не обращай внимание!», «Он того не стоит!», «Перемелется - мука будет!»
12. Отшучивание, уход от проблемы. Сарказм, ирония вызывают реакцию раздражения и обиды.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.