Для психолога

  • doc
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4.doc

Когда эмоции переполняют Вас, эффективнее использовать

                                                                   «Я – сообщение»

«Я – сообщение» предполагает  открытое, явное  выражение чувств говорящего.

 

Структура «Я – сообщения»:

1. Безоценочное описание факта + описание чувств другого человека.

2. Выражение собственных чувств + описание их причины.

3. Пожелание (такая форма оставляет свободу для выбора решения).

 

Свёрнутая формула «Я – сообщения»:

«Когда… (факт), то я     чувствую… , потому что… Мне бы хотелось…»

 

Типичные ошибки при использовании «Я – сообщения»:

1. Начинаем с «Я – сообщения», заканчиваем  «Ты – сообщением».

2. Выражаем чувства неполной силы.

3. Выражение «не тех», не искренних чувств.

4. Выражение слишком сильных чувств.

 

Преимущества  «Я – сообщения»:

               Выражение чувств в необидной для собеседника форме.

               Делает нас человечнее, ближе друг к другу.

               Люди начинают нам доверять в ответ на искренние чувства.

               Мы оставляем за собеседником право выбора , возможность самим принять решение. И тогда – удивительно – он начинает учитывать наши желания и переживания.

 

Если «Я-сообщение»   не работает:

       Посылайте следующее «Я-сообщение», уточняющее Ваше чувство, делающее его более ощутимым для ребенка. Дети часто игнорируют «Я-сообщения», особенно вначале. Они иногда предпочитают «не слышать», как их поведение воздействует  на взрослого.

       Возможно ваше «я-сообщение» вызвало у ребёнка замешательство (какие-либо чувства).  В таком случае «активно послушайте» ребёнка.

 

****************************************************************************************

Когда эмоции переполняют Вас, эффективнее использовать

                                                                   «Я – сообщение»

«Я – сообщение» предполагает  открытое, явное  выражение чувств говорящего.

 

Структура «Я – сообщения»:

1. Безоценочное описание факта + описание чувств другого человека.

2. Выражение собственных чувств + описание их причины.

3. Пожелание (такая форма оставляет свободу для выбора решения).

 

Свёрнутая формула «Я – сообщения»:

«Когда… (факт), то я     чувствую… , потому что… Мне бы хотелось…»

 

Типичные ошибки при использовании «Я – сообщения»:

1. Начинаем с «Я – сообщения», заканчиваем  «Ты – сообщением».

2. Выражаем чувства неполной силы.

3. Выражение «не тех», не искренних чувств.

4. Выражение слишком сильных чувств.

 

Преимущества  «Я – сообщения»:

               Выражение чувств в необидной для собеседника форме.

               Делает нас человечнее, ближе друг к другу.

               Люди начинают нам доверять в ответ на искренние чувства.

               Мы оставляем за собеседником право выбора , возможность самим принять решение. И тогда – удивительно – он начинает учитывать наши желания и переживания.

 

Если «Я-сообщение»   не работает:

       Посылайте следующее «Я-сообщение», уточняющее Ваше чувство, делающее его более ощутимым для ребенка. Дети часто игнорируют «Я-сообщения», особенно вначале. Они иногда предпочитают «не слышать», как их поведение воздействует  на взрослого.

      Возможно ваше «я-сообщение» вызвало у ребёнка замешательство (какие-либо чувства).  В таком случае «активно послушайте» ребёнка.

Что нам мешает слушать?

1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!!!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».

2. Предупреждения, предостережения, угрозы:

«Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».

4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила. Не послушалась – пеняй на себя».

6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!»

7. Похвала. В похвале есть всегда элемент оценки. Ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее.

8. Обзывания, насмешки. «Плакса-вакса!», «Лентяище!», «Лежебока!», «Не будь лапшой…»

9. Догадки, интерпретации, домыслы:«Я знаю, всё из-за того, что…», «Я всё равно вижу, что…», «Я вижу тебя насквозь…»

10. Выспрашивание, расследование. «Нет, ты всё-таки скажи! Я всё равно узнаю…»,»А вот почему ты…?»

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. «Успокойся, не обращай внимание!», «Он того не стоит!», «Перемелется - мука будет!»

12. Отшучивание, уход от проблемы. Сарказм, ирония вызывают реакцию раздражения и обиды.

 

 

 

Что нам мешает слушать?

1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!!!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».

2. Предупреждения, предостережения, угрозы:

«Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».

4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила. Не послушалась – пеняй на себя».

6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!»

7. Похвала. В похвале есть всегда элемент оценки. Ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее.

8. Обзывания, насмешки. «Плакса-вакса!», «Лентяище!», «Лежебока!», «Не будь лапшой…»

9. Догадки, интерпретации, домыслы:«Я знаю, всё из-за того, что…», «Я всё равно вижу, что…», «Я вижу тебя насквозь…»

10. Выспрашивание, расследование. «Нет, ты всё-таки скажи! Я всё равно узнаю…»,»А вот почему ты…?»

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. «Успокойся, не обращай внимание!», «Он того не стоит!», «Перемелется - мука будет!»

12. Отшучивание, уход от проблемы. Сарказм, ирония вызывают реакцию раздражения и обиды.