Т „Ав Ткаче» жо
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ для развития ПАЛЬЦЕВОЙ моторики у дошкольников С НАРУШЕНИЯМИ речи Сборник |
|
пособие воспитателей, логопедов и родителей
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
![]() |
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Сборник
упражнений
Федеральная программа поддержки книгоиздания России
ББК 74.3 т 48
Ткаченко ТЛ,
Т 48 Физкультминутки
для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник
упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 — 32 с
1SBN 5-296-00259-8
ISBN 5-296-00245-8
(Серийный)
В сборник включены упражнения по
развитию пальцевой
моторики у дошкольников, стихотворных текстов к ним, а также иллюстраций
с изображением различных пальцевых фи-
гур. Пособие отражает один из наиболее эффективных
подходов к проблеме, суть которого в использовании для развивающих упражнений
части фронтальных воспитательных заНЯТИЙ, а именно динамических пауз, с тем,
чтобы они служили двум важным целям одновременно,
Наличие стихотворных текстов,
составленных и автором
пособия, позволяют превратить пальцевые упражнения в ув
лекательную, эмоциональную игру.
Пособие адресовано воспитателям,
логопедам и родителям дошкольников.
lSBN 5-296-00259-8 ББК74.З
lSBN 5-296-00245-8 (Серийный)
О Ткаченко т.д., 2001
О Оформление. «Издательство ГНОМ и
В настоящее
время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А, В.
Антакова-фомина и др.) доказано, что
развитие мелкой моторики пальцев рук
Положительно» ска
зывается на становлении детской речи. А
сотрудники Ин
ститута физиологии детей и подростков АПН
РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно вли
яет на
функционирование РекаеВЫХ зон КОРЫ головного мозга.
Тесную связь
пальцевой моторики с работой речевых зон под-
тверждает и тот
факт, что переучивание левшей в дошколь
ном возрасте нередко является одной из
причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н. С. Жукова,
Е. М.
Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот**)
имеется
описание приемов для развития и совершенствова
ния моторики пальцев рук
у детей с нарушениями речи, при
ведены разнообразные игры и упражнения,
Указанные авто
ры предлагают логопедам проводить их на
некоторых заня
паях без речевого сопровождения.
Однако,
учитывая важность проблемы, а также большую
загруженность логопедов,
мы в своем эксперименте попробовали возложить эту работу на воспитателей,
Сначала они занимались с детьми индивидуально, в свободное от занятий
время.
Но такая эпизодическая учебная деятельность не мог
ла дать заметного
положительного эффекта. Для достижения
желаемого результата возникла
необходимость сделать ра
боту по развитию пальцевой МОТОРИКИ
регулярной, выделив
для этого время в занятиях воспитателя.
Оптимальным,
по нашему мнению, оказалось использование в указанных целях физкультмиНуток.
Физкультминутка как
Об этом подробнее см.: Ткаченко Т. А.
Использование физминутоК для развития пальцевой моторики у дошкольников с
наруl-ueHVte№1 речи // Дошкольное воспитание. 1989. № З., С. 36-40.
См., например, Бот О. С- Игры и
упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого разви
тия // Обучение и воспитание детей с
нарушениями речи. М., 1982
з
элемент двигательной
активности предлагается детям для
переключения на другой вид деятельности,
повышения рабо
тоспособности, снятия нагрузки, связанной
с сидением, Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине
банятий воспитателя, такая гимнастика, на наш взгляд, послу
жит сразу
двум важным целям и не потребует дополнитель
ного времени.
Однако
традиционно на физкультминутках движения сопровождаются речьодетей. Для детей
логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает
рядом
преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой
и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Это
вызвало необходимость составить для
каждого из пальцевых
упражнений подходящий по смыслу
стихотворный текст. И как
показал наш опыт, сочетание пальцевых
упражнений с рече
вым сопровождением р стихотворной форме
позволяет дос- 4
тичь наибольшего обучающего эффекта.
В течение трех лет проводили обучающий эксперимент на
базе яслей-сада № 582 г. Москвы в двух
логопедических груп
пах и таком же количестве контрольных
групп. Были постав-
лены следующие задачи:
1. Сочетать
игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2, Сделать работу по совершенствованию
пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время,
З, Подтвердить целесообразность проведения
подобных
занятий воспитателями логопедических
групп.
4. Установить, влияет ли развитие
пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
5. Повысить у детей
интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Известно,
что длительность физкультпаузы на одном заня-
тии составляет
проводили наши физкульр минутки на каждом из трех занятий воспитателя. Таким
обра
зом, общая сумма времени для развития
пальцевой
ки составила для ребенка 6—9 минут в день. Физкультминутки проводились примерно в середине занятий. дети при этом стояли около своих стульчиков и вместе с воспитателем проговаривали стихотворный текст, сопровождая его определенными движениями пальцев рук,
Мы стремились составить текст так, чтобы в одной физкультпаузе содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. В начале эксперимента у 60ЛЬШИНства детей наблюдался ряд трудностей: Пальцы были малоподвижны, их движения неточны, темп даже самых легких упражнений замедлен.
Уже к концу 4-го месяца дети, с которыми проводились физкультминутки для развития тонких движений пальцев рук, овладели самыми сложными упражнениями, Но это оказалось не единственным их достижением по сравнению с детьми контрольных групп. В логопедических группах, где шел эксперимент, дети быстрее овладели правильным произношением звуков. Эти же дети при рбучении элементам письма продемонстрировали лучший нажим, вели более «уверенные» линии, ровнее держали строчку, сохраняли наклон букв; они заметно лучше своих сверстников из контрольных групп справлялись с программными требованиями по изобразительной деятельности,
В ходе наших физкультминуток
детям предлагалось как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и
объекты. дети изображали зайцев, собак, кошек, деревья и т. п. Такая необычная
игровая деятельность вызывала у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный
настрой. Это позволяло предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро
и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Мы с
удовольствием отмечали и то, что разученные сценки-упражнения дети уже по
собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх, Таким образом,
включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на
занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении
детей с нару
шением речи. По нашему предположению,
такой подход по
зволяет:
1. Регулярно опосредованно стимулировать
действие речевых зон коры головного мозга, что
положительно сказыва
ется на исправлении речи детей.
2. Совершенствовать внимание и память
психические
процессы, тесно связанные с речью.
З. Облегчить
будущим школьникам усвоение навыков письма.
Приведем
примеры некоторых физкультминуток, используемых нами для развития пальцевой
моторики у детей с на
рушениями речи*.
В начале
обучения проводятся физкультминутки, на которых дети выполняют упражнения с
легкими пальцевыми двиЖеНИЯМИ.• соединяют одноименные пальцы обеих рук или
поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнение сопровождается
чтением стихов,
1. «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(пальцы рук соединяются ритмично в
«замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
![]() |
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередное касание одноименных
пальцев, начиная с мизинцев).
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)-
2. «В гости»
В гости к пальчику большому
(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).
Приходили прямо к дому («дом»):
Указательный и средний,
(поочередно называемые пальцы соединяются с
большими на обеих руках
одновременно),
Безымянный и последний
![]() |
мизинцы).
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга),
Вместе пальчики друзья,
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки).
Друг без друга им нельзя.
Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук, сжатых в кулак. Это
З. «Домик»
Раз, два, три, четыре, пять
(разжимание пальцев,
сжатых в кулак по одному,
начиная с большого).
![]() |
![]() |
(ритмичное разжимание
всех пальцев одновреМ9НН0),
Раз, два, три, четыре, пять,
(сжимание по очереди широко
расставленных
пальцев в кулак, начиная с мизинца),
4. «прогулка»
(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно,
скачками
двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые
пальцы обеих
рук).
Пошли пальчики гулять,
(пальцы сжаты в кулаки,
большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по
столу).
А вторые — догонять,
(ритмичные движения по столу
указательных пальцев).
Третьи пальчики —, бегом,
(движение средних пальцев в быстром темпе).
А четвертые—пешком.
(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).
Пятый Пальчик поскакал
(ритмичное касание поверхности стола
мизинцами).
И в конце пути упал.
(стук кулаками по поверхности стола).
5. «Человечки»
Побежали вдоль реки
![]() |
|||
![]() |
|||
Дети наперегонки.
(Повторить несколько раз.)
Некоторые упражнения
имитируют знакомые детям бытовые действия :
Мы капусту рубим,
(резкие движения прямыми кистями рук
вниз и
вверх).
Мы морковку трем,
(пальцы рук сжаты в кулаки, движение
кулаков к
себе и от себя),
Мы капусту солим,
(движение пальцев, имитирующее
посыпание
солью из щепотки).
Мы капусту жмем.
8. «дом и ворота»
На поляне дом стоит ( «дом»).
Ну, а к дому путь закрыт.
(«ворота»).
Мы ворота открываем,
(ладони развора чиваются параллельно другдругу),
9. «В домике»
Стол стоит на толстой
ножке,
(«стол»).
Рядом стульчик у
окошка,
(«стул»)•
два бочонка под
столом.
(«бочонки» обеими руками).
![]() |
12. «КОЗЫ»
Идет коза рогатая,
(«коза»
правой рукой),
Идет коза бодатая.
К ней другая спешит,
(«коза» левой рукой).
Колокольчиком звенит.
(«колокольчик»).
1 З. «Птички»
Птички полетели,
(«птички»).
Крыльями махали.
(махи ладонями с широко расставленными
пальцами).
На деревья сели,
(«деревья»). Вместе
отдыхали .
(«птички»).
![]() |
Две улитки на дорожке,
16. «Мостик»
Над бурливою рекой
![]() |
(«МОСТ»).
Люди по нему пройдут
(«человечек» идет),
И лошадок поведут, («лошадь»).
17. «Лягушка»
![]() |
![]() |
![]() |
|||
(«лягушки» обеими руками). И у них озябли ножки.
18.
![]() |
![]() |
В пруд купаться не пойду —
Щука
плавает в пруду.
Физминутки для развития пальцевой моторики.
20. «Курица, петух и лебедь».
Петушок зерно клюет,
![]() |
(«корица» правой рукой).
Лебедь, стоя за малиной,
(«лебедь» левой рукой).
21. «Щука, коза и лягушка».
Щука может обитать в пруду,
![]() |
|||
![]() |
Лишь лягушке хорошо везде:
(«лягушка»),
На земле, в болоте и воде.
(несогласованные
движенья пальцами обеих рук).
23. «Пёс и ЛОИ.ЕДЬ»
Бежала лошадь по дороге,
(«лошадь»),
![]() |
![]() |
Залаял громко пёс пугливый,
(«собака», «открывающая пасть»).
А лошадь лишь тряхнула гривой!
(«лошадь», двигающая «головой»),
Татьяна
Александровна Ткаченко
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Сборник упражнений
![]() |
Издатель — А. Казаков
Оригинал-макет, обложка — А. Надворский
000 «Издательство ГНОМ и Д»
103045, г. Москва, Садовая-Спасская, дом 4, стр. 1 .
Тел./факс: (095) 207-13-96, 207-27-37, 282-71-30.
E-mail:
gnom_logoped@newmail.ru
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77,99.04.953.п.002204.08.01 от 23.08.2001 г.
Лицензия серия ИД № 00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 15.08.01.
Подписано в печать 20.10.01. Печать офсетная,
Объем — 2,0 п. л. Формат 60х90/16. Тираж -- 5 000 экз. Заказ № 4181.
Отпечатано в типографии ДПКђ Роспатента,
г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, стр. 1
32
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.