Для психолога

  • pdf
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8.pdf

Т „Ав Ткаче» жо

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

для развития ПАЛЬЦЕВОЙ моторики

у дошкольников

С НАРУШЕНИЯМИ речи

Сборник

 

упражнений

пособие воспитателей, логопедов и родителей

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ


ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Сборник упражнений

Федеральная программа поддержки книгоиздания России

ББК 74.3 т 48

Ткаченко ТЛ,

Т 48 Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей

М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 — 32 с

1SBN 5-296-00259-8

ISBN 5-296-00245-8 (Серийный)

В сборник включены упражнения по развитию пальцевой моторики у дошкольников, стихотворных текстов к ним, а также иллюстраций с изображением различных пальцевых фи- гур. Пособие отражает один из наиболее эффективных подходов к проблеме, суть которого в использовании для развивающих упражнений части фронтальных воспитательных заНЯТИЙ, а именно динамических пауз, с тем, чтобы они служили двум важным целям одновременно,

Наличие стихотворных текстов, составленных и автором пособия, позволяют превратить пальцевые упражнения в увлекательную, эмоциональную игру.

Пособие адресовано воспитателям, логопедам и родителям дошкольников.

lSBN 5-296-00259-8 ББК74.З lSBN 5-296-00245-8 (Серийный)

О Ткаченко т.д., 2001

О Оформление. «Издательство ГНОМ и

В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А, В. Антакова-фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук Положительно» сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование РекаеВЫХ зон КОРЫ головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон под-

тверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот**) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения, Указанные авторы предлагают логопедам проводить их на некоторых заняпаях без речевого сопровождения.

Однако, учитывая важность проблемы, а также большую загруженность логопедов, мы в своем эксперименте попробовали возложить эту работу на воспитателей, Сначала они занимались с детьми индивидуально, в свободное от занятий время. Но такая эпизодическая учебная деятельность не могла дать заметного положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию пальцевой МОТОРИКИ регулярной, выделив для этого время в занятиях воспитателя.

Оптимальным, по нашему мнению, оказалось использование в указанных целях физкультмиНуток. Физкультминутка как

Об этом подробнее см.: Ткаченко Т. А. Использование физминутоК для развития пальцевой моторики у дошкольников с наруl-ueHVte№1 речи // Дошкольное воспитание. 1989. № З., С. 36-40.

См., например, Бот О. С- Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982

з

элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением, Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине банятий воспитателя, такая гимнастика, на наш взгляд, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Однако традиционно на физкультминутках движения сопровождаются речьодетей. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает

рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Это вызвало необходимость составить для каждого из пальцевых упражнений подходящий по смыслу стихотворный текст. И как показал наш опыт, сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением р стихотворной форме позволяет дос- 4 тичь наибольшего обучающего эффекта.

В течение трех лет проводили обучающий эксперимент на

базе яслей-сада № 582 г. Москвы в двух логопедических группах и таком же количестве контрольных групп. Были постав- лены следующие задачи:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2, Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время,

З, Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических групп.

4. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

5. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Известно, что длительность физкультпаузы на одном заня- тии составляет проводили наши физкульр минутки на каждом из трех занятий воспитателя. Таким образом, общая сумма времени для развития пальцевой


ки составила для ребенка 6—9 минут в день. Физкультминутки проводились примерно в середине занятий. дети при этом стояли около своих стульчиков и вместе с воспитателем проговаривали стихотворный текст, сопровождая его определенными движениями пальцев рук,

Мы стремились составить текст так, чтобы в одной физкультпаузе содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. В начале эксперимента у 60ЛЬШИНства детей наблюдался ряд трудностей: Пальцы были малоподвижны, их движения неточны, темп даже самых легких упражнений замедлен.

Уже к концу 4-го месяца дети, с которыми проводились физкультминутки для развития тонких движений пальцев рук, овладели самыми сложными упражнениями, Но это оказалось не единственным их достижением по сравнению с детьми контрольных групп. В логопедических группах, где шел эксперимент, дети быстрее овладели правильным произношением звуков. Эти же дети при рбучении элементам письма продемонстрировали лучший нажим, вели более «уверенные» линии, ровнее держали строчку, сохраняли наклон букв; они заметно лучше своих сверстников из контрольных групп справлялись с программными требованиями по изобразительной деятельности,

В ходе наших физкультминуток детям предлагалось как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. дети изображали зайцев, собак, кошек, деревья и т. п. Такая необычная игровая деятельность вызывала у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяло предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. Мы с удовольствием отмечали и то, что разученные сценки-упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх, Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. По нашему предположению, такой подход позволяет:

1. Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

2. Совершенствовать внимание и память психические процессы, тесно связанные с речью.

З. Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

Приведем примеры некоторых физкультминуток, используемых нами для развития пальцевой моторики у детей с нарушениями речи*.

В начале обучения проводятся физкультминутки, на которых дети выполняют упражнения с легкими пальцевыми двиЖеНИЯМИ.• соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнение сопровождается чтением стихов,

1. «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.


(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)-

2. «В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний,

(поочередно называемые пальцы соединяются с  большими на обеих руках одновременно),

Безымянный и последний


Сам мизинчик-малышок

мизинцы).

Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга),

Вместе пальчики друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки). Друг без друга им нельзя.

Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук, сжатых в кулак. Это

З. «Домик»

 Раз, два, три, четыре, пять

(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).



Вышли пальчики гулять,

             (ритмичное разжимание всех пальцев одновреМ9НН0),     

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца),

4. «прогулка»

(При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).

Пошли пальчики гулять,

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

 А вторые — догонять,

(ритмичные движения по столу указательных пальцев).

Третьи пальчики —, бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе).

А четвертые—пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый Пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами). И в конце пути упал.

(стук кулаками по поверхности стола).

5. «Человечки»

Побежали вдоль реки


(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю).

Дети наперегонки.

(Повторить несколько раз.)

Некоторые упражнения имитируют знакомые детям бытовые действия :

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).

Мы морковку трем,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя),

Мы капусту солим,

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки). Мы капусту жмем.

8. «дом и ворота»

На поляне дом стоит ( «дом»).

Ну, а к дому путь закрыт.

(«ворота»).

Мы ворота открываем,

(ладони развора чиваются параллельно другдругу),

9. «В домике»

Стол стоит на толстой ножке, («стол»).

Рядом стульчик у окошка, («стул»)• два бочонка под столом.

 («бочонки» обеими руками).


Некоторые упражнения связаны с изображением растений:


12. «КОЗЫ»

Идет коза рогатая, («коза» правой рукой), Идет коза бодатая.

К ней другая спешит,

(«коза» левой рукой).

Колокольчиком звенит.

(«колокольчик»).

1 З. «Птички»

Птички полетели,

(«птички»).

Крыльями махали.

(махи ладонями с широко расставленными пальцами).

На деревья сели,

(«деревья»).     Вместе отдыхали .

(«птички»).


15. «Улитка»

Две улитки на дорожке,

16. «Мостик»

Над бурливою рекой


(пальцы разведены, ими производятся несогласованные движения). Мост построим мы такой:

(«МОСТ»).

Люди по нему пройдут

(«человечек» идет),

И лошадок поведут, («лошадь»).

17. «Лягушка»


Две лягушки на дорожке,

(«лягушки» обеими руками). И у них озябли ножки.

18.



«Щука»

В пруд купаться не пойду — Щука плавает в пруду.


Физминутки для развития пальцевой моторики.

 20. «Курица, петух и лебедь».

Петушок зерно клюет,


(«петух» левой рукой), Курица к нему идёт.

(«корица» правой рукой).

Лебедь, стоя за малиной,

(«лебедь» левой рукой).

21. «Щука, коза и лягушка».

Щука может обитать в пруду,


(«щука» левой рукой). А козу пасут на берегу («коза»).

Лишь лягушке хорошо везде:

              («лягушка»),

На земле, в болоте и воде.

(несогласованные движенья пальцами обеих рук).

23. «Пёс и ЛОИ.ЕДЬ»

Бежала лошадь по дороге, («лошадь»),



Ей пес дворовый прыгнул в ноги, («собака»).

Залаял громко пёс пугливый,

(«собака», «открывающая пасть»).

А лошадь лишь тряхнула гривой!

(«лошадь», двигающая «головой»),


Татьяна Александровна Ткаченко

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Сборник упражнений


 Пособие для воспитателей, логопедов и родителей

Издатель — А. Казаков

Оригинал-макет, обложка — А. Надворский

                                   000 «Издательство ГНОМ и Д»

                103045, г. Москва, Садовая-Спасская, дом 4, стр. 1 .

Тел./факс: (095) 207-13-96, 207-27-37, 282-71-30.

E-mail: gnom_logoped@newmail.ru

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77,99.04.953.п.002204.08.01 от 23.08.2001 г.

Лицензия серия ИД № 00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 15.08.01.

Подписано в печать 20.10.01. Печать офсетная,

Объем — 2,0 п. л. Формат 60х90/16. Тираж -- 5 000 экз. Заказ № 4181.

Отпечатано в типографии ДПКђ Роспатента,

г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, стр. 1

32