МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 августа 2000 года N 22-06-862
Об усилении контроля за соблюдением прав на получение
образования детей и подростков с отклонениями в развитии
Организованные прокуратурой России инспекционные проверки в ряде территорий
субъектов Российской Федерации выявили грубые нарушения законодательства в
части осуществления контроля органами управления образованием за соблюдением
конституционных прав детей с отклонениями в развитии на получение
соответствующего образования.
Управление инспекционно-аналитической работы Минобразования России совместно с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации
(Ставропольского края, Нижегородской, Ростовской областей) провело проверки
деятельности муниципальных органов управления образованием и специальных
(коррекционных) образовательных учреждений по исполнению законодательства в
части соблюдения конституционных прав детей с отклонениями в развитии на
получение соответствующего образования, выполнения законодательства Российской
Федерации, ведомственных нормативных правовых документов по социальной защите
обучающихся с отклонениями в развитии (в соответствии с представлением
Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.02.99 N 1-ГП-24-99 "О
практике использования Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при ее оказании" и во исполнение приказа
Министерства образования Российской федерации от 22.08.99 N 706 "О
проведении инспекционной проверки по соблюдению конституционного права детей в
отклонениями в развитии на получение соответствующего образования").
Проанализирована информация по результатам проверок по данному вопросу органами
управления образованием Ульяновской области, Республики Бурятия и г.Сургута
Ханты-Мансийского автономного округа.
Проверка показала, что нарушения, которые были выявлены Генпрокуратурой России,
имеют место и в настоящее время.
Так, руководители ряда образовательных учреждений игнорируют мнение
психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий о возможности
обучения детей в общеобразовательных учреждениях и вопреки интересам
несовершеннолетних оформляют их в коррекционные классы. В личных делах
обучающихся отсутствуют не только заявления родителей (законных
представителей), но и заключения психолого-педагогических и
медико-педагогических комиссий.
Имеют место случаи обучения детей с задержкой психического развития и
умственной отсталостью в общеобразовательных школах по общеобразовательным
программам. В связи с этим обучающиеся данной категории не получают
образование, адекватное их развитию, так как обучение не всегда проводится с
учетом рекомендуемых образовательных программ и психофизических особенностей
обучающихся.
Деятельность коррекционных учреждений регламентируется нормативной правовой
основой, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем отдельные образовательные учреждения на данный момент не имеют
лицензии из-за отсутствия средств на выполнение предписаний Пожнадзора,
особенно при установке пожарной сигнализации, невыполнения предписаний СЭС и
несоответствия уставов коррекционных учреждений статье 13 Закона Российской
Федерации "Об образовании" и Типовым положениям об
образовательных учреждениях.
Также отмечены недостатки в оформлении нормативно-правовой документации, личные дела детей-сирот и находящихся под опекой оформлены с нарушениями требований к ведению данной документации.
В некоторых личных делах детей-сирот и оставшихся без опеки и попечительства нет описи имущества или отсутствует информация об имуществе (примерная оценка имущества, характеристика предметов и степень их изношенности).
Имеются нарушения санитарных требований к хранению продуктов, суточных проб и маркировке кухонных принадлежностей, в оформлении меню-раскладок (не имелось подписей повара и кладовщика).
В пищеблоках образовательных учреждений отсутствуют инструкции по технике безопасности и эксплуатации.
Остаются актуальными вопросы профессиональной подготовки детей и подростков с отклонениями в развитии, их трудоустройства.
Недостаточна сеть коррекционных учреждений начального профессионального образования, слабо используется опыт создания адаптивных условий для обучения подростков с отклонениями в развитии в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Муниципальные органы управления образованием зачастую не располагают полной и объективной информацией о деятельности подведомственных коррекционных учреждений.
В связи с тем, что положение дел с момента проверок Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 1999 году (представление от 11.02.99 N 1-ГП-24-99) коренным образом не изменилось, Минобразование России предлагает государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
1. Разработать план мероприятий по предупреждению и устранению отмеченных нарушений и недостатков.
2. Провести в учреждениях дополнительного профессионального образования семинары для специалистов органов управления образованием и руководителей коррекционных учреждений по изучению и исполнению норм действующего законодательства Российской Федерации.
3. Обеспечить эффективный контроль за исполнением ст.50 Закона Российской Федерации
"Об образовании" в части:
разработки индивидуальных программ для интегрированного обучения детей с нарушениями
в развитии в общеобразовательных учреждениях;
предоставления рабочих мест на рынке труда для выпускников специальных
(коррекционных) образовательных учреждений в соответствии с существующим
законодательством;
соответствия учредительных документов, регламентирующих деятельность
коррекционных учреждений, законодательству Российской Федерации в области
образования;
комплектования коррекционных классов в общеобразовательных учреждениях и
коррекционных учреждений в соответствии с Типовым положением о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении;
использования имеющегося опыта создания адаптивных условий для обучения
подростков с отклонениями в развитии в учреждениях среднего и высшего
профессионального образования;
выполнения правил техники безопасности в коррекционных
учреждениях.
Первый
заместитель министра
А.Ф.Киселев
Текст документа сверен по:
Официальные документы в образовании,
N 20, 2000 год
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.