МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 мая 1999 г. N 109/23-16
О ВВЕДЕНИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
И КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ ИГР И ИГРУШЕК
В настоящее время
российский рынок заполнен играми и игрушками, в том числе импортными,
значительная часть которых характеризуется низким качеством и сомнительным
предназначением, отрицательно влияющим как на психическое здоровье детей, так и
на их развитие.
Появление в продаже таких игр и игрушек никем не контролируется.
В целях защиты детей от негативного влияния подобных игр и игрушек и в
соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 N
610-р и Федеральным законом от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации" вводится обязательная психолого -
педагогическая экспертиза детских игр и игрушек. Организация такой экспертизы
возложена на государственное учреждение Центр "Игрушка" Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации. Для ее введения
требуется объединение усилий различных министерств и ведомств, органов
управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб,
предприятий - изготовителей, торгующих организаций, образовательных учреждений,
родителей.
Учитывая, что разрабатываемая нормативно - техническая документация по
экспертизе предусматривает критерии оценки детских игр и игрушек, перечень -
классификатор, требования к региональным комиссиям по экспертизе, экспертам,
проводящим экспертизу, особая роль в данном процессе принадлежит органам
управления образованием субъектов Российской Федерации.
Для реализации действующего законодательства и распоряжения Правительства
Российской Федерации руководители и специалисты органов управления образованием
в регионах должны подготовить базу для проведения психолого - педагогической
экспертизы. Это предполагает решение следующих задач:
- создание региональных комиссий по экспертизе игрушек,
- оснащение материально - технической базы региональных комиссий,
- подбор и подготовка кадров для проведения психолого - педагогической
экспертизы детских игр и игрушек,
- участие в разработке критериев оценки детских игр и игрушек.
Разработка критериев оценки детских игр и игрушек предусматривает создание
такой системы оценки, которая позволит работникам региональных комиссий по
экспертизе игрушек:
- выделять в общей массе игр и игрушек, поступающих на рынок как из-за рубежа,
так и отечественного производства, игрушки, не предназначенные для
использования детьми. Это игрушки, провоцирующие ребенка на агрессивные
действия, проявление жестокости по отношению к персонажам игры; игровые сюжеты,
связанные с безнравственностью и насилием, вызывающие нездоровый интерес к
сексуальным проблемам;
- проводить соответствующий анализ игр и игрушек и давать методические
рекомендации педагогам и родителям по возрастной адресованности, а также по
способам и области их применения;
- оказывать методическую помощь и консультации предприятиям - изготовителям и
торгующим организациям.
В основу обозначенных критериев закладываются педагогически ценные качества
игрушек, поскольку психолого - педагогическая экспертиза не поддается
традиционной технической стандартизации.
К этим качествам относятся:
- полифункциональность, способствующая развитию творчества детей;
- возможность применения игрушки в совместной деятельности;
- дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития
детей, обогащения их знаниями;
- принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям
раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развить творческие
способности.
Учитывая вышеизложенное, Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации рекомендует органам управления образованием субъектов
Российской Федерации:
- довести до сведения работников управления и специалистов дошкольных
образовательных учреждений содержание данного письма, включив его для
обсуждения в тематику августовских совещаний;
- проанализировать ассортимент и возрастную направленность рынка игрушек в
регионе;
- организовать подбор и подготовку специалистов для проведения психолого -
педагогической экспертизы детских игр и игрушек в регионе.
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.