Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
doc
13.05.2020
Для психолога
3.doc

Психологические занятия для детей 4 лет

 

ТЕМА: “ГРУСТЬ”

Цели:

1.     Знакомство с эмоциональным состоянием “Грусть”.

2.     Развитие умения распознавать данное эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми.

3.     Тренировка мимических навыков.

Ход занятий

   1 этап – организационный (активизация внимания детей)

Игра Зеркало

          Дети повторяют за ведущим предложенные движения.

          Встреча гостя – к детям приходит Курочка Ряба

   2 этап – мотивационный (развитие слухового восприятия)

          Прослушивание сказки “Курочка Ряба” (магнитофонная запись или рассказ).

          Работа с последовательными картинками к сказке.

   3 этап – практический

       Задачи:

1.     Развитие операций сериация. Обучение установлению причинно – следственных связей.

2.     Развитие операции сравнение.

3.     Знакомство с мимическими проявлениями эмоции “Грусть”.

Развитие мимической выразительности.

4.     Развитие наглядно – образного мышления.

5.     Развитие мелкой мускулатуры руки.

6.     Развитие распределения внимания.

   Работа с пиктограммами “Радость” и “Грусть” (радостные и грустные бабушка и дедушка в сказке).

   Работа с зеркалом мимическая гимнастика, этюды на выражение эмоционального состояния “Грусть”.

   Зрительный синтез из трех, четырех частей. Детям предлагается помочь Курочке Рябе собрать разбитое яичко.

   Пальчиковая игра “Курочка Ряба и ее цыплятки”: дети рассказывают стихотворение и поочередно разгибают пальцы рук.

                         Раз – цыпленок у корытца, хочет он воды напиться,

                         Два – на камушке стоит и на курочку глядит,

                         Третий прыгнул на порог – виден желтый хохолок,

                         Четвертый отыскал зерно – очень вкусное оно,

                          Вот цыпленок номер пять – щиплет травку он опять. 

   4 этап – рефлексивный

       Задача:

           Развитие умения анализировать свои эмоциональные проявления.

Упражнение “Мне грустно, когда…” дети рассказывают Курочке Рябе о том, когда им бывает грустно.

          Прослушивание грустной музыки. Рисование пиктограммы “Грусть”.

 

ТЕМА: ВОСПРИЯТИЕ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ:

ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ

      

       Цели:

1.     Развитие восприятия.

2.     Обучение установлению причинно – следственных связей.

       Ход занятия

   1 этап – организационный (создание эмоционального настроя группы)

          На занятие пришел Незнайка (кукла, одевающаяся на руку). Он здоровается с каждым ребенком за руку.

   2 этап – мотивационный (создание “ситуации удивления”)

          Незнайка принес коробку с кубиками. Все кубики в коробке одного размера, но все – разных цветов.

          Незнайка предлагает ребятам поиграть. Для этого нужно вытянуть обе руки вперед ладонями вверх. Незнайка кладет каждому ребенку в правую руку по красному кубику (они легкие). Затем Незнайка в левую руку каждому ребенку кладет по желтому кубику (они тяжелые).

          Можно использовать кубики из картона или пластмассовые. Красные кубики – пустые, желтые – наполнены металлическими гайками. Разница в массе кубиков должна быть ощутимой.

   3 этап -  практический

Задачи:

1.     Развитие операции сравнение.

2.     Обучение умению устанавливать причинно – следственные связи. Дети сравнивают кубики (выделяют сходства и отличия). Затем

Незнайка предлагает детям поставить опыты. Ведущий приносит таз с        водой и еще одну коробку с различными предметами (обязательно должны присутствовать деревянные предметы разной величины и цвета, железные предметы разной величины и цвета; можно использовать стеклянные предметы, пластмассовые и камушки).

     Первые 5 предметов (из разных материалов) по одному бросают в воду и наблюдают за ними (тонут или плавают). Затем каждый ребенок берет по одному предмету и высказывает свое предположение, как этот предмет будет вести себя в воде (утонет или не утонет). Затем предположение проверяют.

     Ведущий может нарочно пугать детей. Например, говоря, что красный шарик утонул, может, и этот красный шарик утонет (шарики из разных материалов).

   4 этап -  рефлексивный

       Задача:

      Развитие операции обобщение.

      Незнайка спрашивает детей: “Какие же все – таки предметы тонут и почему? Все ли тяжелые предметы тонут? Тяжелое деревянное бревно утонет? А меленький легкий железный шарик?”

       Дети объясняют Незнайке, что они поняли из опытов. Делятся обобщения: все деревянные предметы не тонут, все камушки тонут и т. д.

 

ТЕМА: “МОИ ПОМОЩНИКИ РУЧКИ”

                    Цели:

1.     Развитие тактильных ощущений.

2.     Развитие самопознание: показать детям значимость рук в жизни человека.

3.     Формирование позитивной мотивации общения.

    Ход занятия

   1 этап – организационный

          Задачи:

1.     Эмоциональный настрой. Привлечение внимание детей.

2.     Формирование позитивной мотивации общения. Развитие умения слушать.

3.     Развитие саморегуляции.

Приветствие “Здравствуйте”.

Дети встают в круг. Психолог предлагает поздороваться сначала самим

     с собой: “Здравствуйте, ручки, здравствуйте, ножки, здравствуйте, ушки,                                 

     здравствуй, носик, здравствуй, ротик, здравствуйте,  глазки”; а затем друг  

      с другом: “Здравствуйте, детки, - здравствуй, Саша, Маша…”

Упражнение “Хорошие новости”

               Сидя в кругу, перекатывают мяч друг другу. Ребенок, к которому прикатился мячик, по желанию рассказывает о том, что хорошего произошло у него за те дни, когда не было занятий. Остальным детям при этом предлагается внимательно послушать говорящего, не перебивая его. По окончании рассказа дети могут задавать вопросы.

   2 этап - мотивационный  

       Задачи:

1.     Развитие рефлексии.

2.     Настройка.

3.     Развитие самоанализма.

Упражнение “Вспоминалки”

              Психолог предлагает детям вспомнить темы предыдущих занятий (мои глазки, мой носик, мой ротик, мои ушки). “С какими нашими помощниками мы уже познакомились на наших прошлых занятиях?”

               Вопрос: “Как вы думаете, с каким помощником мы будем знакомиться сегодня?”

               Дети высказывают свои предположения по этому поводу. Сюрпризный момент. В гости приходит Королева Перчатка и рассказывает о своих друзьях – ручках. В ходе рассказа детям задаются следующие вопросы:

-         А у вас есть ручки?

-         Чем и каким образом нам помогают ручки?

-         Нужны ли вам ручки?

-         Для чего?

-         Нужно ли ухаживать за ручками?

-         Каким образом?

                Королева Перчатка предлагает подружиться со своими ручками, поиграть с ними.

   3 этап – практический

       Задачи:

1.     Развитие тактильного восприятия.

2.     Развитие тактильной памяти.

3.     Развитие пространственного мышления.

4.     Двигательная разминка.

5.     Развитие мелкой мускулатуры руки.

6.     Развитие распределения внимания.

7.     Формирование навыков невербального общения.

8.     Развитие устойчивости внимания.

9.     Развитие мыслительной операции анализа.

Игра “Волшебные дощечки”

          Материал: дощечки 15*10 см; на них наклеены: искусственный мех,        фотобумага, спички, веревка в виде змейки, капли воска, бархатная бумага. Детям предлагается рассмотреть дощечки, чем они отличаются друг от друга, есть ли одинаковые. Дети закрывают глаза (завязывают, отворачиваются).

-         С помощью рук нужно определить, что за дощечка предлагается, описать ее.

-         Постараться найти “подружку” дощечки (парную).

-         Дощечки раскладываются в определенном порядке.

-         Дети должны запомнить расположение дощечек.

Затем дети закрывают глаза, а психолог в это время меняет какие – либо дощечки местами. Дети находят изменения с помощью рук с закрытыми глазами.

Игра “Ищем клад”

               Королева Перчатка предлагает детям схему групповой комнаты. На схеме “Х” обозначено местоположение клада. Дети анализируют схему совместно с психологом и приступают к поиску.

               Клад – “Волшебный мешочек”.

Игра “Волшебный мешочек”

               Королева Перчатка предлагает детям посмотреть, какие игрушки лежат в “волшебном мешочке”, а посмотреть предлагается с помощью помощников – ручек. Дети поочередно опускают руку в мешочек, нащупать какую – либо игрушку (психолог фиксирует ее своей рукой), ребенок дает максимальное описание игрушки и возможно, предположение, о том, что это может быть. Затем из мешочка достают все игрушки и каждый ребенок должен найти ту игрушку, которую уже держал в руке (психолог подтверждает верность предположения).

                Обращается внимание на то, что играть в эту игру детям помогали их помощники – ручки.

Игра “Пальчики”

               Взгляни на ручку поскорей!

               Сколько пальчиков на ней?

               Раз! – Это пальчик большой, толстенький, важный такой!

               Два! – Указательный пальчик, он непоседливый мальчик!

               Три! – Средний пальчик, на ладони он остальных длинней немножко!

              Четыре! – Безымянный, он с мизинцем вместе бьет поклон!

               Пять! – Самый маленький братишка – мизинчик, озорной плутишка!

               Возьмемся братцев посчитать. Их на руке, конечно, пять!

Игра “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем”

           Дети делятся на две группы. Одна группа остается дома, другая группа “идет гулять”. Во время “прогулки” вторая группа договаривается, какое движение они будут показывать первой группе.

            По возращении дети второй группы здороваются: “Здравствуйте, детки!” 

1 группа: “Здравствуйте! Где вы были? Что вы делали?”

2 группа: “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем” (показ определенных действий с помощью рук)

     Например:

   - плавание

   - игра в мяч 

   - стирка

   - причесывание

     Группы меняются местами.

Индивидуальное занятие “Найди пару Перчаточке”

               Королева Перчатка предлагает отдохнуть и сесть за стол, где предлагается детям познакомиться со своими подружками – Перчаточками.

               Дети анализируют, чем Перчаточки похожи друг на друга, чем отличаются.

                Перчаточки просят помочь сделать веревочки для каждой пары, чтобы не теряться на прогулке.

   4 этап -  рефлексивный

       Задача:

1.     Развитие самостоятельности мышления. Рефлексия занятия.

2.     Возвращение к вопросам, заданным на втором этапе занятия.

После этого психолог задает детям следующие вопросы:

1.     Что запомнилось на сегодняшнем занятии?

2.     Какая игра понравилась больше всего?

3.     Какие помощники помогали нам на этом занятии?

Прощание с Королевой Перчаткой и друг с другом.


Психологические занятия для детей 4 лет

Психологические занятия для детей 4 лет

Упражнение “Мне грустно, когда…” дети рассказывают

Упражнение “Мне грустно, когда…” дети рассказывают

Развитие операции обобщение.

Развитие операции обобщение.

Дети высказывают свои предположения по этому поводу

Дети высказывают свои предположения по этому поводу

Затем из мешочка достают все игрушки и каждый ребенок должен найти ту игрушку, которую уже держал в руке (психолог подтверждает верность предположения)

Затем из мешочка достают все игрушки и каждый ребенок должен найти ту игрушку, которую уже держал в руке (психолог подтверждает верность предположения)

Какие помощники помогали нам на этом занятии?

Какие помощники помогали нам на этом занятии?
Скачать файл