ЗАНЯТИЕ 4
Занятие 4.
Тема: «Семейные традиции и ценности».
Задачи:
1. Вводная часть: Что такое семья? Чем семья отличается от раздельного проживания людей?
Сегодня мы поговорим о семейных традициях: о том, что такое - семейные традиции, насколько они важны, есть ли они у вас?
Упражнение «Какая моя семья».
Подумайте, какое качество вы считаете присуще именно вашей семье. Постарайтесь охарактеризовать одним словом, какая ваша семья.
2. Основная часть:
Беседа, обмен опытом: Вспомните то время, когда вы были детьми, вспомните вашу семью. Что вам нравилось в вашей семье? Какие традиции поддерживали ваши родители?
Обсуждение: Перенесли ли вы эти традиции в свою семью? Почему? Что нового привнесли? От чего отказались?
Вывод: Традиции, устои сформированные в детстве мы бессознательно стремимся их поддерживать и переносим в свою семью. Традиции позволяют нам поддерживать связь со своими предками на духовном уровне, соблюдая традиции, мы передаем от поколения к поколению в семье то, что нас объединяет, что доставляет нам радость, удовольствие, чувство сопричастности, единства.
Упражнение «Духовная направленность традиций».
Т.к. традиции относятся к духовной сфере, то давайте поговорим о том, на что они направлены, чему способствуют.
На столе расположены карточки, на которых написаны понятия (забота, уважение, доверие, любовь, уют, юмор, вера, здоровье, надежность, взаимопонимание и др.). Каждый участник выбирает 1 понятие, которое, по его мнению, отражает направленность семейных традиций, и объясняет. Возможно добавление своего понятия.
Упражнение «Семейные ценности».
Участникам предлагается на листе бумаги форматом А4 обрисовать свою ладонь и на каждом пальчике написать духовные составляющие его семьи, семейные ценности, те качества или понятия, которые очень важны в его семье.
Обсуждение: Какие семейные ценности вы выделили? Почему? Посмотрите на те качества, которые вы написали. Присущи ли они вам, придерживаетесь ли вы этих ценностей?
Ценность – это то, что мы имеем сами, что есть у нас внутри, ориентируясь на что, мы совершаем поступки. И чтобы не происходило вокруг, наша ценность остается с нами.
Невозможно сказать, что моя ценность – чтобы сын меня уважал. Моя ценность – уважение к сыну и потребность в том, чтобы он меня уважал.
Вывод: Самое главное – это ответственность за свои сферы (в частности за духовную сферу). Если мы наполняем свою духовную сферу, то такое же заботливое отношение можем передать своим детям, научить их духовным ценностям. Лишь поступок подлинно создает ценность, без поступка нет ценности.
1. Упражнение «Семейные традиции»
Традиции, мероприятия, события в семье |
Частота повторений |
Оценка + / - |
||||
Мама |
Папа |
Сын |
Бабушка |
Дедушка |
||
Вечернее чаепитие |
Каждый вечер |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание. Приложение таблица «Семейные традиции». Предлагается заполнить таблицу, записать традиции, мероприятия, события в семье, опросить всех членов семьи и отметить их отношение к каждому событию.
Вывод: Только то, что было отмечено всеми членами семьи как позитивное, можно считать традицией. Именно это надо укреплять и сохранять. Об остальном нужно задуматься.
Упражнение «Влияние стиля воспитания на поведение ребенка».
Кто является инициатором семейных традиций? Кто следит за их соблюдением? (родители). Сейчас мы поговорим о том, как, каким способом мы формируем духовное начало в наших детях.
Авторитарный стиль воспитания (уверенная властная мама).
Взрослый контролирует, требует подчинения, опекает ребенка. Всем своим видом демонстрирует силу и власть над ним («Я взрослый, я лучше знаю что и как надо делать. Делай, как я сказал.). При непослушании, неподчинении следуют угрозы, наказание. Раньше авторитарную позицию в воспитании занимал отец, в современном обществе всё чаще встречаются авторитарные мамы.
Вот несколько утверждений; если большинство из ваших ответов будет «да» - вы живете в авторитарной семье, и над этим стоит задуматься:
Такая семья характеризуется жесткими границами, как непроходимая стена отделяет её от всего внешнего. Внутри семьи нет права на неповиновение, есть беспрекословное подчинение. Ребенок не знает ничего другого как выполнение правил главы семьи. При жестких внешних границах границы личности подвижные, размытые. И каждый может вторгаться в личное пространство другого. Всех все интересует, всем до всего есть дело. Он не может мыслить и принимать решения самостоятельно. Человек внутри такой семьи раним, уязвим, не защищен. Пока он в семье, семья защитит его, но отдельно взятой самостоятельной личностью он себя не чувствует, нет ощущения безопасности.
Каким может вырасти ребенок в авторитарной семье? («маминькиным сынком», готовым подчиняться, несамостоятельным, зависимым от мнения авторитетов, начинает бунтовать, скандалить, подросток может уйти в секту, неформальную организацию, впасть в зависимость).
Попустительский стиль воспитания.
Когда взрослый все разрешает ребенку. Ему все прощается, даже недопустимое поведение, исполняются все его капризы и прихоти («Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»).
Каким может вырасти ребенок в семье, где ему все разрешено? (эгоистичный, заботящийся только о себе, потребительское отношение к окружающим, неумение и нежелание понять другого, несамостоятельный)
Отстраненный стиль воспитания («Снежная королева»).
Родитель по каким-то своим соображениям стремится сохранять дистанцию между собой и ребенком. Разговор с ребенком обычно короткий, сухой, по любому поводу следуют нотации и назидания. Мнения ребенка не спрашивают.
Каким может вырасти ребенок в такой семье? (неэмоциональный, черствый, неумение понять другого, сопереживать, сочувствовать, ориентирован на материальные ценности, может уйти, бросить в беде, в трудной ситуации).
Тревожная мама.
Когда родителю все время кажется, что ребенку что-то угрожает, даже когда никакой угрозы нет. Такой родитель находится в вечном напряжении, с тревогой думает о будущем своего ребенка.
Каким может вырасти ребенок с таким тревожным родителем? (несамостоятельный, не умеет принять решение и не хочет, тоже становится тревожным, пессимистом, зацикливается на неуспехах, проблемах, заниженная самооценка, возможно стремление доказать что-то окружающим).
3. Заключительная часть:
Ведущий предлагает дать обратную связь по теме.
Домашнее задание:
Заполните таблицу «Семейные традиции», запишите традиции, мероприятия, события в семье, опросив всех членов семьи, отметьте их отношение к каждому событию.
Только то, что было отмечено всеми членами семьи как позитивное, можно считать традицией. Именно это надо укреплять и сохранять. Об остальном нужно задуматься.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.