енинг «Повышение толерантности в молодежной среде» Общие рекомендации по проведению тренинга
ТРЕНИНГ
«Повышение толерантности в молодежной среде»
Общие рекомендации по проведению тренинга:
- периодичность – 1-2 раза в неделю
- Число участников – не более 15 человек
- ведущий несет ответственность за подбор участников в группу
- ведущему следует помнить об основных принципах групповой работы: полнота
информации (о целях работы группы, задачах, требованиях предъявляемых к
участникам, о том, что может происходить), конфиденциальность, добровольность
участия, искренность, пунктуальность, доброжелательность (участники могут
говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки, в первую очередь
негативные, поведению и высказываниям друг друга).
Структура занятий:
- Разминка. (Упражнения, способствующие активизации участников,
созданию непринужденной атмосферы, повышению сплоченности и подготовке к
основному содержанию)
- Основное содержание. (Может включать следующие формы: лекции, игры,
мозговой штурм, групповые дискуссии, упражнения и задания, помогающие понять и
усвоить главную тему занятия)
- Рефлексия / «Заминка».
Для оценки эффективности тренингов возможно использовать опросник «Индекс
толерантности» (Солдатова, Шайгерова, Прокофьева, Кравцова, 2003). Оценка
осуществляется дважды: до участия в тренинге и после его завершения.
МОДУЛЬ 1
КТО Я? ТРЕНИНГ ИДЕНТИЧНОСТИ
ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ, ИЛИ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я
Цели:
|
Разминка
Упражнение «Имя – качество»
Необходимое время: 5 минут.
Вспомогательные материалы: небольшой мячик.
Процедура проведения. Один из участников, держа в руках
мячик, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно
начинается на ту же букву, что и его имя, например: Саша – смелый, Оля –
общительная и т.д. Затем мяч передается следующему участнику, и тот называет
свое имя и качество. Упражнение продолжается до тех пор, пока мяч, обойдя круг,
не побывает у каждого участника.
Упражнение «Превращения»
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий
предлагает участникам завершить следующие предложения: «Если бы я был книгой,
то я был бы… (словарем, томиком стихов…)», «Если бы я был едой, то я был бы…
(кашей, пирожком, картошкой)», «Если бы я был (другие варианты – животным,
песней или музыкой, явлением природы, видом транспорта и т.д.), то я был бы…».
Все отвечают по кругу. Рекомендуется сделать 3 круга.
Вопросы для обсуждения:
Основное содержание занятия
Упражнение «Кто Я?»
Задачи:
Необходимое время: 30 минут.
Вспомогательные материалы: ручки, листы бумаги по числу
участников.
Процедура проведения. Ведущий говорит участникам: «Мы
увидели сейчас, что каждый из нас является уникальной, интересной личностью,
наделенной совершенно особой совокупностью личностных черт. Но наша
неповторимость и наше мировоззрение определяются не только особенностями нашей
личности. Огромное влияние на нас оказывает то, к каким группам общества мы
принадлежим. Давайте поговорим об этом». Далее ведущий просит каждого подумать
и 10 раз письменно ответить на вопрос «Кто Я?». При этом важно, чтобы участники
отвечали именно на вопрос «Кто Я?» (например, человек, русский, мужчина,
православный), а не «Какой Я?» (умный, красивый, веселый).
Затем участникам предлагается объединиться в тройки таким образом, чтобы в их
списках совпал хотя бы один из 10 пунктов. В течение одной-двух минут тройки должны
выписать по пять качеств-признаков или важных атрибутов, характерных для этой
группы.
Затем тройки озвучивают результаты своей работы. Далее ведущий предлагает,
объединиться в новые тройки уже с другими участниками и на основании других
пунктов списка. Дальнейшая работа ведётся по той же схеме, что в первом выборе.
Аналогичным образом можно провести ещё один-два выбора.
Вопросы для обсуждения:
Упражнение «Эмблема»
Задачи:
Необходимое время: 35 минут.
Вспомогательные материалы: бумага и принадлежности для
рисования для каждого участника.
Процедура проведения. Ведущий обращается к участникам: «Мы
только что пришли к выводу, что каждый из нас является членом какой-то группы –
возрастной, профессиональной, мировоззренческой, этнической, религиозной,
расовой, национальной. Таких групп, к которым мы себя причисляем, с которыми
себя ассоциируем, может быть великое множество, например, человек может
одновременно ощущать свою принадлежность к группам россиян, женщин, водителей,
психологов, матерей, собаководов, любителей книг, любителей растений – это
далеко не полный список. И членство в каждой из этих групп автоматически
предполагает принятие тех ценностей, норм и атрибутов, которые есть у этой
группы. Давайте поговорим об этом. Подумайте о том, к каким группам
принадлежите вы? Среди этих групп выберите одну, которая является для вас
наиболее актуальной».
Затем ведущий говорит: «А теперь представьте себе, что эта группа поручила вам
создать ее эмблему – рисунок, который отражал бы ее основные ценности.
Подумайте, что бы вы изобразили на этом рисунке? Возьмите бумагу и карандаши и
создайте эмблему. На это отводится 7 минут».
Упражнение завершается краткой презентаций эмблем участников в кругу и
обсуждением результатов.
Вопросы для обсуждения:
Упражнение «Откуда Я родом»
Задачи:
Необходимое время: 30 минут.
Вспомогательные материалы: карта мира, маркеры.
Процедура проведения. Ведущий предлагает группе поговорить
об истоках идентичности. Он предлагает участникам посмотреть на карту и
вспомнить, откуда родом их родители, бабушки, дедушки. Затем каждый участник по
очереди подходит к карте, называет и маркером отмечает место, откуда он сам
родом, а также те регионы (города, области, республики или даже страны), где
родились отец, мать, бабушки, дедушки. Участники могут также отметить те места,
которые для них самих и членов их семей имеют значение, например, где прошла
большая часть их жизни или жизни их родителей. Каждый участник сопровождает
комментариями отмечаемые пункты – кто из его родных там родился, что его
связывает с этими местами.
Подводя итоги упражнения, ведущий отмечает, насколько широка география мест, с
которыми связаны участники группы, сколько представлено городов, республик, а,
возможно, и стран. Таким образом, составляется своеобразная географическая
карта группы.
Вопросы для обсуждения:
Упражнение «Истоки»
Задачи:
Необходимое время: 30 минут.
Приложения: бланк с перечнем вопросов (Приложение 1.1).
Процедура проведения. Ведущий просит участников ещё раз
вспомнить о своих предках – родителях и прародителях. Каждый участник получает
бланки (Приложение 1.1) и самостоятельно отвечает на следующие вопросы:
1) К каким этническим, культурным, расовым, религиозным группам вы себя
относите (какими словами вы описываете свою принадлежность: россиянин, москвич,
русский, православный и т.д.)?
2) К каким этническим, культурным, расовым, религиозным группам принадлежат
ваши родители?
3) К каким этническим, культурным, расовым, религиозным группам принадлежат
ваши прародители – бабушки, дедушки?
Далее ведущий приступает к обсуждению, логика которого строится по следующей
схеме:
Упражнение «Этноцентризм»
Задачи:
Необходимое время: 20 минут.
Вспомогательные материалы: две прозрачные пластиковые
коробки одинакового размера, по 10 пустых карточек на каждого участника.
Процедура проведения. Ведущий говорит участникам, что на
занятии мы уже много говорили про идентичность и выяснили, что наша
идентичность сложна, многомерна и комплексна. Обычно мы идентифицируем себя с
большим количеством групп, но сейчас мы обратимся к одному из аспектов
идентичности, возможно одному из самых значимых – этнической идентичности.
Каждый участник получает десять карточек и записывает на них те десять качеств,
которые наиболее характерны для его этнической группы – по одному качеству на
каждой карточке. Затем ведущий просит подумать, какие из этих качеств относятся
к позитивным, а какие – к негативным. В одну коробку участники складывают
листочки с позитивными качествами, в другую – с негативными. Когда эта работа
проделана, ведущий пересчитывает количество карточек в каждой коробке и
объявляет результат, который затем обсуждается с группой. Как правило, позитивных
качеств получается намного больше, чем негативных. Ведущий должен подчеркнуть
эту разницу и объяснить участникам, что такой результат – проявление
этноцентризма. Этот феномен, с одной стороны, помогает этнической группе
поддерживать свою культуру, а с другой, если он чрезмерно выражен, определяет
восприятие других культур сквозь призму собственной, которая позиционируется
как исключительная и наиболее достойная. Подобная позиция приводит к ощущению
национального превосходства и высокомерию.
Вопросы для обсуждения:
Рефлексия
МОДУЛЬ 2
Я, МЫ И ДРУГИЕ:
ТРЕНИНГ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ
Цели:
|
Разминка
Упражнение «Поздороваться локтями»
Задачи:
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения. Ведущий говорит участникам, что тема
сегодняшнего занятия – отношения с другими, незнакомыми, непохожими, с людьми,
которые по каким-то значимым признакам отличаются от нас. В качестве введения и
разминки к данной теме он предлагает участникам представить, что есть некий
остров, где живут четыре древних племени – мумба, юмба, мамба, джамба. Эти
племена отличаются между собой. Например, они по-разному ходят: мумба держат
руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; юмба все
время держат руки на талии; мамба кладут левую руку на левое колено, правую
руку на правое колено (локти отведены в стороны) и так передвигаются; джамба
ходят, держа скрещенные руки на груди, локти отведены в стороны. Затем ведущий
просит участников рассчитаться по кругу на мумбу, юмбу, мамбу, джамбу и
попробовать передвигаться в соответствии с тем, как это принято в их «племени».
После недолгого передвижения по комнате каждый из жителей острова объединяется
с себе подобными и племена расходятся по разным углам.
Ведущий говорит, что у всех жителей острова есть не только различия, но и
общее. Так, все жители острова приветствуют друг друга при помощи локтей –
локоть одного человека соприкасается с локтем другого. Сначала ведущий просит
поздороваться локтями с членами своего племени. Затем ведущий предлагает
участникам представить и продемонстрировать, как происходит общая встреча
племен: сначала мумба здоровается с юмба, затем мамба с джамба, мумба с мамба и
так далее. Затем представители разных племен перемешиваются и стараются в
течение одной минуты поприветствовать как можно больше жителей острова.
Вопросы для обсуждения:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.