ПРОГРАММА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА "РАДУГА"
Защитить детей от жизни невозможно.
Именно поэтому так важно подготовить их к ней.
Рудольф Дрейкурс
Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений работы педагога-психолога является работа с семьей. При взаимодействии с родителями психологом используются различные формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, диагностика детско-родительских отношений, анализ трудных семейных ситуаций, тематические родительские собрания.
Родительские собрания – это основная форма совместной работы с родителями.
Но как показывает практика, проведение лекционных форм родительских собраний не всегда эффективно и не дает результат «обратной связи».
Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии
с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации –
использование в работе с родителями такой формы работы, как СПТ -
социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг – это
активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в
групповом взаимодействии людей.
Так появилась идея создания детско-родительского клуба «РАДУГА». Название
«РАДУГА» символизирует собой весь спектр детско-родительских отношений,
стремление к их совершенствованию, пониманию друг друга.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей
первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности
взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном
процессе.
Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы
укрепить отношения между родителями и ребенком.
Цель занятий – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений
Задачи:
Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества
«родитель-ребенок»
Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-
ребенок».
Становление родительской компетентности.
Устранение дезадаптивных форм поведения у детей и родителей и обучение
адекватным способам реагирования в конфликтных ситуациях.
Участники: пары «родитель-ребенок» (5-6 пар). В группу должны входить дети
одного возраста, желательно из одного класса. Программа рассчитана на учащихся
1-4 классов и их родителей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Цикл включает 10 занятий, продолжительность
занятия - 1-1,5 часа.
Ожидаемые результаты: развитие позитивного взаимодействия родителей с детьми,
снижение числа детско-родительских конфликтов.
Работа детско-родительского клуба проводится в 2 этапа.
1 этап – диагностический
На данном этапе проводится диагностика учащихся с использованием проективных
методик: тест «Кинетический рисунок семьи» (по Р.Бернсу) и тест Р.Жиля.
Эффективность работы с родителями страдает, прежде всего, от того, что чаще
всего мы не знаем проблем конкретной семьи, ее психологического состояния,
особенностей родительского отношения к детям, типов нарушений семейного
воспитания. Существует много способов и приемов диагностики семьи и семейного
воспитания.
В данном случае целесообразно провести диагностику родителей с
использованием следующих методик: самодиагностика типового семейного состояния;
тест-опросник родительского отношения к детям (Приложение 1)
2 этап – практический
На данном этапе проводятся тренинговые занятия с родителями и детьми.
Результативность работы по данной программе можно оценить при помощи итоговой
диагностики учащихся и родителей.
Формы и методы, используемые в программе: ролевые игры, анализ ситуаций,
психологические игры, психотехнические упражнения и приемы, рефлексия,
арттерапия.
Тематическое планирование занятий
ЗАНЯТИЕ 1. «Знакомство»
Цель. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой
работы.
ЗАНЯТИЕ 2. «Портрет нашей семьи»
Цель. Актуализация опыта семейного взаимодействия.
ЗАНЯТИЕ 3. «Трудные» дети и «трудные» взрослые»
Цель. Анализ наиболее часто встречающихся затруднений во взаимоотношениях,
создание условий для поиска причин трудностей во взаимоотношениях родителей и
детей.
ЗАНЯТИЕ 4. «Все мы чем-то похожи»
Цель. Развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг
друга, осознание своих индивидуальных качеств.
ЗАНЯТИЕ 5. «Я тебе доверяю…»
Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения
сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.
ЗАНЯТИЕ 6. «Я тебя понимаю…»
Цель. Отработка навыков конструктивного общения, коммуникативных навыков.
ЗАНЯТИЕ 7. «Наши эмоции и чувства»
Цель. Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.
Тренировка умения конструктивно выражать свое эмоциональное состояние.
ЗАНЯТИЕ 8. «Как справиться с плохим настроением»
Цель. Развитие умения самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному
самовыражению.
ЗАНЯТИЕ 9. «Я тебя слушаю…»
Цель. Развитие партнерства и сотрудничества между родителем и ребенком, умения
отстаивать свои права, высказывать свое мнение, приобретение навыков
равноправного общения.
ЗАНЯТИЕ 10. «Мы вместе!»
Цель. Подведение итогов занятий, самоанализ.
Тематическое планирование
№ этапа № темы Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1. Диагностический этап 1 1
2. 1 Знакомство 1- 1,5 1- 1,5
2 Портрет нашей семьи 1- 1,5 1- 1,5
3 «Трудные» дети и «трудные» взрослые 1- 1,5 1- 1,5
4 Все мы чем-то похожи 1- 1,5 1- 1,5
5 Я тебе доверяю… 1- 1,5 1- 1,5
6 Я тебя понимаю… 1- 1,5 1- 1,5
7 Наши эмоции и чувства 1- 1,5 1- 1,5
8 Как справиться с плохим настроением 1- 1,5 1- 1,5
9 Я тебя слушаю… 1- 1,5 1- 1,5
10 Мы вместе! 1- 1,5 1- 1,5
3. Итоговая диагностика 1 1
Структура занятий
1. Ритуал приветствия
Момент, позволяющий сплачивать участников, создает атмосферу группового доверия
и принятия
2. Разминка
Средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их
активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую
деятельность
3. Основное содержание
Состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических
упражнений и приемов, направленных на решение задач программы
4. Рефлексия
Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:
Эмоционально-смысловом (понравилось - не понравилось; что показалось самым
важным, полезным; было хорошо - было плохо, почему)
Эмоционально-оценочным (оценка своего эмоционального состояния здесь и
сейчас)
5. Ритуал прощания
Способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе
Занятие 1. «Знакомство»
1. Упражнение «Давайте познакомимся»
2. Упражнение «Волшебный стул».
Цель: Создание позитивного настроения, умения замечать положительные качества в
людях и говорить им об этом, развитие эмпатии.
Предварительная беседа с помощью вопроса: «Что такое комплимент?»
Участники образуют круг, берутся за руки. В середине круга ставится стул.
Каждый участник говорит комплимент сидящему на стуле.
3. Упражнение «Моя и мамина (папина) рука».
Цель: Контактирование родителей и детей между собой на телесном уровне;
отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре
взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.
В детско-родительских парах участникам предлагается встать (сесть) напротив
друг друга и выполняют инструкцию ведущего:
«Поздороваться» друг с другом указательными пальцами;
Погладить своим мизинцем мизинец партнера;
Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальцев; и стараться его
удержать. Задача второго- вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
«Попрощаться» с партнерами безъимянным пальцем.
На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего
задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой
(правой).
4. Упражнение «Карандашики».
Цель: Развитие тонкой моторики, навыков продуктивной коммуникации между детьми
и родителями; сплочение группы.
Первоначально упражнение выполнятся в парах: родитель – ребенок. Предлагается без
слов выбрать карандаш понравившегося цвета. Если предпочтения отличаются, молча
договориться между собой, а затем вдвоем взять лежащий карандаш, поддерживая
его лишь с двух концов. При этом каждый участник может пользоваться только
одним пальцем. Затем их просят подвигаться, стараясь не уронить карандаш. После
этого задание усложняются: удерживая первый «мостик» пальцами свободной руки
участники берут второй карандаш. Тоже самое они могут проделать в тройках,
четверках…, всей группой. Упражнение выполняется без слов. По окончании
обсуждается чувства, способы взаимодействия, возникшие трудности.
5. Упражнение «Рисуем вместе».
Цель: Выработка (закрепление) навыков совместного конструктивного
контактирования, осознание родителями возможных, в том числе и собственных,
трудностей взаимодействия с детьми на демократическом уровне.
Упражнение выполняется, молча, но проявление эмоций (смех и прочее) не
запрещено. Участники в детско – родительских парах должны выполнять совместный
рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета может производиться только не
вербально. По окончании рисования – обсуждение в кругу.
6. Упражнение «Баржа».
Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов.
Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу
мяч.
Дети и родители называют все, что может объединить людей, например, семья,
дружба, беда и т.д.
7. Упражнение «Белые медведи».
Цель: Положительное опрошенное эмоциональное взаимодействие родителей и детей
на телесном уровне.
Работа в детско – родительских парах. Под колыбельную музыку родители
укладывают (укачивают) детей «спать». Затем ребенок укладывает «спать»
родителя.
РЕФЛЕКСИЯ «СВЕЧА»
Ритуал прощания
Лукоянова Н. Г., педагог-психолог
Список литературы
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996
Былеева Л.В. Подвижные игры. М.,1984
Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие.
М., 2002
Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты»М., 2006
Герасимова Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя.
Семейная психология и семейная терапия, №1, 1999
Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» М.:АСТ,2007
Григори Н. Связующая нить «Школьный психолог» № 1,2001
Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями. СПб.,1997
Марковская И.М.Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми.
Журнал практического психолога, №2,1998
Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» М.:ТЦ «Сфера»,
2001
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками (под
ред.М.Р.Битяновой. СПб., 2002)
Психологический тренинг в группе (игры и упражнения) учебное пособие (под
ред.Т.Л.Бука,М.Л.Митрофановой) М.,2008
Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: Сфера,1998
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.
М., 1998.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.