Для психолога

  • pdf
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9.pdf

 

Государственное казенное учреждение здравоохранения 

«Волгоградский областной центр медицинской профилактики»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический  материал

 

Буллинг - причины, формы, профилактика

 

(Для педагогов, воспитателей)

 

 

 

 

 

Разработан:

врачом – методистом Ларченко Н.А.

__________________

 

Рекомендовано к использованию  методическим советом

(протокол №__от_____)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2015

 

      Продолжением разговора о жестокости  является  тема   буллинга - агрессивного преследования одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны остальных членов коллектива или его части,  влияние этого явления на судьбы людей и меры его  профилактики.

    Проблеме  буллинга  в  последние 30 лет стали уделять большое внимание во всем мире.   Впервые это явление было описано скандинавским ученым Девидом Олвеусом в 70-е годы прошлого столетия. К сожалению, несмотря на распространенность данного явления в современном обществе, буллинг в нашей стране  в должной  мере не исследуется,  не обсуждается   и его проблема не освещается в полном  объеме в СМИ.

    В методической   работе подробно описаны  признаки буллинга, способы его распознавания, а также меры профилактики этого явления.   В  конце материала  размещен ряд приложений, в которых даются рекомендации по профилактике буллинга и формированию ненасильственной среды образовательного учреждения. Теоретический материал по буллингу может быть использован преподавателями для проведения классных часов, родительских собраний, индивидуальных бесед с учащимися и родителями.

 

Что такое буллинг?    Буллинг – (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает,  или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или  группе  лиц).  От случайной драки  буллинг отличается систематичностью и регулярностью  повторов.

Кто  участвует  в  буллинге?

     В  буллинге участвуют  не  только дети,  но и педагоги. Тоесть как жертвами  буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами  могут выступать и взрослые  и дети. Во  многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а  так же развитию травли  способствует микроклимат  того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. 

Причины  возникновения буллинга в детских коллективах

    Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во  многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат  того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.  

Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:

*   унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.  негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.

 устрашающих и угрожающих жестов или выражений.  привилегированного отношения к заискивающим учащимся.

 оскорбления учеников  унизительными, а иногда даже нецензурными словами.

Способствовать буллингу могут также:

 Наличие в классе признанного «лидера»; 

 Возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних  поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);

*   Нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за  противостояние властолюбивому поведению учеников. 

*   Отсутствие  контроля  со стороны преподавателей  за  поведением   учащихся  на переменах. 

    Кроме  поведения взрослых, способствующего процветанию буллинга в школьной среде, выделяют ряд факторов, которые могут спровоцировать развитие буллинга среди детей:

  Низкий уровень воспитания ребенка; 

  Неадекватная  заниженная самооценка;

  Высокая  импульсивность; 

  Злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми.

  Сниженное чувство самосохранения у ребенка; 

  Внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей;    

  Желание сохранить статус в группе и соответствовать группе; 

  Желание доминировать над другими;

  Предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и  наблюдения  аналогичных    проявлений в ближайшем    окружении;

  Прогулы  и слабая успеваемость в школе;

  Смена воспитателей (отчим, мачеха), появление второго ребёнка в семье;

  Семейное и сексуальное насилие;

  Внутрисемейные конфликты; 

  Низкий социально-экономический статус семьи.  

  Завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка;  

  Гиперопека или равнодушие со стороны родителей;  

  Ранние  сексуальные контакты; Приводы в милицию и ранняя судимость.

 

Наступление фазы полового созревания ребенка приводит не только к возникновению проблем физиологического и психологического характера, но и   развитию критического мышления, позволяющего ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан,  или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.

    Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою  неполноценность. Буллинг не имеет ничего общего с руководством  коллективом, если он применяется взрослыми,  так как  хороший администратор (учитель)  управляет и руководит коллективом, плохой - травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.      Мотивами буллинга являются:

 Зависть; 

 Месть   (когда жертвы переходят в разряд буллеров:  наказать за боль и причиненные страдания);

 Чувство неприязни;

 Борьба за власть;

 Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;

 Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;

 Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;

 Стремление удивить, поразить;

 Стремление разрядиться, «приколоться»;  Желание унизить, запугать непонравившегося человека.

 

В  каких  школах буллинг менее  распространен?

*  Это школы, в которых взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств.

*  В школах,  в   которых есть четкие правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать на других, нельзя оскорблять других. И эти правила не только на бумаге - им следуют и учителя, и ученики. То есть, учителя не только сами не проявляют насилие по отношению к детям (ни физическое, ни вербальное, ни психологическое), но и сразу же, замечая агрессивные проявления у детей, пресекают их.

*  В  школах, где  любые конфликты внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, персонал школы не разделяет учащихся на «хороших» и «плохих».

*  В  школах, где  толерантная позиция принятия всех детей выражается в том, что взрослые быстро замечают проявления агрессии детей по отношению друг к другу и создают условия для того, чтобы дети могли общаться конструктивно.

*  В подобных школах могут учиться дети с какими-то выраженными особенностями поведения и развития, но отношение к ним будет принимающим, заботливым, будет взращиваться терпимость по отношению к различиям между людьми.

 

 

Психологические особенности участников буллинга     Как  правило, в  буллинге  принимают участие несколько действующих лиц: 

1. Булли (буллеры, обидчики, агрессоры, организаторы травли).  К ним можно отнести и преследователей, которые действуют по указке более сильных агрессоров в классе.  У преследователей часто отмечаются низкая успеваемость, прогулы, драки, воровство, употребление алкоголя и табака (Byrne, 1994; Garofalo, Wolf, Kessel, et al., 1998; Haynie, Nansel, Eitel, et al., 2001; Olweus, 1993). Их не останавливают правила, и они легко используют насилие для достижения цели.    Часто буллерами становятся:

 Дети, воспитывающиеся родителями-одиночкам;

 Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;  

 Дети из властных и авторитарных семей;

 Дети из конфликтных семей;  

 Дети с низкой устойчивостью к стрессу;   Дети с низкой успеваемостью

Буллеры – это:

 Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;  Агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву;

 Дети, стремящиеся быть в центре внимания;

 Дети высокомерные,  делящие всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания);

 Максималисты, не желающие идти на компромиссы;   

 Дети  со слабым самоконтролем,  которые не научились брать на себя ответственность за свое поведение;

*   Дети, не обученные другим, лучшим  способам поведения, т.е. не воспитанные.

Для буллеров характерны:  Импульсивность;

 Раздражительность;

 Эмоциональная  неустойчивость; 

 Завышенная самооценка;

 Враждебность  (агрессивность);

 Отсутствие  коммуникативных навыков при внешнем соблюдением общепринятых норм  и правил;

*   Склонность ко  лжи  или жульничеству. 

    Довольно часто к буллингу присоединяется группа преследователей, с которыми буллер осуществляет свою агрессию. Кто  чаще всего становится преследователями, помощниками буллеров:

*   Несамостоятельные, легко поддающиеся влиянию окружающих, безынициативные  дети;

*   Дети, которые всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежные и законопослушные);

*   Дети, не склонные признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других);

*   Часто подверженные жесткому контролю со стороны старших  дети (их родители очень требовательны и склонны применять физические наказания).

*   Эгоцентричные, не умеющие  ставить себя на место другого  (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»);

*   Не уверенные в себе, очень дорожащие «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса;  

*   Трусливые и озлобленные дети.

2.Жертвы  буллинга.  Типичных  жертв  школьного террора нет. Любой ребёнок может быть  изгоем. Риск оказаться жертвой травли увеличивается для тех детей, которые не уверены в себе, тревожны, и тех, у кого нет друзей в коллективе. Жертвы испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида (Kowalski, Limber, Agatstone, 2011; Van der Wal, de Wit, Hirasing, 2003). Они склонны видеть мир полным опасностей, а себя - неспособными повлиять на происходящее.

Участник буллинга

Кто им становится

Эмоциональный фон

Жертва

  С необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие, рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, заячья губа,  кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д и т.п.).

  Страдающие энурезом или энкопорезом (недержанием мочи и кала).

  Тихие  и слабые, не умеющие за себя постоять.

  Неопрятно одетые   или супер одетые дети

  Одарённые дети - вундеркинды, которые не имеют друзей. 

  Дети, кичащиеся достижениями своих родителей.

  Не имеющие электронных новинок дети или же имеющие самые дорогие из них, не доступные другим детям.

Жертвы  буллинга – это  § Тревожные дети § Не уверенные в себе. 

§  Имеющие низкие показатели самоуважения. 

§  Напряженные.

§  Пугливые. 

§  Чувствительные к мнению окружающих.

§  Замкнутые и застенчивые дети (интроверты и флегматики).

§  Не любящие  себя дети. 

§  Мало  общительные дети.

§  Дети с импульсивным поведением. 

§  Склонные  к унынию.

§  Склонные к частым переживаниям.

 

  Часто пропускающие  занятия дети. 

  Ябеды  и стукачи.

  Неуспешные  в учебе дети.

  Слишком  опекаемые  родителями дети.

  Не умеющие  общаться дети,   имеющие плохие социальные навыки, с отсутствием опыта жизни в коллективе.

  Болезненные дети (эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, с нарушениями речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.).

  Физически слабые дети.

  Дети с физическими недостатками – носящие очки, имеющие сниженный слух или нарушения движений (например, при ДЦП).

  Дети с особенностями поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные  или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастные и имеющие  низкое самоуважение

  Дети с необычной  манерой речи.

  Интроверты с затруднённой коммуникацией.

  Дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей.

  Дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране.

  Новички, пришедшие в класс, где есть сложившиеся связи между детьми и роли распределены. 

  Любимчики учителей.

Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников. 

Если это девочки, их отличает внешний вид - одежда, прическа, излишняя полнота или худоба и пр.

§  С  повышенным эмоциональным дискомфортом. 

§  Склонные  к  депрессивным состояниям. 

§  Дети со сниженной  самооценкой  с низким  самоуважением.

§  Со склонностью  к самоубийствам.

§  Часто             становятся          жертвами убийств.

§  В межличностных отношениях для них характерны одиночество, зависимость от мнения других

Поведение жертвы буллинга             Его школьные принадлежно-

сти (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны

         На уроках  он ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;

         Во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых.

         Его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища  на агрессивные действия со стороны

 На других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;

         Хорошо ладит с учителями 

           Плохо ладит  со сверстниками

            Опаздывает к началу занятий 

         Или поздно покидает школу

Во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним

 

 3. Свидетели буллинга – их называют  «союзниками» или «зрителями». Ими могут быть как дети, так и взрослые – технический персонал или учителя,   которые не вмешиваются, когда буллинг  происходит у них на глазах.  Хотя очевидцы и не реагируют, но они тоже находятся под  впечатлением от увиденного:  часто испытывают страх, находясь в школе,   чувствуют себя беспомощными, потому что не могут  остановить буллинг,  могут также испытывать  чувство вины из-за своего бездействия или из-за того, что они присоединились к буллерам.  Буллинг заразителен, его можно сравнить с социально-заразной болезнью.  Зрители  вынуждены  выбирать между силой и слабостью (жертвы часто выглядят смешно и жалко),  и  им  не очень хочется ассоциироваться со слабыми.  Зрители  часто не чувствуют  личную ответственность, так как  буллинг провоцирует  просто делать, как все.

 

Поведение свидетелей буллинга: Дети:

1.       У них отмечается страх совершения подобного с тобой, злорадство по этому поводу («Слава богу, не я»), беспомощность, что не можешь оказать помощь ближнему, т.е. они боятся последствий. 

2.       Они переживают потребности к бегству от ситуации буллинга, чтобы не быть в неё втянутыми, чтобы она не разрушила их душевный комфорт. 

3.       Они переживают желание присоединиться к травле. 

Взрослые:

Речь идет о естественных реакциях взрослых лиц на факты буллинга. Они испытывают:

1.       Возмущение, негодование, желание немедленно вмешаться. 

2.       Страх, отчаяние, бессилие, что может быть ещё хуже, и они не знают, как это прекратить. 

3.       Защитное игнорирование фактов. «Я это не вижу», «Меня это не касается», «Пусть разбираются сами и отвечают за них те, кому это положено». 

4.       Присоединение к агрессору.  Переживание чувств  «праведного возмездия»  и «торжества справедливости». «Наконец,  ему  (ей)  воздалось по заслугам». Как правило, к подобным реакциям, могут быть склонны педагоги, травмированные длительным проблемным поведением   своих учеников.

 

 

Характеристика зрителей (свидетелей) буллинга

Основные виды буллинга      Оскорбление  чести и достоинства человека бывают самые разные – это и физическое, и эмоциональное, сексуальное и другие виды насилия, которые рассмотрены в таблице (ниже). В  последнее время в подростковой среде стал широко использоваться так называемый кибербуллинг  - нападения с целью нанесения психологического вреда, которое осуществляются через средства  электронных технологий  -  электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, чаты, социальные сети, web-сайты, а также посредством мобильной связи. 

 

Вид   буллинга

Что  включает

Физическое насилие

Избиение, нанесение ударов, шлепки, подзатыльники, пинки.

 

Эмоциональное насилие

 

Угрозы,  насмешки, присвоение обидных  кличек,  бесконечные  замечания, критика, необъективные оценки со стороны учителей,  высмеивание,  оскорбление, унижение ученика  в присутствие других детей, принуждение  делать что-то, чего ребенок делать не хочет. 

   Распространение слухов и сплетен, социальное исключение и изоляция (когда с ребенком никто не общается, не приглашает в игру, не выбирает в команду); избегание;  манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней – мы с тобой не друзья»). 

   Дискриминация по национальным и социальным признакам.  Подчеркивание физических недостатков.  Нецензурная брань.  Умышленное доведение человека до стресса, срыва.

  Распространение записок, нашептывание оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, унизительные надписи на доске или в общественных местах. 

 

Сексуальное насилие  

Сексуальное насилие, или совращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым (учителем),  или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей,  или  для получения выгоды. К сексуальному совращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает (во время раздевания, отправления естественных нужд и т. д.).

 

Экономическое насилие

 

 

 

 

Порча и отнятие личных  вещей. Вымогательство. Отбирание  денег. Повреждение имущества..

Жертву могут принуждать к воровству имущества – такая тактика используется для возложения вины исключительно на жертву.

Кибербуллинг 

 

 

 

 

 

 

Использование мобильных  телефонов

1.Систематически осуществляются анонимные звонки и отправляются  оскорбляющего или угрожающего рода сообщения

2. Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование чата

 

 

 

 

1.                  Отправление  анонимных  угроз  или оскорблений.

2.                  Создание групп, в которых намеренно игнорируются определенные люди. 

3.                  Выстраивание фальшивых дружеских или родственных отношений (чтобы узнать личную, интимную информацию). 

Использование E-Mail

1.                  Рассылка злых и негативных сообщений.

2.                  Рассылка непристойных материалов (видео, картинок или компьютерных вирусов).

3.                  Взлом другого аккаунта  для использования личного EMail,  для рассылки различной информации,  или для его удаления.

Использование социальных  сетей

1.                  Написание обидных комментариев к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах.

2.                  Распространение  непристойного видео и фото.

3.                  Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека (например, рассылка сообщений с этого аккаунта, дополнение лживой информации).

4.                  Намеренное создание группы, для выражения ненависти и травли определенного человека.

5.                  Создание фальшивого профиля для третирования другого человека.

Использование  Видео-порталов

1. Публикация  в Интернет непристойного, компрометирующего, позорящего  другого человека видео.

 

 

 

 

Признаки, по которым можно заподозрить в ребенке жертву буллинга 

 

    Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Молчат  и  свидетели.  Распознать буллинг  можно по поведению, определенным признакам  и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

   На проявления буллинга  все дети реагируют по-разному. При наблюдении за детьми, страдающими от буллинга,    могут обнаружиться их следующие особенности:

Поведенческие особенности жертвы буллинга:  дистанцированность от взрослых и детей;  негативизм при обсуждении темы буллинга;  агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности жертвы буллинга:

 напряженность и страх при появлении ровесников;  обидчивость и раздражительность;  грусть, печаль и неустойчивое настроение.

 

Признаки физического насилия над ребенком:

 ребенок вялый, подавленный, испуганный; 

 у ребенка регулярно появляются  синяки, ссадины, повреждения, травмы;   ребенок  вздрагивает от приближения агрессора, или от резких движений;   ребенок   агрессивен к людям, животным, часто дерется;   ребенок  боится ходить в школу, детское учреждение, кружок. 

 

Признаки  буллинга, которые должны насторожить учителя:

 

 Ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в школу; 

 Несчастный внешний вид;

 Отсутствие друзей;

 Никто не хочет с ним сидеть за партой; 

 Ребенок является  постоянным  объектом  шуток и юмора; 

 У  ребенка  снижается успеваемость;

 Ребенок  часто приходит с подранными вещам;

 Ребенка не зовут на дни рождения и к нему никто не подходит;

 Ребенок говорит, что ему не у кого спросить домашнее задание, когда приходит на  занятия с невыученными урокам;

 На соревнованиях дети говорят «только не с ним!»; 

 Ребенок  часто проводит время на переменах в одиночестве. 

  

Последствия буллинга 

   Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую  психологическую травму.  Не имеет значения,  какой буллинг  имел место  -  физический  или психологический. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку  необходимо оказывать помощь. 

    Буллинг оказывает влияние не только  на жертву, но и на агрессора и на зрителей. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида.

Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют  более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте.

У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины,  развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.  

 

Как быть в случаях обнаружения буллинга 

 

Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен  способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от коллеги.  Но ему понадобится помощь психолога и родителей в борьбе с разделением класса на отдельные группировки и с развитием буллинга.

В случае возникновения в классе буллинга необходимо:

*  Оставаться спокойным и контролировать ситуацию  в случае обнаружения буллинга в классном коллективе.

 Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге  серьезно.

 Оказать поддержку потерпевшему.

 Показать обидчику  (агрессору, буллеру)  своё отношение к ситуации.

 Дать  возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы).

*  Обсудить с коллективом учеников и учителей  определившуюся проблему буллинга.

*  При необходимости привлечь родительскую общественность.

 

Рекомендации учителю по работе с «отверженными»:

1.                 Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.  Пример тактики учителя:

Петя отвечает у доски, ошибается,  или пишет не очень красиво. Одноклассник злорадно комментирует происшедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необходимо высказать свое отношение к этой ситуации, сказав, что неудача товарища не может быть поводом для веселья или злорадства. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.

2.                 Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.  Пример тактики учителя:

Учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению,  или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь дело с тобой?».

3.                 Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Пример тактики учителя:

С Витей, умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность — он описался на уроке. Ребята стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учитель стал задавать  Вите сложные вопросы, поручать ответственные задания, с которыми он успешно справлялся. Скоро ребята обратили внимание, как много Витя знает, как интересно рассказывает, и досадное происшествие постепенно забылось.

4.                 Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.

5.                 Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.

6.                 Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.

7.                 Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы. Пример тактики учителя: Учитель собрала свой пятый класс в отсутствии намечающегося изгоя и обсудила с ними, почему они все ополчились против него. Обратила их внимание на его положительные качества. И в заключение попросила ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе'?» Оказалось, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке. После разговора отношение к однокласснику изменилось.

 

 

Профилактика буллинга 

Первичная профилактика

   Первичная  профилактика направлена на детей – участников буллинга. И включает в себя работу не только с детьми, но и с семьями школьников. 

1.            Изучение типа семьи и воспитания в семье детей, а также поведение  родителей в семье.

2.            Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

3.            Формирование личности, жизненного стиля,  стратегий поведения учеников  в обществе через проведение родительских собраний, классных часов, классных и общешкольных мероприятий. 

    Для  предупреждения постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика  должна  реализоваться  по трем направлениям.

1.            Создание условий недопущения буллинга. 

2.            Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) – жертвы  с  буллерами, ограничение воздействий на него стрессовых  воздействий.

3.            Укрепление защитных сил личности любого ребенка в классе  в противостоянии травле.  

 

Рекомендации учителям, психологам, администрациям школ (при проведении первичной профилактики)

1.   Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга. 

2.   Установите формы буллинга,  которые имеют место в вашей   школе.

3.   Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы. 

4.   К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей. 

5.   Обсуждение проблемы. Необходимо проводить беседы со школьниками как индивидуальные, так и групповые.  

6.   Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися. 

7.   Нельзя терять из поля зрения «обидчиков». Беседуйте не только с виновными, но с их родителями, даже если это сложно сделать.

 

Работа с компаниями обидчиков (при проведении первичной профилактики)

*  Работая с обидчиками, их  нужно экстренно и эффективно разоблачать и постараться отделить от группы единомышленников.

*  Не напирать на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков.

*  Работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества.

*  Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно с помощью других. 

*  Конструктивно работайте с родителями. 

 

Работа с подростками (при проведении первичной профилактики)

1.        Заниматься профилактикой  и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.

2.        Снижать  асоциальное  поведение  школьников.

3.        Развивать  стрессоустойчивые  качества  личности обучающихся.

4.        Формировать:    навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; 

*  навыки  восприятия, использование и оказание психологической и социаль-

ной поддержки; 

*  навыки  отстаивания своих границ и защиты своего персонального про-

странства; 

 навыки  защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;   навыки бесконфликтного и эффективного общения.

5.        Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

 

Вторичная профилактика  

Проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение (буллеров),  и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья учащихся, учителей, работников школы.

Проблема  буллинга очень злободневна в настоящее время. Травля, которой подвергается растущий человек в школе,  накладывает неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь, мешает строить полноценные отношения в семейной жизни,  мешает достичь больших вершин при получении профессии,  и часто приводит к самоубийству. Поэтому этой проблеме должны уделять внимание,  как родители, так и учителя, администрация школ. 

 

 

 

Использованная литература:

 

1.                 Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. - Санкт-Петербург , 2009. - № 105. - С. 159-165. 

 

2.                 Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92. 

 

3.                 Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева // Тюменский государственный университет - 2009. - № 7. - С. 51-54. 29 

 

  4.Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т.Мерцалова // Директор школы. – 2000. № 3. – С. 25–32.

 

5. Ушакова, Е. Н. Буллинг - новый термин для старого явления / Е. Н. Ушакова // Директор школы. - 2009. - № 6. - С. 84-87.

 

   

Использованные  Интернет – ресурсы:

 

1.        http://cpms-smol.ru/  

2.        http://nsportal.ru/shkola/ 

3.        http://sam-sebe-psycholog.ru/  

4.        http://www.academia.edu/

5.        http://psy.su/feed/2510/

6.        http://abarkan.ucoz.com/publ/

7.        http://www.kgu.ru/

8.        http://upsihologa.com.ua/

9.        http://www.7ya.ru/article/

10.   http://nrcnn.ru/lang/ 

11.   http://www.dissercat.com/  

12.   http://cpms-smol.ru/

13.   http://nsportal.ru/

14.   http://sam-sebe-psycholog.ru/

15.   http://www.academia.edu/

16.   http://psy.su/feed/2510/

17.   http://abarkan.ucoz.com/    

18.   http://www.kgu.ru/    

19.   http://upsihologa.com.ua    

20.   http://www.7ya.ru/article/     

21.   http://cpms-smol.ru/   и  др.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Проведение  работы  в  школе  по профилактике буллинга

 

Что делать:

1.       Работа должна строиться на совместном планировании предупреждения буллинга и любых форм насилия в школе, тесном взаимодействии психолога, классных руководителей, администрации.

2.       Должна  проводиться систематическая работа по сбору информации, разработке индивидуальных программ сопровождения каждого учащегося и отслеживанию динамики его развития. 

3.       Проводить  поведенческую стратегию предотвращения буллинга в образовательном учреждении, которая осуществляется через привлечение персонала школы, учеников и их родителей к решению проблемы насилия, повышение их осведомлённости относительно ситуации буллинга в школе. 

Как делать:

1. В решении проблемы буллинга в образовательном учреждении должны принимать участие  учителя, администрация, школьные психологи, родители и ученики,  которые  должны сотрудничать с целью максимального  информирования в случаях возникновения буллинга в школе и принятия своевременных мер.       Психолог отбирает диагностические методики, разрабатывает анкеты, позволяющие оценить ситуацию буллинга в данном учреждении, проводит обработку данных. 

    Педагоги и классные руководители с помощью наблюдения (деликатного), составляют психологические характеристики учащихся (класса), в которых стоит отразить:

 специфику межличностных отношений учащегося с классом,   особенности поведения, 

 способы взаимодействия со сверстниками, 

 наличие  (отсутствие)  конфликтных отношений со сверстниками,   особенности эмоционального реагирования учащегося на конфликтные ситуации, 

 особенности поведения классного коллектива на переменах.

     Администрация образовательного учреждения может оказать содействие организационно-диагностическим процедурам: 

2.                 Проводить  анонимные  обследования учителей и учеников с целью определения характера и распространённости буллинга в школе, а также проводить общешкольные собрания для обсуждения проблемы буллинга. 

3.                 Педагогам необходимо научиться распознавать проблему, не игнорировать ее, занять более активную позицию при диагностировании буллинга, так как игнорирование проблемы ведёт к усилению чувства власти и безнаказанности для обидчиков и потери чувства безопасности у жертв.

4.                 Важным шагом предотвращения буллинга в школе может стать создание общешкольного комитета по предупреждению буллинга. В этот комитет могут входить как учителя, так и ученики, и их родители. 

5.                 Учителям совместно с учениками необходимо разработать и принять правила   против буллинга, проводить регулярные встречи с учениками класса с целью обсуждения ситуации буллинга и поощрять участие родителей в этих встречах.

6.                 Обучать школьников способам разрешения конфликтов (внедрение различных программ, преподающих мирные способы решения конфликтов: например, программ  «Остановись и подумай», «Миротворцы»  и  других). В этом большую помощь оказывают школьные психологи.

7.                 В индивидуальной работе педагога необходима организация мероприятий, ориентированных на конкретных учеников («обидчиков» и «жертв»). При обнаружении ситуации буллинга стоит привлечь родителей «жертв» и обидчиков», так как дети – «продолжение» личности родителей. 

8.                 Способствовать  созданию  особого психологического климата и межличностных отношений в школьном коллективе,  препятствующих буллингу  (развивать творческую, динамичную образовательную среду с четкой ненасильственной и просоциальной направленностью). 

9.                 Создать школьную службу, обеспечивающую психическое здоровье учащихся (Служба предусматривает  наличие штатных сотрудников, к которым учащиеся могут обратиться со своими проблемами и трудностями, например – штатных школьных психологов). 

10.            Создать атмосферу неприятия оружия (недопущение всех  видов оружия на территорию школы, принятие мер по конфискации и изъятию любого оружия на школьной территории, причем последствия для нарушителей должны быть ясными и последовательными).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Советы  учителям по  

организации работы в классе для предупреждения  буллинга

    Для предотвращения проявлений агрессии и конфликтных ситуаций в школе специалисты по данной проблематике  рекомендуют следующие упражнения:

«Коробочка с  предложениями». 

    Необходимо дать возможность учащимся высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Некоторые идеи можно записать на доске. Список правил следует переписать на листок и вклеить в дневник. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в классе и объявите, что любое предложение будет учтено. Положите рядом стопочку бумажек, чтобы все могли написать свои предложения и бросить в коробочку.

«Тетрадь достижений». 

Цель – фиксация внимания на позитивных достижениях. 

    Пусть каждый ученик заведет тетрадь, в которой будет регулярно отмечать свои достижения в течение года. При этом детям надо объяснить, что необязательно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности. Следует начать заполнение тетради со своих прошлых достижений, а затем примерно раз в неделю добавлять новые. Время от времени учитель просит детей заглядывать в тетрадь, чтобы поразмыслить над такими вопросами: что мне помогло в достижении этого успеха? Кто мне помог? В каких областях мои способности более развиты? Желательно раскрасить обложку этой тетради яркими цветами и большими цветными буквами написать название.

«Волшебная подушка». 

Цель – развивать у детей способности мечтать и ставить свои цели. 

    Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими. Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на нее одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик по своему усмотрению отдает подушку следующему. Учитель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех. Возможные вопросы:  «Слушали ли тебя остальные ребята?»   «Почему ты так считаешь?»   «Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания?»   «Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнитель учитель или одноклассники?» «Проигрывание ситуаций». 

    Цель – развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации. 

    Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какойто ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).

«Сказка по кругу». 

   Цель – развитие умения спокойно выслушивать собеседника. 

    Дети выбирают основную тему для сказки и потом, сидя в кругу, по очереди сочиняют историю. Каждый говорит по две-три фразы и передает эстафету другому ребенку. В конце следует провести обсуждение. Понравилась ли сказка? Что вы чувствовали, говоря по кругу? Хотелось ли вам поправить другого «соавтора»? Как это сделать? Если дети затрудняются в выборе сюжета для рассказа, можно предложить им набор открыток или картинок.

    Все эти упражнения не сложны для реализации, не требуют больших финансовых затрат и просты в проведении. Их использование будет способствовать снижению агрессивных проявлений в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3 Организация работы с агрессивными детьми

Идеи ненасильственного обучения и воспитания (по  Г. Фигдору)

*  Нарушения дисциплины, агрессивность, и т.д. – это важнейшие проявления, свидетельствующие о том, что ребенок не подчиняется (принудительной) системе школьных занятий.

*  Необходимо постоянно заинтересовывать школьников учебным материалом, давать им возможность проявлять спонтанность и самостоятельность, а так же приобретать навыки эффективного общения и кооперирования.

*  Не требовать работы от учеников, а работать вместе с ними. Дать учащимся возможность перенять рабочую позицию путем идентификации себя с (любимым)  учителем, а не путем исполнения (абстрактных) требований «сверх

– Я», проявляющихся в процессе педагогического манипулирования.

 

Психологические аспекты профилактики буллинга

Первый шаг – достижение гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций:

l  Общешкольные мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и пр.

l  «Доска знакомства» или «Наши открытия». 

l  «День звезды», «День имени».

l  Организация «Выставки достижений».

l  Организация игр, которые способствуют переживанию негативных эмоций и их отреагированию.

Второй шаг — реабилитация «Я».

Мероприятия:

 Организация клубов или студий, в работе которых будут участвовать разные дети.

 Проведение больших  психологических  игр.

 Индивидуальные коррекционные занятия.  

Третий шаг — переориентация поведения участников буллинга через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения.

 

Как работать с агрессивными детьми:

(рекомендации для родителей и педагогов)

В зависимости от выявленных причин агрессии в работе с детьми  взрослым необходимо делать несколько акцентов:

l  Изменить  негативную  установку  по отношению к ребенку на позитивную.

l  Изменить стиль  взаимодействия с детьми.

l  Расширить у родителей и педагогов методы их коммуникативных умений.

 

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми

1.   Если агрессия является осознанной  со стороны ребенка, то для взрослого (учителя, психолога, родителя) важно не поддаться на эту манипуляцию. 

2.   Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

l  Обучить ребенка контролю своих эмоций  и различным способам их  выражения без вреда для окружающих людей.

l  Обучить ребенка  умению проявлять  свои  эмоции через беседу и приглашение к сотрудничеству.

l  Формировать у  ребенка  такие  качества, как эмпатия, доверие к людям.

 

Социально-педагогическая деятельность с агрессивными детьми

    Такая деятельность  будет наиболее эффективна в том случае, если она  осуществляется на основании методик ослабления детской агрессивности. Формы  работы с агрессивными  детьми:

Переключить  внимание  и активность детей в созидательное русло.

Проводить  профилактические  беседы, направленные на обучение детей мирному  разрешению  конфликтов, с упоминанием  законодательных  и правовых актов. Проводить с детьми  ролевые  игры,  которые воспроизводят реальные ситуации  с целью обучения  детей социально приемлемому поведению в различных обстоятельствах.

Давать  детям  поручения, которые помогают  приучить их  чуткому и внимательному отношению друг к другу и  к окружающим их людям (например,  написание поздравлений, участие в благотворительных акциях и др.).

Проводить с детьми  упражнения  на выполнение действий по образцу, на соблюдение правил, осуществление  изобразительной  и физической  деятельности.

Проводить с детьми  тренинги  психологического характера  (например, глубоко вдохнуть, сосчитать до 10, представить себе последствия своего поступка и т.д.) и применять их в случаях стресса. 

Обучить детей  методам   закаливания  организма (например,  умывание холодной водой, воздушные процедуры  и др.) – для укрепления нервной системы.  Проводить  с детьми  тренировки  воли (например,  брать с них  обещание не вступать в конфликты и не обижать других и взрослым необходимо  следить каждый день за выполнением данного обещания и т.д.). 

Обучать детей  проведению  самоотчетов  (например, подводить  итоги  прошедшего дня, осуществлять  анализ  своего  поведения  и  поступков и т.д.).

Как правильно вести себя с детьми,

проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников

(Практические рекомендации родителям и педагогам)  Спокойно  относиться  в случае незначительной агрессии.

 При разборе поведения агрессивного ребенка  акцентировать  внимание на их  поступки,  а не на личности, т.е говорить о «плохом »  поведении, а не о плохом ученике.

*   Взрослым необходимо  контролировать собственные  негативные эмоция  и  обучать этому  детей. Любое  проявление  агрессии со стороны  ребенка  обсуждать, а не оставлять проступок  без  внимания, но при этом: не обвинять, не стыдить и не позорить, избегать чтения морали и лекций о поведении.

*   Прикладывать усилия к сохранению  положительной репутации ребенка - буллера.   Взрослым  необходимо демонстрировать детям  модели неагрессивного поведения. 

*   Педагогам  необходимо  способствовать  снижению  напряжения ситуации в классном   коллективе.

*   Педагогам  и родителям  необходимо  проводить работу для  восстановления  примирения.

 

Меры по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения

*   С помощью психологов  педагогам  применять  различные  виды педагогической  деятельности  для формирования ненасильственной среды образовательной деятельности. 

*   Вводить  принципы «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки» в школе. 

*   Проводить расширенные педсоветы с педагогами, круглые столы среди психологов  для обмена опытом по формированию ненасильственной среды  среди  учащихся. 

*   Психологам рекомендуется  обучать  педагогов и учащихся  созданию психологического климата взаимного уважения и доверия в педагогическом коллективе.

*   Психологам  рекомендуется  проводить  семинары  по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними для учителей всех категорий в системе повышения квалификации 

*   Организовать  самообразование и овладение педагогами  навыками организации ненасильственного обучения и воспитания в школьном коллективе.

*   Администрации  учебного  заведения организовать серию педагогических и методических советов по проблеме насилия в школе.