Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
pdf
13.05.2020
Для психолога
20.pdf

Cерия «Психологическая служба»

М.В. ИЛЬИНА

Развитие воображения дошкольников

Москва

2017

ББК 74.3

И43

Ильина М.В.

     И43        Развитие воображения дошкольников. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 176 с. (Психологическая служба.)

ISBN 978–5–4441–0181–0

Книга содержит описания диагностических методик и игр по развитию вербального и невербального воображения, а также творческого мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Пособие состоит из трех разделов. В первом разделе «Воображение и творческое мышление» приводятся психодиагностические методики, позволяющие определить уровень развития творческого мышления и воображения у детей, выявить особенности психики или составить коллективный портрет класса, группы.

Второй раздел посвящен развитию вербального воображения и речемыслительных процессов. Благодаря использованию предложенных игр у детей будут совершенствоваться восприятие, внимание, память, воспитываться общительность, активность, способность к творчеству, умение работать в коллективе.

Третий раздел содержит описание игр, содержание которых направлено на развитие невербального воображения и мышления. Раздел включает игры, построенные на основе изобразительной и конструктивной деятельности детей, что позволяет совершенствовать графические и комбинаторные навыки, творческие способности, эстетическое восприятие, художественный вкус. Также представлены артистические игры, способствующие развитию выразительных движений, эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.

Книга сопровождается электронным приложением, содержащим демонстрационный и раздаточный материалы к занятиям.

Занятия, построенные на основе предложенных игр, могут проводиться в детском саду, школе, в кругу семьи.

Адресовано психологам, воспитателям, учителям, родителям, гувернерам.

ББК 74.3

© Ильина М.В., 2015

 © Оформление. ООО «Национальный ISBN 978–5–4441–0181–0     книжный центр», 2016

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Психодиагностические методики  . . . . . . . . . . . . . .9

РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО 

ВООБРАЖЕНИЯ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Методические рекомендации 

по проведению развивающих игр  . . . . . . . . . . . . . 54 Часть 1. Cоздание образов на основе заданных  элементов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Часть 2. Создание самостоятельных образов . . . . . . . 75

Часть 3. Артистические игры . . . . . . . . . . . . . . . 98

РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОГО 

ВООБРАЖЕНИЯ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164

3

Раздел I. 

Воображение и творческое мышление


ВВЕДЕНИЕ

Воображение (фантазия) — психический процесс создания новых представлений и мысленных ситуаций в форме образа или идеи, в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Интенсивное изучение воображения и творческих способностей осуществляется с конца 1950-х годов. Выяснилось, что проявление творческих способностей во многом зависит от материала, на основе которого составлено задание.

Например, ребенок может достаточно легко и продуктивно фантазировать, комбинируя элементы зрительного образа, однако с трудом составляет слова из букв. Или он легко составляет слова из букв, но с большим трудом придумывает фразы. Это подтвердил в своих исследованиях А. Э. Симановский, не обнаружив связи между способностью к фантазированию на основе зрительного образа и способностью к составлению слов. Отсутствие такой связи можно объяснить только автономностью формирования каждой мыслительной способности, своими психическими механизмами ее развития.

Различные исследования показали определенную этапность формирования творческих мыслительных способностей. К примеру, раньше других формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления (невербальное воображение). Подобные задания доступны уже детям 4–5 лет. Показателями их творческих способностей могут служить оригинальность рисунков, количество идей, продолжительность и смысловая завершенность сюжета.

К 6 годам формируется способность к обобщению и классификации. Способность к аналогиям возникает к 9–10 годам. Среди речевых раньше других появляется способность к словообразованию (7–8 лет), а способность к образованию фраз по заданным свойствам складывается только к 10—11 годам.

Для выявления уровня развития воображения и творческого мышления мы предлагаем диагностические методики, ориентированные на определенный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогут выявить особенности психики одного ребенка или составить коллективный портрет класса, группы детского сада. Они имеют несложную структуру, легко воспринимаются детьми, с интересом выполняются.

Прежде чем приступить к выбору тестов и их проведению, предлагаем взрослым ознакомиться с критериями одаренности ребенка и перечнем познавательных способностей и навыков, характеризующий уровень развития школьников. Критерии одаренности ребенка

  Решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью.

  В своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что нередко является основным мотивом его деятельности.

  Общаясь, ребенок широко использует мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками.

  Речь ребенка отличается повышенной выразительностью.

Эти критерии аналогичны используемым в международном проекте RAPYHT и рекомендуются взрослым для выявления одаренных детей.

Познавательные способности и навыки

Перечисленные характеристики можно использовать для ориентировочной оценки развития детей в самой упрощенной форме.

Введение

Отметьте позиции, которые наличествуют у вашего ребенка:

 владение большим объемом информации;

 богатый словарный запас;

 умение перенести усвоенный материал на новый;

 умение устанавливать причинно-следственные связи;  умение делать выводы;

 умение интегрировать и синтезировать информацию;

 участие в решении сложных проблем;

 организация информации;

 умение улавливать сложные идеи;

 умение находить тонкие различия;

 чувствительность к противоречиям;

 использование альтернативных путей поиска информации;

 умение анализировать ситуацию;

 умение оценивать как сам процесс, так и результат;

 умение предвидеть последствия;

 умение рассуждать;

 умение строить гипотезу;

 умение применить идею на практике;

 способность к преобразованиям;

 критичность мышления;

 высокая любознательность.

Чем больше позиций отмечено, тем выше познавательные способности и уровень развития ребенка.

Если вы работаете с группой детей, возьмите за основу пятибалльную шкалу и оцените по каждому показателю каждого ребенка. Результаты суммируйте и сравните между собой. Сумма баллов свидетельствует об индивидуальных познавательных способностях детей.

Условные обозначения:

— Приложение на сайте www.nbcmedia.ru


ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ РИСУНКИ

Это тест на выявление способности к воображению и целостному восприятию рассчитан на детей в возрасте от 5 до 12 лет.

Предлагается блок последовательных рисунков (рис. 1), завершающихся полным изображением собаки. Закройте блок листом бумаги и, последовательно открывая изображения от А до Г, предложите ребенку определить, что изображено на рисунке. Чем быстрее ребенок справится с этим заданием, тем лучше у него развито воссоздающее воображение.

 

А

Б

В

Г

 

 

Рис. 1

Затем переходите к следующему рисунку (рис. 2). Задача ребенка — последовательно назвать предметы, изображенные в каждом из девяти квадратов. На всю работу отводится 1 мин. По истечении времени посчитайте, сколько предметов правильно определил ребенок. Это также характеризует интенсивность его воссоздающего воображения.

Рис. 2

Ключ к заданию: собака, дом, голова человека, автомобиль, магнитофон, рука, рыба, велосипед, молоток.

Теперь обратите внимание ребенка на третий рисунок (рис. 3). Пусть он расскажет, что на нем изображено.

Данное задание хорошо развивает воссоздающее воображение. Оригинальный материал для работы можно подготовить самим. Возьмите любую картинку (лучше контурную) и заклейте отдельные ее элементы белой бумагой. У вас в руках готовый материал для работы с детьми. Универсальные возможности предоставляет разрезная мозаика. Выложите из мозаики картинку, а затем уберите почти все элементы, оставив 2–3 наиболее информативных участка.

Рис. 3

Ключ к заданию: ребенок, играющий с собакой.

Предложите ребенку определить, что изображено на картинке. Если он не справляется с задачей, добавьте один элемент и повторите просьбу. И так делайте до тех пор, пока он точно не перескажет сюжет. Чем раньше он его воспроизведет, тем лучше у него работает воссоздающее воображение. Этот прием можно использовать для сравнительной оценки воссоздающего воображения у детей в группе.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5–10 ЛЕТ

Эта методика предложена американским педагогом М. Карне.

1.      Расскажите детям следующую историю:

«Однажды маленький мальчик возвращался из школы домой. Он очень внимательно смотрел себе под ноги, чтобы случайно не наступить на какую-нибудь букашку. Это был очень добрый мальчик. Он не хотел никому причинять вреда. Вдруг он остановился: прямо у его ног лежала, сверкая на солнце, абсолютно новая монета.

«Ух ты!» — воскликнул мальчик и поднял монету. — «Сегодня, должно быть, счастливый день», — подумал он.

А монета действительно была очень красивой. На одной ее стороне было изображено дерево, а на другой — диковинная птица. На самом деле это была волшебная монета, но мальчик об этом не догадывался. Однако как только он опустил монету в карман, то стал стремительно уменьшаться, пока он не превратился в крошечного человечка ростом в пять сантиметров».

2.      Спросите детей:

Если бы это случилось с вами, о чем бы вы сразу подумали?

Выслушав ответы, продолжите:

Ваши догадки очень интересные, но я расскажу, о чем подумал наш мальчик.  А он начал думать, как ему добраться домой. К сожалению, в этой истории ничего не говорится об этом. А как вы думаете, что предпринял этот мальчик?

Вы должны размышлять и фантазировать вместе с детьми. Продолжите:

Итак, каким образом он сможет добраться до дома?Не забывайте, что мальчик ростом совсем крошечныйвсего пять сантиметров.

Запишите все предложения детей.

3.                Задайте вопрос относительно трудностей, с которыми может столкнуться человек такого роста. Постарайтесь заинтересовать детей и получить от них как можно больше ответов. Советуем воспользоваться следующими вопросами:

Что произойдет, когда мальчик попадет домой? Что подумают его родители? Его братья и сестры? Его собака и кошка?

Сможет ли он пользоваться городским транспортом? Как будет готовить уроки, есть, чистить зубы, умываться?

Что он почувствует ночью и когда проснется? Старайтесь получить по нескольку ответов от каждого ребенка. Принимайте все ответы, даже нелепые.

4.                Продолжите:

Вы высказали достаточно интересных предположений. А теперь подумайте, как будут обстоять дела мальчика в школе?

Каждый ребенок должен предложить не менее двух догадок.

5.                Напомните детям историю мальчика:

Итак, с тех пор как мальчик стал маленьким, прошли целый день и целая ночь. И он захотел опять стать таким, каким был раньше.

Пусть дети расскажут, как мальчик сможет этого добиться. Затем продолжите рассказ:

— Мальчик решил положить волшебную монету на прежнее место в надежде снова вырасти. Он положил монету вверх той стороной, на которой было изображено дерево. Лишь только монета коснулась земли, мальчик почувствовал, что растет. Но волшебная монета не знала, какого роста должен быть мальчик, и он все рос и рос, пока не вытянулся до трех с половиной метров. Теперь он не мог стоять во весь рост в своей комнате, так как потолок в ней был гораздо ниже.

Попросите детей перечислить проблемы, с которыми может столкнуться человек подобного роста. Постарайтесь получить как можно больше ответов.

— Но мальчику не хотелось быть ни великаном, ни крошечным человечком. Он очень хотел, чтобы к нему вернулся его прежний рост.

Снова прервите рассказ и предложите детям подумать, как мальчик сможет это сделать.

6. Закончите рассказ:

— Мальчик решил снова вернуться на то место, где нашел волшебную монету. На этот раз он положил ее вверх изображением птицы. Как только монета коснулась земли, мальчик почувствовал,что быстро уменьшается. Но вот он перестал уменьшаться. И, оглядевшись вокруг, мальчик понял, что стал прежним.

В заключение можно предложить детям самим закончить историю с мальчиком. Чем активнее они вели себя в процессе работы, чем больше высказывали догадок, тем сильнее развито у них воображение. Можно провести сравнительную оценку результатов простым подсчетом предложенных каждым ребенком вариантов. Чем больше эта величина, тем лучше сформировано и актуализировано воображение данного ребенка.

По окончании игры проанализируйте ее результаты, ответив на следующие вопросы:

В чем выражается процесс воображения в работе ребенка? Насколько необычные и оригинальные идеи развития сюжета предлагает ребенок? Сколько таких идей высказал ребенок? Сколько времени потребовалось ему на работу над рассказом? Насколько ему понравилась эта игра? Испытывал ли он трудности в работе над сюжетом?

При ответе на два первых вопроса необходимо учитывать конкретные формы выраженности воображения у детей. Ребенка, включившегося в творческий процесс, отличают следующие качества:

  он подробно и четко формулирует идеи, развивающие сюжет;

  ведет активный диалог со взрослыми, задает вопросы;

  подробно описывает содержание и ситуации сказки;

  вводит новых героев;

  меняет направление развития сюжета;

  демонстрирует хорошую память;

  использует жесты и мимику;

  демонстрирует высокий уровень речевой выразительности.

СОСТАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ОБЪЕКТОВ

Тест позволяет диагностировать воссоздающее воображение и образное мышление. Рассчитан на детей всех возрастных групп: дошкольников, младших школьников, подростков.

Попросите ребенка нарисовать заданные объекты, пользуясь набором фигур, приведенных на рис. 4. Каждую фигуру можно использовать многократно, можно также менять ее размеры, но добавлять в изображение другие фигуры или линии нельзя.

Рис. 4

Объекты для рисования: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.

При оценке рисунка учитывается реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект) и его полнота (все ли заданные объекты изображены, все ли предложенные фигуры использованы при их изображении), его оригинальность.

Необходимо оценить каждый параметр, а затем подсчитать общее число баллов. Оценка проводится по пятибалльной шкале. Чем выше балл, тем лучше у данного ребенка развиты воображение и образное мышление.

За каждое изображение требуемого объекта, даже непохожее, начисляется 1 балл.

За изображение, которое вы оцениваете «можно и так», — 2 балла.

За изображение, в котором все фигуры использованы в гармоничном сочетании, — 3 балла.

За достаточно реалистичное изображение, в котором использованы все фигуры, — 4 балла.

За изображение, в котором все предлагаемые фигуры использованы в оригинальной и остроумной комбинации, — 5 баллов.

Пример выполнения ребенком фрагмента данного теста приведен на рис. 5.

АВТОПОРТРЕТ

Благодаря воображению ребенок осваивает новый опыт, прогнозирует свою жизнь, формирует представление о себе как о личности, причем не только на данный момент, но и на будущее. Воображаемый образ может быть выражен в рисунке, отражающем в данном случае доминирующие черты личности. На этом механизме и построен тест. Он позволяет выявить представления ребенка о себе, своей внешности, отношениях с окружающими.

Мы предлагаем данный тест в интерпретации Е. С. Романовой и О. Ф. Потемкиной. Он может быть использован в работе с детьми начиная с 6-летнего возраста.

Предложите ребенку нарисовать свой портрет. Полученный рисунок проанализируйте, используя следующие критерии:

1.     Эстетическое изображение. Ребенок явно имеет художественные способности. На таких рисунках легкость и лаконичность линий сочетаются с большой выразительностью изображения.

2.     Схематическое изображение. Лицо в профиль или анфас прорисовывается схемой. Такое изображение характеризует интеллектуальную направленность личности. Это мыслители с тенденцией к постоянному обобщению получаемой информации.

3.     Реалистическое изображение. Рисунок насыщен подробностями. Прорисовано лицо, волосы, одежда и т. п. Это характеризует педантичного человека, склонного к детализации, анализу.

4.     Метафорическое изображение. Ребенок изображает себя в виде предмета, животного, литературного персонажа. Такое изображение выполняют артистичные личности, обладающие развитой фантазией, воображением, твор ческими способностями, чувством юмора.

Тест «Автопортрет» широко используется психологами и имеет сложную систему обработки и интерпретации. Однако для целей данной работы — выявления художественных способностей и творческой направленности личности — достаточно поверхностного соотнесения изображения с тем или иным критерием. Тип рисунка характеризует направленность развития ребенка.

КАК РАЗВИТА ФАНТАЗИЯ  У ВАШЕГО РЕБЕНКА?

Свое мнение о развитии воображения у вашего ребенка вы можете сверить с результатами следующего теста. Тест рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста.

1.   Увлекается ли ваш ребенок рисованием?да — 2 балла нет — 1 балл

2.   Часто ли он грустит?да — 1 балл нет — 2 балла

3.   Рассказывая какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли он к вымышленным подробностям для украшательства?

да — 1 балл нет — 0 баллов

4.   Проявляет ли он инициативу в учебе?да — 2 балла нет — 1 балл

5.   Размашистый ли у него почерк?да — 1 балл нет — 0 баллов

6.   Спорит ли он с вами по поводу одежды, ориентируясь на собственный вкус?

да — 2 балла нет — 1 балл

7.   Рисует ли он от скуки одни и те же фигурки?да — 0 баллов нет — 1 балл

8.   Любит ли он импровизировать под музыку, танцуя или читая стихи? да — 1 балл нет — 0 баллов

9.   Его сочинения по литературе длинные?да — 2 балла

Cерия «Психологическая служба»

Cерия «Психологическая служба»

ББК 74.3 И43 Ильина М.В

ББК 74.3 И43 Ильина М.В

Оформление. ООО «Национальный ISBN 978–5–4441–0181–0 книжный центр», 2016

Оформление. ООО «Национальный ISBN 978–5–4441–0181–0 книжный центр», 2016

Раздел I. Воображение и творческое мышление

Раздел I. Воображение и творческое мышление

ВВЕДЕНИЕ Воображение (фантазия) — психический процесс создания новых представлений и мысленных ситуаций в форме образа или идеи, в целом не воспринимавшихся человеком в действительности

ВВЕДЕНИЕ Воображение (фантазия) — психический процесс создания новых представлений и мысленных ситуаций в форме образа или идеи, в целом не воспринимавшихся человеком в действительности

ВВЕДЕНИЕ Воображение (фантазия) — психический процесс создания новых представлений и мысленных ситуаций в форме образа или идеи, в целом не воспринимавшихся человеком в действительности

ВВЕДЕНИЕ Воображение (фантазия) — психический процесс создания новых представлений и мысленных ситуаций в форме образа или идеи, в целом не воспринимавшихся человеком в действительности

Для выявления уровня развития воображения и творческого мышления мы предлагаем диагностические методики, ориентированные на определенный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей

Для выявления уровня развития воображения и творческого мышления мы предлагаем диагностические методики, ориентированные на определенный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей

Чем больше позиций отмечено, тем выше познавательные способности и уровень развития ребенка

Чем больше позиций отмечено, тем выше познавательные способности и уровень развития ребенка

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Это также характеризует интенсивность его воссоздающего воображения

Это также характеризует интенсивность его воссоздающего воображения

Универсальные возможности предоставляет разрезная мозаика

Универсальные возможности предоставляет разрезная мозаика

Эта методика предложена американским педагогом

Эта методика предложена американским педагогом

Что произойдет, когда мальчик попадет домой?

Что произойдет, когда мальчик попадет домой?

Закончите рассказ: — Мальчик решил снова вернуться на то место, где нашел волшебную монету

Закончите рассказ: — Мальчик решил снова вернуться на то место, где нашел волшебную монету

СОСТАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ОБЪЕКТОВ

СОСТАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ОБЪЕКТОВ

За изображение, которое вы оцениваете «можно и так», — 2 балла

За изображение, которое вы оцениваете «можно и так», — 2 балла

Предложите ребенку нарисовать свой портрет

Предложите ребенку нарисовать свой портрет

Часто ли он грустит?да — 1 балл нет — 2 балла 2

Часто ли он грустит?да — 1 балл нет — 2 балла 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2020