Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
doc
13.05.2020
Для психолога
14.doc

 

Уважаемые коллеги!

 

 Для обследования детей, поступающих на психолого-медико-педагогическую комиссию, предлагаем обновленный диагностический комплекс.

В основу комплекса положена системная диагностика, разработанная Н.Я. Семаго и М.М.Семаго

Надеемся, что данный комплекс, основанный на получении углубленной качественной оценки особенностей психического развития ребенка, поможет вам в подготовке заключения для ПМПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок методик для обследования детей

 Шкала

Автор теста, название, источник

Исследуемая функция

1

Восприятие

Программа/ Под ред. Васильевой

 

Формочки (Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. – СПб.: Речь, 2006.)

 

Разрезная картинка (Источник тот же)

Восприятие формы, цвета.

 

Восприятие величины.

 

 

Целостность восприятия.

2

Внимание

Методика В.М. Когана

(Источник тот же).

 

Устойчивость, переключаемость, распределение, объём.

3

Память

«10 слов» (Лурия А.Р.)

 

 

10 картинок

 Объём слухоречевого запоминания

 Зрительная память

4

Мышление

Исключение предметов (источник тот же)

Предметная классификация (источник тот же)

Уровень обобщения

 

Понятийное мышление

5

Латерализация

 

Пробы на определение ведущих: руки, глаза, уха.

 

Определение моторной асимметрии

 

ВОСПРИЯТИЕ

 

Восприятие цвета и формы

Цель:  определение соответствия развития восприятия  цвета и формы возрастным нормам.

 Материал:  изображение цветных полосок, плоскостных фигур.

Процедура проведения: взрослый предлагает ребёнку назвать и показать знакомые цвета, фигуры.

Возрастные нормативы выполнения:

4-5 лет – знает и называет  цвета (чёрный, белый, жёлтый, красный, синий, зелёный, коричневый, оранжевый) и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

5-6 лет – знает и называет цвета (те же и дополнительно голубой, фиолетовый, серый) и геометрические фигуры (те же и дополнительно овал).

 

Восприятие величины («Формочки»)

Цель:  исследование представлений о величине.

Материал: объекты одинаковой формы, вставляющиеся друг в друга (стаканчики, формочки, плошки и т.п.).

Процедура проведения: ребёнку в начале предъявляют все формочки, сложенные одна в другую, а затем быстро раскладывают их в случайном порядке на столе и просят сложить их в первоначальном виде: «Сложи их, как было. Формочку в формочку».

Анализируемые показатели:

·         уровень доступной сложности выполнения;

·         стратегия деятельности (хаотическая, пробы и ошибки, целенаправленное выполнение);

·         отношение к своим ошибкам (критичность к результатам);

·         обучаемость ребёнка (в том случае, если ребёнок не может выполнить задание самостоятельно, применяются различные виды помощи, а затем учитывается объём полученной помощи и адекватность переноса способа действия на новый аналогичный материал).

Возрастные нормативы выполнения:

2,5  - 3,5 года – предъявлять не более 4-5 вкладышей, при этом образец (уже сложенные 3-4 формочки) может находиться на столе.

3,5 – 6 лет – большее количество вкладышей.

 

Целостность восприятия

(«Разрезная          картинка»)

Цель: выявление уровня сформированности конструктивного и пространственного мышления в наглядно-действенном плане, специфики сформированности пространственных представлений (в частности способности соотнесения частей и целого и оценки их пространственных взаимоотношений).

Материал: стандартный комплект разрезных картинок.

Процедура проведения: перед ребёнком на столе кладётся эталонное изображение и рядом в случайном порядке раскладываются детали этого же изображения, но разрезанные: «Сложи из кусочков такую же картинку, как эта».

Виды возможной помощи:

·         стимулирующая помощь;

·         организующая помощь;

·         демонстрация конечного результата (дополнительная наглядная помощь);

·         предъявление частей разрезных изображений в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве;

·         обведение целого изображения рукой ребёнка;

·         полная обучающая помощь с определением возможности «переноса» на аналогичное задание.

Анализируемые показатели:

·         уровень доступной сложности задания;

·         преимущественная стратегия деятельности;

·         сформированность пространственного анализа и синтеза;

·         критичность ребёнка к собственным результатам;

·         обучаемость ребёнка.

Возрастные нормативы выполнения:

4  - 4,5 лет – дети выполняют задания на складывание картинок, разрезанных на три равные части (вдоль рисунка или поперёк его), на четыре равные прямоугольные части.

4,5 - 5,5 лет – дети справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на три-пять неравных частей (вдоль рисунка и поперёк его), на четыре равные диагональные части, при этом возможны единичные ошибки в виде несовпадения узора рисунка.

5,5 - 6 лет – обычно успешно выполняют задания на складывание картинок, разрезанных на четыре и более неравных частей различной конфигурации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНИМАНИЕ

 

Методика В.М. Когана

Цель исследования: выявление параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трём признакам одновременно, переключения внимания; особенности работоспособности.

Материал: набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм). Таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали 5 соответствующих форм.

Процедура проведения:

1-й этап

Ребёнку подаётся весь набор карточек, сложенных в случайном порядке, его просят пересчитать их вслух, складывая карточки на стол.

Инструкция 1. «Пересчитай вслух, сколько здесь всего карточек».

Регистрируются время, затрачиваемое ребёнком на пересчёт карточек, и имеющиеся ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола. В случае, когда ребёнок не владеет порядковым счётом, этот этап не проводится и на последующих этапах пересчёт карточек не осуществляется.

Примечание 1. После каждого этапа карточки должны быть тщательно перемешаны и сложены стопкой в случайном порядке.

Примечание 2. Во время работы психолог должен отслеживать, чтобы карточки раскладывались подряд одна за другой из стопки, и ребёнок не выбирал бы их по необходимому на данном этапе признаку. Это условие должно соблюдаться на каждом этапе.

 

2-й этап

Ребёнку вновь подаётся стопка карточек, сложенных в случайном порядке.

Инструкция 2А. «А теперь снова пересчитай карточки и одновременно раскладывай все карточки подряд в кучки по цвету – одинаковые с одинаковыми».

Важно, чтобы ребёнок раскладывал все карточки подряд, не выбирая из стопки нужную по цвету.

При непонимании инструкции психолог повторяет или разъясняет её, но при этом никакого наглядного обучения не производится. Для детей, не владеющих автоматизированным порядковым счётом, инструкция представляет собой усечённый вариант.

Инструкция 2Б. «Вот карточки. Начни их раскладывать все подряд в кучки по цвету – одинаковые с одинаковыми».

И в данном случае при непонимании инструкции психолог повторяет или разъясняет её, но при этом никакого наглядного обучения не проводится. Регистрируются время, затрачиваемое ребёнком на пересчёт карточек, и особенности раскладки по цвету, наличие групп «дубликатов» и другие допускаемые ребёнком ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола.

 

 

3-й этап

Ребёнку подаётся стопка предварительно сложенных в случайном порядке карточек.

Инструкция 3. «А теперь снова пересчитывай карточки и одновременно раскладывай все карточки подряд в кучки по форме (по фигуркам), складывая одинаковые с одинаковыми».

При незнании ребёнком понятия «форма» ребёнку в доступном виде на конкретных примерах объясняется, что такое форма. Инструкция повторяется, а в протоколе регистрируется вид помощи и особенности восприятия ребёнком объясняемых понятий. Далее регистрируются время, затрачиваемое ребёнком на пересчёт и раскладку карточек в кучки по форме, виды допускаемых ошибок, их количество. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола.

 

4-й этап

На этом этапе проводится раскладка карточек по таблице с одновременным порядковым пересчётом всех карточек подряд.

Инструкция 4А. Перед тобой лежит таблица. На ней для каждой карточки есть только одно место» (В этот момент психолог проводит рукой по пустым клеткам таблицы). «Посмотри на неё и скажи, где должен лежать красный треугольник» (или любая другая, по усмотрению исследователя, фигура, находящаяся ближе к середине таблицы).

Следует отметить, что часто подобная развёрнутая ориентировка не требуется. Если ребёнок правильно указывает место этой фигуры, инструкция продолжается: «Начни раскладывать подряд фигурки по таблице, одновременно пересчитывай их, как пересчитывал до этого».

Для детей среднего дошкольного возраста иногда необходима развёрнутая помощь. Тогда ребёнку предлагается более образный (метафоричный) вид инструкции.

Инструкция 4Б. «Посмотри – эта таблица словно домик. В нём пять этажей. На первом этаже живут фигурки чёрного цвета» (пальцем психолог проводит по «чёрному этажу»). «На втором этаже живут все зелёные фигурки, на третьем – синие и так далее. А это подъезды. В этом подъезде живут все кружочки» (в этот момент психолог пальцем проводит вертикально там, где должны находиться все кружки). «У каждой фигурки есть свой домик – квадратик. Теперь давай найдём, где будет жить красный треугольник» (или любая другая, по усмотрению исследователя, фигура, ближе к середине таблицы).

Если ребёнок правильно указывает место этой фигуры, инструкция продолжается: «Разложи все фигурки по таблице так, чтобы каждая жила в своём домике».

Если ребёнок не понял, как раскладывать фигурки, специалист повторяет инструкцию и помещает одну - две фигурки на нужные места, рассуждая вслух (обучающая помощь). После этого фигурки вновь собираются в случайном порядке и ребёнка просят разложить их самостоятельно. Далее регистрируются время, затрачиваемое ребёнком на пересчёт и раскладку карточек по таблице, имеющиеся ошибки. Полученные результаты заносятся в соответствующий раздел протокола с указанием вида и необходимого объёма помощи.

Если и в этом случае ребёнок не понял, как раскладывать фигурки, можно повторить обучение. При недоступности выполнения задания ребёнком и после повторного подобного разъяснения работа на этом прекращается, делается соответствующая запись в протоколе.

Примечание. В случае невозможности деятельности ребёнка на каком-либо из этапов (например, при наличии выраженных нарушений работоспособности, грубой несформированности познавательной деятельности и т.п.) проведение исследования может быть прервано на любом этапе работы.

 

Анализируемые показатели

Каждый этап оценивается с точки зрения времени, затрачиваемого на его проведение. Таким образом, могут быть зарегистрированы следующие показатели:

  • время на пересчитывание карточек (Тс);
  • время пересчёта с одновременной сортировкой по цвету (Тц);
  • время пересчёта с одновременной сортировкой по форме (Тф);
  • время раскладки на таблице с одновременным учётом цвета, формы и пересчётом раскладываемых карточек (Тт);

 

Нормативным показателем считается приблизительное выполнение равенства (при допустимом увеличении показателя Тт в пределах 10%):

                        Тт = Тс + Тц + Тф.                                 (1)

Кроме того, может быть вычислен так называемый дефицит времени:

                        Д = Тт – (Тц + Тф).                               (2)

 

 

 

Анализ результатов

У здоровых детей, начиная с 7 – 7,5 летнего возраста, работа сопровождается интересом, ошибки носят эпизодический характер и представляют собой чаще всего временную потерю счёта, быстро исправляемую. Работоспособность в целом сохраняется постоянной, без явных признаков истощения. Нормативно развивающиеся дети на всех этапах работы легко исправляют ошибки, либо самостоятельно, либо при указании на них (минимальная помощь).

В ходе выполнения ребёнком 2-го этапа оценивается возможность распределения внимания по двум признакам (счёт и сортировка по цвету). Наиболее типичные трудности проявляются в том, что при сортировке «уходит» счёт, либо, что значительно реже, ребёнок пересчитывает фигуры, раскладывая их по столу, не сортируя в группы по цвету. Это свидетельствует о недостаточности такого параметра внимания, как возможность его распределения.

На 3-м этапе анализируется не только возможность распределения внимания (по аналогии со вторым этапом), но ещё и возможность его переключения. Наиболее типичной ошибкой этого этапа при недостаточности собственно переключения внимания является продолжение сортировки по цвету (или постоянная «сшибка» на сортировку по цвету) при наличии чёткой инструкции на сортировку по форме. Частой ошибкой является и утеря счёта, что свидетельствует не только о трудностях переключения, но и о сложности распределения внимания при усложнении условий выполнения задания.

4-й этап проходит, как правило, с постепенным улучшением качества и быстроты работы по мере заполнения таблицы. Наличие «опор» в виде зигзагов цвета и контуров форм фигур создаёт дополнительные ориентиры, помогающие быстрее найти место для каждой карточки. С определённой точки зрения подобные опоры можно рассматривать как вынесенный вовне алгоритм деятельности.

При проведении последнего, 4-го этапа оценивается возможность распределения внимания по трём признакам одновременно. Трудности выполнения на этом этапе, как правило, заключаются в резком снижении темпа выполнения задания, прекращении пересчитывания или резком увеличении количества ошибок счёта. Кроме того, часто ребёнок начинает ориентироваться лишь на один из признаков, раскладывая карточки по таблице, например, только по цветовому признаку (что характерно для детей среднего дошкольного возраста или для детей с некоторыми типами отклоняющегося развития), либо по признаку формы (такое нарушение встречается у детей старшего возраста с трудностями распределения внимания).

Таким образом, переход от 2-го к 3-му этапу даёт возможность проанализировать особенности переключения внимания, а деятельность ребёнка и её особенности на 4-м этапе – оценить возможности распределения внимания по двум и более признакам, особенности компенсации затруднений, обучаемость ребёнка новому виду деятельности.

Темповые характеристики выполнения методики не нормируются, а анализируются индивидуально для каждого ребёнка в соответствии с формулой (1).

В определённых случаях работа с методикой Когана возможна в искусственно создаваемой ситуации «дефицита» времени, когда психолог нарочито внимательно и тревожно смотрит на секундомер или часы, либо прямо сообщает ребёнку, что на выполнение задания отводится мало времени. Такая ситуация проведения обследования позволяет не только чётче «увидеть» влияние дефицита времени как стрессогенного фактора на результативность выполнения задания и специфику допускаемых ошибок, но и, соответственно, понять «цену» такой деятельности с точки зрения эмоциональных и ресурсных затрат ребёнка, и с точки зрения изменения характера самой деятельности.

 

Дополнительный анализ

Дополнительно могут быть оценены некоторые особенности ребёнка, традиционно выявляемые, в частности, в процессе нейропсихологической диагностики:

·   мануальные предпочтения – какой рукой ребёнок держит карточки, какой раскладывает, меняет ли руки, насколько они взаимодействуют;

·   специфика ориентации в пространстве: нет ли тенденции к игнорированию какой-либо части пространства, правильно ли расположены фигуры (например, горизонтальное расположение ромба вместо его вертикального расположения);

·   наличие упорядоченной стратегии поиска и пространственный характер этой стратегии (в каком направлении поиска места карточки на таблице движется взор ребёнка в первую очередь: по вертикали или горизонтали, как меняется и меняется ли стратегия поиска места карточки в ситуации различного пространственного месторасположения этой карточки в таблице).

 

Также могут быть проанализированы такие показатели, как:

·         особенности тонкой моторики: насколько ребёнок ловко удерживает, перебирает и раскладывает карточки;

·         как сохраняется программа собственной деятельности;

·         замечает ли ребёнок свои ошибки;

·         как эмоционально реагирует на замеченные взрослым ошибки.

Важно отметить и ведущий тип мотивации ребёнка при работе с заданием: ребёнку просто интересно, что получится, или уже сформирована мотивация достижения, соревновательная мотивация по типу: «Посмотрим, получится ли у тебя лучше, чем раньше?»

 

Возрастные нормативы выполнения

 

·   В норме дети уже 4,5-5,5 лет выполняют задание (как правило, без счёта) в полном объёме, способны легко переключаться с признака на признак, раскладывать карточки по таблице после минимального обучения (размещении психологом 3-4 карточек на таблице), не нуждаются в повторении инструкций, допускают лишь единичные ошибки.

·   Для детей 6 лет и старше, как правило, уже не требуется развёрнутой инструкции для выполнения табличной раскладки, в этом возрасте допустим «уход» счёта (если ребёнок им владеет) при распределении внимания по трём признакам одновременно в ситуации работы с таблицей.

·   Начиная с 6,5-7 летнего возраста, нормативным является выполнение методики с единичными самостоятельно и быстро исправляемыми ошибками в полном объёме (чаще всего даже со счётом), с незначительной ориентировкой на этапе работы с таблицей.

ПАМЯТЬ

 

          Запоминание 10 слов (по А. Р. Лурия)

 Цель:   исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможностей  и, соответственно,  объема отсроченного воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о доступности целенаправленной и длительной работы ребенка со  слухоречевым материалом. 

   Материал: Для запоминания используются 10 простых  (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа.

  Рекомендуемые для предъявления слова:

лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд.

  Процедура проведения и регистрации результатов

  Инструкция А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Слушай внимательно. После  того, как я произнесу все слова, ты их мне повторишь так, как запомнил, в любом порядке.  Постарайся запомнить как можно больше слов».

  Слова зачитываются медленно (с промежутками 0,5-1 сек.) и четко. После первого повторения слов ребенком в специальной таблице протокола отмечаются воспроизведенные слова. Целесообразно отмечать  последовательность воспроизведения слов цифрами.  В  последней графе таблицы регистрируется суммарное количество слов, воспроизведенных ребенком. Никаких замечаний по  поводу деятельности ребенка не делается. После первого воспроизведения говорится, что «все хорошо», затем исследование продолжается.

   Важным условием  проведения  исследования является необходимость тишины в процессе исследования, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих ребенка.

   Необходима большая точность и стандартность произнесения слов.  Желательно, чтобы даже  интонирование при каждом повторении были идентичными.

   Инструкция  Б.  «Сейчас я снова прочту те же слова,  а ты их опять повторишь, и те, что ты говорил, и новые, которые запомнишь».

   Процедура запоминания повторяется 5 раз. 

   При третьем и последующих повторе слов инструкция в развернутом виде не повторяется. Психолог просто говорит: «Еще раз».

   Каждое  повторение слов ребенком регистрируется  в таблице протокола, также регистрируется суммарное количество запомненных слов  в каждой попытке.

   Через 40-50 минут специалист предлагает ребенку  вспомнить слова.

   Инструкция  В. «А теперь давай вспомним слова, которые мы запоминали».

  В протоколе регистрируются все слова, которые вспомнил ребенок и последовательность, в которой он их воспроизводил.

   По результатам исследования может быть построена кривая запоминания.

 

   Анализируемые показатели

·         объем непосредственного слухоречевого запоминания;

·         длительность (скорость) запоминания данного объема слов;

·         объем отсроченного воспроизведения;

·         динамика запоминания материала;

·         наличие литеральных или вербальных парафазии;

·         особенности фонематического восприятия.

 

   Возрастные нормативы  выполнения

 

предъявления

1

2

3

4

5

6 (отсроченное)

норма

4-5

5-6

6-7

7-8

8-10

6-7

снижение

0-3

0-4

0-5

0-6

0-7

0-5

 

 

       Запоминание 10 картинок

Цель: исследование особенностей зрительного запоминания.

Материал: 10 предметных картинок (используются картинки из набора «Предметная классификация». 3-5лет).

  Рекомендуемые для предъявления картинки:

4-5 лет:  кубик, дом, мяч, рыба, стул, часы (будильник), кот, лампа, медведь, самолёт.

5-7 лет: самолёт, яблоко, корабль, лампа, улитка, медведь, кубики, рыба, стул, часы (будильник).

Процедура проведения и регистрации результатов:

Ребёнку предъявляются 10 картинок, на которых изображены знакомые предметы. Ребёнка просят запомнить и назвать затем картинки, которые он запомнил.

В протоколе фиксируется, есть ли повторы, встречаются ли названия предметов, которых не показывали, сколько картинок ребёнок вспомнил.

Оценка результатов:

·   8 – 10 – хороший результат;

·   5 – 7  - средние показатели;

·   меньше 5 – слабые.

 

 

МЫШЛЕНИЕ

 

       Исключение предметов (4-й лишний)

Цель: исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля.

Материал: тестовый материал представляет набор изображений, где каждое задание представляет собой 4 изображения различных предметов, объединённых общей рамкой. Три предмета относятся к одной категории (могут быть объединены каким-либо общим для всех свойством или признаком), а четвёртый отличается от остальных каким-либо существенным признаком, который не совпадает с «понятийным полем» трёх других изображённых предметов. Наборы изображений выстроены по степени сложности.

Серия 1 (3 – 5 лет):

1.      Жёлтый кружок; зелёный овал; красный треугольник (все одного размера); розовый круг большего размера.

2.      Три различных треугольника разного цвета, синий квадрат.

3.      Три различных цветка, кошка.

4.      Слон, гусь, бабочка, ведро.

 

Серия 2 (5 – 6 лет):

1.      Сапог, ботинок, туфля, нога.

2.      Птица, стол, молоток, очки.

3.      Пароход, телега, машина, моряк.

4.      Шкаф, кровать, комод, этажерка.

 

Серия 3 (6 – 7 лет):

1.      Курица, лебедь, сова, ястреб.

2.      Расчёска, зубная щётка, тюбик, водопроводный кран.

3.      Пара коньков, футбольный мяч, лыжи, конькобежец.

4.      Катушка с нитками, курительная трубка, ножницы, напёрсток.

 

Процедура проведения и регистрации результатов

 Инструкция даётся на примере первого набора изображений предметов той серии, которая, по мнению специалиста, является (для ребёнка данного возраста и варианта развития) доступной. Ребёнку показывается первое задание из подходящей серии. Даётся всем известная инструкция.

Инструкция 1А. «На каждом рисунке изображены четыре предмета. Три из них можно объединить между собой, можно назвать одним словом, а четвёртый предмет к ним не подходит. Найди какой?»

В ситуации, когда ребёнок не понимает такой инструкции, ему даётся дополнительное разъяснение.

Инструкция 1Б. «Найди этот неподходящий предмет, объясни, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно одним словом назвать остальные три предмета?»

Если ответ ребёнка показывает, что он не понимает предлагаемого задания, специалист вместе с ним разбирает первую картинку данной серии, даёт обозначение трём предметам и объясняет, почему надо исключить четвёртый предмет (вариант помощи). Далее предлагается вторая картинка этой же серии.

Особо тревожному и неуверенному в себе ребёнку можно сказать, что не бывает неправильных ответов: как он считает, так и будет правильно, только надо будет объяснить, почему, как ему кажется, один предмет не подходит.

В регистрационном бланке отмечаются предмет, выбранный в качестве «лишнего», и объяснения ребёнка, почему он «лишний», и далее записывается обобщающее слово, которое ребёнок даёт трём другим предметам данного изображения. В графе «Категория ответа» фиксируется вид категории, к которой можно отнести объяснение ребёнка.

Варианты объединения трёх предметов по отношению к четвёртому:

К  - объединение по конкретному признаку;

КС – объединение по конкретно-ситуативному признаку;

Ф – объединение по функциональному признаку;

П – объединение по понятийному (категорийному) признаку;

Л – объединение по латентному признаку.

 

Анализируемые показатели

·         уровень доступной сложности выполнения методики (соотносится с общим количеством предъявляемых изображений);

·         уровень сформированности обобщения;

·         категорийность ответов (распределение ответов по категориям);

·         характер и развёрнутость объяснений ребёнка;

·         соотношение выделения существенных и несущественных (латентных) обобщающих признаков;

·         особенности обобщающих операций ребёнка, когнитивный стиль деятельности.

 

Анализ результатов

Каждая серия считается в целом нормативно доступной, начиная с определённого возраста.

Обычно дети 4 и 5 года жизни без труда выделяют «лишние» изображения первой серии, однако, как правило, затрудняются в объяснении выбора. В силу особенностей развития логического мышления в этом возрасте дети не всегда в состоянии проанализировать все картинки и часто не могут дать вербальный ответ. Однако при использовании первой серии удаётся выявить уровень актуального развития для этой возрастной группы. При работе с абстрактными изображениями (разноцветные большой и маленький круги, овал и треугольник или разноцветные треугольники и квадрат) дети 3-5 лет вычленяют в качестве ведущего признака первоначально цвет (3-4 года), а позднее – форму (4,5-5,5 лет), что соответствует выбору подходящих картинок при работе с методикой «Предметная классификация». При работе с реалистическими изображениями первой серии (цветы и кошка, обувь и нога) нормативно дети вычленяют «лишний» объект в соответствии с его конкретным значением, что выражается, естественно, в конкретных и конкретно-ситуативных ответах.

Для детей 5 – 6 лет наиболее характерно (в соответствии с уровнем понятийного развития этой возрастной группы) создание ситуативных и функциональных связей (объединений), а ближе к  7 годам нормативно могут появляться и ответы, относящиеся к понятийной категории. Очевидно, что для этой возрастной группы полностью доступна первая серия, ответы на изображения которой должны строиться по понятийному признаку, хотя в единичных случаях могут присутствовать и конкретно-ситуативные, и функциональные ответы.

Для детей, начиная с 6-летнего возраста, в ответах на картинки третьей серии, наряду с функциональными ответами, начинают появляться и собственно понятийные объединения (вычленение «лишнего» по понятийному признаку), что выражается в увеличении к 7 – 8 летнему возрасту ответов понятийной категории. В ответах на картинки первой и второй серий у детей этого возраста обычно преобладают ответы категории (П), хотя возможны отдельные функциональные и конкретно-ситуативные ответы.

 

Предметная классификация

Цель: выявление актуального уровня развития понятийного мышления ребёнка.

Материал: Данный вариант представляет набор специально подобранных цветных реалистических изображений:

·   1-я серия – 25 карточек размером 5х5 см;

·   2-я серия – 32 карточки размером 7х7 см.

 

Принципы подбора стимульного материала базировались на теоретических положениях Л.С. Выготского о формировании понятий у детей и заключались в следующем:

·   должны быть представлены изображения по всем значимым для детского восприятия признакам – цвет, форма, величина и т.п.

·   должны присутствовать изображения, несущие в себе несколько признаков одновременно, поскольку до определённого возраста именно перцепция, в соответствии с законом гетерохронии развития, «ведёт» за собой развитие мышления и речемыслительной деятельности в целом.

·   изображения должны быть безукоризненны с полиграфической точки зрения и общее их количество, безусловно, должно быть ограничено таким образом, чтобы, будучи разложены перед ребёнком, они находились в поле его зрения. В связи с этим размер и количество изображений должны быть соотносимы с возрастными показателями зрительного восприятия.

Процедура проведения и регистрации результатов

Карточки в случайном порядке раскладываются на столе перед ребёнком. Желательно, чтобы изображения, имеющие схожие признаки (например, одинакового цвета или формы), не лежали вместе (не находились друг подле друга).

Инструкция 1. «Посмотри на эти картинки, всё ли тебе тут знакомо?» При отрицательном ответе – незнакомые картинки обсуждаются. При положительном – обсуждать или называть картинки не следует.

После этого берётся первая стимульная карточка, обладающая каким-либо явно выраженным признаком (цветом, формой, каким-либо другим признаком, по мнению специалиста, в целом соответствующим уровню понятийного развития ребёнка), которая в то же время может быть отнесена и к определённому понятийному полю «более высокого уровня».

Инструкция 2. «Из всех лежащих перед тобой картинок подбери подходящую (выделяется интонацией) вот к этой».

Такая «глухая» инструкция подаётся специально для того, чтобы избежать каких-либо наводок со стороны психолога. Вместо слова «подходящую» могут быть использованы сходные по смыслу слова и выражения: «похожие», «которые можно сложить вместе с этой».

Если ребёнок не решается начать выбирать что-либо, ему оказывается стимулирующая помощь и говорится, что не бывает правильного или неправильного выбора, а всё, что он выберет, будет правильно. В начале работы от ребёнка не требуется объяснение причины подбора. Ребёнок просто подбирает к первой стимульной карточке все подходящие. Их может быть одна, две, три и более. Не имеет смысла останавливать ребёнка, если специалист «улавливает» принцип, по которому ребёнок подбирает изображения. Однако если и после второго-третьего повторного выбора (подбора к уже другим изображениям) психологу не ясен принцип подбора ребёнком изображений (невозможно вычленить какой-либо смыслообразующий признак или выбор принципиально хаотичен), допустимо спросить, почему эти картинки являются подходящими к изображению-стимулу. После каждого такого выбора карточки снова раскладываются на столе, и процедура повторяется со следующим изображением-стимулом в соответствии с гипотезой психолога, касающейся ведущего классификационного признака, который используется ребёнком для подбора. Например, если возникает ощущение, что ребёнок подбирает картинки в соответствии с формой изображённого на карточке-стимуле объекта, то для подтверждения этой гипотезы логично при выборе следующей карточки-стимула предложить изображение с явной «провокацией» какой-либо формы.

Выбираемые ребёнком карточки кладутся отдельно картинкой вниз, в то время как карточка-стимул должна быть видна ребёнку всё время.

Далее, в зависимости от того, какой из признаков выбирается ребёнком в качестве смыслообразующего (вербальная оценка этого объединения в этот момент не производится), выбирается следующая карточка-стимул.

Процедура повторяется 3-5 раз до тех пор, пока не станет понятен принцип выбора ребёнка, то есть психолог поймёт, какой признак (или признаки) является ведущим в актуальной познавательной деятельности ребёнка.

При подборе к третьей или последующей карточке-стимулу у ребёнка можно спросить, почему он считает эти изображения (картинки) подходящими друг к другу; почему он объединил их вместе (вариант: «сложил в одну кучку»).

После завершения исследования в любом случае даётся позитивная оценка результатов деятельности ребёнка.

В среднем процедура исследования занимает от 7 до 12 минут.

Все выборы ребёнка к каждой стимульной картинке, его реплики, а позже и объяснения, эмоциональные реакции и характер работы регистрируются в протоколе.

В процессе работы с ребёнком также отмечаются показатели работоспособности, темповые характеристики, мотивация ребёнка, критичность и адекватность реакций, а также особенности зрительного восприятия (в том случае, если ребёнок неправильно узнаёт или не может опознать какое-либо изображение).

 

Анализ результатов

Следует ещё раз отметить, что с помощью данной модификации предметной классификации выявляется тот ведущий (обобщающий, классификационный) признак, который характеризует уровень актуального развития понятийного мышления и который, как показывает практика, может существенного отличаться от «знаемого». Особенно чётко это видно при работе с детьми, занимающимися с логопедом. Такой ребёнок без труда может дать обобщающее название группе изображений, относящихся к тому или иному понятию. Но чаще это будет означать лишь «отработанность» этой темы со специалистом. В то время как актуальным (используемым в жизненной практике) для ребёнка будет являться смыслообразующий признак более «низкого» возрастного уровня.

В том случае, когда ребёнок младшего школьного возраста подбирает картинки преимущественно по несущественным, «латентным» признакам, имеет смысл проверить гипотезу о наличии искажений мышления, используя методики Исключение предметов, Определение понятий и Сравнение понятий, другие методики подобной направленности.

Как уже отмечалось, для каждого возрастного периода нормативным является определённый признак, характеризующий уровень актуального развития понятийного мышления ребёнка. Ниже приводятся основные наиболее типичные способы подбора изображений в соответствии с актуальным для данного возраста ведущим признаком.

 

Возрастные нормативы выполнения

·         От 2 до 3 лет дети, как привило, демонстрируют объединение по принципу цепного комплекса, то есть любой признак картинки может стать смыслообразующим и поменяться при предъявлении следующего аналогичного изображения.

·         От 3 до 4 лет основным признаком для объединения является цвет.

·         От 4 – 4,5 до 5лет встречаются выборы по сходству элементов (частей) изображений. Например: «с хвостиками», «с закорючками», «с остреньким» и т.п. Следует отметить, что подобные выборы нельзя считать «латентными», то есть несущественными, второстепенными, поскольку именно они в этот возрастной период могут являться смыслообразующими.

·         От 5 до 6,5 лет основным признаком для объединения предметов является ситуативный и/или ситуативно-функциональный (просто функциональный) признаки, которые были описаны Л.С. Выготским как потенциальные понятия.

·         После 5,5-летнего возраста наряду с ситуативным и/или ситуативно-функциональным признаками при объединении предметных изображений  появляются так называемые псевдопонятийные объединения – то есть ребёнок может к самолёту подобрать шарик, поскольку «они оба летают», и в то же время к картинке с изображением собаки подобрать изображения других животных, поскольку «это звери».

·         Вплоть до 7-летнего возраста в классификации предметных изображений могут сосуществовать различные основания для объединения изображений в группы. Это не свидетельствует о так называемой разноплановости мышления, а отражает, в основном, смену ведущего классификационного признака. Следует только учитывать, что доля «псевдопонятийных» (по Л.С. Выготскому) объединений должна неуклонно возрастать.

·         Ближе к 7 – 8-летнему возрасту мышление ребёнка становится более отвлечённым, и псевдопонятия как «мост, переброшенный между конкретным наглядно-образным и отвлечённым мышлением ребёнка» начинают уступать своё место собственно понятийному мышлению. В этом возрасте ребёнок уже способен подбирать изображения в соответствии с их категориальной соотнесённостью. Как уже говорилось, такие наиболее частотные и значимые для ребёнка понятия, как, например, «животные», ребёнок мог использовать и ранее.

·         Еще до 8 – 9-летнего возраста у детей могут наблюдаться редкие (единичные) выборы по ситуативному  или функционально-ситуативному принципу, что нельзя рассматривать как несформированность понятийного мышления.


МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТОРНОЙ АССИМЕТРИИ

Методы определения ведущего уха

·         Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.

·          Ребёнку предлагается сделать звонок по игрушечному телефону, трубка прикладывается к ведущему уху.

Методы определения ведущего глаза

·         Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.

·         Рассматривание предмета в «подзорную трубу» осуществляется ведущим глазом.

Методы определения ведущей ноги

·         Подпрыгивание на одной ноге, шаг вперёд и шаг назад, вставание на стуле на колени – нога, выполняющая движение первой, считается ведущей.

·         При закидывании ноги на ногу, сверху оказывается функционально преобладающая нога.

Методы определения ведущей руки

·         Ребёнку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырёк.

·         Раздавать карты (ведущая рука та, что раскладывает карты).

·         Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).

·         Погладить игрушку, держа её в руке (ведущая рука гладит).

·         Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.

·         Переплетение пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА (ПМПК)

 

Ф.И. ребенка________________________________________________                                  Возраст ____лет____мес.      Дата рождения _____________________

МДОУ № __________ Возрастная группа   ______________________

 

 

Специфика внешнего вида и поведение в ситуации обследования __                                                                                                            

__________________________________________________________

Принятие ситуации обследования, контактность,  ориентированность на выполнение задания, критичность

___________________________________________________________

к результатам. Темп работы, утомляемость, заинтересованность в правильном выполнении заданий, общая

___________________________________________________________

мотивация. Негативное отношение к совместным действиям, к самостоятельной работе, характер контактов

___________________________________________________________

со специалистом.

____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________Темп работы и работоспособность ________________________ _________________________________________________

Колебания работоспособности,   проявления усталости, изменения характера и стиля деятельности на фоне

___________________________________________________________

утомления, изменения эмоционального фона.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обучаемость _______________________________________

Вид и объем помощи в выполнении задания

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Произвольная регуляция психических процессов и функций _________________________________________________

Удержание инструкции, программы выполнения заданий, распределение внимания по ряду признаков

___________________________________________________________

одновременно

______________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

Восприятие ___________________________________________________________

                       Форма, цвет, величина, целостность восприятия

___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Внимание ____________________________________________________

                    Устойчивость внимания, переключаемость, распределение, объем

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Память ______________________________________________________

                        Скорость и объем слухоречевого запоминания, зрительная память. Долговременная память.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Мышление ___________________________________________________

                              Уровень сформированности обобщения, категорийность ответов. Соотношение выделения

___________________________________________________________

существенных и несущественных (латентных) обобщающих признаков.

______________________________________________________________________________________________________________________

Особенности латерализации _____________________________

 

Рука  П Л              Нога   П Л               Ухо  П Л                  Глаз  П Л      .  ___________________________________________________________

Ведущая рука ___________________________________________________________

 

 

 

Заключение психолога __________________________________________________________

                                                                  Совокупный комплекс особенностей развития высших психических

___________________________________________________________

функций и эмоционально-личностных особенностей ребенка. Соответствие актуального уровня развития

___________________________________________________________

возрастным нормам, степень готовности к обучению.

___________________________________________________________

 

 

Дата ____________     Педагог-психолог ________________________

                                                                               Подпись, инициалы, фамилия полностью

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА (ПМПК)

(подготовительная группа)

Ф.И. ребенка________________________________________________                                  Возраст ____лет____мес.      Дата рождения _____________________

МДОУ № __________ Возрастная группа   ______________________

 

 

Специфика внешнего вида и поведение в ситуации обследования __                                                                                                            

__________________________________________________________

Принятие ситуации обследования, контактность,  ориентированность на выполнение задания, критичность

___________________________________________________________

к результатам. Темп работы, утомляемость, заинтересованность в правильном выполнении заданий, общая

___________________________________________________________

мотивация. Негативное отношение к совместным действиям, к самостоятельной работе, характер контактов

___________________________________________________________

со специалистом.

____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________Темп работы и работоспособность ________________________ _________________________________________________

Колебания работоспособности,   проявления усталости, изменения характера и стиля деятельности на фоне

___________________________________________________________

утомления, изменения эмоционального фона.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обучаемость _______________________________________

Вид и объем помощи в выполнении задания

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Произвольная регуляция психических процессов и функций _________________________________________________

Удержание инструкции, программы выполнения заданий, распределение внимания по ряду признаков

___________________________________________________________

одновременно

___________________________________________________________

 

психологические качества

Уровень

 

развития

 

 

 

слабый

средний

хороший

высокий

1.

Речевое развитие

 

 

 

 

2.

Визуальное

линейное

 

 

 

 

 

мышление

структурное

 

 

 

 

3.

Понятийное инт. мышление

 

 

 

 

4.

Понятийное лог. мышление

 

 

 

 

5.

Речевое мышление

 

 

 

 

6.

Образное мышление

 

 

 

 

7.

Абстрактное мышление

 

 

 

 

8.

Скорость перераб. инф.

 

 

 

 

9.

Внимательность

 

 

 

 

10.

Зрит.-моторная координация

 

 

 

 

11.

Кратковрем. речев. память

 

 

 

 

12.

Кратковрем. зрит. память

 

 

 

 

13.

Тревожность

 

 

 

 

Особенности латерализации _____________________________

 

Рука  П Л              Нога   П Л               Ухо  П Л                  Глаз  П Л      .  ___________________________________________________________

Ведущая рука_______________________________________________

Заключение психолога __________________________________________________________

                                                                  Совокупный комплекс особенностей развития высших психических

___________________________________________________________

функций и эмоционально-личностных особенностей ребенка. Соответствие актуального уровня развития

___________________________________________________________

возрастным нормам, степень готовности к обучению.

___________________________________________________________

 

Дата ____________     Педагог-психолог ________________________

                                                                               Подпись, инициалы, фамилия полностью

ПРИМЕЧАНИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ

            В «шапке» полностью пишется фамилия, имя обследуемого ребенка, его возраст на момент обследования, полная дата рождения.

В разделе «Специфика внешнего вида и поведение ребенка в ситуации обследования» кратко описать внешний вид ребёнка (состояние одежды, ногтей, кожи, характерные особенности внешнего вида, конституциональные характеристики, наличие каких-либо выглядящих патологически признаков (стигм) и т.п.). Важным показателем также является соответствие антропометрических характеристик (рост, вес, пропорции частей тела) паспортному возрасту. Внешний вид ребенка может быть соотнесен с внешним видом родителей, что дает огромную информацию не только о  наследственных особенностях, но и о  внутрисемейных отношениях.

            Далее необходимо проанализировать специфику поведения ребенка в процессе работы с психологом, его контактность, ориентированность на совместную либо самостоятельную деятельность, критичность к результатам выполнения того или иного задания, адекватность принятия ситуации экспертизы. Следует обратить внимание на темп работы ребенка, заинтересованность в правильном выполнении заданий, общую мотивацию. Обязательно отмечаются проявления элементов негативного отношения к обследованию, отказ от деятельности или контактов со специалистом.

    Анализируется характер игровых действий в процессе нахождения ребенка на обследовании, оцениваются творческие и эмоциональные ее характеристики, особенности использования тех или иных игровых материалов либо отсутствие игрового компонента деятельности (как в процессе обследования, так и по описаниям взрослых).

    Отмечается наличие гиперактивности, двигательной расторможенности.

В разделе «Темп работы и работоспособность» отмечаются колебания работоспособности, время, в течение которого ребенок может продуктивно и целенаправленно работать, отмечаются проявления усталости, изменения характера и стиля деятельности на фоне утомления (например, возникновение импульсивности на фоне утомления). Также отмечаются изменения эмоционального фона (проявления плаксивости, неадекватного смеха, негативизма – как результата утомления). Отмечается влияние  смены мотивации на работоспособность (вместо учебной — игровая или соревновательная), а также тип мотивации, который наиболее позитивно влияет на работоспособность ребенка.

    При оценке работоспособности также должно быть учтено влияние гиперактивности,  двигательной расторможенности, если таковые особенности имеются.

 

«Обучаемость».

При анализе выполнения того или иного задания, направленного на исследование познавательной сферы необходима оценка потенциала познавательной деятельности ребёнка, иначе обучаемости (вид и объём необходимой ребёнку помощи в выполнении заданий).   Можно выделить следующие виды помощи, выстроенные в логике увеличения её объёма и развёрнутости для ребёнка:

1)      стимулирующая помощь;

2)      организующая помощь (создание внешней программы деятельности);

3)      введение дополнительной наглядности;

4)      разъясняющая помощь;

5)      полная развёрнутая обучающая помощь с дальнейшим переносом на аналогичный материал.

 

При определении уровня произвольной регуляции психических процессов и функций также не предусматривается каких-либо специализированных методик. Оценка возможности целенаправленной организации собственной деятельности и произвольной регуляции ребёнком своей познавательной активности производится при анализе следующих возможностей:

1.      Удержание инструкции:

1)      не удерживает;

2)      удерживает при повторении инструкции;

3)      удерживает самостоятельно.

2.      Удержание программы выполнения заданий как невербального, так и вербального характера:

1)      не удерживает;

2)      удерживает при вынесении программы вовне;

3)      удерживает самостоятельно.

3.      Распределение внимания по ряду признаков одновременно:

1)      способен «удержать» только один признак;

2)      способен к распределению внимания и «работе» с двумя  признаками при незначительной помощи взрослого;

3)      способен к распределению внимания и продуктивной работе с двумя и более признаками самостоятельно.

 

Подобная оценка обучаемости и произвольной регуляции возможна при наблюдении за выполнением большинства методик и заданий.

 

 

    Особенности внимания

    Внимание как феномен, на основе которого разворачивается вся психическая деятельность ребенка, является одной из наиболее важных  характеристик, которую необходимо учитывать при проведении практически любой диагностической процедуры. Необходимо оценить  возможности ребенка в плане сосредоточения, переключения и распределения внимания по ряду признаков  в заданиях, в частности в заданиях неучебного характера, связь устойчивости внимания с объемом восприятия (например, значительные трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала) и временем работы ребенка. Также оценивается наличие флуктуации внимания и характер изменения его на фоне утомления, возбуждения или негативизма ребенка, связь параметров внимания с наличием или отсутствием такой характеристики, как гиперактивность.

 

 «Особенности латерализации» отражают доминантность функционирования парных органов чувств: определяются ведущая рука, нога, ухо, глаз.

    При анализе характера латерализации оценивается тип латерализации (правосторонняя, левосторонняя или смешанная латерализация),  наличие элементов левшества или левшеских тенденций (знаков). Важным параметром анализа является оценка взаимосочетания доминирующих органов (например, ведущая левая рука и левый глаз или ведущая правая рука и ухо при доминировании левого глаза и т.п.). Психологу в своем анализе необходимо учитывать все особенности деятельности ребенка, в той или иной степени связанные с особенностями латерализации. Здесь можно отметить, в каком направлении ребенок раскладывает  последовательность картинок в методике "Установление последовательности событий", с какого угла начинает рисовать и в каком направлении рисует, движения взора ребенка при описании им сюжетных картин, какой рукой  берет карточки или кубики, а какой рукой помогает, какой рукой перелистывает книгу (и даже — какой рукой ковыряет в  носу или чешет за ухом при условии, что обе руки свободны!).

    Также необходимо проанализировать теснейшим образом  связанные с этими особенности моторного развития.


Уважаемые коллеги! Для обследования детей, поступающих на психолого-медико-педагогическую комиссию, предлагаем обновленный диагностический комплекс

Уважаемые коллеги! Для обследования детей, поступающих на психолого-медико-педагогическую комиссию, предлагаем обновленный диагностический комплекс

Блок методик для обследования детей №

Блок методик для обследования детей №

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие цвета и формы

ВОСПРИЯТИЕ Восприятие цвета и формы

Возрастные нормативы выполнения: 2,5 - 3,5 года – предъявлять не более 4-5 вкладышей, при этом образец (уже сложенные 3-4 формочки) может находиться на столе

Возрастные нормативы выполнения: 2,5 - 3,5 года – предъявлять не более 4-5 вкладышей, при этом образец (уже сложенные 3-4 формочки) может находиться на столе

Анализируемые показатели: · уровень доступной сложности задания; · преимущественная стратегия деятельности; · сформированность пространственного анализа и синтеза; · критичность ребёнка к собственным результатам; · обучаемость…

Анализируемые показатели: · уровень доступной сложности задания; · преимущественная стратегия деятельности; · сформированность пространственного анализа и синтеза; · критичность ребёнка к собственным результатам; · обучаемость…

ВНИМАНИЕ Методика В.М. Когана

ВНИМАНИЕ Методика В.М. Когана

Это условие должно соблюдаться на каждом этапе

Это условие должно соблюдаться на каждом этапе

Инструкция 3. «А теперь снова пересчитывай карточки и одновременно раскладывай все карточки подряд в кучки по форме (по фигуркам), складывая одинаковые с одинаковыми»

Инструкция 3. «А теперь снова пересчитывай карточки и одновременно раскладывай все карточки подряд в кучки по форме (по фигуркам), складывая одинаковые с одинаковыми»

Инструкция 4Б. «Посмотри – эта таблица словно домик

Инструкция 4Б. «Посмотри – эта таблица словно домик

Примечание. В случае невозможности деятельности ребёнка на каком-либо из этапов (например, при наличии выраженных нарушений работоспособности, грубой несформированности познавательной деятельности и т

Примечание. В случае невозможности деятельности ребёнка на каком-либо из этапов (например, при наличии выраженных нарушений работоспособности, грубой несформированности познавательной деятельности и т

Работоспособность в целом сохраняется постоянной, без явных признаков истощения

Работоспособность в целом сохраняется постоянной, без явных признаков истощения

При проведении последнего, 4-го этапа оценивается возможность распределения внимания по трём признакам одновременно

При проведении последнего, 4-го этапа оценивается возможность распределения внимания по трём признакам одновременно

Дополнительный анализ Дополнительно могут быть оценены некоторые особенности ребёнка, традиционно выявляемые, в частности, в процессе нейропсихологической диагностики: · мануальные предпочтения – какой рукой ребёнок держит…

Дополнительный анализ Дополнительно могут быть оценены некоторые особенности ребёнка, традиционно выявляемые, в частности, в процессе нейропсихологической диагностики: · мануальные предпочтения – какой рукой ребёнок держит…

Важно отметить и ведущий тип мотивации ребёнка при работе с заданием: ребёнку просто интересно, что получится, или уже сформирована мотивация достижения, соревновательная мотивация по типу:…

Важно отметить и ведущий тип мотивации ребёнка при работе с заданием: ребёнку просто интересно, что получится, или уже сформирована мотивация достижения, соревновательная мотивация по типу:…

ПАМЯТЬ Запоминание 10 слов (по

ПАМЯТЬ Запоминание 10 слов (по

Необходима большая точность и стандартность произнесения слов

Необходима большая точность и стандартность произнесения слов

Возрастные нормативы выполнения предъявления 1 2 3 4 5 6 ( отсроченное) норма 4-5 5-6 6-7 7-8 8-10 6-7 снижение 0-3 0-4 0-5 0-6 0-7…

Возрастные нормативы выполнения предъявления 1 2 3 4 5 6 ( отсроченное) норма 4-5 5-6 6-7 7-8 8-10 6-7 снижение 0-3 0-4 0-5 0-6 0-7…

МЫШЛЕНИЕ Исключение предметов (4-й лишний)

МЫШЛЕНИЕ Исключение предметов (4-й лишний)

Расчёска, зубная щётка, тюбик, водопроводный кран

Расчёска, зубная щётка, тюбик, водопроводный кран

В регистрационном бланке отмечаются предмет, выбранный в качестве «лишнего», и объяснения ребёнка, почему он «лишний», и далее записывается обобщающее слово, которое ребёнок даёт трём другим…

В регистрационном бланке отмечаются предмет, выбранный в качестве «лишнего», и объяснения ребёнка, почему он «лишний», и далее записывается обобщающее слово, которое ребёнок даёт трём другим…

Обычно дети 4 и 5 года жизни без труда выделяют «лишние» изображения первой серии, однако, как правило, затрудняются в объяснении выбора

Обычно дети 4 и 5 года жизни без труда выделяют «лишние» изображения первой серии, однако, как правило, затрудняются в объяснении выбора

В ответах на картинки первой и второй серий у детей этого возраста обычно преобладают ответы категории (П), хотя возможны отдельные функциональные и конкретно-ситуативные ответы

В ответах на картинки первой и второй серий у детей этого возраста обычно преобладают ответы категории (П), хотя возможны отдельные функциональные и конкретно-ситуативные ответы

В связи с этим размер и количество изображений должны быть соотносимы с возрастными показателями зрительного восприятия

В связи с этим размер и количество изображений должны быть соотносимы с возрастными показателями зрительного восприятия

Ребёнок просто подбирает к первой стимульной карточке все подходящие

Ребёнок просто подбирает к первой стимульной карточке все подходящие

При подборе к третьей или последующей карточке-стимулу у ребёнка можно спросить, почему он считает эти изображения (картинки) подходящими друг к другу; почему он объединил их…

При подборе к третьей или последующей карточке-стимулу у ребёнка можно спросить, почему он считает эти изображения (картинки) подходящими друг к другу; почему он объединил их…

В то время как актуальным (используемым в жизненной практике) для ребёнка будет являться смыслообразующий признак более «низкого» возрастного уровня

В то время как актуальным (используемым в жизненной практике) для ребёнка будет являться смыслообразующий признак более «низкого» возрастного уровня

От 5 до 6,5 лет основным признаком для объединения предметов является ситуативный и/или ситуативно-функциональный (просто функциональный) признаки, которые были описаны

От 5 до 6,5 лет основным признаком для объединения предметов является ситуативный и/или ситуативно-функциональный (просто функциональный) признаки, которые были описаны

Еще до 8 – 9-летнего возраста у детей могут наблюдаться редкие (единичные) выборы по ситуативному или функционально-ситуативному принципу, что нельзя рассматривать как несформированность понятийного мышления

Еще до 8 – 9-летнего возраста у детей могут наблюдаться редкие (единичные) выборы по ситуативному или функционально-ситуативному принципу, что нельзя рассматривать как несформированность понятийного мышления

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТОРНОЙ АССИМЕТРИИ

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТОРНОЙ АССИМЕТРИИ

Погладить игрушку, держа её в руке (ведущая рука гладит)

Погладить игрушку, держа её в руке (ведущая рука гладит)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА (ПМПК)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА (ПМПК)

Произвольная регуляция психических процессов и функций _________________________________________________

Произвольная регуляция психических процессов и функций _________________________________________________

Мышление ___________________________________________________

Мышление ___________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА (ПМПК) (подготовительная группа)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА (ПМПК) (подготовительная группа)

Произвольная регуляция психических процессов и функций _________________________________________________

Произвольная регуляция психических процессов и функций _________________________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ

ПРИМЕЧАНИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ

Отмечается наличие гиперактивности, двигательной расторможенности

Отмечается наличие гиперактивности, двигательной расторможенности

При определении уровня произвольной регуляции психических процессов и функций также не предусматривается каких-либо специализированных методик

При определении уровня произвольной регуляции психических процессов и функций также не предусматривается каких-либо специализированных методик

Особенности внимания Внимание как феномен, на основе которого разворачивается вся психическая деятельность ребенка, является одной из наиболее важных характеристик, которую необходимо учитывать при проведении практически…

Особенности внимания Внимание как феномен, на основе которого разворачивается вся психическая деятельность ребенка, является одной из наиболее важных характеристик, которую необходимо учитывать при проведении практически…

Здесь можно отметить, в каком направлении ребенок раскладывает последовательность картинок в методике "Установление последовательности событий", с какого угла начинает рисовать и в каком направлении рисует,…

Здесь можно отметить, в каком направлении ребенок раскладывает последовательность картинок в методике "Установление последовательности событий", с какого угла начинает рисовать и в каком направлении рисует,…
Скачать файл