Коррекционно-развивающая программа
«Путешествие в волшебный лес»
(для детей средней возрастной группы
с особыми образовательными потребностями)
Автор-составитель:
Каминская Мария Юрьевна
2016 год
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………………4
Пояснительная записка ………………………………………………………... 5
Вид программы и её направленность ……………………………….. 6
Цели и задачи ………………………………………………………………..8
Практическая значимость ……………………………………….................. 8
Участники программы …………………………………………................... 8
Описание способов, которыми обеспечивается гарантия
прав участников программы ………………………………………………. 12
Обеспечение гарантий прав участников программы …………………….. 13
Сроки и этапы реализации программы …………………………………….. 15
Программа построена по следующему алгоритму ……………………….... 16
Учебно-тематический план …………………………………………………... 24
Список литературы …………………………………………………………… 42
Приложение 1 …………………………………………………………………. 43
Приложение 2 …………………………………………………………………. 47
Отзыв администрации ДОУ ………………………………………………….. 49
Приложение 3 …………………………………………………………………. 50
Аннотация
Коррекционно-развивающая программа «Путешествие в волшебный лес» предназначена для детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. Данная программа является одним из компонентов в системе психолого-педагогического сопровождения указанной категории детей.
Программа разработана на основе метода сказкотерапии с использованием приёмов игровой терапии и психогимнастикии, с включением музыкального сопровождения как вспомогательного средства.
Работа строится с опорой на ведущую деятельность дошкольника– игровую, которая рассматривается как универсальное средство оптимизации психического развития в дошкольном возрасте.
Игры в музыкальном сопровождении снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого, то есть социализируют ребёнка.
Использование подвижных и результативных игр, психодинамической медитации, психомышечной релаксации в комплексе занятий позволяет стабилизировать эмоциональное состояние детей, раскрыть ресурсы детской психики, актуализировать их и работать на расширение «зоны ближайшего развития».
По завершении занятий у детей наблюдаются позитивные изменения в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: они приобретают уверенность в себе, своих действиях, снижается проявление импульсивности в поведении, раскрывается творческий потенциал, формируется способность к концентрации внимания.
Данную программу можно использовать как в работе с воспитанниками групп коррекционно-развивающей направленности, так и с детьми общеобразовательных групп.
Пояснительная записка
Период дошкольного детства имеет особую значимость для формирования личности ребёнка. Дети активно изучают окружающий мир, многообразие проявлений эмоциональной жизни, усваивают нормы и правила поведения. И первые учителя детей в мире социальных отношений – это близкие взрослые. К сожалению, родители, от которых зависит становление чувства «базового доверия к миру» сына или дочери, часто в силу незнания, порой в результате дефицита времени или под давлением собственных психологических проблем не могут оказать полноценного внимания и поддержки развитию эмоционального мира ребёнка.
Эмоциональные перегрузки оказывают непосредственное влияние на соматическое здоровье. И, если взрослый человек может открыто заявить о существующей проблеме, о переживаемых эмоциях, что снижает риск возникновения психосоматических заболеваний, то ребёнку сложно обозначить свои чувства словесно. Кроме этого, психологическое состояние ребёнка тесно связано с эмоциональным микроклиматом в семье. Капризы, упрямство, агрессивность – это те способы, с помощью которых дети «заявляют» о своём неблагополучии [1].Детские конфликты находят внешнее выражение в нарушениях общих свойств эмоциональной регуляции (предметности, адекватности ситуации, избирательности). Из общего количества эмоциональных нарушений у детей среднего дошкольного возраста выделяются острые эмоциональные реакции, окрашивающие конкретные конфликтные для ребёнка ситуации, напряжённые эмоциональные состояния и нарушения динамики эмоциональных состояний. Эмоциональные нарушения, которые входят в структуру неврозов, неврозоподобных расстройств, являются коррелятом предболезненных состояний, в последнее время получили широкое распространение среди дошкольников. При этом эмоциональное благополучие имеет первостепенное значение для социально-личностного становления детей. Многие исследователи неоднократно подчеркивают, что эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения, приводят к нарушению социальных контактов [2].
Формирование мотивов и потребностей, волевой регуляции поведения, самооценки, мировосприятия является естественным продолжением раннего аффективного развития ребёнка.
Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья предъявляет новые требования к организации коррекционно-развивающей работы через использование вариативных форм, способов, методов и средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Образовательная деятельность в дошкольном учреждении сегодня ориентируется на задачи, заявленные в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, среди которых одна из важных – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Пластичность высшей нервной деятельности ребёнка, незавершённость становления устойчивой структуры личности, податливость дошкольника по отношению к воспитательным воздействиям служат надёжным гарантом эффективности своевременной психокоррекционной работы[5].
Вид программы и её направленность
Представленная коррекционно-развивающая программа ориентирована на работу с детьми с задержкой психического развития, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, и является одним из компонентов в системе психолого-педагогического сопровождения детей данной категории.
У значительной части детей, страдающих задержкой психического развития, интеллектуально-познавательная недостаточность является вторичной, обусловленной нарушениями, так называемых предпосылок интеллекта: памяти, внимания, работоспособности, речи, эмоционально-волевых и других компонентов формирования личности.
Анализ медицинских карт и историй развития воспитанников, обнаруживает у детей наличие неврозоподобных состояний (в виде гипер- и гиподинамического синдрома, эмоциональных нарушений на фоне частых (4-6 раз в год и более) простудных заболеваний),преневротических расстройств (пониженное настроение, вредные привычки, повышенная тревожность, неуверенность в себе, чрезмерная чувствительность к оценке), а также нарушение общения со сверстниками.
· Сказкотерапия как метод, позволяющий на материале сказки восстановить адекватное поведение ребёнка.
Психодинамическая медитация как приём сказкотерапии, связанный с движением в определённом образе (состоянии) и позволяющий сбалансировать психику и накопить энергию.
· Игровая терапия – метод, использующий ведущую деятельность дошкольника для оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в развитии и для оптимизации психического развития.
Подвижные игры с правилами, основным содержанием которых является воспроизведение заданного образца и игровые упражнения на саморегуляцию.
Результативные игры – цель которых в достижении результата, «тестирующего» уровень развития определённой способности, умения, навыка ребёнка.
· Психогимнастика как метод, направленный на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка.
Психомышечная релаксация – техника саморасслабления.
Цели и задачи
Цель программы – укрепление эмоционального благополучия ребёнка, стабилизация эмоционального состояния.
В процессе работы по достижению цели решаются следующие задачи:
· снизить эмоциональное и телесное напряжение;
· формировать навыки саморасслабления;
· формировать адекватную самооценку;
· развивать коммуникативные навыки;
· развивать произвольную регуляцию поведения;
· развивать слуховое, зрительное внимание, способность к концентрации внимания;
· развивать воображение.
Практическая значимость
Практическая значимость данной программы заключается в оказании помощи детям в достижении эмоциональной устойчивости, в стабилизации эмоционального состояния, актуализации и раскрытии ресурсов детской психики. Реализация данной программы обеспечивает проработку эмоционально-личностных проблем детей в преневротическом состоянии. По завершении занятий у участников группы наблюдаются позитивные изменения в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: они приобретают уверенность в себе, своих действиях, снижается проявление импульсивности в поведении, формируется способность к концентрации внимания, раскрывается творческий потенциал.
Участники программы: воспитанники средней группы коррекционно-развивающей направленности (дети 4–5 лет) с заключениями ПМПК: парциальная несформированность высших психических функций смешанного типа, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития. Курс занятий может быть использован в работе с детьми общеобразовательных групп.
В отечественной психологии проблема сохранения эмоционального здоровья детей исследовалась в работах таких ученых как А.В. Запорожец (1986), А.С. Захаров (1995), А.С. Спиваковская (1999).
Концепция эмоционального развития ребёнка, представленная в работах А.В. Запорожца (1986), помогает лучше понять психологическое значение вербализации чувств и переживаний ребёнка, представляющей собой в соответствии с взглядами представителей гуманистически ориентированного подхода в игровой терапии, решающее условие коррекционной работы.
Игра является необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельностью. Основанием для использования метода игровой терапии явились теории психического развития ребёнка и теории детской игры Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Сюжетно-ролевая игра определяется как ведущая деятельность дошкольного возраста (Д. Б. Эльконин, 1978; А. Н. Леонтьев, 1972), оказывая влияние на развитие мотивационно-потребностной сферы, наглядно-образного мышления ребёнка, формирование внутреннего плана действий, произвольности поведения и деятельности, определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста.
Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребёнка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственное место, где ребёнок получает возможность свободного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний.
В дошкольном возрасте в контексте сюжетно-ролевой игры возникают и развиваются такие виды игр, как подвижные игры с правилами, игры-драматизации, результативные игры.
Подвижные игры представляют собой вариант сюжетно-ролевых игр с редуцированными ролями, скрытой воображаемой ситуацией и развёрнутыми правилами.
Результативные игры дают обратную связь для осознания своих возможностей и умений, а, с другой стороны, достижение результата обеспечивает условия для удовлетворения потребности ребёнка в социальном признании[3].
В качестве основных психологических механизмов коррекционного воздействия игры, реализуемых в данной программе, можно выделить:
· изменение позиции ребёнка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;
· формирование наряду с игровыми реальных отношений как равноправных партнёрских отношений сотрудничества и кооперации между ребёнком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;
· формирование способности ребёнка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате.
В программе особое место отводится играм в музыкальном сопровождении. Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка.
В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. А для этого, указывал В.М. Бехтерев, необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребёнка отвечать на определённые раздражители (слуховые и зрительные)[7]. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память (Н.С. Самойленко, В.А. Гринер, Е.В. Конорова, Е.В. Чаянова).
Настоящая программа разработана с учётом возрастных психологических особенностей детей и включает в себя виды и формы деятельности наиболее близкие природе ребёнка: в канве сказкотерапии используются приёмы игровой терапии и психогимнастики.
Метод сказкотерапии направлен наинтеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия с окружающим Миром посредством сказочной формы. Концепция сказкотерапии строится на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа.В основе сказкотерапии лежит принцип духовного, целостного развития личности ребёнка, «расширение» поля сознания и поведения, поиск нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом с ребёнком[2]. Для работы в рамках настоящей программы из сказкотерапии позаимствован приём психодинамической медитации (Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева).
Психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-волевой сферы)[5]. Немаловажное значение автор курса психогимнастики М.И. Чистякова уделяет психомышечной тренировке (обучению приёмам саморасслабления). Так как со слов Г. Модсли: «Кто не умеет управлять мускулатурой, не способен и к вниманию». Упражнения по психомышечной тренировке включены в данную программу и эффективно работают на достижение цели по стабилизации эмоционального состояния и реализацию задачи по снятию эмоционального напряжения.
Психологическое здоровье складывается из многих компонентов. Один из них – это эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость. Уверенный в себе, в своих возможностях ребёнок, способный к произвольному поведению, уважающий себя и членов своей группы имеет больше шансов вырасти в счастливого человека, самодостаточного, реализовавшего свои способности. Очень важно вовремя оказать помощь ребёнку, испытывающему затруднения в развитии эмоционально-волевой сферы и предупредить, таким образом, развитие вариантов социальной депривации, делинквентного поведения.
Описание способов,
Гарантия прав участников программы обеспечивается следующими условиями и правилами:
- согласие родителей на участие ребенка в занятиях по данной программе;
- организация на занятиях благоприятной психологической атмосферы и обеспечение психологической безопасности участникам;
- создание ситуации успеха каждому ребенку, учитывая его особенности развития;
- моделирование условий для проявления активности каждого участника, включения его в игровую деятельность и поддержания интереса к игре.
Целесообразно введение следующих ограничений:
- по количественному составу группы: в группу включают не более 7 чел.;
- по возрастному критерию: дети, включённые в группу, не должны отличаться по возрасту более чем на 12 месяцев;
- по принципу дополнения: группа должна быть разнородной, включая детей с разнообразными синдромами так, чтобы участники группы имели возможность, наблюдая за поведением сверстника, подражать адекватным, социально поощряемым моделям (желательно разводить в разные группы детей с нарушением двигательной активности и внимания, проявлением агрессивности).
Обеспечение гарантий прав участников программы
Педагоги, осуществляющие коррекционно-развивающую работу, действуют, руководствуясь следующими документам:
- Этический кодекс психолога службы практической психологии образования России (принят 14.02.2012 г., V съездом Российского психологического общества).
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 № 273;
- Конвенция ООН о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989);
- нормативные локальные акты образовательного учреждения;
Гарантия прав участников программы обеспечивается методологическими принципами ведения группы:
- поддержание на занятиях атмосферы доброжелательности;
- организация занятий в игровой форме;
- положительная эмоциональная оценка любого достижения ребёнка;
- психолого-педагогическая поддержка родителей в процессе образовательной деятельности.
Требования к специалистам, реализующим программу:
· специалисты, реализующие программу должны работать по специальности психолог, педагог-психолог и обладать достаточным уровнем психологических знаний, знаниями в области специальной психологии.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации данной программы, включает:
· описанные ниже структуру и содержание программы;
· конспекты занятий;
· список научно-методической литературы;
· подборка аудиозаписей для музыкального сопровождения занятий.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:
· помещение, приспособленное для проведения групповых занятий;
· магнитофон;
· комната для занятий;
· ковёр для занятий на полу;
· столы, стулья, дуги из модульного конструктора;
· колокольчик (1 шт.), обручи (по количеству детей), флажок (1 шт.), картофель (1 шт.), канат;
· магнитофон, СD с аудиозаписями:
«Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа»;
Классическая музыка: THE MOST POPULAR CLASSICAL MUSIK IN THE WORLD EVER! PART II
Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы не предъявляется.
Сроки и этапы реализации программы
Работа по программе проходит в два этапа.
На подготовительном этапе проводится анализ заключений ПМПК, наблюдения за детьми в группе, проводятся консультации с родителями с целью выявления особенностей раннего развития детей и запросов на работу со стороны воспитывающих взрослых. По итогам полученных данных комплектуется группа для занятий. На основании наблюдений за детьми подбирается «начинка» для занятий: подвижные игры с правилами, результативные игры.
Одновременно разрабатывается и утверждается нормативно правовая база: план работы, журнал протоколов занятий.
Основной этап предполагает непосредственную работу с детьми, направленную:
· на снижение телесного и эмоционального напряжения;
· формирование навыков саморасслабления;
· развитие акустического внимания, памяти;
· формирование навыков сотрудничества;
· преодоление двигательного автоматизма, развитие саморегуляции;
· развитие эмоциональной устойчивости;
· развитие воображения.
Реализуется программа в форме групповых коррекционно-развивающих занятий. С первого занятия внимание специалиста, работающего с детьми, акцентируется на снижении эмоционального и телесного напряжения, формировании коммуникативных навыков. В дальнейшем с работой по стабилизации эмоционального состояния тесно переплетаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
Программа построена по следующему алгоритму:
· I блок «Проработка телесных зажимов посредством психомышечной релаксации и психодинамической медитации»
· II блок «Развитие коммуникативных навыков»
· III блок «Развитие познавательной сферы»
Такая форма проведения занятий помогает в комплексе решать проблемы развития эмоционально – волевой и познавательной сфер. Занятия проводятся в соответствии с намеченным графиком.
Работу по программе желательно проводить комплексно.
Программа рассчитана на 9 занятий, периодичность – 1 раз в неделю, с октября по декабрь.
На завершающем этапе работы проводится анкетирование родителей по удовлетворённости работой детей в группе.
Если специфика группы требует дополнительной проработки какого-нибудь блока, программа может быть скорректирована с помощью дополнительных занятий. В зависимости от возможностей учреждения и мотивации участников количество встреч может быть скорректировано (увеличение или уменьшение).
Оптимальное количество участников 5 человек, от количества участников группы зависит продолжительность занятия. Продолжительность занятия составляет в среднем 30 минут.
В своей работе психолог руководствуется рядом принципов, которые позволяют избежать того, чтобы его воспринимали как одного из воспитателей: принципы безопасности, учёта реальной ситуации, нейтральной позиции, сотрудничества и распределения ответственности.
Для повышения эффективности программы необходимо соблюдение ряда дополнительных условий. Работа требует системности и комплексного подхода.
Важным фактором успешности работы является мотивация родителей детей - участников группы. Способствовать её созданию могут индивидуальные консультации, на которых рассказывается о целях работы группы, форме её проведения и ожидаемые результаты.
Для построения занятий используется следующая схема
Каждое занятие начинается с приветствия, которое повторяется из занятия в занятие и является своеобразным ключом к переходу из обыденной жизни в игровую ситуацию. Завершается занятие также символичным ритуалом: со словами «До свидания» все участники складывают ладошки одна на другую.
Кроме этого, использованы приёмы «введения» в занятие, в волшебный лес. На поляну игр и с поляны игр есть только одна «дверь»: мостик, тоннель, радуга или канат. Это некоторый «сказочный» закон, который нормирует ребёнка.
Занятие включает в себя три фазы: психодинамическая медитация, подвижные или результативные игры, психомышечная релаксация.
I фаза - психодинамическая медитация. Этот метод связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности и получением позитивного двигательного опыта. Он также направлен на общую энергетизацию тела[2].
Выделяют несколько видов психодинамических медитаций.
Первая группа приёмов связана с перевоплощением в животных. Время перевоплощения 8-10 минут. Дети хорошо чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки, что способствует снижению эмоционального, интеллектуального и телесного напряжения. Перевоплощение в животных развивает воображение ребёнка. Кроме того, такое упражнение можно использовать и как зарядку, так как, изображая животных, дети тренируют различные группы мышц. Для гиперактивных детей – это хороший способ «разрядки», для застенчивых – такой приём поможет им почувствовать себя более свободными. Важно, чтобы ведущий принимал непосредственное участие в перевоплощениях – это улучшит взаимодействие с детьми. Дети не просто играют «в животных», а учатся чувствовать их мир и своё тело.
Вторая группа приёмов связана с погружением в различные стихии («Земля»). Упражнение, которое даёт возможность представить и «пройти» по разным видам почвы, способствует уравновешиванию психики, общей энергетизации тела и развивает воображение. Опыт хождения по разным типам почвы помогает человеку «заземлиться», сбалансировать свои чувства.
Следующая группа связана с упражнениями с тканью («Паутинка»). Такие упражнения развивают чувство опоры, стабильности, укрепляет мышцы ног, и развивают координацию движений. Упражнение с покачиванием ребёнка, сидящего в центре Паутинки, помогает ребёнку ощутить чувство любви и доверия. Кроме того, это сплачивает детей, помогает им чувствовать ответственность друг за друга.
II фаза – подвижные игры. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, интеллектуальные способности. Особенно важно то, что дети учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать, запоминать[7;8].
Подвижные игры ориентированы на взаимодействие и очень наглядны. Не только ведущий, но и все участники игры быстро получают обратную связь. Каждый ребёнок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми и ведущим, научиться справляться с неудачами и переживать успех. Ведущий стремится создать для ребёнка как можно больше ситуаций успеха. Удовлетворение, которое ребёнок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что-то делает хорошо, становится основой позитивного образа себя.
При подборе игр соблюдаются следующие принципы:
· в играх создаются разнообразные возможности для экспериментирования и получения нового опыта; каждый ребёнок может побыть в центре внимания и почувствовать себя успешным.
· Благодаря тому, что предлагаемые задания выполняются разными способами, дети могут играть в соответствии со своими возможностями.
· Игры составлены так, что опасность получить физическую или эмоциональную травму минимальна.
· Цели игр ясны и достижимы.
· Ошибки и недостатки в выполнении заданий становятся источником как нового опыта, так радости.
· Дети имеют возможность повторять свои попытки, чтобы постепенно приближаться к решению задачи.
· Игры построены так, чтобы у ребёнка развивались терпение и способность выдерживать ожидания.
· Достижение желаемой цели требует от ребёнка как самоконтроля, так и спонтанности.
· Продуманное музыкальное сопровождение способствует снижению психоэмоционального напряжения в группе, воспитывает навыки адекватного группового поведения.
· Игры построены так, что все участники включаются в активное социальное взаимодействие, сотрудничают между собой и оказывают друг другу помощь, то есть социализируют ребёнка.
III фаза – психомышечная тренировка. В завершении занятия для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки А.В. Алексеева[5]. Широкое распространение аутотренинга в настоящее время объясняется эмоциональными перегрузками. Социально-биологические аритмии наблюдаются не только у взрослых, но и у детей, так как ускоренный темп жизни и сокращение периодов отдыха в течение дня коснулись и их.
Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой, могут невротизироваться просто от того, что их психофизические и соматические реакции отстают от общего ритма детского коллектива. Содержание этого блока включает в себя игры и упражнения из курса психогимнастики М.И. Чистяковой. Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребёнка.
Организация работы с воспитанниками предполагает опору на следующие основополагающие принципы.
1. Единство диагностики и коррекции.
2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
3. Обеспечение эмоциональной безопасности.
4. Положительная эмоциональная оценка достижений детей.
5. Открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса.
6. Сотрудничество с ребёнком – оказание конструктивной помощи в проблемных ситуациях и выработке навыков саморегуляции и самоконтроля.
7. Доступность психолого-педагогического информации, мотивирующей родителей к взаимодействию с психологом.
Сообразность использования методов в коррекционно – развивающей работе возрасту воспитанников позволяет задействовать ресурсы детской психики в полном объёме, актуализировать их и вывести на следующий этап развития.
· Гармонизация эмоциональной сферы:
- снижение уровня личной тревожности;
- формирование эмоциональной адекватности;
- снижение внешних и внутренних реакций агрессии;
- овладение навыками саморасслабления.
· Развитие познавательной сферы:
— повышение устойчивости внимания и работоспособности;
— раскрытие творческого потенциала.
· Формирование коммуникативной компетентности.
Контроль над реализацией программы осуществляет заместитель заведующей ДОУ по учебно-воспитательной работе. Проведение фиксируется записями в журнале учёта.
Эффективность реализации данной программы отслеживается последующим критериям и показателям:
Критерии |
Показатели |
Технологический инструментарий |
Оценка эмоционального состояния |
Пассивность - Активность |
Карта наблюдений (см. приложение № 2) |
Отстранённость - Вовлечённость |
||
Агрессивность - Доброжелательность |
||
Беспокойство, неуверенность – Спокойствие, уверенность |
||
Импульсивность - Сосредоточенность |
||
Состояние познавательной сферы |
Невнимательность – Сосредоточенность |
Карта наблюдений (см. приложение № 2) |
Проявление стереотипных действий – Проявление творческих действий |
||
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей |
Знание возрастных особенностей детей и способов взаимодействия с ребёнком |
Анкетирование |
Удовлетворённость родителей пройденным курсом |
|
Отзывы |
Анализ результатов наблюдения подтверждает эффективность программы.
Наблюдение за поведением детей, беседы с родителями подтверждают позитивные изменения: снижается уровень напряжения, уменьшается количество импульсивных реакций в поведении детей, постепенно раскрывается творческий потенциал.
Изменения личностного профиля воспитанников в процессе занятий отражает качественные изменения их внутреннего мира: изменение их отношения и поведения в значимых ситуациях, обогащение опыта.
Программа разрабатывалась, апробировалась и внедрялась с октября 2012 года на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 50» Петропавловск-Камчатского городского округа.
За период с 2012 г по 2015 г. проведено 9 групп: 63 воспитанника ДОУ занимались по этой программе.
Были получены следующие результаты:
Показатели
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
||
Активность
|
27% |
91% |
18% |
91% |
18% |
100% |
16% |
100% |
|
Вовлечённость
|
27% |
100% |
18% |
100% |
18% |
100% |
25% |
100% |
|
Агрессивность
|
55% |
9% |
45% |
9% |
45% |
9% |
25% |
8%
|
|
Творческие действия |
9% |
36% |
0% |
27% |
0% |
18% |
16% |
32% |
|
Беспокойство
|
82% |
9% |
91% |
0% |
73% |
9% |
92% |
17% |
|
Внимательность
|
27% |
91% |
18% |
91% |
18% |
91% |
25% |
83% |
|
Условные обозначения:
«н» - начало занятий
«к» - окончание занятий
В мае 2016 года программа была представлена на краевом этапе VIII Всероссийского конкурса психолого – педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы», где была отмечена дипломом за участие. (См. приложение № 3)
Учебно-тематический план
№ занятия |
Краткое содержание занятия |
Всего часов |
|
1. |
Вводная часть: Приветствие. Переход в «волшебный лес» (мостик). Основная часть: I. 1. Психодинамическая медитация. Перевоплощение в животных. II. 1. Игра «Делай, как я» 2. Игра «Дятел» 3. Игра «Тихий колокольчик» III. Психомышечная тренировка: 1. Лицо загорает 2. Игра с муравьем Заключительная часть: Выход из «волшебного леса». |
25 – 30мин. |
|
2. |
Вводная часть: Приветствие. Переход в «волшебный лес» (мостик). Основная часть: I. 1. Психодинамическая медитация. Перевоплощение в животных: кошка, змея, лев. Птица. II. 1. Игра «Дятел» 2 Игра «Самый ловкий наездник» 3 Игра «Слушай музыку» III. Психомышечная тренировка: 1. Лицо загорает 2. Солнышко и тучка Заключительная часть: Выход из «волшебного леса». |
25 – 30мин. |
|
3. |
Вводная часть: Приветствие. Переход в «волшебный лес» (тоннель). Основная часть: I. 1. Психодинамическая медитация. Перевоплощение в животных: черепаха, кошка, жираф. Птица. II. 1. Игра «Скучно так сидеть» 2 Игра «Кто за кем». III. Психомышечная тренировка: 1. Игра с песком 2. Ветер, дождь и гром Заключительная часть: Выход из «волшебного леса». |
25 – 30мин. |
|
4. |
Вводная часть: Приветствие. Переход в «волшебный лес» (тоннель). Основная часть: I. 1. Психодинамическая медитация. Погружение в стихии. Земля. II. 1. Игра «Флажок» 2 Игра «Смелые наездники» 3 Игра «Тихий колокольчик» III. Психомышечная тренировка: 1. Лицо загорает 2 Игра с муравьем Заключительная часть: Выход из «волшебного леса». |
25 – 30мин. |
|
5. |
Вводная часть: Приветствие. Переход в «волшебный лес» (радуга). Основная часть: I. 1. Психодинамическая медитация. Погружение в стихии. Земля. II. 1. Игра «Дятел» 2 Игра «Слушай музыку» 3 Игра «Горячая картошка» Заключительная часть: Выход из «волшебного леса». |
25 – 30мин. |
|
6. |
Вводная часть: Приветствие. Переход в «волшебный лес» (радуга). Основная часть: I. 1. Психодинамическая медитация. Перевоплощение в животных: черепаха, кошка, змея, медведь. II. 1. Игра «Полоса препятствий» III. Психомышечная тренировка: 1. Медвежата в берлоге 2. Игра с шишками 3. Отдых Заключительная часть: Выход из «волшебного леса». |
25 – 30мин. |
|
7. |
Вводная часть: Приветствие. Переход в «волшебный лес» (канат). Основная часть: I. 1. Психодинамическая медитация. Погружение в стихии. Земля. II. 1Игра «Делай, как я» 2 Игра «Флажок» 3 Игра «Тихий колокольчик» III. Психомышечная тренировка: 1 Медвежата в берлоге 2 Игра с шишками 3 Отдых Заключительная часть: Выход из «волшебного леса». |
25 – 30мин. |
|
8. |
Вводная часть: Приветствие. Переход в «волшебный лес» (канат). Основная часть: I. 1. Психодинамическая медитация. Волшебная паутинка. II. 1Игра «Дятел» 2 Игра «Смелые наездники» III Психомышечная тренировка: 1 Лицо загорает 2 Игра с муравьем Заключительная часть: Выход из «волшебного леса». |
25 – 30мин. |
|
9. |
Вводная часть: Приветствие. Переход в «волшебный лес» (тоннель). Основная часть: I. 1. Психодинамическая медитация. Перевоплощение в животных: черепаха, кошка, змея, медведь. II. 1«Скучно так сидеть» 2 Игра «Кто за кем?» III. Психомышечная тренировка: 1 Медвежата в берлоге 2 Игра с шишками 3 Отдых Заключительная часть: Выход из «волшебного леса». |
25 – 30мин. |
|
|
ИТОГО: |
9 занятий |
|
Содержание занятий
Занятие 1
Задачи:
· Снизить эмоциональное и телесное напряжение;
· развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: стулья (можно разной высоты), поставленные в мостик, карандаш, колокольчик, запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия: участники группы складывают ладошки одну на другую.
Ребята, мы отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти по мостику. Проходим аккуратно по мостику, по одному.
Основная часть
I. 1.Психодинамическая медитация (звучит запись звуков природы)
Вы в сказочном лесу. В этом лесу живёт много разных зверей: бегают зайцы, ищут пищу волки, крадутся лисички, пробираются медведи. А теперь превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко.
С высоты полёта птицы увидели красивую поляну, на которой можно поиграть.
Садимся в круг на ковёр.
II. 1Игра «Делай как я»
Повторяйте за мной движения рук. (Повтор
4 – 5 раз).
2 Игра «Дятел»
В лесу живёт волшебная птица – доктор. На весь лес раздаётся стук длинного клюва по стволу: это дятел достаёт вредных насекомых длинным клювом из дерева. Пример, как может стучать дятел. Сейчас, послушайте, как может стучать эта птица – доктор и постарайтесь повторить так же.
3 Игра «Тихий колокольчик»
Сядьте в круг. Мы попробуем с вами поиграть в одну красивую игру, в которой действовать надо очень осторожно. Одному из вас я дам колокольчик, и он должен отнести его, пройдя по кругу, ребёнку, который сидел рядом с ним, так, чтобы колокольчик не издал ни одного звука. Мы все будем сидеть тихо – тихо, чтобы услышать даже самый слабый звук. Когда вы подойдёте к этому ребёнку, то должны остановиться, позвонить в колокольчик и передать его своему соседу. И так далее, пока каждый из вас хотя бы один раз не пройдёт по кругу с колокольчиком. Конечно, может так случиться, что колокольчик зазвучит, пока вы идёте, тогда остановитесь и подождите, пока он утихнет … и идите дальше медленно и осторожно, чтобы на оставшемся пути колокольчик больше не звучал, был тихим.
III. Психомышечная тренировка
1 Лицо загорает (на расслабление мышц лица)
На полянке можно позагорать: лучики солнца согревают наше лицо, одну щеку подставляем солнышку, другую(2 – 3 раза).
2 Игра с муравьём (на напряжение и расслабление мышц ног)
На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Он такой маленький, что рассмотреть его можно только натянув на себя носки. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжённые, прямые. Оставить носки в этом положении. Представьте, какого цвета муравей сидит на ваших ногах.(Дети говорят цвета.)Такой маленький, а кусается. Сбросьте муравья с пальцев ног, пусть ползёт по своим делам. Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить игру 2 – 3 раза).
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса также как и вошли, по мостику.
Выполняем ритуал прощания: участники группы складывают ладошки одну на другую.
Занятие 2
Задачи:
· Снизить эмоциональное и телесное напряжение;
· развивать акустическое внимание;
· формировать навыки саморасслабления и саморегуляции.
Оборудование: стулья, поставленные в мостик (можно разной высоты), обручи по количеству детей, карандаш, запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», записи пьес В. А. Моцарта «Турецкое рондо» из фортепианной сонаты А, Ф. Шопена «Вальс».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия.
Ребята, мыотправляемся в путешествие в волшебный лес (см. занятие № 1).
Основная часть
I. 1Психодинамическая медитация (звучит запись звуков природы)
Вы в сказочном лесу. В этом лесу живёт много разных зверей. Гуляют кошки: встаньте на колени, руки перед собой. Спину прогнуть. Медленно поднимите шею. Кошки отдыхают. Перед кошкой пробежал ёжик, кошки рассердились: вдохнули, выгибая спину вверх. Опустите подбородок на грудь. Выдохните. Ёжик убежал и кошки успокоились. На вдохе кошки изгибают спины, приподняв подбородок вверх. Посмотрите вверх и коснитесь животом пола. Вытяните руки перед собой. Повторить 2 – 3 раза. Требуется индивидуальная работа с детьми по отработке дыхания и движений.
Ползают змеи: лягте лицом вниз на ковёр. Вытяните руки вдоль тела, лоб касается пола. Делаем вдох и медленно поднимаем голову. Положите руки на подбородок. Локти разведите в стороны. Делаем выдох и вытягиваем руки перед собой, поднимите голову и выгните спину. На выдохе шипим как змея. Повторить 2 раза. Змеи шипят и извиваются по полу, вытягивая и удлиняя подвижное тело.
А теперь превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко.
С высоты полёта птицы увидели красивую поляну, на которой можно поиграть.
Садимся в круг на ковёр.
II. 1Игра «Дятел»(см. занятие № 1)
2Игра «Самый ловкий наездник»
По комнате в случайном порядке расставлены стулья. «Наездники» садятся на стулья лицом к спинке. Когда заиграет музыка, все встают со стульев и начинают скакать по комнате, подражая движениям лошади. В это время ведущий убирает один стул. С окончанием музыки дети должны сесть на стулья, но обязательно лицом к спинке, оставшийся без стула выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется всего один стул для самого ловкого наездника.
3 Игра «Слушай музыку»
Давайте равномерно распределим обручи по всей комнате. Положите их на пол так, чтобы оставалось достаточно места для прохода.
Сейчас я включу музыку. Пока она звучит, танцуйте, где хотите, но не заступайте за обручи. Когда музыка остановится, прыгните в ближайший обруч и замрите, будто вас заморозили ….
III. Психомышечная тренировка
1 Лицо загорает (на расслабление мышц лица)
См. занятие № 1
2 Солнышко и тучка (на напряжение и расслабление мышц туловища)
Хорошо на полянке загорать. Но вот солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из – за тучки, жарко – расслабиться – разморило на солнце (на выдохе). Повторить игру 2 – 3 раза.
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса по мостику.
Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).
Занятие 3
Задачи:
· формировать адекватную самооценку;
· развивать произвольное внимание;
· формировать навыки саморасслабления.
Оборудование: стулья и столы, поставленные в тоннель, запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы К. Сен-Санса «Карнавал животных».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия (см. занятие № 1).
Ребята, сейчас мы отправляемся в путешествие в волшебный лес. Сегодня для того чтобы попасть в лес, нам необходимо проползти по тоннелю. Ползём на животе.
Основная часть
I. 1 Психодинамическая медитация (звучит запись звуков природы)
Вы в сказочном лесу. В этом лесу живёт много разных зверей. Живут маленькие черепахи. Черепашки очень любознательные, но, к сожалению, очень пугливые. Как только они слышат громкий шум, они тут же прячутся в панцирь. Поднимите плечи вверх, а подбородок надавите на грудь …
Когда всё становится спокойно, черепашки медленно вытягивают шею из панциря. Поднимите голову медленно наверх и вытяните шею … Опустите плечи и повращайте головой в разные стороны. Посмотрите вокруг своими черепашьими глазами: убедитесь, что вы находитесь в безопасности …
Я хлопну в ладоши. Когда вы услышите этот громкий звук, быстро прячьтесь в панцирь…. (Громко хлопните).
А теперь снова всё спокойно, и вы можете медленно выбраться из панциря, вытянуть шею, опустить плечи и осмотреться.
По лесу прогуливаются кошки (см. занятие № 2).
А теперь превращаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко.
С высоты полёта птицы увидели красивую поляну, на которой можно поиграть.
Садимся в круг на ковёр.
II. 1 Игра «Скучно так сидеть»
Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья. Ведущий говорит:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только стихотворение заканчивается, детям необходимо быстро перебежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены.
2 Игра «Кто за кем?»
По комнате в случайном порядке расставлены стулья. Звучит музыка. Один ребёнок, которого вызвал ведущий, ходит между стульями и, услышав слово «Стоп», садится на ближайший свободный стул. Ведущий вызывает следующего, и тот повторяет действия предыдущего ребёнка.
Когда все дети сядут на стулья, ведущий предлагает детям по очереди вставать и идти на прежнее место. Поднимаются дети в таком порядке, как их вызывал в начале игры ведущий.
3. Игра «Ветер, дождь и гром»
Сядьте в круг на пол. Каждый должен в точности повторять то, что я буду делать.
Мы поиграем в игру, которая называется «Ветер, дождь и гром».Сначала я буду тереть ладони друг о друга – это ветер...
Теперь я буду мягко хлопать руками по коленям – это дождь...
А сейчас я буду попеременно стучать ногами по полу – это гром…
Каждое из этих трёх действий совершайте приблизительно в течение минуты. Закончите игру, перевернув первоначальную последовательность, чтобы погода успокоилась.
Положите руки на колени и закройте глаза. Представьте красивую радугу (15 секунд).
Теперь вы можете открыть глаза и поаплодировать себе за то, что вы так хорошо справились с этим заданием.
III. Психомышечная тренировка
1 Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)
Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Игру повторить 2 – 3 раза.
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса по тоннелю. Ползём на животе.
Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).
Занятие 4
Задачи:
· развивать воображение;
· развивать зрительное внимание;
· развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: стулья и столы, поставленные в тоннель, колокольчик, флажок, запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», записи пьес Ф. Шопена «Вальс», Полонез «Военный»
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия (см. занятие № 1).
Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо проползти по тоннелю. Ползём на животе.
Основная часть
I. 1 Психодинамическая медитация (звучит запись звуков природы)
Мы в сказочном лесу. Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная. На земле бывает и трава, и песок, и шишки. А в волшебном лесу всё постоянно меняется. Вот сейчас мы идём по зелёной мягкой травке, она приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами песок, он становится всё горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Но вдруг выпал снег. И мы идём по мягкому пушистому, но холодному снегу. И снова всё изменилось в лесу: снег растаял и теперь у нас под ногами лужи. Можно побегать по тёплым лужам. Лужи высохли и перед нами лесная тропка, усеянная шишками да иголками. Они щекочут и покалывают наши ноги.
Тропка привела нас на поляну, где мы можем поиграть.
II. 1Игра «Флажок»
Играющие ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимет флажок вверх, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
2 Игра «Самый ловкий наездник» (см. занятие № 2)
3 Игра «Тихий колокольчик» (см. занятие № 1)
III. Психомышечная тренировка (см. занятие № 1)
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса по тоннелю. Ползём на животе.
Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1)
Занятие 5
Задачи:
· снять эмоциональное и телесное напряжение;
· развивать способность к сопереживанию;
· развивать акустическое внимание;
Оборудование: дуги из модульного конструктора, карандаш, обручи, картофель (1 шт.),запись«Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы Ф. Шопена «Вальс».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия(см. занятие № 1)
Ребята, сейчас мы отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти под радугой.
Основная часть
I. 1. Психодинамическая медитация (звучит запись звуков природы)(см. занятие № 4).
II. 1 Игра «Дятел» (см. занятие № 1).
2Игра «Слушай музыку» (см. занятие № 2).
3 Игра «Горячая картошка»
Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры приготовлена картофелина. Но она – особенная. Теперь представьте, что эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать её друг другу очень – очень быстро. Если она у кого – то задержится в руках, то мы все представим, что он обжёг пальцы. И что тогда? Ещё у нас в игре есть стоп – часы. Это ребёнок, который сядет за кругом к нам спиной, и время от времени будет кричать: «Стоп!», когда захочет. Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она остаётся у кого – то в руках, и он «обжигается». Для него это настоящая беда. Но, к счастью, мы можем его утешить. Те, кто сидит рядом, обнимут его за плечи, пока ребёнок с картошкой не скажет: «Дальше». И снова быстро – быстро передаём картошку из рук в руки, пока стоп – часы снова не закричат «Стоп!» Роль стоп-часов исполняют несколько детей, сменяя друг друга.
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса под радугой.
Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).
Занятие 6
Задачи:
· снизить телесное напряжение;
· развивать уверенность в себе;
· обучать приёмам саморасслабления
Оборудование: дуги из модульного конструктора (радуга), стулья, запись«Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа»,записьпьес П. Чайковский «Сладкая грёза», «Песня жаворонка».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия. См. занятие № 1.
Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти под радугой.
Основная часть
1. Психодинамическая медитация (см. занятие № 1)
2. Игра «Полоса препятствий»
Маленькие медвежата, гуляя по лесу, наткнулись на бурелом, полосу препятствий. Используя стулья, столы, кубы создать в комнате полосу препятствий. Необходимо пролезть через такую преграду.
3. Психомышечная тренировка
4 Медвежата в берлоге
Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме – медведице. Она идёт стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама – медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.
5 Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук)
Мама - медведица «бросает» медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются в мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают. Повторить игру 2 – 3 раза.
6 Отдых
Мама-медведица спела медвежатам колыбельную, а медвежата, устроившись поудобнее стали дремать. Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся.(П. Чайковский «Сладкая грёза) Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоёт жаворонок, они проснутся. (Пауза) Поёт жаворонок («Песня жаворонка»). Дети спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети – медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге. Тянемся к солнышку, потягиваемся.
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса под радугой.
Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).
Занятие 7
Задачи:
· Снизить телесное напряжение;
· развивать зрительное внимание;
· развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: канат, флажок, колокольчик, запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы Ф. Шопена Полонез «Военный».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия(см. занятие № 1).
Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти по канату.
Основная часть
1. Психодинамическая медитация (см. занятие № 5)
2. Игра «Делай как я» (см. занятие № 1)
3. Игра «Флажок» (см. занятие № 4)
4. Игра «Тихий колокольчик» (см. занятие № 1)
5. Психомышечная тренировка (см. занятие № 6)
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса по канату.
Выполняем ритуал прощания(см. занятие № 1).
Занятие 8
Задачи:
· способствовать развитию чувства внутренней опоры, стабильности;
· развивать воображение;
· формировать навыки саморасслабления.
Оборудование: канат, карандаш, обручи, запись«Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы В.А. Моцарта «Турецкое рондо».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия (см. занятие № 1.)
Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти по канату.
Основная часть
1. Психодинамическая медитация
В нашем лесу есть волшебная Паутинка. С помощью паутинки можно делать удивительные превращения. Тому, кто по ней пройдёт, она подарит сильные и крепкие ноги.
Ведущий и помощник (воспитатель) берут ткань двумя руками и натягивают туго. Ткань поднимается над полом на 10 – 15 см. Дети по одному ходят по ней, преодолевая сопротивление ткани.
После ходьбы паутинка может покачать ребёнка. Кто – то из детей оказывается в центре паутинки, садится на неё, и остальные дети вместе с взрослыми начинают медленно поднимать и покачивать того, кто находится внутри. По очереди все дети могут покачаться на паутинке.
2. Игра «Дятел» (см. занятие № 1)
3. Игра «Смелые наездники» (см. занятие № 2)
4. Психомышечная тренировка (см. занятие № 1)
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса по канату.
Выполняем ритуал прощания(см. занятие № 1).
Занятие 9
Задачи:
· Развивать произвольное внимание;
· формировать навыки саморасслабления;
· развивать способность к сотрудничеству.
Оборудование: запись «Голоса природы. Утро певчих птиц и дикая природа», запись пьесы К. Сен-Санса «Карнавал животных».
Вводная часть
Выполняем ритуал приветствия(см. занятие № 1).
Ребята, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в волшебный лес. Для того чтобы попасть в лес, нам необходимо пройти по тоннелю.
Основная часть
1. Психодинамическая медитация (см. занятие № 1)
2. Игра «Скучно так сидеть» (см. занятие № 3)
3. Игра «Кто за кем?» (см. занятие № 3)
4. Психомышечная тренировка (см. занятие № 6)
Заключительная часть
Наше путешествие в волшебный лес завершается. В какие игры мы сегодня играли в лесу?(Ответы детей).
Выходим из леса по тоннелю.
Выполняем ритуал прощания (см. занятие № 1).
Список литературы
1. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995
2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб.: Союз, 1997
3. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. – Изд – во «СМАРТ», Санкт – Петербург, 1996
4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. Учебное пособие. Российское педагогическое агенство. 1997
5. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребёнок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1996
6. Миланич Ю. М.Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста[Электронный ресурс]
7. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999
8. Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1995
9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/
Под ред. Я. Л. Коломинского. – Мн., 1997
10. Фопель К.С головы до пят. Подвижные игры для детей 3 – 6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005
11. ФопельК.Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005
12. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребёнок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы//Национальный психологический журнал 2010,№2(4)
13. Развитие внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4 – 6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/сост. Ю.Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2010
Приложение № 1
Карта наблюдений. Личностный профиль ребёнка
Фамилия, имя, возраст ребёнка: _____________________________________
Дата занятия, № занятия, тема занятия _________________________________
Характеристики поведения, проявляемого на занятии
Пассивность |
0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 |
Активность
|
Отстранённость |
0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 |
Вовлечённость
|
Агрессивность |
0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 |
Покладистость Миролюби- вость
|
Проявление стереотипных действий |
0-----1-----2-----3-----4-----5-----6
|
Проявление творческих действий |
Беспокойство, неуверенность, зависимость |
0-----1-----2-----3-----4-----5-----6
|
Спокойствие, уверенность, зависимость |
Рассеянность, невнимательность, неусидчивость
|
0-----1-----2-----3-----4-----5-----6 |
Внимательность, сосредоточенность |
Карту важно заполнять не реже каждого 3 – го занятия (лучше на каждом занятии). Чем чаще заполняется карта, тем более обширный и глубокий материал накапливается, что позволяет быстрее и успешнее решать поставленные задачи.
Карта наблюдений включает в себя 6 шкал, построенных по принципу полярных качеств. Каждая шкала имеет шесть градаций. Отметка «3» показывает отсутствие явной выраженности того или иного качества. Отметки «0, 1» и «5, 6» показывают сильную выраженность того или иного качества.
Например, если ребёнок активно участвует в работе группы, быстро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то по шкале «Пассивность–активность» ставится знак «Х» (или точка) около цифры «5». При максимальном выражении качества «6». Если ребёнок иногда проявляет активность, а иногда остаётся в тени, можно поставить знак «Х» около цифры «3». Если ребёнок достаточно активен, но также склонен наблюдать за происходящим, можно поставить «Х» около цифры «4». Если ребёнок вял, безынициативен, можно поставить «Х» рядом с цифрой «1» или «2».
Важно помнить, что активность или пассивность во многом зависит от состояния ребёнка в данный момент. Даже самые активные и подвижные дети, когда заболевают или оказываются в непривычной обстановке, могут проявлять вялость или пассивность. А внешне замкнутые дети проявляют активность тогда, когда им неинтересно. Поэтому важно накапливать серию наблюдений в разные дни и в разных обстоятельствах.
Шкала «Отстранённость–вовлечённость» показывает уровень мотивации ребёнка по отношению к занятиям, его интерес к работе группы. Если ребёнку неинтересно, он не участвует в групповой работе, ноет, капризничает, не проявляет эмоциональной реакции, то можно поставить в этой шкале знак «Х» рядом с одной из цифр «0, 1, 2» (в зависимости от выраженности качества). Такая реакция ребёнка, если она не вызвана его болезнью может говорить о том, что для него данный подход или мало- эффективен или задания сложны; или это его личностная особенность.
Шкала «Отстранённость – вовлечённость» является одним из серьёзных показателей эффективности работы.
Шкала «Агрессивность–покладистость» характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребёнка. Если ребёнок проявляет по отношению к другим разрушительные или запугивающие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, кусается, обзывается, унижает – можно поставить «Х» рядом с одной из цифр «0, 1, 2». Крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своими желаниями предпочтениями; страх конфликта, конформизм.
Шкала «Проявление стереотипных действий–проявление творческих действий» показывает, отражает динамику развития у ребёнка творческих процессов. В начале занятий некоторые дети могут иметь низкие оценки по этой шкале. В ходе занятий по мере развития творческого мышления и воображения, результаты по этой школе должны повышаться.
Шкала «Беспокойство, неуверенность, зависимость–спокойствие, уверенность, независимость» отражает уровень внутреннего напряжения, тревожности ребёнка. Если ребёнок боится выполнить задание, нервничает в ответственных ситуациях, говорит, что у него ничего не получится, можно поставить знак «Х» рядом с одной из цифр «0, 1, 2». Если ребёнок осторожен, выполняет не все задания, а только те, в успешном выполнении которых он не сомневается, можно поставить «Х» рядом с цифрой «3». Если ребёнок достаточно уверен в своих действиях, но всё же постоянно следит за тем, как выполняют задания ведущий и дети, и старается соотносить свои действия с увиденным, можно поставить «Х» рядом с цифрой «4». Если ребёнок спокойно и уверенно участвует в работе, выполняет задания самостоятельно и независимо, можно поставить знак рядом с цифрой «5».Если ребёнок самоуверен без достаточных на то оснований, берётся за сложные задания и не справляется с ними, можно поставить знак «Х» рядом с цифрой «6».
Шкала «Невнимательность, неусидчивость (импульсивность)–внимательность, сосредоточенность (рефлексивность)» отражает степень концентрации внимания ребёнка. Если внимание ребёнка рассеяно, он быстро переключает его с одного на другое, забывает задание, невнимательно слушает, можно поставить знак «Х» рядом с одной из цифр «0, 1, 2». В процессе занятий дети становятся более внимательными и усидчивыми. Поэтому оценки по этой шкале у них будут постепенно повышаться.
Отметки на шкалах можно соединить ломаной линией. Эта линия – личностный профиль ребёнка на данный момент времени.
Обработка полученных результатов наблюдений
Качественный анализ личностного профиля
1. Обработка полученных результатов наблюдений требует большой осторожности и такта. Важно помнить о ситуативных причинах, влияющих на поведение ребёнка; например: незнакомая обстановка, недомогание, плохое настроение, перенесённое из предыдущей ситуации дома или в группе детского сада.
2. Важно отделить личностные качества (те, которые проявляются достаточно часто в различных ситуациях) от ситуативных проявлений поведения. Это можно сделать, сравнив несколько личностных профилей «Карт наблюдений». Если видно, что отметки по какой – либо одной шкале из занятия в занятие сохраняются, то можно предположить, что данное качество у ребёнка устойчиво. Это личное качество; оно будет проявляться не только на занятиях, но и в других ситуациях, куда включён ребёнок.
3. Особое внимание важно обратить на качества, которые оценены «0, 1» и «5, 6». Такая отметка означает явную выраженность качества. Если такие оценки по одной и той же шкале повторяются из занятия в занятие, то на этих детей нужно обратить особое внимание. Например, подобрать такие задания, в которых ребёнок сможет проявить себя иначе. Важно обращать внимание ребёнка или подсказывать ему альтернативные способы поведения.
4. Сравнение личностных профилей покажет динамику внутренних изменений ребёнка. Можно проследить, как из занятия в занятие меняются оценки по качествам. Есть дети, имеющие поступательную динамику внутренних изменений. У них личностный профиль изменяется плавно из занятия в занятие. Есть дети, у которых на протяжении нескольких занятий будет наблюдаться одинаковый личностный профиль. И только через несколько занятий произойдут изменения (может быть, даже скачок). Бывает так, что личностный профиль очень долгое время, на протяжении многих занятий, остаётся без существенных изменений. Это может говорить о том, что личность ребёнка уже достаточно устойчиво сформировалась.
Сравнительный анализ личностных профилей покажет эффективность работы, её влияние на личность ребёнка.
Приложение № 2
«Техника безопасности»
при доведении результатов наблюдений до родителей
1. Прежде, чем беседовать с родителями о конкретных качествах личности их детей – накопите достаточное количество материала, ситуаций и аргументов в защиту выводов.
2. Если родитель не согласен с выводами – не пытайтесь навязать свою точку зрения. В лучшем случае – это бесполезно, а во многих случаях – портит взаимоотношения и отношение родителей к занятиям.
3. Родитель может дать информацию о причинах возникновения и закрепления личностных качеств ребёнка. Это поможет в построении стратегии и тактики коррекционно – развивающей работы.
4. В беседе с родителями старайтесь больше слушать и присоединять свои аргументы к его суждениям.
5. Важно помнить, что в каждом ребёнке есть много положительных качеств. Старайтесь начинать и заканчивать беседу с родителем обсуждением именно этих качеств. Важно, что беседа о положительных качествах заняла хотя бы 2/3 времени общего разговора о ребёнке.
6. В беседе с родителями старайтесь не сравнивать его ребёнка с другим ребёнком, особенно в худшую сторону.
7. Во избежание недоразумений – постарайтесь хранить «Карты наблюдений» и выводы в недоступном для посторонних месте.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.