Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном классе
Теряева Т.Е.
Пояснительная записка
В связи с началом
освоения ФГОС во всех школах России с прошлого учебного года рекомендована
Министерством образования и науки разработка программы коррекционной работы при
наличии в учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Для меня, как и для большинства педагогов массовой общеобразовательной
школы, эта задача пока непосильна, так как до сегодняшнего дня педагоги
не сталкивались с необходимостью структурно описывать свою деятельность,
выделяя в ней личностные, универсальные и метапредметные
компетенции, которыми должен овладеть ребёнок с ОВЗ.
В МБОУ города Костромы «СОШ № 14» обучаются дети микрорайона Первомайский, дети из детского дома № 1, детского дома специального (коррекционного), реабилитационного центра – дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Все воспитанники детского дома посёлка Волжский имеют ограниченные возможности здоровья – диагноз – задержка психического развития (ЗПР) и рекомендации обучения в специальном (коррекционном) классе 7 вида. Часть детей реабилитационного центра и микрорайона Первомайский, имеющие проблемы в развитии, после обследования в областной ПМПК также получают протоколы с рекомендацией на обучение в специальном (коррекционном) классе 7 вида. Поэтому в нашей школе работают несколько специальных (коррекционных) классов, но большую часть составляют общеобразовательные «интегрированные» или «инклюзивные» классы, то есть, в обычный класс включается группа детей с ОВЗ, ЗПР. Это осложняет работу учителя, классного руководителя, создаёт проблемы для детей основной части класса и для этой специальной группы, так как дети имеют разный уровень развития и воспитанности, свои особенности, способности, возможности. В методической литературе нет описания опыта работы таких интегрированных классов, специальной литературы и пособий для совместного обучения и воспитания такой категории детей, нет методических рекомендаций и готовых разработанных программ коррекционной работы. Приложение 1.
В нашей школе разработана «Программа коррекционно-развивающего обучения – через специальные (коррекционные) классы». Это часть общей образовательной программы школы по обучению детей через специальные коррекционные классы. Новые обстоятельства потребовали разработки Программы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Работа в инклюзивных классах требует переработки программы. В 2009 году, работая с предыдущим выпуском – интегрированным классом, ещё до введения требования ФГОС об обязательности программы коррекционной работы, я вынуждена была разработать для себя «Программу обеспечения инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном классе начальной школы». Эта программа рецензирована КОИРО. Работа по ней дала положительные результаты: все дети класса, в том числе дети с ЗПР и ОВЗ успешно закончили начальную школу и перешли на вторую ступень обучения. Я продолжаю сопровождать их, консультирую родителей, сотрудничаю с их новыми учителями. Мои выводы опираются и на итоговую аттестацию за начальную школу, мнение родителей и учителей
(Приложение 2)
Ежегодно дети принимали активное участие в городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах и интернет-проектах, где неоднократно становились победителями и призёрами (Приложение 3).
В настоящее время в условиях внедрения ФГОС в «Основную общеобразовательную программу образовательного учреждения (начальная школа) включён раздел «Программа коррекционной работы». Это требует разработки в учреждении и учителем в классе соответствующей программы. На предстоящий учебный год нами разработана «Программа коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе» – это часть общешкольной программы.
«Инклюзивное образование – это процесс, при котором в рамках единого образовательного пространства обучаются дети и обычные, и требующие особого подхода. Причём, учитываются их образовательные потребности, а не виды заболевания, поведение, характер или какие-то другие признаки.
Инклюзивность – это включённость». (П. Обиух, кандидат педагогических наук, координатор программ по образованию).
В текущем учебном году я приняла новый – первый класс, включилась во внедрение ФГОС, попыталась переработать предыдущую программу уже с учётом требований ФГОС (раздел 2.5). Но моя разработка представляет не программу общеобразовательного учреждения, а только программу моей работы как учителя 1 класса. Её утвердили в школе.
Считаю, что работа по реализации программы дала положительные результаты. Она помогла мне сконцентрировать внимание на решение данной проблемы, привести деятельность по вовлечению детей с ОВЗ в активный общеобразовательный процесс, вовлечь всех специалистов, родителей в совместную работу.
22 марта 2012 года 28 марта 2013 года я приняла участие в работе Дня здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физкультуры в рамках Московского педагогического марафона учебных предметов, проводимого издательским домом «Первое сентября».
В августе 2012 года мне было предложено презентовать свою программу на городской педагогической конференции (секции учителей начальных классов). Программа вызвала интерес у коллег.
Начав учебный год, изучая особенности детей нового первого класса, я не только апробирую эту программу, а постоянно её дорабатываю, перерабатываю.
29.11.2012 я выступила на городском семинаре «Единый методический день «Введение ФГОС: теория, опыт, применение на практике»» – межпредметной секции учителей, работающих с детьми с ОВЗ. Программа была одобрена коллегами на методических совещаниях в МБУ «ГЦОКО», но почерпнуть опыта по её разработке я пока не смогла .
Также в ноябре 2012 года я приняла участие в Межрегиональных методических чтениях – 2012 «Современный педагог – новой школе». Направила свою авторскую программу с целью получения откликов коллег страны, обсуждения, рекомендаций. Мои материалы были допущены до II открытого этапа и опубликованы на сайте http://nmc-experiment-forum.ru/.
В настоящее время в педагогической периодической печати и на различных сайтах появились материалы с рекомендациями для разработки Программ коррекционной работы общеобразовательных учреждений. Это поможет нам, практикам, всему педагогическому сообществу, объединить свои усилия к решению наболевшей проблемы – обучения детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
Данная программа – это программа деятельности учителя. Она предусматривает определение учителем цели, основных задач, этапов работы, форм организации учебно-воспитательной деятельности, обеспечения постепенного включения всех участников образовательного процесса (детей, родителей, специалистов) в совместную деятельность, создания единого образовательного пространства, коррекционно-развивающей среды, достижения ожидаемых результатов, выравнивания детей с ЗПР, успешного овладения ими стандартами первой ступени общеобразовательного учреждения, дальнейшего продолжения образования и социализации их в общество, воспитания толерантного поведения, формирование дружного классного коллектива, коллектива родителей.
Ведущая роль в разработке и реализации программы должна выполняться классным руководителем, который должен организовать учебно-воспитательный процесс с детьми, но и родителями, а также объединить усилия всех специалистов школы (педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, медицинского работника, педагогов дополнительного образования) на изучение особенностей детей интегрированного класса и участие в сплочении классного коллектива, индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей, оказание им коррекционно-развивающей и компенсаторной помощи.
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов по коррекционно-развивающему обучению а также современных документов, определяющих требования по введению ФГОС, материалов педагогических сайтов, рецензирована администрацией МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 14». (Приложение 4,5)
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи программы:
– своевременное
выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными
возможностями здоровья;
– определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов;
– определение особенностей организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями
каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
– создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы начального
общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
– осуществление индивидуально ориентированной
психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
– разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация
индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в
физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой
тьютора образовательного учреждения;
– обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным
образовательным программам и получения дополнительных образовательных
коррекционных услуг;
– реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
– оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским,
социальным, правовым и другим вопросам.
Срок реализации – 4 года (первый – четвёртый класс)
Ожидаемые результаты
Результаты реализации программы могут быть выявлены в:
Этапы программы
№п\п |
Основные направления и содержание, формы деятельности |
Участники |
Сроки |
|
Кто проводит |
С кем проводят |
|||
I ЭТАП. Информационно-аналитическая деятельность (сбор и анализ информации) |
||||
1 |
Педагогическая
диагностика |
Учитель-классный руководитель |
Весь первый класс и вновь прибывающие учащиеся |
Сентябрь – октябрь и по мере поступления детей |
2 |
Диагностика психологических особенностей детей, уровня развития психических процессов, сформированности эмоционально-волевой сферы, уровня взаимоотношений в коллективе |
Педагог-психолог, классный руководитель |
Дети с особенностями, все учащиеся класса |
Сентябрь – октябрь и по мере поступления детей |
3 |
Диагностика развития устной и письменной речи. |
Учитель-логопед |
Дети с проблемами речи |
Сентябрь (15-30) и по мере поступления детей |
4 |
Изучение и анализ физического развития и состояния здоровья. |
Мед. работник, классный руководитель, учитель физической культуры |
Учащиеся |
В начале обучения и в конце каждого учебного года |
5 |
Анкетирование родителей (анкеты прилагаются) |
Классный руководитель, социальный педагог |
Родители |
Начало обучения, в течении года |
II ЭТАП. Организационно-исполнительская деятельность |
||||
1 |
Анализ диагностики, составление первичной характеристики. Заседание школьного ПМПК, разработка рекомендаций и индивидуального маршрута сопровождения. |
Классный руководитель, члены ПМПК |
Специалисты школьной психолого-медико- педагогической комиссии |
По итогам диагностики. |
2 |
Планирование, организация, координация, обеспечение помощи детям с ОВЗ, индивидуальное сопровождение, комплектование коррекционных групп, составление расписания групповых, индивидуальных занятий. |
Учитель- классный руководитель, члены ПМПК, |
Учитель-классный
руководитель, |
В течении года |
3 |
Обеспечение
успешной адаптации детей в классе. а) Обеспечение
индивидуализации обучения через подбор индивидуальных заданий по подготовке к
восприятию нового материала, дифференцированных карточек, памяток, опор. |
Классный
руководитель,
Учитель, |
Дети с проблемами |
В
течение года
Ежедневно
Постоянно |
4 |
Организация индивидуально-групповых коррекционно-развивающих занятий по предмету. а) Индивидуальные и групповые коррекционном-развивающие и занятия по учебным предметам б) Коррекционно-развивающие занятия со специалистами |
Учителя-предметники
Педагог-психолог, учитель- логопед |
Дети с проблемами
Группы детей, на основании диагностики и индивидуальных маршрутов. |
В течение года, по расписанию специалистов соответствии с учебным планом (по 15-20 минут внеурочно). По расписанию специалистов и по ситуации |
III ЭТАП. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность) |
||||
1 |
Создание коррекционно развивающей среды в школе, в классе и дома |
Классный руководитель, социальный педагог |
Педагоги, родители учащихся. |
Постоянно |
2 |
Консультации для родителей |
Классный руководитель, специалисты |
Родители учащихся |
В течение года, в соответствии с планом воспитательной работы и по ситуации |
3 |
Контроль за соблюдением индивидуальных медицинских рекомендаций по укреплению здоровья учащихся |
Медицинский работник, классный руководитель |
Учащиеся с ОВЗ |
В течение года |
4 |
Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочную деятельность для развития индивидуальных способностей |
Классный руководитель, педагог дополнительного образования |
Учащиеся с ОВЗ |
В течение года в соответствии с планом воспитательной работы |
5 |
Совместные внеклассные мероприятия детей и родителей (в соответствии с планом воспитательной работы) |
Классный руководитель |
Родители, дети |
В течение года |
IV ЭТАП. Регулятивно-корректировочная деятельность |
||||
1 |
Анализ диагностирования, отслеживание динамики развития детей с ОВЗ. |
Учитель, классный руководитель, специалисты. |
Дети с ОВЗ |
В течение года |
2 |
Ведение дневника наблюдений, журнала учёта ошибок и достижений учащихся |
учитель, классный руководитель |
Дети с ОВЗ |
В течение года |
3 |
Срезовые контрольные работы и их анализ |
Учитель, классный руководитель |
Дети с ОВЗ |
В течение года |
4 |
Повторное диагностирование специалистами, анкетирование родителей |
Учитель, классный руководитель |
Дети с ОВЗ |
В конце каждого года обучения |
5 |
Составление подробных характеристик |
учитель, специалисты, классный руководитель |
Дети с ОВЗ |
В конце каждого года обучения |
6 |
Обсуждение результатов работы за год в школьной психолого- медико-педагогической комиссии (ПМПК). |
учитель, специа-листы, классный руководитель |
Дети с ОВЗ |
В конце каждого года обучения |
7 |
Повторное направление на областную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) детей, не имеющих положительной динамики. |
учитель, специалисты, классный руководитель |
Дети с ОВЗ |
В конце каждого года обучения |
8 |
Итоговое диагностирование в областной ПМПК, определение дальнейшей формы обучения. Заполнение Swot-карты |
Специалисты ПМПК, классный руководитель |
Дети с ОВЗ |
4 класс |
9. |
Обеспечение преемственности при переходе на вторую ступень обучения 1. Участие в работе школьного психолого- медико-педагогического косилиума при решении вопросов по переходу на вторую ступень обучения. |
|
|
|
2. Помощь в составлении индивидуальной программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. |
|
|
|
|
3. Консультирование учителей будущего пятого класса и родителей учащихся. |
|
Педагоги второй ступени, родители. |
В конце 4 класса и в начале 5 класса. |
|
4. Участие в работе родительского собрания в 5 классе |
Классные руководители 4 и 5 класса |
Родители |
Первая учебная четверть в 5 классе и по ситуации |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.