МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 78
«СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ»
ПРОГРАММА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Уразаева Фларида Каримьяновна
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
«ЗДОРОВЕЙ – КА» – модифицированная программа по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи |
Автор программы |
Уразаева Фларида Каримьяновна – воспитатель высшей квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №78 «Серебряное копытце» |
Рецензент |
Кузнецова Лариса Тимирьяновна – кандидат педагогических наук по специальности 13.00.07. теория и методика дошкольного образования |
Адрес организации исполнителя |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №78 «Серебряное копытце» |
Адрес организации исполнителя, телефон/ факс |
Россия, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, ул. Интернациональная 49 А Телефон/факс – 8 (3466) 46-88-57 8 (3466) 46-10-34 |
География программы |
МДОУ ДСКВ № 78 «Серебряное копытце» |
Целевые группы |
Старшая, подготовительная |
Вид программы |
Модифицированная |
Тип программы |
Образовательная |
Сроки реализации программы |
2 года |
Цель программы |
Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи |
Направленность программы |
Программа «ЗДОРОВЕЙ – КА» – комплексная система воспитания и оздоровления старших дошкольников. Основное содержание работы с детьми по программе строится по нескольким направлениям: · Культурно-гигиенические навыки «Чистота – залог здоровья»;
· Строение тела, правила ухода за ним; культура питания «О себе хочу все знать!»;
· Основы двигательной культуры «Движение – это жизнь!»
|
Предполагаемые результаты реализации программы
|
В результате поэтапной, систематической, работы с детьми, родителями, педагогами: · Повысится количество детей, самостоятельно использующих имеющиеся представления о здоровом образе жизни в повседневной жизни на 36%; · Повысится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ по вопросам здорового образа жизни на 40%; · Повысится педагогическая компетентность родителей о факторах здорового образа жизни до 80%. |
Нормативно-правовое обеспечение
|
· Федеральный закон «Об образовании» от 12.05.1995г., гл.5, ст.51; · Федеральный закон «О физической культуре и спорте РФ», ст.14. «Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях»; · «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ» (Приказ Министерства образования России, Министерства здравоохранения России, Федерации по физической культуре и спорту, Российской академии образования от 16.07.2002г. №2715/227/166/19; · Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003г. №24; · Приоритетный национальный проект «Образование»; · «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.» (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001г. №1756-р). |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой, необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально – педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях образовательного учреждения. Использование педагогами технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное (отклоняющееся) поведение.
В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. В дошкольном образовательном учреждении для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен грамотно, с учетом основных научных принципов, последовательности режимных процессов, их длительности, правильным рациональным, сбалансированным питанием, соблюдением двигательного режима, водным, воздушным, солнечным закаливанием. Проведение всех указанных мероприятий носит воспитывающий характер и является основой здорового образа жизни.
Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность и необходимость этих процедур для здоровья, осознанно и активно их использовал в повседневной жизни, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в домашних условиях.
Одновременно с использованием инновационных технологий, важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого–педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.
Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Большое значение в создании благоприятных условий для ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста жизни играет система работы дошкольного образовательного учреждения. Отечественные педагоги и психологи: А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др., отмечают, что забота об укреплении здоровья ребенка – проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми и родителями нередко в большей степени, чем медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование основ здорового образа жизни.
Актуальность определяется рядом существующих противоречий между:
· потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
· необходимостью воспитания здорового и физически развитого ребенка с отсутствием мотивации включения в оздоровительную работу родителей воспитанников;
· между сформированными представлениями детей и их родителей о значении здорового образа жизни и фактическим несоблюдением здорового образа в повседневной жизни;
· потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и умений здорового образа жизни в процессе взаимодействия ДОУ и семьи и отсутствием моделей взаимодействия ДОУ и семьи в данном аспекте.
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.
Задачи:
· повысить эффективность форм взаимодействия с родителями – субъектами образовательного процесса, способствующих их ориентации на здоровье как основы полноценной жизнедеятельности ребенка в будущем; педагогическую компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения;
· сформировать представления у детей о своем теле, способах сохранения своего здоровья, соблюдении личной гигиены, о культуре питания;
· повысить долю воспитанников 5-7 лет с высоким уровнем самостоятельного использования усвоенных знаний о здоровом образе жизни путем внедрения активных форм взаимодействия с родителями
· развивать у детей потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, в выборе здорового образа жизни;
· приобщать детей к занятиям физической культуры, обращенных в специальных видах двигательной деятельности: подвижных играх, играх с элементами спорта и т.д.
3. КОНЦЕПЦИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Методологической и теоретической основой программы являются:
· Теория личностно-ориентированного педагогического образования (А.С. Белкин, А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, А.В. Петровский и др.);
· Теория формирования здорового образа жизни (И.А. Аршавский, Н.М. Амосов, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин, Ю.П. Лисицин, В.П. Петленко);
· Концепция ценностно – социальной модели здоровья (Е.А. Овчаров);
· Положение о структуре ценностного отношения (Л.И. Рувинский);
· Постулаты об определяющей роли социальной среды в процессе формирования личности и о социальной обусловленности семейного воспитания (И.В. Гребенников, С.И. Голод, А.Г. Харчев и др.);
· Исследования в области педагогической технологии, конструирования взаимодействия субъектов педагогического процесса (Т.И. Бабаева, Н.Я. Михайленко, В.А. Петровский и др.);
· Современные достижения педагогов – исследователей в области разработки способов сохранения здоровья детей (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Ю.Ф. Змановский, Б.Н. Чумаков и др.).
Основные принципы построения программы:
· Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными технологиями;
· Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;
· Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья;
· Принцип взаимодействия – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей;
· Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительно результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
4. МЕТОДЫ, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
· Анализ психолого – педагогической и философской литературы;
· Диагностические (наблюдение, анкетирование, беседа, тесты, моделирование, проектирование, анализ документации);
· Педагогический эксперимент;
· Качественный и количественный анализ данных.
Этапы реализации программы:
Первый этап – поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы определяются методология и методика исследования, понятийный аппарат, актуальность, цель, задачи, методы, принципы.
Второй этап – методический. На этом этапе выявляются и структурируются первоначальные представления основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, уточняется степень взаимодействия в системе «ребенок – педагог – родитель».
Третий этап – экспериментальный. Апробируется педагогическая технология формирования основ здорового образа жизни у дошкольников и разрабатывается модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Четвертый этап – заключительно-обобщающий. Происходит систематизация, дальнейшая апробация, внедрение в практику ДОУ.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Структурно – функциональная модель процесса формирования у дошкольников основ здорового образа жизни через взаимодействия ДОУ и семьи состоит из следующих этапов:
1. ДИАГНОСТИКА |
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
3. РЕЗУЛЬТАТ |
1. ДИАГНОСТИКА
Стартовая оценка уровня сформированности представлений и навыков здорового образа жизни у старших дошкольников проводилась два раза в год (сентябрь, май), была использована модифицированная методика Г.А. Урунтаевой, Т.М. Бондаренко, В.А. Деркунской.
Уровни сформированности представлений и навыков здорового образа жизни у старших дошкольников представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Исходя из того, что родители должны быть активными участниками педагогического процесса по данной проблеме, разработаны показатели готовности к поддержке работы по формированию основ здорового образа жизни у детей в ДОУ.
ТАБЛИЦА 1
Динамика показателей готовности родителей к поддержке работы
по формированию основ здорового образа жизни у детей в ДОУ (%)
Критерии и показатели готовности |
Начало работы |
Конец работы |
1. Способность к диалогу о целях воспитания детей: |
||
полная частичная критическая |
20 52 28 |
64 36 0 |
2. Желание активно участвовать в формировании основ здорового образа жизни у детей: |
||
постоянное эпизодическое критическое |
24 56 20 |
72 24 4 |
3. Готовность к совместной работе с воспитателями: |
||
постоянная эпизодическая критическая |
20 32 48 |
68 24 8 |
4. Частота и степень участия в жизни ребенка: |
||
высокая средняя низкая |
20 40 40 |
76 24 0 |
Также проводилось анкетирование: «Здоровый образ жизни – что это?» (автор В.Г. Алямовская). Цель – определить отношение родителей к здоровому образу жизни. Основанием для оценки служил ключ к анкете, который позволил выявить уровень родительских отношений к здоровому образу жизни. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 2 )
79 – 40 баллов – семья ведет здоровый образ жизни.
40 – 33 балла – в семье тяготеют к здоровому образу жизни.
32 – 19 баллов – здоровый образ жизни в семье не сложился.
Ниже 19 баллов – анкету игнорируют.
Результаты на начало работы:
Семья ведёт здоровый образ жизни – 16%;
Семья тяготеет к здоровому образу жизни – 52%;
Здоровый образ жизни в семье не сложился – 32%;
Анкету игнорируют – 0%
Результаты на конец работы:
Семья ведёт здоровый образ жизни – 36%
Семья тяготеет к здоровому образу жизни – 56%;
Здоровый образ жизни в семье не сложился – 8%;
Анкету игнорируют – 0%
Условие, способствующее формированию основ
здорового образа жизни у детей старшего дошкольнородителиго возраста
Создание «команды единомышленников» педагог – дети – родители по реализации системы работы – главное условие. Работа строилась на основе интеграции, координации деятельности администрации, педагогов, родителей. «Детско-родительское сообщество» является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на поддержку семьи, совместными усилиями можно решить задачу – воспитание человека грамотного, который будет беречь своё здоровье. Задача этой работы – показать родителям необходимость формирования у детей здорового образа жизни. В работе с родителями использовались как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед родителей с детьми, разбором проблемных ситуаций, буклеты, памятки, мамины пятиминутки, сундучок «Бабушкины рецепты», совместные проекты родителей и детей, шпаргалки для родителей, оформление альбома «Что мы делаем, чтобы наши дети не болели», «Мы и наше здоровье», дни открытых дверей, открытые просмотры занятий, мини-библиотека, материалы родительского уголка «советы Здоровей-ки» и др.)
Работа с семьей включает следующие компоненты:
Ø Ознакомление родителей с результатами диагностики физической подготовленности и развития ребенка, состояния здоровья детей группы, определение задач по оздоровлению детей, составление плана оздоровительных мероприятий для всех детей.
Ø Целенаправленная санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические знания и необходимость коррекции образа жизни ребенка, режима дня, закаливания, организации рационального питания, оптимального воздушного и температурного режима в квартире.
Ø Ознакомление родителей с лечебными мероприятиями, проводимыми в ДОУ: фитотерапия, аэрофитотерапия с использованием эфирных масел, фитонцидов чеснока; прием поливитаминов, смазывание слизистой носа оксолиновой мазью; массаж.
Ø Ознакомление родителей с содержанием воспитательно-образовательной работы, педагогическими мероприятиями, которые направлены на тренировку адаптационных механизмов организма ребенка: трехразовые прогулки в течение дня, обеспечение оптимальной физической нагрузки на прогулках, утренняя гимнастика, занятия, пробуждающая гимнастика после дневного сна, самостоятельная двигательная деятельность; включение в физкультурные занятия циклических движений, упражнений на формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, познавательных интересов детей, элементы дыхательной гимнастики, самомассаж и др.
Ø Обучение родителей конкретным приемам оздоровления детей (приемам массажа, способам полоскания слизистой носа и горла, завариванию трав, проведению закаливающих процедур, играм на открытом воздухе, утренней гимнастике, упражнениям с дыхательными и двигательными тренажерами).
Ø Консультации психолога, педагогов, направленные на формирование у родителей умения понимать ребенка, налаживать с ним контакты, меняя стиль общения (переход на позицию партнера или опекаемого), организация интересной деятельности, развивающей среды дома, раскрывающие влияние типов семейного воспитания на личность ребенка.
Ø «Физкультурно-образовательное» просвещение родителей посредством ведения устного журнала (выступления родителей с опытом семейного воспитания), организации семинаров, дискуссий, деловых игр на родительских собраниях и консультаций; тренингов; прослушивание магнитофонных записей бесед с детьми о том, как их семьи соблюдают здоровый образ жизни; реализация долгосрочного проекта: «Школа здоровья», включающего в себя мини-проекты: «Витаминный калейдоскоп», «Ты и твое здоровье»; «Зачем нам нужен нос», «Движение – это жизнь!» проведение совместных физкультурных досугов, занятий, КВН, праздников.
Ø Активизация интереса родителей за счет выполнения неожиданных заданий (бабушкам, дедушкам, мамам и папам вспомнить свои любимые игры и записать в копилку-альбом, копилку-сундучок, подборка пословиц, стихов и поговорок о здоровом образе жизни и т.п.).
Ø Организация и проведение совместных спортивных праздников с родителями с целью укрепления взаимоотношений взрослых и детей, повышению авторитета родителей.
Модель взаимодействия ДОУ и семьи, формы работы с педагогами, детьми и родителями по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 3.
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение строится согласно алгоритму формирования основ здорового образа жизни у дошкольников, который включает в себя вступительную, информационную части, проблематизацию, стимулирование и заключительную часть.
ТАБЛИЦА 2
Алгоритм формирования основ здорового образа жизни у дошкольников
Составные части |
Задачи |
Вступительная часть |
Заинтересовать детей, поставить их в ситуацию субъекта – «творца собственного здоровья». Создать положительную мотивацию детской деятельности.
|
Информационная часть |
Дать элементарные представления о здоровом образе жизни. Условия: · доступность; · краткость, конкретность; · научность информации; · информационная насыщенность; · использование наглядности (иллюстрации, фото, модели, схемы). |
Проблемная ситуация |
Стимулировать познавательную активность детей в плане формирования представлений и навыков здорового образа жизни через проблемные ситуации, постановку ситуационных задач, проблемные вопросы. |
Стимулирование |
Обеспечить активное включение навыков здорового образа жизни в повседневную жизнь. Формирование активной потребности в здоровом образе жизни через выработку привычек:
|
Заключительная часть |
Совместная деятельность по отработке основ здорового образа жизни в ДОУ и семье. Включение родителей в активную поддержку основ здорового образа жизни у детей дома, закрепление и дальнейшая автоматизация навыков здорового образа жизни у всех участников педагогического процесса. |
Основное содержание работы с детьми по программе строится по нескольким направлениям:
1. «Чистота – залог здоровья» Формирование культурно-гигиенических навыков
|
2. «О себе хочу все знать!» Строение тела, правила ухода за ним, культура питания
|
3. «Движение – это жизнь!» Чтобы здоровым быть – один совет: Со спортом дружи с малых лет
|
1 . «Чистота – залог здоровья»
Задачи: Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, пользуясь только индивидуальным полотенцем; следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически, пользоваться индивидуальной расческой.
Воспитывать привычку самостоятельно и правильно чистить зубы, полоскать рот утром и после каждого приема пищи; следить за чистотой своих рук, ногтей; принимать водные процедуры перед сном; правильно пользоваться носовым платком; при кашле и чихании закрывать нос платочком, отворачиваясь в сторону.
Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, следить за своим внешним видом, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), следить за чистотой своей одежды и обуви; опрятно убирать свою постель.
Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Методы работы с детьми:
Методические приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам, практически неизменны, т.к. обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, указание, напоминание с указанием действия, общее напоминание, проверка выполнения действий, оценка. Эти приемы здесь не указаны, но постоянно, в зависимости от уровня освоения, они используются воспитателями при формировании культурно-гигиенических навыков.
Используются беседы с детьми («Личная гигиена и гигиена жилища», «Друзья Вода и Мыло»), беседы-практикумы («Уход за зубами», «Правила ухода за телом»), дидактические игры и игровые упражнения («Как надо заправлять постель», «Правильно сервируем стол»); художественные произведения, которые могут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности по самообслуживанию (Г.Остер «Нарушение правил этикета: правила личной гигиены», «Петька-микроб»), игра-драматизация по произведению А.Барто «Девочка чумазая»; цикл бесед «Чистота – залог здоровья», «Культура поведения за столом».
2. «О себе хочу все знать!»
Задачи: формирование представлений о своем теле, о способах сохранения своего здоровья, личностного отношения к своему организму, обуславливающей его состояние и функционирование; способствовать развитию навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни.
Что надо знать ребенку о своем организме. Любой человек – маленький, взрослый, мужчина, женщина – меняются с каждым годом, с возрастом. Но все они похожи тем, что имеют тело, которое состоит из частей – органов (сердце, легкие, скелет, голова, мозг и др.), которые все вместе называются организмом, то есть организованные все вместе, целостные и единые. Органы организуют жизнь тела – оно дышит, передвигается, прыгает, бегает и т.д., то есть совершает различные движения, и человек живет – играет в детском саду, смотрит кукольное представление, рисует, бегает, читает, поет, работает и т.д. Чтобы сохранить свой организм, свою жизнь, человеку необходимо постоянно находиться в движении. А чтобы не навредить организму и чтобы он жил, двигался, его необходимо изучать.
У человека есть внутренние органы: сердце, легкие, желудок, кишечник, мозг. Желудок и кишечник переваривают пищу. Благодаря легким человек дышит. Он вдыхает свежий воздух, наполняет им легкие, как надувают шарики. Кровь из легких несет воздух к каждому органу. Затем человек выдыхает прежний воздух, - он уже вреден для организма, в нем много углекислого газа, - и снова вдыхает свежий воздух. Человек дышит днем и ночью. Сердце работает как мотор, разносит свежий воздух и питательные вещества по всему организму. Самый главный орган – мозг. Он находится в голове. От ударов, ушибов его защищает череп. Мозг управляет всем органами. Человек хорошо себя чувствует, когда у него все органы здоровы.
Что надо знать о питании. Питаться организму помогают органы, состоящие из костей: зубы (самые сильные, крепкие); из мягких тканей – небо, язык – здесь все пережевывается, перемалывается, перетирается пища и ощущается ее вкус – кислый, сладкий, горький, соленый и т.п. Затем пища попадает через глотку в пищевод, далее в желудок, кишечник, где пища превращается в жидкость, переходящую в кровь. В кишечнике пища разделяется на полезную и ненужную жидкость. Полезная жидкость всасывается в клетки крови и перемешивается с ней, а ненужная – выбрасывается наружу.
Человек питается, чтобы получить наслаждение и радость, чтобы выполнять любое дело и изменяет употребляемую пищу, чтобы получить энергию, силу для создания новых продуктов питания, предметов быта, произведений искусства. Всем нужно питаться: и взрослым и детям, но особенно детям, потому что они должны расти. Питательные вещества находятся в продуктах.
Методы работы с детьми
· Наглядные (рассматривание цветных иллюстраций, дидактически игры)
· Словесные (рассказ воспитателя, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов, чтение валеологических сказок)
· Практические (опыты, моделирование, составление алгоритмов, работа с тетрадью «Безопасность», рисование, раскрашивание иллюстраций)
3. «Движение – это жизнь!»
Задачи: формирование двигательных навыков и развития физических качеств, расширение знаний о многообразии физических упражнений и игр. Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает двигательная активность, при этом использование физических упражнений сводится не просто к укреплению здоровья и развитию двигательных навыков, но и ставит своей целью восстановление умственной работоспособности, снятие нервно-эмоциональных нагрузок, благотворному воздействию на психическое развитие ребенка. Психолог Н.А. Бернштейн говорил «Психика формируется в движении»
Способы формирования основ культуры движений.
· Выразительно-отобразительные средства, с помощью которых можно передать характер движений, отношение ребенка к самому себе и к миру – плавные, сильные, охранительные, выразительные, точные, согласованные и т.п. Создающие художественный образ – в танце, пластике, хореографии, подвижных играх, рисунке, лепке, в поделках и т.д.
· Рациональные движения – в достижении цели, в соответствии действия и предмета, на который оно направлено, в совместной деятельности, общении, выполнении двигательных упражнений (метание, бег, прыжки и др.).
· Регулятивные движения - обеспечение смены активных движений и отдыха, двигательной активности. Саморегулирующие (смены настроений через образы, игру, изменение движений в пространстве – бег, ходьба, лазание, метание и т.п.).
· Корректирующие движения, расслабляющие – состояния организма, тела, положения осанки (релаксация, корригирующая гимнастика, дыхание, хромотерапия и т.д.).
· Восстанавливающие – физические упражнения (силовые – метание, перетягивание и т.п., скоростные – бег, ходьба и т.п., ориентировочные – лазание, подлезание, прыжки и т.п.).
Организационные условия:
· Физкультурные занятия, занятия-соревнования, самостоятельные, интегрированные с другими видами деятельности;
· Праздники, досуги и развлечения;
· Ежедневные прогулки;
· Гимнастика после сна;
· Ритмическая гимнастика;
· Утренняя гимнастика, физкультминутки, игры с движениями свободной деятельности;
· Занятия с использованием мини-тренажеров в зоне Крайстренинга.
Организация занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.
Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые используются в практике повседневных жизненных ситуаций.
Реализация задач проводится по следующей схеме:
· Формирование знаний о человеке, о его здоровье и здоровом образе жизни;
· Воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
· Совершенствование практических навыков здорового образа жизни.
Дополнительно к методам обучения, предложенными программой «Безопасность», был введен метод проектов. Методика организации проектной деятельности дошкольников представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 4.
6. Перспективное планирование работы с детьми и родителями по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы с детьми и родителями по формированию основ здорового образа жизни в старшей группе
Дата |
Специально-организованная деятельность (интегрированные занятия) |
Совместная деятельность |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Тема «Я – кто это? Части тела человека». Занятие «Точка, точка, запятая». 1.Уточнить знания детей о строении тела человека 2.Развивать двигательную память ребенка. Научить запоминать движения с одного показа 3.Развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение 4.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу |
Коллективная игра «Джованни – потеряшка», дидактические игры «Фотовыставка», «Найди сходство», «От младенца до старика», «Кому что нужно», «Конструирование тела», русская народная игра «Гуси и волк», пальчиковая гимнастика «Считалка», чтение С. Михалков «Моё тело», Б. Житков «Что я видел?», «Как меня назвали?», Беседа «Как я появился на свет», рассматривание плаката «Моё тело», рисование «Знакомьтесь – это я», загадки о разных частях тела, массаж тела «Рядом бегемотики схватились за животики», лепка «Человек», |
Анкетирование родителей. Знакомство родителей с нормативными документами. Дискуссия на тему «Нужны ли занятия спортом ребенку дома?» |
Октябрь |
Тема «Мышцы». Занятие «Новые приключения Буратино». 1. Познакомить детей с анатомо-физиологическими понятиями о функциональном значении мышц и важности упражнений для их укрепления 2. Научить переключать внимание Воспитывать у детей желание оказывать помощь |
Беседа «Почему мы двигаемся?», Беседа «Письмо Ильи Муромца», Беседа-рассуждение «Если бы я был деревом», беседа «На зарядку становись», конструирование «Проволочный человечек», игры «Подбираем пищу, полезную для опорно-двигательного аппарата», чтение Г. Остер «Зарядка для хвоста», познавательная минутка «Мышцы» |
Консультация «Основы акробатических упражнений» Выставка литературы по данной проблеме Презентация нетрадиционного оборудования по ФИЗО Родительское собрание «Особенности развития старших дошкольников»
|
Ноябрь |
Тема «Поможем сердцу работать». Занятие «Снежная королева» 1. Дать знания о назначении сердца в жизни человека и животных 2. Научить детей создавать выразительные образы разбойников, передавая в движениях их характеры 3. Развить творческую фантазию детей Вызвать чувства восхищения верностью девочки Герды, её целеустремленности. |
Мини-тренировки «Тренируемся вместе», беседы с детьми «О вреде здоровью от курения, алкоголя, переедания». Чтение стих-й и загадок о сердце, спортивный досуг «Школа космонавтов». Дидактические игры «Подбираем пищу, полезную для сердца», «Пирамида здоровья», пословицы и поговорки о сердце, обсуждение понятия «Сердечный человек», придумай загадку используя опорные картинки. ИЗО «Как ты представляешь доброе сердце», познавательная минутка «Сердце бывает слабым и сильным», познавательная беседа «Твой вечный двигатель» |
Выставка развивающих игр по ЗОЖ, День открытых дверей, Консультация «Русская банька, ледяная прорубь – что может быть лучше?», спортивное развлечение «Вместе весело!» |
Декабрь |
Тема «Органы пищеварения». Занятие «Удивительные превращения пирожка». 1. Дать представление о строении органов пищеварения 2. Научить детей определять полезные для здоровья продукты 3. Научить быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой 4. Воспитывать желание помочь маме |
Беседы с опытами «Карлсон в гостях у ребят», игра «Счастливый случай» по теме «Полезная еда», дидактические игры «пирамида здоровья», «Приключения аскорбинки», «Съедобно – не съедобно», опытническая деятельность, «Правила королевы Зубной Щетки» |
Консультация «О здоровом питании», обмен опытом «Игры на кухне», Памятка для родителей «Культура еды» |
Январь |
Тема «Как сохранить зубы». Занятие «Чтобы зубы были крепкие». 1. Познакомить детей с правилами личной гигиены, закрепить правила ухода за зубами и полостью рта 2. Рассказать об истории зубной щетки, закрепить знания о пользе кисло-молочных продуктов (употребление кальция), профилактика кариеса 3. Формировать познавательный интерес к человеку |
Артикуляционная гимнастика, опыт с яйцом, экскурсия в детскую стоматологию (познакомить детей с профессией стоматолога), беседа «Как нужно чистить зубы», «Как сохранить здоровые зубы без лекарств», рассматривание плаката «Здоровая улыбка», д/и «Кому что нужно», «Вредные и полезные продукты» «Здоровье из корзинки», «В гости к тёте зубной щетке» (рассказ о зубах, правилах ухода за ними), загадки про зубы, чтение С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Г. Бойко «Зубы», А. Усачёв «Жевательная резинка», «Балла о конфетке» |
Беседа на тему «Правильно ли ваш ребенок чистит зубы», устный журнал «Встреча с детским врачём-стоматологом. Советы Здоровей-ки «Осторожно грипп», консультация «Преграда простудам» |
Февраль |
Тема «Чем мы слышим?» Занятие «Зачем человеку уши?». 1. Дать знания об ухе, его строении и назначении. 2. Научить детей правильно выполнять массаж ушей 3. Развивать любознательность 4. Воспитывать сострадание, пробуждать интерес к неизведанному |
Познавательная беседа «Ушки на макушке», Познавательная беседа с опытами «Чтобы уши не болели», создание условий для с/р игры «Поликлиника», дидактическая игры «Услышь своё имя», «Угадай чей голосок», «Угадай что в баночке лежит», составление рассказов на тему «Я забочусь об ушах», чтение Э. Мошковская «Уши», загадки, пословицы, поговорки. |
Родительское собрание «Как сохранить здоровье ребенка», Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» Семейная газета «Мой выходной день», консультация «Что вы знаете о слухе вашего ребенка», Практические задания «Целебные звуки» |
Март |
Тема «Личная гигиена» Занятие «Да здравствует мыло душистое» 1. Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями 2. Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни 3. Подвести детей к понятию, что «чистота – залог здоровья» 4. Воспитывать культурно-гигиенические навыки |
Беседа «Полезные и вредные привычки», беседа «Советы доктора Воды», беседа «Откуда берутся болезни», д/и «Приключение аскорбинки»,чтение «Микроб ужасно вредное животное», беседа «Чтобы кожа была здоровой», «Для чего нужна кожа», загадывание загадок, Массаж рук «Мыло», п/и «Ровным кругом, друг за другом» (использование шапочек: мыло, расчески, шампуня, зубной щетки и т.д. |
Консультация для родителей «Движения – заряд бодрости и здоровья детей», тест для родителей «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым. |
Апрель |
Тема «Как сохранить хорошее зрение» Занятие «Смотри во все глаза» 1. Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека 2. Закрепить полученные детьми знания об органах зрения путем коллективного составления рекомендаций по охране зрения, познакомить с приёмами первой помощи при травме глаз. 3. Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям и желание оказывать им помощь |
Игры на развитие зрительного внимания, памяти, цветоощущения, цветовосприятия и глазомера. «Опыт Мариотта», опыт «Определение реакции зрачков на различную степень освещенности», Беседа «Как сохранить хорошее зрение, Беседа с врачом-окулистом «У нас в гостях врач-окулист», рассказ врача об изобретении очков, о назначении и применении их. Чтение стихотворений Н.С. Орлова «Ребятишкам про глаза», «Наблюдатели», «Про очки», «Телевизор», заучивание стихотворения Н.С. Орлова «Береги свои глаза», гимнастика для глаз. |
Консультация «Берегите зрение детей», Рекомендации «Делаем вместе упражнения для глаз» |
Май |
Тема: Итоговая КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!» 1. Обобщить знания детей, полученные в течении учебного года 2. Развивать умения применять полученные знания на практике 3. Воспитывать устойчивый интерес к своему здоровью |
Беседа «Что делать, если в доме больной?», «Опасные и полезные вещи», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» (солнце, воздух и вода – наши верные друзья), выставка иллюстраций «Ядовитые и лекарственные растения», тренинг «Вызываем скорую помощь» |
Консультация «Закаливание ребенка в домашних условиях», памятки для родителей |
Перспективный план работы с детьми и родителями по формированию основ здорового образа жизни в подготовительной группе по реализации проекта «Школа здоровья»
Дата |
Специально-организованная деятельность (интегрированные занятия) |
Совместная деятельность |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Тема «Витаминный калейдоскоп» Занятие: «Витамины и здоровый организм» 1. Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека 2. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека 3. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью |
Д/и «Съедобно-несъедобно», «Пирамида здоровья», «Полезно-неполезно», «Советы аскорбинки», Сюжетно ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Кафе». Работы в альбомах «Безопасноть» №3. Проблемная ситуация: «Мальчик съел много сладостей, что может произойти?», придумывание модели изготовления салатов, игры-задания «Что возьмем для салата?», «Подбери продукты для завтрака, обеда и ужина», раскрасить изображения продуктов на рисунке, задание №4 альбома «Безопасность» №3. Экскурсия в овощной магазин, Чтение Ю. Тувим «Овощи,загадки об овощах и фруктах», Аппликация «Консервируем овощи и фрукты».Отгадайка. Еженедельные встречи детей и родителей секреты про волшебный продукт. Изготовление поделок полезные продукты. Развлечение: «Пейте дети молоко, будете здоровы». |
Консультация «Витамины и минералы – незаменимые компоненты в питании», Папка-передвижка «Питание ребенка», изготовление пособий «Витаминная горка», куклы-перчатки. Домашняя задание подбор информации по теме «Витамины», «Мамина пятиминутка» (Рассказ мамы о разных видах капусты), Развлечение «Как стать «Здоровейкой»» ,Советы Здоровей-ки «Волшебные свойства витаминов».Выставка поделок «Овощной калейдоскоп». Памятка для родителей «Культура питания». Анкетирование родителей. Участие в конкурсах, фотовыставках. Домашнее задание по изготовлению с детьми книжек-малышек. Интересные истории про витамины. |
Октябрь |
Тема «Витаминный калейдоскоп» Занятие «Как мы спасали Витаминку» 1. Дать представление о различных системах питания 2. Закрепить знания о пользе витаминов 3. Развивать мыслительную деятельность детей, способность к умозаключениям 4. Воспитывать чувство взаимовыручки |
д/и «Овощи», «Веселые витаминчики», массаж спины «суп», массаж глаз «Раздеваем лук», дыхательное упражнение «Фырканье» по Стрельниковой, чтение стихотворений Л. Зильберг, загадывание загадок про полезные продукты, Лепка «Овощи и фрукты», инсценировка «Спор овощей», Зарисовка алгоритма приготовления салата «Метелка». Задание №5 альбома «Безопасность» №3, проследить влияние витаминов на различные части тела организма, Беседа «Питание – необходимое условие для жизни человека», чтение валеологических сказок по теме «Правила личной гигиены» |
Родительское собрание «Здоровье ребенка в наших руках», Викторина с родителями «Витаминиада», совместное изготовление родителей и детей альбомов с информацией о витаминах и коллажей, папка-передвижка «Закаливание организма пищей», Памятка для родителей «Культура еды», презентация альбомов совместно с родителями с информацией о витаминах. Утренник «Осенины», ярмарка «Дары осени» |
Ноябрь |
Тема «Чем мы дышим?» Занятие «Путешествие в страну Носарию» 1. Сформировать у детей анатомо-физиологическое представление о строении носа. 2. Развивать устойчивость внимания 3. Расширить кругозор детей, пополнить словарный запас 4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью |
Познавательная минутка «Как мы дышим», упражнения «Заряд бодрости», «Дыши правильно», Беседа «Главные правила дыхания», дыхательная гимнастика по Стрельниковой, массаж волшебных точек по А. Уманской, закаливающее дыхание «Поиграем с носиком». Опыт с воздухом «Если в полиэтиленовом мешочке воздух», Чтение Н. Рыжова «Воздух-Невидимка», Е. Пермяк «Чудо нос», коллективное рисование мультфильма о приключении пылинки в носу. Беседы «Почему на морозе нельзя дышать ртом, петь, кричать», игры на закрепление названия органов дыхания у животных(хобот, жабры, дыхало): «Чей нос?», д/и «Узнай запах», упражнение на дыхание «Рычание» |
Подбор материалов по теме «Дышим правильно», Консультация «Гимнастика маленьких волшебников», подбор материала для оформления альбома «Для чего нам нужен нос?», спортивный праздник «По дорогам сказок», памятка для родителей «Учимся дышать носом», Сундучок «Бабушкины рецепты»: ароматерапия для детей. Памятка «Самомассаж носа», рекомендация для родителей «Подготовимся к дыханию». |
Декабрь |
Тема «Чем мы дышим?» Занятие «Для чего нам нужен нос» 1. Познакомить с функциями носа (увлажняет, согревает вдыхаемый воздух, задерживает пыль, различает приятные и не приятные запахи) 2. Познакомить с правилами гигиены дыхательных путей 3. Развивать аналитические способности 4. Воспитывать понимание важности своего здоровья |
Беседа-рассуждение с опытами «Чудо-нос», познавательная история «Чей нос лучше», Беседа «Береги нос», чтение Р. Кипплинг «Слоненок», опыт в упражнении в различении цветов и пищи по запаху(дети с закрытыми глазами определяют в какой баночке что находится). Опыт о необходимости вдоха для определения запаха, Беседа-рассуждение «И зачем только они нам нужны, эти носы?», «Откуда пришло выражение?» -Носом землю рой, а найди -Держи нос по ветру -Носом чую- беда будет. Беседа с врачом-лором «У нас в гостях врач-лор»,Беседа «Мой замечательный нос», «Беседа о насморке и как с ним бороться», загадывание загадок о носе, чтение стихотворения «Мой замечательный нос» Э. Машковской. Чтение рассказа В. Бьянки «Чей нос лучше», заучивание стихотворения «Нос не должен быть простужен» Ю. Прокопович, подбор информации детьми о носе в энциклопедиях |
Консультация для родителей «В морозный зимний день», «Звуковое дыхание» Серия упражнений. Познавательно-развлекательная викторина «Мы и наш организм» - совместное участие в викторине родителей и детей, «Советы от Здоровей-ки» - журналы «Ай, болит!», презентация альбомов совместно с родителями «Зачем нам нужен нос?». Досуг «Зимние забавы» совместно с родителями, Праздник «Екатерина – Санница» |
Январь |
Тема: «Движение – это жизнь» Занятие «Скелет – главная опора человека» 1. Познакомить детей со строением и значением скелета 2. Развивать познавательный интерес к своему организму 3. Закрепить представление детей о скелете, как об опорно-двигательном аппарате |
д/и «Зачем человеку руки», Беседа «Сколькими способами может передвигаться человек», психогимнастика «Тряпичные, деревянные куклы». Игры «Подбираем пищу, полезную для опорно-двигательного аппарата, беседа «На зарядку становись», рассматривание иллюстраций «Держи осанку», чтение Г. Остер «Зарядка для хвоста», Вечер загадок |
Консультация для родителей «Движение – заряд бодрости и здоровья детей», викторина для родителей «Спорт – это жизнь», Консультация для родителей «В ДОУ и дома», Совместное изготовление детей и родителей фотогазеты «Мой выходной день», подбор фотографий для альбома «Что мы делаем, чтобы наши дети не болели» Сундучок «Бабушкины рецепты»: Помощь при различных детских недомоганиях |
Февраль |
Тема: «Движение - это жизнь» Занятие «Виды спорта» 1. Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека 2. Формировать у детей основы правильного образа жизни |
Викторина «Что? Где? Когда?», Беседы «Если бы я был деревом», «Почему мы двигаемся?», «На зарядку становись» Творческое рассказывание детей по теме «Что мы думаем о спорте», рисование «Виды спорта», работа в тетради №2 «Безопасность», д/и «Виды спорта», познавательные минутки «Мышцы», конструирование проволочного человечка |
Спортивный праздник «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!», Памятка для родителей «Веселая физкультура в квартире», Рекомендации «Подвижные игры со словом», рисование детей и их родителей иллюстраций о спорте, Презентация газеты «Мой выходной день», составление альбома «Что мы делаем, чтобы наши дети не болели», Родительское собрание «О здоровье всерьез» |
Март |
Тема «Ты и твое здоровье» Занятие «Режим дня» 1. Сформировать у детей представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья 2. Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать не сложные приемы самооздоравления, уметь оказывать себе элементарную помощь 3. Развивать умение делать выводы о влиянии личной гигиены на здоровье и раскрыть значение оздоровительных мероприятий. |
д/и «Пирамида здоровья», «Аскорбинка и её друзья», «Что правильно, что не правильно», «Что сначала, что потом». Беседа «Откуда берутся болезни?», «Простуда», «Как вести себя во время болезни», «Как Здоровей-ка решила избавиться от микробов и заболела сама», «Советы доктора Воды», «Что такое здоровья», просмотр иллюстраций на тему «Моё – моё богатство», чтение книги «Мойдодыр» К. Чуковского, чтение Г.Остера «Вредные привычки», подбор иллюстраций для газеты «Здоровье это жизнь», Беседа «Режим дня» |
Консультация для родителей «Ребенок в домашнем интерьере», Соревнование «Лыжня для всех», Устный журнал «Искусство быть здоровым», спортивный праздник-игра «Волшебная страна», изготовление альбома «Мы и наше здоровье», памятка «Режим дня», фотовыставка «Мы закаливаемся». Равлечение: День здоровья. |
Апрель |
Тема «Ты и твое здоровье» Занятие «Приключение в Королевстве Микробов» 1. Сформировать представление, что большинство заболеваний носит инфекционный характер, разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней. 2. Развивать слуховое восприятие 3. Воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням |
Беседа «Кто такие микробы?», «Откуда берутся болезни?», «Пришла весна – ребятишкам не до сна», познавательная минутка рассматривание микробов в микроскоп, рассматривание иллюстраций по теме. Ручной труд «Поделки атрибутов для сюжетно-ролевых игр». Выставка рисунков, развлечение «День здоровья», Беседа «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит!», Рассказ по картинкам «Почему заболели ребята» |
Обмен рецептами от простуды, консультация «Детские инфекционные заболевания», Урок для родителей «Уроки Айболита», Развлечение для детей и родителей «Друзья здоровья», интервью в газете «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит!», Консультация для родителей «Преграда простудам», презентация альбома «Мы и наше здоровье» Сундучок «Бабушкины рецепты»: Антипростудные смеси, Домашний лечебник. |
Май |
Тема: Итоговая Праздник здоровья для детей и их родителей «Поиски клада» 1. Обобщить знания детей, полученные в течении учебного года 2. Развивать умения применять полученные знания на практике 3. Воспитывать устойчивый интерес к своему здоровью |
Спортивная игра «Поход по стране Здоровья», д/и «Что ты знаешь о…», «Пишем письмо заболевшему товарищу», «Что было бы, если бы…», стихи и ситуации по тематике личной гигиены |
Консультация для родителей «Учеба и здоровье», Выставка всех работ, альбомов, рисунков за учебный год, Памятка «Десять советов родителям», «Игры нашего двора», консультация для родителей «Рациональное питание» |
Конспекты занятий, мероприятий по работе с детьми и с родителями в ПРИЛОЖЕНИИ 5
7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Участники образовательного процесса::
Воспитанники Родители Педагоги
Организация образовательного процесса:
· Количество детей: 25
· Состав групп: постоянный
· Особенность набора: свободный, по желанию детей и родителей
· Срок обучения: два года
· Возраст: 5 – 7 лет
· Группа: старшая, подготовительная
· Место проведения занятий: групповая комната, физкультурный зал, игровая площадка, музыкальный зал, театральная студия, русская изба.
· Формы работы с детьми:
Групповая Подгрупповая Индивидуальная
· Количество групповых занятий и часов:
Возрастная группа |
Количество занятий |
Количество минут в неделю |
Количество часов в учебном году |
Старшая группа |
9 |
25мин. |
7час.45мин. |
Подготовительная группа |
9 |
30мин. |
8час.30мин |
· Количество подгрупповых занятий
Возрастная группа |
Количество занятий |
Количество мин. (1 раз в две недели) |
Количество часов в учебном году |
Старшая группа |
9 |
25мин. |
7час.45мин. |
Подготовительная группа |
9 |
30мин. |
8час.30мин |
· Количество индивидуальных занятий
Возрастная группа |
Количество занятий |
Количество мин. в неделю |
Старшая группа |
ежедневно |
100-120мин. |
Подготовительная группа |
ежедневно |
120-140мин. |
Научно-методические условия:
· Учебно-дидактический материал:
Алгоритмы, карточки-задания, схемы, рисунки, фотографии модели, таблицы, демонстрационный материал, раздаточный материал, дидактические игры, рабочие тетради «Безопасность», стихи по ЗОЖ, загадки по ЗОЖ, серия опытов, консультации для родителей, литература по формированию здорового образа жизни, плакаты, наглядные пособия «Витаминная горка», «Витаминные перчатки», и т.д.
РЕЗУЛЬТАТ
ТАБЛИЦА 3
Сопоставление результатов формирования основ здорового
образа жизни у дошкольников (до и после реализации программы)
Направления работы |
||||||
Уровни
|
«Чистота – залог здоровья»
|
«О себе хочу все знать!»
|
«Движение – это жизнь!» |
|||
|
До |
После |
До |
После |
До |
После |
Высокий |
16 |
80 |
8 |
64 |
12 |
76 |
Средний |
76 |
20 |
72 |
36 |
56 |
24 |
Низкий |
8 |
0 |
20 |
0 |
32 |
0 |
Обобщая полученные данные, можно сделать вывод, что итоговые результаты формирования у дошкольников основ здорового образа жизни имеют существенные статистически значимые различия в сравнении с сопоставляемыми результатами начала работы. Произведенный мониторинг представлен в виде диаграмм в ПРИЛОЖЕНИИ 6.
Имеются достаточные основания для утверждения, что результаты, полученные по всем направлениям формирования основ здорового образа жизни, достигнуты за счёт того, что в образовательном процессе ДОУ была создана и реализована модель процесса взаимодействия с родителями по данной проблеме. Таким образом, сформулированная цель получила достоверное эмпирическое подтверждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация здоровьесберегающего образования достигается посредством использования в педагогическом процессе технологий, обеспечивающих, с одной стороны, решение задач сохранения здоровья воспитанников, а с другой, способствующих эффективной реализации образовательных и воспитательных задач.
Проанализировав содержание понятия «технология» и различные трактовки понятия «педагогическая технология», сформулировано определение педагогической технологии по формированию здорового образа жизни. Педагогическая технология формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – это специальным образом организованный педагогический процесс, позволяющий ребенку получить элементарные анатомические знания о собственном организме; способах его укрепления и сохранения.
Специфика технологии по формированию основ здорового образа жизни определяется тем, что, обеспечивая становление здоровья человека, которое понимается как гармоничное, сбалансированное функционирование его целостного организма во взаимодействии с окружающей средой, она тем самым способствует становлению целостной личности, готовой к выживанию (то есть самосохранению) и полноценной самореализации в жизни.
Предлагаемая модель организации работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, родителями и детьми в данном направлении.
Полученные результаты доказывают, что внедрение предложенного содержания, педагогической технологии метод проекта действительно способствует формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Интегрированный подход к решению поставленных целей является более результативным, так как у детей и их родителей отмечается повышенный интерес к проводимым мероприятиям.
Таким образом, можно констатировать факт позитивного решения проблемы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе внедрения модели в образовательное пространство ДОУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб., 2003.
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М., 1993.
3. Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг как метод управления процессом оптимизации оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях //Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. – М., 2001.
4. Брехман, И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. — Л., 1987.
5. Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми. – М., 2005.
6. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. /Сост. Е.Ю.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф. Саулина. — М.,2000.
7. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание, 1995, № 6.
8. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. – М., 2000.
9. Каневская Л.Я. Гигиеническое воспитание. – М., 1987.
10. Картушина, М.Ю. Быть здоровыми хотим. — М., 2004.
11. Концепция содержания непрерывного образования. // Начальная школа. 2000.
12. Косенок, С.М. Сохранение здоровья детей – приоритетная задача системы образования округа. // Роль органов власти в управлении процессами охраны и укрепления здоровья детей, подростков в округе. — Ханты-Мансийск, 2001.
13. Крулехт, М.В. Педагогическая технология сотрудничества детского сада и семьи в целостном развитии личности ребенка. // Педагогический альманах. – СПб.,1998.
14. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. Дошкольный возраст. – М., 2000.
15. Кузнецова М.Н. Укрепление здоровья детей физическими методами в условиях дошкольных учреждений. – М., 2001.
16. Лазарев М.Л. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для ДОУ. – М., 2004.
17. Методы педагогических исследований./ Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. — М., 1979.
18. Мудрость здоровой жизни /сост. В.В.Куприянов, Ю.Ф.Шульц. — М., 1986.
19. Овчаров Е.А. Здоровье аксиологический, медико-социальный и экологический анализ. – Нижневартовск, 2002.
20. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М., 2001.
21. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. –СПб., 2003.
22. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. — М., 2001.
23. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – Ставрополь, 2001.
24. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.