Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 31 «Медвежонок»
Программа
познавательного развития
детей с задержкой психического развития
старшего дошкольного возраста
«Развивай-ка»
г. Нижневартовск
2009г.
Содержание
1. Паспорт программы ….…………………………………………………......3
2. Пояснительная записка …………………………………………………….5
3. Цели и задачи программы………………………………………………………7
4. Содержание программы ……………………………………………………9
4.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психического развития старшего дошкольного возраста………………….9
4.2. Условия реализации программы ……………………………………………12
4.3. Критерии познавательного развития детей ………………………………...13
4.4. Учет возрастных, половых, психологических особенностей детей
в организации образовательного процесса…………………………………… ..19
4.5. Планирование игр и упражнений…..………………………………………..19
4.6. Система работы с родителями ………………………………………………21
4.7. Ожидаемые результаты ……………………………………………………...24
4.8. Средства диагностики познавательного развития детей ………………….24
4.9. Результативность образовательной работы ………………………………..26
Список использованной литературы …………………………………................29
Приложение:
Приложение 1. Методика обследования познавательного развития,
диагностическое обучение, качественная и количественная оценка
действий ребенка 5 – 7 лет ………………………………………………………..............1
Приложение 2. Конспекты познавательных занятий с детьми
с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста..............13
Приложение 3. Программа работы с родителями детей группы
компенсирующей направленности ………………………...................................24
1. Паспорт программы
Наименование программы |
«Развивайка» - направлена на повышение уровня познавательного развития детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, через использование инновационных технологий на занятиях по развитию элементарных математических представлений. |
Организация |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 «Медвежонок» |
Юридический адрес |
628615 Россия, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра, г. Нижневартовск, ул. Нефтяников 74-а, 7 мкр. |
Телефон |
(8 – 3466) 46 – 21 – 48; (8 – 3466) 65 – 16 - 67 |
Автор опыта |
Учитель – дефектолог Сидорова Ирина Николаевна |
Координатор программы |
Методический совет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №31 «Медвежонок» г. Нижневартовска |
Целевые группы |
Воспитанники группы компенсирующей направленности (дети с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста). Родители детей группы компенсирующей направленности. |
Сроки реализации программы
|
1. Этап организационный, сентябрь - октябрь 2008 года: подбор диагностического материала и выявления уровня развития детей. 2. Этап практический - октябрь 2008 – май 2010 года, апробация следующих технологий: информационно- коммуникационная технология, «Песочная игротерапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), «Педагог и семья» (Е.П Арнаутова). 3. Этап итоговый - май 2010 года. Диагностика с целью определения правильности применения технологий для решения обозначенных противоречий. |
Противоречия на основании которых разработана программа |
¨ между необходимостью повышать уровень познавательного развития детей с задержкой психического развития и недостаточной технологической разработкой в программе С.Г. Шевченко процесса познавательного развития детей и сотрудничества с родителями. ¨ между социальным заказом родителей на подготовку ребёнка к обучению в школе в условиях детского сада и низкой мотивацией, недостаточной активностью родителей во взаимодействии с педагогами, низким уровнем компетентности родителей в вопросах познавательного развития ребёнка; ¨ между стремлением педагога добиться позитивных результатов в познавательном развитии ребенка и использованием традиционных методов и форм работы с детьми и семьёй, в то время как необходим поиск инновационных решений задач познавательного развития детей в современных условиях. |
Краткая характеристика программы |
Идея программы направлена на поиск эффективных технологий работы с детьми и с семьёй в дошкольном учреждении, способствующих повышению качества познавательного развития детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте. Новизна программы состоит в применении в условиях группы компенсирующей направленности следующих технологий: информационно- коммуникационная технология, «Песочная игротерапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), «Педагог и семья» (Е.П. Арнаутова). |
Цель программы |
Повышение уровня познавательного развития детей с задержкой психического развития через использование инновационных технологий. |
Задачи программы
|
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Развивать у детей с задержкой психического развития интерес к выполнению задания 2. Развивать у детей с задержкой психического развития навыки владения различными способами выполнения заданий 3. Формировать у детей с задержкой психического развития навыки самостоятельного выполнения заданий 4. Создать условия для повышения уровня мотивации родителей к сотрудничеству с педагогом и их компетентности в вопросах познавательного развития ребёнка с задержкой психического развития. 5. Внедрить в условиях группы компенсирующей направленности, следующие технологии: информационно- коммуникационная технология, «Песочная игротерапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), «Педагог и семья» (Е.П. Арнаутова.). |
Объёмы и источники финансирования программы |
Финансирование за счёт: - бюджетных средств – 50% - внебюджетных средств – 50% |
Практическая значимость программы
|
Программа позволяет в условиях дошкольного образовательного учреждения: - позволяет увеличить долю детей с высоким уровнем познавательного развития, благодаря подобранным и адаптированным технологиям; - позволяет выполнить социальный заказ родителей на подготовку ребенка к обучению в школе, т.к. познавательное развитие является важным компонентом подготовки; - позволяет повысить мотивацию и компетентность родителей в вопросах познавательного развития детей. |
2. Пояснительная записка
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного познавательного развития и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается его реализовать в полной мере.
С 2003 года в дошкольном образовательном учреждении № 31 города Нижневартовска функционируют группы компенсирующей направленности, в том числе для детей с задержкой психического развития.
С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с задержкой психического развития не так уж отличаются от сверстников. Родители часто не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал самостоятельно ходить, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь в последствии – при выполнении заданий учебного плана.
К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными проблемы в усвоении программы детского сада: дети плохо запоминают материал, малоактивны на занятиях, легко отвлекаются. Низкой уровень познавательного развития оказывается более низким по сравнению с нормой.
С началом обучения в школе клиническая картина становится более выраженной. Психологические проблемы генерализуются и приобретают более глубокий и стойкий характер. Возникают серьезные проблемы в усвоении школьной программы, многие дети становятся неуспевающими, и составляют около 50% среди всех неуспевающих школьников.
Обучение и развитие детей данной группы в нашем дошкольном учреждении осуществляется по программе С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Авторы данной программы отмечают основную характерную черту детей с задержкой психического развития – низкий уровень познавательного развития.
Е.А. Стребелева выделяет основными критериями познавательного развития детей дошкольного возраста: принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость. По данным критериям и осуществлялось педагогическое обследование детей. (Приложение 1).
Результаты диагностики показали, что 62,5% детей составляют группу, у которых в процессе самостоятельного выполнения познавательных задач отмечаются нерезультативные действия, в условиях обучения эти дети действуют адекватно, но после него не переходят к самостоятельному выполнению. У них не сформировано умение работать по образцу. 37,5% составляют группу детей, которые в процессе выполнения задания применяют в основном практическую ориентировку – метод проб и ошибок. Самостоятельно выполнить некоторые задания могут только после обучения.
Проанализировав используемую программу, было выявлено, что раздел познавательного развития в ней не выделен и технологии, направленные на решения познавательных задач не представлены. Кроме того, для положительной динамики развития ребенка необходима преемственность в содержании, методах, технологиях работы с детьми в детском саду и семье, но это важное направление в программе не освещено, поэтому необходим поиск конкретных путей взаимодействия с родителями.
В результате исследования семей выявлено, что 100% родителей хотят, чтобы их дети были подготовлены к обучению в школе, из них 18% родителей не готовы сотрудничать с педагогами, остальная часть (82%) родителей готовы сотрудничать, но они не имеют четкого представления о совместной работе по познавательному развитию детей, не могут определить какие виды помощи им нужны со стороны педагога. 80% родителей не имеют представления о причинах возникновения нарушений в познавательном развитии детей, не считают необходимым обращение к помощи медицинских специалистов.
Таким образом, обнаруживаются противоречия:
¨ между необходимостью повышать уровень познавательного развития детей с задержкой психического развития и недостаточной технологической разработкой в программе С.Г. Шевченко процесса познавательного развития детей и сотрудничества с родителями.
¨ между социальным заказом родителей на подготовку ребёнка к обучению в школе в условиях детского сада и низкой мотивацией, недостаточной активностью родителей во взаимодействии с педагогами, низким уровнем компетентности родителей в вопросах познавательного развития ребёнка;
¨ между стремлением педагога добиться позитивных результатов в познавательном развитии ребенка и использованием традиционных методов и форм работы с детьми и семьёй, в то время как необходим поиск инновационных решений задач познавательного развития детей в современных условиях.
3. Цели и задачи программы. Изучив уровень развития детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, была поставлена цель: повышение уровня познавательного развития детей с задержкой психического развития через использование инновационных технологий.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Повышать интерес детей с задержкой психического развития к собственной деятельности и ее конечному результату.
2. Развивать у детей с задержкой психического развития навыки владения различными способами выполнения заданий.
3. Формировать у детей с задержкой психического развития навыки самостоятельного выполнения заданий.
4. Создать условия для повышения уровня мотивации родителей к сотрудничеству с педагогом и их компетентности в вопросах познавательного развития ребёнка с задержкой психического развития.
5. Внедрить в условиях группы компенсирующей направленности, следующие технологии: информационно- коммуникационная технология, «Песочная игротерапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), «Педагог и семья» (Е.П.Арнаутова).
Идея программы направлена на поиск эффективных технологий работы с детьми и с семьёй в дошкольном учреждении, способствующих повышению качества познавательного развития детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте.
Новизна программы состоит в применении в условиях группы компенсирующей направленности следующих технологий: информационно- коммуникационная технология, «Песочная игротерапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), «Педагог и семья» (Е.П.Арнаутова).
Сроки реализации программы – сентябрь 2008 года – май 2010 года.
Этапы реализации программы
1. Этап организационный сентябрь - октябрь 2008 года, предполагает выявление проблемы, подбор диагностического материала и выявления уровня развития детей.
2. Этап практический - октябрь 2008 – май 2010 года, на этом этапе была проведена апробация следующих технологий: информационно- коммуникационная технология, «Песочная игротерапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), «Педагог и семья» (Е.П.Арнаутова).
3. Этап итоговый - май 2010 года. Диагностика на итоговом этапе определит правильность выбранных технологий для решения обозначенных противоречий.
4. Содержание программы
4. 1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Задержка психического развития – это различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Комплексное и системное изучение задержки психического развития началось в отечественной дефектологии в 60-е годы 20 века и продолжается до сих пор.
Основной причиной такого отставания являются слабовыраженные органические поражения коры головного мозга. Термин «задержка» подчеркивает временный (несоответствие уровня психического развития возрасту) характер отставания, которое с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей рассматриваемой категории (В.И. Лубовской).
Лебединская К.С., Певзнер М.С., Шевченко С.Г. и др. выделяют следующие основные формы задержки психического развития.
ЗПР конституционального происхождения (психофизический инфантилизм). Причинами этой формы являются наследственные факторы (предрасположенность к более длительным срокам физиологического и психологического «созревания»), негрубая патология беременности и родов, истощающие заболевания периода раннего развития.
При психофизическом инфантилизме детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, инфантильность психики. Эмоционально-волевая сфера находится на уровне детей более младшего возраста, преобладают игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. Очень быстро устают от учебной деятельности.
ЗПР соматогенного характера. Причиной являются частые соматические заболевания истощающего характера.
Незрелость эмоционально-волевой сферы у таких детей отмечается еще в дошкольном возрасте, проявляясь виде повышенной чувствительности, впечатлительности, страха перед новым, чрезмерной привязанности к близким и выраженной заторможенности в контактах с чужими людьми вплоть до отказа от речевого общения.
ЗПР психогенного характера (психогенный инфантилизм). Характерна для детей воспитывающихся в неблагоприятных для психического развития условиях, вызывающих «психическую депривацию». В период младенчества наблюдается сенсорная депривация, в результате нехватки эмоциональных сенсорных стимулов. В раннем и дошкольном возрасте когнитивная депривация, в результате нехватки стимулов для развития предпосылок интеллектуальной деятельности. Эти отличаются бедностью словаря. Нарушением грамматического строя речи, трудности концентрации внимания, запоминания, фрагментарность восприятия, ослабление психической активности. В результате гиперопеки, гипоопеке в возрасте от 1 до 7 лет можем встретить социальную депривацию. Большая часть детей, при гипоопеке воспитывается в семьях, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, психически нездоровых родителей и т.д. они конфликтны, раздражительны, импульсивны, отсутствует чувство долга и ответственности. При гиперопеке у детей наблюдается эгоизм, эгоцентризм, отсутствие самостоятельности, неумения бороться с трудностями, отсутствие трудолюбия при переоценке своих способностей, капризность и своенравность.
ЗПР церебрально-органического происхождения (органический инфантилизм). Наиболее сложная и специфическая форма, возникшая в результате органической недостаточности мозга на ранних этапах развития. В отличие от олигофрении, ЗПР обусловлена более поздним повреждением мозга.
При этой форме имеется незрелость как эмоционально-волевой сферы, так и познавательного развития. Органический инфантилизм проявляется в эмоционально-волевой незрелости, в примитивности эмоций, слабости воображения, преобладания игровых интересов. Нарушения познавательной деятельности у детей носят мозаичный характер. Парциальное нарушений корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем.
Таким образом, по уровню своих знаний дети с задержкой психического развития самостоятельно, без предварительной подготовки не смогут хорошо овладеть в дальнейшем школьной программой.
У этих детей наблюдается пониженная обучаемость. При обучении у них формируются малоподвижные связи, воспроизводимые в неизменном порядке. При переходе от одной системы знаний и умений к другой эти дети склонны применять старые способы, не видоизменяя их. Неумение подчинять свою деятельность поставленной цели сочетается с трудностями в планировании своих действий, с несформированностью самоконтроля. У всех детей наблюдается снижение активности во всех видах деятельности. Эти дети не стремятся использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало суждений в предположительном плане до момента решения задачи. В мыслительной деятельности снижение познавательной активности выражается в слабой зависимости деятельности детей от поставленной цели, подмене целее более простой и знакомой, затрудняются в поиске общего способа решения целого ряда задач. Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне того круга, куда ее направляет взрослый.
У детей с задержкой психического развития не происходит смены ведущей деятельности, т.е. замены игровой на учебную деятельность. По данным психолога Л.В. Кузнецовой, мотивационная сфера этих ребят не представляет собой однородного образования в виде преобладания только игровых мотивов. Лишь у третьей части ребят отмечается явно выраженная игровая мотивация.
Обобщая описанные данные, можно сделать следующие выводы:
у детей с задержкой психического развития среди множества особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности: эмоциональная незрелость, недостаточная способность к произвольной деятельности, очень низкая познавательная активность, особенно ненаправляемая, спонтанная и т.д. Интеллектуальное недоразвитие этих детей в значительной мере обусловлено перечисленными факторами.
Однако, стоит отметить, что дети указанной категории обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость. Так, с помощью педагога выполняют задания значительно лучше, чем самостоятельно. Этот факт очень важен как для диагностики задержки психического развития, так и для положительного прогноза при обучении таких детей.
4.2. Условия реализации программы: целенаправленная, планомерная, системная работа с детьми на познавательных занятиях с применением информационно - коммуникационной технологии и технологии «Песочная игротерапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева).
Технология «Песочная игротерапия»
Создателем игры с песком является Дора Калф, ученица К.Г. Юнга. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Занятия песочной игротерапии традиционно направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. В данной программе выбранная технология адаптирована на познавательное развитие детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Принципы организации игр с песком
- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено. Проявляет творчество.
- «Оживление» разнообразных символов: букв, цифр, геометрических фигур, предметов, образов, что позволяет повысить интерес и мотивацию ребенка к собственной деятельности и ее конечному результату.
- «Реальное проживание» - проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами. Например, оказавшись в роли спасателя, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее в песке, убеждаясь в правильности или ошибочности принимаемых решений, тем самым, осваивает разные способы выполнения заданий.
Реализация выбранных и апробированных технологий предполагает соблюдение методико-организационных условий:
• Центр «Песок - вода» - должен располагаться так, чтобы дети могли подходить к нему с четырех сторон. Песок должен быть чистый, просеянный. сухой. Им заполняется меньшая часть ящика.
• Различный бросовый материал – пластиковые или деревянные буквы, цифры, геометрические фигуры. Естественные предметы (палочки, ракушки, камушки, кости. Ложки и т.д.) Мелкие игрушки (машины, куколки, деревья, цветы, животные, конструкторы) и т.д.
• Картотека игр и упражнений.
Разработка игр и упражнений осуществлялась в соответствии с основными критериями познавательного развития детей дошкольного возраста: принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость (Стребелева Е.А.).
Принятие задания, т.е. согласие ребенка выполнять предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым необходимым условием выполнения задания. Ребенок может проявлять интерес либо к самой игрушке, либо к общению со взрослым.
Способы выполнения задания хаотичные действия; метод проб и ошибок (метод практического промеривания); метод зрительной ориентировки.
Обучаемость переход ребенка от неадекватных действий к адекватным., что также свидетельствует о потенциальных возможностях ребенка. Под адекватность действий понимаем соответствие действий ребенка условиям данного задания требованиям инструкции.
Допустимы следующие виды помощи:
ü выполнение действий по подражанию;
ü выполнение заданий по подражанию с использованием указательных жестов;
ü выполнение заданий по показу с использование речевой инструкции.
Название игры |
Содержание игры методические указания |
«Волшебный песок». |
Ребенком предлагается запустить обе руки в теплый сухой песок: «Опусти руки в песок и расскажи, какой он?». Если ребенок затрудняется ответить, то проводится обучение. Обучение: педагог опускает руки в песок, рассказывает о своих ощущениях «теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики», обращая внимание на действия с песком (трогает, пересыпает, нюхает). Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. После этого можно полить песок и сравнить ощущения: «А теперь какой песок?». |
«Хотим узнать!» |
Детям предлагается рассмотреть в лупу песок, отдельные песчинки, их цвет, форму и размер: «Расскажи, что ты видишь? Каким ты видишь песок?» После этого предлагается сравнить песчинки речного песка и морского, сухого и мокрого: «Рассмотри песчинки мокрого песка и сухого, расскажи, чем они отличаются». Если ребенок затрудняется ответить, то проводится обучение. Обучение: педагог задает наводящие вопросы, например, «Видны ли тебе песчинки? Какие они? Теперь посмотри на мокрый песок, что ты увидел нового?».
|
«Волшебные ручки» |
Ребенку предлагается выполнить несколько простых заданий: «Положи ладони на песок, а теперь слегка надави, поверни ладони другой стороной и надави еще раз». «Сожми пальцы в кулачки и надави на песок ими». «Положи ладони на песок, передвигай ладони по песку вперед и назад». «Поставь ладони на песок, передвигай ими по песку вперед и назад». «Пройдись по песку каждым пальцем левой руки, затем правой руки». «Пройдись по песку пальцами левой и правой руки одновременно». «Постучи по песку каждым пальцем левой руки, затем правой руки». Обучение: если ребенок не понимает инструкцию задания, педагог показывает способ выполнения и предлагает повторить за ним. После этого предлагает выполнить его самостоятельно. |
«Художники» |
Ребенку предлагается на мокром песке нарисовать геометрические фигуры (цифры, элементы букв: прямые, наклонные, волнистые линии, полуовалы, петельки и т.д.): «Нарисуй на песке квадрат (круг, овал, ромб, прямоугольник)», «Нарисуй цифру, которая стоит после пяти и т.д.». Обучение: если ребенок не понимает цель задания, педагог показывает квадрат, цифру и предлагает нарисовать такой же – по образцу. Затем снова предлагает выполнить задание по образцу с помощью речевой инструкции.
|
«Строители» |
Ребенку предлагается построить башенку из песка, используя при этом палочки от леденцов, пластиковые ложки и другой бросовый материал. «Построй башенку из песка, укрась ее с помощью этих предметов». Обучение: при затруднении ребенка в использовании дополнительных предметов педагог показывает способ применения одного из них и предлагает продолжить выполнять задание самостоятельно. |
Ребенку предлагается сказочный сюжет: «В этой башне злой волшебник заточил принцессу, чтобы она не смогла выбраться, вокруг башни вырыл глубокий ров. Как ты спасешь принцессу?». Обучение: если ребенок не предлагает вариантов действий, педагог показывает дополнительные предметы и спрашивает, как можно их применить. |
|
«На что похожа?» |
Ребенка просят создать отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук на поверхности песка и ему необходимо найти сходства с объектами окружающего мира: «На что это похоже?». Если ребенок затрудняется ответить, то проводится обучение. Обучение: педагог задает дополнительные вопросы, например, «На какое дикое животное похож твой отпечаток?», предлагает свои варианты о сходстве. Затем ребенку предлагается выполнить самостоятельно аналогичные действия. |
«Что спрятано?» |
Педагог ребенку читает загадку на определенную тему, а отгадку он должен найти в песке: «Отгадай загадку, назови отгадку и найди ее в песке». Обучение: если ребенок затрудняется назвать отгадку, то задаются уточняющие вопросы по содержанию, помогающие понять образные сравнения. |
«Левее - правее» |
Одному ребенку предлагается спрятать в песок предмет, а другому ребенку найти его только с помощью одного пальца. Инструкции к поиску (левее - правее) дает ребенок, который спрятал предмет: «Алеша, спрячь игрушку в песок, и расскажи, где ты ее спрятал, но не показывай это место. Если Витя будет затрудняться, указывай ему куда идти, с помощью слов – правее, левее». Обучение: если ребенок затрудняется определить направление поиска, то педагог выполняет задание сам по инструкциям другого ребенка. А если другой ребенок затрудняется давать инструкции, то педагог дает образец: «Дойди до елочки и поверни направо» и т.д. |
«Узнай и нарисуй»
|
Ребенку предлагается на ощупь с закрытыми глазами узнать какую-либо фигуру, а затем нарисовать ее по памяти на мокром песке: «Возьми один предмет, ощупай руками, но не называй его. Нарисуй этот предмет на песке». Обучение: если ребенок не понимает инструкции, то педагог показывает способ выполнения. Если ребенок затрудняется на ощупь определить предмет, то педагог задает уточняющие вопросы: «У этого предмета есть углы? Сколько сторон? Какой он по размеру? и т.д.». |
«Кто больше?»
|
Игра в парах. Детям предлагается в песке найти буквы обозначающие гласные звуки (согласные, звуки своего имени, зашифрованного слова и т.д.): «Найдите в песке все буквы, которые обозначают гласные звуки. Кто быстрее и правильно выполнит задание?» Обучение: если ребенок затрудняется выполнить задание, педагог задает уточняющие вопросы: «Назови гласные звуки. Какие звуки мы называем гласными? Почему? и т.д.» Детям предлагается сказочный сюжет: «По морю плыл пассажирский пароход. Был шторм и ветром разнесло почти все буквы от таблички, где было написано название этого пассажирского судна, осталась только буква «М». А в порт их не пустят без таблички с названием. Как вы сможете им помочь?» Обучение: если дети не предлагают вариантов действий, педагог задает дополнительные вопросы, например, «Где плыл пароход? Где можем найти буквы? Что можно составить из этих букв?», предлагает свои варианты решения этой проблемы. |
«Послушные руки»
|
Ребенку предлагается на мокром песке нарисовать одновременно двумя руками фигуры, рисунки, буквы, цифры; «Нарисуй на песке круги (елочки, шарики, флажки и т.д.) одновременно обеими руками». Обучение: если ребенок не понимает цель задания, педагог показывает способ выполнения. Затем снова предлагает выполнить задание самостоятельно.
|
«Дорисуй»
|
Ребенку предлагается на мокром песке пальцем дорисовать вторую половину предмета с левой или с правой стороны: «Дорисуй вторую половину солнца с правой стороны». Обучение: если ребенок затрудняется выполнить задание, педагог вместе с ребенком уточняет направления сторон. Затем берет палочку и начинает дорисовывать фигуры, после предлагает ребенку продолжить |
Информационно-коммуникационная технология
Ознакомление детей с той или иной игрой происходит на индивидуальных занятиях, после некоторые включаются во фронтальные занятия.
В работе с детьми используются компьютерные игры, разработанные Московским психологическим центром «Адалин» - включает 20 игр для детей 5-7 летнего возраста на разном тематическом материале. А также программа Забелиной Натальи «Три поросенка против волка».
Реализация выбранных и апробированных технологий предполагает соблюдение методико-организационных условий:
• компьютеры;
• программное обеспечение;
• Мультимедийное оборудование – развлечения, совместные мероприятия с родителями;
• Картотека игр и упражнений.
Разработка игр и упражнений осуществлялась так же в соответствии с основными критериями познавательного развития детей дошкольного возраста: принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость (Стребелева Е.А.).
Название игры |
Содержание игры методические указания |
«Последовательность» |
Ребенку предъявляется карточка, на которой два элемента расположены в определенной последовательности. Одного, из них не хватает. Внизу предъявлены на выбор различные элементы. Нужно выбрать из них, тот, который подходит на место недостающего элемента: «Как ты думаешь, какой фигуры не хватает в пустой клеточке? Укажи стрелочкой на эту фигуру и нажми на левую кнопку». Обучение: если ребенок выполнил задание не верно, предлагается подумать ему и ответить на вопрос: «Почему он выбрал этот предмет?». Если ребенок выбирает по не существенному признаку, то проводится разъяснения. Усложнение: предъявляется ряд картинок из 3, 4 элементов. |
«Сравни предметы».
|
Методика проведения: в верхней части экрана изображен предмет. Под ним помещены три других, похожих на образец, но только один из них идентичен образцу. Ребенку необходимо найти такой же предмет: «Выбери из картинок расположенных внизу, такую же, как вверху в рамке». Усложнение: одновременно ребенку предъявляются два похожих рисунка, но в тоже время, имеющие между собой отличия (4, 5, 6). Ребенку необходимо их отыскать. |
«Что сначала, что потом» |
Методика проведения: на экране предъявляются три рисунка расположенные в нижнем ряду. Над ними в верхнем ряду даны три пустые клетки. Клетки пронумерованы: «Расположи рисунки в правильной последовательности (что было сначала, а что потом). Почему ты расположил картинки в таком порядке?». Обучение: если ребенок расставляет картинки не в последовательности, то проводятся разъяснения. Рассматривается каждое изображение при помощи уточняющих вопросов. Усложнение: предъявляется ряд картинок из 4, 5 этапов. |
«Раскрась картинку» |
Методика проведения: на экране одновременно предъявляются изображения 2 предметов: один из них цветной, другой – нет. Необходимо раскрасить второй предмет также как первый: «Раскрась 2 предмет также, как раскрашен первый. Необходимо кисточку «окунуть» в выбранный цвет и закрасить нужную часть предмета». Обучение: если ребенок не справляется с заданием, то педагог задает образец: обмакивает кисточку в нужный цвет, закрашивает один из фрагментов, называя выбранный цвет и часть предмета. Усложнение: на экране предъявляется картинка на определенное время (1 минута). Ребенку надо запомнить в какие цвета раскрашен предмет. После появляется черно-белое изображение того же самого предмета, которое необходимо раскрасить по памяти.
|
«Убери лишний» |
Методика проведения: ребенку предъявляются 4 предмета, 3 из них объединены общей темой, а один - лишний. Ребенок должен найти этот предмет и объяснить свой выбор: «Рассмотри картинки и скажи, какая из них лишняя? Почему?». Обучение: если ребенок выбирает картинку по несущественному признаку, то проводится разъяснения. Рассматривается каждое изображение при помощи уточняющих вопросов. Усложнение: предъявляются 8 картинок, пять из них объединены, а три лишних. Необходимо отыскать и исключить все лишние предметы. Усложнение: на экране в верхнем ряду одновременно предъявляются четыре различных предмета. Под ними во втором ряду изображены другие предметы, объединенные по смыслу и одна пустая ячейка. На место этой пустой ячейки необходимо из верхнего ряда подобрать подходящую картинку. |
«Заполни таблицу» |
Методика проведения: на экране предъявляется таблица, состоящая из 9 ячеек. В ячейках изображены предметы в определенной последовательности. Часть клеток пустые: «Разгадай правило, в соответствии с которым расположены предметы в таблице и заполни пустые клетки. Под таблицей помещены предметы, их которых нужно выбрать подходящие. Сначала выделяй клетки в таблице (путем нажатия на нее мышкой), потом нажимай на подходящую картинку». Обучение: если ребенок не может найти алгоритм решения задачи, то проводятся разъяснения. Рассматривается каждое изображение, проговариваются признаки отличия предметов при помощи уточняющих вопросов. Усложнение: изменятся уровень сложности изображения рисунков, фигуры отличаются не по одному признаку, по двум, трем.
|
«Парные картинки»
|
Методика проведения: на экране одновременно предъявляются изображения различных предметов, но только 2 из них идентичны: «Найди два одинаковых предмета. Первая картинка выбирается из верхнего ряда, вторая из нижнего ряда». Обучение: если ребенок выполнил задание не верно, то совместно с педагогом ребенок рассматривает картинки подробно (какого цвета, из чего состоят, расположение и т.д.), определяя общее в предметах. Усложнение: на экране одновременно предъявляются изображения предметов: из них 8 – «парные», и одна картинка пары не имеет.
|
4.4. Учет возрастных, половых, психологических особенностей детей в организации образовательного процесса
В содержание разработанных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения занятий (Приложение 2), включены игры и упражнения позволяющие:
· учитывать возрастные и психологические особенности детей, варьируя степень сложности заданий в зависимости от возможностей ребенка и скорости его продвижения к поставленной цели. Каждое последующее задание из предложенных сложнее предыдущего.
· значительно повышать интерес, мотивацию детей к познанию окружающего мира. Результат выполнения задания виден немедленно – на лицо обратная связь, у ребенка есть возможность переделать задание, без дополнительной подготовки.
· Учитывать половые особенности детей. В содержании компьютерных игр и упражнений с песком присутствуют персонажи, объекты, события которые интересны ребенку в данный период. Мальчикам и девочкам предлагается ситуация выбора этих героев, что существенно влияет на повышение интереса и на качество выполнения задания.
4.5. Планирование игр и упражнений
Апробация данных технологий осуществлялась на всех видах занятий (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных).
Технология |
Возраст |
Название игр и упражнений |
Месяц |
|||||||||||||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
||||||||||||
Песочная игротерапия |
5 – 6 лет |
1. «Волшебный песок». |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
2. «Хотим узнать!» |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
3. «Волшебные ручки» |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
4. «Художники» |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
5. 1. «Строители» 5.2. «Строители» |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|||||||||||
6. «На что похожа?» |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
7. «Что спрятано?» |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|||||||||||
6 – 7 лет |
1.«Послушные руки» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
2. «Дорисуй» |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|||||||||||
3. «Узнай и нарисуй» |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|||||||||||
4.. «Левее - правее» |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|||||||||||
5.«Кто больше?» |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
Информационно-коммуникационная технология
|
5 – 6 лет
|
1. «Сравни предметы» - 1 уровень |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
2. «Последовательность из 2 элементов |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|||||||||||
3. «Что сначала, что потом» - 2, 3 этапа развития предмета. |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|||||||||||
4. «Раскрась картинку» - 1 уровень |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
5. «Раскрась картинку» - 2 уровень |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
6. «Убери лишний» - 1, 2 уровень |
Игра подбирается с учетом изучаемой лексической темы |
|||||||||||||||||||
7. «Заполни таблицу» - 1 уровень |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
8. «Парные картинки» 1 уровень |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|||||||||||
6 – 7 лет |
1. «Последовательность из 3, 4 элементов» |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
2. «Сравни предметы» - 2 уровень |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
|||||||||||
3. «Что сначала, что потом» - 4, 5 этапов развития предмета. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|||||||||||
5. «Раскрась картинку» - 2 уровень |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|||||||||||
6. «Убери лишний» - 1, 2, 3 уровень |
Игра подбирается с учетом изучаемой лексической темы |
|||||||||||||||||||
7. «Заполни таблицу» - 1, 2 уровень |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
8. «Парные картинки» 1 уровень |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
4.6. Система работы с родителями.
Для решения задачи - создание условий для повышения компетентности и уровня мотивации родителей к сотрудничеству с педагогом в вопросах познавательного развития ребёнка применяется технология Е.П. Арнаутовой «Педагог и семья». Основное положение технологии как нельзя лучше отвечает нашим запросам – построение партнёрского сотрудничества между педагогами и родителями в едином образовательном пространстве. А средством достижения этого является – диалогическое общение двух партнёров – педагога и родителя. Чтобы общение стало диалогическим, автор опыта придерживается определённых правил в общении с родителями:
ü безоценочно и позитивно принимать собеседника (принцип «безусловного принятия другого»);
ü слушая собеседника, активно сопереживать ему, выражать своё понимание словами или действиями (принцип «услышанности»);
ü в общении выражать собственные искренние чувства (принцип «конгруэнтности»).
В рамках решения задачи № 4 автором работы были подобраны и апробированы методы сотрудничества с родителями в зависимости от их компетентности и уровня мотивации.
На тренингах, дискуссиях, диспутах, конференциях, семинарах и т.д. (Приложение 3 – план работы с родителями) применяются разнообразные нетрадиционные приемы, стимулирующие активность родителей.
Ø Обсуждение разных точек зрения на дискуссионный вопрос. Этот приём настроит родителей на размышление. Например: «Ребёнок с высоким уровнем познавательного развития, какой он на ваш взгляд?». Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними.
Ø Решение проблемных ситуаций. Решение проблемы, изложенной в данной ситуации, побуждает родителей к анализу приёмов познавательного развития ребенка, повышает их компетентность.
Ø Ролевое проигрывание познавательных игр и упражнений, моделирующих способы передачи познавательной информации от родителя ребенку. Например, с родителями проигрывается ситуация обучения компьютерной игре «Найди лишний», которую в дальнейшем родители апробируют дома с детьми.
Ø Тренинговые игровые упражнения и задания. Позволяют дать оценку разным способам воздействия на ребёнка и формам обращения к нему. Например: вместо «Ты опять неправильно выполнил?», сказать: «Я не сомневаюсь, что если ты меня внимательно послушаешь, то это задание выполнишь правильно!».
Ø Анализ родителями детского поведения. Этот прием помогает понять родителям особенности поведения детей с задержкой психического развития на занятиях познавательного цикла. Например, родителям предлагается пример отрицательного поведения ребенка на занятии: «Оцените этот поступок ребенка. Как бы вы поступили?».
Ø Анализ приёмов, способствующих познавательному развитию. Анализируя собственную деятельность, родители меняют методы воздействия на ребёнка, начинают смотреть на ситуацию «глазами ребёнка».
Ø Обращение к опыту родителей. Обмениваясь опытом, родители видят собственные удачи и просчёты.
Ø Рубрика «Говорят дети». Родителям предлагается прослушать аудиозапись детских размышлений на различные темы, например, «Чему бы я хотел научиться?». После прослушивания родителям задается вопрос: «Как этого достичь? Ваше участие в достижении цели ребенка?». Прием направлен на формирование мотивации родителей к сотрудничеству с педагогом.
Ø Игра «Испорченный телефон». Передача короткой информации – родители рассаживаются по кругу, называется фраза из двух слов, которую передают друг другу шепотом. Передача объемной информации – вызывается четверо родителей. Один родитель остается в кабинете, остальных просят выйти. Ему сообщают текст, который он должен достоверно передать другому родителю по очереди. Вывод: подчеркивается важность прослушивания информации лично родителями. Показывается, как полученная информация искажается при передаче другим лицом.
Ø Упражнение «Конверт откровений». Родителям предлагается написать на листке бумаги волнующую их проблему по обсуждаемой теме и положить ее в «конверт откровений». В течение всего мероприятия записки находятся в конверте. По окончании мероприятия записки возвращаются родителям: «Нашли ли вы ответ на обозначенный вопрос в ходе обсуждения». Прием направлен на формирование компетентности родителей.
Ø «Клубок советов». Родителям предлагается клубок ниток, в который замотаны записки с советами. Родители, по очереди передавая клубок, разматывают его и читают совет, рекомендацию, метод работы с детьми с задержкой психического развития. Прием направлен на формирование компетентности родителей.
Ø «В сундуке у бабушки». В сундуке лежат несколько предметов (книга сказок, букварь, старинные фотографии, игрушки бабушки, пряники, вязальные спицы, кулинарная книга, рыбий жир, и т.д.). Педагог поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этого предмета в познавательном развитии детей дома. Решают оставить этот предмет, как инструмент развития или удалить.
Одним из важных условий проводимых мероприятий с родителями является педагогическая рефлексия: умение родителей анализировать собственную деятельность, критически её оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчётов, осуществлять выбор методов, соответствующий особенностям ребенка и конкретной ситуации. Рефлексия родительского опыта даёт возможность «обратиться назад», «заглянуть внутрь себя», переосмыслить взгляды на познавательное развитие ребенка. Повторное использование приемов позволяет заметить изменения стереотипов родительского мышления.
во взаимодействии с родителями используются и информационно коммуникационные технологии:
ü просвещение родителей через тематические материалы (презентации в программе Microsoft Power Point, видеопросмотр);
ü представление результатов мониторинга качества образования;
ü индивидуальное информирование об изучении программного материала в период отсутствие ребенка (по причине болезни) и просвещение родителей по актуальным проблемам познавательного развития через Internet.
4.7. Ожидаемые результаты:
1. Увеличение доли детей с задержкой психического развития с высоким уровнем познавательного развития не менее чем на 50%.
2. Мотивация к сотрудничеству с педагогом у 100% родителей.
Повышение компетентности родителей на 50% в вопросах познавательного развития детей с задержкой психического развития.
4.8. Средства диагностики
Для оценки результативности опыта использовалась методика Е.А. Стребелевой (Приложение 1). Авторы выделяют основные параметры оценки познавательной деятельности детей дошкольного возраста: принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.
Выше перечисленные параметры отражаются в бальной оценке.
1 балл – ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает цели.
2 балла – ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению.
3 балла – ребенок начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, после обучения переходит к самостоятельному выполнению.
4 балла – ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Суммарное количество баллов, полученное при выполнении десяти заданий, является важным показателем познавательного развития ребенка, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34 - 40).
Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность со взрослым, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют I неадекватно. Собственная их речь характеризуется наличием отдельных слов или элементарной фразы. Анализ показателей этой группы детей говорит о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности.
Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, включаются в совместные действия со взрослым. В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к самостоятельному выполнению задания. У них не сформированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Речь этих детей характеризуется отдельными словами, элементарной фразой, отмечаются грубые нарушения грамматического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения. Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии познавательной деятельности.
Третью группу (24—33 балла) составляют дети, которые заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения познавательных задач они применяют в основном практическую ориентировку — перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они могут только после диагностического обучения. У них, как правило, имеется собственная фразовая речь с аграмматизмами.
Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.
Баллы |
Уровни |
Критерии |
|||
Принятие задания (интерес к заданию) |
Способы выполнения задания |
Обучаемость |
|||
Показатели |
|||||
10—12 баллов первая группа |
Глубокое познавательное недоразвитие |
Не проявляют интереса к заданиям. |
Не решают познавательных задач |
При обучении действуют неадекватно. |
|
13—23 балла вторая группа |
Низкий уровень |
Эмоционально реагируют на игрушки, включается с интересом в совместные действия со взрослым. |
Самостоятельно действуют не результативно. |
После обучения не переходит к самостоятельному выполнению заданий. |
|
24—33 балла третья группа |
Средний уровень |
Заинтересованы в действиях с игрушками. |
В процессе выполнения заданий использует метод проб и ошибок. |
После обучения могут выполнить некоторые задания самостоятельно. |
|
34—40 баллов четвертая группа |
Высокий уровень |
Отмечается интерес к познавательным задачам. |
При выполнении заданий следует словесной инструкции, используют зрительную ориентировку. |
Самостоятельно справляются с предложенными заданиями. |
|
4.9. Результативность образовательного процесса
В ходе мониторинга выявилась успешная динамика познавательного развития детей с задержкой психического развития (Приложение 1):
Группа детей |
Дата обследования |
|||
сентябрь 2008 г. |
май 2009 г. |
сентябрь 2009г. |
март 2010 г. |
|
Первая группа |
|
|
|
|
Вторая группа |
62.5% |
|
|
|
Третья группа |
37.5% |
62.5% |
87.5% |
37.5% |
Четвертая группа |
0% |
37.5% |
12.5% |
62.5% |
На итоговом обследовании выяснилось, что у 62,5% детей отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.
37,5% детей заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения познавательных задач они применяют в основном практическую ориентировку — перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они могут только после обучения. У них фразовая речь с аграмматизмами.
Количественная оценка результатов познавательного развития
детей с задержкой психического развития
за 2008 – 2010 г.г.
Старшая группа (1 год обучения)
Подготовительная группа (2 год обучения)
На 62,5% увеличился высокий уровень познавательного развития детей с задержкой психического развития, обеспечено продвижение 25% детей с низким уровнем на средний уровень.
Представленные результаты обследования воспитанников свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей, которые обеспечены через активное применение таких технологий как: «Песочная терапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), информационно-коммуникационная, Е.П. Арнаутовой «Педагог и семья».
В итоге выявилась положительная динамика в повышении мотивации и компетентности родителей в вопросах познавательного развития детей. 100 % родителей считают необходимым и готовы к сотрудничеству с педагогом. 55% оценивают сотрудничество как отличное, 45% - как хорошее.
На 52% повысился уровень компетентности родителей по вопросам познавательного развития детей с задержкой психического развития. 82% родителей обратились к помощи медицинских специалистов по рекомендациям муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Таким образом, проведенная работа на основе применения информационно- коммуникационной технологии, «Песочной игротерапии» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), технологии «Педагог и семья» (Е.П.Арнаутова) позволяет в значительной мере повысить уровень познавательного развития детей с задержкой психического развития. Исходя из этого, можно сделать вывод о целесообразности и перспективности применения данного опыта.
Список использованной литературы
1. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья {текст}. / Е.П. Арнаутова – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 264 с. - ISBN 5-8403-0429-8.
2. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьёй {текст}. / Е.П. Арнаутова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2002. - №4. – С.10.
3. Волков, Б.С. Методика решения психолого-педагогических ситуаций {текст}./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007. - №2. – С.49.
4. Грабенко, Т.М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры {текст}./ Т.М Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 64 с. – ISBN 5 – 89814-141-3.
5. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход {текст}./ Е.С. Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника).
6. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития {текст}: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/Т.Н. Доронова {и др.}.- М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2001. – 224 с.- ISBN 5-8252-18-5.
7. Дубовицкая, Л.А. Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения развития {текст}: учебно-метод. Пособие / Л.А. Дубовицкая, Т.Ф. Новосельцева. – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2008. – 108 с. .- ISBN 978-5-96411-067-9.
8. Евдокимова, Е. С. Новый взгляд на родительские собрания {текст}. / Е. Евдокимова Е. С. Кудрявцева. //Дошкольное воспитание. - М., 2007. - № 5.
9. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями {текст}: пособие для педагогов и родителей. / Е. С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М.: Мозайка-Синтез, 2007. – 144 с. - ISBN 978-5-86775-441-9.
10. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекции, консультации, мониторинг {текст}./ А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.
11. Лукина, Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении {текст}./ Л.И. Лукина. //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. - №5. – С.40.
12. Майер, А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ {текст}: методическое пособие/А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). – ISBN 978-5-9949-0015-4.
13. Осипова, Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа {текст}./ Л.Е. Осипова– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64 с.
14. Осипова, Л.Е.Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа {текст}./ Л.Е Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 56 с.
15. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьей {текст}./ Л.Е. Осипова– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
16. Поваляева, М.А. Справочник логопеда {текст}./ М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с. - ISBN 5- 222-01541-6.
17. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития {текст}: книга 1 / С. Г. Шевченко, Р.Д. Триггер, И.Н. Волкова {и др.}; ; под общ. ред. С. Г. Шевченко – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с. – ISBN 5-9219-0309-4.
18. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития {текст}: книга 2, тематическое планирование занятий / С. Г. Шевченко, Р.Д. Триггер, И.Н. Волкова {и др.}; под общей ред. С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 112 с. – ISBN 5-9219-0310-8.
19. Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья {текст}. / Сост. З.П. Антонова, У.В. Косарева, Н.Н. Матвеева; под ред. Е.Я. Коган, В.А. Прудниковой. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – ISBN 295. 978-5-473-00421-2.
20. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй {текст}: практическое пособие/ О.В. Солодянкина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006 – 80 с.- (Управление образованием). – ISBN 5-89415-359-Х.
21. Степанова, О.А. Взаимодействие ДОУ, семьи и школы в процессе подготовки к школе детей риска {текст}./ О.А. Степанова //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №4. – С.77.
22. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста {текст}: (метод. пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»). / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина {и др.}; под общей ред. Е.А. Стребелевой. – 3-е изд., - М.: просвещение, 2007. – 164 с.: прил. 268. с. ил. – ISBN978-5-09-016416-0.
23. Трегубенко, Л.А. Клуб успешного родителя {текст}./ Л.А. Трегубенко. //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007. - №2. – С.86.
24. Черникова, Т.В. Школа и детский сад: Лицом друг к другу {текст}: (организация образовательной среды для выпускников детского сада)./ Т.В. Черникова.// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №4. – С.32
25. Филатова Л.В. Организация тематических дней и недель в ДОУ {текст}. / Л.В. Филатова. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007. - №2. – С.25.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.