Пояснительная записка.
На разработку программы, нас натолкнула банальная проблема: достаточно ограниченное количество работ в свободном доступе по песочной терапии и сказкотерапии для детей-инвалидов. Ведь формат данного взаимодействия с особенными детьми, наиболее приемлем, так как гибок в подаче материала, и ситуативная модификация не разрушит целостную структуру самой программы. Значимость внедрения данного синтезированного метода способствует проработке как ментальных аспектов, внутриличностных конфликтов, так и развитию моторики и речевых функций ребенка.
Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало применяем в России. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.
В ГБУ РЦдИ «Ремёсла» дети приходят с различными диагнозами, но глобальная цель нашего отделения социально-педагогической реабилитации одна – это адаптировать детей-инвалидов к обществу и научить их взаимодействовать с окружающим миром не с позиции жертвы, а с позиции полноценного гражданина. Сделать это через игру и сказку, разговаривая на одном языке с ребенком, демонстрируя его мир и альтернативные, моделируя ресурсы для личностного роста, убирая страхи и тревоги, стало задачей для наших специалистов.
Цель программы: развитие внутреннего мира и эмоционального интеллекта у детей-инвалидов (от 3 до 14 лет) через занятия песочной сказкотерапией.
Задачи программы:
• формирование и развитие коммуникативных навыков;
• развитие эмоционального интеллекта и восприятия;
• формирование позитивного отношения к своему «Я»;
• научить ребенка-инвалида справляться со страхами и тревожностью;
• моделировать внутреннюю, безопасную зону комфорта;
• активизировать творческое мышление и спонтанность действий; научить управлять детей-инвалидов возбудимостью и вспыльчивостью.
Программа несет в себе психотерапевтический характер, помогает открыть или восполнить уже существующие внутренние ресурсы ребенка-инвалида, поэтому рассчитана на индивидуальную форму работы.
Реализация программы планируется в течение 2-3-хмесяцев в зависимости от индивидуальных особенностей личности ребенка.
В связи с тем, что в наш Центр приходят дети разного возраста и различных ментальных возможностей от 3 до 14 лет, то и придумывание сказок с погружением в проблематику, идет на разных уровнях, учитывая личностные особенности и способности ребенка-инвалида.
Для детей от 3 до 5 лет ментально сохранных, а так же, исключения, дети с умственной отсталостью, аутисты и дети с ДЦП до 10 лет, учатся рисовать сказки на песке, выбирая цвет подсветки стола под настроение или учитывая местность, где будет разворачиваться сюжет. Ребятам предлагаются игрушки средних и крупных размеров. Если ребенок испытывает сложности в придумывании, то психолог предлагает сюжет или происходит совместное моделирование.
Детям от 5 -10 лет даются материалы для придумывания сказочного мира более мелкие. По ходу занятия психолог вносит проблематику, отслеживая реакции ребенка. Специалист, в течение занятия, может корректировать цвет подсветки, направлять динамику сказки в нужную для реабилитации сторону.
Для детей 10-14 лет осуществляется моделирование сказки или комфортного мира с большим перечнем игрушек и моделей, а также приборов обихода. В зависимости от готовности ребенка-инвалида, используя техники дыхательных гимнастик и введения в состояния расслабления, специалист имеет возможность моделировать и корректировать психотравмирующие аспекты психики ребенка.
Гармонизация эмоционально-волевой сферы, проработка внутриличностных конфликтов и переживаний, развитие коммуникативных навыков - все эти аспекты способствуют развитию у ребенка адекватного образа «Я».
При работе со сказками, мы используем только сказки народов России, так как основная концепция нашего Центра - это воспитание этнокультурного поколения, привитие любови к Родине и жизненному укладу народов России для целостности нашего культурного наследия.
Тематический план.
Количес тво занятий |
Тема |
Содержание |
2 занятия 30-40 минут |
«Там чудо чудное, там диво дивное». |
Цель: знакомство с русскими народными сказками. Выявление значимых русских сказок. Задачи: создание комфортной психотерапевтической обстановки. Материалы: сказки взяты с сайта http://miniskazka.ru/russkie_volshebnye/div o_divnoe.html. |
2 занятия 30-40 минут |
«Ах вот ты какой, волшебный песок!». |
Цель: познакомить ребенка с песком. Задачи: провести упражнения на моторику (рисование узоров, змейка, проведение линий по запросу). Демонстрирование фигурок, ощупывание их, отбор наиболее понравившихся, обсудить: почему что-то понравилось больше, что-то меньше? Выбрать цвет фона, обсудить выбор. Материалы: сенсорная цветовая песочница, кварцевый песок, игрушки. |
3 занятия 30-40 минут |
«Волшебная песочная сказка». На выбор сказки «Колобок», «Репка», «Курочка-ряба», «Чудо чудное, диво дивное», «Каша из топора», «Крошечка – Хаврошечка», «У страха глаза велики» и т.д. |
Цель: развитие сенсорного, эмоционального интеллекта и воображения. Задачи: развить тактильную чувствительность, прочувствовать образы героев сказки. Материалы: сенсорная цветовая песочница, кварцевый песок, игрушки. Сказки взяты с сайта http://miniskazka.ru/. |
4 занятия 40 минут |
«Мой волшебный цветной мир». |
Цель: коррекция психоэмоционального состояния и формирование зоны комфорта, безопасной зоны через придумывание индивидуального мира. Задачи: формирование адекватной самооценки, развитие и расширение представлений об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков и навыков повествования. Материалы: сенсорная цветовая песочница, кварцевый песок, фигурки и |
|
|
предметы быта.
|
1 занятие 40 минут |
«Моя современная русская народная сказка» |
Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка-инвалида, через моделирование ситуации успеха и благополучного конца сказки. Задачи: дать почувствовать ребенку свою ценность и значимость, развить коммуникативные навыки и творческое мышление. Посмотреть динамику проведенной программы. |
Всего занятий: 12.
Периодичность: 1 зан./нед.
Ожидаемые результаты.
• Оптимизация личностных ресурсов и эмоционального состояния ребенка.
• Снятие тревожности и возбудимого поведения.
• Развитие коммуникативных навыков.
• Развитие повествовательно речи.
• Развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия.
• Развитие воображения, памяти и творческого мышления.
При необходимости, программу можно повторить для закрепления результатов с новым подбором сказок и фигурок, а так же, отталкиваясь от особенностей ребенка, программу можно корректировать для более эффективной усвояемости.
Материально-техническое обеспечение.
Помещение, стулья или пуфы-таблетки, сенсорная цветовая песочница, кварцевый песок, фигурки и сборник русских народных сказок.
Ожидаемые и полученные результаты.
В ходе нашей работы мы получили обратную связь от родителей: подросток с недобором веса и высокой тревожностью стал спать по ночам самостоятельно и набрал 2 кг веса, у другого появились интересы к повествованию историй, наблюдались улучшения в слово произношении, увеличился набор оперируемых слов и фраз. Некоторые дети стали более уверенно отвечать на уроках. Другие родители констатировали снижение возбудимого поведения и улучшением дисциплины. Дети с нарушением моторики, отрицающие рисование на листе бумаги, с удовольствием рисуют на песке дома, площадки и фермы для полюбившихся героев. Некоторые дети, которые не знали к школьному возрасту кто такая Баба Яга, полюбили народные сказки.
А самое большое достижение - желание ребят теперь приобретённые навыки рассказывания и придумывания, применять в игре кукольного театра. Это следующая ступень нашего отделения, уже разрабатывается программа, где наши взрослые клиенты и дети-инвалиды с их родителями, могли бы участвовать в подготовке и в самой игре сценок и кукольных постановок, приуроченных к этнической тематике нашего центра.
Фото некоторых наших детей, занимающихся по данной программе.
«Мир, розовых фантазий» Маргарита 12 лет.
«Мир динозавров». Михаил 12 лет.
«Добрая ферма в мире добра».
Софья 11 лет (автор разрешила сфотографировать и себя). Одно из правил, мы делаем терапевтические фото только с согласия детей и родителей, это их внутренний мир и мы очень признательны, что они поделились им.
«Просто хороший зеленый город». Алена 13 лет.
С гордостью отмечаем, что данные деревянные игрушки, показанные на фото ниже, это фигурки сделанные руками наших взрослых получателей услуг.
Рассказывание сказки «Колобок». Ваня 6 лет.
Рассказывание сказки «Репка». Ваня 6 лет.
Список литературы:
1. Арт-терапия./ Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001 г.
2. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г. 3. Б.В. Воронов. Детская и подрастковая психиатрия – СПб.: Наука и Техника, 2009. – 240 с.
4. Государев Н.А. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: Ось-89,2008. – 288 с.
5. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М., 1986 г.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.
7. Зиневич-Евстигнева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. СПб., 2001г.
8. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.
9. Копытин А.И., Богачев О.В. АРТ-ТЕРАПИЯ НАРКОМАНИЙ: Лечение, реабилитация, постреабилитация. – М.: Психотерапия, 2008. – 172 с.: ил.
10. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002 г.
11. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.
12. Лендер Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.,2000 г.
13. В.В. Лебединский, О.С. Никольская “Эмоциональные нарушения и их
коррекция” - М.: 1990г стр.13
Сайт русских народных сказок: http://miniskazka.ru/.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.