«Утверждаю»
Директор МОБУ «Волховская СОШ №1»
________________ А.Ю.Арутюнян
Приказ ________ от _____________ 2012 г.
«Комплексная диагностическая программа изучения надпредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по Федеральному государственному образовательному стандарту».
Волхов, 2012
Содержание
Пояснительная записка |
3-9 |
Цели и задачи проведения диагностики |
5 |
Сроки проведения диагностики |
6 |
Структура программы |
6 |
Интерпретация результатов диагностики Описание присвоения баллов, условные группы |
7 |
Протокол исследования |
9 |
Приложение |
10-29 |
Изучение самооценки. Методика «Какой Я?» |
10-11 |
Цеханская Л.И. Методика "Узор" |
12-15 |
Замбацавичене Э.Ф. Тест |
16-18 |
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Тест |
19-21 |
Методика Дж. Морено. «Социометрия» |
22-25 |
Анкета по оценке уровня школьной мотивации. Н. Г. Лускановой |
26-28 |
Оценка внутренней позиции школьника |
29 |
Ресурсы |
30 |
|
|
Пояснительная записка
В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Теоретико-методологической основой концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Федерального государственного стандарта начального общего образования является культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), который раскрывает основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1. Личностный;
2. Регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3. Познавательный;
4. Коммуникативный.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой» норме) и их свойства. С введением стандартов второго поколения в начальное общее образования происходит изменение подходов к анализу и оценке результативности образовательного процесса.
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:
- Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития.
Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, особенностей их функционирования позволяет установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из активно деятельностной природы развития психологических новообразований.
Данная программа диагностики позволяет выявить актуальный уровень развития у учащихся различных универсальных учебных действий и определить оптимальные условия для их эффективного развития в дальнейшем. Оценка результатов образования является необходимым условием реализации системы требований Федерального государственного образовательного стандарта (Калинина Н.В.).
Цели и задачи проведения диагностики
Цель: Изучить динамику развития основных компонентов учебной деятельности школьников под влиянием образовательной среды.
Задачи:
1. Изучить сформированность УУД учащихся в разных возрастных группах.
2. Определить уровни развития основных УУД.
3. Определить статистические нормы.
4. Выявить «группу риска» учащихся в разных возрастных группах.
5. Выявить условия, способствующие формированию и наилучшему развитию основных УУД учащихся на разных этапах обучения.
В качестве субъектов исследования мы выделили возрастные группы учащихся 1,2,4 классов.
Сроки проведения диагностики
Первый этап – 1-е классы, сентябрь – октябрь;
Второй этап – 2-е классы, февраль – март;
Третий этап – 4-е классы, март – апрель.
Структура программы
Блоки УУД |
Виды УУД |
Исследуемый критерий |
Диагностическая методика (автор и название) |
1. Личностные УУД
|
Самоопределение |
Внутренняя позиция школьника |
Методика по оценке уровня учебной мотивации Н.Г. Лускановой |
Самооценка |
Методика «Какой Я?» |
||
Смыслообразование |
Мотивация к учебной деятельности |
Методика по оценке уровня учебной мотивации Н.Г. Лускановой |
|
Нравственно-этическая ориентация |
Степень дифференциации конвенциональных и моральных норм |
Анкета «Оцени поступок» (анкета Э. Туриеля в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой) |
|
2. Регулятивные УУД |
1) Целеполагание 2) Планирование 3) Прогнозирование 4) Контроль 5) Коррекция 6) Оценка |
Умения подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого |
Методика «Узоры» Л.И. Цеханской
|
3. Познавательные УУД
|
1) Общеучебные 2) Логические 3) Постановка и решение проблемы |
Умение руководствоваться системой условий задачи |
Э.Ф. Замбицавичене (1-2 класс) |
Уровень развития вербально-логического мышления |
Л.Ф.Тихомиров, А.В. Басов (4 класс) |
||
4. КоммуникативныеУУУД |
|
Уровень сформированности коммуникативных навыков |
Методика «Социометрия» Дж. Морено |
Интерпретация результатов диагностики
Описание присвоения баллов, условные группы
Общее заключение об уровне сформированности УУД выводится на основе результатов по выбранным параметрам, которым присваиваются следующие баллы.
I. Личностные УУД:
1. Самоопределение:
· Внутренняя позиция школьника:
Высокая – 3 балла;
Средняя – 2 балла;
Положительная внеучебная – 1 балл;
Низкая – 1 балл;
Отрицательная – 1 балл.
· Самооценка:
Высокая – 3 балла;
Средняя – 2 балла;
Низкая – 1 балл;
Очень высокая – 1 балл;
Очень низкая – 1 балл.
2. Смыслообразование (мотивация к учебной деятельности):
Высокая – 3 балла;
Средняя – 2 балла;
Положительная внеучебная – 1 балл;
Низкая – 1 балл;
Отрицательная – 1 балл.
3. Нравственно-этическая ориентация:
Высокая – 3 балла;
Средняя – 2 балла;
Низкая – 1 балл.
В зависимости от общей суммы баллов по данному блоку каждый ученик будет отнесен к одному из трех уровней сформированности личностных УУД:
Уровень сформированности личностных УУД |
Сумма баллов по блоку «Личностные УУД» |
Присваиваемый балл |
1 уровень сформированности |
10-12 баллов |
3 балла |
2 уровень сформированности |
7-9 баллов |
2 балла |
3 уровень сформированности |
4-6 баллов |
1 балл |
II. Регулятивные УУД:
Высокий – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Низкий – 1 балл;
Очень низкий – 1 балл.
III. Познавательные УУД:
1. Умение руководствоваться системой условий задачи (1-2 классы):
Высокий – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Низкий – 1 балл.
2. Уровень развития вербально-логического мышления (3-4 классы):
Высокий – 3 балла;
Выше среднего – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Ниже среднего – 1 балл;
Низкий – 1 балл.
IV. Коммуникативные УУД:
Высокий (5 и более выборов, «звезды») – 3 балла;
Средний – (2-4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла;
Низкий – (0-1 выбор, «пренебрегаемые») – 1 балл.
В зависимости от общей суммы баллов каждый ученик будет отнесен к одной из трех групп сформированности УУД:
Условная группа |
Итоговая сумма баллов |
Уровни сформированности УУД |
1 условная группа |
10-12 баллов |
Высокий |
2 условная группа |
7-9 баллов |
Средний |
3 условная группа |
4-6 баллов |
Низкий |
Протокол исследования сформированности УУД
Класс_____________Дата___________ Кл. руководитель______________________
Ф.И. ученика |
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Общий результат |
|
группа |
уровень |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение
Изучение самооценки. «Методика «Какой Я?»
Самооценка является ядром самосознания личности.
Источниками формирования самооценки являются опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт его общения с другими людьми.
Существует два варианта нарушений развития самооценки:
- Заниженная самооценка – ее симптомами являются тревожность, неуверенность в своих силах, отказ от трудных заданий, феномен «выученной беспомощности»;
- Завышенная самооценка – проявляется в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха.
Умение ребенка фиксировать изменения в собственном самоопределении и понимать их является необходимой составляющей развития его способности управлять своей собственной деятельностью.
Инструкция: «Подумай, как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам личности».
Оценки, предлагаемые ребенком самому себе фиксируются психологом в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла.
Протокол (бланк) методики «Какой Я?»
№ п/п |
Оцениваемые качества личности |
Оценки |
|||
да |
нет |
иногда |
не знаю |
||
1 |
Хороший |
|
|
|
|
2 |
Добрый |
|
|
|
|
3 |
Умный |
|
|
|
|
4 |
Аккуратный |
|
|
|
|
5 |
Послушный |
|
|
|
|
6 |
Внимательный |
|
|
|
|
7 |
Вежливый |
|
|
|
|
8 |
Умелый (способный) |
|
|
|
|
9 |
Трудолюбивый |
|
|
|
|
10 |
Честный |
|
|
|
|
Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития самооценки:
10 баллов – очень высокий;
8 – 9 баллов – высокий;
4 – 7 баллов – средний;
2 – 3 балла – низкий;
0 – 1 балл – очень низкий.
Согласно возрастной норме, самооценка ребенка должна быть средняя или высокая.
Важна и степень адекватности самооценки. Это можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.
Методика "Узор" Л.И. Цеханской
Методика Л.И. Цеханской (1978) направлена на изучение сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и, кроме того, умению внимательно слушать говорящего.
Методика направлена на выявление конкретных умений, служащих предпосылками учебной деятельности:
- умения подчинять свои действия определенному правилу;
- слушать и точно выполнять указания взрослого.
Материалом методики служат геометрические фигурки, расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний - из квадратов, средний - из кружков. Квадраты находятся точно под треугольниками, кружки - в промежутке между ними.
Все три ряда геометрических фигур в дальнейшем называются "полоской".
"Полоски" располагается на листе друг под другом:
На «полоске» А дается образец узора, который детям предстоит вычерчивать после объяснения задания. Объясняется инструкция - 3 правила, в соответствии с которыми надо рисовать узоры. (Можно рисовать образец узора на доске).
На той же «полоске» А ребята учатся рисовать узор под диктовку. Идет этап обучения способу действия. Взрослый следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, и в случае необходимости исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем тот ошибся. В процессе обучения дети производят четыре соединения.
На "полосках" Б, В, Г выполняются основные задания.
(Приложение 1).
Задания выполняются детьми под диктовку психолога самостоятельно.
Инструкция детям: "Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить.
У нас будут такие три правила:
1. два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;
2. линия нашего узора должна идти только вперед (вправо);
3. каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановились, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.
Посмотрите на «полоску» А (или на доску), как можно соединять треугольники и квадраты (внимание детей обращается на образец, дается его анализ).
Теперь учитесь соединять сами. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом".
Основное задание состоит из трех серий, отличающихся друг от друга конфигурацией узора. (Приложение 2).
Далее следует первая серия диктанта. Взрослый говорит: "Теперь мы будем рисовать на "полоске» Б. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия узора должна идти все время вперед и быть непрерывной, то есть начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки".
Диктант для первой серии.
«Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом».
Диктант для второй серии («полоска» В).
«Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником».
Диктант для третьей серии («полоска» Г).
Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника».
Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, поскольку некоторых ребят это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений. Никакой помощи испытуемым во время выполнения задания экспериментатор не оказывает. После того, как все дети окончат работу, листочки собирают.
На выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.
Данная методика может проводиться как индивидуально, так и в группе детей (лучше, если учащиеся будут сидеть по одному человеку за партой).
Оценка результатов.
Каждое правильное соединение засчитывается за два
очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки
(по одному) начисляются:
1. За лишние соединения, не
предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, т.е.
предваряющих диктант и следующих за ним);
2. За "разрывы" - пропуски
"зон" соединения - между правильными соединениями.
Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, т.к. их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).
Максимально возможное количество очков в каждой серии - 24
(0 штрафных очков).
Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания(три серии) - 72.
Интерпретация полученных результатов.
62-72 очка - достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.
48-61 очков - умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило. Средний уровень.
36-47 очков - низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться. Низкий уровень.
Менее 36 очков - умение действовать по правилу не сформировано. Очень низкий уровень.
Тест Замбацавичене Э.Ф.
Методика состоит из 4 субтестов, предназначена для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.
В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых умения анализировать и дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных.
Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «Пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методики, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений, т. е. к классификации.
Третий субтест – задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь сравнивать и установить логические связи и отношения между понятиями.
Четвертый субтест направлен на выполнение умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящие в каждое задание субтеста).
Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, которые позволили бы довести детей к полному пониманию предлагаемых заданий.
1 субтест:
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица). 1,9
2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень) 2,8
3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) 2,7
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) 2,3
5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец) 2,6
6. Отец старше своего сына ( часто, всегда, иногда, редко, никогда) 2,2
7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник) 2,8
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная) 3,4
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень) 2,8
10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София) 2,6
2 субтест:
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка 2,6
2. Река, озеро, море, мост, болото 2,3
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата 2,7
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса 2,6
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник 2,4
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат 2,5
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей 2,3
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк 2,5
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение 3,0
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный 2,7
3 субтест:
1 |
огурец |
|
георгин |
2,0 |
овощ |
|
сорняк, роса, садик, цветок, земля |
||
2 |
учитель |
|
сад |
2,4 |
ученик |
|
забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка |
||
3 |
огород |
|
врач |
2,2 |
морковь |
|
очки, больные, палата, больной, термометр |
||
4 |
цветок |
|
птица |
2,6 |
ваза |
|
клюв, чайка, гнездо, яйца, перья |
||
5 |
перчатка |
|
сапог |
2,4 |
рука |
|
чулки, подошва, кожа, нога, щетка |
||
6 |
тёмный |
|
мокрый |
2,1 |
светлый |
|
солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный |
||
7 |
часы |
|
термометр |
2,5 |
время |
|
стекло, температура, кровать, больной, врач |
||
8 |
машина |
|
лодка |
2,2 |
мотор |
|
река, моряк, болото, парус, волна |
||
9 |
стул |
|
игла |
2,2 |
деревянный |
|
острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |
||
10 |
стол |
|
пол |
2,2 |
скатерть |
|
мебель, ковер, пыль, доска, гвозди |
4 субтест:
1. Метла, лопата … 2,6
2. Окунь, карась … 3,0
3. Лето, зима … 2,1
4. Огурец, помидор … 2,2
5. Сирень, шиповник … 2,6
6. Шкаф, диван … 3,0
7. День, ночь … 2,8
8. Слон, муравей … 2,2
9. Июнь, июль … 2,4
10. Дерево, цветок … 2,2
Обработка результатов
1. Каждый ответ по субтестам оценивается баллами, проставленными справа от задания, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов.
2. Максимальная сумма баллов распределена по субтестам:
1,2 субтесты – по 26 баллов,
3 субтест - 23 балла,
4 субтест - 25 баллов.
3. По сумме набранных баллов выделяются три группы детей:
1 группа – 75-100 баллов (высокий уровень умственного развития);
2 группа – 50-74 балла (средний уровень умственного развития);
3 группа – 25-49 баллов (низкий уровень умственного развития).
Тест Тихомировой Л.Ф. и Басова А.В.
Уровень познавательного развития школьника в 3-4 классах эффективно определять при помощи специальных тестовых заданий. Обследованию подлежат умения проводить анализ, сравнение, обобщение, классификацию. Один из вариантов теста с такими заданиями предложен Тихомировой Л.Ф. и Басовым А.В.
Задание 1. В приведенных словах буквы переставлены местами.
Запиши эти слова.
1) упкс,
2) ашнрри,
3) вцтеко,
4) окамдири,
5) лкбуинак.
Задание 2. Перед скобками – слово, а в скобках – еще 5 слов.
Найди 2 из них, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
1). Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага);
2). Озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина);
3). Огород (забор, земля, растение, собака, лопата);
4). Чтение (глаза, очки, книга, печать, картинка);
5). Игра (шахматы, теннис, игроки, штраф, правила).
Задание 3. Сравни понятия: «озеро» - «река». На листе общие и отличительные черты выпиши в 2 столбика.
Задание 4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпиши его.
1. Холодный, горячий, теплый, кислый, ледяной;
2. Роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус;
3. Справедливость, доброта, искренность, зависть, честность;
4. Треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник;
5. Пословица, поговорка, басня, сказка, былина.
Задание 5. Предлагаются 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, фраза должна содержать до 3-х слов).
1. Русский язык – математика;
2. Разность – частное;
3. Землетрясение – смерч;
4. Газ – жидкость;
5. Зависть – трусость.
Задание 6. Даны 3 слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье и одно из 4-х, приведенных ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на вашем листе это четвертое слово.
1. Песня: композитор / самолет?
а) горючее;
б) летчик;
в) конструктор;
г) аэродром.
2. Прямоугольник: плоскость / куб?
а) пространство;
б) ребро;
в) высота;
г) треугольник.
3. Слагаемое: сумма / множители?
а) разность;
б) делитель;
в) произведение;
г) умножение;
д) вычитание.
4. Ухо: слышать / зубы?
а) видеть;
б) лечить;
в) жевать;
г) рот.
5. Глагол: спрягать / существительное?
а) понятие;
б) склонять;
в) название;
г) образовывать.
6. Светло: темно / притяжение?
а) металл;
б) молекула;
в) отталкивание;
г) движение.
7. Жара: засуха / дожди?
а) паводок;
б) наводнение;
в) осень;
г) лето.
8. Береза: дерево / стихотворение?
а) сказка;
б) богатырь;
в) поэзия;
г) драма.
Обработка результатов
При оценке результатов за каждое правильно выполненное задание учитель начисляет 1 балл.
Задание №1 - выявляет наличие или отсутствие у школьников навыков теоретического анализа.
Задания № 2 и № 5 - способность к обобщению на основе существенного признака.
Задание № 3 - сформированность навыка сравнения.
Задание № 4 - умение классифицировать.
Задание № 6 - умение устанавливать отношения между понятиями.
По каждому из заданий с № 1 по № 5 максимально можно получить 5 баллов. Оценки распределяются следующим образом:
Высокий уровень - 4-5 баллов.
Средний уровень – 2-3 балла.
Низкий уровень – 0-1 балл.
По заданию № 5 – осуществляется 10- балльная оценка:
Высокий уровень – 8-10 баллов.
Средний уровень – 4-7 баллов.
Низкий уровень – менее 4 баллов.
Общий итог проводится на основе суммы баллов по всем 6 заданиям.
При этом уровневые показатели выглядят следующим образом:
28 – 35 баллов – высокий уровень,
22 – 27 баллов – выше среднего,
15 – 21 балла – средний уровень,
8 – 14 баллов – ниже среднего,
0 – 7 баллов – низкий уровень.
Методика Дж. Морено «Социометрия»
Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.
Задачи исследования:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Материалы.
Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (табл.).
№ |
Фамилия, имя, отчество |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Итого |
1 |
А. |
|
|
1 |
|
|
3 |
|
3 |
|
2 |
|
|
2 |
Б. |
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
3 |
|
|
|
3 |
В. |
|
3 |
|
|
|
3 |
|
|
3 |
|
|
|
4 |
Г. |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
2 |
|
|
|
5 |
Д. |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
3 |
3 |
|
|
6 |
Е. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
3 |
3 |
|
7 |
З. |
1 |
|
3 |
|
|
|
|
|
2 |
|
3 |
|
8 |
И. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
К. |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Л. |
1 |
|
1 |
2 |
|
1 |
|
1 |
|
|
3 |
|
11 |
М. |
|
2 |
1 |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
Кол-во выборов |
5 |
7 |
6 |
7 |
0 |
10 |
7 |
4 |
16 |
11 |
12 |
79 |
|
Кол-во взаимных выборов |
1 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
1 |
0,5 |
|
4,5 |
Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга).
Порядок исследования. Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Инструкция для учащихся: «Кого из одноклассников ты пригласил бы к себе на день рождения?» Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все волосы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
а) Количество выборов ограничивается 3—5;
б) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
в) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.
Бланк социометрического опроса
Ф.И.О. _________________________________________, класс _______
Ответь на поставленный вопрос, записав три фамилии одноклассников с учетом отсутствующих.
- Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?
а) _______________________________________________________________
б) _______________________________________________________________
в) _______________________________________________________________
Обработка данных и интерпретация результатов
1. Составление социоматрицы.
Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
П. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.
III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Интерпретация результатов:
Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов «звёзды») – 3 балла.
Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2-4 выбора «предпочитаемые») – 2 балла.
Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0-1 выборов «пренебрегаемые») – 1 балл.
Анкета по оценке уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой
1. Тебе нравится в школе?
а) да
б) не очень
в) нет
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) иду с радостью в школу
б) бывает по-разному
в) чаще хочется остаться дома
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
а) в школу
б) не знаю
в) дома
4. Тебе нравятся, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) нет
б) по-разному
в) да
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) не хотел бы (нет)
б) не знаю
в) хотел бы (да)
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) нет
б) не знаю
в) да
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям и друзьям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю совсем
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель
б) не знаю
в) хотел бы другого учителя
9. У тебя в школе много друзей?
а) много
б) мало
в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) да
б) не очень
в) нет
Обработка результатов и количественный анализ:
за каждый ответ а) – 3 балла
б) – 1 балл
в) – 0 баллов
Максимальная оценка 30 баллов.
25 – 30 баллов - I группа: высокий уровень школьной мотивации – такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20 – 24 балла - II группа: средний уровень школьной мотивации – подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы такие дети проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
15 – 19 баллов - III группа: положительная внеучебная мотивация – такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями или учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.
10 – 14 баллов - IV группа: низкая школьная мотивация – подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Меньше 10 баллов - V группа: отрицательная школьная мотивация, школьная дезадаптация – такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Они переживают, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у таких детей отмечаются нарушения психического здоровья.
По нашему мнению, I (высокий) и II (средний) уровень школьной мотивации по анкете Н.Г. Лускановой свидетельствует о сформированности внутренней позиции школьника.
Соответственно III, IV и V уровни свидетельствуют о недостаточной сформированности или об отсутствии внутренней позиции школьника.
Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (Хочу в школу!).
Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, то есть принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
Ресурсы
Для проведения данной комплексной программы необходимо наличие следующих ресурсов:
- специалисты: педагоги-психологи или учителя начальной школы, владеющие навыками проведения групповой и индивидуальной диагностики;
- помещение для занятий, оборудованное мебелью;
- методики диагностики, бланки ответов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.