Психолого-педагогическая программа "Как здорово быть здоровым!"
Актуальность программы
Наркотическая ситуация в России динамично усугубляется.
Идёт процесс «омоложения» потребителей. Сейчас наркозависимость регистрируется даже у 4-6-летних.
Сегодня в большинстве зарубежных стран антинаркогенное обучение
начинается уже в дошкольном возрасте.
На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является
первичная личностно-ориентированная профилактика наркотизации детей и
подростков. Поколение молодых людей, которому сейчас до 20 лет, оказывается
повально вовлеченным в употребление наркотиков. “Благополучный район”,
“престижное учебное заведение”, наличие железных дверей не являются больше
преградой, запрет и запугивание не работают. Идет “охота” на детей из
благополучных семей.
При проведении этой работы следует учитывать, что приобщению дошкольников к
употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют
специфические психологические факторы. Это восприимчивость, внушаемость,
которые, в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, могут в
неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление ПАВ.
С другой стороны, существует ряд причин, которые могут сделать антинаркогенное
обучение эффективным уже в дошкольном возрасте:
– усвоенные в период детства ценности, установки, модели поведения во многом
определяют поступки взрослого человека,
– именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок может успешно овладеть
средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также состояния
и поведения других людей. Ребенок впервые становится способен к поведению,
подчиненному определенным, однозначным правилам и нормам. А, значит, проведение
профилактики злоупотребления ПАВ среди дошкольников с опорой на их возрастные
особенности будет достаточно эффективным.
Психолого-педагогическая программа «Как здорово быть здоровым!» предусматривает
работу с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в тесном взаимодействии
с родителями, с педагогами и персоналом детского сада.
Структура методического обеспечения программы
Методическое обеспечение данной программы включает описание
теоретических положений, на которых основана программа, целей (общих и специфических)
и задач, раскрыты пути реализации программы, формы и режим занятий. Раскрыты
структура занятия, организация учебного процесса. Приведены принципы
соответствия методики организации занятий возрастным и функциональным
особенностям детей-дошкольников, создания состояния, комплексности, нагрузки,
соответствия. Показаны сложности реализации данного направления.
Подробно представлено построение занятий и содержательна часть. Ожидаемые
результаты и способы их проверки раскрыты в виде таблицы сравнительных
результатов анкетирования детей старшего возраста об эмоциональных состояниях
человека и воздействия ПАВ на него в начале и конце учебного года (в %).
К программе прилагается тематический план с конспектами занятий по программе.
Программа подчинена единой сюжетной линии – путешествие Паровозика.
Основные пути реализации данной программы:
При разработке содержания, форм и методов программы по профилактике наркозависимости я руководствовалась дидактическими принципами системности, последовательности, доступности, научности, наглядности.
В процессе реализации этого направления мне пришлось столкнуться с некоторыми сложностями:
Профилактика наркозависимости – это новое, малоизученное
направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения
дошкольников» М.Васильевой В. Гербовой и Т. Комаровой, которую мы используем в
своей работе, забота о своем здоровье, куда можно отнести это направление
работы, занимает достаточно малое место, а данное направление требует
планомерности, систематизации и углубленной работы.
Кроме того, сложность работы заключалась в том, что для дошкольников, по мнению
большинства педагогов детских садов, эта тема не достаточно актуальна и не
вызывает опасности, так как дошкольник, как правило, всегда находится рядом со
взрослым.
Цель программы: разделены на общие, напрямую не затрагивающие проблему употребления ПАВ и специфические, напрямую связанные с вопросами употребления психоактивных веществ.
Общая цель: гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.
Специфические цели программы: формирование и укрепление антинаркотических установок у детей, развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к ПАВ.
Задачи:
Общие: познакомить детей с разными эмоциональными состояниями; на основе наблюдения за внешними признаками эмоций сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей.
Специфические: способствовать неприятию детьми любых форм наркотизации; сформировать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию.
Для решения поставленных в программе задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники: сказкотерапия, арт-терапия, психогимнастика, телесно-ориентированные техники, игровые методы, этюды, моделирование и анализ проблемных ситуаций, беседа.
Формы и режим занятий: программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах. Занятия проводятся в рамках учебного плана «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.Васильевой, В. Гербовой и Т. Комаровой в различных разделах деятельности детей: сюжетно-дидактических игр, ознакомления с художественной литературой, ознакомления с окружающим, игр – драматизаций, развития речи, рисования, сюжетно-ролевых игр, игр-тренингов.
Организация учебного процесса:
Структура занятия:
На занятиях активно используются разнообразные:
1. Принцип соответствия методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей-дошкольников
Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают уровень его развития.
2. Принцип создания состояния
Каждый человек в каждый конкретный момент времени находится в
том или ином состоянии. Состояние определяется отношением нервной системы к той
информации, которая постоянно поступает в неё. Длительное нахождение в
каком-либо состоянии называется настроением. Особенно сильное воздействие на
наше состояние оказывают наши мысли. Управлять мыслями ребёнка – значит,
управлять его состоянием, значит управлять процессом обучения.
Состояние ребёнка должно всегда соответствовать тому делу, которым он
занимается.
Настроить ребёнка на занятие – значит, создать у него состояние, при котором
ему хочется заниматься именно тем, что вы предлагаете. Этому способствуют
предлагаемые в программе организационные моменты, которые включают в себя
упражнения, игры-приветствия, этюды.
Соблюдение принципа нагрузки способствует формированию и развитию мотивации к
обучению.
3. Принцип комплексности
Принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению задач направленных на:
– снятие эмоционального напряжения;
– развитие произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания,
памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и
укрепления волевых качеств личности;
– повышение познавательного интереса;
– формирование у детей, исходного уровня познавательной мотивации.
4. Принцип нагрузки
Никто не может совершенствоваться и развиваться нормально без
препятствия, без нагрузки. Нагрузка имеет направленность воздействия и уровень
воздействия и может варьировать от минимума до максимума, что, в свою очередь,
определяет успех деятельности.
Для того, чтобы занятия с ребёнком, помимо освоения навыков мышления, внимания,
развития навыков мелкой моторики и т.д., сопровождались ещё и развитием
способностей к освоению новых навыков, необходимо использовать принцип
нагрузки.
Сущность принципа данной программы, заключается в необходимости получения
максимального тренировочного эффекта, который возникает только при работе с
предельной для данного уровня развития ребёнка нагрузкой.
5. Принцип соответствия
Принцип соответствия формы организации занятий в данной программе соответствует ведущему виду деятельности шестилетнего ребёнка – игровому. Каждое занятие включает динамические паузы, проведение физкультминутки. К каждому мероприятию разработан конспект.
Построение занятий и содержательна часть
Программа рассчитана на 12 занятие с соблюдением преемственности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Форма проведения занятий разнообразна: использование на занятиях этюдов, развивающих игр и упражнений, тестов. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием для освоения программы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Виды контроля:
Цель: выявление уровня знаний детей об эмоциях и ПАВ и последующая корректировка заданий программы.
Предполагаемые результаты:
– способность распознавать эмоциональные состояния окружающих;
– умение регулировать свое эмоциональное состояние и поведение;
– формировать и укреплять антинаркотические установки;
– безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в
наркотизацию.
Сравнительные результаты анкетирования детей старшего возраста об эмоциональных состояниях человека и воздействия ПАВ на него в начале и конце учебного года (в%)
№ |
Вопросы |
Начало учебного года |
Конец учебного года |
|||
Знания детей об эмоциональных состояниях |
||||||
адекватный ответ |
неадекватный ответ |
адекватный ответ |
неадекватный ответ |
|||
1 |
Как ты можешь узнать, радуется человек или грустит? |
|||||
2 |
Какой ты бываешь, когда у тебя радостное настроение? |
|||||
3 |
Как выглядит виноватый человек? |
|||||
4 |
Тебе бывало когда-нибудь стыдно? Почему? Что ты сделал для того, чтобы исправить положение? |
|||||
5 |
Ты завидовал когда-нибудь? Какой бывает человек, которому завидно? |
|||||
6 |
Как выглядит грустный человек? |
|||||
7 |
Какой ты бываешь, когда злишься? |
|||||
8 |
Как ты думаешь, зависть – это всегда плохо? |
|||||
9 |
Что ты делаешь для того, чтобы человек не грустил? |
|||||
10 |
Каким тебе нравится быть больше всего – веселым, грустным, виноватым, завидовать и т.д.? |
|||||
11 |
Каких ты любишь больше всего людей –веселых, грустных, удивленных, смеющихся, виноватых и т.д.? |
|||||
Знания антинаркотических установок |
||||||
да |
нет |
да |
нет |
|||
1 |
Может ли человек, который курит, быть здоровым, никогда не болеть? |
|||||
2 |
Может ли человек, который курит, нравиться другим людям, дружить со всеми? |
|||||
3 |
Может ли человек, который курит, быть сильным, влиять на других? |
|||||
4 |
Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), быть здоровым, никогда не болеть? |
|||||
5 |
Как ты думаешь, почему нельзя брать сигареты у взрослых или сверстников? |
|||||
6 |
Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), нравиться другим людям, дружить со всеми? |
|||||
7 |
Может ли человек, который выпивает (пьет вино, водку), быть сильным, влиять на других? |
|||||
8 |
Как ты думаешь, можно ли пробовать вино или водку, когда тебе предлагают? |
|||||
9 |
Может ли человек, который принимает наркотики, быть здоровым, никогда не болеть? |
|||||
10 |
Может ли человек, который принимает наркотики, нравиться другим людям, дружить со всеми? |
|||||
11 |
Может ли человек, который принимает наркотики, быть сильным, влиять на других? |
|||||
12 |
Как ты думаешь, можно ли пробовать наркотики? |
|||||
Тематический план к психолого-педагогической программе «Как здорово быть здоровым!»
№ |
Тема занятия |
Цели занятий |
1 |
Первичная диагностика |
Первичная диагностика о знании эмоциональных состояний и антинаркотических установок детей |
2 |
«Путешествие в страну радости» |
Расширять
представлений детей об эмоции «радость»; |
3 |
«Путешествие на полянку веселого настроения» |
Тренировка радостных эмоций; развитие умения понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом; расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость; развитие внимания к своим мышечным и эмоциональным ощущениям. |
4 |
Путешествие за здоровьем |
Научить
правилам поведения, позволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны
окружающих:научить устанавливать причинно-следственные связи; учить детей
говорить: «Нет!»; помочь детям осознать ответственность за свой выбор;
развивать чувство эмпатии; |
5 |
«Путешествие в страну «Вина» |
Знакомить детей с новой эмоцией «вина-стыд» и ее графическим изображением; формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов; учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции. |
6 |
«Путешествие Гусеницы» |
Расширять представление детей об эмоции «вина-стыд»; закреплять знания о полученных эмоциях; учить детей составлять эмоциональные цепочки по содержанию произведения. |
7 |
Путешествие в страну Зависть» |
Познакомить детей с эмоцией «зависть» и ее графическим изображением; формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов, учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции. |
8 |
Экспериментирование с «Курительной машиной» |
Закрепить у детей понятие «здоровый образ жизни»; вырабатывать негативное отношение к курению. Эксперимент, наглядно показывающий детям вред, который может нанести курение человеку. |
9 |
«Мы сегодня не грустим» |
Закрепить умение выражать эмоцию «грусть»; обратить внимание детей на то, что с помощью слова можно изменить настроение другого человека; развивать умение детей сравнивать эмоции; развитие эмпатии, развитие активного словаря эмоциональных состояний. |
10 |
«Смешинки и злючки» |
Закрепить умение выражать эмоцию «злость»; умение детей сравнивать эмоции на фотографии и на картинке; умение детей выражать злость, гнев социально – приемлемыми способами; развивать активный словарь эмоциональных состояний. |
11 |
«Зависть – это не всегда плохо» |
Закрепить умение выражать эмоцию «зависть»; развивать активный словарь эмоциональных состояний; закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с соответствующей пиктограммой; продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции. |
12 |
Итоговая диагностика |
Итоговая диагностика о знании эмоциональных состояний и антинаркотических установок детей |
Литература:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.