Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
docx
13.05.2020
Для психолога
2.docx

Тема 3. Родительские компетенции

Общество дает нам понять, что мы, как родители, должны что-то такое уметь, что сделает нашего ребенка таким, каким хочется его видеть, мы должны проявить свою родительскую компетентность.

           Кто же такой современный компетентный родитель? Тот, у которого нет проблем? Тот, у кого идеальный послушный ребенок отличник? Если считать такое определение правильным, надо расписаться в своей полной неспособности влиять на то, что происходит со всеми остальными детьми, которых большинство. Тогда надо признать, что мы плохие родители, а кому же это приятно?

           Специалисты всего мира сходятся на другом определении.

           Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

           Но для того чтобы растить ребенка не принято учиться, считается, что мы, став взрослыми, должны и так все уметь… Экзаменом нашего родительства становится сама жизнь. Все ли из нас сдают его успешно? Как правило, родителей критикуют, но не учат быть родителями, порицают, но не тренируют.

           Чего мы хотим от наших детей? Чтобы хорошими людьми стали, чтобы целей своих достигли успешно, самостоятельность, ответственность умение разрешать жизненные проблемы, быть устойчивыми к «ударам судьбы» - все это хочется видеть в детях. Прежде всего, мы хотим, чтобы они могли адаптироваться к любым условиям жизни, не теряя себя и выбирая достойные средства.

Выделяют 3 типа родительских компетенций;

Инструментальные компетенции - знания и технологические умения в области психологии и педагогики замещающей семьи, воспитания приемного ребенка, собственного поведения в семье

Межличностные компетенции - индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, с критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, с умением принимать социальные и этические обязательства

Системные компетенции - сочетание понимания, отношения и знания, способность планировать изменения с целью совершенствования системы

 

Инструментальные компетенции:

o     Знания и навыки ухода за ребенком в соответствии с его возрастными потребностями и потребностями здоровья.

o     Знания основ психологии семьи с приемным ребенком.

o     Знания особенностей становления и развития замещающей семьи.

o     Знание основных способов обеспечения приемного ребенка безопасной и стабильной ситуацией в семье.

o     Знание особенностей развития и социализации ребенка с депривационными нарушениями в развитии в условиях институционального и семейного воспитания.

o     Знания основ помощи приемному ребенку в переживании специфических психических травм, обусловленных депривационным воспитанием ребенка.

o     Умение адекватно интерпретировать причины нарушенного поведения у детей.

o     Умение рефлексировать и управлять теми изменениями, которые происходят в собственной семье в связи с процессами интеграции приемного ребенка в семью.

o     Знание основных способов управления трудным поведением приемного ребенка.

o     Знание основных способов защиты и поддержки приемного ребенка.

o     Знание простейших техник управления собственными аффектами.

o     Знание простейших коммуникативных техник. 

 

Межличностные компетенции:

o      Способность принимать на себя ответственность за создание атмосферы безопасности в семье.

o     Способность проявлять ответственность и терпимость в отношениях

o     Способность формировать реальные ожидания от приемного ребенка

o     Способность к контейнированию тревоги у членов семьи.

o     Способность к вербализации собственных чувств и состояний, а также чувств и состояний приемного ребенка.

o     Желание сотрудничать со специалистами, принимать адекватную ситуации помощь.

o     Способность разрешать конфликты конструктивным способом.

o     Способность поддерживать баланс между потребностями членов базовой семьи и приемными детьми.

 

Системные компетенции

o     Умения применять полученные знания на практике.

o     Желание учиться.

o     Способность адаптироваться к новой ситуации в семье.

o     Способность планировать и управлять ситуацией развития и социализации приемного ребенка.

o     Забота о качестве воспитания приемного ребенка.

 

Проблемы формирования родительских компетенций у замещающих родителей

Родственная и неродственная опека

  1. Уровень аффективно-личностных нарушений ребенка.
  2. Мотивы приема ребенка.
  3. Сензитивность к состоянию ребенка.
  4. Влияние системного семейного стресса на валидирующие и поддерживающие возможности семьи.
  5. Семейные роли, возрастной статус.

Усыновление:

  1. Тайна усыновления.
  2. Замещающее материнство.

 

Методы формирования родительских компетенций у кандидатов в замещающие родители (формирование репрезентации себя как хорошего родителя и репрезентации ребенка как заслуживающего заботы)

Уровни

  1. Сенсорный (телесный): телесно ориентированные методы, направленные на ощущение границ, связи, отзеркаливание, синхронность движений, сенсорное, телесное «подстраивание», контейнирование тревоги (холдинг). Переходные объекты.
  2. Когнитивный: методы, направленные на усвоение знаний о различных аспектах воспитания ребенка, осознание собственной картины мира (я как родитель, паттерны совладания со стрессом).
  3.  Эмоциональный: методы, направленные на идентификацию и вербализацию эмоционального состояния (словарь чувств, скульптура чувств, загадка, замороженный).
  4. Социальный: методы, направленные на социальное взаимодействие (ролевые игры, коммуникативные техники).

 

Личностные качества необходимые приемным родителям.

Существует ряд исследований, свидетельствующих, что на формирование личности ребенка значительное влияние оказывают личностные качества родителей.

Благополучно ребенок развивается у родителей, обладающих такими качествами как эмпатичность, открытость, эмоциональность,  коммуникативность, альтруистичность, уравновешенность, гибкость, уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению.

Эмпатичность – способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать.

Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения.

Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.

Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.

Альтруистичность -  качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь.

Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка.

Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.

Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.

Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.

Если человек утвердился в желании усыновить ребенка, спешить все же не – необходимо еще раз взвесить все за и против. Нужно внимательнейшим образом проанализировать свои побуждения, определить, что вами движет и в какой степени, полностью ли вашим является такое решение.

Принятие ребенка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием помочь лишенному родительской заботы ребенку.


 

Тема 3. Родительские компетенции

Тема 3. Родительские компетенции

Знания особенностей становления и развития замещающей семьи

Знания особенностей становления и развития замещающей семьи

Способность планировать и управлять ситуацией развития и социализации приемного ребенка

Способность планировать и управлять ситуацией развития и социализации приемного ребенка

Благополучно ребенок развивается у родителей, обладающих такими качествами как эмпатичность, открытость, эмоциональность, коммуникативность, альтруистичность, уравновешенность, гибкость, уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию…

Благополучно ребенок развивается у родителей, обладающих такими качествами как эмпатичность, открытость, эмоциональность, коммуникативность, альтруистичность, уравновешенность, гибкость, уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию…
Скачать файл