Тема 12. Особенности полового и сексуального воспитания приемного ребенка
Основные закономерности психосексуального развития.
Психосексуальное развитие является одним из важнейших аспектов подросткового возраста. Перед подростком возникает задача окончательно осознать свою половую принадлежность, выработать соответствующие ей психосексуальные ориентации. Биологический пол сам по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной. Чтобы это произошло, ребенок должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую ей мужскую или женскую роль.
Психосексуальная идентификация начинается с момента рождения, когда определяют пол новорожденного и затем соответствующим возрастом его воспитывают. Однако даже осознание своей принадлежности не снимает перед подростком вопроса: "насколько я полноценный мальчик / или девочка?". Данный вопрос возникает у ребенка под влиянием окружающих его взрослых и сверстников. Особенно остро этот вопрос стоит у тех детей, внешний облик которых не соответствует стереотипу. Период созревания и непосредственно следующие за ним годы в этом отношении особенно важны. Стать взрослым – значит, в частности, стать мужчиной или женщиной. Дифференциация вторичных половых признаков дополняется параллельным процессом психологической дифференциации (способностей, интересов, стиля поведения и т.п.). Ни в каком другом возрасте психологическое различие между полами не акцентируются столь резко и настойчиво, как в подростковом и юношеском. Подростка очень волнует насколько его характер, его наружность и поведение соответствуют стереотипным представлениям о "мужественности" и "женственности", принятыми в обществе в целом или в его непосредственном окружении. Изменения в строении тела и вторичные половые признаки играют роль чрезвычайно важного социального символа: они обозначают одновременно взрослость и пол. Отсюда – повышенная чувствительность и интерес подростка к своему телу и к телу своих сверстников и одновременно застенчивость и стыдливость.
Волнующие переживания вызывает и сам процесс полового созревания. Подростки и юноши – настоящие рабы "нормы". Они убеждены в том, что на все случаи жизни существуют или должны быть универсальные правила, и они очень боятся в чем-то отстать от сверстников. Но их представления о "сексуально соответствующей" внешности часто нереалистичны и завышены. Сравнивая себя со знаменитыми спортсменами и киноактрисами, они нередко склонны недооценивать собственную внешность.
На период полового созревания приходится наибольшее количество случаев так называемого синдрома дисморфобии (боязнь физического недостатка), который с возрастом обычно проходит, но может оставить такие психологические последствия, как застенчивость. неуверенность в себе и т.д.
У девочек зависимость между темпами полового созревания и эмоциональной устойчивостью сложнее. Ранее созревание нередко вызывает у них психологические трудности, невольное отдаление от сверстниц (в отличие от мальчиков которым оно увеличивает шансы на лидерство). Отсюда – повышенная стеснительность, неуверенность в себе, иногда желание "замаскировать" слишком явные признаки пола, сохранить детскую простоту товарищеских отношений с мальчиками и т.д. Но это – отнюдь не общее правило. Новейшие данные говорят о том, чтоакселерированные девочки, подобно мальчикам, быстро проходят испытания "трудного возраста".
Закономерный спутник и следствие полового созревания – появление полового влечения, сексуальных фантазий и интересов. Процесс этот не совсем одинаков у юношей и девушек. Для первых характерна так называемая фаза юношеской гиперсексуальности, которая начинается уже в подростковом возрасте и продолжается 2-3 года спустя после наступления половой зрелости. Эта фаза характеризуется повышенной половой возбудимостью и бурным развитием соответствующих интересов и фантазий. Но все это весьма индивидуально.
Важная особенность подростковой сексуальности – ее "экспериментальный" характер. выработка здоровой взрослой сексуальности – сложный и противоречивый процесс. Открывая в свои половые способности, подросток с разных сторон исследует их. Ни в каком другом возрасте не наблюдается такого большого числа случаев отклонений полового поведения, как в 13-16 лет. От взрослых требуются большие знания и такт, чтобы отличить действительно тревожные симптомы, требующие медицинского вмешательства, от внешне похожих на них и тем не менее широко распространенных и естественных для этого возраста форм полового "экспериментирования" (различного рода генитальных игр), на которых не следует фиксировать внимание, чтобы нечаянно не нанести подростку психическую травму, внушив ему мысль, что у него "что-то не так".
Подростковая и юношеская мастурбация статистически является самой массовой. Согласно современным представлениям, мастурбация (онанизм) в подростковом возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной.
Разумеется, надо избегать факторов, вызывающих половое возбуждение у подростков, но тревожить должны только те случаи, когда онанизм становится навязчивым и отрицательно влияет на самочувствие подростка и его поведение. Причем в этом случае онанизм – не столько причина плохой социальной адаптации, сколько ее симптом и следствие. Раньше, когда мастурбация считалась причиной необщительности и замкнутости подростка, все силы направляли на то, чтобы отлучить его от этой привычки. Результаты были, как правило, ничтожны и даже отрицательны. Сейчас поступают иначе, пытаясь тактично улучшить коммуникативные качества подростка, помочь ему занять приемлемое положение в обществе сверстников, увлечь интересной коллективной игрой. Как показывает опыт, эта позитивная педагогика гораздо эффективнее.
Главная психологическая проблема подростковой сексуальности – преодоление разрыва чувственно-эротических и романтически-возвышенных ее аспектов. Юношеская мечта о любви и сам образ идеальной возлюбленной возлюбленной часто десексуализированы, выражают прежде всего потребность в эмоциональном типе. в тоже время подросток испытывает волнующие эротические переживания. к которым он психологически не подготовлен и которые он пытается "заземлить", "снизить" с помощью грязных разговоров и сальных анекдотов. При этом "грязный" секс и "возвышенный" идеал прекрасной возлюбленной могут сосуществовать в сознании одного и того же человека.
Подростковая циничность не может не волновать взрослых. Но воспитателю следует беспокоиться не только за тех, кто ведет "грязны разговоры", но и за тех, кто молча слушает: эти ребята, неспособные выразить волнующие их смутные переживания, иногда оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми. То, что другие выплескивают наружу в циничных словах, у этих отливается в глубоко лежащие устойчивые фантастические образы. Психологической защитой может при этом служить аскетизм – подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой чувствительности, которая кажется подростку низменной и грязной. Идеалом такого подростка является не просто контроль над своими чувствами, но полное их подавление. Другой типичной защитной установкой молодого человека является интеллектуализм: если "аскет" хочет избавится от чувственности, так как она "грязна", то "интеллектуал" находит ее "неинтересной". Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе, безусловно. положительны. но их гипертрофия влечет за собой искусственную самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых лежит страх перед жизнью. Эротические переживания и любовь сталкивают молодых людей с множеством вопросов – от простого ритуала ухаживания до глубочайших проблем нравственной самодисциплины и ответственности. В решении этих проблем, им необходимы помощь и опыт старших.
Психология полового воспитания на различных возрастных этапах
Эффективность полового воспитания зависит от учета связанных с полом особенностей развития ребенка на всех возрастных этапах, начиная с самых ранних. В первые годы жизни особое значение имеет дифференцированное отношение к ребенку родителей, т.е. обращение с ним именно как с мальчиком или девочкой.
Психологическими наблюдениями установлено, что одни и те же особенности внешности и поведения младенца в зависимости от его пола вызывают у взрослых диаметрально противоположные реакции. Родители девочек считают фемининными (женственными) многие обнаруживаемые ими у дочерей черты поведения, а мальчиков - те же черты мускулинными(мужественными). С новорожденными девочками матери больше разговаривают, а на долю мальчиков приходится больше физических упражнений; отцы больше разговаривают с новорожденным сыном, чем с дочерью. Эти различия, особенно яркие в поведении родителей с первенцем, показывают, что практически с начала жизни ребенок и родители обусловливают поведение друг друга: пол проявляется и формируется не только как развивающиеся черты, но и как система отношений.
Мужчина и женщина биологически и психологически различаются по своему месту и роли в сложнейшей природосообразной системе продления человеческого рода. Психофизиологическая конституция мужчин предопределяет их более высокую готовность к экстремальным, рискованным ситуациям, потребность в риске, изменения себя и других, достижении различных целей. Ситуации, в которых требуется полная мобилизация, с дефицитом времени на принятие решения, с несколькими динамичными объектами для внимания именно они позволяют мужчине мобилизоваться, проявить потенциальную энергию. Женщина, обладая более слабым типом нервной системы, склонна скорее избегать, чем стремиться к подобным условиям и ситуациям жизнедеятельности. Но зато она более приспособлена к тонкой, кропотливой и монотонной работе, требующей сосредоточения всего внимания на одном объекте (например, на грудном ребенке). Такие различия объективно обусловили появление исторически мужских и женских ролей и профессий.
Дифференцированное, индивидуальное воспитание мальчиков и девочек в соответствии с идеалами мужественности и женственности основывается на разделении семейных ролей между матерью и отцом. Основа полового воспитания - личный пример родителей, наблюдаемые ребенком изо дня в день их поступки и высказывания. Если идеал мужественности и женственности формулируется только на словах (а именно этим чаще всего приходится ограничиваться школьным педагогам), а на деле ни мать, ни отец не приближаются к эталонам мужественности и женственности, ребенок в большинстве случаев практически не усваивает требуемые образцы.
Правильное половое воспитание основывается на подчеркивании позитивных и компенсации негативных черт мужской или женской психофизиологической конституции, природного темперамента. При этом абсолютно недопустимо противопоставление полов, выпячивание кажущихся преимуществ.
Формирование половых стереотипов обусловлено не только влиянием взрослых; в этом смысле дети рано становятся "учителями" друг для друга. В детском саду наибольшее количество реакций отвержения со стороны сверстников заслуживают те дети, чье поведение не соответствует половой роли.
Половое воспитание дошкольника должно включать ознакомление с элементарными сведениями о половых различиях и деторождении. Но еще более важным является опыт "неполовой" любви к родителям и сверстникам - залог нравственности в зрелом возрасте.
Осознание ребенком своей половой принадлежности начинается с того, что он научается различать пол других людей.
Знание собственной половой принадлежности развивается в полной мере к трем годам, по мере того как ребенок осознает свое “ Я “ (ты – мальчик, я – девочка).
В 2 – 4 года у ребенка особенно активно проявляется “половое любопытство“, т. е. стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. Дело в том, что осознание своего собственного “Я“ обязательно включает в норме и осознание собственной половой принадлежности. А половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности, а значит, формирования в детях эталонов настоящего мужчины и женщины. И в каждом определенном возрасте у ребенка должно быть соответствующее его уровню понимания представление о сущности половых различий. Ребенок должен осознанно понимать значение своего пола и уважать пол противоположный. Так уже в маленьком мальчике необходимо развивать уважение к женщине, а девочку нужно научить вести себя в соответствии с половой принадлежностью.
Поступление в школу знаменует начало нового ответственного этапа полового воспитания. Взаимоотношения со сверстниками противоположного пола становятся более интенсивными. Особую роль приобретает учитель как авторитетный носитель знаний и образцов поведения. В современной школе большинство педагогов составляют женщины, что во многом определяет специфику школьных требований, практически ориентированных на фемининный стиль поведения. Девочки поэтому оказываются в более выигрышном положении. Они приходят в школу несколько более зрелыми эмоционально, с лучше развитыми тонкими движениями пальцев рук, больше склонными ориентироваться на мнение и отношение к ним взрослых, более аккуратными и тихими, менее критичными и агрессивными, чем мальчики. Таким образом они гораздо больше мальчиков соответствуют требованиям к идеальному ученику. Кроме того, их стиль поведения ближе и понятнее учительнице. В итоге при негласном подразделении класса на сильных и слабых учеников, последние как правило оказываются представлены почти исключительно мальчиками, что может быть и не связано с их умственными способностями. Такое положение не на пользу и девочкам, с первых шагов усваивающим чувство ничем не оправданного превосходства над мальчиками.
Роль полового воспитания повышается по достижении ребенком подросткового возраста, центральным моментом которого является половое созревание. В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильное реагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовка мальчиков к поллюциям, а девочек – к менструациям. Период полового созревания связан с формированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки. Для подростка характерно несовпадение влюбленности и эротических ощущений, страхи по поводу своей половой неполноценности. Половое воспитание в этот период решает задачи общего развития личности и подготовки к жизни в собственной семье, предусматривает половое просвещение. Замалчивание проблем пола по существу подрывает идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь аскетизма. Подросток, безусловно, должен быть огражден от проявлений аморализма в сфере половых отношений (в частности, всех видов порнографии), но не столько с помощью запретов и наказаний, сколько доведением до его чувства и сознания, что плоха не сама сексуальность, а ее низведение до физиологических отправлений и их смакования. Гарантией против ранних и случайных половых связей выступает не запрет, а формирование социальной ответственности, которая предусматривает предвидение человеком последствий своих поступков и восприятие взаимоотношений полов прежде всего как личностных.
Важным аспектом полового воспитания является сексуальное просвещение. Опыт стран, где оно широко практикуется, показывает, что тактичное и своевременное информирование о проблемах взаимоотношения полов не влечет в принципе негативных изменений полового поведения подростков и юношей. Этим фактом опровергаются существующие опасения, что информированность в вопросах секса приводит к распущенности. Сексуальное просвещение, начатое на ранних этапах становления личности, предваряет возникающий у детей естественный интерес к данным проблемам, избавляет их от многих заблуждений и травм. Оно способствует предотвращению различных отклонений в психосексуальном развитии, чреватых последующими сексуальными нарушениями и дисгармонией семейных отношений.
Ребенок с самого рождения является сексуальным существом. Он получает особое удовольствие от сосания груди и телесного контакта с родителями, он исследует свое тело и находит эрогенные зоны. Во многом детское отношение к телу, телесному удовольствию, сексу и продолжению рода будет зависеть от того, какой образец реакции на все эти явления преподнесут ему взрослые. Очень много информации передается невербально и самим умолчанием – ведь любое умолчание очень даже наполнено. Дети великолепно чувствуют, как некоторые вещи заставляют родителей напрягаться. Они впитывают родительское отношение к телу через прикосновения - с тех пор, как их носили на руках, гладили, купали, обнимали. Они считывают родительские реакции по микрожестам, мимике, а также микрозапахам гормонального происхождения, которые отражают наши эмоциональные состояния и воспринимаются бессознательно. И если целующиеся мама с папой при внезапном появлении ребенка нервно вздрагивают, если они игнорируют специфические вопросы и торопятся переключить внимание ребенка с двух смешных собачек на лирический пейзаж, - то скорее всего, в более старшем возрасте во время случайных постельных сцен по ТВ ребенок будет бегать на кухню «попить водички». Да и в дальнейшем ему придется приложить усилия, чтобы более свободно и радостно воспринимать сексуальную сферу.
По наблюдениям психологов, если у родителей нет особых сексуальных комплексов, то и дети воспринимают эту сферу также очень естественно и спокойно.
Очень важно познакомить детей с физиологией, с "наукой о теле". Может быть, они никогда не совершат полового акта, но тело, о котором надо заботиться, будет у них всегда, а половая гигиена ничем не хуже гигиены питания. Сказать детям, что зачатие наступает в результате полового акта, это не то же самое что учить их заниматься сексом. Секс и половые сношения - это занятие только для взрослых. И многие дети очень рады это слышать и отвечают: "Я никогда не буду этого делать".
Чтобы лучше понять ребенка и чтобы ребенок при этом мог понять вас, дайте ему «для общего развития» попробовать каплю вина или чуть поперчите еду в его ложке. Ребенок сморщится: какая гадость! И как вы, взрослые, это едите-пьете? И вам еще это нравится? Просто инопланетяне какие-то, – мог бы подытожить маленький человечек. Вот примерно так же он относится и к сведениям о том, что взрослые «соединяются писями». Это же негигиенично… и глупо. Хоть и хочется от этих сведених похихикать, но взрослые этим занимаются. И если они считают это нормальным и не испытывают особого стыда или вины, информируя об этом ребенка (а ребенок легко распознает родительское напряжение), то значит, это можно принять к сведению. Не понять – так просто запомнить
В первый раз ребенок узнает о сексе не тогда, когда начинает задавать вопросы "откуда я взялся", а когда мать и отец стоят над кроваткой грудного младенца - обнявшись. Когда они не стесняются своей нежности и ласки, тяги друг к другу. Как говорится, лучшее, что может дать отец своим детям, - это любить их мать. В определенное время ребенок начинает восприниматьполоролевые отношения, относить себя к определенному полу и в связи с этим задает вопросы.
Как правило, в 1,5 - 2 года малыш начинает изучать свое тело и "добирается" до интимных зон, начинает их трогать, теребить, гладить, чем сильно нервирует своих родителей. Для малыша интерес к сексу и всему, что с ним связано, вполне естественное дело. Они не делают различия между собственными ручкой, ножкой, попкой и половыми органами. И изучая себя, ребенок не может обойти вниманием и деликатные части своего тела. Не мешайте ребенку удовлетворят свой интерес и не акцентируйте на этом внимание. Если не зацикливаться, то, изучив особенности своего тела, малыша перенесет свой интерес на что-то другое, например, на строение тел сверстников противоположного пола.
Задумываться о том, что предшествует рождению и как все происходит, ребенок начинает лет с 3-4, в возрасте "почемучек". Если ваш 3-летний сын интересуется, почему он ходит в туалет не так, как девочка, можете быть уверены: он развивается соответственно возрасту и в меру любознателен. Примерно с этого возраста дети начинают различать друг друга по половому признаку. Моментом, когда ваш малыш спрашивает о таинстве появления на свет, надо пользоваться. В противном случае он попытается получить ответ из других источников - начиная с фильмов и кончая "экспериментальными играми" с другими детьми.
Когда ребенок спрашивает: как появился я, как и откуда взялся братик, котята, рыбки, – это вопрос не столько о половых гаметах, оплодотворении и родовом канале, сколько о тайне жизни, о душе. "Откуда я взялся? – ведь сначала меня не было. Вообще. Что позволило мне появиться?" И когда мы, таки, пускаемся в рассказы о том, как сынок или дочка выросли из маленькой крошечки у мамы в теплом животике, может быть, стоит прежде всего вспомнить и попробовать сказать о той силе, которая позволила этой крошечке в животе закрепиться и начать расти. Чтобы малыш знал, что сначала была любовь, желание жить и давать жизнь, желание расти и заботиться. А почему так? – а потому что это наш, человеческий способ жить на земле, по другому не получится. Только вы сможете объяснить своему ребенку, что таинство зарождения человеческой жизни - это прекрасно. Что на любви построена вся жизнь. И что есть вопросы, которые лучше обсуждать не в приятельском кругу, а с вами, родителями. Потому что вы произвели на свет его самого, а значит, имеете Опыт и сможете рассказать обо всем достоверно... Истории: Помню, лет в 5 спрашиваю маму: «Мааам, а откуда я у вас?» - мама закатила глаза и отвечает: «Я тебя в магазине купила!» - «Как?? - говорю, - Пошла и купила?? Есть такие специальные магазины?? Что-то я никогда не видела…» - «А это магазины только для взрослых», - «Ааа…» - а сама думаю: ничего себе – в магазине купила. И Лешу, братика моего? Как колбасу какую-нибудь. А она сама выбирала или вместе с папой? И почему меня… Свезло мне – кто-то ведь так в магазине и остался на полочке сидеть. А она хоть мне обрадовалась? Или сразу в сумку сунула по-деловому.
Телесное удовольствие доступно ребенку с самого рождения. И когда он осваивает речь, он пытается говорить об этом. Он говорит о том, что его по-своему возбуждает, указывая на те зоны тела, которые связаны со смутным удовольствием. Конечно, трехлетний кроха не может остановиться в задумчивости и сказать: «Странное дело – я чувствую прилив сил, приятный зуд и щекотание в области пениса, когда играю им, и в области ануса, когда мама моет мне попу…» Но ребенок выдает это, например, в форме радостных дразнилок, рисунков или поделок.
Смутные сексуальные фантазии будоражат ребенка с раннего возраста, они являются важной частью взросления, помогая открывать и развивать собственную сексуальную идентификацию, жизненно важную часть своего «Я». И уже в детском саду малыши способны к «тонкому эротическому чувству». Так что пусть дети фантазируют – в конце концов, фантазии, связанные с половыми органами, занимают у них совсем немного места. И когда ребенок понимает, что у взрослых с этими зонами тоже связано какое-то странное удовольствие, он успокаивается от осознания – вовсе не обязательно ясного осознания, - что у него «все как у взрослых», то есть, все в порядке.
Когда ребенок проговаривает или изображает объект своего специфического любопытства – он находит выход своей детской сексуальной энергии. Поэтому не стоит строго бранить его за использование «анально-генитальной» лексики и выказывание интереса к этой области. Иначе можно подавить, исказить поток детской сексуальности – и тогда уже она будет с трудом искать себе выход, возможно, обращаясь различными формами жестокости, в том числе и направленной на себя. Лучше всего мягко, но настойчиво объяснять, что разбрасываться «какашками» и «пиписьками» неприлично, не принято, некрасиво. Точно так же, как ходить голыми при чужих, или отправлять прилюдно свои надобности, или ковырять в носу у всех на глазах. Во всем этом нет ничего плохого-нехорошего, но это интимные вещи, они не касаются посторонних.
У младших школьников и подростков, в отличии от детсадовцев, эта тема обозначается уже вполне четко и занимает гораздо больше. Поэтому будьте готовы к новым любопытным возрастным явлениям. Эротический фольклор, заимствованный в основном у старших или более «просвещенных» детей в школе, во дворе, в летнем лагере обучает детей теоретическим основам половой жизни, которые при декламировании воспринимаются в детстве как сама эротическая практика или подступы к ней. Многим детям это кажется смешным и смелым, через декламирование они «выпускают пар», находят выход безрадостному томлению и форму своему протесту. Поэтому не имеет смысла отбирать у детки «последнюю радость» и морально бить по губам за подобные вирши, похабные анекдоты или употребление мата, если вы все это случайно от него услышите. Но в любом случае, детский эротический фольклор – явление возрастное, а значит, временное.
Некоторых деток похабные песни, анекдоты и мат обходят стороной или хотя бы не липнут к ним. Но при этом у многих отроков пробуждается особый интерес к эротическим изображениям. Речь идет не о порнографии, а о фотографиях или рисунках, воплощающих образ эротического-романтического героя (который призван постепенно заменить родителей и в паре с которым ребенок находит себя) или эротических ситуаций, возбуждая чувства и фантазию ребенка. Так на стенах детских комнат появляются постеры и вырезки из журналов с новыми героями и героинями. Разглядывание эротических изображений по существу заменяет практику. Поэтому плакат с какой-нибудь группой «Корни» на стене - это «святое» и не подлежит критике.
Некоторые дети со стремлением к системности, предпочитают знакомиться с темой секса на материале всяческих энциклопедий, медицинских схем и фото. Изучая специальные книги, они понимают, что с ними происходит, какие возможности перед ними открываются, как устроены их половые органы и что нужно делать, чтобы не ..., и куда бежать, если ... . Подобное чтение тоже воспринимается как подготовка к практике и очень успокаивает, снимая естественный подростковый эротический зуд. И хотя далеко не каждый ребенок с упоением возьмется за третий том учебника для вузов с разделами о размножении (а лучше поставит кассету со шведским порно, пока никого нет дома), но в любом случае, «Энциклопедия сексуальной жизни для подростков» в вашем доме совершенно точно не будет лишней.
Что касается порнографии, что в нежном отроческом возрасте она еще не вызывает у ребенка особого интереса, а если и попадает на глаза, то употребляется скорее в качестве любопытногоинформ-листка (по типу: «и такое бывает»), чем эротического стимулятора. Но по мере созревания порнография привлекает все больше внимания, и 13-14-летние подростки уже вполне могут заинтересованно лазить на порносайты – в частности, затем чтобы сформировать представление об устройстве органов противоположного пола и техническом разнообразии полового акта. Что касается просмотра эротических кассет, то самый идеальный вариант - не прятать от них фильмы такого рода, не запрещать говорить о них и не стыдить подростков за это. Тяга к эротической информации в период подростковой гиперсексуальности естественна, и если вы будете накладывать свое родительское вето, детки посмотрят фильм у друзей - да еще с их не всегда удачными комментариями. Так что самое лучшее в том смысле - подрастающим детям смотреть такие фильмы ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ. За рубежом на кассетах такого рода часто именно так и пишут: "Запрещается просмотр подросткам в отсутствие родителей". Однако совместный просмотр подобных фильмов с детьми-подростками можно рекомендовать только тем родителям, которые уверены в адекватности своей реакции. Ведь родители именно затем и нужны на этом просмотре, чтобы дать всему происходящему здоровую оценку и ответить на возникшие вопросы.
Подростковый возраст – один из сложнейших этапов жизни: это время гормональных бурь, которые влекут за собой эмоциональные штормы, время постоянных изменений и попыток понять такого нового себя. В этот период ребенок уже отчетливо начинает сознавать, что мама с папой – совсем не боги. Именно в этом возрасте человек зачастую опускается на такие глубины отчаяния и одиночества, каких он не достигал раньше и не достигнет впоследствии: бывает, что многие месяцы пубертата ребенок проживает словно бы во сне, зато потом может попросту не помнить этих ужасов взросления. И именно в этот период у него оформляется половое желание, а также – в силу естественного роста – возникают очевидные возможности для его реализации.
И чтобы подготовить ребенка к этому тяжелому периоду очень важно привить ему мысли о совершенной естественности и желанности возрастных изменений, физических и психологических. Почему-то дети стабильно радуются своему росту, заметному по отметкам на комнатном ростомере, позже с подачи родителей гордятся выпадением молочных зубов, но когда дело доходит до осмысления своего полового становления и появления новых волосков и выпуклостей, а также более явных, зовущих желаний, - ребенок часто остается наедине со своим смущением. А порой и страхом или протестом. Именно поэтому когда вы будете заговаривать с детьми об особенностях их взросления, успокойте их, что это хорошо и правильно, хоть и странно для них. Чтобы ребенок воспринимал изменения с определенной готовностью, а не как неизбежное зло. Информированность и приятие перемен способны снять с плеч подростка определенный психологический груз, а для подростка такое облегчение дорогого стоит.
Подростки хотят, чтобы вы с уважением относились к их рассказам и чтобы вы "выслушали историю до конца перед тем, как начать пилить". Если это история про друга, который совершил что-нибудь глупое или опасное, то перед тем, как высказать суждение, проявите сочувствие; Что-нибудь вроде: "Ой, бедняжка, как же это могло случиться? И что теперь с ним будет?" Помните, что если ваш подросток допускает вас в свою жизнь, то это самый большой комплимент, который он может вам сделать. Очень многие подростки страдают от отсутствия в их жизни уважаемого ими взрослого, который всегда рядом с ними и может их выслушать.
У подростков есть восхитительное качество - те из них, кого правильно учили и кто не подвергался сексуальной эксплуатации или смог преодолеть ее последствия, проявляют такой оптимизм и радость по поводу своих будущих любовных отношений и брака, что на это приятно посмотреть. Они уверены в себе, не боятся задавать вопросы; все, что они делают, пронизано здоровой любознательностью, и их оптимизм передается окружающим. Они воодушевляют.
Психологи считают, что навязчивое вмешательство родителей в сексуальную жизнь ребенка чревато недобрыми последствиями, потому что когда ребенок подрастает и хочет выйти в большой мир, зажить своей жизнью, для этого ему нужно психологически отделиться от родителей. И одним из главных механизмов такого отделения становится секс. Сексуальность выросшего ребенка – часть его личной силы, с помощью которой он находит себя среди людей, находит партнера, с которым он будет строить свое житье и продолжать род.
Если в детстве родители проникли в сексуальную жизнь зависящего от них ребенка и ухитрились грубо впечататься в нее, осуществляя «моральное сексуальное насилие»: например, жестко наказывают за мастурбацию, критикуют или осмеивают влюбленности ребенка, пренебрежительно или негативно отзываются о его половых органах или половом развитии, обильно рассказывают о своем сексуальном опыте или страхах и тревогах по поводу половой жизни. Тогда позже родители могут незримо присутствовать в сексуальной жизни уже выросшего ребенка, словно стоять за его плечом, не позволяя ему почувствовать себя большим и самостоятельным. А это ему жизненно необходимо. И тогда взрослый ребенок может начать бороться и резать по живому: либо по родителям, либо по сексу, возможно, по себе, а чаще – по всему сразу.
Понятия по теме:
• Половая идентификация - принятие мальчиками и девочками мужской или женской роли.
• Гендерное поведение – поведение в соответствии с принятой половой ролью.
• Сексуализированное поведение – это несоответствующее возрасту сексуальное поведение детей.
Приемлемое и неприемлимое сексуальное поведение:
• Любое, в том числе и сексуализированное, поведение ребенка определяется существующими в обществе представлениями о допустимом и недопустимом.
• Какие именно проявления сексуального поведения можно считать нормальными, а какие излишне сексуализированными для его возраста.
Нормальное проявление сексуальности. Дети естественным образом проявляют любопытство в отношении собственного тела и тел других людей, они могут исследовать сексуальные особенности собственного тела и принимать участие в соответствующих играх с другими детьми. Такое поведение является неотъемлемым этапом развития, поэтому следует проводить границу между нормальными проявлениями сексуальности и чрезмерно сексуализированным поведением
Нормальное исследовательское поведение детей в половой сфере:
• Ограничено во времени;
• Происходит при участии ровесников (а не старших детей или взрослых);
• Заключается в разглядывании и ощупывании соответствующих частей тела;
• Движущей силой является любопытство, а не принуждение;
• Все дети участвуют в игре добровольно;
• Своеобразная реакция детей (хихиканье, словечки для обозначения частей тела);
• Дети смущаются, если их застают за этим занятием взрослые;
• Поведение прекращается по просьбе взрослого.
• В случаях, выходящих за описанные рамки, нужна консультация сексолога.
Пять стадий психосексуального развития
1
стадия – от рождения до года
Особенности
Сосание и жевание – главные удовольствия малыша от рождения до первого года
жизни. Активные действия младенца, когда он добивается сосания, кусает грудь,
динамично сосет, обнимая ее руками, объясняются не одной лишь потребностью в
еде. Если эта активность не будет встречать сопротивления со стороны мамы, у
малютки будет развиваться чувство безопасности и благополучия.
Надо знать
Именно
на этой стадии формируется установка «меня любят». Не случайно в современных
исследованиях подчеркивается, что будущая чувственность тела, ощущение доверия
к другому человеку зависят от ласкового пеленания, поглаживаний, купания. Они
позволяют ребенку почувствовать ценность собственного телесного «Я», которая
сохраняется в течение всей жизни.
Ошибки
Недостаток удовольствия от сосания порождает стремление постоянной поддержки
удовольствий, связанных с областью рта. Это проявляется в склонности к алкоголю
и курению, булимии (обжорству) или анорексии (отказу от еды),
привычке грызть ногти, словесной агрессии и спазмах в горле
2 стадия – от года до двух
Особенности
Ребенок учится пользоваться горшком, ему это интересно, он получает от этого
удовольствие. Он не чувствует отвращения к своим экскрементам, принимает их,
как часть своего тела. И даже приносит горшок похвастаться – так своеобразно он
выделяет значимых для него людей.
Надо знать
Если
родители подчеркивают неудачные шаги ребенка на пути к самостоятельности, часто
проявляют недовольство его поведением, то «Я» малыша останется слабым и
неуверенным.
А еще именно сейчас у ребенка появляется способность дарить свою любовь другим.
Ошибки
Наказание малыша за потерю контроля над испражнением или за
излишнюю демонстративность может впоследствии дать толчок развитию в
нем таких качеств, как педантичность, скупость, чрезмерная аккуратность, а
также послужить причиной психических расстройств: энуреза (недержания
мочи), энкопреза (произвольного или непроизвольного выделения кала).
3 стадия – от двух до пяти лет
Особенности
Ребенок начинает интересоваться строением половых органов (и своих, и других
людей), иногда приобретает первый опыт мастурбации. Третью стадию называют
генитальной, однако это совсем не значит, что генитальная активность главный ее
признак. На каждой из предыдущих стадий ребенок своим поведением старался
привлечь внимание мамы, которая для младенца является главным источником
удовольствия. А на этой стадии мама уже не играет такой роли. Поскольку именно
этот период вызывает у родителей больше всего вопросов, остановимся на нем
подробнее. Все дети дошкольного возраста проявляют сексуальный интерес.
Начинается она с «трудных» вопросов («Тети рожают девочек, а дяди –
мальчиков?», «А зачем нужны папы, если всех детей рожают мамы?», «Мамы что,
сначала съедают ребеночка, а потом рожают?»). Затем сексуальная активность
может проявиться в подглядывании за обнаженными взрослыми, играх в «доктора» с
раздеванием, умышленном употреблении грубых слов, принесенных с улицы.
Надо знать
Мотивами такого поведения выступают не эротические, а познавательные интересы. И утолив любопытство, дети обычно легко переключаются на что-то другое. Баланс интереса к сексуальной сфере с проявлениями любознательности в других направлениях означает, что у ребенка все нормально!
Ошибки
1. Родителям надо стараться называть половые органы правильно, нормативными
названиями. Словечки типа «пипа», «звоночек», «пусик» и т.п. не подходят. Их
употребление зачастую приводит к тому, что ребенок, становясь старше, все
больше стесняется таких «домашних» названий и в результате расширяет свой
словарик позаимствованными вульгарными грубыми уличными определениями. То, как
родители называют половые органы, формирует у ребенка определенное отношение к
своему телу.
2. Отношение родителей к половым органам дети воспринимают через их интонацию,
выражение лица, замечания и комментарии. Если ребенок стесняется того, что
«ниже пояса», настаивает, чтобы никто не смотрел, когда он переодевается
(некоторые даже настаивают на том, чтобы их купали в трусиках), это
свидетельствует о пренебрежительном отношении родителей к интимным местам.
3. В сексуальных играх дошкольников, сопровождающихся взаимоисследованием интимных мест, даже очень откровенным, на самом деле почти нет ничего сексуального: они являются методом удовлетворения познавательных интересов.
Трудный вопрос
Особенно волнует родителей детская мастурбация. Мастурбация сама по себе нисколько не вредна, однако если она приобретает навязчивый характер, то действует как стресс, истощая ребенка психически и физически. Но детей раннего возраста легко отвлечь от самостимуляции игрой или другим занятием.
Есть три основные причины возникновения мастурбации:
• Тревожность, вызванная дефицитом родительского тепла, обидами, пренебрежением интересами ребенка;
• Стресс, одиночество (особенно часто встречается у «неблагополучных» детей).
• Изучение ребенком собственного тела.
• Несоблюдение норм гигиены тела (зуд при опрелостях и дерматите, глисты, тесная одежда).
Если раньше о мастурбации говорилось только в отрицательном аспекте, то теперь она рассматривается чаще как позитив, чем негатив. Сегодня она считается нормой в сексуальном поведении ребенка, конечно, за исключением той, которая сопровождает психические расстройства и проявляется в демонстративной, грубой или навязчивой форме. Естественно, родителям, которые столкнулись с детской мастурбацией, важно разобраться в ее причинах и особенностях: эпизодична она или регулярна, навязчива или произвольна. Это нужно не для того, чтобы искоренить «дурную» привычку, а чтобы избежать возможных осложнений.
4 стадия – от 6-7 до 11-12 лет
Особенности
Поскольку в этом возрасте ребенок начинает познавать социальные роли,
межличностные отношения, нравственные основы поведения, сексуальные импульсы
ребенка оказываются подавленными или находятся в заторможенном состоянии.
Сейчас идеальный период для учебы. Хотя надо отметить, что мастурбация и
сексуальные игры имеют место и на этой стадии, но часто прекращаются,
преобразовываясь в процесс обучения и познания окружающего мира.
Интерес к миру интимных отношений становится более глубоким: «Что такое
презерватив и зачем он нужен?», «Почему прокладки предлагают только женщинам? Мужчины
ими не пользуются?», «Почему взрослые не разрешают смотреть детям фильмы про
секс?», «Почему у крутых ребят много девушек?», «Кто такие проститутки? Ими
могут быть старые женщины?»… У них возникает интерес к развитию собственного
тела, они начинаются беспокоиться, насколько их внешность соответствует
эталону. И это совершенно нормально.
Надо знать
Дружба
и приятельство в этом возрасте больше сконцентрированы на групповой активности,
чем на индивидуальной. У младших школьников симпатия и дружба возникают на
основе общих занятий и игр. Взаимоотношения младших школьников разного пола уже
совсем не те, что в дошкольном возрасте: они становятся гораздо более
эмоциональными. Если дошкольник легко может «раздружиться» с Олей и сразу
«подружиться» с Катей, то второклассник будет долго переживать конфликт,
возникший с другом.
Согласно исследованиям, неуверенность в общении с противоположным полом
взрослого человека предопределяется именно в это время. Этот возраст – время
подражания взрослому поведению, время формирования стиля общения с
противоположным полом.
Ошибки
1.
Родители должны быть со своими детьми объективными и правдивыми. И с семилетним
и с пятнадцатилетним ребенком разговор нужно вести так, чтобы его смысл отвечал
действительности, вытекал из законов природы. Сказки об аистах и капусте вредны
для развития сознания ребенка. Рано или поздно он все равно узнает, как все
происходит на самом деле и дополнит знания уличным образованием. В результате
ребенок перестанет доверять старшим, будет относиться к ним с подозрением, как
к обманщикам.
2. Развращает ребенка не научный факт, а незнание! Психологи предостерегают,
что избегание родителями «трудных» детских вопросов придает этим вопросам еще
большую привлекательность. А чтобы информация о сексуальности не обрастала
«уличными знаниями», важно всегда быть готовым ответить на любой вопрос
ребенка, чтобы чадо на ваш примитивный ответ однажды не заявило: «Что-то я не
видела, чтобы дети под кустами валялись».
5 стадия – от 12-13 до 19 лет
Особенности
Эта стадия включает в себя пубертатный (от начала первых месячных у девочек и
первых эякуляций у мальчиков до остановки роста тела)
и постпубертатный период (до наступления полной психологической и
репродуктивной зрелости). В это время происходит развитие чувственности,
осознание своих потребностей и интересов как взрослого человека. Если раньше
сексуальность ребенка была связана с познанием собственного тела, то сейчас
сексуальные интересы направлены на противоположный пол. Сексуальные импульсы
больше концентрируются на гениталиях: у мальчиков возрастает частота эрекций и
эякуляций, у девочек развивается грудь и вагинальная чувственность.
Надо знать
Повышенная внимательность к своему внешнему виду у многих подростков вызывает сомнения и недовольство, независимо от того, есть ли для них реальные причины. Ведь зачастую эталоны подростковой среды завышены. Недаром весь этот комплекс проблем, связанных с тревожной самооценкой подростками своей внешности, психологи называют «синдромом Квазимодо» или «синдромом гадкого утенка». Это отражается и на выборе одежды, и на манере ее носить: мало кто из подростков отважится носить то, что не носят его ровесники.
Диапазон сексуального поведения подростков расширяется: около 80 % юношей и девушек до 16 лет практикуют петтинг (взаимные ласки без полового акта). Это абсолютно безопасное занятие, которое, по утверждениям сексологов, углубляет и расширяет диапазон чувственности тела.
Ошибки
1. На этот возрастной период приходится очередной всплеск увлечения мастурбацией (согласно статистике, опыт мастурбации до 15 лет имели 30 % девочек и 90 % мальчиков). Влечение вызывает потребность в разрядке сексуального напряжения, а его достижение – удовольствие и одновременно муки совести. Такая внутренняя борьба подростка часто приводит к самоедству, усилению страхов: я не такой, как все. Родители должны быть очень внимательными к своему ребенку, к его настроению, чтобы в нужный момент поддержать его, объяснить, что с ним происходит.
2. Подросток стремится узнать о сексуальности как можно больше, отсюда и повышенный интерес к эротическим изданиям и порнофильмам. Этот интерес проявляется и в «граффити» (рисунки гениталий на стенах туалетов, коридоров, подъездов), в активном использовании нецензурной лексики, вульгарных названий интимных частей тела, смаковании «сальных» анекдотов. Желание родителей пристыдить подростка вряд ли даст результат, здесь важно разъяснить ребенку, что навязывать окружающим свои проявления сексуальности неэтично, а неспособность контролировать себя в этом характеризует его совсем не с лучшей стороны. Очень важно, чтобы подростки осознали, что «грязной» является не сама сексуальность, а засорение ее циничным отношением.
3. Начало половой жизни, среднестатистический срок которого выпадает на старший подростковый (юношеский) возраст, выводит развитие личности на новую, «взрослую» ступень. Сексуальное поведение подростков часто опережает их личностное развитие. Поэтому необходимо, чтобы родители объяснили детям, как важно уметь предвидеть последствия своих поступков, брать на себя ответственность, достигать взаимопонимания с любимым человеком. Вот как эту точку зрения выразила психолог-практик: «Перед тем, как начать с подростками разговор на эту тему, я стараюсь подать сексуальность в необходимом контексте. Я говорю детям, что из десяти самых важных признаков взрослых отношений первыми являются любовь и верность друг другу. На втором месте – чувство юмора. На третьем – умение общаться. Секс же находится во второй половине перечня, он, возможно, опережает распределение домашних обязанностей. Обязательно говорю детям, что, как и большинство родителей, не считаю, что подростки действительно испытывают необходимость в интимных отношениях. Они просто еще к этому готовы, их первые впечатления о сексе обычно весьма невыразительны. Зная, что многие подростки занимаются сексом еще до окончания школы, я говорю им: «Если вы все же не послушаете меня и своих родителей и не отложите секс на потом, то, по крайней мере, пользуйтесь контрацептивами».
Классификация типичных детских вопросов и мыслей «про это»
До 2-3
лет – интересует собственное тело, в том числе и половые органы, различия тел
мальчиков и девочек, мужчин и женщин.
До 3-4 лет – интересуют вопросы: откуда берутся дети? кто их приносит? почему у
теть бывают большие животы? Верят, что перед тем, как попасть к маме,
новорожденный ребенок где-то существовал.
До 5-6 лет – задают вопросы типа: как попадают дети в живот мамы? как они
оттуда выходят? как они там растут и развиваются? Понимают зачатие как процесс,
когда из чего-то сделали что-то (мама проглотила таблеточку, потом получился
братик).
6-8 лет – волнуют проблемы отцовства: какова роль отца в рождении детей? почему
дети бывают похожими на своих пап? Могут ли родиться дети у детей? А у пап?
Младшие ученики имеют представление о том, что у этого процесса как минимум три
составляющие: отношения двух людей, любовь и свадьба, а уже потом объединение
яйцеклетки и сперматозоида.
9-10 лет – имеют более четкое представление о яйцеклетке и сперматозоидах,
однако представляют себе этот процесс не сложнее, чем «пестики и тычинки».
11-12 лет – способны понять анатомическое строение мужских и женских половых
органов, созревания в них сперматозоидов и яйцеклеток, которые могут
объединиться, создав зародыш ребенка.
Старше 12 лет - понимают не только суть процесса, но и его биологический
алгоритм, развитие плода в утробе матери.
Что делать при сексуализированном поведении ребенка
• Перемещение в комнату родителя со следующими пояснениями: «У нас принято спать по ночам, и чтобы ты мог быстрее научиться засыпать, ты временно (1 – 2 недели) поспишь в моей комнате. У нас есть правила, которые запрещают такое поведение. Важно, чтобы ты запомнил это правило и чтобы это прекратилось».
• Особое внимание уделяется правильному режиму дня, занятости ребенка.
• Мальчика лучше определить в футбольную секцию
• Девочку с привычкой к постоянной мастурбации в танцевальный кружок.
• Важно, чтобы занятие, подобранное для ребёнка, было ему по силам и он смог бы достичь в нем успехов (создание ситуации заведомого успеха).
Три рекомендованные фазы реагирования взрослого (по Райану)
1-я фаза. Если ребенок демонстрирует сексуализированное поведение, которое вызывает во взрослом беспокойство, то первым ответом должны быть его узнавание и реакция на личностном уровне. Стоит сказать ребенку, что его поведение замечено: «Я вижу, ты трогаешь Машу», или специалист может сказать, что ему известно, как ведет себя ребенок: «Маша сказала мне, что ты ее трогаешь». Это предоставляет ребенку возможность для обсуждения ситуации, позволяет избежать замешательства по поводу того, на что реагирует взрослый, и позволяет узнать, что взрослый способен обсуждать такие вещи. Первая реакция на поведение ребенка не должна быть ни оценочной, ни запретительной. Цель заключается в том, чтобы ребенок понял, что его поведение замечено, подумал о том, что чувствует обиженный ребенок, и наконец, чтобы он понял, что взрослый расстроен таким поведением; при этом не нужно стремиться вызвать у ребенка чувство вины.
2-я фаза. Если такое же или сходное сексуализированное поведение повторяется, следующий ответ на него должен быть противодействующим и запрещающим: «Я беспокоюсь, потому что я вижу, что ты трогаешь Машу. Я уже говорил тебе, что я в таких случаях чувствую себя неловко, Маша тоже мне говорила, что ей это неприятно. Тебе не стоит это делать». По мнению Райана, ответ на поведение по-прежнему должен быть не оценочным по отношению к ребенку, а коммуникативным, но твердым. Одновременно важно какое-то время продолжать наблюдать за поведением ребенка.
3-я фаза. Если проблемное сексуализированное поведение продолжается и/или становится более интенсивным, группе специалистов следует решить, как вести себя в связи с поведением ребенка, и обратиться за помощью к психологу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.