Для психолога

  • docx
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.docx

Тема 13. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи; взаимодействие замещающей семьи с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. Понятие о сопровождении замещающей семьи.

 

Родительские и профессиональные роли замещающей семьи.

За последние 100 лет Россия переживает третью волну беспризорности. Дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти – в социальной защите.  По последним данным, более 600 тысяч российских детей – сироты. Из них 90% – социальные сироты, т. е. дети, лишенные родительского попечения при живых родителях. В Конвенции ООН о правах ребенка говориться, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Отечественный и мировой опыт со всей очевидностью показывает, что  эффективность социализации и гарантии достойного будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше, чем у помещенного в интернатное учреждение.

Семейный кодекс РФ определяет следующие формы жизнеустройства ребенка, лишенного родительского попечения: опека / попечительство, усыновление / удочерение и помещение ребенка в приемную семью. В настоящее время идет активная работа по развитию моделей организации замещающей семейной заботы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: таких как патронатная семья и семейная воспитательная группа (патронат). Но именно эти новые формы жизнеустройства ребенка, лишенного родительского попечения,ни коим образом не указаны в Семейном кодексе РФ.  Хотя сейчас актуальным является развитие системы патронатного воспитания, как промежуточной формы между кровной семьей ребенка и приемной семьей.

Приемная семья – институт временного пребывания ребенка, нуждающегося в социальной и психолого-педагогической поддержке, отсчитывающая свою официальную историю с 1996 года, когда было принято постановление Правительства РФ от 17.07.1996 №829 «Об утверждении Положения о приемной семье». 

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей). Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Патронатное воспитание – осуществление необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, оставленного в кровной семье, форма семейного устройства ребенка при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), уполномоченной службой (организацией) или учреждением, предоставляющим патронатное воспитание. 

Патронатная семья по своему статусу характеризуется тем, что ребенок остается воспитанником детского дома, обеспечивается питанием и одеждой по нормам детского дома и передается в семью на основании договора. Директор детского дома является законным представителем ребенка, а психолог, социальный педагог, другие педагогические, медицинские работники продолжают выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, участвуют в воспитании, защите его прав, т. е организуется комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение ребенка. 

Семейная воспитательная группа (СВГ) – форма организации деятельности специализированного учреждения, направленная на обеспечение ребенку возможности приобрести опыт жизни в семье, а впоследствии, может быть, и обрести семью.

СВГ организуются при социальных приютах, социально-реабилитационных центрах и центрах помощи детям. СВГ рассматриваются как одно из подразделений выше перечисленных учреждений. Время пребывания ребенка в СВГ ограничено временем пребывания ребенка в приюте – 6 месяцев. Необходимое условие организации СВГ – создание службы их сопровождения.

Профессиональная замещающая семья обеспечивает ребенку возможность воспитываться в семье, способствует решению проблемы безнадзорности в городе, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка, создает дополнительные рабочие места.

Развитие профессиональной замещающей семьи как социального института идет медленно. Сложность заключается в подготовке педагогов-воспитателей профессиональных замещающих семей. Пока этим занимаются Уполномоченные службы по своим программам, т. к. отсутствуют государственные образовательные программы для данной целевой группы. Концептуально не разработаны модели комплексного сопровождения детей в условиях замещающей семейной заботы. Но не только это тормозит развитие профессиональной замещающей семьи. В уже создавшейся семье возникают проблемы, которые и создают барьеры для дальнейшего ее развития. Уже на этапе интеграции ребенка-сироты в профессиональную замещающую семью, в частности в патронатную семью, возникает множество проблем, таких как недостаточная педагогическая грамотность патронатных воспитателей, возрастные особенности детей-сирот, психологическая неготовность воспитателей к приему детей-сирот и т. д. Но это еще не все беды.  Как уже говорилось выше, патронатная семья является промежуточным звеном между кровной семьей или детским домом и приемной семьей. То есть патронатная семья в конечном итоге должна преобразоваться в приемную семью. Но патронатные семьи, исходя из социально-педагогической практики, совсем не стремятся к преобразованию.

Существует две основные функции в деятельности замещающего воспитателя: родительская и профессиональная. Именно они обеспечивают общий результат работы замещающего воспитателя. При воспитании детей-сирот разных возрастов должна превалировать та или иная профессиональная функция.  Родительская функция, как правило, выполняется на 100%. А профессиональную функцию деятельности патронатного воспитателя фактически выполняют специалисты уполномоченной службы сопровождения, действующей на базе учреждения для детей-сирот. В службу сопровождения входят, как правило, руководитель, социальный педагог, психолог. Социальный педагог, взаимодействуя с психологом, сопровождает патронатные семьи. Под сопровождением понимается комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных и правовых мер, направленных на защиту прав и законных интересов детей, переданных на патронатное воспитание, а также на обеспечение их успешной адаптации и социализации. Воспитатели не готовы преобразовываться в приемную семью, т. к. не хотят создавать для себя дополнительные сложности в воспитании детей-сирот, потому что все сложности в патронатной семье решают специалисты службы сопровождения. Таким образом, для перевода замещающей семьи с патронатной модели в приемную необходимо поэтапно минимизировать объем предоставляемых учреждением услуг или решить эту проблему другим путем, но каким?

 

Взаимодействие замещающей семьи с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

Сформировавшаяся замещающая семья имеет возможность получить помощь в органах опеки и попечительства, а так же службах сопровождения и помощи семьям.

Органоы опеки и попечительства:

В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса РФ защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляют органы опеки и попечительства.

В соответствии с п. 2 ст. 121 СК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Так,  в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" определяются следующие полномочия данных органов:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

Компетенция органов опеки и попечительства должна детально определяться в законах субъектов РФ. В связи с этим определяются следующие полномочия органов опеки и попечительства:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с федеральным законодательством опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с федеральным законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат федеральному законодательству и (или) законодательству автономного округа или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством;

12) издание актов по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства;

13) назначение помощников совершеннолетним дееспособным гражданином, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;

14) осуществление функций опекуна и попечителя в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством;

15) осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка на основании изданного органами опеки и попечительства акта;

16) направление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения;

17) дача согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилого помещения в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

18) защита наследственных прав несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан в случаях, установленных федеральным законодательством;

19) защита имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими, определение управляющего имуществом таких лиц и заключение с ним договора о доверительном управлении имуществом;

20) дача согласий на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту временного пребывания;

21) дача согласий на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;

22) назначение представителя для защиты прав и интересов детей в случае, если между интересами родителей и детей имеются противоречия;

23) дача согласия на установление отцовства в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

24) представление заключения в суд об обоснованности и соответствии интересам ребенка усыновления (удочерения), участие в судебных заседаниях по вопросам усыновления (удочерения) и его отмены;

25) разрешение вопросов, связанных с изменением фамилии и имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

26) разрешение спорных вопросов между родителями ребенка (иными законными представителями) и родственниками в случаях, установленных федеральным законодательством;

27) дача заключений и участие в судебных заседаниях в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

28) участие в исполнении судебных решений об отобрании и передаче детей другим лицам в случаях, установленных федеральным законодательством;

29) дача предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам, попечителям или приемным родителям в случаях, установленных федеральным законодательством;

30) дача согласия на зачисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников;

31) сообщение об установлении опеки над лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом несовершеннолетних лиц, лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения;

32) дача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями в случаях, установленных федеральным законодательством;

33) принятие решений о проведении психиатрического освидетельствования, профилактического осмотра, помещении в психиатрический стационар граждан в случаях, установленных федеральным законодательством;

34) дача согласий на заключение трудовых договоров с несовершеннолетними в случаях, установленных федеральным законодательством;

35) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) в случае согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей;

36) выдача предварительного разрешения на расходование опекунами или попечителями доходов подопечного в случаях, установленных федеральным законодательством;

37) выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

38) участие в уголовных делах в соответствии с федеральным законодательством;

39) организация и обеспечение направления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

40) дача заключения о возможности временной передачи ребенка, находящегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью гражданина;

41) ведение личных дел несовершеннолетних подопечных;

42) заключение договоров с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об осуществлении отдельных полномочий органов опеки и попечительства;

43) выявление и учет детей, права и законные интересы которых нарушены, и принятие мер по защите их прав и законных интересов;

44) осуществление иных полномочий в отношении несовершеннолетних, недееспособных и не полностью дееспособных лиц, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности в соответствии с федеральным законодательством.

Кроме того, к  полномочиям органов опеки и попечительства помимо установленных федеральным законодательством относятся:

1) участие в деятельности по профилактике социального сиротства;

2) содействие в защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

3) содействие в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;

4) формирование регионального банка данных приемных семей;

5) формирование реестра недееспособных и не полностью дееспособных граждан.

Таким образом, с позиций действующиего законодательства перечисленные выше полномочия отнесены к разряду государственных и, следовательно, другие юридические и физические лица не вправе их выполнять. На это обстоятельство указывает и абз. 3 п.1 ст. 121 СК РФ, в соответствии с которым деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

 

            I этап – подготовительный (или поисковый).

            Подразумевает сбор информации о возможных путях и способах решения проблемы.

            Состоит из двух основных компонентов: выявления желания детей жить в семье. В этом ведущая роль принадлежит воспитателям группы, в которой воспитывается ребёнок и педагогу-психологу. Они в результате наблюдения за ребёнком, групповых и индивидуальных бесед с детьми, психодиагностики выявляют представления детей об идеальной семье, определяют предпочитаемую форму и состав семьи, а также выясняют роль, которую отводит себе ребёнок в предполагаемой семье и особенности возможных родителей.

            Второй компонент данного этапа – информирование населения через печать о работе детского дома по устройству детей в семьи  -  осуществляет социальный педагог совместно с администрацией учреждения через установление контакта с органом печать; приглашение в детский дом корреспондента с целью написания и помещения в газету статьи ознакомительного характера о конкретном ребёнке, который желает обрести семью.

            После выхода информации в газете, как правило, находятся семьи, которые изъявляют желание познакомиться с ребёнком и взять его в свою семью хотя бы на непродолжительное время.

           

II этап – первоначальный (или проектный).

            Заключается в определении путей дальнейшего взаимодействия участников процесса, разработки специалистами стратегии работы с конкретным ребёнком и возможными родителями.

            Включает в себя два компонента: приглашение потенциальных родителей в детский дом, личное знакомство и беседа с ними администрации, социального педагога. В том случае, если потенциальные родители действительно могут претендовать на роль временной (патронатной, опекунской) семьи, с ними встречается психолог, который в индивидуальной беседе и с помощью психодиагностических методов выясняет основные мотивы желаемого устройства ребёнка в свою семью, особенности родительских установок на воспитание ребёнка и индивидуально-психологических особенностей личности родителей. В качестве диагностического инструментария могут использоваться: методика «Измерение родительских установок и реакций (PARY) Е.Шефера, методика диагностики родительских отношений А. Варги, В. Столина и др.

            Второй компонент этапа предполагает работу воспитателей, социального педагога, психолога с ребёнком, нацеленную на снятие возможного состояния тревоги, обусловленной перспективой устройства в семью, возможной сменой условий проживания. Данная деятельность осуществляется посредством индивидуальной психопрофилактической работы и использования проектного метода.

 

            III этап – деятельный.

            Начинает осуществляться с установления социальным педагогом связи с отделом социальной защиты,  детей районного управления образования и получением необходимой и наиболее полной информации о семье, а так же сбора первоначальной документации, необходимой для временного определения ребёнка в семью (акты обследования социально-бытовых условий, справки о составе семьи, характеристики с места работы, медицинские справки).

            В случае получения положительного результата на возможность временного (постоянного) устройства ребёнка в семью осуществляется знакомство воспитанника с отдельным(и) членами семьи, которое происходит в детском доме. На данном этапе может осуществляется заочное знакомство с остальными членами семьи (рассказ о каждом из них, показ фотографий и т.д.). Встреч знакомств ребёнка с потенциальными родителями может быть несколько.

            В процессе определения предпочтений учитываются в первую очередь интересы ребёнка и пожелания потенциальных воспитателей. После некоторого промежутка времени (обычно не более 3-4-х недель)  ребёнок принимает окончательное решение о своём пребывании в данной семье. Если ребёнок даёт согласие, то происходит переход к следующему этапу.

 

            IV этап – практический.

             Заключается в апробации совместного проживания, нахождения ребёнка в семье. Наиболее целесообразно начинать с короткого пребывания ребёнка в семье (выходные дни, каникулы). На практике мы убедились в том, что лучше приурочивать начало проживания в семье к началу школьных каникул, поскольку это позволяет  не отрывать ребёнка от учебных занятий, не требует необходимости смены школьного коллектива, что в свою очередь облегчает процесс адаптации.

          При реализации практического этапа мы руководствуемся следующими правилами:

            - ребёнок передаётся на срок, удобный и ему самому, и родителям;

            - необходимо чётко разграничивать права и обязанности сторон по защите прав ребёнка между семьёй, берущей ребёнка и учреждением (на основании договора);

            - в случае необходимости семье всегда должна быть оказана консультационная помощь специалистами учреждения (психологом, социальным педагогом, воспитателями), а также администрацией детского дома.

            Все эти условия оговариваются в договоре, заключаемом между учреждением и родителями.

            В результате временного совместного проживания обе стороны – ребёнок и родители – имеют возможность ближе познакомиться и узнать друг друга, приобрести опыт проживания различных бытовых ситуаций, решения некоторых трудностей и проблем. Это в дальнейшем позволяет принять решение о возможности последующих пребываний ребёнка в семье, а в последствии – постоянного проживания.

            По возвращению ребёнка из семьи с ним проводят беседы психолог, социальный педагог, воспитатель, в ходе которой выясняется мнение ребёнка о пребывании в семье, особенности взаимоотношений с членами семьи, система требований, предъявляемых ребёнку, характер психо - эмоционального самочувствия, желание о повторном посещении данной семьи и др.

            V этап – заключительный.

            Позволяет осмыслить результаты деятельности, направленной на определение ребёнка в семью. Родителям предоставляется возможность выбрать форму устройства ребёнка в семью (патронатная, опекунская, приёмная семья), оформить все необходимые документы.         На основании опыта определения детей в семьи граждан считаем, что наиболее оптимально подготавливать детей и будущих родителей к совместному проживанию в условиях приемной семьи.

 

 

Понятие о сопровождении замещающей семьи.

Сопровождение замещающих семей осуществляется уже после создания семьи любой категории по следующим направлениям: социально-правовое, социально-медицинское, социально-психологическое, социально-педагогическое.

 

Цели и задачи сопровождения замещающих семей

Цели сопровождения семей, воспитывающих приёмных детей, совпадают с общими целями работы с замещающими семьями. Это:

• содействие успешной адаптации детей в замещающих семьях;

• предотвращение отказа от приёмных детей;

• предотвращение жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

Выделяют две основные функции сопровождения семей, воспитывающих приёмных детей: (1) контроль за соблюдением прав ребёнка и (2) оказание поддержке семье. Международный опыт показывает, что эти функции должны быть разделены между разными службами. В Российской Федерации функция контроля возложена на органы опеки и попечительства, а функция поддержки может осуществляться различными социальными службами, такими как:

• учреждения социальной защиты (центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры и др.)

• службы по содействию семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, которые создаются на базе детских интернатных учреждений;

• общественные организации, предоставляющие социальную и психологическую помощь детям и семьям;

• другие учреждения и организации, в цели деятельности которых входит оказание социальной и психологической помощи семьям с детьми.

Рекомендации, представленные в настоящей главе, относятся к психолого-социальному сопровождению для оказания помощи и поддержки замещающим семьям. Основными задачами психолого-социального сопровождения замещающих семей являются:

• создание условий, максимально отвечающим интересам ребенка;

• помощь в преодолении негативных последствий прошлого опыта ребёнка

(пережитого насилия и пренебрежения, опыта пребывания в интернатном учреждении);

• психологическая помощь и поддержка для родителей;

• развитие и поддержание родительских навыков;

• содействие семье в защите прав и интересов ребёнка, с учётом его правового статуса.

Принципы психолого-социального сопровождения замещающих семей

Психолого-социальное сопровождение замещающих семей осуществляется в соответствии с технологией междисциплинарного ведения случая. Междисциплинарное ведение случая – это технология социальной работы, в соответствии с которой психолого-социальная и другие виды помощи осуществляются членами единой междисциплинарной команды, на основе составленного индивидуального плана сопровождения, для достижения целей по улучшению качества жизни клиента, защиты его интересов и прав. Обязательными компонентами являются междисциплинарного ведения случая: наличие специалиста, ответственного за ведение случая, соблюдение последовательности этапов работы – от первичной оценки до закрытия случая, координация работы всех специалистов и наличие единых целей, задач и плана социального сопровождения.

Технология междисциплинарного ведения случая подробно описана в предыдущих публикациях организации «Врачи детям»1, поэтому здесь ограничимся перечислением базовых принципов, на которых строится работа.

Это

принципы:

• комплексное сопровождение и работа в команде;

• профессионализм и высокая квалификация членов междисциплинарной команды;

• учёт потребностей и запросов семьи, приоритет интересов клиента;

• добровольность получения услуг;

• доступность помощи для клиента;

• последовательность и преемственность в соблюдении этапов оказания помощи;

• конфиденциальность информации о клиенте;

• активное участие клиента в междисциплинарном ведении случая и развитие собственного потенциала клиента;

• эффективный обмен информацией по ведению случая между специалистами;

• индивидуальная ответственность специалиста за случай;

• постоянная оценка качества и эффективности междисциплинарной помощи;

• оптимизация распределения нагрузки между членами междисциплинарной команды.

 

Основные направления и виды помощи в рамках психолого-социального сопровождения

Основными направлениями помощи в рамках психолого-социального сопровождения замещающих семей являются: социально-правовая помощь, психологическая помощь, педагогическая помощь, медицинская помощь, клуб приёмных семей.

Сопровождение замещающих семей обязательно включает домашние визиты специалистов (психолога и специалиста по социальной работе).

Социально-правовая помощь включает консультирование семьи по социально-правовым вопросам и содействие в их разрешении, в частности:

• консультирование по вопросам прав и обязанностей опекуна (попечителя), приёмного родителя, усыновителя;

• консультирование по вопросам прав ребёнка, находящегося на воспитании в замещающей семье;

Психологическая помощь включает такие направления работы, как:

• помощь ребёнку в преодолении имеющихся эмоциональных и поведенческих трудностей;

• помощь ребёнку в преодолении негативных последствий прошлого опыта ребёнка (пережитого насилия и пренебрежения, опыта пребывания в интернатном учреждении);

• помощь ребёнку в преодолении личностно-социальных трудностей (например, неумение выстраивать отношения со сверстниками, отсутствие друзей);

• консультирование родителей по поводу эмоциональных, поведенческих и других психологических трудностей ребёнка;

• консультирование родителей по вопросам развития и воспитания ребёнка, включая предоставление информации об основных этапах развития и психологических потребностях детей;

• помощь родителям в разрешении личных психологических трудностей и осознании своего опыта, который оказывает негативное влияние на воспитание приёмного ребёнка;

• содействие пониманию родителями потребностей ребёнка;

• развитие родительских навыков эффективного взаимодействия с ребёнком;

• психологическая поддержка замещающих родителей;

• помощь в разрешении семейных конфликтов и др.

Наш опыт работы показывает, что психологическая помощь является наиболее востребованной и занимает ведущее место в сопровождении замещающих

семей.

 

Педагогическая помощь включает:

• помощь ребёнку в восполнении пробелов в знаниях вследствие недостатка

образования;

• формирование программ педагогического вмешательства для детей, имею-

щих задержки психического развития;

• помощь в усвоении школьной программы;

• организация досуга и др.

 

В качестве отдельного направления работы выделяют клуб приёмных семей. Клуб приёмных семей организуется в форме регулярных встреч замещающих родителей и может иметь несколько задач, в частности:

• взаимная поддержка замещающих родителей;

• обмен личным опытом;

• приобретение новых знаний и навыков

Клуб приёмных родителей может быть организован в форме групп взаимной поддержки для родителей, обучающих интерактивных семинаров, совместных занятий родителей с детьми. Также, в рамках клуба приёмных семей можно проводить праздничные встречи для родителей и детей, посвящённые Новому году, Дню матери и пр.

Этапы психолого-социального сопровождения и документация поведению случая

Основные этапы психолого-социального сопровождения замещающих семей соответствуют этапам междисциплинарного ведения случая и включают:

открытие случая и проведение первичной оценки; углубленная оценка семьи и постановка целей и задач сопровождения; оказание помощи семье; мониторинг (оценка эффективности помощи); закрытие случая.

 

Главная задача сопровождения приемных родителей – это объединить усилия команды специалистов и приемной семьи, чтобы помочь ребенку  адаптироваться к жизни в новых условиях, найти свое место в приемной семье, войти в контакт со своим новым окружением, в особенности со школой и его сверстниками и всячески его поддерживать.


 

Скачано с www.znanio.ru