Для психолога

  • docx
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3.docx

Тема 14. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СЕМЕЙНОМ УСТРОЙСТВЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Краткая характеристика законодательства Российской Федерации, в области семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Формирование у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей навыков работы с законодательством Российской Федерации по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Источники права, регламентирующие устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Обсуждение законотворческой деятельности государства в Российской Федерации в части вопросов замещающих семей, рассмотрение  внесенных и вносимых изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки лиц, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Изучение терминов используемых в области семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей – усыновление (удочерение), опека, попечительство, приемная семья.

Знакомство с понятиями «усыновление (удочерение)», «опека», «попечительство», «приемная семья». Особенности усыновления (удочерения), опеки, попечительства и приемной семьи в Российской Федерации. Тайна усыновления.

 

Требования, предъявляемые к лицам (гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства), желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Документы, прилагаемые к заявлению, лицами желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

  Обсуждение требований законодательства Российской Федерации к лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.  Особенности семейного устройства российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства.  Знакомство  с документами, прилагаемыми к заявлению, в том числе и с самим заявлением.Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в приемные родители.

 

Права и обязанности лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Социально-экономическая поддержка  государством форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Материальные и нематериальные права и обязанности лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Выплаты денежных средств на содержание детей, оставшихся без попечения родителей. Трудовое законодательство по защите прав лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Заключение, изменение, расторжение трудового договора с лицом, принявшим на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Предоставление государством гарантий лицам, принявшим на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка. Ответственность приемных родителей.

 

Права несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание прав несовершеннолетних детей закрепленных в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Жилищные права детей, оставшихся без попечительства родителей. Социально-экономические гарантии детей, оставшихся без попечения родителей. Алиментные обязательства. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

 

В результате освоения данной программы, лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей должны свободно ориентироваться в нормативно-правовом пространстве  законодательства РФ в части вопросов семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлять правовую защиту интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Правовой статус замещающей семьи определён федеральным и региональным законодательством. Ознакомьтесь с основными документами, регламентирующими правовые аспекты семейного жизнеустройства:

Конвенция о правах ребенка (принятая Генеральной ассамблеей 20 ноября 1989 года, вступившая в силу 2 сентября 1990 года) подчёркивает «семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех её членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания…»;

-       ч. 1 ст. 3.2 гласит «государства-участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»;

-       ст. 24.3 «Государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей»;

-       ст. 28/е «Государства-участники принимают меры по содействию регулярному посещению школ детьми и снижению числа учащихся, покинувших школу»;

Ст. 38.1 «Конституции Российской Федерации», принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года определяет «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

КОММЕНТАРИЙ:

            Конституция Российской Федерации устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют большое общественное значение и требуют государственной поддержки. Всеобщая декларация прав человека констатирует:

            «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ч. 3 ст. 16). Из общего конституционного положения вытекают семейные права граждан, и прежде всего – определенные права матери и ребенка.

Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией «равным правом и обязанностью родителей» (ч. 2 ст. 38). Следовательно, родители не вправе перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев, указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального положения.

«Семейный Кодекс Российской Федерации», утверждённый Государственной Думой и вступивший в силу 1 марта 1996 г. содержит следующие статьи:

-       гл. 11 ст. 54.2 «Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание…

Ребёнок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребёнка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства…».

КОММЕНТАРИЙ:

Если право ребенка воспитываться в семье носит более общий характер,

связано с ролью семьи в становлении личности, то при наделении ребенка правом на воспитание своими родителями акцент делается на том, с чьей стороны должна исходить забота о детях. Пункт 1 ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка специально говорит о праве ребенка на заботу со стороны родителей. Родителями ребенка являются его мать и отец, записанные в качестве родителей в актовой записи о его рождении (см. комментарий к п.1 ст.61 СК). Не меньшее значение для детей имеет обеспечение их интересов, под которыми в контексте комментируемой статьи понимаются различного рода жизненно важные потребности ребенка, без реализации которых он не может жить и развиваться.

     Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее

развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Такое право включает в себя и создание предпосылок для развития творческих начал личности ребенка, его индивидуальных способностей. При этом имеются в виду возможности, предоставляемые ребенку прежде всего в семье.

     Уважение человеческого достоинства ребенка в семье - неотъемлемая часть его надлежащего воспитания. Провозглашая такое право, СК определяет одно из главных направлений семейного воспитания, формулирует принципиально важный критерий разрешения разного рода споров по воспитанию детей.

 

-       Гл. 19 СК РФ.

КОММЕНТАРИЙ

     Усыновление (удочерение) является предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. На это прямо указано в ст.123 СК (см. комментарий к ней). Поиски наиболее полного обеспечения интересов детей, передаваемых на усыновление, представляют собой весьма важную социальную проблему.

     Усыновление - сложный правовой институт. От правильного выбора усыновителя, семьи, в которую передается ребенок, зависит его судьба. Ошибки при усыновлении могут нарушить также права и интересы как родителей ребенка, так и лиц, желающих его усыновить (усыновителей). Поэтому закон подробно регламентирует условия и порядок производства и прекращения усыновления. В гл.19 СК регулирование соответствующих отношений по сравнению с КоБС претерпело значительные изменения. Появились и новеллы, до сих пор не известные российскому законодательству.

     Так, впервые в интересах детей устанавливается судебный порядок усыновления ребенка. Преимущества судебного порядка очевидны: суд независим и подчиняется только закону, он не связан никакими узковедомственными интересами. Судья профессионально сведущ в вопросах права. Судебный (а не административный) порядок усыновления существует во всех цивилизованных странах мира. Однако для того, чтоб не нарушить процесс усыновления и обеспечить применение нового порядка усыновления в практической деятельности судов, судебный порядок в соответствии со ст.169 СК введен в действие после внесения в ГПК необходимых процессуальных правил о рассмотрении дел об усыновлении - Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" от 21 августа 1996 г. (СЗ РФ, 1996, N 35, ст.4134).

     Другие новеллы гл.19 СК отмечены при комментировании соответствующих статей данной главы. Цель этих новелл - обеспечить надлежащую защиту ребенка и наиболее полную его ассимиляцию в усыновившей его семье.

 ст. 124-144 устанавливают порядок усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей гражданами, так:

·        Ст. 137 устанавливает правовые последствия усыновления ребёнка.

Усыновлённые дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в личных и неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновители являются законными представителями несовершеннолетнего усыновлённого ребёнка и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами;

Решение суда об установлении усыновления ребёнка является единственным основанием наступления правовых последствий…

·        Ст. 138. «Ребёнок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении».

·        Ст. 140.1. Отмена усыновления ребёнка производится в судебном порядке.

·        Ст. 141. Основание к отмене усыновления ребёнка – уклонение от выполнения возложенных родительских обязанностей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с ребёнком, хронический алкоголизм и наркомания родителей.

Гл. 20 Семейный кодекс РФ

 

 ст.145-150 «Опека и попечительство над детьми»:

-       Ст. 145.1. Опека и попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей… Опека устанавливается над детьми, не достигшим возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет; факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей. Ребёнок, находящийся под опекой (попечительством) имеет право на общение с родителями, если они не лишены родительских прав, и другими родственниками;

КОММЕНТАРИЙ

1. Пункт 1 ст.145 СК определяет, во-первых, над кем устанавливается опека или попечительство; во-вторых, в каких целях. На опеку (попечительство) могут быть переданы дети, оставшиеся без попечения родителей. К ним относятся перечисленные в п.3 ст.31 ГК, п.1 ст.121 СК (см. комментарий к этой статье). В качестве цели опеки и попечительства п.1 ст.31 ГК называет защиту прав и интересов, воспитание несовершеннолетнего. Несколько иначе обозначаются эти цели в п.1 комментируемой статьи - содержание, воспитание, образование, а также защита прав и интересов ребенка. Подобного рода различие не имеет принципиального характера и объясняется тем, что ГК рассматривает опеку и попечительство как гражданско-правовой институт, а для СК - это прежде всего форма устройства детей, оставшихся без родительской заботы.

     2. Содержание ребенка есть непременная предпосылка его развития, роста. Оказание ему материальной поддержки со стороны его родителей относится поэтому к главным обязанностям матери и отца (см. п.1 ст.80 СК). Злостное уклонение от выполнения этих обязанностей является основанием для лишения родительских прав (см. ст.69 СК и комментарий к ней). Но если родителей нет либо они не могут или не хотят содержать своих несовершеннолетних детей, возникает проблема жизнеобеспечения последних, которая может быть решена путем возложения на опекуна или попечителя обязанности распорядиться причитающимися подопечному средствами (см. комментарий к п.1 ст.148 СК, п.5 ст.150 СК). С другой стороны, при отсутствии родительского попечения возникает необходимость обеспечивать и воспитание ребенка, на что он имеет право (см. п.1 ст.54 СК). Хотя СК не предусматривает в качестве самостоятельного право несовершеннолетнего на образование, само собой разумеется, что получение им основного общего образования - одна из важных предпосылок его воспитания, осуществляемого опекуном (попечителем).

Таков еще один аспект жизни ребенка, без разносторонней заботы о котором он нормально существовать не может. Отсутствие такой заботы опять-таки может быть восполнено с помощью опекуна или попечителя, которому предстоит защищать все права и интересы своего подопечного. Их перечень содержит ст.148 СК (см. комментарий к этой статье). Вместе с тем п.1 ст.31 ГК обращает внимание на то обстоятельство, что защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в число которых входят несовершеннолетние) обеспечивается путем возложения на опекуна (попечителя) установленных законом прав и обязанностей (см. комментарий к ст.150 СК).

     3. Согласно п.1 ст.32 ГК опека устанавливается над малолетними, к которым

п.1 ст.29 ГК относит детей, не достигших четырнадцати лет. Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью. Лишь в некоторых исключительных случаях необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего. Другое дело - защита имущественных прав ребенка, находящегося под опекой. Здесь опекун, восполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного, совершает за него все юридически значимые действия (см. ст.60 СК и комментарий к ней). Но в любом случае при осуществлении и защите как личных, так и имущественных прав ребенка благодаря опекуну - своему законному представителю - несовершеннолетний становится полноценным участником любых правоотношений, его конституционные права как гражданина становятся реальностью.

 

    4. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (п.1 ст.33 ГК). Таким образом, основанием для установления попечительства над ребенком служит возрастной критерий, а не его состояние. Однако при этом учитывается, что в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. Правда, в части, касающейся осуществления им прав личного характера, защиты попечителем этих прав, разницы между опекой и попечительством по общему правилу не существует. Что же касается имущественных, жилищных прав подопечного, то их защита попечителем имеет свои особенности и осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства (см. комментарий к ст.60 СК, п.4 ст.150 СК и комментарий к нему).

     Предоставление несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет относительной свободы, в том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь (содействие) со стороны попечителя отличается большим разнообразием, может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных так или иначе помочь подростку. Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц, выводить подростка из-под тлетворного влияния лиц с антисоциальными установками, бороться за трезвый образ его жизни и т.п. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям, во-вторых, как их законный представитель, управомоченный в установленном законом порядке на защиту прав и интересов несовершеннолетнего, в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей.

     5. По общему правилу опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка (п.1 ст.35 ГК). Согласно п.2 ст.20 ГК, п.28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (СЗ РФ, 1995, N 30, ст.2939), местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцати лет, считается место жительства его родителей. То же самое можно сказать о детях более старшего возраста. Таким образом, опека (попечительство) устанавливается не по фактическому местонахождению ребенка, а там, где зарегистрировано место его жительства. Чаще всего здесь легче выяснить, почему нет родителей, а если они есть, то почему не проявляют заботы о своих детях. Однако при наличии заслуживающих внимания обстоятельств опека (попечительство) устанавливается по месту жительства кандидата в опекуны или попечители (родители бросили ребенка и уехали в неизвестном направлении и его взял к себе кто-либо из родственников, желающих стать опекуном или попечителем; подросток уже живет в семье будущего попечителя и т.п.). Все документы, необходимые для установления опеки (попечительства), принимаются управомоченным на то лицом, которое готовит проект постановления органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Выносится это постановление главой местной администрации единолично. Оно обязательно для исполнения всеми юридическими, физическими лицами и действительно на всей территории Российской Федерации.

     В случае проживания ребенка, подлежащего устройству на опеку (попечительство), и будущего опекуна (попечителя) на территории разных государств СНГ действует п.4 ст.33 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 г., где сказано: "опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной Договаривающейся Стороны, может быть назначен гражданин другой Договаривающейся Стороны, если он проживает на территории Стороны, где будет осуществляться опека или попечительство".

     6. Постановление главы местной администрации об установлении опеки (попечительства), действия (бездействие) лиц, занимающихся повседневной работой по опеке (попечительству), могут быть обжалованы на общих основаниях в соответствии с п.2 ст.46 Конституции РФ, ст.1 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Обладают правом на обжалование следующие заинтересованные лица: родители (один из них), близкие родственники ребенка, подлежащего устройству на опеку (попечительство), воспитательные, медицинские учреждения, учреждения социальной защиты населения и др. Жалоба подается непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган исполнительной власти.

     7. Установление опеки (попечительства) ГК связывает с определенным сроком - один месяц с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка (ст.35 ГК). Тем самым сводится к минимуму возможность его оставления без заботы со стороны лиц, управомоченных на защиту его прав и интересов. Если почему-либо в этот срок не удается оформить опеку (попечительство), органы опеки и попечительства действуют в соответствии с п.2 ст.123 СК (см. комментарий к этой статье).

     8. После установления опеки (попечительства) опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение. Одновременно заводится личное дело подопечного, где хранится вся документация по опеке (попечительству), а также акты обследования условий жизни подопечного. Орган опеки и попечительства, выполняя требования п.3 ст.34 ГК, осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок, проводимых этим органом не менее двух раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспитании подопечного, улучшении его быта, материального обеспечения и т.д.

     9. Опека прекращается по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения (п.2 ст.40 ГК). Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении подопечным восемнадцати лет, а также в случае вступления его в брак (п.2 ст.21 ГК) либо в случае его эмансипации (ст.27 ГК). Кроме того, опека и попечительство могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (ст.39 ГК).

     10. Поскольку утрата попечения со стороны родителей не всегда носит постоянный характер, может возникнуть проблема освобождения опекуна (попечителя) от принятых им на себя обязательств. Так бывает, например, когда родители (один из них) возвращаются из мест лишения свободы, восстанавливают свое здоровье, меняют к лучшему свой образ жизни и т.п. В подобного рода случаях возвращение ребенка к родителям и прекращение вследствие этого опеки (попечительства) не всегда соответствует интересам ребенка. Поэтому такой возврат не может быть осуществлен автоматически. Не исключается возникновение при этом спора между не лишенным родительских прав родителем и опекуном (попечителем). Этот спор следует рассматривать по аналогии со ст.68 СК (см. комментарий к этой статье). При отказе родителям (одному из них) в иске опека (попечительство) сохраняется. После удовлетворения иска родителей (одного из них) опека (попечительство) прекращается с момента вступления решения суда в законную силу.

     Усыновление подопечного опекуном или попечителем происходит достаточно часто. Не исключается также усыновление подопечного другими лицами, если это в интересах ребенка. В любом случае в результате усыновления подопечного меняется его семейно-правовой статус, а опека (попечительство) прекращается. Выносить специальное постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не требуется.

     Иногда опекун (попечитель) не может справиться со своими обязанностями по причинам как объективного, так и субъективного свойства. В этих случаях ребенок может быть помещен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения. Если подопечный по решению органа опеки и попечительства передается сюда на полное государственное попечение, существовавшая ранее опека (попечительство) прекращается. Выполнение обязанностей опекуна (попечителя) в таких случаях возлагается на администрацию детского учреждения (см. п.1 ст.147 СК и комментарий к нему).

     11. Опекун (попечитель) не может беспричинно отказаться от заботы о ребенке. Но если уважительные причины (серьезная болезнь, инвалидность, тяжелые семейные обстоятельства и т.п.) не дают возможности должным образом осуществлять опекунские обязанности, то просьба опекуна (попечителя) об освобождении его от ранее принятых на себя обязательств подлежит удовлетворению, а опека (попечительство) прекращается на основании специального постановления органа опеки и попечительства. Если найти в таких случаях другого опекуна (попечителя) невозможно, орган опеки и попечительства призван оказать помощь в преодолении препятствий в осуществлении действующей опеки (попечительства).

     12. От прекращения опеки (попечительства) путем освобождения опекуна (попечителя) следует отличать его отстранение от исполнения им своих обязанностей. Подлежит отстранению тот, кто не хочет заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности. Отсутствие всяких усилий опекуна (попечителя), направленных на заботу о несовершеннолетнем в любых ее проявлениях, обязывает органы опеки и попечительства отстранить такого опекуна (попечителя) и вынести при этом соответствующее постановление. То же самое должно произойти, если опекун (попечитель) не просто бездействует, но совершает поступки, противоречащие интересам подопечного. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия неправомерного поведения опекуна (попечителя). Все равно органу опеки и попечительства следует его отстранить. То же самое надлежит сделать, если опекун (попечитель) оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи, когда его жизнь, здоровье в опасности. Прекращая опеку (попечительство) в таких случаях, орган опеки и попечительства не только отстраняет опекуна (попечителя), но и вправе все имеющиеся у него материалы направить к прокурору. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка, если это связано с жестоким обращением с ребенком, опекун (попечитель) может быть привлечен к уголовной ответственности (ст.156 УК).

 

-       Ст. 150 «…опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребёнка, с учётом мнения ребёнка и рекомендаций органа опеки и попечительства; на содержание ребёнка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном Правительством РФ. Право и обязанность опекунов… защищать права и интересы ребёнка.

КОММЕНТАРИЙ:

     1. Как опекун, так и попечитель имеют одинаковые права и обязанности по воспитанию своих подопечных. Они по существу совпадают с правами и обязанностями родителей в отношении своих детей (см. комментарий к ст.63 СК). Пункт 1 ст.150 СК не говорит только о заботе о психическом здоровье подопечного, что не имеет какого-либо подтекста, ибо эта забота сама собой разумеется.

     2. Права и обязанности опекуна (попечителя) ограничены по времени. Они прекращаются с достижением подопечным совершеннолетия, а также в случаях, когда несовершеннолетний вступает в брак (п.2 ст.21 ГК) или объявляется его эмансипация (п.1 ст.27 ГК). Основанием для прекращения прав и обязанностей опекуна (попечителя) служит также его освобождение или отстранение в случаях, предусмотренных ст.39 ГК (см. п.3 ст.145 СК и комментарий к нему). И наконец, опекун (попечитель) перестает быть обладателем этих прав, если опека (попечительство) установлена на определенный период времени, обозначенный в решении (постановлении) органа опеки и попечительства (например, до 1 января 19... года, на один год с момента.., на период длительной командировки родителя с ... по ... и т.д.). Прекращение прав и обязанностей опекуна (попечителя) касается как личной, так и имущественной сфер жизни ребенка, находившегося под опекой (попечительством).

     3. Опекун (попечитель), так же как и родитель, вправе самостоятельно определять способы воспитания своего подопечного. Однако при этом ему следует учитывать, во-первых, мнение ребенка, во-вторых, рекомендации органов опеки и попечительства. Правило относительно учета мнения ребенка касается по смыслу п.1 ст.150 СК детей любого возраста, способных самостоятельно его выразить.

Подобного рода предписание больше носит рекомендательный характер и имеет педагогическое содержание, ориентирующее на установление в опекунской семье благоприятной атмосферы воспитания. Поскольку опека (попечительство) является контролируемой формой семейного воспитания, в необходимых случаях опекун (попечитель), во-первых, может обратиться за советом в органы опеки и попечительства, во-вторых, этот орган вправе корректировать действия и поступки опекуна (попечителя) как воспитателя. Опекун (попечитель) имеет также права на различного рода льготы, помогающие ему осуществлять воспитание подопечного. Так, согласно ч.1 ст.163.1 КЗоТ в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 163.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации" от 15 февраля 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 8, ст.599) опекуну, попечителю для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования РФ.

     Само собой разумеется, что опекуны (попечители) при осуществлении своих прав, исполнении обязанностей по отношению к подопечному не вправе нарушать требования СК, предъявляемые к родителям (см. п.1 ст.65 СК и комментарий к нему). Но если родители, нарушающие права своих детей, могут быть лишены родительских прав, ограничены в своих родительских правах, то опекун (попечитель) может быть отстранен (см. п.3 ст.145 СК и комментарий к нему). Кроме того, подопечный может быть отобран у него на основании п.1 ст.77 СК (см. комментарий к ней) с последующим прекращением опеки и попечительства.

     4. Опекун (попечитель) так же как и родитель, с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения подопечного до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение несовершеннолетним основного общего образования (см. п.1 ст.63 СК и комментарий к нему).
    5. При осуществлении опекуном (попечителем) своих прав и обязанностей как по воспитанию подопечного, так и по обеспечению его образования может возникнуть проблема, связанная с участием в решении всех этих вопросов родителя, не лишенного родительских прав.

     Поскольку опекун (попечитель) управомочен государством в установленном законом порядке защищать права, интересы недееспособных или не полностью дееспособных граждан, в том числе несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (п.1 ст.31 ГК), то от его воли зависит, привлекать или нет родителя к решению вопросов, связанных с воспитанием и образованием подопечного ребенка. Он является в подобного рода ситуации единственным законным представителем ребенка и выступает в этом качестве в отношениях с любыми физическими, юридическими лицами, в частности, с учебными, медицинскими учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, в суде.

     6. Опекун несет ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним подопечным, не достигшим четырнадцати лет, в соответствии со ст.1073 ГК. Причем обязанность возместить вред, причиненный малолетним (не достигшим 14-ти лет), не прекращается с достижением им совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п.4 ст.1073 ГК). За подопечных в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет опекун (попечитель) несет ответственность по правилам, предусмотренным ст.1074 ГК.

     7. Пункт 2 ст.150 СК предусматривает защиту прав опекуна (попечителя), которые он приобрел в установленном законом порядке. Эта защита заключается в предоставлении опекуну (попечителю) возможности требовать по суду возврата подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных к тому оснований (без решения суда о передаче ребенка на воспитание, решения об усыновлении, о передаче под опеку (попечительство), в приемную семью и т.п.), в т.ч. от близких родственников ребенка: родителей, дедушки, бабушки, братьев и сестер.

Представляется, что требовать возврата подопечного от родителей опекун (попечитель) вправе в случаях, если они признаны недееспособными, лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, а также признаны ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

     Пункт 2 ст.150 СК использует термин "от любых лиц". Следовательно, опекун (попечитель) может требовать возврата подопечного и из детского учреждения интернатного типа, где почему-либо без согласия на то опекуна (попечителя) оказался несовершеннолетний.

     При рассмотрении иска опекуна (попечителя) о возврате ему подопечного соблюдаются все требования, предъявляемые СК к делам подобного рода, поскольку речь идет о споре, связанном с воспитанием ребенка (учитывается мнение ребенка, все обстоятельства, определяющие педагогическую сторону спора, заключение органа опеки и попечительства как обязательного участника судебного процесса и др.). Рассмотрение иска о возврате ребенка осуществляется по правилам гражданско-процессуального законодательства. Суд может отказать в иске, если придет к выводу, что удовлетворение иска не отвечает интересам ребенка. Для правильного их определения важно знать, почему подопечный оказался в другой семье (убежал, был увезен силой и т.п.). Не исключено, что при рассмотрении такого иска суд придет к выводу, что ни опекун (попечитель), ни лицо, удерживающее ребенка, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание. Тогда ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства, после чего опека (попечительство) прекращается путем вынесения соответствующего решения (постановления) органа опеки и попечительства, основанного на решении суда.

     8. Утрата ребенком попечения родителей, чем бы она ни вызывалась, и последующее его устройство под опеку (попечительство) сочетается с сохранением привязанности ребенка к своим родителям, желанием видеться с ними. Искусственным образом погасить это чувство негуманно по отношению в первую очередь к ребенку, чья привязанность к родителям может сопровождать его всю жизнь. Такие чувства говорят прежде всего о лучших свойствах человеческой натуры, которые нуждаются в бережном к ним отношении. С другой стороны, далеко не все родители, бросившие своих детей, не способны со временем измениться к лучшему. Поэтому со всех точек зрения оправдано поддержание всяческого контакта подопечного со своими близкими. Тем более, что каждый ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками (см. ст.55 СК и комментарий к ней), а родители и другие родственники ребенка имеют право на общение с ним (см. ст.66, 67, 75 СК и комментарий к ним). Поэтому опекун (попечитель), непосредственно выполняющий функции по защите прав, интересов своего подопечного, не должен (не вправе) препятствовать общению подопечного как с родителями ребенка (даже если они лишены родительских прав), так и с его родственниками безотносительно к степени их родства. Однако и здесь следует учитывать желание ребенка, которое может быть выражено прямо или косвенно в зависимости от его возраста. Никакое отступление от правила о неукоснительном соблюдении интересов подопечного в подобного рода ситуации недопустимо. Исключение составляют случаи, когда такое общение не в интересах подопечного. Немотивированный отказ может послужить основанием для прекращения опеки (попечительства). Все вопросы, связанные с обеспечением опекуном (попечителем) общения с перечисленными лицами, решаются органами опеки и попечительства.

     9. Правила, касающиеся исполнения опекунами (попечителями), в т.ч. над несовершеннолетними, своих обязанностей, содержатся в ст.36 ГК. Каждая из этих обязанностей рассматривается в контексте той или иной статьи СК, устанавливающей права и обязанности опекунов (попечителей) как воспитателей ребенка. При охране имущественных прав подопечных опекун (попечитель) руководствуется ст.38 ГК о доверительном управлении имуществом подопечного, осуществляемом в порядке, установленном ст.1026 ГК. При этом опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление. При распоряжении имуществом подопечного опекун (попечитель) руководствуется ст.37 ГК (см. п.3 ст.60 СК и комментарий к нему). Когда же опекуну (попечителю) приходится вступать в различного рода гражданские правоотношения, затрагивающие интересы подопечного, надлежит руководствоваться как правилами ГК (ст.31-33), так и требованиями СК.

     10. Опекун (попечитель) не получает вознаграждения за выполнение принятых на себя обязательств. Его опекунская деятельность не оплачивается, носит безвозмездный характер независимо от уровня материальной обеспеченности лица, выполняющего обязанности опекуна (попечителя). Однако он получает на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в данном регионе для содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детском интернатном учреждении на полном государственном попечении. Согласно Положению "О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)", утвержденному по поручению Правительства РФ приказом Министерства образования РФ от 16 февраля 1993 г. ("Вестник образования", 1993, N 5, с.50), эти средства выплачиваются детям, находящимся под опекой (попечительством), родители которых умерли или не в состоянии лично осуществлять их воспитание в связи:

     - с лишением их родительских прав или отобранием детей без лишения родительских прав;

     - с признанием в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно дееспособными и объявлением их умершими;

     - с длительной болезнью, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей;

     - с отбыванием наказания в местах заключения и нахождения под стражей в период следствия;

     - с розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, неустановлением сведений об их местонахождении.

     Согласно п.3 данного Положения не назначаются и не выплачиваются денежные

средства на тех подопечных, родители которых:

     - могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам;

     - находятся в длительных служебных командировках;

     - проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания.

     Не назначаются и не выплачиваются эти средства также на подопечных, которые находятся в образовательных учреждениях на полном государственном обеспечении или содержатся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения.

     Вопрос о назначении денежных средств на подопечного рассматривается, как правило, одновременно с установлением опеки и попечительства. Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), назначаются и выплачиваются опекунам (попечителям) до достижения подопечным шестнадцатилетнего (учащимся образовательных учреждений - до восемнадцатилетнего) возраста.

     Основанием для прекращения их выплаты является:

     - освобождение опекуна (попечителя) от выполнения его обязанностей при устройстве подопечного в дом ребенка, детский дом, дом-интернат, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлении его и др. Прекращение выплаты денежных средств на ребенка производится по распоряжению органов опеки и попечительства. При переезде опекуна (попечителя), получающего денежные средства на содержание подопечного, на новое место жительства выплата этих средств продолжается. Документы по назначению и выплате средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), хранятся в личном деле подопечного.

 

Гл. 21 ст. 151-155 «Приёмная семья»:

-       Ст. 151.1. Приёмная семья образуется на основании договора о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребёнка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью. На воспитание в семью передаётся ребёнок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.

КОММЕНТАРИЙ:
1. Понятие приемной семьи в современном значении впервые появилось в СК. Ранее в нормативных актах применялась формула "детский дом семейного типа", по сути обозначавшая ту же приемную семью.     Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.

     Приемная семья существенно отличается от других форм принятия детей на воспитание. От усыновления - договорным и временным характером отношений; от опеки и попечительства - возрастными границами подопечных и способом оформления отношений; от отношений с лицами, взявшими детей на фактическое воспитание и содержание - также оформлением, невозможностью требований по взаимному содержанию.

     2. В основе отношений в приемной семье лежит договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключенный между органами опеки и попечительства и приемными родителями.

     Содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью определяется правилами, изложенными в постановлении Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" и в утвержденном этим постановлением Положении о приемной семье.

     Общим основанием для образования приемной семьи и заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в эту семью является заявление лица, желающего взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче ему на воспитание конкретного ребенка (детей), отобранного им по согласованию с органом опеки и попечительства, в этот орган по месту жительства или нахождения ребенка (детей).

     В отличие от ранее действовавшего законодательства приемной семьей признается семья, которая взяла на воспитание хотя бы одного ребенка (ранее - 5 и более детей), однако общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек (см. Положение о приемной семье).

     3. В комментируемой статье весьма важным является указание на то, что принятие детей на воспитание и образование приемной семьи возможно лишь отдельными гражданами, а не существующими еще сегодня детскими домами семейного типа, близкими по структуре к учреждениям. Определяется и срочный характер приемной семьи, образуемой на срок, предусмотренный договором, но до достижения детьми совершеннолетия. Естественно, что отношения, возникшие между приемными родителями

и детьми, будут продолжаться и в дальнейшем, однако они не будут носить правового характера и не породят прав и обязанностей, предусмотренных для приемной семьи.     Положение о приемной семье включает в себя важные правила образования и существования приемной семьи, определяет в деталях порядок направления в нее детей, правовое положение как родителей, так и детей, условия подбора родителей и выбора детей (см. ст.153 и 154 СК и комментарий к ним), их права и обязанности, включает в себя нормы о материальном обеспечении приемных семей и целый ряд других положений.

 

-       Ст. 152.1. Договор о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать условия содержания, воспитания, образования ребёнка, права и обязанности приёмных родителей, обязанности по отношению к приёмной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения договора, размер оплаты труда приёмных родителей и льготы, предоставляемые приёмной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ. Договор о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приёмных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменений семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребёнком), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приёмной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребёнка (детей), в случае возвращения ребёнка родителям, или в случае усыновления ребёнка (детей).

КОММЕНТАРИЙ:

1. Примерная форма и содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью установлена Положением о приемной семье. В комментируемой статье указаны лишь основные позиции, определяющие жизнедеятельность приемной семьи в наиболее общем виде. Обеспечиваемые государством условия содержания детей, их воспитания и образования в приемной семье должны быть максимально приближены к аналогичным условиям в обычной родительской семье, а по обеспечению детей - к детским интернатным учреждениям, отвечать существующим стандартам воспитания и образования, предусмотренным в федеральном и региональном законодательстве.

     2. Примерный договор о передаче детей и условиях их содержания включает основные положения, типичные для любой приемной семьи, дополнения и изменения могут быть произведены по соглашению сторон. При нарушении условий договора каждая из сторон вправе обратиться в суд.

     В соответствии с договором приемные родители обязуются воспитывать приемного ребенка (детей) на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь. Они должны создавать достаточные условия для получения ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Они же осуществляют защиту прав и законных интересов ребенка. В договоре должна содержаться обязанность родителей обеспечивать уход за ребенком (детьми) и лечение, систематическое посещение врачей-специалистов в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка.

     В области образования приемные родители должны обеспечивать посещение приемным ребенком (детьми) школы, следить за его успеваемостью, поддерживать связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком школы по состоянию здоровья обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах.

     Договор об образовании приемной семьи обязывает приемных родителей осуществлять защиту личных и имущественных прав детей, нести ответственность за их жизнь и здоровье, создавать семейную обстановку. За выполнением этих обязанностей ведут контроль органы опеки и попечительства.

     При возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования детей приемные родители обязаны известить об этом органы опеки и попечительства.

     Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования детей, права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органов опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

     Договор о передаче ребенка определяет также размер оплаты труда родителей в приемной семье, льготы и преимущества, предоставляемые ей, виды помощи со стороны местной власти, оказание психологического и педагогического содействия. Особенно важно решить все вопросы жилищного характера, касающиеся как проживания приемной семьи, так и обеспечения жильем детей, выходящих из этой семьи. Форма и размеры оплаты приемных родителей (их труда) и объем льгот определяются в договоре в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в зависимости от числа принятых на воспитание детей (при этом число собственных детей во внимание не принимается), условий проживания, возраста детей (повышенная оплата полагается родителям, взявшим на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, детей с отклонениями в развитии, больных детей).

     3. Поскольку создание приемной семьи предполагает длительный характер взаимоотношений между приемными родителями и детьми, в законе предусмотрены условия и порядок возможного досрочного расторжения договора, если пребывание ребенка в семье перестало отвечать его интересам (по причинам как субъективного, так и объективного характера) или в случае возвращения ребенка (детей) родителям или его усыновления (в т.ч. и приемными родителями). Перечень причин, по которым договор может быть расторгнут досрочно, не является закрытым. При расторжении договора по инициативе органов опеки и попечительства кроме указанных в статье неблагоприятных условий содержания, воспитания и образования ребенка могут учитываться и иные обстоятельства. Оценку такого рода условиям должны давать в своем заключении компетентные специалисты органов опеки и попечительства.

     Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а при возникновении спора - судом.

Ст. 153.3. Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

КОММЕНТАРИЙ:

1. Совершеннолетие, способность воспитывать и содержать детей, создать для них благоприятную семейную обстановку - главные требования, предъявляемые к приемным родителям.

     В комментируемой статье приводится перечень ограничений, установленных для лиц, желающих стать приемными родителями. Он сходен с перечнем ограничений для усыновителей (см. ст.127 СК и комментарий к ней), однако в него не включены супруги, один из которых не может быть родителем, поскольку не имеется запрета на создание приемной семьи лицами, не являющимися супругами, например, братьями и сестрами. Перечень заболеваний, препятствующих статусу приемных родителей, установлен постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542.

     2. Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства из числа проживающих в данной местности лиц, выразивших такое желание, способных взять ребенка на воспитание и не подпадающих под ограничения, предусмотренные в данной статье. Отбор производится из кандидатов, обладающих приемлемыми личными качествами, социальной устойчивостью, оптимальным состоянием здоровья, имеющих нормальные взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними. Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей или же родственникам этих детей (естественно, не кровным родителям).

     По желанию приемных родителей возможна передача в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ослабленным здоровьем, больных детей, детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

     3. Лица, желающие взять ребенка на воспитание и образовать приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены документы, обосновывающие их просьбу. Перечень этих документов определен в Положении о приемной семье.

     На основании заявления и акта обследования условий жизни лица, желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать данному лицу приемным родителем. При этом должны быть приняты во внимание его личные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими вместе с ним.

    В случае, если гражданин выражает желание взять на воспитание ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.

     4. При заключении договора о передаче ребенка в приемную семью приемные родители получают удостоверение установленного образца, дающее им право пользоваться льготами и привилегиями, предусмотренными для приемных семей. Следует иметь в виду, что устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из семейного и гражданского законодательства.

     5. Родители, создающие приемную семью, имеют право (по направлению органов опеки и попечительства) на подбор детей из домов ребенка, детских домов, образовательных и других учреждений по согласованию с администрацией этих учреждений. Они вправе знакомиться с личным делом ребенка и с состоянием его здоровья с тем, чтобы выбор ребенка носил вполне осознанный характер и не привел в дальнейшем к разрушению приемной семьи, к отказу от ребенка. Администрация детских учреждений в этих случаях несет ответственность за достоверность представляемых сведений о ребенке в установленном законом порядке.

     6. Наделение приемных родителей правами и обязанностями опекунов (попечителей) по отношению к принятым на воспитание детям означает распространение на них полномочий и ответственности, предусмотренных гл.20 СК (см. комментарий к ней).

-       Ст. 154.4. Ребёнок (дети), переданный в приёмную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсия, пособия и другие социальные выплаты.

КОММЕНТАРИЙ:

1. Основное условие передачи ребенка в приемную семью - отсутствие родительского попечения по самым различным причинам, если имеются сведения, что это отсутствие носит постоянный характер или свидетельствует о явном отказе от ребенка. При этом не имеет значения, находится ли ребенок вообще без надзора, или же у посторонних лиц, или же в каком-либо воспитательном, лечебном или ином детском учреждении. В приемную семью передаются дети следующих категорий:

     - дети-сироты; дети, родители которых неизвестны;

     - дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

     - дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их содержание и воспитание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях.

     Круг детей, подлежащих направлению в приемные семьи, может быть расширен нормативными актами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения детям, оставшимся без родительского попечения, семейного воспитания.

     Как правило, не допускается при направлении детей в приемную семью разъединение родных братьев и сестер. Исключения из этого правила могут быть сделаны только в интересах детей (привязанность брата или сестры к одному из приемных родителей, отсутствие личных симпатий или неприязнь между будущими приемными родителями и детьми, разные условия проживания и воспитания).

     2. Мнение ребенка в отношении передачи его конкретным приемным родителям также должно учитываться органами опеки и попечительства, причем важное значение имеет выяснение мотивов отказа ребенка быть переданным на воспитание именно в эту семью. После достижения десятилетнего возраста при передаче ребенка обязательно требуется его согласие, выраженное добровольно, без принуждения и закрепленное соответствующим образом.

     3. Ребенок, переданный в приемную семью (приемный ребенок), сохраняет ряд прав, которыми он обладал ранее или которые он должен получить на законном основании. К их числу относятся права, упомянутые в комментируемой статье, а также те, которые могут быть введены нормативными актами субъектов Федерации. Порядок начисления причитающихся таким детям средств, получения их и пользования ими аналогичен порядку, установленному для воспитанников детских домов и интернатов для детей, находящихся под опекой и попечительством.

     При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства или администрация воспитательного, лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или других аналогичных учреждений передают приемным родителям документы на ребенка, подтверждающие его права (опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность, документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним, копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении и др. - см. Положение о приемной семье).

     На приемных детей распространяется действие ст.55-57 СК (см. комментарий к ним) о праве на общение с родителями, о праве на защиту, на выражение собственного мнения. Им также принадлежат все права, установленные СК, другими законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

     Контакты кровных родителей и других родственников с ребенком допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.

-       Ст. 155. Размер ежемесячных денежных средств на содержание каждого приёмного ребёнка устанавливается органами местного самоуправления, исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе.

КОММЕНТАРИЙ

1. Общий принцип содержания ребенка в приемной семье - приравнивание его к детям - воспитанникам домов ребенка, детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в интернатных учреждениях.

     Размер ежемесячных выплат на каждого ребенка предусмотрен в Положении о приемной семье и может корректироваться органами местного самоуправления.

     2. Образование приемной семьи и труд в ней приемных родителей является добровольной и нелегкой нагрузкой, лишь в определенной части компенсируемой государством. Ежемесячная оплата труда приемных родителей является одним из условий договора о передаче ребенка в приемную семью, размер которой в соответствии со ст.152 СК устанавливается законами субъектов РФ в зависимости от количества взятых на воспитание детей. При этом содержание в приемной семье ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида компенсируется дополнительной оплатой труда приемных родителей.

     В Положении о приемной семье предусмотрен и ряд льгот, предоставляемых приемной семье. Так, приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми. Дополнительные льготы в зависимости от количества взятых на воспитание детей могут быть установлены законами субъектов РФ (ст.152 СК).

     В постановлении Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье" в целях развития и поддержки приемных семей в сельской местности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предоставлять дополнительные льготы и оказывать помощь приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство (см. указанное постановление).

     3. Созданию нормальных условий жизни приемной семьи в первую очередь должны содействовать органы местной власти, являющиеся органами опеки и попечительства, которые в соответствии со ст.31 ГК защищают права и интересы недееспособных лиц. Помощь органов опеки и попечительства приемной семье может быть выражена в виде дополнительной материальной поддержки семей, оказавшихся в трудном положении, в получении путевок в дома отдыха и летние лагеря, в санатории, в заботе о качестве воспитания и обучения приемных детей, поддержке и развитии их талантов и способностей.

     Особо важен постоянный контроль (не предполагающий вмешательство в жизнь семьи) за выполнением возложенных на родителей обязанностей. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для подбора, обучения лиц, желающих стать приемными родителями, взять ребенка на воспитание, а также для осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей могут создавать специальные отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. №275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации»:

-       П. 20 Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновлённого ребёнка проводится специалистами по охране детства органа опеки и попечительства ежегодно, в течение 3 лет после установления усыновления. Необходимость проведения контрольных обследований по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновлённого ребёнка проводится с сохранением тайны усыновления.

-       П. 21 По результатам контрольного обследования специалист по охране детства органа опеки и попечительства, посещавший семью, составляет отчёт об условиях жизни и воспитания усыновленного ребёнка. В отчёте должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребёнка, обучении, его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье.

Письмо Минобразования РФ от 29 октября 2001г. №123\28-5 «Об оформлении трудовых отношений органами опеки и попечительства с приёмными родителями»:

-       В соответствии со ст. 151 Семейного кодекса РФ приёмная семья образуется на основании договора о передаче ребёнка (детей) на воспитание в семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями.

-       В случае, если ребёнок проживает на территории одного органа местного самоуправления, то при передаче его в приёмную семью возможно заключение трёхстороннего договора между органом опеки и попечительства по месту жительства ребёнка, органом опеки и попечительства по месту проживания приёмных родителей и приёмными родителями;

-       Договор о передаче ребёнка (детей) на воспитание в приёмную семью является договором возмездного оказания услуг.

-       Время ухода за приёмными детьми может включаться при назначении пенсии приёмным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов.

-       Основанием для исчисления стажа является договор о передаче ребёнка (детей) на воспитание в приёмную семью с отметкой о его выполнении и справка об уплате страховых взносов, с 01 января 2001 г. – об уплате единого социального налога.

Постановление от 18 мая 2009 г. № 423 правительство Российской Федерации об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан:

-       Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи, и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

-       На воспитание в приёмную семью передаётся ребёнок, оставшийся без попечения родителей.

-       Количество детей в приёмной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

-       Приёмные родители (приёмный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребёнка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

-       Передача в приёмную семью ребёнка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

-       Контроль за условиями жизни и воспитания ребёнка (детей) в приёмной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423.

Федеральный закон об опеке и попечительстве от 24 апреля 2008 г. 
№ 48-ФЗ:

-       Ст. 17. Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

-       Ст. 25. Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчёт в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

 

 

Тема 1.2. Правовой статус несовершеннолетних детей

 

Каждый ребёнок уже с рождения имеет правовой статус. Родители должны знать и соблюдать права детей и формировать у них основы ответственного поведения. В освоении правового статуса несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия поможет содержание, предложенное в  следующей таблице.

 

Возраст 
ребёнка

Права, ответственность

С рождения

-       право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребёнка, 
ч. 1 ст.20 Конституции РФ);

-       право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребёнка, ст. 58 Конституции РФ);

-       право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребёнка).

С рождения

-       право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

-       право на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

-       право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного законодательства (ст. 3 Конвенции ООН о правах ребёнка, ст. 56, 57 СК РФ).

С рождения

-       право жить и воспитываться в семье;

-       право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребёнка, ст. 54, 57, 60 СК РФ).

С рождения

-       право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребёнка).

С рождения

-       право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановление здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребёнка).

С рождения

-       право на отдых и досуг;

-       право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребёнка);

-       право защиты от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребёнка).

С рождения

-     право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использование в противозаконном производстве таких веществ и торговли ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребёнка).

С рождения

-     право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребёнка).

С рождения

-     право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребёнка).

С 6 лет

-     право на образование;

-     обязанность получить основное общее образование (ст. 43 Конституции РФ).

С 6 лет

-     право на совершение мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ).

С 8 лет

-     право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).

С 8 лет

-     ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ 
№ 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

С 10 лет

-     право давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приёмную семью (ст. 134 СК РФ).

С 11 лет

-     ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.п) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).

С 14 лет

-     право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»).

С 14 лет

-     право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

-     право требовать установления отцовства в отношении своего ребёнка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ).

С 14 лет

-     право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами;

-     право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности;

-     право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ);

-     самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ).

С 14 лет

-       право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ).

С 14 лет

-       право быть принятым на работу в свободное от учёбы время для выполнения лёгкого труда (ст. 63 ТК РФ);

-       право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ);

-       право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ);

-       право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребёнка время (ст. 267 ТК РФ);

-       право на объединение в профсоюзы;

-       обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ);

-       дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ);

-       материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).

С 14 лет

-       обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положении о паспорте гражданина РФ).

С 14 лет

-       уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ).

С 15 лет

-       право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

С 15 лет

-       право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ).

С 16 лет

-       право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ);

-       право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ).

С 16 лет

-       право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

С 16 лет

-       обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

С 16 лет

-       Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ).

С 17 лет

-     обязанность юношей встать на воинский учёт (пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство) (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

С 18 лет

-     право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ).

С 18 лет

-     право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

С 18 лет

-     право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ).

С 18 лет

-     право быть учредителем, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединений»).

С 18 лет

-     Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ О воинской обязанности и военной службе).

С 18 лет

-     Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).

С 18 лет.

-        Полная уголовная ответственность (ст 20, 87 УК РФ).

 

 

Список рекомендованной литературы

 

1.      Семейный кодекс Российской Федерации //СПБ «Консультант плюс»

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации //СПБ «Консультант плюс»

3.      Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации//СПБ «Консультант плюс»

4.      Трудовой Кодекс Российской Федерации //СПБ «Консультант плюс»

5.      Уголовный Кодекс Российской Федерации //СПБ «Консультант плюс»

6.      Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях//СПБ «Консультант плюс»

7.       Федеральный закон  от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»//СПБ «Консультант плюс»

8.      Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"// СПБ «Консультант плюс»

9.      Пояснительная записка  "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки лиц, желающих взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"//СПБ «Консультант плюс»

10.  Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927
(ред. от 31.03.2011) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан" (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", "Правилами ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан")// СПБ «Консультант плюс»

11.  Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423  "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного", "Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей", "Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных") //СПБ «Консультант плюс»

12.   Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1120
"О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю" (вместе с "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю", "Методикой распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю")// СПБ «Консультант плюс»

13.  Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1119 "О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью"// СПБ «Консультант плюс»

14.   Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" //СПБ «Консультант плюс»

15.  Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием"http://www.usynovite.ru/documents/federal/regulations/postanovleniya/11.04.07///СПБ «Консультант плюс»

16.  Постановление Правительства РФ от 11.10.01г. № 719 "Об утверждении порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка"// СПБ «Консультант плюс»

17.     Постановление Правительства РФ от 29.03.00г. № 275 "Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации"// СПБ «Консультант плюс»

18.    Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 г. N 542 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"// СПБ «Консультант плюс»

19.    Приказ Минздравмедпрома РФ N 369, Минобразования РФ N 641 от 25.12.1995 "О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью" (вместе с "Положением об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации")http://www.usynovite.ru/documents/federal/regulations/prikazi2004/234/// СПБ «Консультант плюс»

20.    Приказ Минобрнауки РФ от 23.05.2011 N 1681 "Об утверждении Примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах"// СПБ «Консультант плюс»

21.     Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96г. № 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями"//СПБ «Консультант плюс»

22.     Постановление Верховного суда №8 от 20.04.06 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей"

23.    Приказ МВД РФ от 01.11.2001 N 965  "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости" // СПБ «Консультант плюс»

24.    Письмо Министерства образования РФ от 29.11.01г. № 1293/28-5 "Об оформлении трудовых отношений органов опеки и попечительства с приемными родителями"

25.    Письмо Министерства образования и науки РФ №МД-774/06 от 07.06.2011 г. "Об усыновлении детей иностранными гражданами"

26.        "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// СПБ «Консультант плюс»

27.    "Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления" (Заключена в г. Гааге 29.05.1993) )// СПБ «Консультант плюс»

 


 

Скачано с www.znanio.ru