Для психолога

  • docx
  • 13.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 19.docx

Возрастные особенности детей дошкольного возраста (норма развития)

 

Возраст

Психические процессы

Игровые навыки

Речь,

общение

Эмоционально-аффективная сфера;

новообразования возраста

2-3

-        совершенствуется восприятие (активно осваиваются сенсорные эталоны формы, цвета,

величины);

-        развивается наглядно-действенное мышление.

-        игра носит процессуальный характер;

-        появляются действия с предметами-заместителями.

 

-        развивается понимание речи (к 3-м годам совершенствуется восприятие всех звуков родного языка);

-        развивается активная речь (как средство общения со сверстниками);

-        появляется ситуативно-деловое общения ребѐнка со взрослым.

-        кризис 3-х лет (формируется

образ Я);

-        появляются негативизм, упрямство, протест, стремление к самостоятельности, ситуативность чувств и желаний;

-        формируются элементы самосознания.

3-4

-        продолжается освоение сенсорных эталонов;

-        развивается произвольная память, увеличивается ее объем;

-        развивается произвольность и устойчивость внимания;

-        развивается воображение (оригинальность и произвольность).

-        игра носит условный характер;

-        дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

-        развивается грамматическая сторона речи;

-        общение внеситуативное;

-        появляется устойчивая избирательность во взаимоотношениях;

-        формируется познавательный мотив в общении со взрослым.

 

-        развивается:

половая идентификация;

-        самооценка на основе оценки взрослых;

-        формируется потребность в уважении со стороны взрослого;

-        поведение ситуативно.

 

4-5

-        совершенствуется владение сенсорными эталонами (дифференциация по сенсорному признаку – величине, цвету; освоение параметров - высота, длина и ширина);

-        развивается: произвольность памяти, внимания (объем,  концентрация, устойчивость, переключение, распределение    внимания);

-        воображение (оригинальность и произвольность);

-        образное мышление.

-        дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий соответствует реальной действительности;

-        в игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей;

-        происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений;

-        сверстники становятся для ребёнка более привлекательными партнёрами по игре, чем взрослый.

-        продолжает развиваться грамматическая сторона речи;

-        речь становится более связной и последовательной;

-        происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со сверстниками;

-        дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?).

-        поведение ребёнка уже не столь импульсивно и непосредственно, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

 

5-6

-        продолжает развиваться:

образное мышление, воображение (при условии проведения специальной работы по его активизации);

-        продолжают совершенствоваться:

навыки обобщения;

-        восприятие цвета и их оттенков, промежуточных цветовых оттенков; формы прямоугольников, овалов, треугольников;

-        начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

 

-        дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли;

-        начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых;

-        при распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

 

-        продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона;

-        развивается связная речь, дети могут пересказывать, рассказывать по картинке;

-        дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них;

-        повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками, свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре.

 

-        начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей;

-        в поведении дошкольников происходят качественные изменения: формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми; могут, не отвлекаясь, доводить до конца малопривлекательную работу;

-        происходят изменения в представлениях ребёнка о себе.

6-7

-        продолжает развиваться: восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков;

-        образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений затруднено; навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации;

-        внимание (оно становится произвольным).

 

-        игровое пространство усложняется;

-        дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры;

-        способны отражать достаточно сложные социальные события;

-        в игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия;

-        дети могут по ходу игры брать на себя две роли;

-        могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре.

-        в результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи;

-        значительно расширяется словарный запас за счёт использования обобщающих

существительных, синонимов, антонимов;

-        дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей.

 

-        расширяется мотивационная сфера за счёт развития социальных мотивов;

-        поведение начинает регулироваться представлениями о том, что хорошо и что плохо (появляется возможность эмоционально оценивать свои поступки);

-        общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.