Возрастные особенности детей дошкольного возраста (норма развития)
| 
 Возраст  | 
 Психические процессы  | 
 Игровые навыки  | 
 Речь, общение  | 
 Эмоционально-аффективная сфера; новообразования возраста  | 
| 
 2-3  | 
 - совершенствуется восприятие (активно осваиваются сенсорные эталоны формы, цвета, величины); - развивается наглядно-действенное мышление.  | 
 - игра носит процессуальный характер; - появляются действия с предметами-заместителями. 
  | 
 - развивается понимание речи (к 3-м годам совершенствуется восприятие всех звуков родного языка); - развивается активная речь (как средство общения со сверстниками); - появляется ситуативно-деловое общения ребѐнка со взрослым.  | 
 - кризис 3-х лет (формируется образ Я); - появляются негативизм, упрямство, протест, стремление к самостоятельности, ситуативность чувств и желаний; - формируются элементы самосознания.  | 
| 
 3-4  | 
 - продолжается освоение сенсорных эталонов; - развивается произвольная память, увеличивается ее объем; - развивается произвольность и устойчивость внимания; - развивается воображение (оригинальность и произвольность).  | 
 - игра носит условный характер; - дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.  | 
 - развивается грамматическая сторона речи; - общение внеситуативное; - появляется устойчивая избирательность во взаимоотношениях; - формируется познавательный мотив в общении со взрослым. 
  | 
 - развивается: половая идентификация; - самооценка на основе оценки взрослых; - формируется потребность в уважении со стороны взрослого; - поведение ситуативно. 
  | 
| 
 4-5  | 
 - совершенствуется владение сенсорными эталонами (дифференциация по сенсорному признаку – величине, цвету; освоение параметров - высота, длина и ширина); - развивается: произвольность памяти, внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение внимания); - воображение (оригинальность и произвольность); - образное мышление.  | 
 - дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий соответствует реальной действительности; - в игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей; - происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений; - сверстники становятся для ребёнка более привлекательными партнёрами по игре, чем взрослый.  | 
 - продолжает развиваться грамматическая сторона речи; - речь становится более связной и последовательной; - происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со сверстниками; - дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?).  | 
 - поведение ребёнка уже не столь импульсивно и непосредственно, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. 
  | 
| 
 5-6  | 
 - продолжает развиваться: образное мышление, воображение (при условии проведения специальной работы по его активизации); - продолжают совершенствоваться: навыки обобщения; - восприятие цвета и их оттенков, промежуточных цветовых оттенков; формы прямоугольников, овалов, треугольников; - начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. 
  | 
 - дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли; - начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых; - при распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. 
  | 
 - продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона; - развивается связная речь, дети могут пересказывать, рассказывать по картинке; - дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них; - повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками, свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре. 
  | 
 - начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей; - в поведении дошкольников происходят качественные изменения: формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми; могут, не отвлекаясь, доводить до конца малопривлекательную работу; - происходят изменения в представлениях ребёнка о себе.  | 
| 
 6-7  | 
 - продолжает развиваться: восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков; - образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений затруднено; навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации; - внимание (оно становится произвольным). 
  | 
 - игровое пространство усложняется; - дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры; - способны отражать достаточно сложные социальные события; - в игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия; - дети могут по ходу игры брать на себя две роли; - могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре.  | 
 - в результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи; - значительно расширяется словарный запас за счёт использования обобщающих существительных, синонимов, антонимов; - дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей. 
  | 
 - расширяется мотивационная сфера за счёт развития социальных мотивов; - поведение начинает регулироваться представлениями о том, что хорошо и что плохо (появляется возможность эмоционально оценивать свои поступки); - общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. 
  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.