Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
pdf
13.05.2020
Для психолога
8.pdf


Коррекция агрессивного поведения у гиперактивных детей

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени МВ. Ломоносова»

Институт медико-биологических исследований

Коррекция агрессивного поведения у гиперактивных детей

МетоДические рекоменДации

Архангельск

2013

РекоменДовано к изДанию реДакционно-изДательским советом Северного (Арктцческого) феДерального университета

имени МВ, Ломоносова

Составители: Е.Ю. Сидорова, педагог-психолог Центра компетенций развития ребенка «Содействие» Института медико-био-

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

логических исследований САФУ имени МВ. Ломоносова;

Введение

4

М.Н. Панков, кандидат медицинских наук, доцент, руководитель Центра компетенций развития ребенка «Содействие» Института медико-биологических исследований САФУ имени МВ. Ломоносова

Тематический план занятий

Рецензенты: ЕЛ. Бочарова, доктор медицинских наук, доцент кафе-Занятие дры психиатрии и клинической психологии СГМУ; ЮС. джос, кандидат медицинских наук, доцент САФУ имени МВ. Ломоносова

Занятие

В методических рекомендациях представлен эффективный метод оптимизации воспитания и обучения гиперактивных детей с экстраверсивными нарушениями поведения — проведение групповых занятий с родителями по типу родительского клуба, Дано подробное описание каждого занятия.

Для студентов психолого-педагогических факультетов, а также для практикующих психологов образовательных И медвцинских учреждений.

С: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2013

3


ВВЕДЕНИЕ

Высокая агрессивность детей и подростков является одной из наиболее острых проблем не только в школе, но и в обществе в целом. По мнению специалистов, число детей с агрессивным поведением стремительно растет [Бреслав; Смирнова].

В многочисленных зарубежных исследованиях был выявлен повышенный риск развития агрессивного, делинквентного и других видов антисоциального поведения у детей с диагнозом СДВГ. Связь СДВГ' и агрессии многим кажется очевидной, но механизмы развития и характер этой связи до сих пор не имеют четких описаний. Одним из самых подтвержденных фактов в области детской психопатологии, является связь между проблемами агрессивного и антисоциального поведения у детей и семейными факторами риска [Коннор].

Для большинства детей главным источником живых примеров агрессивного поведения и психотравмирующих ситуаций является семья [Божович].


Огромное значение в становлении агрессивного поведения ребенка, как в семье, так и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают такие семейные факторы, как реакция родителей на нежелательное поведение ребенка, характер детско-родительских взаимоотношений и уровень семейной дисгармонии в целом [Бэрон, Ричардсон].

Появление и сохранение агрессивного и антисоциального поведения у детей и подростков является также следствием неадекватных приемов родительского воспитания. В исследованиях все чаще признается двунаправленность влияний в семейной социализации, связанной с агрессивным поведением ребенка, и в особенности гиперактивного. Такие характеристики ребенка, как темперамент, импульсивное реагирование, неустойчивость внимания и негативизм, могут сильно влиять на родительское поведение. Вполне вероятно, что отрицательная родительская тактика вос4

питания может во многом являться реакцией на неуправляемое, оппозиционное и агрессивное поведение, проявляемое ребенком [Коннор].

Таким образом, поведение детей может формировать реакции родителей, приемы их воспитания, а действия родителей — ухудшать поведение ребенка. Как прервать этот порочный круг?

Данные рекомендации являются обобщением современного отечественного и зарубежного опыта в области изучения и коррекции агрессивного поведения и гиперкинетических расстройств.

ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Гиперкинетические расстройства в МКБ-10 выделены в основные подгруппы: рубрика F-90.0 — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); F-90.1 — гиперкинетическое расстройство поведения. В дополнение к основным симптомам СДВГ по МКБ-10 (нарушение внимания и повышенная двигательная активность) называют выраженную импульсивность [Ремшмидт].


Возможность развития синдрома в рамках коморбидной патологии вызывает трудности дифференциальной диагностики, а следовательно и своевременной коррекции. Сочетание гиперкинетической симптоматики с другими экстраверсивными поведенческими отклонениями (агрессивностью, оппозиционным поведением) встречается наиболее часто. Стойкое и тяжелое отклонение в поведении, которое противоречит действующим в обществе принципам и социальным нормам, определяется как девиантное поведение [Ремшмидт]. Эта форма поведенческих девиаций представлена в МКБ-10 в рубрике F91 — «расстройство поведения» [Вострокнутов, Василевский, 2000]. Классификационная категория «гиперкинетическое расстройство поведения» отражает сочетание СДВГ и «расстройство поведения» (МКБ-1()).

Дети С сочетанным диагнозом «гиперкинетическое расстройство поведения» чаще всего имеют более неблагоприятный прогноз, поскольку демонстрируют более частое и более серьезное агрессивное, антисоциальное поведение, которое имеет очень высокие шансы сохраняться во времени [Коннор].

Данная проблема является междисциплинарной, и обсуждается роль многих этиологических факторов в развитии гиперкинетических расстройств. Считается, что это нейробиологическое нарушение, но степень тяжести, вид сопутствующей симптоматики и длительность ее проявления тесно связаны с воздействием окружакощей среды [Ремшмидт].

Риск развития у пациентов с расстройством поведения зависимости и делинквентности (нарушение законов государства) особенно высок. Частота таких отклонений у них выше, чем в популяции сверстников.

Сложное взаимодействие мноГиХ факторов в развитии девиантного поведения часто встречается у гиперактивных детей (см. рисунок). В большинстве случаев СДВГ становится острой пробле-


дефект, формируется в результате непонимания взрослыми свое-нарушений: 1) общие семейные нарушения (психопатология родиобразия гиперактивного ребенка, переживаемых им трудностейтелей, семейная нестабильность, антисоциальные семейные ценадаптации на почве измененного психофизиологического состоя-ности и случаи такого поведения в семье); 2) конкретные наруния организма. Стандартные подходы к воспитанию и обучению шения в воспитательной практике (слишком суровое воспитание, таких детей обнаруживают свою неэффективность уже на ранвзаимодействия с ребенком [Колосова], а это значит,недостаток присмотра и эмоциональной поддержки, различные них этапах стили воспитания у родителей) [Мэш, Вольф].

что разработка адекватных методов профилактики и коррекции В последнее время появляются данные, показывающие, что агрессивного поведения в данном случае имеет очень большуюнекоторые методы психотерапии детей и подростков с агрессивзначимость. ным поведением менее эффективны, чем семейные вмешательПрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей с  ства, а проведение терапии с агрессивными несовершеннолетниСДВГ должна включать комплекс мероприятий, т.е. быть особенно«муль-ми в групповой работе и вовсе не приносит желаемых результатов тимодальной» [Гончарова]. Специалисты считают, что [Коннор].

хорошо реагируют дети на изменение методов семейного воспи- Европейские протоколы оказания медицинской помощи детям тания после проведения коррекционно-образовательной работы с с гиперкинетическими расстройствами рассматривают образовародителями [Ремшмидт]. тельную работу с родителями в формате «первой линии» во всех Помощь специалистов состоит в основном, чтобы продемон- случаях СДВГ.


стрировать порочный круг во взаимоотношениях между роди-Таким образом, основная работа специалистов должна идти в телями и ребенком: как неадекватные воспитательные приемы, направлении семейных факторов и родительского воспитания. Нанапример применение принудительных и непоследовательныхми предлагается программа для педагогов-психологов по ведению дисциплинарных мер, а также низкий уровень положительногородительского клуба с описанием методов групповой работы, доучастия в жизни и занятиях детей могут усугублять их поведенче-казавшим свою эффективность на практике. ские проблемы. Специалисты способствуют тому, чтобы родители обращали внимание на социально приемлемые формы поведения их ребенка и усиливали их, осторожно и эффективно обращались с требованиями и нравоучениями и последовательно соблюдали правила семейного общения [Ремшмидт].

Семейное общение закладывает основы для формирования нравственных ценностей, которые являются социально-психологическими механизмами, сдерживающими агрессивность. Интернализованные моральные принципы и установки — это такие внутрипсихические силы, преобразующие агрессивность, что она может выражаться даже во внешне миролюбивых действиях, в стремлении овладеть ситуацией, в виде борьбы против собственной склонности к пассивному существованию [Налчаджян],

Практически не бывает какой-то одной внутрисемейной причины развития агрессивного поведения у ребенка, «скорее здесь имеют место процессы реципрокной множественной детерминации на всем протяжении развития» [Коннор]. Гиперкинетическое расстройство поведения — часто проблема не только ребенка. С расстройствами поведения у детей связаны два типа семейных

8

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙродителей к изменению тактики взаимодействия с ним. Родители учатся разрушать порочный круг принудительных интеракций Родительский клуб создается для приобретения родителямидля установления более позитивного, взаимно подкрепляющего знаний, умений и навыков в повышении эффективности родитель- Стиля общения с ребенком. В результате чего достигается эффект ского труда по обучению и воспитанию детей с целью профилак- гармонизации детско-родительских отношений. Домашние задатики и коррекции нежелательного поведения. ния служат стимулом для активности родителей, целенаправленЗанятия клуба проходят, как правило, раз в неделю, в один из  ной деятельности их во время занятий, творческого отношения и выходных дней примерно с 14 до 17 часов. Занятия проводит ди-  развития рефлексии.

пломированный специалист в области психологии, имеющий зна- Заключительную часть в структуре группового занятия составчительный опыт работы.ляет рефлексия. Она включает в себя выявление отношения участОрганизация работы клуба должна настраивать родителей наников к содержанию занятиЙ, методике проведения и организасерьезное отношение к занятиям. Групповые занятия должны про- ции, а таюке перспективное планирование: что я чувствовал(а) на ходить в закрытом помещении, куда не должны входить посторон-занятии, что больше всего понравилось и впечатлило, что хотение, телефоны должны быть выключены (после 1,5 часов занятия лось бы внести в структуру, содержание, организацию следующеперерыв 5-10 минут для необходимых звонков). Лучше оборудо-го занятия. Раздаточный материал, который остается у родителей вать комнату как тренинговый зал, потому что занятия включают и может использоваться для изучения в семье, может выдаваться элементы социально-психологического тренинга и различные ак-как на втором, так и на заключительном этапе. По итогам участия тивные игровые методы. Важна стабильность времени проведенияв каждом групповом занятии присутствующие получают «зачет». занятия, что дисциплинирует и является необходимым психолого- В конце последнего занятия родителям в торжественной обстапедагогическим условием для эффективной работы группы. новке вручаются почетные дипломы «Образцовый папа (мама)»



Каждое занятие состоит из вступительной, основной и заклю- или «Образцовая семья», а также происходит обсуждение необхочительной частей. димости разработки дальнейших индивидуальных программ для Вступительная часть включает в себя установление эмоци- семей, нуждающихся в этом. онально-доверительного контакта психолога с группой, блок упражнений, способствующий снятию напряжения участников, а также комплекс диагностических упражнений.

Основная часть (профилактическая работа с родителями) содержит: упражнения для сплочения группы и развитию группового мнения по отношению к проблеме, обсуждение наболевших вопросов по конкретным жизненным ситуациям, лекции и упражнения по разрешению основных поведенческих проблем детей.

На этом этапе родители приобретают знания, умения и навыки о способах поведения в различных ситуациях, моделируют отдельные аспекты взаимоотношений с ребенком и анализируют техники по преодолению трудностей в общении с ним. Групповая работа мотивирует родителей, обеспечивая позитивную структуру межличностной групповой поддержки: родители начинают верить в неограниченные возможности своего влияния. Осознание особенностей межличностных взаимоотношений дает родителям воз- можность понять причины конфликтности ребенка и стимулирует

10

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

Знакомство и объединение участников в группу. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Формирование представлений о работе родительского клуба. Выработка правил взаимодействия в группе.

Анонимное заполнение проблемного листа (Родителям предлагается чистый бланк, в котором они записывают проблемы, для разрешения которых им необходима помощь психолога). После окончания занятия эти проблемы будут внесены в общий проблемный лист и родители смогут познакомиться с его содержанием.

Диагностика и анализ особенностей семейного воспитания (АСВ методика).

Упражнения для снятия зажимов, блоков И формирования доверительных отношений.

ОбсужДение понятия «тратность», как педагогической позиции («Чем больше я трачусь (внутренне) на ребенка, тем больше он превзойдет меня»).

Минилекция:

1.                 Личная жизненная философия. Когда и как формируются жизненные приоритеты у ребенка?

2.                 Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирутощие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний у детей.

Наша задача: переключить свое внимание с фиксации на негативном поведении ребенка на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.

Обсуждение метоДов саморегуляции (работа с гневом).

 МетоД визуализации. Задача: «зажечь» побудительным мотивом сердца родителей, раскрыть потенциальные возможности семьи. Работа в тетраДях:

1.                 С кем живут вместе (дети, дедушки, бабушки и т.д.)? Условия проживания.

2.                 Прописывается конкретная, реальная цель (которая должна быть реалистичной и выполнимой).

12

З. Что зависит от родителей? Что находится под их контролем? Что они лично могут сделать, а что сделать не могут?

4.        Проверяем на сенсорном опыте (процедура очевидности): что конкретно они будут видеть, слышать и чувствовать в результате

достижения своей цели?

5.        Экология: сохраняет ли цель первоначальные позитивные побочные результаты. Проверьте, что все выгоды настоящего состояния сохраняются.

6. Цель находится в нужном контексте? Определите ситуации, для которых желаемое поведение является подходящим, и для которых оно таковым не является.

7.                       Какие ресурсы нужны для достижения цели?

8.                       Какие препятствия могут встретиться на вашем пути?

9.                       Определяем первые маленькие шаги, с которых родители начнут процесс реализации целей.

Во время занятий психолог отвечает на вопросы родителей и не говорит, что надо делать, а рассказывает на своем примере: «Когда у меня дети. я..

Упражнение «Идеальный ребенок — идеальный родитель».

Минилекция:

1. Типы отношений, которые можно выстроить со своими детьми. 2. Что значит правильное воспитание?

З. Неформальное безоценочное внимание — интерес к внутреннему миру ребенка (проявление любви к нему).

Упражнение «Рассказ о моем ребенке».

Рефлексия.

Домашнее заДание: за предстоящую неделю постараться установить новые отношения с детьми, основанные на уважении. 15 минут в день — «неформальное внимание» детям. Научиться замечать и описывать адекватное поведение ребенка, отбросив команды и критику.

Использовать с ребенком методику «Кинетический рисунок семыт, интерпретация результатов которой пройдет на следующем занятии.

Завести тетрадь для наблюдений, записей и выполнения домашних заданий.

Рекомендуемая литература: Шарма Р. «Воспитай в своем ребенке лидера» (М., 2005).

13


 

 

Занятие 2

Приветствие группы.

Анализ домашнего задания и возникших вопросов.

Упражнение «Комплименты».

ОбсужДение результатов домашнего задания, вопросов, возникших при проведении методики «Кинетический рисунок семыт. Интерпретация результатов.

Минианкета «Как я оцениваю себя как родителя? Как мой ребенок оценивает меня как родителя?»

Дискуссия на тему «Нравится ли Вам быть родителем?» Что именно в Ваших родительских функциях Вам нравиться больше всего и т.д. По итогам дискуссии, группа анализирует ответы.

Минилекция «Принципы воспитания детей». Упражнение телесно-ориентированной терапии.

Минилекция:

1.  Как оказывать поддержку ребенку?

2.  Предоставление права выбора.

З. Как установить границы дозволенного в отношениях с детьми?

Упражнение «Мой уникальный ребенок». Рефлексия,

Раздаточный материал: стихотворение Я. Корчака «Прислушаемся к советам своих детей».

Домашнее зас)ание; учимся оказывать поддержку, формируем у детей ответственное поведение с предоставлением права выбора, делаем записи в тетрадях наблюдений.

РекоменДуемая литература: Чопра Д. «Семь духовных законов для родителей» (Киев; М., 2003), Кэмпбелл Р «Как справляться с гневом ребенка» (СПб, 2002).

Занятие З

Приветст€ие родителей.

Анализ домашнего задания и возникших вопросов.

Дискуссия на тему «Возможности освоения человеческой культуры в условиях авторитарного стиля воспитания».

Упражнение «Письмо себе».

Минилекция «Овладение языком ”Я-высказывания” СЯ — сообщения”)»,

14

Упражнение на закрепление навыков «Я-высказывания».

Минилекция:

1.   Составление договора с ребенком (проявляем уважение).

2.   Конфликты, ненависть.

Упражнение «Переформулирование» («Что ты имеешь в виду?»). Анализ сводного проблемного листа, который был составлен родителями на первом занятии, обсуждение изменений, произошедших в детско-родительских отношениях за последнее время.

Рефлексия.

Домашнее заДание: составление эмоционального словаря для родителей и ведение дневника эмоций для детей.

РазДаточный материал для домашнего задания: бланки «Волшебная страна чувств» по развитию эмоционального интеллекта ребенка — для ведения дневника эмоций дома (цветом ребенок обозначает свое настроение дома, в школе, в детском саду).

РекоменДуемая литература: Кволс К. «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания» (СПб., 2006).

Занятие 4

Приветствие родителей и обсуждение того, какое у них настроение и что хорошего за минувшую неделю ЦРОЕВОИЈЛО в их жизни.

Анализ домашнего задания.

Дискуссия с родителями на тему «Психолого-педагогические особенности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста».      

Минилекция «Типы агрессии у детей и способы построения отношений».

Упражнение «Что я знаю о своем ребенке».

Минилекция:

1.   Ошибочные цели поведения — привлечение внимания, власть (борьба), месть (защита), избегание неудачи (уклонение).

2.   Экстренное педагогическое воздействие.

Упражнение «Ситуационное реагирование»,

Минилекция «Как помочь ребенку почувствовать свою состоятельность и установить нормальные отношения с вами (принятие, правильное слушание, признание, одобрение, теплые чувства)»; Упражнение «Белое — черное».

15

 


Рефлексия.

Домашнее заДание: перенести новый стиль общения на всех остальных людей (описать эмоции и чувства в дневнике наблюдений); также опираясь на новые знания, помочь ребенку углубить свои взаимоотношения с другими детьми.

РекоменДуемая литература: Кривцова СВ. «Учитель и проблемы дисциплины» (М., 2004).

Занятие 5

Приветствие группы.

Анализ домашнего задания.

Минилекция:

1. Развитие гиперактивного ребенка.

2. Игра в жизни ребенка.

З. Формирование у родителей навыков сотрудничества и недирективных взаимоотношений с ребенком. Упражнение «Эффективное общение».

Дискуссия на тему «Коммуникативная компетентность родителей в системе детско-родительских отношений».

Минилекция «Взрослые проблемы — детские обиды».

Упражнение на развитие навыков саморегуляции «Выдыхаем беспокойство, страх и напряжение».

Минилекция «Что можно сделать, чтобы не испортить ребенка».

Упражнение «Правильное реагирование». Мини,текция:

 1, Карманные деньги.

2. Игра в жизни ребенка.

РекоменДации: как устраивать праздники. Упражнения:

1.   «Я и мое настроение».

2.   «Исправление ошибочных фраз»,

З. «Зеркало».

 Заполнение анкеты «Оценка эффективности работы родительского клуба» и выяснение родительской оценки изменений, произошедшИХ в поведении их детей. С какими трудностями они столкнулись? Какие проблемы стали для них разрешимыми? Смотрим рабочие тетради: достигнута ли цель первого занятия?).

16

ПоДвеДение итогов: родители вспоминают важные опорные пункты в воспитании детей, которые им больше всего нравятся. Обмен мнениями, пожеланиями и напутствиями на будущее,

Вручение почетных Дипломов «Образцовый папа (мама)» или «Образцовая семья», а также обсуждение необходимости разработки дальнейших индивидуальных программ для семей, нуждающихся в этом.

РазДаточный материал: «Раскаяние отца»,

РекоменДуемая литература: Лютова Е.К., Монина ГБ. «Трениш- эффективного взаимодействия с детьми» (СПб, 2001).


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1, Божович ЛИ. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. ДИ. Фельдштейна, — М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. — 352 с.

2. Бреслав ГЭ. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. — СПб.: Речь, 2004, — 144 с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2000. — 350 с.

4. Вострокнутов Н.В„ Василевский В.Г., Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Российский психиатрический журнал.

2000. - № 2. -с. 12-14.

5, Гончарова О.В., Профилактика й коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей. — URL: www.mednet.ru/ru/ zdorovyj-obraz-zhizni/profilaktika/profilaktika-zabolevanij-u-detej/ pr061aktika-psixicheskix-rasstrojstv (дата обращения: 2.07.2013),

6. Емельянцева ТА. Гиперкинетические расстройства у детей: психообразовательная программа для родителей: пособие для психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов. — Минск, 201 О. — 37 с.

7. Колосова СЛ. Детская агрессия. — СПб: Питер, 2008.—224 с.

8.             Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей подростков. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 286 с.

9.             Кривцова СВ. Учитель и проблемы дисциплины. — М.: Генезис, 2004.-135 с.

10.          Кэмпбелл р. Как справляться с гневом ребенка. — СПб.: Мирт, 2002.- ПО с.

11.          Лацис ГА. Здоровье всей семьи. Полная энциклопедия. — СПб.: весь, 2003.-720 с.

12.          Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб: Речь, 2001.-189 с,

13. МКБ — Международная классификация болезней 10-го пересмотра Расстройства поведения (F-91). — URL: http://mkb-l().com/index. php?pid=4447 (дата обращения: 22.06.2013).

 14. Мэш О, Вольф Д. DSM-IV-TR: Основные характеристики. Детская патопсихология. — URL: http:'/www.psyinst.ru/¶ibrary.php?part=article&id= 2361 (дата обращения: 20.06.2013).

15. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография / А.В. Грибанов (отв. ред.) [и др.]. — Архангельск: Поморский ун-т, 2009. — 242 с.

16. Панков М.Н., Подоплекин А.Н., Афанасенкова НВ. Психофизиологические особенности детей с СДВГ с эмоциональной лабильностью Новые исследования. — 2006. — N2 2 (10). — С. 141—148.

18

17.      Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия. — М.: ЭксмоПресс, 2001.-624 с,

18.      Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведепия у детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 160 с.

19.      Чопра Д. Семь духовных законов для родйтелей. — Киев: София; М.: Гелиос, 2003. - 160 с.

20.      Шарма Р. Воспитай лидера в своем ребенке, — М.; София, 2005.

288 с


 

Коррекция агрессивного поведения у гиперактивных детей

МетоДические рекоменДации

Составители: Сидорова Елена Юрьевна,

Панков Михаид Николаевич

Редактор И. М. КуДрявина

Оригинал-макет СВ. Пантелеевой

Подписано в печать 14.11.2013. Формат 60х84/16Усл. печ. д. 1,16. Тираж 200 экз. Заказ № 2013

Издательско-полиграфический центр имени В.Н. Булатова

ФГАОУ ВПО САФУ

163060, г. Архангельск, ул, Урицкого, д. 56

Коррекция агрессивного поведения у гиперактивных детей

Коррекция агрессивного поведения у гиперактивных детей

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени

Составители: Е.Ю. Сидорова, педагог-психолог

Составители: Е.Ю. Сидорова, педагог-психолог

С: Северный (Арктический) федеральный университет им

С: Северный (Арктический) федеральный университет им

ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С

ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С

РОДИТЕЛЯМИ Гиперкинетические расстройства в

РОДИТЕЛЯМИ Гиперкинетические расстройства в

Таким образом, основная работа специалистов должна идти в телями и ребенком: как неадекватные воспитательные приемы, направлении семейных факторов и родительского воспитания

Таким образом, основная работа специалистов должна идти в телями и ребенком: как неадекватные воспитательные приемы, направлении семейных факторов и родительского воспитания

Каждое занятие состоит из вступительной, основной и заклю- или «Образцовая семья», а также происходит обсуждение необхочительной частей

Каждое занятие состоит из вступительной, основной и заклю- или «Образцовая семья», а также происходит обсуждение необхочительной частей

Для психолога

Для психолога

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ Занятие 1

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ Занятие 1

Для психолога

Для психолога

Для психолога

Для психолога

Занятие 2 Приветствие группы

Занятие 2 Приветствие группы

Для психолога

Для психолога

Рефлексия. Домашнее заДание: перенести новый стиль общения на всех остальных людей (описать эмоции и чувства в дневнике наблюдений); также опираясь на новые знания, помочь ребенку…

Рефлексия. Домашнее заДание: перенести новый стиль общения на всех остальных людей (описать эмоции и чувства в дневнике наблюдений); также опираясь на новые знания, помочь ребенку…

Для психолога

Для психолога

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1, Божович

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1, Божович

Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия

Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия

Для психолога

Для психолога

Коррекция агрессивного поведения у гиперактивных детей

Коррекция агрессивного поведения у гиперактивных детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2020