Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени МВ. Ломоносова»
Институт медико-биологических исследований
Коррекция агрессивного поведения у гиперактивных детей
МетоДические рекоменДации
Архангельск
2013
РекоменДовано к изДанию реДакционно-изДательским советом Северного (Арктцческого) феДерального университета
имени МВ, Ломоносова
Составители: Е.Ю. Сидорова, педагог-психолог Центра компетенций развития ребенка «Содействие» Института медико-био- |
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
логических исследований САФУ имени МВ. Ломоносова; |
Введение |
4 |
М.Н. Панков, кандидат медицинских наук, доцент, руководитель Центра компетенций развития ребенка «Содействие» Института медико-биологических исследований САФУ имени МВ. Ломоносова
Тематический план занятий
Рецензенты: ЕЛ. Бочарова, доктор медицинских наук, доцент кафе-Занятие дры психиатрии и клинической психологии СГМУ; ЮС. джос, кандидат медицинских наук, доцент САФУ имени МВ. Ломоносова
Занятие
В методических рекомендациях представлен эффективный метод оптимизации воспитания и обучения гиперактивных детей с экстраверсивными нарушениями поведения — проведение групповых занятий с родителями по типу родительского клуба, Дано подробное описание каждого занятия.
Для студентов психолого-педагогических факультетов, а также для практикующих психологов образовательных И медвцинских учреждений.
С: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2013
3
ВВЕДЕНИЕ
Высокая агрессивность детей и подростков является одной из наиболее острых проблем не только в школе, но и в обществе в целом. По мнению специалистов, число детей с агрессивным поведением стремительно растет [Бреслав; Смирнова].
В многочисленных зарубежных исследованиях был выявлен повышенный риск развития агрессивного, делинквентного и других видов антисоциального поведения у детей с диагнозом СДВГ. Связь СДВГ' и агрессии многим кажется очевидной, но механизмы развития и характер этой связи до сих пор не имеют четких описаний. Одним из самых подтвержденных фактов в области детской психопатологии, является связь между проблемами агрессивного и антисоциального поведения у детей и семейными факторами риска [Коннор].
Для большинства детей главным источником живых примеров агрессивного поведения и психотравмирующих ситуаций является семья [Божович].
Появление и сохранение агрессивного и антисоциального поведения у детей и подростков является также следствием неадекватных приемов родительского воспитания. В исследованиях все чаще признается двунаправленность влияний в семейной социализации, связанной с агрессивным поведением ребенка, и в особенности гиперактивного. Такие характеристики ребенка, как темперамент, импульсивное реагирование, неустойчивость внимания и негативизм, могут сильно влиять на родительское поведение. Вполне вероятно, что отрицательная родительская тактика вос4
питания может во многом являться реакцией на неуправляемое, оппозиционное и агрессивное поведение, проявляемое ребенком [Коннор].
Таким образом, поведение детей может формировать реакции родителей, приемы их воспитания, а действия родителей — ухудшать поведение ребенка. Как прервать этот порочный круг?
Данные рекомендации являются обобщением
современного отечественного и зарубежного опыта в области изучения и коррекции
агрессивного поведения и гиперкинетических расстройств.
ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Гиперкинетические расстройства в МКБ-10 выделены в основные подгруппы: рубрика F-90.0 — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); F-90.1 — гиперкинетическое расстройство поведения. В дополнение к основным симптомам СДВГ по МКБ-10 (нарушение внимания и повышенная двигательная активность) называют выраженную импульсивность [Ремшмидт].
Дети С сочетанным диагнозом «гиперкинетическое расстройство поведения» чаще всего имеют более неблагоприятный прогноз, поскольку демонстрируют более частое и более серьезное агрессивное, антисоциальное поведение, которое имеет очень высокие шансы сохраняться во времени [Коннор].
Данная проблема является междисциплинарной, и обсуждается роль многих этиологических факторов в развитии гиперкинетических расстройств. Считается, что это нейробиологическое нарушение, но степень тяжести, вид сопутствующей симптоматики и длительность ее проявления тесно связаны с воздействием окружакощей среды [Ремшмидт].
Риск развития у пациентов с расстройством поведения зависимости и делинквентности (нарушение законов государства) особенно высок. Частота таких отклонений у них выше, чем в популяции сверстников.
Сложное взаимодействие мноГиХ факторов в развитии девиантного поведения часто встречается у гиперактивных детей (см. рисунок). В большинстве случаев СДВГ становится острой пробле-
дефект, формируется в результате непонимания взрослыми свое-нарушений: 1) общие семейные нарушения (психопатология родиобразия гиперактивного ребенка, переживаемых им трудностейтелей, семейная нестабильность, антисоциальные семейные ценадаптации на почве измененного психофизиологического состоя-ности и случаи такого поведения в семье); 2) конкретные наруния организма. Стандартные подходы к воспитанию и обучению шения в воспитательной практике (слишком суровое воспитание, таких детей обнаруживают свою неэффективность уже на ранвзаимодействия с ребенком [Колосова], а это значит,недостаток присмотра и эмоциональной поддержки, различные них этапах стили воспитания у родителей) [Мэш, Вольф].
что разработка адекватных методов профилактики и коррекции В последнее время появляются данные, показывающие, что агрессивного поведения в данном случае имеет очень большуюнекоторые методы психотерапии детей и подростков с агрессивзначимость. ным поведением менее эффективны, чем семейные вмешательПрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей с ства, а проведение терапии с агрессивными несовершеннолетниСДВГ должна включать комплекс мероприятий, т.е. быть особенно«муль-ми в групповой работе и вовсе не приносит желаемых результатов тимодальной» [Гончарова]. Специалисты считают, что [Коннор].
хорошо реагируют дети на изменение методов семейного воспи- Европейские протоколы оказания медицинской помощи детям тания после проведения коррекционно-образовательной работы с с гиперкинетическими расстройствами рассматривают образовародителями [Ремшмидт]. тельную работу с родителями в формате «первой линии» во всех Помощь специалистов состоит в основном, чтобы продемон- случаях СДВГ.
Семейное общение закладывает основы для формирования нравственных ценностей, которые являются социально-психологическими механизмами, сдерживающими агрессивность. Интернализованные моральные принципы и установки — это такие внутрипсихические силы, преобразующие агрессивность, что она может выражаться даже во внешне миролюбивых действиях, в стремлении овладеть ситуацией, в виде борьбы против собственной склонности к пассивному существованию [Налчаджян],
Практически не бывает какой-то одной внутрисемейной причины развития агрессивного поведения у ребенка, «скорее здесь имеют место процессы реципрокной множественной детерминации на всем протяжении развития» [Коннор]. Гиперкинетическое расстройство поведения — часто проблема не только ребенка. С расстройствами поведения у детей связаны два типа семейных
8
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙродителей к изменению тактики взаимодействия с ним. Родители учатся разрушать порочный круг принудительных интеракций Родительский клуб создается для приобретения родителямидля установления более позитивного, взаимно подкрепляющего знаний, умений и навыков в повышении эффективности родитель- Стиля общения с ребенком. В результате чего достигается эффект ского труда по обучению и воспитанию детей с целью профилак- гармонизации детско-родительских отношений. Домашние задатики и коррекции нежелательного поведения. ния служат стимулом для активности родителей, целенаправленЗанятия клуба проходят, как правило, раз в неделю, в один из ной деятельности их во время занятий, творческого отношения и выходных дней примерно с 14 до 17 часов. Занятия проводит ди- развития рефлексии.
пломированный специалист в области психологии, имеющий зна- Заключительную часть в структуре группового занятия составчительный опыт работы.ляет рефлексия. Она включает в себя выявление отношения участОрганизация работы клуба должна настраивать родителей наников к содержанию занятиЙ, методике проведения и организасерьезное отношение к занятиям. Групповые занятия должны про- ции, а таюке перспективное планирование: что я чувствовал(а) на ходить в закрытом помещении, куда не должны входить посторон-занятии, что больше всего понравилось и впечатлило, что хотение, телефоны должны быть выключены (после 1,5 часов занятия лось бы внести в структуру, содержание, организацию следующеперерыв 5-10 минут для необходимых звонков). Лучше оборудо-го занятия. Раздаточный материал, который остается у родителей вать комнату как тренинговый зал, потому что занятия включают и может использоваться для изучения в семье, может выдаваться элементы социально-психологического тренинга и различные ак-как на втором, так и на заключительном этапе. По итогам участия тивные игровые методы. Важна стабильность времени проведенияв каждом групповом занятии присутствующие получают «зачет». занятия, что дисциплинирует и является необходимым психолого- В конце последнего занятия родителям в торжественной обстапедагогическим условием для эффективной работы группы. новке вручаются почетные дипломы «Образцовый папа (мама)»
Основная часть (профилактическая работа с родителями) содержит: упражнения для сплочения группы и развитию группового мнения по отношению к проблеме, обсуждение наболевших вопросов по конкретным жизненным ситуациям, лекции и упражнения по разрешению основных поведенческих проблем детей.
На этом этапе родители приобретают знания, умения и навыки о способах поведения в различных ситуациях, моделируют отдельные аспекты взаимоотношений с ребенком и анализируют техники по преодолению трудностей в общении с ним. Групповая работа мотивирует родителей, обеспечивая позитивную структуру межличностной групповой поддержки: родители начинают верить в неограниченные возможности своего влияния. Осознание особенностей межличностных взаимоотношений дает родителям воз- можность понять причины конфликтности ребенка и стимулирует
10
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ Занятие 1 Знакомство и объединение участников в группу. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Формирование представлений о работе родительского клуба. Выработка правил взаимодействия в группе. Анонимное заполнение проблемного листа (Родителям предлагается чистый бланк, в котором они записывают проблемы, для разрешения которых им необходима помощь психолога). После окончания занятия эти проблемы будут внесены в общий проблемный лист и родители смогут познакомиться с его содержанием. Диагностика и анализ особенностей семейного воспитания (АСВ методика). Упражнения для снятия зажимов, блоков И формирования доверительных отношений. ОбсужДение понятия «тратность», как педагогической позиции («Чем больше я трачусь (внутренне) на ребенка, тем больше он превзойдет меня»). Минилекция: 1. Личная жизненная философия. Когда и как формируются жизненные приоритеты у ребенка? 2. Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирутощие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний у детей. Наша задача: переключить свое внимание с фиксации на негативном поведении ребенка на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей. Обсуждение метоДов саморегуляции (работа с гневом). МетоД визуализации. Задача: «зажечь» побудительным мотивом сердца родителей, раскрыть потенциальные возможности семьи. Работа в тетраДях: 1. С кем живут вместе (дети, дедушки, бабушки и т.д.)? Условия проживания. 2. Прописывается конкретная, реальная цель (которая должна быть реалистичной и выполнимой). 12 |
З. Что зависит от родителей? Что находится под их контролем? Что они лично могут сделать, а что сделать не могут? 4. Проверяем на сенсорном опыте (процедура очевидности): что конкретно они будут видеть, слышать и чувствовать в результате достижения своей цели? 5. Экология: сохраняет ли цель первоначальные позитивные побочные результаты. Проверьте, что все выгоды настоящего состояния сохраняются. 6. Цель находится в нужном контексте? Определите ситуации, для которых желаемое поведение является подходящим, и для которых оно таковым не является. 7. Какие ресурсы нужны для достижения цели? 8. Какие препятствия могут встретиться на вашем пути? 9. Определяем первые маленькие шаги, с которых родители начнут процесс реализации целей. Во время занятий психолог отвечает на вопросы родителей и не говорит, что надо делать, а рассказывает на своем примере: «Когда у меня дети. я.. Упражнение «Идеальный ребенок — идеальный родитель». Минилекция: 1. Типы отношений, которые можно выстроить со своими детьми. 2. Что значит правильное воспитание? З. Неформальное безоценочное внимание — интерес к внутреннему миру ребенка (проявление любви к нему). Упражнение «Рассказ о моем ребенке». Рефлексия. Домашнее заДание: за предстоящую неделю постараться установить новые отношения с детьми, основанные на уважении. 15 минут в день — «неформальное внимание» детям. Научиться замечать и описывать адекватное поведение ребенка, отбросив команды и критику. Использовать с ребенком методику «Кинетический рисунок семыт, интерпретация результатов которой пройдет на следующем занятии. Завести тетрадь для наблюдений, записей и выполнения домашних заданий. Рекомендуемая литература: Шарма Р. «Воспитай в своем ребенке лидера» (М., 2005). 13 |
|
|
Занятие 2 Приветствие группы. Анализ домашнего задания и возникших вопросов. Упражнение «Комплименты». ОбсужДение результатов домашнего задания, вопросов, возникших при проведении методики «Кинетический рисунок семыт. Интерпретация результатов. Минианкета «Как я оцениваю себя как родителя? Как мой ребенок оценивает меня как родителя?» Дискуссия на тему «Нравится ли Вам быть родителем?» Что именно в Ваших родительских функциях Вам нравиться больше всего и т.д. По итогам дискуссии, группа анализирует ответы. Минилекция «Принципы воспитания детей». Упражнение телесно-ориентированной терапии. Минилекция: 1. Как оказывать поддержку ребенку? 2. Предоставление права выбора. З. Как установить границы дозволенного в отношениях с детьми? Упражнение «Мой уникальный ребенок». Рефлексия, Раздаточный материал: стихотворение Я. Корчака «Прислушаемся к советам своих детей». Домашнее зас)ание; учимся оказывать поддержку, формируем у детей ответственное поведение с предоставлением права выбора, делаем записи в тетрадях наблюдений. РекоменДуемая литература: Чопра Д. «Семь духовных законов для родителей» (Киев; М., 2003), Кэмпбелл Р «Как справляться с гневом ребенка» (СПб, 2002). Занятие З Приветст€ие родителей. Анализ домашнего задания и возникших вопросов. Дискуссия на тему «Возможности освоения человеческой культуры в условиях авторитарного стиля воспитания». Упражнение «Письмо себе». Минилекция «Овладение языком ”Я-высказывания” СЯ — сообщения”)», 14 |
Упражнение на закрепление навыков «Я-высказывания». Минилекция: 1. Составление договора с ребенком (проявляем уважение). 2. Конфликты, ненависть. Упражнение «Переформулирование» («Что ты имеешь в виду?»). Анализ сводного проблемного листа, который был составлен родителями на первом занятии, обсуждение изменений, произошедших в детско-родительских отношениях за последнее время. Рефлексия. Домашнее заДание: составление эмоционального словаря для родителей и ведение дневника эмоций для детей. РазДаточный материал для домашнего задания: бланки «Волшебная страна чувств» по развитию эмоционального интеллекта ребенка — для ведения дневника эмоций дома (цветом ребенок обозначает свое настроение дома, в школе, в детском саду). РекоменДуемая литература: Кволс К. «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания» (СПб., 2006). Занятие 4 Приветствие родителей и обсуждение того, какое у них настроение и что хорошего за минувшую неделю ЦРОЕВОИЈЛО в их жизни. Анализ домашнего задания. Дискуссия с родителями на тему «Психолого-педагогические особенности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста». Минилекция «Типы агрессии у детей и способы построения отношений». Упражнение «Что я знаю о своем ребенке». Минилекция: 1. Ошибочные цели поведения — привлечение внимания, власть (борьба), месть (защита), избегание неудачи (уклонение). 2. Экстренное педагогическое воздействие. Упражнение «Ситуационное реагирование», Минилекция «Как помочь ребенку почувствовать свою состоятельность и установить нормальные отношения с вами (принятие, правильное слушание, признание, одобрение, теплые чувства)»; Упражнение «Белое — черное». 15 |
Рефлексия.
Домашнее заДание: перенести новый стиль общения на всех остальных людей (описать эмоции и чувства в дневнике наблюдений); также опираясь на новые знания, помочь ребенку углубить свои взаимоотношения с другими детьми.
РекоменДуемая литература: Кривцова СВ. «Учитель и проблемы дисциплины» (М., 2004).
Занятие 5
Приветствие группы.
Анализ домашнего задания.
Минилекция:
1. Развитие гиперактивного ребенка.
2. Игра в жизни ребенка.
З. Формирование у родителей навыков сотрудничества и недирективных взаимоотношений с ребенком. Упражнение «Эффективное общение».
Дискуссия на тему «Коммуникативная компетентность родителей в системе детско-родительских отношений».
Минилекция «Взрослые проблемы — детские обиды».
Упражнение на развитие навыков саморегуляции «Выдыхаем беспокойство, страх и напряжение».
Минилекция «Что можно сделать, чтобы не испортить ребенка».
Упражнение «Правильное реагирование». Мини,текция:
1, Карманные деньги.
2. Игра в жизни ребенка.
РекоменДации: как устраивать праздники. Упражнения:
1. «Я и мое настроение».
2. «Исправление ошибочных фраз»,
З. «Зеркало».
Заполнение анкеты «Оценка эффективности работы родительского клуба» и выяснение родительской оценки изменений, произошедшИХ в поведении их детей. С какими трудностями они столкнулись? Какие проблемы стали для них разрешимыми? Смотрим рабочие тетради: достигнута ли цель первого занятия?).
16
ПоДвеДение итогов: родители вспоминают важные опорные пункты в воспитании детей, которые им больше всего нравятся. Обмен мнениями, пожеланиями и напутствиями на будущее,
Вручение почетных Дипломов «Образцовый папа (мама)» или «Образцовая семья», а также обсуждение необходимости разработки дальнейших индивидуальных программ для семей, нуждающихся в этом.
РазДаточный материал: «Раскаяние отца»,
РекоменДуемая литература: Лютова Е.К., Монина ГБ. «Трениш- эффективного взаимодействия с детьми» (СПб, 2001).
|
|
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1, Божович ЛИ. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. ДИ. Фельдштейна, — М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. — 352 с. 2. Бреслав ГЭ. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. — СПб.: Речь, 2004, — 144 с. 3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2000. — 350 с. 4. Вострокнутов Н.В„ Василевский В.Г., Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Российский психиатрический журнал. 2000. - № 2. -с. 12-14. 5, Гончарова О.В., Профилактика й коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей. — URL: www.mednet.ru/ru/ zdorovyj-obraz-zhizni/profilaktika/profilaktika-zabolevanij-u-detej/ pr061aktika-psixicheskix-rasstrojstv (дата обращения: 2.07.2013), 6. Емельянцева ТА. Гиперкинетические расстройства у детей: психообразовательная программа для родителей: пособие для психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов. — Минск, 201 О. — 37 с. 7. Колосова СЛ. Детская агрессия. — СПб: Питер, 2008.—224 с. 8. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей подростков. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 286 с. 9. Кривцова СВ. Учитель и проблемы дисциплины. — М.: Генезис, 2004.-135 с. 10. Кэмпбелл р. Как справляться с гневом ребенка. — СПб.: Мирт, 2002.- ПО с. 11. Лацис ГА. Здоровье всей семьи. Полная энциклопедия. — СПб.: весь, 2003.-720 с. 12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб: Речь, 2001.-189 с, 13. МКБ — Международная классификация болезней 10-го пересмотра Расстройства поведения (F-91). — URL: http://mkb-l().com/index. php?pid=4447 (дата обращения: 22.06.2013). 14. Мэш О, Вольф Д. DSM-IV-TR: Основные характеристики. Детская патопсихология. — URL: http:'/www.psyinst.ru/¶ibrary.php?part=article&id= 2361 (дата обращения: 20.06.2013). 15. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография / А.В. Грибанов (отв. ред.) [и др.]. — Архангельск: Поморский ун-т, 2009. — 242 с. 16. Панков М.Н., Подоплекин А.Н., Афанасенкова НВ. Психофизиологические особенности детей с СДВГ с эмоциональной лабильностью Новые исследования. — 2006. — N2 2 (10). — С. 141—148. 18 |
17. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия. — М.: ЭксмоПресс, 2001.-624 с, 18. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведепия у детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 160 с. 19. Чопра Д. Семь духовных законов для родйтелей. — Киев: София; М.: Гелиос, 2003. - 160 с. 20. Шарма Р. Воспитай лидера в своем ребенке, — М.; София, 2005. 288 с |
Коррекция агрессивного поведения у гиперактивных детей
МетоДические рекоменДации
Составители: Сидорова Елена Юрьевна,
Панков Михаид Николаевич
Редактор И. М. КуДрявина
Оригинал-макет СВ. Пантелеевой
Подписано в печать 14.11.2013. Формат 60х84/16Усл. печ. д. 1,16. Тираж 200 экз. Заказ № 2013
Издательско-полиграфический центр имени В.Н. Булатова
163060, г. Архангельск, ул, Урицкого, д. 56
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.