![]() |
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный
университет имени МВ. Ломоносова»
Институт медико-биологических исследований
Коррекция
агрессивного поведения у гиперактивных детей
МетоДические рекоменДации
Архангельск
2013
РекоменДовано к изДанию реДакционно-изДательским советом Северного (Арктцческого) феДерального университета
имени МВ, Ломоносова
Составители: Е.Ю. Сидорова, педагог-психолог Центра компетенций развития ребенка «Содействие» Института медико-био- |
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
|
Введение |
4 |
М.Н. Панков, кандидат медицинских
наук, доцент, руководитель Центра компетенций развития ребенка «Содействие»
Института медико-биологических исследований САФУ имени МВ. Ломоносова
Тематический план занятий
Рецензенты: ЕЛ. Бочарова, доктор
медицинских наук, доцент кафе-Занятие дры психиатрии и клинической психологии
СГМУ; ЮС. джос, кандидат медицинских наук, доцент САФУ имени МВ. Ломоносова
Занятие
В методических рекомендациях представлен эффективный метод оптимизации воспитания и обучения гиперактивных детей с экстраверсивными нарушениями поведения — проведение групповых занятий с родителями по типу родительского клуба, Дано подробное описание каждого занятия.
Для студентов психолого-педагогических
факультетов, а также для практикующих психологов образовательных И медвцинских
учреждений.
С: Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2013
3
ВВЕДЕНИЕ
Высокая агрессивность детей и подростков является одной из наиболее острых проблем не только в школе, но и в обществе в целом. По мнению специалистов, число детей с агрессивным поведением стремительно растет [Бреслав; Смирнова].
В многочисленных
зарубежных исследованиях был выявлен повышенный риск развития агрессивного,
делинквентного и других видов антисоциального поведения у детей с диагнозом
СДВГ. Связь СДВГ' и агрессии многим кажется очевидной, но механизмы развития и
характер этой связи до сих пор не имеют четких описаний. Одним из самых
подтвержденных фактов в области детской психопатологии, является связь между
проблемами агрессивного и антисоциального поведения у детей и семейными
факторами риска [Коннор].
Для большинства детей главным источником живых примеров агрессивного поведения и психотравмирующих ситуаций является семья [Божович].
![]() |
Появление и сохранение агрессивного и антисоциального поведения у детей и подростков является также следствием неадекватных приемов родительского воспитания. В исследованиях все чаще признается двунаправленность влияний в семейной социализации, связанной с агрессивным поведением ребенка, и в особенности гиперактивного. Такие характеристики ребенка, как темперамент, импульсивное реагирование, неустойчивость внимания и негативизм, могут сильно влиять на родительское поведение. Вполне вероятно, что отрицательная родительская тактика вос4
питания может во многом являться реакцией на неуправляемое, оппозиционное и агрессивное поведение, проявляемое ребенком [Коннор].
Таким образом,
поведение детей может формировать реакции родителей, приемы их воспитания, а
действия родителей — ухудшать поведение ребенка. Как прервать этот порочный
круг?
Данные рекомендации являются обобщением
современного отечественного и зарубежного опыта в области изучения и коррекции
агрессивного поведения и гиперкинетических расстройств.
ОСНОВЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Гиперкинетические расстройства в МКБ-10 выделены в основные подгруппы: рубрика F-90.0 — синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); F-90.1 — гиперкинетическое расстройство поведения. В дополнение к основным симптомам СДВГ по МКБ-10 (нарушение внимания и повышенная двигательная активность) называют выраженную импульсивность [Ремшмидт].
![]() |
Дети С сочетанным диагнозом «гиперкинетическое расстройство поведения» чаще всего имеют более неблагоприятный прогноз, поскольку демонстрируют более частое и более серьезное агрессивное, антисоциальное поведение, которое имеет очень высокие шансы сохраняться во времени [Коннор].
Данная проблема является
междисциплинарной, и обсуждается роль многих этиологических факторов в развитии
гиперкинетических расстройств. Считается, что это нейробиологическое нарушение,
но степень тяжести, вид сопутствующей симптоматики и длительность ее проявления
тесно связаны с воздействием окружакощей среды [Ремшмидт].
Риск развития у пациентов с расстройством
поведения зависимости и делинквентности (нарушение законов государства)
особенно высок. Частота таких отклонений у них выше, чем в популяции
сверстников.
Сложное взаимодействие мноГиХ факторов в развитии девиантного поведения часто встречается у гиперактивных детей (см. рисунок). В большинстве случаев СДВГ становится острой пробле-
дефект, формируется в результате непонимания взрослыми
свое-нарушений: 1) общие семейные нарушения (психопатология родиобразия
гиперактивного ребенка, переживаемых им трудностейтелей, семейная нестабильность,
антисоциальные семейные ценадаптации на почве измененного психофизиологического
состоя-ности и случаи такого поведения в семье); 2) конкретные наруния
организма. Стандартные подходы к воспитанию и обучению шения в воспитательной
практике (слишком суровое воспитание,
таких детей обнаруживают свою
неэффективность уже на ран
взаимодействия с ребенком [Колосова], а
это значит,недостаток присмотра и эмоциональной поддержки, различные них этапах
стили воспитания у родителей) [Мэш, Вольф].
что разработка адекватных методов
профилактики и коррекции В последнее время появляются данные, показывающие, что
агрессивного
поведения в данном случае имеет очень большуюнекоторые методы психотерапии
детей и подростков с агрессивзначимость. ным поведением менее эффективны, чем
семейные вмешательПрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей с
ства,
а проведение терапии с агрессивными несовершеннолетниСДВГ должна включать
комплекс мероприятий, т.е. быть особенно«муль-ми в групповой работе и вовсе не
приносит желаемых результатов
тимодальной» [Гончарова]. Специалисты
считают, что
[Коннор].
хорошо реагируют дети
на изменение методов семейного воспи- Европейские протоколы оказания
медицинской помощи детям тания после проведения коррекционно-образовательной работы
с
с гиперкинетическими расстройствами рассматривают образова
родителями
[Ремшмидт]. тельную работу с родителями в формате «первой линии» во всех
Помощь
специалистов состоит в основном, чтобы продемон- случаях СДВГ.
![]() |
Семейное общение
закладывает основы для формирования нравственных ценностей, которые являются
социально-психологическими механизмами, сдерживающими агрессивность. Ин
тернализованные
моральные принципы и установки — это такие внутрипсихические силы,
преобразующие агрессивность, что она может выражаться даже во внешне
миролюбивых действиях, в стремлении овладеть ситуацией, в виде борьбы против
собственной склонности к пассивному существованию [Налчаджян],
Практически не бывает какой-то одной внутрисемейной причины развития агрессивного поведения у ребенка, «скорее здесь имеют место процессы реципрокной множественной детерминации на всем протяжении развития» [Коннор]. Гиперкинетическое расстройство поведения — часто проблема не только ребенка. С расстройствами поведения у детей связаны два типа семейных
8
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ:
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙродителей к изменению тактики взаимодействия с ним. Родители
учатся разрушать порочный круг принудительных интеракций Родительский клуб
создается для приобретения родителямидля установления более позитивного,
взаимно подкрепляющего
знаний, умений и навыков в повышении
эффективности родитель- Стиля общения с ребенком. В результате чего достигается
эффект
ского труда по обучению и воспитанию детей
с целью профилак- гармонизации детско-родительских отношений. Домашние задатики
и коррекции нежелательного поведения. ния служат стимулом для активности
родителей, целенаправлен
Занятия клуба проходят, как правило, раз в
неделю, в один из
ной деятельности их во время занятий,
творческого отношения и выходных дней примерно с 14 до 17 часов. Занятия
проводит ди-
развития рефлексии.
пломированный специалист в области психологии, имеющий
зна- Заключительную часть в структуре группового занятия составчительный опыт
работы.ляет рефлексия. Она включает в себя выявление отношения участОрганизация
работы клуба должна настраивать родителей наников к содержанию занятиЙ,
методике проведения и организасерьезное отношение к занятиям. Групповые занятия
должны про- ции, а таюке перспективное планирование: что я чувствовал(а) на
ходить
в закрытом помещении, куда не должны входить посторон-занятии, что больше всего
понравилось и впечатлило, что хотение, телефоны должны быть выключены (после
1,5 часов занятия
лось бы внести в структуру, содержание,
организацию следующеперерыв 5-10 минут для необходимых звонков). Лучше
оборудо-го занятия. Раздаточный материал, который остается у родителей вать
комнату как тренинговый зал, потому что занятия включают и может использоваться
для изучения в семье, может выдаваться
элементы социально-психологического
тренинга и различные ак-как на втором, так и на заключительном этапе. По итогам
участия тивные игровые методы. Важна стабильность времени проведенияв каждом
групповом занятии присутствующие получают «зачет». занятия, что дисциплинирует
и является необходимым психолого- В конце последнего занятия родителям в
торжественной обста
педагогическим условием для эффективной
работы группы. новке вручаются почетные дипломы «Образцовый папа (мама)»
![]() |
![]() |
Основная часть (профилактическая работа с родителями) содержит: упражнения для сплочения группы и развитию группового мнения по отношению к проблеме, обсуждение наболевших вопросов по конкретным жизненным ситуациям, лекции и упражнения по разрешению основных поведенческих проблем детей.
На этом этапе родители приобретают
знания, умения и навыки о способах поведения в различных ситуациях, моделируют
отдельные аспекты взаимоотношений с ребенком и анализируют техники по
преодолению трудностей в общении с ним. Групповая работа мотивирует родителей,
обеспечивая позитивную структуру межличностной групповой поддержки: родители начинают
верить в неограниченные возможности своего влияния. Осознание особенностей
межличностных взаимоотношений дает родителям воз- можность понять причины
конфликтности ребенка и стимулирует
10
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ Занятие 1 Знакомство и объединение участников в группу. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Формирование представлений о работе родительского клуба. Выработка правил взаимодействия в группе. Анонимное заполнение проблемного листа (Родителям предлагается чистый бланк, в котором они записывают проблемы, для разрешения которых им необходима помощь психолога). После окончания занятия эти проблемы будут внесены в общий проблемный лист и родители смогут познакомиться с его содержанием. Диагностика и анализ особенностей семейного воспитания (АСВ методика). Упражнения для снятия зажимов, блоков И формирования доверительных отношений. ОбсужДение понятия «тратность», как педагогической позиции («Чем больше я трачусь (внутренне) на ребенка, тем больше он превзойдет меня»). Минилекция: 1. Личная жизненная философия. Когда и как формируются жизненные приоритеты у ребенка? 2. Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирутощие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний у детей. Наша задача: переключить свое внимание с фиксации на негативном поведении ребенка на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей. Обсуждение метоДов саморегуляции (работа с гневом).
1. С кем живут вместе (дети, дедушки, бабушки и т.д.)? Условия проживания. 2. Прописывается конкретная, реальная цель (которая должна быть реалистичной и выполнимой). 12 |
З. Что зависит от родителей? Что находится под их контролем? Что они лично могут сделать, а что сделать не могут? 4. Проверяем на сенсорном опыте (процедура очевидности): что конкретно они будут видеть, слышать и чувствовать в результате достижения своей цели? 5. Экология: сохраняет ли цель первоначальные позитивные побочные результаты. Проверьте, что все выгоды настоящего состояния сохраняются.
7. Какие ресурсы нужны для достижения цели? 8. Какие препятствия могут встретиться на вашем пути? 9. Определяем первые маленькие шаги, с которых родители начнут процесс реализации целей. Во время занятий психолог отвечает на вопросы родителей и не говорит, что надо делать, а рассказывает на своем примере: «Когда у меня дети. я.. Упражнение «Идеальный ребенок — идеальный родитель». Минилекция: 1. Типы отношений, которые можно выстроить со своими детьми. 2. Что значит правильное воспитание? З. Неформальное безоценочное внимание — интерес к внутреннему миру ребенка (проявление любви к нему). Упражнение «Рассказ о моем ребенке». Рефлексия. Домашнее заДание: за предстоящую неделю постараться установить новые отношения с детьми, основанные на уважении. 15 минут в день — «неформальное внимание» детям. Научиться замечать и описывать адекватное поведение ребенка, отбросив команды и критику. Использовать с ребенком методику «Кинетический рисунок семыт, интерпретация результатов которой пройдет на следующем занятии. Завести тетрадь для наблюдений, записей и выполнения
домашних заданий. Рекомендуемая литература: Шарма Р. «Воспитай в своем ребенке лидера» (М., 2005). 13 |
|
|
Занятие 2 Приветствие группы. Анализ домашнего задания и возникших вопросов. Упражнение «Комплименты». ОбсужДение результатов домашнего задания, вопросов, возникших при проведении методики «Кинетический рисунок семыт. Интерпретация результатов. Минианкета «Как я оцениваю себя как родителя? Как мой ребенок оценивает меня как родителя?» Дискуссия на
тему «Нравится ли Вам быть родителем?» Что Минилекция «Принципы воспитания детей». Упражнение телесно-ориентированной терапии. Минилекция: 1. Как оказывать поддержку ребенку? 2. Предоставление права выбора. З. Как установить границы дозволенного в отношениях с детьми? Упражнение «Мой уникальный ребенок». Рефлексия, Раздаточный материал: стихотворение Я. Корчака «Прислушаемся к советам своих детей». Домашнее зас)ание; учимся оказывать поддержку, формируем у детей ответственное поведение с предоставлением права выбора, делаем записи в тетрадях наблюдений. РекоменДуемая литература: Чопра Д. «Семь духовных законов для родителей» (Киев; М., 2003), Кэмпбелл Р «Как справляться с гневом ребенка» (СПб, 2002). Занятие З Приветст€ие родителей.
Дискуссия на тему «Возможности освоения человеческой культуры в условиях авторитарного стиля воспитания». Упражнение «Письмо себе». Минилекция «Овладение языком ”Я-высказывания” СЯ — сообщения”)», 14 |
Упражнение на закрепление навыков «Я-высказывания». Минилекция: 1. Составление договора с ребенком (проявляем уважение). 2. Конфликты, ненависть. Упражнение «Переформулирование» («Что ты имеешь в виду?»). Анализ
сводного проблемного листа, который был составлен Рефлексия. Домашнее заДание: составление эмоционального словаря для родителей и ведение дневника эмоций для детей. РазДаточный материал для домашнего задания: бланки «Волшебная страна чувств» по развитию эмоционального интеллекта ребенка — для ведения дневника эмоций дома (цветом ребенок обозначает свое настроение дома, в школе, в детском саду). РекоменДуемая литература: Кволс К. «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания» (СПб., 2006). Занятие 4 Приветствие родителей и обсуждение того, какое у них настроение и что хорошего за минувшую неделю ЦРОЕВОИЈЛО в их жизни. Анализ домашнего задания. Дискуссия с родителями на тему «Психолого-педагогические особенности
ребенка дошкольного и младшего школьного возраста». Минилекция «Типы агрессии у детей и способы построения отношений». Упражнение «Что я знаю о своем ребенке». Минилекция: 1. Ошибочные цели поведения — привлечение внимания, власть (борьба), месть (защита), избегание неудачи (уклонение). 2. Экстренное педагогическое воздействие. Упражнение «Ситуационное реагирование», Минилекция «Как помочь ребенку почувствовать свою состоятельность и установить нормальные отношения с вами (принятие, правильное слушание, признание, одобрение, теплые чувства)»; Упражнение «Белое — черное». 15 |
Рефлексия.
Домашнее заДание: перенести новый стиль общения на всех остальных людей (описать эмоции и чувства в дневнике наблюдений); также опираясь на новые знания, помочь ребенку углубить свои взаимоотношения с другими детьми.
РекоменДуемая литература: Кривцова СВ. «Учитель и проблемы дисциплины» (М., 2004).
Занятие 5
Приветствие группы.
Анализ домашнего задания.
Минилекция:
1. Развитие гиперактивного ребенка.
2. Игра в жизни ребенка.
З. Формирование у родителей навыков сотрудничества и недирективных взаимоотношений с ребенком. Упражнение «Эффективное общение».
Дискуссия на тему «Коммуникативная компетентность родителей в системе детско-родительских отношений».
Минилекция «Взрослые проблемы — детские обиды».
Упражнение на развитие навыков саморегуляции «Выдыхаем беспокойство, страх и напряжение».
Минилекция «Что можно сделать, чтобы не испортить ребенка».
Упражнение
«Правильное реагирование». Мини,текция:
1, Карманные деньги.
2. Игра в жизни ребенка.
РекоменДации: как устраивать праздники. Упражнения:
1. «Я и мое настроение».
2. «Исправление ошибочных фраз»,
З. «Зеркало».
Заполнение анкеты «Оценка эффективности
работы родительского клуба» и выяснение родительской оценки изменений, произошедшИХ
в поведении их детей. С какими трудностями они столкнулись? Какие проблемы
стали для них разрешимыми? Смотрим рабочие тетради: достигнута ли цель первого
занятия?).
16
ПоДвеДение итогов: родители вспоминают важные опорные пункты в воспитании детей, которые им больше всего нравятся. Обмен мнениями, пожеланиями и напутствиями на будущее,
Вручение почетных Дипломов «Образцовый папа (мама)» или «Образцовая семья», а также обсуждение необходимости разработки дальнейших индивидуальных программ для семей, нуждающихся в этом.
РазДаточный материал: «Раскаяние отца»,
РекоменДуемая литература: Лютова Е.К., Монина ГБ. «Трениш- эффективного взаимодействия с детьми» (СПб, 2001).
|
|
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1, Божович ЛИ. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. ДИ. Фельдштейна, — М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. — 352 с. 2. Бреслав ГЭ. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. — СПб.: Речь, 2004, — 144 с.
2000. - № 2. -с. 12-14. 5, Гончарова О.В., Профилактика й коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей. — URL: www.mednet.ru/ru/ zdorovyj-obraz-zhizni/profilaktika/profilaktika-zabolevanij-u-detej/ pr061aktika-psixicheskix-rasstrojstv (дата обращения: 2.07.2013), 6. Емельянцева ТА. Гиперкинетические расстройства у детей: психообразовательная программа для родителей: пособие для психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов. — Минск, 201 О. — 37 с.
8. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей подростков. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 286 с. 9. Кривцова СВ. Учитель и проблемы дисциплины. — М.: Генезис, 2004.-135 с. 10.
Кэмпбелл р. Как
справляться с гневом ребенка. — СПб.: Мирт, 11. Лацис ГА. Здоровье всей семьи. Полная энциклопедия. — СПб.: весь, 2003.-720 с. 12.
Лютова Е.К., Монина
Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия
16. Панков М.Н., Подоплекин А.Н., Афанасенкова НВ. Психофизиологические особенности детей с СДВГ с эмоциональной лабильностью Новые исследования. — 2006. — N2 2 (10). — С. 141—148. 18 |
17. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия. — М.: ЭксмоПресс, 2001.-624 с, 18. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведепия у детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 160 с. 19. Чопра Д. Семь духовных законов для родйтелей. — Киев: София; М.: Гелиос, 2003. - 160 с. 20. Шарма Р. Воспитай лидера в своем ребенке, — М.; София, 2005. 288 с |
Коррекция агрессивного поведения у гиперактивных детей
МетоДические рекоменДации
Составители: Сидорова Елена Юрьевна,
Панков Михаид Николаевич
Редактор И. М. КуДрявина
Оригинал-макет СВ. Пантелеевой
Подписано в печать 14.11.2013. Формат 60х84/16Усл. печ. д. 1,16. Тираж 200 экз. Заказ № 2013
Издательско-полиграфический центр имени В.Н. Булатова
163060, г. Архангельск, ул, Урицкого, д. 56
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.