Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
pdf
13.05.2020
Для психолога
20.pdf

 «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

           В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

    В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

            В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (проекте) подчеркивается значимость российского патриотизма для современных граждан России как духовного ориентира, способствующего сохранению и развитию гордости за героическое прошлое России, приобщению к боевым и трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского общества.

 Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, недостаточность теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, мы считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям: любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.

Патриотические чувства закладываются  в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими  социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру его культуры.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах города, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка,  воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В э т о й с в я з и огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Чувашии. Знакомясь с городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

В настоящее время наиболее актуальной формой патриотического и духовнонравственного воспитания, на наш взгляд, является кадетское движение.

В Послании Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики Михаил Васильевич Игнатьев уделил особое внимание военнопатриотическому воспитанию подрастающего поколения.

«…Особое место в системе военно-патриотического воспитания молодежи занимает кадетское движение. Участие в нем помогает нашим мальчишкам и девчонкам воспитать в себе силу воли, дисциплинированность, высокую ответственность, чувство локтя, готовность к самопожертвованию. Выпускники кадетских классов – это уже сформировавшиеся личности, готовые реализовать свой потенциал, добиться в жизни успеха и принести пользу государству и обществу».

Кадетское движение создаёт условия для возрождения лучших традиций российского образования и культуры, народных и воинских традиций, воспитания и обучения в целях их разностороннего и полноценного развития.

В 2013 году в МБДОУ «Детский сад № 106» г. Чебоксары, творческой группой  был разработан проект «Юные кадеты», для реализации которой была открыта кадетская группа для детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан на два года.

Концептуальная идея проекта «Юные кадеты»: формирование на примерах ценностей и традициях личности гражданина - патриота.

При воспитании патриотизма педагоги придерживаются следующей эффективной цепочки: (основные принципы работы с дошкольниками)

Ø  от близкого к отдаленному;

Ø  от общего к частному;

Ø  опора на собственный опыт детей, реальные дела     и  события в семье, детском саду, городе, стране;

Ø  взаимодействие с семьей, с социумом; Ø систематичность.

Задачи патриотического воспитания

Воспитание духовно-нравственных и физически здоровых детей.

 Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни;

 Воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру;

Воспитание у дошкольников стремление в будущем служить Отечеству, способности и готовности защитить и отстаивать интересы Родины;

 Развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении.

Этапы реализации проекта

Работу по патриотическому воспитанию мы начинали с изучения методической литературы, которая позволила с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду. Затем была создана нормативно-правовая база для работы по нравственно-патриотическому воспитанию на основе:

- Федеральный Закон – 273 от 29 декабря 2012 г «Об Образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; - Федеральный закон от 21.07.2005 № 98-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах в России»; -Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года №50 "Об образовании в Чувашской Республике"

Были разработаны:

-  положение о  кадетской группе; - положение о проведении праздника «День рождения кадет»; -рабочая учебная программа кадетской группы; -   план дополнительного образования в кадетской группе;

В реализации данного направления мы отводим большая роль тесной взаимосвязи с социумом. Нами были подписаны договоры о сотрудничестве со следующими организациями (СОШ, ГИБДД УМВД России, отдел полиции, Республиканская детскоюношеская библиотека)

 

Главная целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников заложить основы нравственной личности с активной жизненной позицией,  творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

1.                 Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса кнастоящему и прошлому своего народа.

2.                 Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желаниесохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

3.                 Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

4.                 Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей всемье.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию  осуществляется по следующим разделам:

1.      «Путешествие в историю»

 Цель: формирование интереса детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.

2.      «Вижу чудное раздолье…»

Цель: расширение представлений детей о природных ресурсах родного края, воспитание чувств ответственности, бережного отношения к природе.

Посадка розария,  «Аллея можжевельников»  в честь 70-летия Победы, сбор гербария, походы "Вижу чудное раздолье".

3.      «Быт и традиции»

 Цель:  расширение знаний о жилищах чувашского и русского народа; пробуждать интерес к национальному костюму; формировать представление о чувашских праздниках.

Проектная деятельность: альбомы «Быт и традиции чувашского народа»,

Постепенно ребёнок понимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма.

4.      «Моя Родина - Россия»

Цель: знакомство детей с государственной символикой России,

Экскурсии в музей Гвардейского ордена Ленина Сталинградской армии в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г.Чебоксары,

5.      «Моя малая Родина - Чувашия»

Цель: воспитание интереса к историческому прошлому чувашского народа, любовь к своему народу.

Макеты города Чебоксары, макет «Мой детский сад», патриотическая акция «Посылка солдату», экскурсии к памятникам города, посещение музея им.В.И. Чапаева, встречи с интересными людьми. КВН  "Люби и знай свой край родной", мастер-класс "С чего начинается Родина?", выставки детских рисунков "Город будущего", "Город моего детства"; интеллектуальная викторина "Юные знатоки города"; конкурса чтецов -  «Поэты Поволжья», "Милый сердцу уголок"; акции по благоустройству территории д/с "Любимый город - чистый город".

Виртуальная экскурсия «Хоть полсвета обойдёшь, лучше края не найдёшь».

6.      «Дерево моей семьи»

 Цель: воспитание чувств любви к близким родственникам.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Педагоги организуют совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи, фотоотчет «Любимый уголок города». Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. Посиделки "Семья и родной дом", «Семья вместе, так и душа на месте», "От счастья ключи в семье ищи";    конкурсы

"Герб нашей семьи", "Папа, мама, я – спортивная семья", "Самая читающая семья", выставки "Семейные реликвии".

7.      «Этих дней не смолкнет слава»

Цель: воспитание чувств гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Игровые программы "Вперед к победе"; встречи с ветеранами.

8.      «Как чуден наш родной язык»

Цель: приобщение детей к неистощимым богатствам русской и чувашской литературы, произведениям местных авторов.

9.      «Руки – не для скуки»

Цель: формирование знаний о народно-прикладном искусстве; знакомство с талантами русского  и чувашского народа.

Изготовление книжек – раскладушек, «Души и рук  творенье» - поделки из природных материалов, коллективное творческое дело совместно с родителями «Пейзажи моего края», «Подарок ветерану».

Педагоги в  работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников используют методические пособия:

Мой  родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

Васильева Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников и др.

В части формируемой участниками образовательных отношений реализуются парциальные программы:

Программа образования ребёнка – дошкольника – Чебоксары: Чувашский р е с п у б л и к а н с к и й и н с т и т у т о б р а з о в а н и я , 2 0 0 6 .

Реализуются разделы "Моя республика", "Развитие родной (чувашской речи)".

Программа художественно-творческого развития ребёнка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства. - Чебоксары, Чувашский республиканский институт образования, 1994 г. Реализуется в младших, средних группах.

Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания;

Соловей Л.Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края»; Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы».

С ранних лет формируются первые представления детей об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями района. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Погружением ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен,  создается естественная среда для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и  таким образом формирую любовь к малой и большой Родине.

Предметно - развивающая среда

Особенную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в нашем детском саду отводится специально организованной среде, что  дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, Чувашской Республикой, городом Чебоксары, а также с известными людьми, героями войны, труда, руководителями нашей страны и Республики и города.

 В каждой группе организованы: мини-музеи «Мой край родной», «В память о

Великой войне», «Люби и знай свой край»

          В двух групповых помещениях имеется флагшток для поднятия флага, аудиозапись гимна РФ, Чувашии, города Чебоксары; стенд с государственной символикой; предметы народно-прикладного искусства;  спортивная  площадка, физкультурный зал; аудио– видеотехники; медиатека, аудиотека; подборка музыкального репертуара патриотического содержания; зоны для игровой, интеллектуальной и творческой самореализации: игры, книги, канцелярские предметы; интерактивный кабинет «Смайлик», кабинет ОБЖ.

Приобщая детей к чувашской культуре в совместной деятельности проводятся циклы занятий:

      беседы о  чувашских народных сказках;

      слушание  аудиозаписей с русскими народными песнями;

      заучивание русских народных потешек, считалок на чувашском языке;

      знакомство детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями;

      знакомство с произведениями народного фольклора.

      чувашские подвижные игры, русские народные игры;

Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме  любви к родине и защите отечества:

Родина - мать, умей за неё постоять.

 Храбрость города берёт

Человек без Родины - что соловей без песни.

Народы нашей страны дружбой сильны.

Если народ един, он непобедим.

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.

Во спитывая ребёнка на т радициях историче ских событий и достопримечательностях малой Родины мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Особое внимание уделяется самой подготовке праздника: дети знакомятся с особенностями праздника, с характером труда и отдыха человека. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Дети, родители и сотрудники, -  все активные участники праздников.

Формирование патриотических чувств эффективно в  тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны  оказываем  педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии. Предлагаем родителям побывать вместе с ребёнком в памятных местах города, даем рекомендации родителям, как познакомить ребенка с памятником, на что обратить внимание, о чем рассказать, что должны дети знать о защитниках Отечества; вовлекаем родителей во все мероприятия по воспитанию у детей патриотических чувств; для родителей разрабатываем рекомендации «Что и как рассказывать детям об Армии, о войне, о Дне Победы»; организуем совместные выставки работ, мини музеи, фотовыставки «Я и моя семья», Традиции нашей семьи», «Игры нашего детства»

       На родительских собраниях педагоги отчитываются о проведенных мероприятиях, дают рекомендации с использованием информационно-коммуникационных технологий, разрабатываются буклеты для родителей. Родители знакомятся с лучшим опытом семейного воспитания. Лучшие семьи отмечаются грамотами и благодарностями. Заслуживает внимания опыт работы с родителями и специалистами ДОУ – «виртуальный консультационный пункт», «Клуб счастливых родителей».

       Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.

И как результат работы дошкольники группы кадетов неоднократно  участвовали в городских, республиканских мероприятиях, занимали призовые места в творческих конкурсах. Детский сад занял 2 место в номинации «Будущее делаем сегодня», участвуя в конкурсе на присуждение премии «Общественное признание – 2014 г.» На всероссийском конкурсе инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи «Патриот России» проект «Юные кадеты» отмечен золотой медалью.

В 2015 – 2016 уч.г. проект получил одобрение родительской общественностью и продолжает жить.


 

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности,…

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности,…

Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни;

Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни;

Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желаниесохранить и приумножить богатство своего родного края и страны

Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желаниесохранить и приумножить богатство своего родного края и страны

Виртуальная экскурсия «Хоть полсвета обойдёшь, лучше края не найдёшь»

Виртуальная экскурсия «Хоть полсвета обойдёшь, лучше края не найдёшь»

Программа художественно-творческого развития ребёнка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства

Программа художественно-творческого развития ребёнка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства

Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы

Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы

Дне Победы»; организуем совместные выставки работ, мини музеи, фотовыставки «Я и моя семья»,

Дне Победы»; организуем совместные выставки работ, мини музеи, фотовыставки «Я и моя семья»,
Скачать файл