В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (проекте) подчеркивается значимость российского патриотизма для современных граждан России как духовного ориентира, способствующего сохранению и развитию гордости за героическое прошлое России, приобщению к боевым и трудовым традициям, формированию причастности к историческим свершениям российского общества.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, недостаточность теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, мы считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям: любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах города, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В э т о й с в я з и огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Чувашии. Знакомясь с городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В настоящее время наиболее актуальной формой патриотического и духовнонравственного воспитания, на наш взгляд, является кадетское движение.
В Послании Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики Михаил Васильевич Игнатьев уделил особое внимание военнопатриотическому воспитанию подрастающего поколения.
«…Особое место в системе военно-патриотического воспитания молодежи занимает кадетское движение. Участие в нем помогает нашим мальчишкам и девчонкам воспитать в себе силу воли, дисциплинированность, высокую ответственность, чувство локтя, готовность к самопожертвованию. Выпускники кадетских классов – это уже сформировавшиеся личности, готовые реализовать свой потенциал, добиться в жизни успеха и принести пользу государству и обществу».
Кадетское движение создаёт условия для возрождения лучших традиций российского образования и культуры, народных и воинских традиций, воспитания и обучения в целях их разностороннего и полноценного развития.
В 2013 году в МБДОУ «Детский сад № 106» г. Чебоксары, творческой группой был разработан проект «Юные кадеты», для реализации которой была открыта кадетская группа для детей старшего дошкольного возраста. Проект рассчитан на два года.
Концептуальная идея проекта «Юные кадеты»: формирование на примерах ценностей и традициях личности гражданина - патриота.
Ø от близкого к отдаленному;
Ø от общего к частному;
Ø опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе, стране;
Ø взаимодействие с семьей, с социумом; Ø систематичность.
Воспитание духовно-нравственных и физически здоровых детей.
Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни;
Воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру;
Воспитание у дошкольников стремление в будущем служить Отечеству, способности и готовности защитить и отстаивать интересы Родины;
Развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении.
Работу по патриотическому воспитанию мы начинали с изучения методической литературы, которая позволила с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду. Затем была создана нормативно-правовая база для работы по нравственно-патриотическому воспитанию на основе:
- Федеральный Закон – 273 от 29 декабря 2012 г «Об Образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; - Федеральный закон от 21.07.2005 № 98-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах в России»; -Закон Чувашской Республики от 30 июля 2013 года №50 "Об образовании в Чувашской Республике"
Были разработаны:
В реализации данного направления мы отводим большая роль тесной взаимосвязи с социумом. Нами были подписаны договоры о сотрудничестве со следующими организациями (СОШ, ГИБДД УМВД России, отдел полиции, Республиканская детскоюношеская библиотека)
Главная целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников заложить основы нравственной личности с активной жизненной позицией, творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса кнастоящему и прошлому своего народа.
2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желаниесохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей всемье.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию осуществляется по следующим разделам:
Цель: формирование интереса детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.
Цель: расширение представлений детей о природных ресурсах родного края, воспитание чувств ответственности, бережного отношения к природе.
Посадка розария, «Аллея можжевельников» в честь 70-летия Победы, сбор гербария, походы "Вижу чудное раздолье".
Цель: расширение знаний о жилищах чувашского и русского народа; пробуждать интерес к национальному костюму; формировать представление о чувашских праздниках.
Проектная деятельность: альбомы «Быт и традиции чувашского народа»,
Постепенно ребёнок понимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма.
Цель: знакомство детей с государственной символикой России,
Экскурсии в музей Гвардейского ордена Ленина Сталинградской армии в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г.Чебоксары,
Цель: воспитание интереса к историческому прошлому чувашского народа, любовь к своему народу.
Макеты города Чебоксары, макет «Мой детский сад», патриотическая акция «Посылка солдату», экскурсии к памятникам города, посещение музея им.В.И. Чапаева, встречи с интересными людьми. КВН "Люби и знай свой край родной", мастер-класс "С чего начинается Родина?", выставки детских рисунков "Город будущего", "Город моего детства"; интеллектуальная викторина "Юные знатоки города"; конкурса чтецов - «Поэты Поволжья», "Милый сердцу уголок"; акции по благоустройству территории д/с "Любимый город - чистый город".
Виртуальная экскурсия «Хоть полсвета обойдёшь, лучше края не найдёшь».
Цель: воспитание чувств любви к близким родственникам.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Педагоги организуют совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи, фотоотчет «Любимый уголок города». Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. Посиделки "Семья и родной дом", «Семья вместе, так и душа на месте», "От счастья ключи в семье ищи"; конкурсы
"Герб нашей семьи", "Папа, мама, я – спортивная семья", "Самая читающая семья", выставки "Семейные реликвии".
Цель: воспитание чувств гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
Игровые программы "Вперед к победе"; встречи с ветеранами.
Цель: приобщение детей к неистощимым богатствам русской и чувашской литературы, произведениям местных авторов.
Цель: формирование знаний о народно-прикладном искусстве; знакомство с талантами русского и чувашского народа.
Изготовление книжек – раскладушек, «Души и рук творенье» - поделки из природных материалов, коллективное творческое дело совместно с родителями «Пейзажи моего края», «Подарок ветерану».
Педагоги в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников используют методические пособия:
Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
Васильева Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников и др.
В части формируемой участниками образовательных отношений реализуются парциальные программы:
Программа образования ребёнка – дошкольника – Чебоксары: Чувашский р е с п у б л и к а н с к и й и н с т и т у т о б р а з о в а н и я , 2 0 0 6 .
Реализуются разделы "Моя республика", "Развитие родной (чувашской речи)".
Программа художественно-творческого развития ребёнка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства. - Чебоксары, Чувашский республиканский институт образования, 1994 г. Реализуется в младших, средних группах.
Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания;
Соловей Л.Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции чувашского края»; Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы».
С ранних лет формируются первые представления детей об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями района. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Погружением ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, создается естественная среда для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формирую любовь к малой и большой Родине.
Особенную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в нашем детском саду отводится специально организованной среде, что дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, Чувашской Республикой, городом Чебоксары, а также с известными людьми, героями войны, труда, руководителями нашей страны и Республики и города.
В каждой группе организованы: мини-музеи «Мой край родной», «В память о
Великой войне», «Люби и знай свой край»
В двух групповых помещениях имеется флагшток для поднятия флага, аудиозапись гимна РФ, Чувашии, города Чебоксары; стенд с государственной символикой; предметы народно-прикладного искусства; спортивная площадка, физкультурный зал; аудио– видеотехники; медиатека, аудиотека; подборка музыкального репертуара патриотического содержания; зоны для игровой, интеллектуальной и творческой самореализации: игры, книги, канцелярские предметы; интерактивный кабинет «Смайлик», кабинет ОБЖ.
Приобщая детей к чувашской культуре в совместной деятельности проводятся циклы занятий:
• беседы о чувашских народных сказках;
• слушание аудиозаписей с русскими народными песнями;
• заучивание русских народных потешек, считалок на чувашском языке;
• знакомство детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями;
• знакомство с произведениями народного фольклора.
• чувашские подвижные игры, русские народные игры;
Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества:
Родина - мать, умей за неё постоять.
Храбрость города берёт
Человек без Родины - что соловей без песни.
Народы нашей страны дружбой сильны.
Если народ един, он непобедим.
Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.
Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.
Во спитывая ребёнка на т радициях историче ских событий и достопримечательностях малой Родины мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Особое внимание уделяется самой подготовке праздника: дети знакомятся с особенностями праздника, с характером труда и отдыха человека. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Дети, родители и сотрудники, - все активные участники праздников.
Формирование патриотических чувств эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии. Предлагаем родителям побывать вместе с ребёнком в памятных местах города, даем рекомендации родителям, как познакомить ребенка с памятником, на что обратить внимание, о чем рассказать, что должны дети знать о защитниках Отечества; вовлекаем родителей во все мероприятия по воспитанию у детей патриотических чувств; для родителей разрабатываем рекомендации «Что и как рассказывать детям об Армии, о войне, о Дне Победы»; организуем совместные выставки работ, мини музеи, фотовыставки «Я и моя семья», Традиции нашей семьи», «Игры нашего детства»
На родительских собраниях педагоги отчитываются о проведенных мероприятиях, дают рекомендации с использованием информационно-коммуникационных технологий, разрабатываются буклеты для родителей. Родители знакомятся с лучшим опытом семейного воспитания. Лучшие семьи отмечаются грамотами и благодарностями. Заслуживает внимания опыт работы с родителями и специалистами ДОУ – «виртуальный консультационный пункт», «Клуб счастливых родителей».
Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.
И как результат работы дошкольники группы кадетов неоднократно участвовали в городских, республиканских мероприятиях, занимали призовые места в творческих конкурсах. Детский сад занял 2 место в номинации «Будущее делаем сегодня», участвуя в конкурсе на присуждение премии «Общественное признание – 2014 г.» На всероссийском конкурсе инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодежи «Патриот России» проект «Юные кадеты» отмечен золотой медалью.
В 2015 – 2016 уч.г. проект получил одобрение родительской общественностью и продолжает жить.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.