Создание
«ресурсного пространства» для детей с ОВЗ/инвалидностью в дошкольном отделении
образовательной организации как
важное условие их социализации и успешного перехода на школьный уровень образования.
Работа с семьей ребенка с особенностями в развитии
Рождение аномального ребенка функционально деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний
(психологический) и внешний (социальный) тупик.
O Цель ППС: найти пути решения проблем семьи, воспитывающей «особого» ребенка.
O Для реализации данной цели необходимо, прежде всего, решить следующие задачи:
1. Анализ особенностей семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями.
2. Построение системы психологической помощи родителям, что будет способствовать их эмоциональной адаптации, позволит принять болезнь ребенка, выработать позитивные установки по отношению как к самим к себе, так и к своему ребенку.
O предполагает существование определенных, заранее известных норм семейной организации и коммуникации
– роль специалиста заключается в том, чтобы идентифицировать нарушения в семейной организации, коммуникации и пр. и работать на устранение этих нарушений
Проблема:
O во всех обращениях доминирует тема дефекта. Родители обращаются к специалистам за тем, чтобы избавиться от тех проблем, которые возникли в семье из-за нарушений в развитии ребёнка.
O задержка в признании родителями диагноза, а значит, и данности, связанной с особенностями ребенка, может лишить семью возможности действовать своевременно и конструктивно.
O Родителям свойственны чувства гнева, вины, стыда, которые возникли у них в ответ на сообщение врача о дефекте ребенка.
O Долгие "скитания" родителей по специалистам, неудовлетворенность процессом помощи, наличие негативных переживаний, связанных с этим, чувство безысходности, утрата надежды и веры в изменения - вот неполный перечень проблем, который возникает на фоне принятия дефицитарной модели.
O Основными аспектами, характеризующими деятельность психолога, опирающегося на ресурсную модель человеческого функционирования при работе с семьями, воспитывающими аномальных детей, является такая позиция психолога, которая позволяет расширить пространство для активности родителей, т.е. позволяющая семье мобилизовать имеющиеся у неё способности и потенциал самопомощи, а также уйти от фиксированности на болезни и дефекте.
O Опирается на следующие предположения: семья постоянно генерирует собственные нормы в различных контекстах - историческом, культурном, этническом, политическом, социально-экономическом, межличностном.
Работа с родителями "особых" детей становится более эффективной, если она основана на ресурсной модели человеческого функционирования.
Работа специалиста с семьей «особого» ребенка в рамках ресурсной модели
O Поиск сильных сторон семейной жизни, поддержание собственной уважительной заинтересованности и открытость к различиям. Разнообразие приветствуется.
O Процесс направлен на усиление творческой способности людей решать проблемы, получать новые знания, развиваться сначала вместе со специалистом, а потом без его помощи.
O Ресурсная модель не игнорирует патологию и дисфункцию, но делает упор на сильных сторонах людей и семей. Фокус работы специалиста смещается на развитие компетентности клиентов с исправления
"неполадок" в семейной системе
Когда работа начинается с сил и ресурсов, с меньшей вероятностью провоцируется сопротивление родителей. Строительство работы на основании компетентности служит напоминанием при исследовании трудностей, что у семей есть не только проблемы, но и силы.
Обнаружение этих сильных сторон в жизни людей, имеющих «особого» ребенка, фокус внимания на их компетентности является лучшим основанием для нахождения будущих решений, дает место надежде и открывает новые возможности.
Задача психолога на первой ступени дошкольного образования- помочь
родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть
• Изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»;
• Вооружить родителей различными способами коммуникации;
• Раскрыть собственные творческие возможности,
• Помочь избавиться от чувства обособленности в своем горе;
• Помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей;
• Снятие тревоги и страха отвержения;
• Формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества;
• Помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи.
Задачи социальной адаптации дошкольника с ОВЗ в детском саду
O Научиться приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях (в т.ч. социально-бытовая ориентировка);
O Установление гармоничных связей с социальным окружением (включая взрослых и сверстников); O Соблюдение определенных правил группы (в том числе нормативное поведение);
O Умение выражать свои просьбы, желания в новых условиях;
O Усвоение новой роли – «Я – дошкольник»
Ребенок должен научиться:
O Сотрудничать и выполнять простые требования O Быть внимательным (смотреть в нужную сторону)
O Быть усидчивым в определенный временной промежуток
O Выполнять посильные задачи от начала до конца
O Понимать, когда он получает поощрения, а когда - нет
Условия организации успешного
обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья
1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.)
Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Ø Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Ø Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.
Ø Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .
Что нужно сделать нам!
O Обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода обучения в образовательной организации;
O Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Психолого-педагогический консилиум
O Создание постоянных бригад специалистов
(психолог, логопед, дефектолог, воспитатель/педагог);
O Преемственность между специалистами дошкольного и школьного отделений:
– передача/ознакомление с комплектом документов;
– методы и методики работы с семьей;
– психолого-педагогическая характеристика ребенка с
ОВЗ;
– программы коррекции и развития;
– рекомендации по дальнейшей работе.
O Для сохранения и укрепления кадрового потенциала ОУ, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений (определение размеров и условий оплаты труда, установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи).
Очень важно понять:
При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.