Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
pdf
13.05.2020
Для психолога
10.pdf

Создание 

«ресурсного пространства»  для детей с ОВЗ/инвалидностью  в дошкольном отделении

образовательной организации как

важное условие их социализации и успешного перехода на школьный уровень образования.

Работа с семьей ребенка с особенностями в развитии

Рождение аномального ребенка функционально деформирует семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний

(психологический) и внешний (социальный) тупик.

 

O Цель ППС: найти пути решения проблем семьи, воспитывающей «особого» ребенка.

O Для реализации данной цели необходимо, прежде всего, решить следующие задачи:

1.       Анализ особенностей семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями.

2.       Построение системы психологической помощи родителям, что будет способствовать их эмоциональной адаптации, позволит принять болезнь ребенка, выработать позитивные установки по отношению как к самим к себе, так и к своему ребенку.

 

Модели социальнопсихологической помощи семье

Дефицитарная модель

O предполагает существование определенных, заранее известных норм семейной организации и коммуникации

 – роль специалиста заключается в том, чтобы идентифицировать нарушения в семейной организации, коммуникации и пр. и работать на устранение этих нарушений

 

Проблема:

O во всех обращениях доминирует тема дефекта. Родители обращаются к специалистам за тем, чтобы избавиться от тех проблем, которые возникли в семье из-за нарушений в развитии ребёнка. 

 

O задержка в признании родителями диагноза, а значит, и данности, связанной с особенностями ребенка, может лишить семью возможности действовать своевременно и конструктивно.

 

O Родителям свойственны чувства гнева, вины, стыда, которые возникли у них в ответ на сообщение врача о дефекте ребенка.

O Долгие "скитания" родителей по специалистам, неудовлетворенность процессом помощи, наличие негативных переживаний, связанных с этим, чувство безысходности, утрата надежды и веры в изменения - вот неполный перечень проблем, который возникает на фоне принятия дефицитарной модели.

 

O Основными аспектами, характеризующими деятельность психолога, опирающегося на ресурсную модель человеческого функционирования при работе с семьями, воспитывающими аномальных детей, является такая позиция психолога, которая позволяет расширить пространство для активности родителей, т.е. позволяющая семье мобилизовать имеющиеся у неё способности и потенциал самопомощи, а также уйти от фиксированности на болезни и дефекте.

Ресурсная модель

O Опирается на следующие предположения: семья постоянно генерирует собственные нормы в различных контекстах - историческом, культурном, этническом, политическом, социально-экономическом, межличностном.

Работа с родителями "особых" детей становится более эффективной, если она основана на ресурсной модели человеческого функционирования.

 

Работа специалиста с семьей «особого» ребенка в рамках ресурсной модели

O Поиск сильных сторон семейной жизни, поддержание собственной уважительной заинтересованности и открытость к различиям. Разнообразие приветствуется.

 

O Процесс направлен на усиление творческой способности людей решать проблемы, получать новые знания, развиваться сначала вместе со специалистом, а потом без его помощи.

 

O Ресурсная модель не игнорирует патологию и дисфункцию, но делает упор на сильных сторонах людей и семей. Фокус работы специалиста смещается на развитие компетентности клиентов с исправления

"неполадок" в семейной системе

Когда работа начинается с сил и ресурсов, с меньшей вероятностью провоцируется сопротивление родителей. Строительство работы на основании компетентности служит напоминанием при исследовании трудностей, что у семей есть не только проблемы, но и силы. 

 

Обнаружение этих сильных сторон в жизни людей, имеющих «особого» ребенка, фокус внимания на их компетентности является лучшим основанием для нахождения будущих решений, дает место надежде и открывает новые возможности. 

Задача психолога на первой ступени дошкольного образования- помочь

родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть

        Изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»;

        Вооружить родителей различными способами коммуникации;

        Раскрыть собственные творческие возможности,

        Помочь избавиться от чувства обособленности в своем горе;

        Помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей;

        Снятие тревоги и страха отвержения;

        Формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества;

        Помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи.



Задачи социальной адаптации дошкольника с ОВЗ в детском саду

O Научиться приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях (в т.ч. социально-бытовая ориентировка);

O Установление гармоничных связей с социальным окружением (включая взрослых и сверстников); O Соблюдение определенных правил группы (в том числе нормативное поведение);

O Умение выражать свои просьбы, желания в новых условиях;

O Усвоение новой роли – «Я – дошкольник»

Ребенок должен научиться:

O Сотрудничать и выполнять простые требования O Быть внимательным (смотреть в нужную сторону)

O Быть усидчивым в определенный временной промежуток

O Выполнять посильные задачи от начала до конца

O Понимать, когда он получает поощрения, а когда - нет

Условия организации успешного

обучения и воспитания детей с

ограниченными возможностями здоровья 

1.      Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении. 

2.      Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.)

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 

Ø  Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. 

Ø  Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа. 

Ø  Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы . 

Что нужно сделать нам!

O Обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода обучения в образовательной организации;

O Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

Психолого-педагогический консилиум

 

              O Создание       постоянных      бригад    специалистов

(психолог, логопед, дефектолог, воспитатель/педагог);

 

O Преемственность     между специалистами дошкольного и школьного отделений:

      передача/ознакомление с комплектом документов; 

      методы и методики работы с семьей; 

      психолого-педагогическая характеристика ребенка с

ОВЗ; 

      программы коррекции и развития; 

      рекомендации по дальнейшей работе.

Пожелания

O Для сохранения и укрепления кадрового потенциала ОУ, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений (определение размеров и условий оплаты труда, установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи). 

Очень важно понять: 

При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие. 


Для психолога

Для психолога

Создание «ресурсного пространства» для детей с

Создание «ресурсного пространства» для детей с

Работа с семьей ребенка с особенностями в развитии

Работа с семьей ребенка с особенностями в развитии

O Цель ППС: найти пути решения проблем семьи, воспитывающей «особого» ребенка

O Цель ППС: найти пути решения проблем семьи, воспитывающей «особого» ребенка

Модели социальнопсихологической помощи семье

Модели социальнопсихологической помощи семье

Для психолога

Для психолога

Дефицитарная модель O предполагает существование определенных, заранее известных норм семейной организации и коммуникации – роль специалиста заключается в том, чтобы идентифицировать нарушения в семейной организации,…

Дефицитарная модель O предполагает существование определенных, заранее известных норм семейной организации и коммуникации – роль специалиста заключается в том, чтобы идентифицировать нарушения в семейной организации,…

Проблема: O во всех обращениях доминирует тема дефекта

Проблема: O во всех обращениях доминирует тема дефекта

O задержка в признании родителями диагноза, а значит, и данности, связанной с особенностями ребенка, может лишить семью возможности действовать своевременно и конструктивно

O задержка в признании родителями диагноза, а значит, и данности, связанной с особенностями ребенка, может лишить семью возможности действовать своевременно и конструктивно

O Основными аспектами, характеризующими деятельность психолога, опирающегося на ресурсную модель человеческого функционирования при работе с семьями, воспитывающими аномальных детей, является такая позиция психолога , которая…

O Основными аспектами, характеризующими деятельность психолога, опирающегося на ресурсную модель человеческого функционирования при работе с семьями, воспитывающими аномальных детей, является такая позиция психолога , которая…

Ресурсная модель O Опирается на следующие предположения: семья постоянно генерирует собственные нормы в различных контекстах - историческом, культурном, этническом, политическом, социально-экономическом, межличностном

Ресурсная модель O Опирается на следующие предположения: семья постоянно генерирует собственные нормы в различных контекстах - историческом, культурном, этническом, политическом, социально-экономическом, межличностном

Работа специалиста с семьей «особого» ребенка в рамках ресурсной модели

Работа специалиста с семьей «особого» ребенка в рамках ресурсной модели

O Ресурсная модель не игнорирует патологию и дисфункцию, но делает упор на сильных сторонах людей и семей

O Ресурсная модель не игнорирует патологию и дисфункцию, но делает упор на сильных сторонах людей и семей

Обнаружение этих сильных сторон в жизни людей, имеющих «особого» ребенка, фокус внимания на их компетентности является лучшим основанием для нахождения будущих решений, дает место надежде…

Обнаружение этих сильных сторон в жизни людей, имеющих «особого» ребенка, фокус внимания на их компетентности является лучшим основанием для нахождения будущих решений, дает место надежде…

Изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»; •

Изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»; •

Помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи

Помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи

Для психолога

Для психолога

Для психолога

Для психолога

Задачи социальной адаптации дошкольника с

Задачи социальной адаптации дошкольника с

O Усвоение новой роли – «Я – дошкольник»

O Усвоение новой роли – «Я – дошкольник»

Для психолога

Для психолога

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Ø

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Ø

ОУ общего типа. Ø Необходима специальная подготовка педагогического коллектива

ОУ общего типа. Ø Необходима специальная подготовка педагогического коллектива

Психолого-педагогический консилиум

Психолого-педагогический консилиум

O Преемственность между специалистами дошкольного и школьного отделений: – передача/ознакомление с комплектом документов; – методы и методики работы с семьей; – психолого-педагогическая характеристика ребенка с

O Преемственность между специалистами дошкольного и школьного отделений: – передача/ознакомление с комплектом документов; – методы и методики работы с семьей; – психолого-педагогическая характеристика ребенка с

Очень важно понять: При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные,…

Очень важно понять: При создании инклюзивных школ, школ нового типа , дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные,…

Для психолога

Для психолога

Для психолога

Для психолога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2020