Для психолога

  • doc
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 45.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Cредняя общеобразовательная школа № 15»

Щекинского района Тульской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивающая  программа

«Школа первоклассных родителей»

 

 

 

 

 

подготовила

педагог-психолог

Кудряшова Татьяна Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р.п. Первомайский

2012-2013

Курс занятий с родителями будущих первоклассников

«Школа первоклассных родителей»

 

Пояснительная записка

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Приоритетной целью образования в современной школе становится создание условий для развития личности ребенка, тех её качеств, которые необходимы для жизни в условиях открытого общества (ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и т. д.)

Конкретизируя эту общую цель, на этапе поступления детей в школу, когда не только ребенок, но и родители становятся участниками образовательного пространства, необходимость включения родителей в решение задач, связанных с развитием ребенка, становится наиболее своевременной и актуальной. Психологическая подготовка родителей детей, поступающих в школу, совершенно необходима.

Нередко подготовка к школе сводится к обучению детей счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание  успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.

Особое значение в психологическом развитии школьника  имеет  обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться  в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т.е. волевых усилий.

При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью, ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок, играя, учится планировать свои действия, и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

Но все перечисленные выше проблемы важны и актуальны не только в масштабах государства. И чтобы подтвердить это, на собрании родителей будущих первоклассников нами был проведен опрос родителей, включающий несколько вопросов:

1.                  Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

2.                  От кого бы вы предпочли получать знания о подготовке ребенка к школе?

3.                  Какое время более устроит вас для встреч по данной тематике?

Результаты первичного анкетирования родителей будущих первоклассников указывают на потребность в дополнительных знаниях по вопросам обучения и воспитания детей. 

Вопрос: Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

 

Вопрос: от кого бы вы предпочли получать знания о подготовке ребенка к школе?

 

Таким образом, учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении школы к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательного пространства, возникла необходимость в программе психолого-педагогического курса для родителей, который уже на пороге школьной жизни, позволяет создать единое информационное пространство, как основу дальнейшего взаимодействия семьи и школы

Программа подготовки родителей предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия, должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня готовности к обучению в школе. На все это и направлены занятия педагога-психолога для родителей будущих первоклассников.

Курс «Школы первоклассных родителей» проводится с родителями будущих первоклассников. Занятия с родителями проводятся в феврале – марте, накануне поступления ребенка в 1 класс. Встречи с родителями проходят по субботам, параллельно с занятиями будущих первоклассников, что дополнительно мотивирует детей к школьному обучению («мы тоже учимся, как мамы и папы»).

Этапы реализации программы:

1 этап. Презентация программы «Школы первоклассных родителей». Анкетирование родителей (выявление потребностей, запросов)

2 этап. Реализация программы «Школа первоклассных родителей»

3 этап. Анкетирование родителей (удовлетворение родителей организацией работы «Школы», анализ полученных данных).

4 этап. Проектирование дальнейшего хода работы с родителями первоклассников.

Цель программы:

развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни. Оптимизация детско-родительских отношений при подготовке ребенка к школе и адаптации к условиям школьного обучения.

Задачи программы:

ü  Пропаганда психологических знаний по теме «Психологическая готовность к школе».

ü  Помощь в осознании специфики возраста и соотнесении требований школы с психологическим обликом ребенка.

ü  Помощь в организации процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; укреплении и развитии эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

ü  Помощь в формировании социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

ü  Формирование позиции сотрудничества со своим ребенком и со школой.

ü  Создание классного коллектива родителей, планирование совместных работ и методического обеспечения учебного процесса

Цикл занятий: Курс рассчитан на 8 занятий, по 1 ч. каждое, один раз в неделю.

Методы работы:

Групповое обсуждение

Беседа

Ролевые игры

Дискуссия

Деловая игра

Психодиагностика

Участники: Родители детей, психолог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Найдёте вы в школе для взрослых советы, 

А я  подскажу на вопросы ответы.

Холод, жара и болезнь не преграда.

Просто зайти в кабинет этот надо.

 

Примерное тематическое планирование

 

Тема

Время

1

Что такое «готовность к школе»?

1 час

 

2

Интеллектуальная готовность.

Развитие мелкой моторики руки.

1 час

3

Познавательные процессы.

 Память.

Приемы мнемотехники

1 час

4

Внимание. Упражнения на  развития внимания.

1 час

5

Мышление. Развитие мышления.

1 час

6

Межполушарная асимметрия мозга.

1 час

7

Темперамент вашего ребенка,  или что из чего следует.

1 час

8

Как определить способности вашего ребенка?

1 час

 

По итогам каждого занятия родителям выдаются буклеты, которые отражают основное содержание прошедшей встречи, как своеобразное напоминание о ней и повод обсудить затронувшие вопросы в домашнем кругу, или среди знакомых.

По итогам проведения «Школы первоклассных родителей» можно говорить о следующих результатах (по итогам анкетирования, наблюдений):

1. Удовлетворенность родителей полученными знаниями

2. Готовность к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения.

3. Ориентация родителей в вопросах психологической готовности будущего первоклассника.

4. Увеличения количества обратившихся за консультативной помощью в адаптационный период.

 

ТЕМА №1

Что такое «готовность к школе»?

 

Цели

·   Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.

·   Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.

Ход занятия

Этап

Содержание

Материал

1

 

 

Начало  работы

 

 

 

Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше — до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.

 

2

 

Интеллектуальная  пауза

Задание № 1  Анкетирование. (Тесты. Приложение 1)

 

Распечатки анкет

3

 

Работа  по  теме

Лекция «Готовность к школе»

Плакат (Рис. 1)

4

 

 

 

Работа  по  теме

 

 

 

Навыки первоклассника

К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:

ü  Мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;

ü  Умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;

ü  Причёсываться (своей расчёской);

ü  Мыть ноги перед сном тёплой водой;

ü  Утром и вечером чистить зубы;

ü  При приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;

ü  Пользоваться носовым платком;

ü  Быстро одеться, раздеться, убрать постель;

ü  Содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;

ü  Содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;

ü  При входе в помещение вытирать обувь;

ü  Переодеваться в домашнюю одежду и обувь;

ü  При необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

 

5

Завершение

 

Обмен мнениями по проблеме готовности детей к обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ТЕМА №2

Интеллектуальная готовность. Развитие мелкой моторики руки.

 

Цели: познакомить с критериями интеллектуальной готовности ребенка

Ход занятия

Этап

Содержание

Материал

1

 

 

Начало

 работы

 

 

Каждое последующее занятие начинается с рефлексии первоначального состояния родителей. Что рассказали дети о занятиях в школе? Что беспокоит сейчас родителей? Что хотели бы обсудить?

 

2

 

 

 

Разминка

 

 

 

 

Задание № 1

Мне хотелось бы задать вам первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?».

Родители называют качества, которые записываются на доске

На выполнение этого задания отводится 3–5 минут, после чего проводится обобщение и анализ ответов.

 

Доска, мел

3

 

 

 

Работа  по  теме

 

 

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу?

Задание № 2 Вопросы, разработанные Дж. Ченни и С. А. Банновым (Тесты. Приложение 2)

Тесты для ребенка проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.

 

4

 

 

Динамическая   пауза

 

Упражнение «Волшебный листок» (Упражнения Приложение 1.)

 

Листы бумаги на каждого участ-ника

5

 

 

Работа по  теме

 

 

 

Сегодня и на последующих занятиях мы рассмотрим игровые приемы развития познавательной  сферы будущего первоклассника. Игра – основной вид деятельности дошкольников, не только удовольствие, радость, но важное средство самовыражения, проба сил. Игры, в которые мы попробуем поиграть, не требуют специальной подготовки, условий, главное интерес, желание. Играть в них можно по дороге в детский сад, в магазин, коротая время в ожидании автобуса, на прогулке и т. д.

 

6

Развивающие упражнения

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Предлагаются примеры задания по формированию графических навыков (Упражнения. Приложение 2.)

 

7

Завершение

Обмен мнениями по рассмотренной тематике.

 

 

 

 


Тема № 3

Познавательные процессы.  Память. Приемы мнемотехники

Цель: изучить основные процессы и виды памяти, факторы забывания и способы уменьшения их влияния. Познакомить с приемами мнемотехник.

Ход занятия

Этап

Содержание

Материал

1

 

Начало

 работы

Что рассказали дети о занятиях в школе? Что беспокоит сейчас родителей? Что хотели бы обсудить?

 

2

 

 

 

Развивающие упражнения

 

 

 

Задание № 1. «Пиктограмма»

По  очереди читаются словосочетания, а вы должны к каждому из них сделать небольшой рисунок, который помог бы вам запомнить это словосочетание. Нельзя использовать буквы, цифры, знаки, формулы. Словосочетания: веселый праздник, грустный день, неожиданная находка, приятное воспоминание, болезнь, успех, старый знакомый, злейший враг, мода, вдохновение. Нумеруйте изображения.

 

Листы бумаги, карандаши на каждого участ-ника

3

 

Работа  по  теме

Лекция на тему «Память»

Плакат (Рис. 2.)

4

 

 

 

Развивающие упражнения

 

Вернемся к упражнению «Пиктограмма». Постарайтесь  точно, дословно, воспроизвести все словосочетания.

Обсуждение. Насколько помогают пиктограммы в запоминании слов?

 

5

 

 

Работа  по  теме

 

 

 

Кроме количества времени, прошедшего с момента запоминания, на качество воспроизведения влияет та деятельность, которой человек занимался в промежутке. К примеру, выучив фразу иностранного языка, вы продолжаете читать иностранный текст, — тогда вероятность вспомнить потом выученную фразу невелика. Правильно подмечено многими людьми: хорошо учить что-то на ночь. Ведь потом заученная информация не будет «затираться» информацией извне. Полезно повторить выученное перед сном, а утром вспомнить «на свежую голову». Забывание происходит медленнее, когда между запоминанием и воспроизведением человек ничем не занимается или спит, чем если он занят каким-то делом.

 

6

 

 

Развивающие упражнения

Задание 2. «10 слов» (Упражнения. Приложение 3)

Шестилетний ребенок запоминает 5 – 6 сов при повторении до 5 раз.

 

7

Работа по теме

Нелегко бывает запомнить то, что нужно. Но иногда еще труднее забыть.

Упражнение. В течение трех минут постарайтесь не думать о хромой обезьяне. Просто сидите молча, думайте о чем угодно, но — не о хромой обезьяне.

Обсуждение. Признайтесь честно: кому не удалось не думать о хромой обезьяне? Не удалось всем. Ведь забывание — непроизвольный процесс.

Лекция «Что делать, чтобы уменьшить забывание?»

 

8

Завершение

Обмен мнениями по теме

 

Процессы:

ü  Запоминание

ü  Сохранение

ü  Воспроизведение

ü  Забывание

 

 

По виду анализатора:

Слуховая

Зрительная

Двигательная (моторная)

Обонятельная

Осязательная

Вкусовая

Смешанная

 

Виды:

ü    Наглядно-образная

ü    Словесно –логическая

ü    Эмоциональная

 

 

Свойства:

ü  Объем

ü  Прочность

ü  Точность

ü  Организованность

 

 

 

Тема № 4

Внимание. Упражнения на  развития внимания.

Цель: изучить виды внимания, его функции и свойства, приемы развития внимания.

Ход занятия

Этап

Содержание

Материал

1

 

Начало

 работы

Что рассказали дети о занятиях в школе? Что беспокоит сейчас родителей? Что хотели бы обсудить?

 

2

 

 

 

Разминка

 

 

 

 

Наше сегодняшнее занятие мы начнем с небольшого упражнения.

Задание 1. «Колечко» (Приложение 5)

 

 

 

2 неярких кольца

3

 

Работа  по  теме

Лекция на тему «Внимание»

Плакат (Рис. 3)

4

 

Интеллекту-альная    пауза

Задание 2. (Упражнения. Приложение 4)

 

 

5

Работа  по  теме

Лекция на тему «Внимание» - продолжение

 

6

 

 

 

Развивающие упражнения

Для тренировки внимания используют те же задания, что и для его диагностики. Их можно усложнять: вместо двух букв вычеркивать три и больше, вычеркивать на скорость, зачеркивать по-разному. Есть множество картинок в журналах, в которых предлагается найти отличия.

Задание 3, 4 (Упражнения. Приложение 5).

На доске нарисо-ван квадрат 3 на 3 

клетки

7

Завершение

Обмен мнениями по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3

 

 


Тема № 5

Мышление. Развитие мышления

Цель: изучить виды мышления, его функции и свойства, приемы развития мышления.

Ход занятия

Этап

Содержание

Материал

1

 

Начало

 работы

Что рассказали дети о занятиях в школе? Что беспокоит сейчас родителей? Что хотели бы обсудить?

 

2

 

Разминка

 

 

Упражнение «10 скульптур» - разместить в прямоугольном зале 10 скульптур по стенам так, чтобы у каждой стены было по 3 скульптуры.

Листы бумаги, каранда-ши

3

 

Работа  по  теме

Лекция на тему «Мышление»

Плакат (Рис. 4)

4

 

Интеллекту-альная    пауза

Задание 1. «Определение активности мышления». (Упражнения. Приложение 4)

Проводя подобную экспресс-диагностику вашего ребенка в различное время суток — утром, днем, вечером, а также при разном эмоциональном состоянии, можно вычислить периоды наибольшей работоспособности

 

5

 

Работа  по  теме

Лекция на тему «Мышление» - продолжение

 

6

 

 

Развивающие упражнения

Задание 2. Методика «Перевод с русского языка на язык суахили». (Упражнения. Приложение 4)

Исследование процедуры рассуждения через исключение.

Рис. 4

7

Завершение

Обмен мнениями по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4

 

 


Тема № 6

Межполушарная асимметрия мозга.

Цель: Познакомить с особенностями функционирования правого и левого полушария, специализацией полушарий.

Ход занятия

 

Этап

Содержание

Материал

1

 

Начало

 работы

Что рассказали дети о занятиях в школе? Что беспокоит сейчас родителей? Что хотели бы обсудить?

 

2

 

Работа  по  теме

Лекция по теме. Историческая справка

Плакат (Рис. 5)

3

 

Интеллекту-альная    пауза

Задание 1. Тест «Художник или мыслитель»

Задание 2. Экспресс – анализ.

Задание. 3. Опросник по Аннет

 (Приложение 2)

Листы бумаги, каранда-ши

4

 

Работа  по  теме

У детей леворукость диагностируется по устойчивому и трудно поддающемуся коррекции предпочтению левой руки в игровых действиях, при самообслуживании, при еде. К слову, леворукие дети с правым доминантным глазом гораздо легче поддаются переобучению, чем дети с левым доминантным глазом.

У школьников и взрослых для количественной оценки право- и леворукости следует применять модифицированный рядом авторов, в том числе и нами, опросник по Аннет (см. таблицу выше).

 

5

 

Развивающие упражнения

Игры на определение «ведущей руки» у ребенка:

·                                 Включить свет, дотянувшись до выключателя

·                                 «Стряхнуть» крошки со стола.

·                                 Открыть пузырек с завинчивающейся крышкой.

«Ведущая рука» выполняет активные действия!

Если у вашего  ребенка ведущей является левая рука, ни в коем случае нельзя его переучивать!

Для развития работоспособности обеих рук рекомендуется использовать упражнения:

- рисовать одновременно обеими руками от центральной линии различные узоры от простых до более сложных;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6

6

Завершение

Обмен мнениями по теме

 

 

 

Рис. 5

Рис.6

 


Тема № 7

Темперамент вашего ребенка, или что из чего следует

Цель: расширить знания об особенностях темперамента и определить эффективные стратегии индивидуального подхода.

Ход занятия

 

Этап

Содержание

Материал

1

 

Начало

 работы

Что рассказали дети о занятиях в школе? Что беспокоит сейчас родителей? Что хотели бы обсудить?

 

2

 

Работа  по  теме

Лекция по теме «Темперамент».

Рис. 7

3

 

Интеллекту-альная    пауза

ТЕСТ  «Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?» (Тесты. Приложение 4)

Сейчас мы определим тип темперамента Ваших детей. 

Листы бумаги, каранда-ши

4

 

Работа  по  теме

Не «улучшайте» и не «украшайте» темперамент своего ребенка! За это он расплатится болезнью, а Вы – проблемами в воспитании и развитии ребенка.

Вывод: Зная особенности Вашего ребенка, можно с успехом его воспитать, учитывая, что нервная система ребенка пластична. Темперамент сравним с гранитом, который шлифуют методы воспитания, учитывая все плюсы и минусы его проявлений. Важно не придавать ребенку черты чужого ему темперамента, которые не поддадутся скрещиванию с чертами его подлинного Я.

Итак, мы можем так учитывать особенности темперамент ребенка, завуалировать все недостатки, что основная роль достанется только сильным из его сторон.

 

5

 

Развивающие упражнения

Давайте вместе разработаем рекомендации эффективной помощи ребенку с разным темпераментом (Памятки. Приложение 2)

 

 

 

6

Завершение

Обмен мнениями по теме

 

 

 

 

Рис. 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема № 8

Как определить способности вашего ребенка?

Цель: расширить знания о понятиях «способности», «задатки». Помочь осознать способности собственных детей.

Ход занятия

 

Этап

Содержание

Материал

1

 

Начало

 работы

Что рассказали дети о занятиях в школе? Что беспокоит сейчас родителей? Что хотели бы обсудить?

 

2

 

Работа  по  теме

Лекция по теме «Способности».

 

3

 

Интеллекту-альная    пауза

Анкета для определения способностей ребенка (Г. Е. Акимова, «Как помочь своему ребенку» У-Фактория, 2003 г.)

(Тесты. Приложение 5)

Бланки анкеты, каранда-ши

4

 

Развивающие упражнения

Давайте попробуем развить ваши собственные творческие способности. Это у нас заключительное занятие. Я предлагаю вам написать синквейн на тему впечатлений о наших встречах. (Приложение. Синквейн)

Листы бумаги, каранда-ши

5

 

Завершение.

Анкета-рефлексия (Тесты. Приложение 6)

Бланки анкеты, каранда-ши

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесты

Приложение 1

Задание 1. Анкета для родителей будущих первоклассников

Заполните, пожалуйста, тест «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу» Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

 

 

 

 

 

Всего:

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение:

- до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

- 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

- 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями

4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

Этот краткий тест дает представление о тех психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.

 

 

 


Приложение 2.

Задание 2.

Оценка уровня «зрелости» с помощью наблюдения и ответов на вопросы. Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.

Оценка развития познания

1.                  Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?

2.                  Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?

3.                  Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

4.                  Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?

5.                  Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта

6.                  Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?

7.                  Был ли малыш в библиотеке?

8.                  Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?

9.                  Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?

10.              Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

11.              Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

12.              Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?

13.              Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?

14.              Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?

15.              В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?

16.              Четко ли ребенок выговаривает слова?

17.              Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?

18.              Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

19.              Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?

20.              Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

21.              Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?

22.              Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общаться

23.              Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?

24.              Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

25.              Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физического развития

26.              Хорошо ли ребенок слышит?

27.              Хорошо ли он видит?

28.              Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

29.              Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила, …)

30.              Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

31.              Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

Зрительное различение

32.              Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?

33.              Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?

Зрительная память

34.              Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?

35.              Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

36.              Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?

37.              Понимает ли он, что читают слева направо?

38.              Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

39.              Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Уровень слуховых способностей

40.              Может ли ребенок рифмовать слова?

41.              Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?

42.              Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?

43.              Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

44.              Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

45.              Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

46.              Задает ли вопросы о словах, об их значении?

Степень психосоциальной зрелости (кругозор) – тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

1.                  Назови свои фамилию, имя, отчество.

2.                  Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3.                  Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

4.                  У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5.                  Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6.                  Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7.                  Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8.                  Что бывает раньше – обед или ужин?

9.                  Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10.              Кем работает твой папа, твоя мама?

11.              Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

12.              Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13.              Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14.              Почему снег бывает зимой, а не летом?

15.              Что делает почтальон, врач, учитель?

16.              Зачем в школе нужна парта, звонок?

17.              Ты хочешь пойти в школу?

18.              Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

19.              Каких животных ты знаешь?

20.              Каких птиц ты знаешь?

21.              Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22.              Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23.              Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Приложение 3.

Задание 1. Тест «Художник или мыслитель»

Ответьте на вопросы по 10-бальной системе. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. На все остальные нюансы в вашем распоряжении баллы от 1 до 9.

1.                  У меня преобладает плохое настроение.

2.                  Я помню то, чему учился насколько лет назад.

3.                  Прослушав раз – другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4.                  Когда я слушаю рассказ, то могу воспроизвести его в образах.

5.                  Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6.                  Мне трудно дается алгебра.

7.                  Я легко запоминаю незнакомые лица.

8.                  В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9.                  Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10.              У меня преобладает плохое настроение.

 Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 (левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие)

1.  Если ваш «левополушарный» результат («Л») более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» («П»), то значит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, в общем-то, оптимист и считаете, что большую часть своих проблем вы решите самостоятельно. Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления.

2.  Если 2П» больше «Л» более чем на 5 баллов, это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.д.)

3.  Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации.

Задание 2. Экспресс – анализ.

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался палец левой руки (Л) или правой (П)? запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги карандашом небольшое отверстие и посмотрите через него двумя глазами на какой-либо предмет (например, карандаш), расположенный на расстоянии 10 см. поочередно закрывайте то один глаз, то другой. Запишите букву, обозначающую тот глаз, когда предмет смещается.

В. Встаньте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая  рука (лучевая кость) сверху?

Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

Теперь посмотрим, что у вас получилось.

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. Приобщении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП – аналитический склад ума. Основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип. Встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство. Склонность к новым впечатлениям.

ПЛЛЛ – а этот тип, наоборот, наиболее характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП – один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив. Мягок  и наивен. Требует особо бережного отношения к себе. 

ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание приэтом отстает.

ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 3.

Опросник по Аннет

Вопросы

Ответы и оценка их в баллах

правой

любой

левой

только
+2

чаще
+1

0

чаще
-1

только
-2

Какой рукой Вы пишете?

Какой рукой бросаете камень, мяч?

Какой рукой держите ракетку для игры в теннис, бадминтон?

Какой рукой зажигаете спичку?

Какой рукой режете ножницами бумагу?

Какой рукой вставляете нитку в иглу?

Какой рукой режете хлеб?

Какой рукой расчесываетесь?

Какой рукой сдаете карты?

Какой рукой держите молоток?

Какой рукой держите зубную щетку?

Какой рукой отвинчиваете крышку тюбика с зубной пастой?

 

 

 

 

 

Общая сумма балов

 

 

 

 

 

Общая сумма баллов может колебаться от. +24 (выраженная праворукость) до —24 баллов (выраженная леворукость). В оценке результатов можно прибегать к следующей шкале:

1) праворукость — от +24 до +9 баллов;

2) амбидекстрия — от +8 до —8 баллов;

3) леворукость — от —9 до —24 баллов.

Следует, однако, помнить, что эта шкала относительная и в условиях активного переучивания часть леворуких будет переходить в группу амбидекстров и слабоправоруких. Поэтому опросник обычно дополняют тщательным расспросом о том, не имело ли место переобучение обследуемого в детстве с левой руки на правую. Кроме того, многие ученые считают обязательным расспросить обследуемого, нет ли левшей среди его родственников. В семьях с отягощенной наследственностью по линии леворукости увеличивается число явных и скрытых инверсий по сравнению с чисто праворукими семьями.

 


Приложение 4.

ТЕСТ  «Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?»

Выберите те ответы, которые наиболее походят Вашему ребенку. Результат будет более достоверным, если на вопросы ответит не только мама, но и папа, бабушка, дедушка; после сравните все ответы и сделайте соответствующие выводы.

1. Какие черты характера преобладают у ребенка?

а) Жизнелюбие, оптимизм, компромиссность, общительность, склонность к риску.

б) Спокойствие, медлительность, обстоятельность, сдержанность, миролюбие.

в) Энергичность, неугомонность, шаловливость, горячность, задиристость.

г) Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.

2. Какие эмоции наиболее частые, сильные?

а) Положительные эмоции.

б) Нет бурных реакций, тяготеет к положительным эмоциям.

в) Бурные эмоции, гнев.

г) Страх.

3. Реакция на наказания:

а) спокойная;

б) без эмоций;

в) на словесные – спокойная, на остальные – с бурными реакциями протеста;

г) обида, негативные эмоции.

4. Как ведет себя ребенок в непредвиденных ситуациях?

а) Любопытен (преобладает положительное отношение).

б) Малоэмоционален.

в) Пытается сопротивляться (потребность преодоления).

г) Пытается избежать этого события (потребность самосохранения).

5. Какие игры предпочитает ребенок?

а) Любые, но чтобы жизнь в них била ключом.

б) Спокойные, тихие, уединенные.

в) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.

г) Тихие, уединенные; шумные, подвижные – только с близкими.

6. Общителен ли Ваш ребенок?

а) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится.

б) Предпочитает одиночество.

в) Всегда нужны сподвижники и зрители.

г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.

7. Каков ребенок среди сверстников, склонен ли к лидерству?

а) Душа компании, лидер по выбору детей.

б) Неавторитетен среди детей, о лидерстве нет и речи.

в) Сверстники относятся по-разному, сам предлагает себя в лидеры.

г) Авторитетен только среди малочисленных друзей, не лидер.

8. Как усваивает новое?

а) Легко и быстро.

б) Обстоятельно, но медленно.

в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.

г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.

9. Особенности памяти. Как быстро ребенок запоминает сказку? Улавливает целое или детали? Долго ли помнит?

а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго (хорошая кратковременная и долговременная память).

б) Медленно, но запоминает целое, почти не забывает (хорошая долговременная память).

в) Очень быстро, запоминает в основном детали, но быстро и забывает (хорошо развита только кратковременная память).

г) По-разному, вникает в мелочи (высокая отвлекаемость мешает кратковременной памяти, а неуверенность в себе – долговременной).

10. Утомляемость после какой-нибудь деятельности:

а) средняя (устает соответственно деятельности);

б) низкая (практически не устает);

в) средняя, иногда высокая (в зависимости от всплеска своих эмоций);

г) высокая (устает от малейшей деятельности).

11. Легко ли ребенок усваивает возрастные навыки?

а) Легко и без труда.

б) С трудом (навыки формируются долго, но и надолго).

в) Соответственно возрасту (делает только то, что интересно).

г) Быстро, но неустойчиво (может быть регресс при стрессе).

12. Какие движения преобладают у ребенка?

а) Уверенные, точные, ритмичные.

б) Нерасторопные, неторопливые, солидные.

в) Порывистые, резкие.

г) Неуверенные, неточные, суетливые.

13. Особенности речи.

а) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами.

б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.

в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит,

глотая слоги и слова.

г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.

14. Особенности сна.

а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.

б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.

в) Засыпает долго и с трудом , спит беспокойно, просыпается в разном настроении:

от самого хорошего, до самого плохого.

г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.

15. Как ребенок привыкал к детскому саду, школе?

а) Адаптировался легко, быстро.

б) Боялся нового, не хотел перемен, долго адаптировался.

в) Легко привык к новой обстановке, с трудом выполнял требования взрослых.

г) Никак не мог привыкнуть, адаптировался с трудом.

Теперь попробуем, исходя из описания 4 психологических особенностей, определить тип темперамента вашего ребенка

Если чаще встречаются варианты а), то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник.

Если чаще встречаются варианты б), то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент флегматика.

Если чаще встречаются варианты в), то у ребенка характер сильный, неуравновешенный, инертный – холерик.

Если чаще встречаются варианты г), то преобладает темперамент меланхолика.

Вспомнив свое детство, можете выбрать ответы, подходящие именно для Вас, тогда появится возможность сравнить темперамент ребенка и свой и сделать выводы. Возможно, Вы своим сильным темпераментом «давите» более слабый темперамент ребенка.

Приложение 5.

Анкета для определения способностей ребенка

(Г. Е. Акимова, "Как помочь своему ребенку" У-Фактория, 2003 г.)

Как пользоваться анкетой:

  внимательно прочитайте утверждение;

  дайте оценку каждому качеству (5 баллов – такое качество сильно выражено у ребенка; 4 балла – выражено выше среднего; 3 балла – выражено средне; 2 балла – слабо выражено; 1 балл – совсем не выражено);

  суммируйте баллы внутри каждой из областей, общее количество набранных баллов в каждой области разделите на число вопросов в ней;

  попробуйте составить графическое изображение способностей ребенка, для этого на горизонтальной оси обозначьте 8 областей способностей, на вертикальной – полученный на каждой средний балл; получится ломанная линия – профиль способностей ребенка.

Способности к занятию научной деятельностью

 

5

4

3

2

1

1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).

 

 

 

 

 

2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением возраста на 1-2 года.

 

 

 

 

 

3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.

 

 

 

 

 

4. Обладает хорошей сенсомоторной координацией (отлично фиксирует то, что видит и записывает то, что слышит).

 

 

 

 

 

5. После уроков любит читать научно-популярные книги и журналы.

 

 

 

 

 

6. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.

 

 

 

 

 

7. Пытается выяснить причины и смысл событий.

 

 

 

 

 

8. Проводит много времени над созданием собственных проектов (конструирование, построение, собирание).

 

 

 

 

 

9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

 

 

 

 

 

10. Пластичен и открыт новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.

 

 

 

 

 

Итого: __________

 

Музыкальные способности

 

5

4

3

2

1

1. Быстро и хорошо отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

 

 

 

 

 

2. Хорошо поет.

 

 

 

 

 

3. В игру на инструменте, в песню, танец вкладывает много энергии и чувств.

 

 

 

 

 

4. Стремится как можно больше слушать музыку.

 

 

 

 

 

5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.

 

 

 

 

 

6. Сочиняет оригинальные, свои собственный мелодии, песни.

 

 

 

 

 

7. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.

 

 

 

 

 

Итого: __________

 

Артистические способности

 

5

4

3

2

1

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.

 

 

 

 

 

2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-то драматическую ситуацию.

 

 

 

 

 

3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

 

 

 

 

 

4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то рассказывает.

 

 

 

 

 

5. С легкостью передает эмоциональные переживания, чувства.

 

 

 

 

 

6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека, животное.

 

 

 

 

 

7. Интересуется профессией актера.

 

 

 

 

 

8. Любит “играть” на публику.

 

 

 

 

 

Итого: __________

 

Технические способности

 

5

4

3

2

1

1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.

 

 

 

 

 

2. Интересуется механизмами и машинами.

 

 

 

 

 

3. Увлекается конструированием машин, приборов, авиамоделей, поездов и т.д.

 

 

 

 

 

4. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

 

 

 

 

 

5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки, вопросы «на поиск».

 

 

 

 

 

6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.

 

 

 

 

 

7. Читает журналы и статьи о создании новых машин и механизмов.

 

 

 

 

 

Итого: __________

 

Литературные способности

 

5

4

3

2

1

1. Может легко построить рассказ (начало, завязка, окончание).

 

 

 

 

 

2. Привносит что-то новое, необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.

 

 

 

 

 

3. Несущественные детали в рассказах, событиях отбрасывает, оставляя главное, наиболее характерное.

 

 

 

 

 

4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться сюжета, не теряя основной мысли и не сбиваясь.

 

 

 

 

 

5. Хорошо описывает эмоции и чувства героев, умеет подобрать нужные слова.

 

 

 

 

 

6. Передает детали, важные для понимания события, в тоже время не упускает основную линию повествования.

 

 

 

 

 

7. Любит сочинять и писать рассказы, стихи.

 

 

 

 

 

8. Героев в рассказах изображает живыми, легко передает их характер, эмоции, чувства.

 

 

 

 

 

Итого: __________

 

Способности к спорту

 

5

4

3

2

1

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических нагрузок, чтобы чувствовать себя счастливым.

 

 

 

 

 

2. Любит участвовать в спортивных играх или соревнованиях.

 

 

 

 

 

3. Преуспевает в каком-нибудь виде спорта.

 

 

 

 

 

4. Бегает быстрее всех в классе.

 

 

 

 

 

5. Двигается легко, грациозно, хорошая координация движений.

 

 

 

 

 

6. Любит ходить в походы, играть на открытых площадках.

 

 

 

 

 

7. Предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные игры

 

 

 

 

 

Итого: __________

 

Художественные способности

 

5

4

3

2

1

1. Нет однообразия в нарисованных сюжетах.

 

 

 

 

 

2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым, когда видит красивую картину, скульптуру, красиво оформленную вещь.

 

 

 

 

 

3. Оригинален в выборе сюжета, составляет своеобразные композиции из цветов, камней и т.д.

 

 

 

 

 

4. Всегда готов использовать в творчестве какой-то новый материал.

 

 

 

 

 

5. Когда есть свободное время, охотно рисует, лепит, создает разные поделки.

 

 

 

 

 

6. Прибегает к рисунку, лепке для того, чтобы выразить свои чувства, эмоции.

 

 

 

 

 

7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Пытается воссоздать то, что понравилось.

 

 

 

 

 

8. Любит работать с пластилином, глиной.

 

 

 

 

 

Итого: __________

 

Интеллектуальные способности

 

5

4

3

2

1

1. На занятиях все легко и быстро схватывает.

 

 

 

 

 

2. Использует знания в практике.

 

 

 

 

 

3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.

 

 

 

 

 

4. Улавливает связь между событиями, между причиной и следствием.

 

 

 

 

 

5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что не проговаривается взрослым, но имеется в виду.

 

 

 

 

 

6. Понимает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

 

 

 

 

 

7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания.

 

 

 

 

 

8. Знает много такой информации, которой не владеет большинство его сверстников.

 

 

 

 

 

9. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, точно выражает свои мысли.

 

 

 

 

 

10. Любит книги, которые предназначены обычно для более старшего возраста.

 

 

 

 

 

11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

 

 

 

 

 

12. Обгоняет своих сверстников в учебе на год-два, часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал уже знаком.

 

 

 

 

 

13. Задает много вопросов, внимательно выслушивает ответ, делает свои выводы.

 

 

 

 

 

14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.

 

 

 

 

 

15. Очень восприимчив, наблюдателен, моментально реагирует на новое, неожиданное.

 

 

 

 

 

 

Итого: __________

 


Приложение 6.

Анкета-рефлексия

·                     Как вы считаете, необходимо ли продолжать раскрытие темы подготовки ребенка к школе?

o        Да

o        Нет

·                     Удобное ли время выбрано для организации данного мероприятия?

o        Да

o        Нет

o        предложите свой вариант

·                     Что для вас оказалось интересным?

o        Необычная форма проведения

o        Возможность наблюдать за ребенком, видеть продукты его деятельности

o        предложите свой вариант

·                     Что показалось наиболее сложным?

o        Придти в субботу вместо отдыха от  работы

o        Активно включиться в обсуждение

o        предложите свой вариант

·                     Выберите краткую характеристику мероприятия:

o        Интересно, познавательно

o        Пригодится в будущем

o        Скучно, не хочется участвовать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения

Приложение 1.

Упражнение «Волшебный листок»

1.                  Подбрасываем листок вверх прямыми ладошками.

2.                  Пальцы соединяем «шалашиком», подбрасываем и ловим листок, при этом повторяем названия пальцев «Здравствуй, пальчик большой», «Здравствуй, пальчик указательный» и т.д.

3.                  Учимся сворачивать листок пополам, соединяя уголочки листа и фиксировать место сгиба ногтями.

4.                  Учимся тихоньки и аккуратно разрывать листок на две равные части.

5.                  Помашем листочками в вытянутых руках, «как деревья», «как птицы» и т.д.

6.                  Сминаем каждый листок одновременно в вытянутых в разные стороны руках, не помогая частями тела, плоскостью стола и т.д. (где шарик меньше – рука лучше работает, можно говорить о ведущей руке)

7.                  На весу разворачиваем оба шарика одновременно, не помогая частями тела, плоскостью стола и т.д. Пока отложили листочки.

8.                  Работа с пальцами: показать пальцы, что держат ручку, кисточку, карандаш. (большой, средний, указательный – закрепление названий)

9.                  «Попугать» друг друга этими пальцами (сложность для ребенка работы только этими пальцами)

10.              А теперь «поработаем экскаватором» - сделаем шарики из бумаги только этими тремя пальцами каждой рукой одновременно.

11.              Разворачиваем шарики только тремя пальцами.

12.              Опять сворачиваем бумагу в шарики поплотнее, уже используя вся ладонь. Играем в «катапульту» – шарик из бумаги помещаем  на правый кулачек, учимся «бить щелбаны» левой рукой в цель – корзину для мусора. То же противоположной рукой (дети не умеют бить «щелбаны»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Задания по формированию графических навыков.

Прежде, чем приступить к занятиям, ознакомьтесь с методическими рекомендациями:

  на первом занятии научите ребенка ориентироваться в тетради (тетрадь с крупной клеткой), ребенок должен показывать правый верхний и правый нижний углы, левый верхний и левый нижний углы, середину тетради в крупную клетку;

  фломастер можно применять только на первых занятиях, а затем - только ручку;

  расстояние между строчками при письме должно быть равно двум клеточкам, а между элементами оно может быть разным;

  количество заполняемых строчек зависит от возможностей детей;

  образец следует давать в тетрадях, объяснять детально;

  сначала ребенок должен пальцем воспроизвести рисунок на столе, после чего обратным концом ручки обвести образец в тетради.

Эти задания помогут научить ребенка:

  ориентироваться в тетради в крупную клетку;

  рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них;

  рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать;

  рисовать дуги, овалы по точкам и без них.

Ниже приводится практический материал по обучению детей графическим навыкам и зрительные диктанты.

Дети на занятиях должны научиться работать фломастером.

1.                  Проводить линии по точкам сверху вниз.


Проводить линии от одной опорной точки до другой, сверху вниз.


Самостоятельно проводить вертикальные линии в одной клетке по образцу.


2. Проводить линии по точкам слева направо в одной клетке, пропуская две клетки.


Проводить горизонтальные линии от одной точки до другой.


Самостоятельно проводить линии слева направо в одной клетке по образцу (количество строчек не ограничено).


3. Рисовать уголки по поставленным точкам, пропуская между уголками две клетки.


Нарисовать уголок по опорным точкам.


Самостоятельно нарисовать уголок по образцу.


4. Нарисовать бордюр, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий, не отрывая фломастер от листа.


5. Нарисовать вертикальные палочки в двух клетках.


Нарисовать горизонтальные линии в двух клетках.


Нарисовать вертикальные и горизонтальные линии по образцу.

Варианты рисования по клеткам могут быть разнообразными и усложняться по мере овладения навыком письма.

Приложение 3.

Упражнение «10 слов»

Прослушайте слова и постарайтесь после прочтения повторить их.

Гора, игла, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, нога.

Запишите число слов, которые вы смогли вспомнить.

Прослушайте слова еще раз.

Еще раз запишите цифру, сколько слов вы вспомнили со второго раза.

И т.д. до 10 раз.

Сделайте выводы о своей кратковременной памяти.

Дополнительные тесты и упражнения по теме «Память»:

«Робот» - на развитие образной памяти: Вы – робот, состоящий из деталей конструктора. Снимите голову и засуньте ее под мышку. Отверните уши. Одно ухо прикрутите ко лбу, а второе – на правую руку. Задание: одновременно укусите ухо и почешите нос. Верните уши на место. Вверните голову.

«Телефонограмма»: 4 человека уходят за дверь. Входят по одному, слушают и повторяют текст.

Примите телефонограмму: «22 мая в 11.15 по адресу улица Пушкинская, 148 некая Валентина Евгеньевна будет зачитывать название экзаменационных сочинений. Если же абитуриент не может  попасть в назначенный день, то 23 мая в 14.45 Николай Антонович на кафедре может выдать эту информацию. Приходить с электронным носителем (дискетой)»

Приемы мнемотехники;

«Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны»

«Кто и шутя и скоро пожелает Пи узнать – число уж знает»

«Пи число легко запомнить, только надо все учесть – 3, 14 16 92 и 6»

«Бабушка укладывала в свой чемодан…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Задание 1. «Колечко»

Сейчас все вы выйдите из комнаты, а я размещу вот эти два небольших кольца на видных местах. Вы войдете в класс и должны будете найти эти элементы. Кто найдет оба элемента – тихо садитесь на свои места, остальные продолжают искать.

 

Задание 2.

«Сейчас я покажу вам на одну секунду рисунок, на котором будет несколько чисел. Посмотрите внимательно, какие числа будут написаны, а когда я уберу рисунок, сложите их и запишите сумму».

 

 

Когда сумма записана и оглашена, задание: вспомнить фигуры, в которые были вписаны цифры. Чаще всего люди не обращают на это внимания, а точнее — им не хватает объема внимания, чтобы заметить и цифры, и фигуры.

 

Задание 3. «Избирательность».

Посмотрите вокруг и запомните все коричневого цвета. А теперь закройте глаза и вспомните все… синего цвета.

 

Задание 4. Игра «Муха»

Каждый из партнеров мысленно воображает, что в средней клетке помещается «муха», ее по очереди передвигают из клетки в клетку, стараясь не выйти за границы квадрата. Можно усложнить эту игру, играя в квадрате 4 на 4, 5 на 5.

 

Дополнительные тесты и упражнения:

 «Корректурная проба» - рисуночный и буквенный вариант, даже подходит любой текст из газеты.

Упражнение на увеличение количества заданий, произнесенных одновременно:

ü    нарисовать 3 различные геометрические фигуры разным цветом;

ü    нарисовать внизу листа 5 квадратов одинаковой величины, первый – любым цветом;

ü    нарисовать 5 круглых бусинок на нитке разными цветами, средняя – синяя;

ü    нарисовать 7 геометрических фигур, 4 – по углам листа, остальные в центре, 1 – синяя, 2 – красная, 3 – желтая, 4 – зеленая, 5 – голубая, 6 оранжевая, 7 фиолетовая.

Таблицы Шульте (также  рисуночный вариант с двумя или тремя элементами)

«Найди отличия»

«Пишущая машинка» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 5.

Задание 1.

«Определение активности мышления». Активность мышления — это степень его продуктивности в решении задач различного типа; один из самых важных показателей, свидетельствующий о сохранности, действенности, нормальном психофизиологическом и эмоциональном состоянии человека. При низкой активности человек «не может сосредоточиться», «мысли другим заняты», «голова не работает».

Каждая задача выполняется в течение 1 минуты (даются  сигналы начала и завершения).

1-е задание. «Запишите в тетрадях любые женские имена (мужские имена, названия городов, рек и пр.), начинающиеся на букву Р (В, Д, О и др.)». Подсчитайте количество правильно записанных слов.

2-е задание. Подготавливаем заготовку — рисуем в тетрадях 6-8 небольших кружочков (квадратов, треугольников). Нужно будет рисовать различные объекты, включая форму кружка в рисунок. Инструкция: «Нарисуйте в течение минуты, используя кружки, объекты, относящиеся к классу «Флора» («Спортивный инвентарь», «Живые/неживые предметы», «Фрукты» и пр.)». Подсчитайте количество правильно нарисованных объектов.

3-е задание. «В течение минуты составьте и запишите предложения из четырех слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л». Например: «Постепенно Исчезли Опавшие Листья». Подсчитайте количество правильно составленных предложений.

4-е задание. Учитель рисует на доске какой-либо фрагмент без смысловой нагрузки: крест, пересекающиеся линии, спираль, волнистую линию, ромб и т.д.. Инструкция: «В течение минуты вмонтируйте этот фрагмент в как можно большее число законченных рисунков». Подсчитайте их количество.

Сравните ваши результаты с показателями общей выборки: для 1-го задания — 5 имен, для 2-го — 5 рисунков, для 3-го — 4 предложения, для 4-го — 5 рисунков.

Задание 2. Методика «Перевод с русского языка на язык суахили».

Исследование процедуры рассуждения через исключение.

Суахили — один из наиболее распространенных языков народов Африки.

Инструкция: «Пользуясь построчником, переведите с русского языка на язык суахили контрольную фразу „Я люблю тебя“». Материал эксперимента:

Он любит тебя — акупенда

Он бьет их — авапига

Я бью тебя — никупига

Он любит нас — авупенда

Правильный ответ — «никупенда».

Дополнительные тесты и упражнения:

Нарисовать образцы рисунков без отрыва карандаша от бумаги.

«Лишний предмет», «Раздели на группы», «Нелепицы», «Бывает – не бывает» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятки для родителей будущих первоклассников

Приложение 1.

Советы для родителей будущих первоклассников

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций (удовлетворение от интеллектуальных занятий)

2. Повторяйте упражнения (развитие умственных способностей детей определяется временем и практикой: если не получается – вернуться позднее, сделав более легкое)

3. Терпение – не давать задания превышающие его интеллектуальные возможности.

4. Мера – узнать пределы выносливости и увеличивать время занятий постепенно.

5. Увлекательней – плохо усваивают монотонный, строго регламентированный, повторяющийся материал. Игра!!!

6. Развивайте навыки общения – научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи.

7. Избегайте неодобрительной оценки, никогда не сравнивайте его с другими детьми. Формируйте уверенность в своих силах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Рекомендации «Эффективная помощь ребенку с разным темпераментом»

 Сангвинику

При снижении интереса важно переключать на другой вид деятельности.

Чтобы избежать поверхностного и небрежного выполнения задания, необходимо обратить внимание на качество выполнения работы, доведения дел до конца.

Ему нужен постоянный, доброжелательный контроль, подсказка, напоминание.

Приучайте ребенка выполнять одно дело за другим, по очереди.

Важно воспитывать устойчивые привязанности и интересы.

Научить давать выход своей энергии.

Холерику

Не пытайтесь любой ценой препятствовать детской активности, ведь переделать заложенное природой невозможно.

Организуйте жизнь ребенка так, чтобы его активность находила полезное применение.

Окрики, угрозы, шлепки только усилят напряжение. Обуздать возбуждение помогут спокойные дела, настольные игры, игры на расслабление.

«Неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме, особенно важно ограничить вечернее возбуждение нервной системы.

С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно.

Учите ребенка договариваться и выслушивать мнение другого человека.

Флегматику

Крик, как сильный раздражитель, затормаживает ребенка,

Не пытаться сделать ребенка удобным для себя. Быстрый темп требует большого напряжения флегматика, учит хитрить или формирует неуверенность.

Призвать на помощь часы – ребенок будет следить за темпом выполнения задания, учиться заканчивать дело до звонка.

Развивать подвижность нужно постепенно, наращивать темп, не торопясь, хвалить за незначительное проявление быстроты.

Заинтересовывайте ребенка, приглашайте сверстников.

Чтобы преодолеть инертность, вовлекайте флегматика в подвижные игры, зовите в походы.

Меланхолику

Не подшучивайте, а подбадривайте ребенка.

Нельзя подчеркивать его недостатки, так как это может закрепить неуверенность в своих силах.

Важно развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Предоставьте малышу самостоятельность.

Учите ребенка рассказывать о своих чувствах, подскажите, как он может проявить заботу о других членах семьи.

Помогите ребенку найти друзей, преодолеть излишнюю тревожность.

Ребенок со слабой нервной системой требует бережного отношения. Говорить следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Айзенк Х., Эванс Д. Энциклопедия  психологических  тестов:  коэффициент  интеллектуальности  вашего  ребенка -  М., «АСТ», 1997 год;

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 – 190с.

3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 – с.11-19

4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.: Педагогика, 1989 – 89 с.

6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе  (популярное пособие для родителей и педагогов) – Ярославль: Академия развития,  2000 – 33с.

7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) – Ярославль: Академия развития,  2000 – 187с.

8. Доровской  А. И.  Дидактические  основы  развития  одаренности  учащихся. – М.,  «Российское  педагогическое  агентство», 1998 год;

9.  Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

10.              Дубровина Н.В., Акимова  и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 – 303с.

11.              Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим  детей общению:  характер,  коммуникабельность.   Популярное  пособие  для  родителей  и  педагогов – Ярославль,  «Академия развития»,  1997 год;

12.              Лопухина Ирина. Логопедия,  550  занимательных  упражнений  для  развития  речи:  пособие  для  логопедов  и  родителей – М.,  «Аквариум»,  1995 год;

13.              Популярная  психология  для  родителей /Под ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской,  Н. Л. Карповой – М., «Флинта: Московский  психолого-социальный институт»,  1998 год;

14.              Пылаева Н. М., Ахутина Т. В.  Школа внимания: методика развития и коррекции внимания  у  детей  5 – 7 лет. – М.. «ИНТОР», 1997 год;

15.              Савина Л. П.  Пальчиковая гимнастика  для  развития  речи  дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М., «АСТ», 1999 год;

16.              Субботина  Л. Ю. Развитие  воображения  у   детей. Популярное  пособие  для  родителей  и  педагогов – Ярославль,  «Академия  развития»,  1997 год;

17.              Тесты  для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева – С-Пб, «Дельта», 1997 год;

18.              Тихомирова  Л. Ф. Развитие  познавательных  способностей  детей. Популярное  пособие  для  родителей  и  педагогов – Ярославль,  «Академия  развития»,  1997 год;

19.              Тихомирова  Л. Ф.,  Басов А. В.  Развитие  логических способностей  детей. Популярное  пособие  для  родителей  и  педагогов – Ярославль,  «Академия  развития»,  1997 год;

20.              Тихомирова  Л. Ф.Развитие  интеллектуальных  способностей  школьника:  популярное  пособие  для  родителей  и  педагогов – Ярославль,  «Академия  развития», 1996 год;

21.              Ткаченко Т. А. Если  дошкольник  плохо  говорит. – СПб, «Акцидент», 1997 год;

22.              Урунтаева  Г. А. Диагностика  психологических  особенностей  дошкольника: практикум – М. «Академия», 1996 год;

23.              Черемошкина Л. В. Развитие  внимания  детей.  Популярное  пособие  для  родителей  и  педагогов – Ярославль,  «Академия развития»,  1997 год


24.             

Посмотрите также