КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (4,5 - 5 лет)
«Игры с песком»
Цель программы: нормализация психофизического состояния ребенка.
Задачи:
Ø Укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;
Ø Усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
Ø Способствовать развитию мелкой моторики и речи;
Ø Способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;
Ø Способствовать развитию познавательных функций (внимание, слуховая память, воображение);
Ø Сформировать навыки умения слушать говорящего;
Ø Скорректировать эмоциональное состояние (снизить тревожность при расставании с родителями в детском саду и т. д.)
Режим работы. Программа рассчитана примерно на 20 занятий продолжительностью 30-35мин и периодичностью 2 раза в неделю.
Целевая группа: дети дошкольного возраста (4-6 лет), находящиеся в психотравмирующей или конфликтной ситуации или имеющие повышенную тревожность.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Дополнительная образовательная
коррекционно-развивающая программа
психолого-педагогической
и медико-социальной направленности
«Игры с песком»
для дошкольного возраста
Ростов-на-Дону 2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы. Игры с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель – один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращение в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояние душевного равновесия.
Игра с песком это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Концептуальное обоснование. Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания. Песок для детей это природный материал, играя с песком и небольшими предметами, ребенок входит в диалог с окружающим миром.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Психологическая песочница – это особая среда. Здесь становятся явными мечты; здесь можно посмотреть со стороны на непростую жизненную ситуацию и разыграть позитивный сценарий ее разрешения; здесь создается новая реальность, в которой все подвластно создателю, человеку, создавшему картину из песка и миниатюрных фигурок. Здесь в психологической песочнице разворачивается сюжет уникального приключения, которое проживает каждый из нас, называя это жизнью, или судьбой. Здесь, в психологической песочнице, рождаются новые жизненные программы и приобретается сила и уверенность для ее реализации. Песок это великий актер играющий в работе психолога разные роли.
Цель программы: нормализация психофизического состояния ребенка.
Задачи:
Ø Укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;
Ø Усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
Ø Способствовать развитию мелкой моторики и речи;
Ø Способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;
Ø Способствовать развитию познавательных функций (внимание, слуховая память, воображение);
Ø Сформировать навыки умения слушать говорящего;
Ø Скорректировать эмоциональное состояние (снизить тревожность при расставании с родителями в детском саду и т. д.)
Структура программы:
Программа рассчитана примерно на 10 занятий (наполняемость занятий и подбор упражнений зависит от индивидуальных особенностей ребенка), продолжительностью 30-35мин и периодичностью 2 раза в неделю. Возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка. Занятия могут проводиться как с малой развивающей подгруппой 5-6 человек, так и в индивидуальной коррекционной форме. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.
Основное содержание групповых занятий:
Целевая группа Занятия по проводимой программе ориентированы на детей дошкольного возраста (4,5-6 лет), находящихся в психотравмирующей или конфликтной ситуации (расставание с родителями) или имеющих повышенную тревожность, не посещающих детский сад.
В оценке эффективности отмечают позитивное изменение в психофизическом состоянии ребенка (снижение тревожности), освоение позитивных способов поведения в различных ситуациях. Занятия в песочнице позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, он будет приносить радость открытий и удовлетворение детям и взрослым.
Методы: для оценки эффективности используются следующие психологические диагностические методы:
Данная программа реализуется по примерному тематическому планированию, которое составляется на конкретное занятие, в зависимости от особенностей детей и цели проводимого занятия.
УСЛОВИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
З. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.