Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
rtf
13.05.2020
Для психолога
4.rtf

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (4,5 - 5 лет)

«Игры с песком»

Цель программы: нормализация психофизического состояния ребенка.

 

Задачи:

Ø Укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;

Ø Усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

Ø Способствовать развитию мелкой моторики и речи;

Ø Способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;

Ø Способствовать развитию познавательных функций (внимание, слуховая память, воображение);

Ø Сформировать навыки умения слушать говорящего;

Ø Скорректировать эмоциональное состояние (снизить  тревожность при расставании с родителями в детском саду и т. д.)

 

Режим работы. Программа рассчитана примерно на 20 занятий продолжительностью 30-35мин и периодичностью 2 раза в неделю.

 

Целевая группа: дети дошкольного возраста (4-6 лет), находящиеся в психотравмирующей или конфликтной ситуации или имеющие повышенную тревожность.


 

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ                                                               СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

 

 

 

 

 

 

Дополнительная  образовательная

коррекционно-развивающая программа 

психолого-педагогической

и медико-социальной направленности

 «Игры с песком»

для дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону 2011г.


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Актуальность проблемы. Игры с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель – один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращение в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояние душевного равновесия.

                Игра с песком это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Концептуальное обоснование. Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится  излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками  - это может  стать поводом для размышлений  о системе воспитания. Песок для детей это природный материал, играя с песком и небольшими предметами, ребенок входит в диалог с окружающим миром. 

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

                Во-первых, существенно  усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

                В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

                Психологическая песочница – это особая среда. Здесь становятся явными мечты; здесь можно посмотреть со стороны на непростую жизненную ситуацию и разыграть позитивный сценарий ее разрешения; здесь создается новая реальность, в которой все подвластно создателю, человеку, создавшему картину из песка и миниатюрных фигурок. Здесь в психологической песочнице разворачивается сюжет уникального приключения, которое проживает каждый из нас, называя это жизнью, или судьбой. Здесь, в психологической песочнице, рождаются новые жизненные программы и приобретается сила и уверенность для ее реализации. Песок это великий актер играющий в работе психолога разные роли.

Цель программы: нормализация психофизического состояния ребенка.

Задачи:

Ø  Укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;

Ø  Усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

Ø  Способствовать развитию мелкой моторики и речи;

Ø  Способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;

Ø  Способствовать развитию познавательных функций (внимание, слуховая память, воображение);

Ø  Сформировать навыки умения слушать говорящего;

Ø  Скорректировать эмоциональное состояние (снизить  тревожность при расставании с родителями в детском саду и т. д.)

Структура программы:

Программа рассчитана примерно на 10 занятий (наполняемость занятий и подбор упражнений зависит от индивидуальных особенностей ребенка), продолжительностью 30-35мин и периодичностью 2 раза в неделю. Возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка. Занятия могут проводиться как  с малой развивающей подгруппой 5-6 человек, так и в индивидуальной коррекционной форме. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

Основное содержание групповых занятий:

  • Начало работы. Ритуал приветствия, разминка;
  • Основное содержание занятий (разогревающие и психопрофилактические игры с песком, рисование красками, обсуждение);
  • Прощание.

Целевая группа Занятия по проводимой программе ориентированы на детей дошкольного возраста (4,5-6 лет), находящихся в психотравмирующей или конфликтной ситуации (расставание с родителями) или имеющих повышенную тревожность, не посещающих детский сад.

В оценке эффективности отмечают позитивное изменение в психофизическом состоянии ребенка (снижение тревожности), освоение позитивных способов поведения в различных ситуациях. Занятия в песочнице позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, он будет приносить радость открытий и удовлетворение детям и взрослым.

Методы: для оценки эффективности используются следующие психологические  диагностические методы:

  • Метод наблюдения,
  • Люшер,
  • ЦТО. Результаты теста позволят определить динамику эмоционального состояния детей, уровень тревожности,
  • «рисунок человека», либо «Дом, Дерево, Человек»,
  • Методика самоидентичности дерево с человечками,
  • родительский дневник.

 

Данная программа реализуется по примерному тематическому планированию, которое составляется на конкретное занятие, в зависимости от особенностей детей и цели проводимого занятия.

 

УСЛОВИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

 

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

З. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Целевая группа: дети дошкольного возраста (4-6 лет), находящиеся в психотравмирующей или конфликтной ситуации или имеющие повышенную тревожность

Целевая группа: дети дошкольного возраста (4-6 лет), находящиеся в психотравмирующей или конфликтной ситуации или имеющие повышенную тревожность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность проблемы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность проблемы

Способствовать развитию мелкой моторики и речи; Ø

Способствовать развитию мелкой моторики и речи; Ø
Скачать файл