Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
docx
13.05.2020
Для психолога
6.docx

Комплект диагностических методик для мониторинга УУД у обучающихся начальных классов

 

Описание диагностических методик и типовых заданий для оценки универсальных учебных действий.

«Лесенка»

Цель: изучение самооценки младшего школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: самооценка.

Возраст: 6,5-7 лет.

Метод оценивания: групповое анкетирование.

 

Описание задания: у каждого ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. На доске нарисована лесенка. Инструкция: «Ребята, возьмите карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать на первую ступеньку, не называя её номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвёртую) – ни плохие, ни хорошие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Повторить инструкцию ещё раз. Поблагодарить ребят за работу.

 

Интерпретация результатов:

Ступенька 1 – завышенная самооценка

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

 

 

Тест самооценки личности (Демо-Рубинштейн)

Цель: изучение самооценки младшего школьника.

 

Оцениваемые универсальные учебные действия: самооценка

Возраст: от 9 лет.

Метод оценивания: групповое анкетирование.

 

Описание задания: Перед началом тестирования детям раздаются бланки. Инструкция: «Тебе следует оценить себя самого по ряду качеств, таких как сила, здоровье, ум, красота и др. Для того, чтобы лучше понять, как это сделать, рассмотрим следующий пример. Тебе нужно оценить себя по росту. Перед тобой на бланке отрезок прямой. Представь, что на нём расположилось всё человечество по росту; тогда слева будут находиться самые низкие люди, а справа – самые высокие на Земле люди. А теперь отметь на отрезке то место, где, по твоему мнению, должен находиться ты сам. Если тебе всё понятно, то оцени себя таким образом и по другим качествам.

Обработка результатов: Вычисление общей суммы по всем 10 индексам. В зависимости от полученной суммы показатель может быть таким:

  • Адекватная самооценка – около 40 баллов (+-5)
  • Тенденция к завышению – 46 – 59 баллов
  • Явно завышенная самооценка – 60 – 70 баллов
  • Явно заниженная самооценка – 20 -10 баллов

 

Бланк

 

РОСТ

низкий высокий

1_______\ 2_______\ 3_______\ 4_______\ 5_______\ 6_______\ 7_______

 

СИЛА

слабый сильный

1_______\ 2_______\ 3_______\ 4_______\ 5_______\ 6_______\ 7_______

 

ЗДОРОВЬЕ

больной здоровый

1_______\ 2_______\ 3_______\ 4_______\ 5_______\ 6_______\ 7_______

 

КРАСОТА

некрасивый красивый

1_______\ 2_______\ 3_______\ 4_______\ 5_______\ 6_______\ 7_______

 

ДОБРОТА

злой добрый

1_______\ 2_______\ 3_______\ 4_______\ 5_______\ 6_______\ 7_______

 

УЧЁБА

неуспевающий отличник

1_______\ 2_______\ 3_______\ 4_______\ 5_______\ 6_______\ 7_______

 

СЧАСТЬЕ

несчастливый счастливый

1_______\ 2_______\ 3_______\ 4_______\ 5_______\ 6_______\ 7_______

 

ЛЮБОВЬ ОКРУЖАЮЩИХ

нелюбимый любимый

1_______\ 2_______\ 3_______\ 4_______\ 5_______\ 6_______\ 7_______

 

СМЕЛОСТЬ

несмелый смелый

1_______\ 2_______\ 3_______\ 4_______\ 5_______\ 6_______\ 7_______

 

БЛАГОПОЛУЧИЕ

неблагополучный благополучный

1_______\ 2_______\ 3_______\ 4_______\ 5_______\ 6_______\ 7_______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)

 

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Оцениваемые универсальные учебные действия: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: 7-10 лет.

Метод оценивания: индивидуальное анкетирование.

 

Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причём ребёнок оценивает поступок ребёнка своего пола), выбрав один из четырёх вариантов оценки.

Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каждой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.

Ниже представлены:

-семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);

-семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм (2, 4, 7, 10, 12, 14, 17)

-четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, 15, 8, 18).

Анкета

оценка поступка в баллах

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Так делать можно

Так делать иногда

можно

Так делать нельзя

Так делать нельзя ни в коем случае

Инструкция: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.

1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

3. Мальчик (девочка) пришёл (пришла) в школу в грязной одежде.

4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире.

5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.

6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.

8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.

9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.

11. Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от конфеты.

12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) её.

13. Мальчик (девочка) перешёл (перешла) улицу в запрещённом месте.

14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.

15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) её.

18. Мальчик (девочка) зашёл (зашла) в комнату и включила свет.

 

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребёнка нарушения моральных и конвенциональных норм.

 

Уровни оценивания:

1. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, более, чем на 4 балла.

2. Суммы равны (+- 4 балла)

3.Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм, более, чем на 4 балла.

 

 

 

Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов

«Что мне нравится в школе».

Цель: изучение мотивационной сферы учащихся.

Оцениваемые универсальные учебные действия: мотивация учения.

Возраст: 6,5 – 7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная работа учащихся.

Описание задания: Детям предлагается нарисовать рисунок на тему «Что мне нравится в школе». Причём экспериментатор озвучивает только тему рисунка, но не делает больше никаких замечаний и пояснений.

Анализ рисунков:

Несоответствие теме указывает на:

а) мотивационную незрелость, отсутствие школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее.

б) Детский негативизм, когда ребёнок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что лучше всего умеет и любит рисовать; такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а)Учебные ситуации свидетельствуют о высокой учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов

б) Ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе, но внешней мотивацией.

в) Ситуации, предполагающие общение с другими детьми или с учителем, говорят о преобладании социальных мотивов.

 

Исходя из вышеперечисленного, можно выделить следующие уровни развития школьной мотивации:

1- Отрицательное отношение к школе и поступлению в неё.

2- Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3- Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты.

 

 

Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся

 

Цель: изучение мотивационной сферы учащихся.

Оцениваемые универсальные учебные действия: мотивация учения

Возраст: 9 – 10 лет.

Метод оценивания: групповое тестирование учащихся.

Описание задания: Учащимся предлагают написанные на карточках суждения. Каждый ученик получает 20 карточек и из них выбирает только три самых важных, которые имеют для ученика самое большое значение. Суждения могут быть такими:

1.     Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.     Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.

3.     Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.

4.     Я хочу окончить школу и учиться дальше.

5.     Я хочу иметь хорошую работу.

6.     Я хочу получать хорошие и отличные отметки

7.     Я хочу получать одобрение родителей и учителей

8.     Я хочу, чтобы все думали обо мне хорошо.

9.     Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.

10. Я хочу отвечать на уроках лучше всех.

11. Я хочу, чтобы учительница меня хвалила за моё поведение.

12. Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.

13. Я не хочу получать плохие отметки.

14. Мне нравится учиться.

15. Мне нравится делать домашние задания.

16. Мне нравится рассуждать на уроке.

17. Мне нравится решать трудные задачи.

 

Интерпретация результатов:

Суждения 1-3 – мотивы долга

Суждения 4-5 – мотивы благополучия

Суждения 6-11 – мотивы престижа

Суждения 12-13 – мотивы избегания неудач

Суждения 14-17 – мотивы познания

 

 

Выкладывание узора из кубиков.

Цель: выявление развития регулятивных действий; выявление сформированности пространственного анализа и синтеза.

Оцениваемые универсальные действия: Умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать своё действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Возраст: 6,5 – 7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная работа учащихся.

Описание задания: ребёнку предлагается выложить фигуру из 4 и 9 конструктивных элементов по образцу. Для этого ему даются 16 квадратов. Каждая сторона квадрата может быть раскрашена в красный, белый и красно-белый (по диагонали квадрата) цвета. (Конструктивный элемент не совпадает с перцептивным элементом).

 

Структурный анализ основан на следующих критериях:

Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определённых условиях, сохранение задачи и отношение к ней): 1 – задача не принята, принята неадекватно; не сохранена; 2 – задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребёнок теряет к ней интерес; 3 – задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.

План выполнения, регламентирующий пооперационное выполнение действия в соотнесении с определёнными условиями: 1 – нет планирования; 2 – план есть, но не совсем адекватный или неадекватно используется; 3 – план есть, адекватно используется.

Контроль и коррекция: 1 – нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен; 2 – есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная; 3 – адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.

Оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче): 1 – оценка либо отсутствует, либо ошибочна; 2 – оценивается только достижение/недостижение результата, причины не всегда называются, часто называются неадекватно; 3 – адекватная оценка результата, эпизодически – меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.

Отношение к успеху и неудаче: 1 – парадоксальная реакция либо реакция отсутствует; 2 – адекватная – на успех, неадекватная – на неудачу; 3 – адекватная – на успех и неудачу.

Другим важным критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня её произвольности является вид помощи, необходимой учащемуся для успешного выполнения действия.

Пространственный анализ и синтез: 1-Ребёнок не справился с заданием, пространственный анализ не сформирован. Элементы выкладываются не в той последовательности, повёрнуты не в ту сторону или взяты неправильно;

2-Ребёнок частично справился с заданием. Часть элементов выложена неправильно, нет целостной картинки;3-Ребёнок справился с заданием. Все элементы выложены верно, результат работы соответствует образцу;

 

«Проставь значки»

Цель: выявление развития познавательных действий.

Оцениваемые универсальные учебные действия :умение осуществлять кодирование с помощью символов, переключение и распределение внимания.

Возраст:6,5 – 7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная работа учащихся.

 

Описание задания: Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребёнка. Перед началом выполнения задания ребёнку показывают рис. А и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, чёрточку, плюс или точку. Ребёнок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

S=(0,5•N-2,8•n)/120

где S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно поставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

А

https://arhivurokov.ru/multiurok/c/1/a/c1a01ef5bd301bcf89ff3748bbea4b523205b692/kompliekt-diaghnostichieskikh-mietodik-dlia-monito_1.jpeg

Оценка результатов.

10 баллов – показатель S больше, чем 1, 00

8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00

6-7 баллов – показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75

4-5 баллов – показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50

0-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,00 до 0, 25

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

6-7 баллов – средний

4-5 баллов – низкий

0-3 балла – очень низкий

 

 

«Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я.Йерасека.

 

Цель: Выявление развития познавательных действий.

Оцениваемые универсальные учебные действия: определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах.

Возраст: 6,5 – 7 лет.

Метод оценивания: индивидуальный опрос учащихся.

 

Описание задания: Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах – это операции мышления, оценивая которые, мы можем судить о степени развитости у ребёнка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребёнка на серию вопросов:

1.Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днём и вечером?

3. Днём на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Банан, груша, апельсин, яблоко – это…

6.Почему, когда идёт поезд, опускают шлагбаум?

7.Что такое Москва, Воронеж, Санкт-Петербург?

8.Который сейчас час? (Ребёнку показывают часы и просят назвать время)

9.Молодую корову называют тёлка, а как называют молодую собаку и молодую овцу?

10.На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

11.Для чего автомобилю нужны тормоза?

12.Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13.Что есть общего между кошкой и белкой?

14.Чем отличаются гвоздь и шуруп друг от друга? (Вариант: яблоко и апельсин)

15.Что такое футбол, прыжки, теннис, плавание?

16.Какие ты знаешь виды транспорта? (в правильном ответе должно быть перечислено хотя бы два разных вида транспорта)

17.Чем старый человек отличается от молодого?

18.Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?

19.Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?

20.Назови времена года.

На основе ответов, данных ребёнком, можно судить о степени развитости у него мыслительных операций, перечисленных выше, а также об общей ориентации в окружающем мире и запасе бытовых знаний.

Вопросы 1,2,3,7,8,9,20 - общая ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний.

Вопросы 6,11,18.19 - определение причин, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Вопросы 10,12,13,14,17- выявление сходства и различий, анализ и синтез.

Вопросы 4,7,15,16- определение, обобщение понятий.

Уровни развития:

Низкий: ребёнок дал правильные ответы менее, чем на 6 вопросов.

Средний: правильно ответил на 6-14 вопросов.

Высокий: дал верные ответы более, чем на 14 вопросов.

 

 

Определение уровня умственного развития младших школьников

(Предложена Э.Ф. Замбицявичене)

 

Цель: Выявление развития познавательных действий.

Оцениваемые универсальные учебные действия: дифференциация существенных признаков предметов и явлений от несущественных; операции обобщения и отвлечения, способность выделить существенные признаки предметов и явлений; способность устанавливать логические связи и отношения между понятиями; умение обобщать.

Возраст: 9-10 лет лет.

Метод оценивания: групповое ли индивидуальное тестирование учащихся.

Описание задания: учащимся предлагается выполнить тест, состоящий из четырёх субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учётом программного материала начальных классов.

Субтест I –исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

Субтест II –исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

Субтест III –исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Субтест IV – выявление умения обобщать.

 

Текст методики.

 

Субтест I

Выбери одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое предложение:

 

1.У сапога есть…(шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица, кнопка).

2. В тёплых краях обитает…(медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

3. В году…(420, 365, 780, 125) дней.

4. Самый короткий месяц в году…(сентябрь, март, февраль, май, октябрь).

5. В России не живёт…(соловей, аист, синица, страус, скворец).

6.Отец старше своего сына…(часто, всегда, иногда, редко, никогда).

7. Время суток…(год, месяц, неделя, день, понедельник).

8.Вода всегда…(прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

9.У дерева всегда есть…(листья, цветы, плоды, корень, тень).

10. Город России…(Париж, Лондон, Тула, Варшава, София).

 

Субтест II

Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его:

 

1.Тюльпан, лилия, одуванчик, пион, астра.

 

2. Река, озеро, море, бассейн, болото.

 

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопатка.

 

4. Франция, Англия, Москва, Россия, Украина.

 

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.

 

6. Круг, треугольник, четырёхугольник, метр, квадрат.

 

7. Иван, Пётр, Нестеров, Макар, Андрей.

 

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

 

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

 

10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

 

Субтест III

 

Внимательно прочитай эти примеры. В них сверху написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой. Ниже- одно слово перед скобкой и несколько слов в скобках. Тебе нужно выбрать и подчеркнуть одно слово из скобок, которое связано со словом перед скобками точно так же, как это сделано в первой паре слов.

 

Огурец-овощ

Георгин-…(сорняк, роса, садик, цветок, земля)

 

2.Учитель-ученик

продавец-…(магазин, покупатель, весы, чек, деньги)

 

3.Огород-морковь

Сад-…(забор, яблоня, скамейка, садовник, собака)

 

4. Цветок-ваза

птица-…(клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья)

 

5. Перчатка-рука

сапог-…(носки, подошва, кожа, нога, щётка)

 

6. Тёмный-светлый

Мокрый(солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный)

 

7. Часы-время

Термометр-…(стекло, температура, кровать, больной, врач

 

8. Машина-мотор

корабль-…(река, моряк, болото, парус, вода)

 

9.Стул-деревянный

Игла-…(острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная)

 

10.Стол-скатерть

пол-…(мебель, ковёр, пыль, доска, гвозди)

 

Субтест IV

 

Эти пары слов можно назвать одним названием. Придумай название к каждой паре.

 

1. Метла, лопата –

 

2. Щука, карась –

 

3. Лето, зима –

 

4. Конфета, пирожное –

 

5. Сирень, жасмин –

 

6. Парта, полка –

 

7. День, ночь –

 

8. Слон, муравей –

 

9. Июнь, август –

 

10. Дерево, цветок –

 

 

Оценка и интерпретация результатов

В каждом субтесте за каждый правильный ответ ставится 1 балл.

1 уровень-19,5 и менее баллов

2 уровень -25,5-20 баллов

3 уровень -31,5-26 баллов

4 уровень -32 балла и более

 

 

«Запомни цифры»

Цель: выявление развития познавательных действий.

Оцениваемые универсальные учебные действия: объём кратковременной слуховой памяти.

Возраст:6,5 – 10 лет

Метод оценивания: индивидуальная работа учащихся.

Описание задания. Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а когда я замолчу, ты повтори то, что услышал».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребёнку сверху вниз ряд цифр (А) с интервалом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребёнок должен его повторить. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребёнка его воспроизвести. Эксперимент заканчивается, когда допускается следующая ошибка.

В заключение определяется объём кратковременной слуховой памяти ребёнка, который равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и второй попытках.

А Б

9 3

2 4 7 9

3 8 6 1 5 4

1 5 8 5 6 8 5 2

4 6 2 3 9 3 5 9 6 1

4 8 9 1 7 3 7 9 6 4 8 3

5 1 7 4 2 3 8 9 8 5 2 1 6 3

1 4 2 5 9 7 6 3 4 2 7 0 1 8 9 5

Оценка результатов

10 баллов – ребёнок правильно воспроизвёл в среднем 9 цифр.

8-9 баллов – ребёнок точно воспроизвёл в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов – ребёнок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5-6 цифр.

4-5 баллов – ребёнок в среднем воспроизвёл 4 цифры.

2-3 балла – ребёнок в среднем воспроизвёл 3 цифры.

0-1 балл – ребёнок в среднем воспроизвёл от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий

Методика «Запомни рисунки».

Цель: выявление развития познавательных действий.

 

Оцениваемые универсальные учебные действия: объём кратковременной зрительной памяти.

Возраст: 6,5 – 10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная работа учащихся.

Описание задания: Данная методика предназначена для определения объёма кратковременной зрительной памяти. Детям в качестве стимульного материала предлагается карточка А.

Инструкция: « Посмотри на эту картинку. На ней изображены 9 фигур. Тебе нужно постараться запомнить все эти фигуры, а затем найти их на другой картинке, которую я покажу тебе позже».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребёнка и вместо неё показывают вторую картинку Б. Эксперимент продолжается, пока ребёнок не узнает все изображения, но не дольше 1,5 минут.

Оценка результатов

10 баллов – ребёнок узнал все девять изображений на картинке Б, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов – ребёнок узнал 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов – ребёнок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов – ребёнок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла – ребёнок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл – ребёнок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий

А Б

https://arhivurokov.ru/multiurok/c/1/a/c1a01ef5bd301bcf89ff3748bbea4b523205b692/kompliekt-diaghnostichieskikh-mietodik-dlia-monito_2.png

«Запомни и расставь точки».

Цель: выявление развития познавательных действий.

Оцениваемые универсальные учебные действия: объём внимания.

Возраст: 6,5 - 7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная работа учащихся.

Описание задания: С помощью данной методики оценивается объём внимания у ребёнка. для этого используется стимульный материал, изображённый на рисунке А.

А

https://arhivurokov.ru/multiurok/c/1/a/c1a01ef5bd301bcf89ff3748bbea4b523205b692/kompliekt-diaghnostichieskikh-mietodik-dlia-monito_3.jpeg

Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, ты постарайся запомнить, в каких клеточках эти точки нарисованы, а затем. когда я уберу карточку, ты попробуй нарисовать точки точно так же».

Далее ребёнку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек по очереди, и после каждого показа предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. Б) за 15 сек. Это время даётся ребёнку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Б

https://arhivurokov.ru/multiurok/c/1/a/c1a01ef5bd301bcf89ff3748bbea4b523205b692/kompliekt-diaghnostichieskikh-mietodik-dlia-monito_4.jpeg

Выводы об уровне развития:

1-Объём внимания составляет 0-3 единиц

2-Объём составляет 4-5 единиц

3-Объём внимания выше 5 единиц

Проба на определение количества слов в предложении

(С.Н.Карпова)

Цель: выявление умения ребёнка различать предметную и речевую действительность.

Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

Возраст:6,5-7 лет

 

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребёнком.

 

Описание задания: учитель зачитывает предложение и просит ребёнка сказать, сколько слов в предложении и назвать их.

1. Скажи, сколько слов в предложении.

2. Назови первое слово, второе и т.д.

Предлагаемые предложения:

Маша и Юра пошли в лес.

Таня и Петя играют в мяч.

 

Критерии оценивания: ориентация на речевую действительность.

 

Уровни оценивания:

1. Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы.

2. Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.

3. Ориентация на речевую действительность как самостоятельную , дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный 9называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ.

 

 

Диагностика универсального действия

общего приёма решения задач.

Решение задач

Цель: выявление сформированности общего приёма решения задач.

Оцениваемые универсальные учебные действия: приём решения задач; логические действия.

Возраст: 6,5-10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа детей.

Описание задания: все задачи (в зависимости от возраста учащихся) предлагаются для решения арифметическим (не алгебраическим) способом. Допускаются записи плана (хода) решения, вычислений, графический анализ условия. Учащийся должен рассказать, как он решал задачу, доказать, что полученный ответ правильный.

Критерии оценивания: умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи.

 

Уровни сформированности общего приёма решения задач:

1- При анализе задачи выделяют не только существенные, но и несущественные смысловые единицы текста; применяют стереотипные способы решения; не умеют соотносить результат решения с исходными данными задачи

2- При анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; применяют стереотипные способы решения; испытывают трудности (допускают ошибки) в соотнесении результата решения с исходными данными задачи

3- При анализе задачи выделяют только существенные смысловые единицы текста; создают различные схемы решения; используют разные способы решения; обосновывают соответствие полученных результатов решения исходному условию задачи

 

Набор задач с постепенно усложняющейся структурой:

1.     Наиболее элементарную группу составляют простые задачи, в которых условие однозначно определяет алгоритм решения. Например:

  • У Маши 5 яблок, а у Пети 4 яблока. Сколько яблок у них обоих?
  • Коля собрал 9 грибов, а Маша – на 4 гриба меньше, чем Коля Сколько грибов собрала Маша?
  • В мастерскую привезли 47 сосновых и липовых досок. Липовых было 5 досок. Сколько сосновых досок привезли в мастерскую?

2. Простые инвертированные задачи типа a - x=b или x - a=b, существенно отличающиеся от задач первого типа своей психологической структурой. Например:

  • У мальчика было 12 яблок; часть из них он отдал. У него осталось 8 яблок. Сколько яблок он отдал?
  • На дереве сидели птички. 3 птички улетели; осталось 5 птичек. Сколько птичек сидело на дереве?

3. Составные задачи, в которых само условие не определяет возможный ход решения, типа a+(a-b)=x. Например:

  • У Маши 5 яблок, а у Кати на 2 яблока больше (меньше). Сколько яблок у них обеих?
  • У Пети 3 яблока, а у Васи в 2 раза больше. Сколько яблок у них обоих?

4. Сложные составные задачи, алгоритм решения которых распадается на значительное число последовательных операций, каждая из которых вытекает из предыдущей, типа a+(a+b)+/(a+b)-c/=x. Например:

  • Сын собрал 15 грибов. Отец собрал на 25 грибов больше, чем сын. Мать собрала на 5 грибов меньше отца. Сколько всего грибов собрала вся семья?
  • У фермера было 20 га земли. С каждого гектара он снял по 3 т зерна. ½ зерна он продал. Сколько зерна осталось у фермера?

5. Сложные задачи с инвертированным ходом действий, одна из основных частей которых остаётся неизвестной и должна быть получена путём нескольких операций. Например:

  • Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?
  • Одна ручка и один букварь стоят 37 рублей. Две ручки и один букварь стоят 49 рублей. Сколько стоят отдельно одна ручка и один букварь?
  • Три мальчика поймали 11 кг рыбы. Улов первого и второго был 7 кг. Улов второго и третьего – 6 кг. Сколько рыбы поймал каждый из мальчиков?
  • Отцу 49 лет. Он старше сына на 20 лет. Сколько лет им обоим вместе?

6. Задачи на прямое (обратное) приведение к единице, на разность, на части, на пропорциональное деление. Например:

  • 15 фломастеров стоят 30 рублей. Купили 8 таких фломастеров. Сколько денег заплатили?
  • Купили кисточек на 40 рублей, сколько кисточек купили, если известно, что 3 такие кисточки стоят 24 рубля?
  • На двух полках стояло 18 книг. На одной из них было на 2 книги больше. Сколько книг было на каждой полке?
  • Двое мальчиков хотели купить книгу. Одному не хватало для её покупки 7 рублей, другому не хватало 5 рублей. Они сложили свои деньги, но им всё равно не хватило 3 рублей. Сколько стоит книга?
  • По двору бегали куры и кролики. Сколько было кур, если известно, что кроликов было на 6 больше, а у всех вместе было 66 лап?

Существенное место в исследовании особенностей развития интеллектуальной деятельности имеет анализ того, как учащийся приступает к решению задачи и в каком виде строится у него ориентировочная основа деятельности. Необходимо обратить внимание на то, как ученик составляет план или общую схему решения задачи, как составление предварительного плана относится к дальнейшему ходу её решения. Кроме того, важным является анализ осознания проделанного пути и коррекция допущенных ошибок, а также фиксация обучающей помощи при затруднениях во время выполнения уроков учащегося и анализ того, как он пользуется помощью, насколько продуктивно взаимодействует со взрослым.

 

 

«Рукавички»

(Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5-7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т.е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

 

Критерии оценивания:

-продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

-умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.

-взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

-взаимопомощь по ходу рисования;

-эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

 

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своём.

2.Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки 
(цвет и Фома некоторых деталей совпадают), но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

«Левая и правая стороны»

(Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнёра).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5 – 7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребёнком.

Описание задания: ребёнку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен ответить действиями.

 

Задания.

1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребёнка) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.

2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.

Вариант. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.

3.На столе перед ребёнком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребёнку. Карандаш слева или справа? А монета?

4. Ребёнок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?

 

Критерии оценивания:

-понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;

-соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

 

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребёнок неправильно отвечает во всех четырёх заданиях;

2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребёнок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции своего партнёра.

3. Высокий уровень: четыре задания ребёнок выполняет правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.

 


 

Комплект диагностических методик для мониторинга

Комплект диагностических методик для мониторинга

Описание задания: Перед началом тестирования детям раздаются бланки

Описание задания: Перед началом тестирования детям раздаются бланки

ДОБРОТА злой добрый 1_______\ 2_______\ 3_______\ 4_______\ 5_______\ 6_______\ 7_______

ДОБРОТА злой добрый 1_______\ 2_______\ 3_______\ 4_______\ 5_______\ 6_______\ 7_______

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по

Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса

Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса

Что мне нравится в школе». Цель: изучение мотивационной сферы учащихся

Что мне нравится в школе». Цель: изучение мотивационной сферы учащихся

Цель: изучение мотивационной сферы учащихся

Цель: изучение мотивационной сферы учащихся

Выкладывание узора из кубиков.

Выкладывание узора из кубиков.

Отношение к успеху и неудаче : 1 – парадоксальная реакция либо реакция отсутствует; 2 – адекватная – на успех, неадекватная – на неудачу; 3 –…

Отношение к успеху и неудаче : 1 – парадоксальная реакция либо реакция отсутствует; 2 – адекватная – на успех, неадекватная – на неудачу; 3 –…

А Оценка результатов. 10 баллов – показатель

А Оценка результатов. 10 баллов – показатель

Описание задания: Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах – это операции мышления, оценивая которые, мы можем судить о степени развитости у…

Описание задания: Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах – это операции мышления, оценивая которые, мы можем судить о степени развитости у…

Вопросы 6,11,18.19 - определение причин, умение устанавливать причинно-следственные связи

Вопросы 6,11,18.19 - определение причин, умение устанавливать причинно-следственные связи

Выбери одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое предложение: 1

Выбери одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое предложение: 1

Число, деление, вычитание, сложение, умножение

Число, деление, вычитание, сложение, умножение

Машина-мотор корабль-…(река, моряк, болото, парус, вода) 9

Машина-мотор корабль-…(река, моряк, болото, парус, вода) 9

Оценка и интерпретация результатов

Оценка и интерпретация результатов

Оценка результатов 10 баллов – ребёнок правильно воспроизвёл в среднем 9 цифр

Оценка результатов 10 баллов – ребёнок правильно воспроизвёл в среднем 9 цифр

Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий 8-9 баллов – высокий 4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий 0-1 балл – очень…

Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий 8-9 баллов – высокий 4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий 0-1 балл – очень…

Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу…

Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу…

Скажи, сколько слов в предложении

Скажи, сколько слов в предложении

Уровни сформированности общего приёма решения задач: 1-

Уровни сформированности общего приёма решения задач: 1-

Сложные составные задачи, алгоритм решения которых распадается на значительное число последовательных операций, каждая из которых вытекает из предыдущей, типа a+(a+b)+/(a+b)-c/=x

Сложные составные задачи, алгоритм решения которых распадается на значительное число последовательных операций, каждая из которых вытекает из предыдущей, типа a+(a+b)+/(a+b)-c/=x

Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Средний уровень : сходство частичное – отдельные признаки (цвет и

Средний уровень : сходство частичное – отдельные признаки (цвет и

Уровни оценивания: 1. Низкий уровень : ребёнок неправильно отвечает во всех четырёх заданиях; 2

Уровни оценивания: 1. Низкий уровень : ребёнок неправильно отвечает во всех четырёх заданиях; 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2020