Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
docx
13.05.2020
Для психолога
8.docx

Коррекционная работа по преодолению

детских страхов в консультативной практике детского психолога

 

Шла Чума из города в город 
и убивала в каждом из них только половину населения.
Она знала: остальные и сами умрут. От страха.

Из притчи

Чаще всего к психологу обращаются родители дошкольников и младших школьников. Одна из причин обращения — страхи ребенка.

Впервые в отечественной и мировой прак­тике раскрыл причины возникновения и развития дневных и ночных страхов у детей Захаров Александр Иванович, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герце­на, детский врач, психолог и семейный психотерапевт, акаде­мик Балтийской педагогической академии. Он приведены статис­тические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов с точки зрения детского врача и психолога.

Происхождение страхов у детей достаточно сложная проблема. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого. Поэтому и пугается ребенок при громком, непонятном ему звуке, боится неизвестных предметов, чужих людей и даже собственных родителей, когда они предстают перед ним в неизвестном обличье, например в новой шубе, большой мохнатой шапке, и он не может сразу их узнать. Страх порождает и боль. Отсюда страх высоты, лестниц у падавших и сильно ушибавшихся детей. Врожден идущий от инстинкта самосохранения страх потери матери - и отсюда страх одиночества. Ребенок одушевляет природу. И в сказках для него животные, растения и вымышленные персонажи живут человеческими страстями, любят и ненавидят, благодарят и наказывают. Отсюда страхи темноты, леса, волка, сказочных персонажей.

 

Этапы работы практического психолога:

І. Сбор предварительной информации;

ІІ. Коррекция;

На этапе сбора предварительной информации проводится беседа с родителями ребенка (лицом, обратившимся за помощью). Для получения дополнительных сведений, об особенностях детско-родительских отношений, используются следующие опросники:

  • опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина — для диагностики родительской позиции по отношению к ребенку.
  • «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера. Данная методика позволяет выявить различные типы негармоничного семейного воспитания (эмоциональное отвержение, доминирующая и потворствующая гиперпротекция, жестокое обращение, повышенная моральная ответственность и гипопротекция), и отклонения в отношениях родителей к детям, а также личностные неосознаваемые проблемы родителей.

Исходя из собственного опыта, могу заключить, что лечение ребенка без терапии родителей чаще всего не приносит положительных результатов. 90% всех страхов детей порождены семьей и стойко поддерживаются ею.

Ребенку предлагаю сделать рисунки на тему «Несуществующее животное», «Моя семья» с дальнейшим обсуждением этих тем.

В заключение детям предлагается тест для диагностики наличия у них страхов.

Количество выявленных страхов сравнивалось с нормами, предложенными А.И. Захаровым.

Начать спрашивать о страхах, по предполагаемому Захаровым  А.И. списку, имеет смысл у детей не раньше 3 лет, при этом вопросы следует делать доступными для понимания в этом возрасте. Беседу ведут неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответов "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты" или "боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. И последнее: лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда поглядывая в список, а не зачитывал его.

 

"Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то людей;
7. мамы или папы;
8. того, что они тебя накажут;
9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников к этому списку добавляются страхи Невидимок, Скелетов, Черной Руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
10. опоздать в сад (школу);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь); 
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом)".

Еще два страха - сделать что-либо не такнеправильно (плохо - у дошкольников) и не успеть - можно определить дополнительно. Вместе со страхом опоздать (№ 10) подобная триада страхов безошибочно укажет на наличие социальной тревожности как повышенного фона беспокойства. Это может быть и нормой, но не раньше 8-9 лет и при отсутствии навязчивых опасений и сомнений на данный счет.
Всего в основном списке 29 различных страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту вашего ребенка контрольной группе на число опрошенных А.И. Захаровым в ней детей и подростков. Всего было опрошено 2135 детей и подростков от 3 до 16 лет, из них 1078 мальчиков и 1057 девочек. В среднем по каждому году было 83 мальчика и 81 девочка. Полученные данные представлены в виде таблицы.

Таблица. Среднее количество страхов (по А.И.Захарову).

Возраст (лет)

Мальчики

Девочки

3

9

7

4

7

9

5

8

11

6

9

11

7 (дошкольники)

9

12

7 (школьники)

6

9

8

6

9

9

7

10

10

7

10

11

8

11

12

7

8

13

8

9

14

6

9

15

6

7

 


Мы видим существенное увеличение числа страхов в старшем дошкольном возрасте. По сравнению с мальчиками суммарное число страхов у девочек достоверно больше как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на развитие невроза или тревожности в характере и актуальность их устранения, наряду с более критичным подходом к своим отношениям с детьми, собственным страхам и тревогам.

Следует помнить, что тревожность как диффузное чувство беспокойства ослабляет выраженность большинства страхов, контуры которых становятся менее определенными, более размытыми. Обратная картина - когда страхов мало, но они четко сфокусированы, как это бывает при навязчивых страхах-фобиях, способных вобрать в себя весь заряд отрицательной энергетики остальных страхов.

Естественно, если страх ребенка настораживает своей чрезмерностью, необычностью, беспричинен, психологически непонятен, причудлив, нелеп, отвлекает ребенка от реальной жизни, составляет ядро всех его переживаний, следует незамедлительно обратиться к детскому психиатру.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. В целом все предлагаемые методики условно можно разделить на три группы:

  • игра со страхом;
  • рисование страха;
  • вербализация страха (сказки, рассказы, страшные).

Работая с ребенком, я вторгаюсь непосредственно в ситуацию, вызывающую страх у ребенка, для того чтобы изменить его отношение к ней. Для этого используются следующие психологические приемы. На первом этапе работы со страхами проводится беседа с ребенком. При этом отслеживается внутреннее состояние ребенка, выявляется место локализации страха, его размер, цвет: «Закрой глаза, вспомни ситуацию, когда возник страх. Посмотри, в какой части твоего тела он располагается, имеет ли он форму или нет, какого он цвета, размера». Затем проводится обсуждение ощущений ребенка. Если страх не имеет определенного образного выражения, то предлагается соединить его с каким-нибудь образом: «А если бы это был какой-нибудь образ, то что бы это было?»
На следующем этапе ребенку предлагается нарисовать возникший у него образ страха. Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку необходимо осуществить выбор: «Ты можешь уничтожить свой страх (разрезать, разорвать, сжечь) или победить его, а можешь с ним подружиться». Обычно дети выбирают позитивные методы решения проблемы, то есть хотят подружиться со страхом, чтобы он их больше не пугал. 
Если ребенок осуществляет подобный выбор, то работа продолжается. Ему предлагается нарисовать образ своего страха совсем нестрашным.

Рисование страха. Это наиболее популярная методика. Она полезна для коррекции разнообразных страхов, но прежде всего тех, которые порождаются воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снижает тревожные ожидания их реализации.
В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения. Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется. В последующих заданиях психолог предлагает нарисовать так, чтобы было видно, что ребенок не боится. Отсутствие на рисунке изображения автора свидетельствует об исключительной интенсивности и возможном навязчивом характере страха, а изображение себя в активной роли — о преодолении этого состояния. Постепенно появляется вера в свои силы и возможности. 
В процессе рисования большое значение отводится цветовому решению проблемы. Некоторые авторы настаивают на необходимости рисовать страх только черным цветом, который ассоциируется с ночью. Причем ребенка надо научить видеть в черном пространстве листа красоту, благородство, звезды, с которыми связаны легенды. В заключение полезно рисование по теме: «Чего я уже не боюсь». Ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание выполняется дома в течение двух недель. На повторной встрече я предлагаю ребенку подумать и изобразить на обратной стороне этого же листа, как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается. А если ребенок отказывается рисовать на обратной стороне листа, и говорит, что страх очень сильный и он не знает, что нужно сделать, чтобы от него избавиться. В подобном случае я в присутствии ребенка беру лист с изображением страха и сжигаю его со словами: «Вот видишь, от злого чудища осталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем, и страх испарится». 
Этот несколько мистический прием работает на редкость безотказно, его можно использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта. Сочинение рассказа на тему страха. В этом случае задача психолога — приблизить ребенка к реальности, для того чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в рассказ элементов юмора. 
Пример из книжной клинической практики. Девочка боялась медведя. По представлению девочки, он мог ночью влезть в окно второго этажа и загрызть ее. Вместе с ребенком мы рисуем медведя на бумаге, а я попутно рассказываю ей о поведении этого животного в условиях дикой природы, тайги. Принести на занятие репродукции с картин русских художников, рисовавших медведей. Почитать басни Крылова «Медведь в сетях», «Трудолюбивый медведь», стихотворение «Топтыгин и лиса». Подвести! (но не навязать) ребенка к тому, что во всех сказках медведь представлен в образе неудачника, милого глупца, которого немного жалко. Затем вместе сочинить рассказ о том, как медведь ночью отправился на свидание к медведице и заблудился. Он попробовал влезть в чужое окно, но не смог дотянуться и свалился в сугроб, набив большую шишку. Девочка громко смеялась, слушая эту историю еще и еще раз. Теперь ее уже больше не пугал большой, злой медведь. Проснувшись ночью, она вспоминала эту шутку, улыбалась и спокойно засыпала. Использование игры, небольших представлений и инсценировок. На занятиях в группе я предлагаю детям сочинить сказку или придумать страшную историю. Их можно начать словами: «Жил-был…» или «Однажды…». Дети старшего дошкольного возраста с неврозом страха, как правило, придумывают истории с печальным концом. Моя задача заключается в том, чтобы проиграть их сюжеты в группе. Но настаивать на этом не нужно, ребенок сам должен предложить свой рассказ для постановки. Затем автор распределяет роли и начинается представление. Все описанные выше методы я рекомендую применять не в отдельности, а комплексно. Нужно импровизировать, подходить к каждому ребенку индивидуально. Пусть он сам выберет, что ему больше по душе — рисование, сочинение рассказа или инсценировка страха. Это прекрасное начало для дальнейшей откровенной беседы с ребенком о его внутренних проблемах и переживаниях.

Так же хочу дать характеристику другим методам работы со страхами:

 

  • Методика «Два стула».
  • Методика «Брюшное дыхание».
  • Методика «ЛЗК».
  • Методика игровой драматизации страхов.

Хочу напомнить, что при игровой драматизации страхов терапевтический эффект их преодоления обеспечивается главным образом взятием роли объекта или источника угрозы. В истории с Красной Шапочкой это будет роль Волка, который в такой же степени теперь агрессивен, в какой Красная Шапочка, то есть ребенок, его боялся.

Обратная перемена ролей показывает уже эффект обучения (терапевтического отреагирования отрицательных эмоций): ребенок в роли Красной Шапочки не только не боится, но и может «дать по носу» Волку, не говоря уже о защите Бабушки от него. Так что и Охотник не нужен в конце, финал и так благополучен.

Если же ребенок не решается сразу войти в угрожающий образ, то ролевая драматизация страхов состоит из трех действий: ребенок играет, по существу, самого себя, то есть боящегося, но все равно не как в жизни; затем он пугает, а его как небоящегося играет кто-либо из взрослых; ребенок снова становится собой, но уже обеспечивает адекватную психологическую защиту. Так что сказка «Красная Шапочка» выступает в качестве успешного подспорья для метода игровой драматизации страхов.

 

  • Метод игровой нейтрализации последствий психических травм («Родовой канал»)
  • Лечебная игра-катарсис.
  • Методика эмпатийного слушания К. Роджерса.

Суть такого слушания заключалась в том, чтобы выслушивать многократный рассказ ребенка и в момент максимального «накручивания» тяжелых аффективных переживаний резко увести его от воспоминаний случившегося внезапным вопросом или рассказом на другую тему. При этом психологу очень важно вовремя определить момент допустимого максимального напряжения эмоций, иначе у ребенка может случиться истерика. Признаком допустимого напряжения аффективных переживаний могут быть расширяющиеся зрачки, раскрытие глаз, тремор мышц лица, глаз, губ, «наворачивание» у ребенка слез на глаза.

  • Психокинесиологическая гимнастика, направленная на повышение принятия своего Я. Суть ее сводится к тому, что использование определенных физических рефлекторных движений и упражнений, точечного массажа и т.п. способствует повышению «самоуважения», «принятия» собственной личности, что достигается за счет симметричных движений рук, ног, головы, тела или точечного воздействия на них (например, зеркальное изображение руками «восьмерок» по горизонтали и вертикали, а потом соединение их в 4-лепестковый цветок и пр.). Психокинесиологическая гимнастика позволяет вскрыть те потенции психики человека, которые прежде не были известны и «задействованы».
  • Использование эффекта зрительных цветовых контрастов в сочетании с симметричными движениями рук (перегрузка). «Представь себе синий цвет, сведя руки ладонями к переносице, а теперь — желтый, разведя руки; далее — черный — желтый, фиолетовый — оранжевый, зеленый — красный». Чрезвычайно важно, чтобы несущие отрицательный эмоциональный заряд цвета, должны вводиться в самую последнюю очередь. Для достижения нужного эффекта, как показала практика, движения с каждой парой цветов необходимо было повторять 8—10 раз.
  • Занятия психогимнастикой сопровождаются использованием игровых симметричных приемов: в исходной позиции правой рукой держатся за правое ухо, а левой — за нос, затем наращивая скорость, меняют положение рук. После 8—10-кратного повторения меняют исходную позицию — она становится симметричной: левой рукой держатся за левое ухо, правой — за нос и производят движения, описанные выше. Другое игровое действие: правой рукой дети делают движения кругами над головой, а левой похлопывают по животу, не совершая круговых движений, затем меняют положение рук.
  • Методика «Фоторобот страха». Спросите у ребенка, знает ли он, что такое фоторобот. Наверняка он слышал, что это нарисованный художником (или созданный на компьютере) портрет какого-нибудь человека. Особенность его в том, что сам художник никогда не видел свой персонаж, а рисовал портрет со слов очевидцев. Зачем нужны такие портреты? Ваш ребенок может догадаться (или точно знать), что они используются, как правило, для того, чтобы найти преступника.

Страх ребенка тоже можно назвать преступником, так как он помешал его спокойной жизни (или сладкому сну), например, вчера вечером (или вспомните другую дату). Но потом возмутитель спокойствия исчез (ведь ребенок не испытывает в настоящий момент острого страха). Нужно его найти и обезвредить! Для этого представьте, что ребенок приходит в милицию и пишет заявление о пропавшем негоднике. Его спрашивают подробно о всех приметах страха. По ходу рассказа взрослый (то есть милиционер) рисует фоторобот. Периодически спрашивайте у ребенка что-нибудь вроде: «А не было ли у этого страха рыжих усов?» – и параллельно подрисовывайте усы на рисунке. Когда ребенок объяснит вам, что таких примет не было, то сотрите усы.

 

Примечание. Чем больше забавных деталей вы будете предполагать в образе, тем лучше. Однако постарайтесь сохранить игровую серьезность, ведь на самом деле вы сейчас влияете на внутренний мир ребенка. А только он сам имеет право смеяться над своими страхами. Так что оставайтесь сосредоточенным «блюстителем закона», пусть лучше ваш ребенок смеется над происходящим и над вашей непонятливостью.

  • Методика «Страх и скульптор». Эта игра будет особенно полезна ребенку, если в процессе предыдущих игр и бесед вы заметили, что его чувство страха связано с другими сильными чувствами, например злостью и гневом. Здесь он получит возможность эмоциональной разрядки.

Расскажите ребенку небольшую историю, которую потом вы будете инсценировать:

«Жил в одном городе скульптор Денни. Он был настоящим мастером и стремился увековечить в скульптуре все, что только видел вокруг. В его коллекции были совершенно разные образы – и самые прекрасные девушки города, и немощные старики, и злые тролли, которые, по преданию, населяли лес за городом. Как только он встречал новый образ, то тут же старался воплотить его в камне или гипсе. Но таких образов становилось все меньше.

И вот однажды он сидел, задумавшись, в своей мастерской. Сумерки все сгущались. Небо становилось хмурым и грозным. На душе у Денни был груз сомнений и тревог. И вдруг он почувствовал, что сердцем его завладел страх. Он был таким сильным, что грозил перерасти в ужас. Денни поднялся и хотел было убежать, но понял, что на улице ему будет еще страшнее.

Говорят, у страха глаза велики. Так и Денни стало казаться, что в темном углу мастерской он видит блестящие глаза страшного чудища. «Кто ты?» – едва выдохнул испуганный Денни. В тишине раздался страшный хохот. Потом послышался ответ: «Я твой страх, великий и непобедимый!» Скульптор онемел от ужаса. Казалось, что он вот-вот потеряет сознание.

Но вдруг ему в голову пришла интересная мысль – может быть, вылепить из глины этот страх? Ведь такого жуткого образа еще не было в его коллекции! Тогда он набрался смелости и спросил: «Мистер Страх, вы когда-нибудь позировали художнику?» Страх совершенно растерялся. «Чего?»- переспросил он. «Прежде чем вы окончательно завладеете моим рассудком, позвольте, я вылеплю вас из глины, чтобы вас боялись и узнавали все», - предложил мастер. Чудовище не ожидало такого поворота событий и промямлило: «Ну ладно, валяй, только быстро!» Началась работа. Денни взял глину и принялся за дело. Теперь он снова был собран и сосредоточен.

Так как стало совсем темнеть, то пришлось включить свет. Каково же было удивление Денни, когда он смог получше разглядеть монстра. Это был даже не монстр, а, скорее, маленький монстрик, щупленький, как будто не ел неделю. Страх от этого слегка поежился, наверное, он догадался о мыслях Денни. А мастер прикрикнул на него: «Не дергайся, а то скульптура кривой выйдет!» Страх повиновался.

Наконец скульптура была готова. И Денни вдруг понял, что он совершенно не боится этого чудища, его страх вдруг стал не страшным. Посмотрел он на жмущегося в угол монстрика и спросил: «Ну, чего делать-то будем?» Страшилка тоже понял, что его тут больше не боятся. Он шмыгнул носом и сказал: «Да пойду я, наверное». «А чего приходил-то?» – поинтересовался Денни. «Да скучно одному стало!» – отвечал монстрик. Так они и расстались. А коллекция Денни пополнилась новой необычной скульптурой. Все окружающие удивлялись ее своеобразию, а Денни смотрел на свое творение и думал, что умелые руки да умная голова справятся и не с такими ужасами».

После того как вы расскажете эту легенду, побеседуйте с ребенком, узнайте, понравилась ли она ему, что его удивило, порадовало, огорчило?

Если ребенок после этого еще не слишком устал, то можно сразу перейти ко второму этапу работы – разыгрыванию истории. Если чувствуется утомление, то лучше сделать это на следующий день.

Пусть ребенок будет мастером. Начните читать заново эту сказку (можно с сокращениями), а ребенок постарается изобразить все, о чем слышит. Когда вы дойдете до появления в мастерской монстра, попробуйте притушить свет. Затем, когда работа над скульптурой начнется, вы снова его включите, а ребенок вылепит из пластилина образ страха, как он его представляет.

Примечание. Описание этой игры довольно длинное, но она того стоит. Ведь здесь в едином гармоничном действии сочетаются сразу несколько способов воздействия на психику ребенка с целью устранения страха. Сам рассказ представляет собой типичную психотерапевтическую сказку. Обратите внимание, как в ней меняется отношение слушающего к происходящему: от пиковой кульминации страха и драматизма истории до насмешки и даже сочувствия. Когда ребенок исполняет роль мастера в этой сценке, то это также применение психотерапевтического приема. И наконец, он лепит скульптуру своего страха из пластилина, а это уже третий способ коррекции, когда ребенок создает зрительный образ чувства, получает возможность контролировать его и изменять. Так что не пожалейте времени и сил на такие сложные психотерапевтические игры. Кстати, вы можете и сами придумывать аналогичные несложные истории в качестве сюжета, чтобы повторить игру в другое время.

  • Методика «Кинопробы». Это универсальная игра, которую можно применять для решения многих проблем. Здесь я покажу, как помочь ребенку победить свои страхи, используя эту игру.

Помогите ребенку представить, что он пробует свои силы в актерском мастерстве. Сценарист (то есть вы) сейчас познакомит его с сюжетом будущего фильма. Потом юный артист постарается воспроизвести действие. Если помимо него в нем должны принимать участие другие люди, то он может, либо сам играть за них, либо воспользоваться куклами или какими-то игрушками.

А вот в придумывании сюжетов вам придется проявить творческий подход. В его основу должна лечь история, действительно произошедшая с ребенком и вызвавшая у него страх, или то событие, которого нет в жизненном опыте ребенка , но, тем не менее, ребенок его опасается. Если, например, ребенок боится потеряться в людном месте, то можно разыграть такую сценку:

Мама с сыном (дочерью) пошла в магазин. В огромном универмаге мама засмотрелась на витрину, а ребенок остановился возле понравившейся игрушки. Так они потеряли друг друга из виду. Мама очень переживала за своего малыша, она стала метаться по магазину в его поисках. Ребенок сначала тоже растерялся, хотел даже заплакать, но потом подумал, что это ему вряд ли поможет найти маму. Тогда он подошел к продавцу и сказал, что потерялся. Продавец спросила, как его зовут, и дала объявление по громкой связи. «Внимание, внимание! – сказал диктор. – Мальчик Сережа (девочка Ира) потерял свою маму и ждет ее в отделе бижутерии». Взволнованная женщина прибежала в этот отдел буквально через минуту. Она была в панике. И что же она увидела? Малыш преспокойно ожидал ее, рассматривая украшения. Она обняла своего сына (дочку) и расплакалась. Ребенок стал утешать маму, что ничего страшного не случилось, а продавец рассказала ей, как спокойно и смело, вел себя ее сын (дочь). Мама очень гордилась своим ребенком, ведь он (она) вел себя совсем как взрослый.

Пусть ребенок разыграет роль, по сути, самого себя, а его рассеянной мамой можете выступить воспитатель. Тогда постарайтесь не скупиться на восторги и чувство гордости в финале истории, пусть ребенок ощутит такую награду в игре, чтобы потом стремиться к ней в реальной жизни.

Эту же боязнь потеряться можно «отыграть» в сценке, где ребенок будет помогать потерявшемуся малышу, то есть изначально играть героя. На роль плачущего малыша можно взять маленькую куклу. Так ребенок легче почувствует ответственность за младшего и свое преимущество в возможностях самоконтроля и поисках решения.

Похожие бытовые истории, придумывают сами воспитатели для занятий по ОБЖД, чтобы вместе с детьми использовать их для борьбы с их реальными (а не вымышленными) страхами, и повышении уверенности в себе, в своих силах, и повышение, как следствие, самооценки.

Примечание. С помощью этой игры вы сможете реализовать и так называемую профилактику проблемы, так как, исполняя роль в придуманной вами сценке, ребенок усваивает ту или иную стратегию поведения в сложной ситуации. Поэтому если он вдруг действительно в ней окажется, то ему проще будет вести себя так, как он однажды уже делал, хотя и в игровом варианте.

  • Повышение общего уровня эмоциональных переживаний.

Задача данного метода — научить ребенка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основное средство — разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребенка, помогает ему установить доверительные отношения с воспитателем, другими взрослыми, сверстниками. Положительные эмоциональные состояния, возникающие у детей в процессе специально организованных ситуаций успеха, закрепляют потребность в переживаниях счастья, радости, удовольствия от игры и общения.
Метод не является специфичным для коррекции страхов. Однако улучшение состояния эмоционально-мотивационной сферы личности ребенка снижает опасения, тревожность, боязнь чего или кого-либо.

  • Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха. Для игры «в страх» подбирается сюжет и предметы, символизирующие то, чего ребенок боится (собаку, привидение и др.). Разыгрывая сюжеты с этими предметами, он может «расправиться» со своим страхом, в символической форме отыграть свои эмоции и отреагировать напряжение от стрессового воздействия.
    Метод, специфичный для коррекции эмоциональных нарушений, связанных с нарушением личностного развития.
  • Эмоциональное переключение. Подражание и «заражение». Считается, что отношение взрослого к объекту страха может быть воспринято ребенком через его отношение к этому взрослому, по механизму эмоционального переключения. Сам того не желая, взрослый может случайно «заразить» малыша каким-либо страхом, например, боязнью мышей, собак и др. Этот же механизм позволяет получить и обратный результат. 
    Полезен прием направленного фантазирования: «Закрой глаза и представь, что ты вырос. Чего можно бояться теперь?»
  • Эмоциональные качели. Простейшим примером эмоциональных качелей (В.В. Лебединский) является подбрасывание ребенка вверх: он то летит, ощущая себя в опасности, то опускается на руки взрослого, которые для него — символ защиты. Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое (противоположное).
    Так, игра с темнотой, когда ребенок забегает на секунду в темную комнату и возвращается в освещенное помещение, представляет собой переход от состояния опасности к состоянию безопасности. 
    Известно, что боязнь темноты — один из наиболее распространенных детских страхов. Он часто связан со страхом неизвестности. Дети считают, что взрослые обманывают их, когда говорят, что на самом деле в темной комнате ничего страшного нет. Просто чудовища прячутся, когда кто-то входит и зажигает свет. Образы пугающих объектов нередко являются проекцией злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они содержат отрицательные эмоции и чувства, с которыми трудно справиться самостоятельно. Поэтому необходимо помочь маленькому человеку почувствовать себя более сильным перед представляющейся опасностью, научиться владеть собой.
    Страх темноты и одиночества (Ф. Зимбардо) хорошо корректируется с помощью игры «Прогулка вслепую». Один ребенок закрывает глаза, а другой служит проводником. (Сюжет любой.)
    Как правило, у каждого ребенка есть счастливые приметы и различные предметы, которые имеют значение амулета, талисмана. С целью усиления чувства защищенности и безопасности их нужно использовать, например любимой кукле можно отвести роль спасительницы, защитницы.
  • Куклотерапия. Данный метод основан на процессе идентификации ребенка с добрым, бесстрашным героем. Роль этого персонажа в спектакле может играть сам ребенок или кукла, которую он озвучивает. В сюжете обязательно должны быть вступление, кульминация — наивысшее напряжение, ситуации опасности для главного персонажа, развязка — победа главного героя. После завершения кукольного спектакля ребенок испытывает облегчение и, как правило, освобождается от мучительного страха. 
    Использование сказочных персонажей (Т.А. Шишова) опирается на коллективное бессознательное. Кукол можно изготавливать из старых перчаток, например зайчишку-трусишку, волка, лисичку и др. Получается своеобразный театр, в котором под видом репетиций возможно многократное повторение лечебных сюжетов. 
    Для преодоления страха сказочных персонажей дети лепят из пластилина «Сказочный город» и его героев. Например, Иван-царевич исполняется в трех вариантах: понурый, испуганный, грозный с мечом, гордый от победы. Змей Горыныч: свирепый и жалкий (маленького размера).
    Для преодоления страха уколов, боли, врачей используется игра «Больница». Ребенку предлагают точно воспроизвести все врачебные процедуры, сыграть роли врача и больного. Повторное переживание страха в игре приводит к ослаблению его травмирующего воздействия.
  • Манипулирование предметом страха. Данная методика сходна с предыдущей тем, что ребенок получает материализованный в виде игрушки образ пугающего предмета, которым может манипулировать по своему усмотрению (управлять, усмирять, совершать агрессивные действия, уничтожить и др.).
  • Анатомирование страха. Смысл данного приема состоит в подробном объяснении, что представляет собой пугающий предмет, как устроен, из чего состоит и т.д. Некоторые авторы советуют использовать прием привыкания (десенсибилизации), который уменьшает чувствительность к пугающему объекту. К примеру, можно завести дома маленьких детенышей грызунов. В процессе наблюдения за ними, игры, заботы ребенок постепенно преодолевает боязнь мышей.
    Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностными отношениями ребенка и породившими их причинами. Объяснение «анатомии» пугающего объекта позволяет осознать ранее непонятные, опасные свойства, которые вызывали эмоцию страха. Так, освещая ночью темную комнату фонариком, можно показать ребенку, что кажущиеся страшными предметы (одежда на вешалках, очертания шкафа и др.) на самом деле известны и привычны днем. 
    Ненавязчиво объяснять природу страхов (Д. Бретт) помогают терапевтические истории, которые начинаются словами: «Жила-была девочка, похожая на тебя...». При этом ребенку необходимо положить под подушку волшебный фонарик, которого «боится» ночной страх. 
    Использование познавательных процессов (Ф. Зимбардо) помогает и в борьбе с другими страхами (например, страхом выступления перед сверстниками, большой аудиторией и т.п.).
  • Вербализация страха. Как известно, «страшилки» различного содержания — один из видов своеобразного детского фольклора (Е. Соколова и др.). В них проявляется катарсическое реагирование на определенные эмоциональные трудности. Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребенок самостоятельно моделирует эмоциональное преодоление своих страхов. Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты.
  • В коррекции страхов эффективна сказкотерапия — самостоятельная психотерапевтическая методика (Т. Зинкевич-Евстигнеева и коллеги).
    Несомненно, в опыте психотерапевтической работы применяется и много других методов лечения этого серьезного эмоционального отклонения. В силу определенных причин некоторые из них используются редко. Среди них анималотерапия (дельфинотерапия) — система занятий с детьми посредством организации их общения с дельфинами. 
    Выбор коррекционных методов зависит от многих факторов, прежде всего от характера страха, причин его возникновения и индивидуальных особенностей ребенка.

Повседневная работа по профилактике детских страхов:

1.     Проведение педчасса на тему: «Как же обнаружить невротичных детей в группе?» Тревожные дети обычно мышечно зажаты, скованны, недаром говорят, что страх парализует человека.

2.     Для работы со страхом нужно действовать не только в психологическом направлении, но и воздействовать на последствия этого страха, выраженные на физиологическом уровне. Детям необходимы упражнения на релаксацию и расслабление. В нашем детском саду воспитатели проводят психогимнастические этюды по окончании утренней гимнастики, на прогулке.

3.     В качестве профилактики детского невроза страха я выясняю при помощи анкет, при поступлении ребенка в сад, в каких семьях повторные браки, кто из родителей находится в разводе, изучаю протекание беременности, родов, первый год жизни ребенка для того чтобы взять «трудных» детей под свой контроль.

4.     На родительском собрании даю задание в течение 30 минут написать сочинение на тему «Что плохого я вижу в собственном сыне (дочери)» на одной стороне листа и «Что я вижу положительного в своем ребенке» — на другой стороне. Часто родители видят лишь негативные стороны, зацикливаются на них, чем закрепляют страхи у своих детей.

 

Мини-программа по кинезиологии

(Галина Борсук, преподаватель Метода Сильвы)

     Эта программа, разработанная на основе опыта кинесиологии, не займет у вас много времени, а принесет много пользы. Десять минут ежедневных занятий - и у вас значительно увеличивается жизненная энергия, вы становитесь устойчивее к стрессам, забудете о болезнях. Кроме того, программа может служить как терапия мгновенного реагирования при болях в спине, головных болях, распространенных недомоганиях системы пищеварения, психологических проблемах, связанных с переутомлением, трудностью концентрироваться на конкретном деле, перепадах настроения. Итак, упражнения, которые каждый может делать, прислушиваясь к самому себе.

      1. Постукивание по щитовидной железе
      Щитовидная железа расположена под подбородком, на середине шеи. В кинесиологии она считается как бы центральным пультом управления жизненной энергией человека. Сложите руку в слегка расслабленный кулак, и осторожно постукивайте ним по шее в направления к грудине 10 раз, потом сделайте глубокий вдох. Повторите упражнение несколько раз.

      2. Касание лба.

Дотроньтесь пальцами обоих рук до обоих выступлений лобной кости над бровями. Закройте глаза и надавливайте на эти точки так долго, пока не ощутите учащение пульса. После этого сделайте глазами круговые вращательные движения. Это упражнение рекомендуется делать несколько раз в течении дня, также как и следующее: кладите одну ладонь себе на лоб, другую - на шею сзади, ближе к затылку. И держите так, слегка сжимая голову, 1-2 минуты. При эмоциональных нагрузках постукивайте пальцем по центрам бровей. Это упражнение расслабляет и снимает тревогу.

      3. Массаж ушей

Массируйте мочки ушей большими и указательными пальцами рук, пока не ощутите легкое потепление ушных раковин. Лучше всего расположить большой палец с тыльной стороны мочки, указательный - спереди уха. Вслед за массажем слегка оттягивайте мочку уха назад, пока не почувствуете натяжение тканей. Повторите несколько раз.
      Это упражнение способствует развитию памяти, помогает вспомнить нужную информацию.
      Простое действие физического стимулирования тактильных рецепторов наружного уха пробуждает весь механизм слухового восприятия. В ушной раковине расположены 148 точек, которые соответствуют различным частям тела. Ноги соответствуют точкам на верхушке уха, голова - на мочке. Ушная раковина напоминает эмбрион человека

      4. Энергетические зевки

Для выполнения энергетического зевка массируйте мышцы вокруг зоны челюсно-височного сустава. Этот сустав находится прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти. Через этот сустав проходят стволы пяти основных черепных нервов, которые собирают сенсорную информацию от всего лица, глазных мышц, языка и рта, активизируют все мышцы лица, глаз и рта при жевании и воспроизведении звуков.
      Когда мы находимся в состоянии стресса, наша челюсть часто сжимается, и передача импульсов через эту область снижается. Энергетические зевки расслабляют все лицо, и тогда поступление сенсорной информации происходит более эффективно.
     

Если у детей возникают проблемы с чтением, возможной причиной этого является то, что их глаза работают несогласованно. Из-за стресса дети также могут плохо слышать. Напряжение в челюстно-височном суставе, может мешать им разговаривать, что также отражается на мышлении. Энергетические зевки оказывает позитивное действие. Благодаря расслаблению мышц и облегчению функционирования нервов челюстно-височного сустава, улучшаются все связанные с ними функции глаз, лицевых мышц и рта.

    5. Энергетизатор

Это упражнение расслабляет мышцы корпуса тела. В результате повышается уровень кислорода в крови, расслабляются мышцы шеи и плеч, усиливается приток спинномозговой жидкости в центральной нервной системе. Упражнение помогает пробудить весь организм, особенно после утомительной работы за компьютером или долгого сидения.
      Чтобы выполнить это упражнение, положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди. Ощутите растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди.
      Если выполнять это упражнение 5-10 минут, то оно стимулирует и повышает концентрацию внимания. Тело совершает движение, которое активизирует вестибулярный аппарат, "пробуждает мозг", расслабляет плечевой пояс. А это улучшает слух и увеличивает циркуляцию кислорода, облегчая тем самым функционирование нервной системы. Это еще одно незаменимое упражнение при работе за компьютером. После него мы чувствуем себя активными, полными энергии и готовыми к обобщению своих мыслей.

 

 

СУЛИМЕНКО А. Н.

https://arhivurokov.ru/multiurok/6/0/7/60753a8017e4501ff8e6476c61a02fa223a8a225/korriektsionnaia-rabota-po-prieodolieniiu-dietskikh-strakhov-v-konsul-tativnoi-praktikie-dietskogho-psikhologha_1.pngЛИТЕРАТУРА

1.     Захаров А.И. Как преодолеть страхи детей. М., 1986.

2.     Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. М., 1997.

3.     Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.

4.     Масгутова С. К. Психологическая реабилитация детей, переживших железнодорожную катастрофу (из опыта работы). // «Вопросы психологии, 1990г., №1.


 

Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике детского психолога

Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике детского психолога

ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина — для диагностики родительской позиции по отношению к ребенку

ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина — для диагностики родительской позиции по отношению к ребенку

Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея,

Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея,

Таблица. Среднее количество страхов (по

Таблица. Среднее количество страхов (по

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии

Некоторые авторы настаивают на необходимости рисовать страх только черным цветом, который ассоциируется с ночью

Некоторые авторы настаивают на необходимости рисовать страх только черным цветом, который ассоциируется с ночью

Пусть он сам выберет, что ему больше по душе — рисование, сочинение рассказа или инсценировка страха

Пусть он сам выберет, что ему больше по душе — рисование, сочинение рассказа или инсценировка страха

Психокинесиологическая гимнастика , направленная на повышение принятия своего

Психокинесиологическая гимнастика , направленная на повышение принятия своего

Для этого представьте, что ребенок приходит в милицию и пишет заявление о пропавшем негоднике

Для этого представьте, что ребенок приходит в милицию и пишет заявление о пропавшем негоднике

Прежде чем вы окончательно завладеете моим рассудком, позвольте, я вылеплю вас из глины, чтобы вас боялись и узнавали все», - предложил мастер

Прежде чем вы окончательно завладеете моим рассудком, позвольте, я вылеплю вас из глины, чтобы вас боялись и узнавали все», - предложил мастер

Методика «Кинопробы». Это универсальная игра, которую можно применять для решения многих проблем

Методика «Кинопробы». Это универсальная игра, которую можно применять для решения многих проблем

Похожие бытовые истории, придумывают сами воспитатели для занятий по

Похожие бытовые истории, придумывают сами воспитатели для занятий по

Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое (противоположное)

Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое (противоположное)

Повторное переживание страха в игре приводит к ослаблению его травмирующего воздействия

Повторное переживание страха в игре приводит к ослаблению его травмирующего воздействия

Повседневная работа по профилактике детских страхов: 1

Повседневная работа по профилактике детских страхов: 1

Повторите упражнение несколько раз

Повторите упражнение несколько раз

Энергетические зевки оказывает позитивное действие

Энергетические зевки оказывает позитивное действие
Скачать файл