Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
docx
13.05.2020
Для психолога
4.docx

 

Психологический тренинг

 «Возможности ребенка с 3 до 6 лет»

(для родителей 2-х младших групп)

 

Афанасьева М. Е. – педагог-психолог

дошкольного учреждения № 99 «Жемчужинка»

КГУ «Научно-исследовательского специализированного центра-школы

комплекс развивающего обучения «Восток» для одаренных детей»

г. Усть-Каменогорск 2016 г.

 

Цель: выстраивание благоприятных отношений родителей и детей.

Задачи тренинга:

·         анализ проблем взаимодействия с детьми в кризисные периоды жизни;

·         расширение возможностей понимания и развития личностных особенностей и способностей своего ребенка;

·         профилактика семейного неблагополучия;

Адресат: тренинг рассчитан на работу с родителями, которые имеют проблемы в понимании детей 3-4 лет, в период возрастного кризиса.   

Для того чтобы легче было общаться, установим некоторые правила:

• Не перебивать друг друга;

• Доверительный, доброжелательный стиль общения;

• Искренность в общении (говорим правду или молчим);

• Общение по принципу «здесь и сейчас», говорим от первого лица (Я);

• Не критикуем личность других, а оцениваем только высказывания или поступки;

• Стараемся видеть сильные стороны выступающего;

Приветствие. Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я – Сергей. И с какой целью вы пришли на тренинг».

Упражнение «Приветствия в круге»

Цель: снятие напряжения, физическое раскрепощение, стимулирование спонтанности, активизация внутригруппового взаимодействия. Развитие взаимного доверия и сплоченности.

Участники группы становятся в круг и по очереди совершают различные выразительные движения (похожими на приветствия). Вся группа повторяет за каждым участником его жесты.

 

Беседа «Что такое дошкольник?» (Ответы родителей)

Цель: Ознакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей дошкольного возраста.

Дошкольник – ребенок в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:

1.    младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;

2.    средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;

3.    старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

Психодиагностика «Колесо возможностей ребенка».

Цель: помочь родителям увидеть своего ребенка через призму положительного взгляда и сосредоточиться на зоне ближайшего развития ребенка.

Для того, чтобы определить, какие возможности и способности имеются у Вашего ребенка, мы проведем одну маленькую психологическую методику, которая называется «Колесо возможностей ребенка».

Для составления колеса возможностей ребёнка потребуется простой лист бумаги. На нем необходимо нарисовать окружность и разделить ее на 8 равных частей. Эти части – это возможности и способности детей дошкольников. Стоит задуматься и определить максимально насколько развиты способности и возможности вашего ребенка с вашей точки зрения. Затем необходимо оценить сформированности и развитость каждой из частей жизни. Для этого используйте 10-бальную шкалу. 0 будет означать полную не сформированность и не развитость, а 10 – максимальную сформированность и развитость. Причем следовать нужно не каким-то стандартным требованиям, а личным ощущениям. Мнение остальных не должно влиять на колесо возможностей ребенка.hello_html_4e4251ab.png

1.    Физическое развитие, активность;

2.    Речевое развитие;

3.    Интеллектуальное развитие;

4.    Коммуникабельность (общительность, инициативность);

5.    Знание и владение нравственными основами и культурой поведения;

6.    Память (запоминание, воспроизведение);

7.    Внимание (сосредоточенность, устойчивость внимания)

8.    Творческое воображение;

 

В итоге, можно сделать вывод, какие возможности и способности у вашего ребенка хорошо развиты, где недостаточно, где нужно поработать над этим. Посмотрите, поедет ли ваше «Колесо» на данный момент времени?

Мини – лекция «Что может и не может дошкольник».

Цель: Ознакомить родителей с основными психолого-педагогическими особенностями развития детей дошкольного возраста.

В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту. Этот переход характеризуется так называемым кризисом трех лет. У ребенка формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания его самостоятельности. Л. Выготский выделяет симптомы кризиса, которыми характеризуется этот переходный период:

·         Негативизм;

·         Упрямство;

·         Строптивость;

·         Своеволие;

·         Обесценивание всего того, что раньше являлось значимым для ребенка;

·         Деспотизм;

·         Протест.

Новообразованием кризиса трех лет является гордость за собственные достижения. Формируется самосознание ребенка, проявляющаяся в становлении самостоятельной позиции.

Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребенка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях.

В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.

Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

·         Развитие мотивационно-потребностной сферы — освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.

·         Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребенок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.

·         Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.

·         Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам

В качестве окончания данного возрастного этапа Л. Выготский рассматривает кризис 6-7 лет, основными симптомами которого являются:

·         Потеря непосредственности;

·         Появление «скрытности» в отношении своих чувств;

·         Утрата прежних интересов.

Появляется стремление к социально значимой позиции, большей самостоятельности. Отношение ребенка к миру начинает регулироваться характером его отношений с окружающими людьми.

 

Слова психолога

Большую роль в формировании личности человека играет не только отношение в семье, по также и врожденные особенности, с которыми ребенок появляется па свет. Таких особенностей 9, при воспитании необходимо их учитывать, и ни в коем случае не стараться их изменить, а тем более не обвинять ребенка за их проявление.

 

Упражнение «Разреши другому быть другим»

Цель: Ознакомление со врожденными качествами и способностями детей дошкольного возраста.

1.    Родителям предлагается список врожденных качеств, с которыми ребенок рождается. Анализируя и учитывая эти качества, родители составляют индивидуальный портрет своего ребенка с конкретными примерами различных проявлений.

·         Уровень активности (степень наследственной моторной активности, которая определяет активным или пассивным будет ребенок).

·         Ритмичность (регулярность или не регулярность таких функций, как голод, тип питания, выделений, ритм цикла сон - бодрствование).

·         Приближение или удаление (тип естественной реакции ребенка на такие стимулы, как-незнакомая еда. игрушка или человек).

·         Приспособляемость (скорость и легкость, с которой ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды).

·         Интенсивность (количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроения).

·         Порог реактивности (уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы проявилась нужная реакция).

·         Качество настроения (преобладание положительного настроя, проявляемого как радостный, приятный, веселый, дружелюбный характер в противовес отрицательному, который проявляется как неприятный, капризный, крикливый, недоброжелательный характер).

·         Способность отвлекаться (характеризует степень влияния посторонних помех на способность сконцентрировать внимание на своей линии поведения).

·         Интервал внимания и настойчивости (продолжительность времени, в течении которою ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий).

2.    Выписать в столбик те качества ребенка, которые не устраивают родителей, а рядом с каждым таким качеством написать позитивную интерпретацию этого же качества, т.е. что хорошего в этом проявлении и где это можно использовать? Например, упрямство, вместо отрицательной общепринятой интерпретации, представить это качество как способность сказать «нет», возразить авторитетам.

3.    После того, как все качества будут позитивно интерпретированы, необходимо написать новый портрет ребенка.

4.    Сравнить эти два описания, и выбрать какой больше нравится. Посмотрите на ребенка по-другому и разрешите ему быть другим.

 

 

Психологическое упражнение «Поляна родительского счастья»

Ресурсы: мелодия классической музыки Yiruma – «Kiss The Rain».

«Итак, сосредоточьтесь на своем дыхании. Особое внимание уделите выдоху. Выдох является актом расслабления. С каждым выдохом вы будете чувствовать себя более спокойно.

Сделайте три глубоких и медленных вдоха и еще более медленных выдоха. Вы сидите на этом стуле, сейчас, в этой комнате, слышите, мой голос, и ощущаете, как ваши ноги касаются пола, вы чувствуете свое дыхание, и оно становится спокойнее. Вы чувствуете, как спина касается спинки стула, и руки лежат на ваших бедрах, при этом вы слышите звуки, которые проходят мимо вас, и вы испытываете удовольствие, и к вам приходит ощущение полного комфорта. Посторонние звуки для вас не будут иметь значения, вы будете слышать мой голос, представлять и чувствовать то, о чем будете слышать.

… Вы идете по тоннелю и выходите на прекрасную светлую поляну. Оглянувшись, вы узнаете знакомое место и вспоминаете, что вы уже были здесь когда-то и чувствовали себя очень счастливым. Рядом с вами близкие и родные люди, среди них и ваш ребенок. Вы наблюдаете со стороны за ним. Посмотрите внимательно, как он выглядит, в чем он одет, что он делает? Вы смотрите на него и чувствуете переполняющую грудь радость. Вас привлекает его внешность, радуют его способности, любые его проявления. Вы принимаете его таким, какой он есть. Испытываете чувство благодарности, к нему за то, что он у вас есть.

Находясь здесь, вы обладаете всеми качествами, которые необходимы для того, чтобы воспитать ребенка в любви и счастье, решать любые возникающие проблемы спокойно и взвешенно.

Выберите те качества, которые необходимо вам взять с собой в настоящее время. Наше приятное путешествие подходит к концу, и вы будете постепенно возвращаться в настоящее время. Я буду считать от 5 до 1, и с каждым счетом вы будете чувствовать бодрость, прилив сил.

5 – Вы уже чувствуете, как поток энергии проходит через ноги и разливается по всему телу, он бодрит вас, и вы испытываете приятное ощущение.

4 – Это ощущение усиливается, чувствуете легкость, энергичность, легкость.

3 – Вам приятно осознавать перемены, которые произошли с вами. Вы все так же испытываете приятные чувства.

2 – А теперь мысленно представьте окружающую вас обстановку, людей, которые находятся радом с вами в этой комнате.

1 – Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Откройте глаза и улыбнитесь.

Рефлексия: Участникам предлагается рассказать по о своем внутреннем состоянии, пережитом сейчас по желанию.


Упражнение «Я хороший родитель потому что…». Родителям в круг предлагается произнести фразу «Я хороший родитель потому что…» и выделить положительное в процессе воспитания ребенка.

 

Просмотр видеоролика «Фильм о воспитании детей». Обсуждение увиденного.

 

 

 

Эту тему хотелось бы завершить стихотворением педагога Н. Дереклеевой,посвященное взаимоотношениям между взрослым и ребенком:

 

Чем проповедь выслушать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живёшь,

По правде или нет.

 

Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».

Уважаемые родители, наш тренинг подошел к концу. Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными. До новых встреч!

Желаем вам успеха в выстраивании отношений с вашими собственными детьми. А самое главное – любите и берегите своих родных и близких!


 

Скачано с www.znanio.ru

Психологический тренинг «Возможности ребенка с 3 до 6 лет» (для родителей 2-х младших групп)

Психологический тренинг «Возможности ребенка с 3 до 6 лет» (для родителей 2-х младших групп)

Цель: помочь родителям увидеть своего ребенка через призму положительного взгляда и сосредоточиться на зоне ближайшего развития ребенка

Цель: помочь родителям увидеть своего ребенка через призму положительного взгляда и сосредоточиться на зоне ближайшего развития ребенка

В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту

В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту

Большую роль в формировании личности человека играет не только отношение в семье, по также и врожденные особенности, с которыми ребенок появляется па свет

Большую роль в формировании личности человека играет не только отношение в семье, по также и врожденные особенности, с которыми ребенок появляется па свет

Ресурсы: мелодия классической музыки

Ресурсы: мелодия классической музыки

Эту тему хотелось бы завершить стихотворением педагога

Эту тему хотелось бы завершить стихотворением педагога
Скачать файл